Потенциал человека (личности). Что это? И КАК? Проблемы управления человеческим потенциалом

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Человеческий потенциал – это «совокупность физических и духовных сил граждан, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей, как инструментальных, так и экзистенциональных, включая расширение самих потенций человека и возможность его самореализации» (Вишневский А.Г., Васин С.А., Зайончковская Ж.А.)

Составляющие человеческого потенциала :

    Физическая – характеризует физические и психологические возможности человека, зависящие от его здоровья.

    Интеллектуальная – включает в себя уровень знаний и умений, врожденные способности, талант, волевые и лидерские качества человека, накопленный производственный опыт.

    Нравственная – это объединение нравственной системы и возможностей ее реализации в среде. Он является моделью, с помощью которой человек представляет свои намерения в отношении полезности собственной деятельности для потенциала своей среды; основной характеристикой такой модели является способность приносить пользу (наносить вред) среде деятельности.

    Профессиональная – представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве, - с другой.

Качественные характеристики потенциала включают целый ряд параметров:

    уровень жизни,

    грамотность,

    образованность,

    здоровье,

    нравственность,

    творческий потенциал,

    активность.

Феномен человеческого потенциала обладает следующими особенностями :

    Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.

    Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.

    Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.

    Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.

Из диаграммы известного американского психолога Абрахама Маслоу видно, что самоактуализация для человека важнее других потребностей. Однако чем менее удовлетворены базовые потребности, тем более затруднителен переход к потребностям высшего порядка, к которым и относится самоактуализация.

Потребности воспроизводства рабочей силы отражают условия производственной деятельности человека. К ним относятся: потребности в пище, одежде, жилище, транспорте, сохранении здоровья, повышении профессионального образования, информации и т. п. От того, насколько полно удовлетворяется эта группа потребностей, зависит эффективность труда работника, его настроение.

Другая группа потребностей - потребности развития личности - намного сложнее и многограннее, поскольку отражает все условия жизнедеятельности человека в обществе. Это потребности социально активной личности, они предполагают потребности в физическом и духовном совершенствовании, в творческой деятельности, культурном и эстетическом воспитании и т. д.

2. Субъекты и механизмы обеспечения воспроизводства человеческого потенциала и профессионального потенциала, как его важнейшей составляющей. Особенности профессионального потенциала работников туристской индустрии.

Отличительной особенностью субъекта является то, что им могут выступать только люди (социальные элементы, сотрудники организации). Относительно субъекта менеджмента можно отметить, что только в рамках организации человек (или группа людей) могут быть субъектами менеджмента.

Механизм обеспечения воспроизводства человеческого потенциала состоит из трех фаз:

    на первой фазе в денежной форме происходит создание условий для производства потенциала (за счет бюджетов всех уровней);

    на второй фазе – как результат предоставления образовательных услуг;

    на третьей происходит реализация интеллектуального потенциала, в результате чего происходит создание условий для его производства, таким образом, он принимает свою первоначальную денежную форму.

На предприятии главное – работник, поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале и т.п.

Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала; организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала; учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала и т.п.

Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений; анализ и регулирование отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами и т.п.

Подсистема обеспечения оптимальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение соответствия требованиям психофизиологии труда; соблюдение соответствия требованиям технической эстетики, охраны труда и окружающей среды и т.п.

Подсистема управления развитием персонала осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации; введение в должность и адаптацию новых работников; организацию рационализаторской и изобретательской деятельности; реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения и т.п.

Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового коллектива; разработка систем оплаты труда; разработка форм участия персонала в прибылях и капитале; разработка форм морального поощрения персонала и т.п.

В индустрии туризма к сотрудникам предъявляют разнообразные требования, которые можно объединить в две группы.

1. Профессиональные требования:

    теоритическая подготовка в профессиональной сфере;

    практические навыки работы в профессиональной сфере;

    знание иностранных языков;

    навыки со специализированными компьютерными программами;

    навыки речевой коммуникации, ведения переговоров;

    навыки управления конфликтами;

    знания и практические навыки в области маркетинга и техники продаж;

    знания и практические навыки в области менеджмента и самоменеджмента;

    знание законодательных актов, касающихся профессиональной сферы деятельности.

2. Личностные характеристики:

    ориентированность на потребности клиента;

    коммуникабельность;

    нацеленность на результат деятельности;

    нацеленность на изменения (гибкость, ситуативность поведения);

    постоянное рационализирство (стремление улучшить бизнес-процессы в компании);

    стремление к саморазвитию, профессиональному росту;

    личная дисциплинированность;

    стрессоустойчивость;

    умение работать в команде.

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом. Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений. И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и т.д. -- не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», -- следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал». человеческий потенциал социальный

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса -- для общества.

В Украине такие условия еще не созданы. На большинстве предприятий по-прежнему используется дешёвый труд, а заработная плата рассматривается как источник экономии издержек производства, а не вид инвестиций. Поэтому, говорить о том, что наёмная рабочая сила (также являющаяся одной из социально-экономических форм бытия человеческого потенциала в системе рыночных отношений) воспроизводится в форме капитала, а не товара, в подобных обстоятельствах оснований нет.

Феноменология человеческого потенциала обладает следующей спецификой:

  • 1. Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.
  • 2. Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.
  • 3. Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.
  • 4. Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.

Человеческий потенциал нации - это интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств населения страны, отражающая уровень и возможности развития ее граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях .

Важнейшей частью национального богатства многих стран современного мира является человеческий потенциал. Что такое человеческий потенциал сегодня, в век глобализации и резкого расширения человеческих возможностей? Это умение ставить сложные, рекордные цели и задачи, готовность к современным формам мобильности, мышление в геокультурных, геоэкономических и геополитических координатах, способность искусственного, проектного отношения к собственным перспективам. Вместе с тем в последнее время аналитики отмечают стремительно растущий дефицит в российском обществе таких, казалось бы, очевидных человеческих качеств, как воля, устремленность, самостоятельность в принятии решений, наличие устойчивых интересов и целей. Зачастую люди, будучи в той или иной степени талантливыми и одаренными от природы, оказываются неспособными не по уровню подготовки, а по своим социально-антропологическим качествам и ментальным установкам к удержанию на протяжении жизни высокой индивидуальной "планки" и высоких стандартов деятельности.

Структура понятия человеческого потенциала включает два уровня: базовый, куда входят физическое, психическое, социальное здоровье, и деятельностный, включающий физиологический, психологический, интеллектуальный, социальный и культурный потенциалы. В результате длительного процесса развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни возник целый ряд понятий: "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал", "человеческий фактор", "человеческий капитал" .

В современных условиях эффективность работы организации зависит от:

  • - благоприятной деловой окружающей среды;
  • - правильной стратегии организации;
  • - качества человеческих ресурсов .

Переход Украины к рыночной экономике поставил вопрос о необходимости создания эффективных систем, обеспечивающих высокое качество человеческих ресурсов, особенность которых в том, что:

  • - во-первых, чем больше люди включены в профессиональную деятельность, тем больше у них накапливается жизненного и профессионального опыта, тем меньше времени им требуется для качественного решения профессиональных задач, тем большую ценность они представляют для организаций;
  • - во-вторых, это сложнейший объект социального управления;
  • - в-третьих, профессионализация видов деятельности требует большой капиталоемкости для становления профессионалов;
  • - в-четвертых, высокая эффективность деятельности профессионалов в организации достигается созданием рационального управления их возможностями.

Концепция "человеческих ресурсов" признает необходимость капиталовложений в формирование и развитие людских ресурсов исходя из экономических целесообразностей, имеющих своей целью привлечение более качественного в профессиональном плане работника, создание условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника, что влечет за собой необходимость более полного использования знаний, навыков работников. Отсюда изменяются и акценты работы с персоналом, в частности делаются усилия по развитию и раскрытию скрытых возможностей работника. Проблема в том, что люди наиболее консервативная составляющая организации, и требуется обязательная адаптация человеческих ресурсов к новым целям, методам и отношениям.

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития», получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике (1998) Амартии Сена. В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach) и обосновал положение о том, что процесс развития -- это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными» .

Доход, согласно концепции человеческого развития -- это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения, но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу, а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике.

Человеческий потенциал страны - это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей - как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.

Многомерный человеческий потенциал зависит от качественных характеристик людей, от их соматического и психического здоровья; социальных потенций; развитости материальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения, включая возможности трудовой деятельности и ее содержание; образованности; социокультурной мотивированности поведения и пр. Все эти характеристики системны, они не могут соединяться в произвольном порядке. Тип личности, система ценностей и предпочтений, структура и настоятельность интересов, степень активности, психологические реакции - все взаимоувязано и в таком взаимоувязанном виде формируется социальной средой. Каково общество, таков и человек. Но верно и обратное: каков человек, таково и общество. В этом кроются границы социального действия, в этом же - ценность понятия человеческого потенциала .

Введение. 3

1.Основные факторы производства. 5

1.1 Труд. 5

1.2 Земля. 7

1.3 Капитал. 8

1.4 Предпринимательская способность. 12

1.5 Информация. 16

2.Роль человеческого капитала в реализации задач, стоящих перед

Российской экономикой. 20

2.1 Оценка человеческого капитала в современной России. 20

2.2 Возможности активизации человеческого капитала в России. 23

Заключение 27

Список литературы 29

Введение.

В последние годы социальной сфере России уделяется особое внимание. В соответствии с программой социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу ключевым направлением деятельности отечественного правительства является обеспечение достижения таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.

Актуальность темы исследования определяется особенностями текущего этапа социально-экономического развития России. Приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.

Необходимо с формировать сравнительные преимущества, которые будут определять геополитическую конкуренцию середины XXI века. Среди определяющих национальные конкурентные преимущества факторов на передний план выйдут: образование и охрана здоровья населения; развитие науки; пропускная способность, доступность и наполнение информационной среды; способность государственного управления обеспечить раскрытие созидательных творческих возможностей каждой личности; чистота окружающей среды и высокое качество жизни.

Успешное функционирование производства зависит от наличия и эффек-тивного сочетания различных факторов производства. На всех этапах развития человечества главными факторами производства выступали рабочая сила (человеческий фактор) и средства производства (вещественные, материальные факторы). В более узкой трактовке факторы производства представлены первичными ресурсами, становящимися элементами процесса производства. Они поступают в экономическую систему извне. Экономическая наука знает два подхода к классификации факторов производства (Таблица 1). [ 5 ]

Марксистская политическая экономия в качестве факторов производства

Таблица 1. Различные подходы в выделении факторов производства и их классификация.

выделяет рабочую силу, предмет труда и средства труда. Рабочая сила- личный фактор производства. Предмет труда и средства труда, воплощаясь в средствах производства, образуют вещественные факторы. Личные и вещественные факторы, объединяясь, образуют сложную систему отношений. В ней ведущую роль играют отношения собственности, которые формируют общественный принцип производства, распределения, обмена и потребления. [ 5 ]

Маржиналистская классификация к факторам производства относит землю, труд, капитал, предпринимательскую способность и информацию.

В своей работе я остановлюсь на подробном анализе маржиналистской классификации факторов производства. В частности первая часть будет посвящена выделению основных характеристик факторов производства, а вторая - более детальному анализу роли человеческого фактора в производстве и воздействия инвестиций в человеческий капитал применительно к российскому обществу.

1.Основные факторы производства.

1.1 Труд.

Основой жизнедеятельности человеческого общества является труд. Труд опосредствует обмен веществ между человеком и природой, приспосабливая природные материалы и всю окружающую среду под потребности человека и общества. Человеческому труду присущи следующие специфические факторы: целенаправленность (любое производство преследует какую-либо цель, поставленную человеком); общественность (занимаясь трудовой деятельностью человек, использует знания и навыки, приобретенные в процессе социализации человека); созидательность (конечная цель трудовой деятельности предполагает производство благ); способность создавать орудия труда.

В процессе труда человек меняет не только окружающую среду, но и свою внутреннюю природу, реализует свою способность к труду: он развивается и совершенствуется физически и умственно, приобретает новые знания, его язык отражает новые понятия. Таким образом, можно утверждать, что труд создал человека и продолжает развивать его.

Труд – важнейший фактор производства. Это объясняется рядом причин, среди которых можно отметить следующие: во-первых, практически каждый работоспособный член общества является субъектом рынка труда; во-вторых, вознаграждение (заработная плата), получаемое ресурсом (трудом) на рынке труда, составляет основную часть дохода подавляющего большинства семей любой страны; в-третьих, вопросы занятости, безработицы, уровня заработной платы становятся объектом политической и экономической борьбы, государственной политики. [ 5 ]

Труд может быть квалифицирован как процесс созидательной целесообразной деятельности человека, с помощью которой он видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. По определению Джевонса, труд есть всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы. [ 7 ]

Процесс труда включает три момента: сам труд, предмет труда и средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Труд олицетворяет рабочую силу и ее носителей – работников. В современном мире большое значение имеет квалификация рабочей силы. Чем выше квалификация рабочей силы, тем большим потенциалом обладает ее носитель, тем выше уровень создаваемых таким трудом жизненных благ. Труд может быть квалифицирован следующим образом (Таблица 2).

Труд


Таблица 2. Виды труда.

Абстрактный труд представляет собой затраты физиологической энергии товаропроизводителей, не учитывающие конкретных условий товарного производства. Согласно трудовой теории стоимости абстрактный труд создает стоимость товара.

Конкретный труд связан с затратами энергии в определенной полезной форме, создающей потребительскую стоимость. Конкретный труд образует диалектическое единство с абстрактным трудом. В условиях рынка конкретный труд является частным трудом, а его общественный характер выражается через абстрактный труд. Здесь, однако, имеется противоречие, которое выражается в общественном характере производства и частнокапиталистической форме присвоения.

Живой труд – затраты умственной и физической энергии человека, направленные на создание материальных и духовных благ. Он делится на необходимый и прибавочный.

Прошлый труд – овеществленный труд, воплощенный в средствах

производства и предметах потребления. Труд, производящий товары, является

простым, если он не требует специальной подготовки. К нему относится труд неквалифицированных работников. Сложным трудом является всякий труд, для осуществления которого работника необходимо специально подготовить. Сложный труд – это квалифицированный труд. Он может быть выражен умножением простого труда. [ 7 ]

1.2. Земля.

Под фактором земля понимаются все естественные ресурсы: природные ископаемые, леса, земли сельскохозяйственного значения, все природные богатства, которые могут быть задействованы в производственном процессе. Считается, что количество этого фактора условно фиксировано, а спрос на него является производным, т.е. зависит от спроса на производимую с его помощью продукцию. Этот фактор, в отличие от других, не является результатом человеческой деятельности.

К понятию «земля» относятся не только географические территории, но и все заключенное в недрах земли (нефть, руды, газ, уголь, и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства. Кроме того, понятие «земля» включает всю биосферу, в которой проходит жизнь человека и осуществляется процесс производства.

В современных условиях значение земли в жизни человека определить не так просто. С одной стороны, роль естественных сил земли и зависимость человека от сил природы многократно снизились. Научно-техническая революция и новые технологии привели и к созданию искусственного плодородия почвы, и к появлению синтетических материалов, и к освоению новых видов энергии, ранее недоступных человеку. С другой стороны, многие природные ресурсы, которые ранее считались неисчерпаемыми, оказались на грани исчезновения. Повсеместно на земном шаре не хватает пресной питьевой воды. Разведанные запасы нефти могут истощиться через 40 лет, угля – через 100 лет. Исчезают с лица планеты леса, в том числе и джунгли, ответственные за состояние атмосферного воздуха. Исчезают целые виды животных. Загрязняются природные водоемы, гибнут рыбные ресурсы. Производственная деятельность человека загрязняет не только воду и воздух, но и почву, продукты которой становятся негодными к употреблению. Таким образом, общее ухудшение состояния экосферы делает человека более уязвимым от сил природы, в связи, с чем значение земли (в широком смысле слова) беспрецедентно возрастает. Растет также значение доступа к полезным ископаемым и,прежде всего к энергоносителям,таким как нефть,газ. Значительно возрастает значение земли как места обитания человек и размещения производственных объектов. [ 7 ]

1.3 Капитал.

Современная экономическая наука понимает под капиталом: стоимость, приносящую прибавочную стоимость;чистую стоимость активов физического или юридического лица за минусом суммы обязательств;навыки и знания, приобретенные в процессе обучения;сумму, внесенную акционерами или пайщиками для современного ведения хозяйственной деятельности; совокупные ресурсы,используемые в бизнесе;все средства производства, созданные людьми:оборудование,инструменты,транспорт,знания,машины, сырье,запасы товаров и полуфабрикатов,нематериальные активы и т.п.; совокупность экономических отношений,существующих в обществе; капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику; фактор производства,ответственный за соединение результатов прошлого и настоящего труда.

Теоретически и практически капитал непрерывно связан с понятием прибыли. В этом его основное содержание,и в этом сходятся все научные трактовки капитала. Ученые также согласны в том,что капитал авансируется, т.е. не расходуется окончательно и пускается в оборот (промышленный, торговый,денежный),с тем,чтобы вновь вернуться к своему владельцу и принести доход в виде прибыли.

В широком смысле под капиталом понимают все то,что приносит его владельцу доход. Это могут быть и средства производства,и сданная в аренду земля,и денежные вклады в банке,и используемая в производстве рабочая сила. Капитал подразделяют на реальный,или физический,и денежный,или финансовый. Под реальным капиталом подразумевается сами средства производства,а под финансовым – деньги,используемые для закупки средств производства. Эти деньги принято называть инвестициями.

Наиболее часто употребляемым определением капитала является следующее: капитал – это самовозрастающая стоимость. В связи с этим определением существует множество производственных понятий капитала (Таблица 3). [ 6 ]

Активный

Амортизационный

Банковский

Беглый

Буферный

Блуждающий

Венчурный

Выпущенный

Вложенный

Гибкий

Гомогенный

Декларированный

Денежный

Добавочный

Заемный

Негативный

Инвестиционный

Номинальный

Общественный

Оборотный

Основной

Паевой

Собственный

Теневой

Чистый

Таблица 3. Капитал

Опираясь на понимание экономической категории капитала, можно утверждать,что деньги сами по себе не являются капиталом. Деньги как деньги выполняют функцию удовлетворения разнообразных потребностей индивидуума. Деньги же в качестве капитала преследуют другую цель – увеличение капитала. В этом случае основная задача владельца денег состоит в их приумножении,увеличении богатства,получении прибавочной стоимости. [ 4 ]

Прибавочная стоимость – часть стоимости товара, создаваемая неоплаченным трудом. Прибавочная стоимость является источником доходов работодателей. В процессе производства рабочая сила используется работодателем сверх ее стоимости. В результате этого она производит прибавочную стоимость,эквивалентную стоимости неоплаченного труда.

Каптал находится в постоянном движении. Это способ его существования. Непрерывно происходящее круговое движение капитала образует его оборот (Таблица 4). При этом на стадии производства различные части производительного капитала оборачиваются по-разному (за разные сроки). В зависимости от этого производительный капитал делят на основной и оборотный. Основной капитал участвует в производстве многократно,частями перенося свою стоимость на готовые изделия и возвращаясь к инвестору в денежной форме по частям. К нему относятся заводские здания,машины, оборудование и т.д. В отличие от него оборотный капитал участвует в производстве однократно,полностью переносится на созданный продукт и возвращается к инвестору в денежной форме в течение одного кругооборота. К нему относятся сырье,материалы,полуфабрикаты и т.д. а также заработная плата работников.

Таблица 4. Оборот капитала.

Форма обращения денег как капитала имеет следующий вид:

D (деньги) – T (товар) – D" (деньги плюс дополнительные деньги),

Где D"=D + m

В этой формуле содержится некоторое противоречие. Дело в том, что обмен, как известно, происходит на эквивалентной основе. Здесь же мы имеем превышение первоначально авансированной суммы. То есть первоначально авансируемая сумма приросла на некоторое количество денег. Формула капитала как раз и показывает процесс возникновения прибавочной стоимости(m). Следовательно, получение прибавочной стоимости невозможно вне сферы обращения (T),где ее товарная форма превращается в денежную. Товарная же форма прибавочной стоимости создается наемным трудом в процессе производства.

Существуют два способа производства прибавочной стоимости: абсолютный и относительный. Оба они базируются на степени использования рабочего времени. Рабочий день представляет собой сумму необходимого и прибавочного рабочего времени. Необходимое рабочее время – это период,в течение которого работник воспроизводит эквивалент стоимости своей рабочей силы. В рамках прибавочного времени он создает прибавочную стоимость. Таким образом, абсолютный способ производства прибавочной стоимости заключается в простом удлинении рабочего дня (Таблица 5). Тогда необходимое время остается неизменным,а прибавочное – увеличивается. Производство относительной прибавочной стоимости базируется на повышении производительности труда. При этом рабочий день не только не удлиняется, но даже может сокращаться (Таблица 6).

Необходимое рабочее время, ч

Прибавочное рабочее время, ч

Рабочий день, 8 ч

Таблица 5. Процесс производства абсолютной прибавочной стоимости.

Необходимое рабочее

время, ч

Прибавочное рабочее время, ч

Рабочий день, 8 ч

Таблица 6. Процесс производства относительной прибавочной стоимости.

Абсолютная прибавочная стоимость – прибавочная стоимость,произ-водимая путем удлинения рабочего дня.

Относительная прибавочная стоимость – прибавочная стоимость,возни-кающая вследствие сокращения необходимого рабочего времени и соответствующего изменения соотношения величин обеих составных частей рабочего дня.

Рост производительности труда при производстве относительной прибавочной стоимости вызывает не только увеличение объемов производства, удешевление предметов потребления, но и ведет к понижению цены рабочей силы. Это в свою очередь вновь ведет к увеличению производства прибавочной стоимости.

Разновидностью относительной прибавочной стоимости является избыточная прибавочная стоимость. Она характеризует индивидуальный уровень производительности труда отдельных предприятий, превышающий его общественное значение. Ее основным отличием от относительной прибавочной стоимости является то, что она не связанна с понижением стоимости рабочей силы, а целиком базируется на применении более производительного труда.

Не следует, однако, думать, что прибавочная стоимость производиться только лишь за счет наемных работников. Она – субпродукт всех факторов производства: земли, капитала, труда, предпринимательской способности, информации. Посредством труда она принимает формы, позволяющие оценить ее стоимостную величину.

В современной России некоторые политические партии в своей предвыборной борьбе используют тезис о перераспределении природной ренты, присваиваемой новыми олигархами. Это и есть не что иное, как попытка перераспределения прибавочной стоимости, создаваемой в топливно-энергетическом комплексе страны за счет ее природного потенциала. [ 5 ]

1.4 Предпринимательская способность.

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин.

Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство – это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности. [ 9 ]

Предпринимательские способности можно охарактеризовать как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

В свою очередь к предпринимателям относятся, прежде всего, владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.

Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей людей.

Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, земля, капитал, информация. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиции, нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов, и государственного регламентирования, позволил США и ряду других стран Запада эффективно преодолеть многие трудности 80-90-х гг.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращаются в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становиться определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство – инициативная деятельность. Постоянное стрем-ление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива – это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей – с «духом ненасильственного приобретательства».

Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации.

Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования – ключевая задача перехода к предпринимательству.

Риск является органической компонентой предпринимательской деятельности, но само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии решений. Нечеловеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.

Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью.

Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции . [ 9 ] 1.5 Информация.

Информация является основным фактором экономической динамики. Асимметричность распределения информации является источником неравновесия и развития экономической системы, а также фактором формирования транзакционных издержек, имеющих информационную природу. Рост транзакционных издержек вследствие неопределенности становится ограничителем экономического роста и фактором его нестабильности. Снижение транзакционных издержек, в первую очередь в наукоемких отраслях, позволит стимулировать устойчивый экономический рост.

Экономическую систему, сложившуюся в развитых странах во 2-й половине XX века, часто называют постиндустриальной, информационной экономикой, или экономикой, основанной на знаниях.

Характерной чертой постиндустриальной экономики является широкое применение информации в хозяйственной деятельности. Информация используется в качестве фактора производства с самого момента возникновения общества и хозяйства, но в постиндустриальной экономике информация играет принципиально новую роль, что и позволяет говорить об особом этапе развития хозяйства, возникающем в процессе развития западной цивилизации.

В экономике, основанной на знаниях, период воспроизводства удлиняется за счет того, что в воспроизводственный цикл вкл ючается стадия производства "идеи". Еще в период классического промышленного капитализма научно-технический прогресс имел характер внешнего по отношению к хозяйству процесса, и предпринимательская прибыль не была и предпринимательская прибыль не была главным стимулирующим фактором научных исследований.

Специфика экономики, основанной на знаниях, определяется той ролью, которую играет информация. Как и всякому экономически значимому фактору производства, информации присущи такие качества, как полезность и редкость.

С экономической точки зрения важна не абсолютная ценность знаний, а их редкость, так как даже очень ценные знания не приносят экономической выгоды, если они общеизвестны. Важна ограниченность знаний, их недоступность никому, кроме выгодоприобретателя . Поэтому экономику, основанную на знаниях, с большим правом можно было бы назвать «экономикой, основанной на незнании», несмотря на колоссальный объем производимой и потребляемой в процессе хозяйственной деятельности информации, а также усовершенствование методов обработки информации.

Для объяснения кажущегося противоречия между огромным потоком информации, и ее редкостью необходимо провести различие между знаниями и данными, как принципиально различными типами информации, применяемой в хозяйственной деятельности.

Под знаниями здесь имеется в виду обобщенная, абстрактная, систематизированная информация о природе и обществе. В отличие от знаний, данные – конкретная информация, понимание и интерпретация которые возможны только на основе уже имеющихся знаний.

Количественное накопление знаний и данных ведет к совершенно различным результатам. Если накопление знаний сопровождается их универсализацией, то есть возможностью описать при помощи одного набора аксиом, гипотез и законов описать все возрастающий объем фактов, то накопление данных, во-первых, ведет к сложностям в их обработке, и, во-вторых, повышается вероятность того, что часть данных не сможет «втиснуться» в рамки существующих знаний. Поэтому рост объема информации в обществе сопровождается снижением экономической эффективности информации.

Необходимо также отметить, что с ростом сложности производства и с развитием разделения труда возрастает зависимость производства от знаний о механизмах функционирования общества. Социальные знания обладают специфическими свойствами, проистекающими из их интегрированности в процесс принятия решений.

Важной практической функцией социального знания в процессе хозяйственной деятельности является помощь участникам хозяйственной деятельности в прогнозировании поведения своих партнеров, конкурентов и т.д. В информационной экономике способность социальных знаний выполнять прогностическую функцию снижается.

Ситуация неопределенности усугубляется попытками отдельных экономических агентов не просто предсказать, но и среагировать на прогнозируемые социальные изменения, результатом чего становится увеличение неопределенности у других субъектов и в экономической системе в целом. Примером подобного механизма является инфляция ожиданий, возникающая вследствие стремления избавиться от валюты, чье обесценение предполагается в будущем. В системе информационных зависимостей ситуация неопределенности порождает обратные связи, придающие динамике развития нелинейный характер.

Другим важным следствием роста неопределенности является устаревание информации, содержащейся в неявной форме в институтах. Возникает потребность в обработке информации там, где раньше возможно было использовать привычные способы хозяйствования.

В случае с человеческим капиталом, который в экономике, основанной на знаниях, становится основным, наиболее производительным активом, появляются дополнительные сложности, вызванные тем, что производительная способность человека не является его единственным «полезным» свойством. Поскольку человеческий капитал является специфическим активом, у его партнеров возникает стремление ограничить его мобильность, чтобы гарантировать себе будущий поток доходов от комбинации своих активов с человеческим капиталом. Следовательно, возникает тенденция к ограничению личной свободы человека. Прикрепленность человека к конкретному предприятию гарантируется оговорками в контракте найма, предусматривающими выплату значительных неустоек в случае досрочного расторжения или нарушения контракта.

Наукоемкие производства являются одними из наиболее рискованных и чувствительных к уровню транзакционных издержек. Это наиболее заметно на примере России, в которой в период реформ резко возросли трансакционные издержки, что послужило причиной депрессии и фактического распада в первую очередь инновационных отраслей. Инновации были практически полностью выключены из воспроизводственного механизма российской экономики. Последствия этого очевидны – российская экономическая система перестала быть самодостаточной , и, более того, потеряла способность к интенсивному расширенному воспроизводству. [ 3 ]

2.Роль человеческого капитала в реализации задач, стоящих перед российской экономикой.

2.1Оценка человеческого капитала в современной России.

Стратегия социально-экономического развития России определяет воспроизводство человеческого капитала (Таблица 7) как одну из главных целей реформ. Качество национального человеческого капитала определят успехи социально-экономического развития государства, выступает важнейшим фактором национальной безопасности. [ 11 ]

Таблица 7. Источники формирования национального человеческого капитала.

Можно определить национальный человеческий капитал как сложную совокупность созидательных производительных сил всех граждан, каждая из которых в отдельности представляет собой индивидуальный капитализированный запас знаний, умений и навыков, накопленный посредством взаимодействия комплекса факторов и условий, связанных с разными уровнями жизнедеятельности общества и экономически реализуемый в производственном обороте, принося доход своему владельцу и формируя агрегированный поток дохода как часть национального дохода страны. [ 1 ]

Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал) – низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор качества труда. А именно высокое качество жизни населения – основная цель и задача развития экономики и общества. Россия находится на 105-м месте из 111 в рейтинге по показателю качества жизни населения.

Многочисленные примеры неудач в государственном строительстве, законодательстве, экономике и других сферах Российского государства есть прямое следствие сравнительно низкого уровня и качества российского человеческого капитала и, соответственно, его низкой отдачи. Законы РФ копируются с законов развитых стран мира, но они не работают в российской действительности, которая продолжает функционировать во многом «по понятиям», а не по законам.

Российская система государственного образования оказывается не способной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 4,5 % исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. [ 11 ]

Исследования аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал в России быстро деградирует. Деградации, по мнению аналитиков ООН, способствует жизнь за счет продаж природных ресурсов, крайне медленное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, деградация науки, культуры, недоступность качественного медицинского обслуживания населения, антирыночный менталитет населения.

Фактически, топливно-сырьевая специализация страны, приемлемая лишь на отдельном отрезке времени и при определенных условиях, в отечественной экономике не эволюционирует в более развитые формы, связанные с повышением глубины переработки природных ресурсов, что серьезно ограничивает возможности вхождения России на выгодных для нее условиях в мировое сообщество. Сопоставление данных доклада ООН о развитии человеческого потенциала с данными общей макроэкономической ситуации в стране наглядно показывает, что на фоне внешнего благополучия и высоких темпов экономического роста в России деградирует реальный человеческий потенциал. Движущие факторы современного этапа экономического роста не способствует развитию человеческого капитала, модернизации экономики в целом. [ 2 ]

Крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства привело к тому, что быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны. Существует тенденция переманивания отечественных специалистов за границу. Большинство талантливых и выдающихся ученых, инженеров, врачей и других специалистов уехало в период смены государственной власти в основном в США, Канаду, Германию. Уехали и уезжают физики, математики, программисты, химики, электронщики, специалисты по биотехнологиям и т.д. Работают российские специалисты также в Японии, Сингапуре и других азиатских странах. По примерным подсчетам уехало за границу более половины числа лучших специалистов.

Существенный вклад в снижение уровня и качества человеческого капитала внес и внутренний отток, выразившийся в уходе ученых инженеров в бизнес, в торговлю, в иные сферы. Ученые и инженеры, оставшиеся в научных организациях за малым исключением деградировали без приемлемой для выживания зарплаты, оборудования, бюджетного финансирования, заказов и работы. Есть примеры и положительные, особенно в Сибири, в академических городках, но они лишь подтверждают общую безрадостную картину.

В составе стартового человеческого капитала России при переходе к рынку почти отсутствовала такая составляющая человеческого капитала как предпринимательская способность – важнейший экономический ресурс, без которого невозможно эффективное функционирование рыночной экономики. Не было в России и экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и т.д. [ 11 ]

Увеличение инвестиций в человеческий капитал и поддержание их на должном уровне в долях от ВВП является стратегически необходимым и, возможно, достаточным условием вхождения России в число передовых стран мира (если таковую задачу перед страной ставить),пусть и в отдаленной перспективе.

2.2 Возможности активизации человеческого капитала в России.

Развитие человеческого капитала напрямую связано с ростом качества жизни населения и улучшения предпринимательского климата. В то же время рост качества жизни населения определяет потребительский спрос как фактор развития, а инвестиционный или предпринимательский климат определяют инвестиционный спрос (Таблица 8).


Таблица 8. Связь человеческого капитала с факторами роста экономики.

Человеческий капитал развивается по следующим составляющим:

¾ ментальность населения;

¾ качество и этика труда, связанные с ментальностью;

¾ качество и этика предпринимательства;

¾ качество, созидательная активность и эффективность элиты;

¾ образовательный потенциал;

¾ креативность и элиты и народа;

¾ здоровье народа;

¾ накопленные знания и их качество;

¾ инновационный потенциал;

¾ качество жизни и условия реализации личности;

¾ приток и отток человеческого капитала;

¾ тип, стратегия и отношения государства народа. [ 12 ]

Базой роста уровня и качества человеческого капитала (его конкурентоспособности на мировом уровне) является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее влияние оказывала основная национальная религия. Ментальность отражает влияние накопленного веками человеческого капитала на характер народа, на отношение к труду, определяет внутреннюю энергию нации.

Главное богатство России, как известно, природные ресурсы и люди. С природными ресурсами все более или менее ясно: нефть, газ, даже какой-нибудь калий – сегодня все это идет в дело, все приносит доход, рост капитализации, налоги.

С людьми сложнее. По многим показателям население России –уникальный ресурс. Уровень грамотности у нас – самый высокий в мире. Уровень охвата среднего образования – самый высокий в мире. Образование выше среднего имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди экономически активного населения, младше 60 лет, тут картина и вовсе уникальная – почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии – стране с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%, в Великобритании – 76%, в Испании и вовсе заметно меньше – 50%. Средний уровень квалификации рабочих и специалистов – один из самых высоких в мире. Причем, в том числе и в тех сегментах экономики, которые принято называть постиндустриальными.

Стратегия развития национального человеческого капитала (Таблица 9) сформулирована и представлена Правительством РФ в рамках приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, обеспечения жильём населения, а также развития агропромышленного комплекса. Целью реализации приоритетных национальных проектов объявлено развитие человеческого капитала и повышение качества жизни граждан РФ.

Таблица 9. Стратегия развития национального человеческого капитала.

Долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в России должна осуществляться в рамках следующих принципов:

– комплексное решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни;

– опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста: высокий имидж интеллектуального труда, его огромное значение для новой экономики, экономики знаний порождает мощные синтетические эффекты усиления совокупного интеллекта страны, отраслей промышленности, корпораций, в конечном итоге, совокупного капитала страны;

– признание основополагающей роли государства в формировании и воспроизводстве национального человеческого капитала.

Важнейшей сферой формирования и развития человеческого капитала является реальный сектор экономики. В теории человеческого капитала предприятие, наряду с семьёй и государством, признаётся основным источником инвестиций в индивидуальный человеческий капитал. В литературе человеческий капитал фирмы рассматривается преимущественно в рамках концепции нематериальных активов организации. Человеческий капитал сотрудников признаётся основной частью нематериальных активов предприятия, генерирующей силой инновационного развития. [ 11 ]

Экономика РФ относится по своему типу к индустриально-сырьевой экономике. Переход к экономике нового качества вызван фактической неконкурентоспособностью данного типа экономического развития. Для перехода к постиндустриальной экономике, к инновационной экономике или экономике знаний необходим соответствующий человеческий капитал высокого качества и в достаточном количестве. Наличие человеческого капитала высокого качества его рыночных составляющих, является необходимым и достаточным условием для создания эффективной инновационной экономики.

Заключение.

Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня жизни и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, науку), предпринимательские способность и климат, информационное обеспечение, формирование элиты, приток человеческого капитала из других стран, безопасность и экономическую свободу, а также в культуру и искусство (Таблица 10).

Как интенсивный фактор развития человеческий капитал определяет технический прогресс или инновационный фактор развития (новые технологии, инновации, науку, образование, знания). Инновационный фактор развития, в сущности, является фактором развития, функционально зависящим от человеческого капитала, производным от человеческого капитала.

Подводя итоги нужно сказать, что необходимыми и достаточными условиями для успешного развития страны являются качественный человеческий капитал в достаточном количестве и благоприятные внутренние и внешние условия. Качественный человеческий капитал как основной фактор развития государства, общества и экономики должен обеспечить оптимизацию этих показателей для обеспечения оптимальных темпов прироста ВВП.

Развитие человеческого потенциала России невозможно без расширения возможностей выбора – круга вероятных сценариев самореализации человека как личности. Элементарными предпосылками для человеческого развития, по мнению экспертов Всемирного банка, являются долгая и здоровая жизнь, образование, достойный уровень жизни, обладание политическими и гражданскими свободами, необходимыми для участия в жизни общества. Общий доход от инвестиций в человеческий капитал зависит от объёма произведённых вложений и их норм отдачи. Тезис состоит в том, что различия в общих объёмах инвестиций, осуществляемых разными людьми, связаны с различиями в их индивидуальных нормах отдачи.

Таблица 10. Взаимосвязь развития человеческого капитала и экономики и уровня развития страны в блоке «Обучение – знания – эффективность труда – национальное богатство».

Список литературы.

1.Капелюшников Р.И. Теории человеческого капитала.- Казань: Форум Стратегии регионального развития, 2003:http:regionforum.ru

2.Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?- Воронеж: ЦИРЭ,2005

3.Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М.:Дело,2002.

4.Самуэльсон П. Экономика,т.2.- М.:- Алгон,1992

5.Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: «Издательство «Элит»,2006.

6.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. – М.:Юнити,2002

7.Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.:ИНФРА-М,2000.

8.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой.- М.:ЮНИТИ,2004.

9.Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство БЕК,1999.

10. Александрова Е.Н., Аретова Е.В., Пономаренко Е.Е., Шевченко К.И. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект.// Финансы и кредит.2007,28

11.Клочков В.В. Человеческий капитал и его развитие. В кн.: Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ,2004.

12.Черняковский И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса.// Экономист.2007,10

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сегодня прослеживается как «западный», так и «восточный» взгляд на скрытый потенциал человека – а это возможность и запас как , так и для решения любой задачи и выполнения в какой-то конкретный момент времени.

Западные психологи по-разному объясняют раскрытие потенциала личности:

В. Франкл связывал раскрытие скрытого потенциала с появлением у человека стремления познать смысл жизни .

А. Маслоу – с актулизацией и конкретным действием.

А в книге « » Майкл Роуч объясняет,

что такое скрытый потенциал всех вещей, каждой вещи и личности:

Читая газету Wall Street Journal, Майкл Роуч подметил любопытную деталь. На первой и четвертой полосах каждый раз были статьи о действиях бизнесменов: в первом случае – успешных, во втором – стремительно падающих вниз. Однако из раза в раз то, за что одних превозносили, а других критиковали, было диаметрально противоположным. В одном номере хвалили дерзость и риск, а консерватизм клеймили; в следующий же раз рисковавший бизнесмен, потерпевший неудачу, закидывался камнями, тогда как сделавший что-то удачно консерватор попадал на пьедестал. Получалось, что одни и те же действия, совершаемые разными предпринимателями или компаниями, приводили к разным результатам.

Когда «Андин» значительно разрослась и занимала несколько этажей в разных зданиях, что было крайне неудобно, встал вопрос о переезде: покупать или арендовать. Как известно любому предпринимателю, тут начинают взвешиваться все «за» и «против». Большое здание произведет впечатление на партнеров и клиентов. Однако клиенты могут и начать опасаться, что новое помещение стоило слишком дорого и теперь «Андин» поднимет цены, а поставщики – что они продают товар слишком дешево и поэтому у их покупателя есть лишние средства на такие шикарные здания. И поднимут отпускные цены. Возможно, переезд сделает более сложной доставку сырья от поставщиков; а может быть, сэкономленные на аренде деньги позволят платить поставщикам больше, что привлечет новых дилеров.

Продолжать можно бесконечно, идея понятна. Как видно, у каждой характеристики переезда есть и плюс, и минус – возможные. Очевидно, что такой перебор возможностей не поможет принять решение. К тому же после того, как вы на что-то решитесь, может оказаться, что вы все же ошиблись (как и случилось у «Андин»: стоило им купить здание, как стоимость недвижимости в Нью-Йорке резко упала).

То есть, оба решения, между которыми стоит выбор, могут стать как положительным, так и отрицательным явлением, причем одновременно. Например:

– если купить здание, а цена недвижимости потом упадет – это плохо для владельцев бизнеса;

– если купить здание ближе к Нью-Джерси, где живет половина сотрудников, – для них это будет хорошо, так как они станут тратить меньше времени на дорогу. Однако для другой половины работников это будет плохо, так как их время на дорогу увеличится.

И так далее. А если убрать «для них» и «для нас»? Можно ли сказать, что покупка здания сама по себе – хорошая или плохая вещь? Нет, так сказать нельзя. Покупка здания сама по себе ни хороша, ни плоха, у этого действия нет врожденного качества «плохо» или «хорошо». Все зависит лишь от того, кто смотрит на эту ситуацию.

А тот коллега или подчиненный, один вид которого вас раздражает? Представьте, что одновременно с вами на него смотрит его жена или муж, дети или родители: все те качества, которые злят вас, для родных коллеги – приятные и прекрасные. То есть ваш коллега сам по себе не плохой и не хороший. Если бы это было так, то все окружающие – и вы, и его семья – оценивали бы его одинаково.

Это и называется скрытым потенциалом и вещей, и людей: то, как каждый из нас их воспринимает.

На нам показывают и объясняют: как же нам самим разблокировать свои любые энергетические центры. Таким образом, высвобождается энергия и человек повышает свою результативность и эффективность, выявляя свой скрытый потенциал.

Цыганенко Ирина Николаевна

Потенциал человека и профессиональная деятельность

Важнейшими предпосылками успешного перехода России к устойчивому развитию является формирование, развитие и рациональное использование потенциала человека.

Каждый спе-

циалист как личность обладает только ему одному присущими свойствами, которые определяют его способности к выбранной профессиональной деятельности. Традиционный набор этих свойств, учитываемый организацией, в том числе в государственной и муниципальной службе, сводится к перечню кадровых данных о возрасте, образовании, квалификации, стаже работы и т.д., которые далеко не полно отражают ценность потенциала человека. Существенная информация о том, чем же конкретно может быть ценен и полезен сотрудник, часто остается вне поля зрения службы управления персоналом, а соответствующие способности человека - невостребованными, нереализованными. Эти существенные потери в оценке потенциала человека ставят ряд важных вопросов, связанных в первую очередь с выяснением сути, структуры и содержания понятия «потенциал человека».

Понятие потенциала человека

Человек должен четко представлять, какими социально значимыми ценностями он обладает. Рассматривая понятие «потенциал человека»1, отметим, что под личностным потенциалом понимается прежде всего система характеристик, связанных с движущими силами духовного развития, с мотивацией и самооценкой. Анализ формулировок показывает, что понятие «потенциал» в физике, например, соотносится с работой, которая еще не выполнена, но может быть сделана. Потенциал отдельного человека соотносится с его возможностями в будущем что-то сделать, реализовать свои интересы, достигнуть своих целей2. Сложность и многомерность способностей человека позволяют рассматривать его потенциал как систему всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально полезных способностей, как актуализированных, так и резервных.

Чаще всего социальная полезность способностей определяется статусом, миссией, целями, функциями и задачами организации, в которой работает человек, а также рядом других особенностей, характеризующих соответствующую профессиональную деятельность. Таким образом, для организации ценными

являются только те способности человека, которые обеспечивают эффективное исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

В то же время следует иметь в виду, что потенциал человека выходит за рамки чисто прагматического соответствия работника требованиям, предъявляемым к нему в определенной сфере деятельности, привнося в его содержание нравственные, гуманистические начала. Это означает, что профессионал должен не только соответствовать требованиям своей деятельности, но и предвидеть ее последствия, и нести за них личную ответственность1.

Рассматриваемые способности человека отражаются в его профессиональной компетентности, в структуре которой выделяют2:

интеллектуальную компетентность - знания, образованность, способность к аналитическому мышлению и комплексному подходу к выполнению служебных обязанностей. Это - доскональное знание дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей;

интегративную компетентность - способность к интеграции знаний и умение выделить приоритетные направления и наиболее действенные формы деятельности, наличие навыков рационально и эффективно действовать в условиях быстро изменяющейся среды;

ситуативную компетентность - жизненный и профессиональный опыт, умение действовать в неординарной ситуации, настойчиво добиваться поставленной цели;

социальную компетентность - наличие коммуникативных способностей, умение поддерживать ровные и уважительные отношения с коллегами, правильно воспринимать мнение других, вести беседы и переговоры.

Формализация структуры способностей человека с целью оценки его потенциала предполагает соблюдение трех основных принципов:

во-первых, системного, комплексного подхода к проектированию показателей оценки всех способностей сотрудника;

во-вторых, дифференцированного подхода с учетом профессионально-квалификационных требований к работникам, занимающим различные должности в подразделениях организации;

в-третьих, синтеза количественных и качественных показателей, который обеспечивается введением соответствующих критериев и шкал оценки, а также алгоритмов ее обобщения.

Существующие подходы и методики оценки персонала позволяют получить спектр количественных и качественных оценок персонала. Особо следует отметить аттестационно-диагнос-тический характер оценки потенциала работника, что не только обеспечивает обоснованность административных решений в отношении оцениваемого, но и, что особенно важно, выявляет конкретные факторы, благоприятствующие или противодействующие (или нейтральные) развитию имеющихся способностей. Такая методика позволяет целенаправленно корректировать имеющиеся недостатки и обеспечить реализацию отмеченных резервов.

Для окончательной формулировки основных характеристик потенциала человека в рамках его профессиональной деятельности подчеркнем еще несколько важных качеств работника, определяющих его трудоспособность.

Это качества, связанные с состоянием здоровья работника, его работоспособностью, выносливостью, типом нервной системы, т.е. все то, что отражает его физический и психологический потенциал; качества, определяемые врожденными и приобретенными способностями человека, которые обусловливают возможность профессиональной деятельности определенного уровня; качества, позволяющие человеку установить продуктивные социальные отношения и связи в организации1.

Обобщая вышеизложенные качества, получим следующий перечень характеристик, отражающих современное представление о потенциале человека в рамках его профессиональной деятельности:

интеллектуальный потенциал - способности, приобретен ные в рамках непрерывного образования; -

социальный потенциал - коммуникативные способности, обеспечивающие эффективную социализацию; -

потенциал профессионального опыта - приобретенный ме ханизм его обобщения в процессе индивидуальной профессио нализации; -

психолого-физиологический потенциал - адаптивные способ ности к изменениям внутренней и внешней среды организации; -

интегративный потенциал - механизм компенсации отсут ствующих или недостаточно развитых способностей, относя щихся к вышеперечисленным характеристикам.

Формирование, реализация и развитие потенциала человека

Потенциал человека формируется в рамках получения им общего, а затем профессионального образования. При этом под образованием понимается целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития обучающегося. Выбирая сферу своей будущей деятельности и получая в ней определенную профессиональную квалификацию, человек обретает соответствующий комплекс способностей, качество которых гарантируется государственными образовательными стандартами по специальностям и контролем образовательного процесса.

Учитывая всевозрастающую динамику общества в целом и существенные преобразования, происходящие в России, было бы наивно полагать, что формирование потенциала человека завершается по окончании им профессионального обучения, например, в высшем учебном заведении.

Поэтому в стране организована обширная сеть образовательных услуг, которая обеспечивает, во-первых, непрерывное образование персонала в рамках второго высшего образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировок, а во-вторых, возможности самообразования.

Значительным фактором формирования потенциала человека является профессиональный опыт, получаемый в период трудовой деятельности. При этом наиболее полезно умение обобщать полученные в профессиональной деятельности знания и навыки, адаптировать их к особенностям должностных функций и

применять в изменяющихся условиях. Как правило, такие способности проявляются у специалистов, занимающихся активным самообразованием, поиском передовых способов конкретной профессиональной деятельности, их «присвоением» (распредмечиванием профессионального опыта) и применением на своих рабочих местах (опредмечиванием профессионального опыта); активно участвующих в исследовательской деятельности или обменивающихся опытом со специалистами аналогичного профиля.

Схема формирования потенциала человека имеет следующий вид:

С А М О О Б Р А 3 О В А Н И Е

Б О Б Щ Е Н И Е

Повышение квалификации

А Р Ь Е Р А

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Послевузовское образование

Высшее образование

Общее образование

Используя опыт начавшейся в конце 80-х гг. стандартизации в сфере российского образования, рассмотрим основной меха-низм обеспечения таких гарантий1.

Основными результатами стандартизации являются:

Стандарты качества - государственные образовательные стандарты, определяющие требования к: -

уровню подготовки выпускников; -

процедурам контроля соблюдения требований действу ющих стандартов и оценки их достижения;

технологии и средства контроля соблюдения требований действующих стандартов и оценки их достижения; -

организационные структуры, реализующие контроль и оценку.

Для придания государственным образовательным стандартам (ГОС), с одной стороны, системообразующего свойства - обеспечения единого образовательного пространства России и его согласования с мировым, а с другой - обеспечения гибкости их применения предусмотрена следующая схема их организации (рис. 4). В национально-региональном компоненте ГОС отражаются культурные, экономические, национальные и другие особенности системы образования субъекта Российской Федерации или отрасли народного хозяйства.

Вариативный компонент

Национально-региональный компонент -единый для системы образования субъекта РФ

Рис. 3. Общая схема формирования потенциала человека

Естественно, что качество потенциала человека на каждом этапе его карьеры существенно зависит от качества соответствующих компонентов этого потенциала на этапах обучения, самообразования, обобщения профессионального опыта. Одним из важных факторов влияния на качество потенциала гражданина является забота государства о гарантии качества на всех ступенях его профессионального развития.

Федеральный компонент - единый для системы образования России

Рис. 4. Общая структура Государственного образовательного стандарта

При этом в вариативном компоненте имеется возможность отразить особенные интересы в содержании и результатах профессионального образования, формулируемые в дополнительных разделах на уровне: -

муниципального образования; -

образовательного учреждения; -

преподавателя; -

обучающегося.

Такой подход обеспечивает учет запросов каждого конкретного человека, лично заинтересованного в формировании своего конкурентоспособного потенциала в определенном направлении, а главное - создает механизм гарантий качества ожидаемых результатов профессионального образования. Кроме того, на практике, в содержании дипломных работ, как правило, учитываются особенности будущей профессиональной деятельности выпускника вуза.

Следует отметить, что эта схема предусматривает соответствующую компетенцию требований ГОС. Компетенция касается не только прав, но и ответственности субъекта на каждом уровне (федеральный, региональный, муниципальный, учреждения, преподавателя, обучающегося) за обеспечение всех необходимых условий реализации соответствующего компонента ГОС. Основная забота о качестве профессиональной подготовки специалистов выражается в различных проектах, обеспечивающих все необходимые возможности формирования человеческого потенциала, отраженные в блоках схемы на рис. 3, включая современные возможности дистанционного образования.

Существенным фактором формирования потенциала человека являются также определенные служебные ресурсы организации, в которой он работает. К ним в первую очередь относится возможность поддержания у персонала достаточно сильной мотивации к обучению или повышению своей квалификации, которая, как правило, связана с реализацией перспектив: занятия более высокого положения в иерархии организации, соответствующего повышения материального вознаграждения за более эффективную профессиональную деятельность сотрудника, получения новых чинов, званий, наград.

Рассматривая вопросы реализации потенциала человека, следует учесть, что, с одной стороны, не все имеющиеся у человека способности оказываются востребованными в рамках исполнения должности, а с другой - у него могут отсутствовать или быть развиты не на должном уровне способности, необходимые для его профессиональной деятельности. Если в первом случае перед субъектом управления возникает задача проанализировать возможность задействования резервных способностей человека, то во втором случае перед ним стоит задача формирования недостающих способностей. Для оптимизации таких управленческих действий необходима диагностическая оценка потенциала работника, отражающая конкретные спектры как имеющихся способностей (актуализированных и резервных), так и отсутствующих, которые могут быть сформированы в рамках соответствующих образовательных мероприятий.

Эффективное управление развитием потенциала каждого сотрудника предполагает проведение диагностического мониторинга кадрового потенциала, отражающего, с одной стороны, способности персонала, а с другой - существующую и перспективную необходимость в соответствующих способностях, вытекающую из задач организации и функций работника в рамках конкретной должности, и возможности реализации имеющегося потенциала сотрудников. Такой мониторинг обеспечивает эффективное управление развитием потенциала каждого сотрудника и организации в целом.