Понятие рыночного хозяйства. рыночное хозяйство

Понятиерыночной структуры отражает все аспекты рынка, а именно: количество фирм в отрасли; тип производимого продукта; возможности для входа в отрасль и выхода из неё иных фирм; способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут влиять на поведение фирм.

Важной характеристикой рынка является егоконкурентность, под которой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего, изменять цену производимого товара. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ими товара, тем в большей степени конкурентным считается рынок.

Необходимо различать два термина: конкурентность рынка (она характеризует рыночную структуру) и конкурентную борьбу (степень соревновательности фирм отрасли друг с другом). Например, с повышением конкурентности рынка, снижается потребность фирм в соревновании, а в условиях совершенной конкуренции отсутствует какая-либо конкурентная борьба: в отрасли действует огромное число фирм, и их влияние на рынок товара столь незначительно, что отдельной фирме нет необходимости предпринимать какие-либо меры в отношении других фирм. И напротив, в отрасли, где действуют несколько крупных фирм, и каждая их этих фирм в состоянии активно воздействовать на рынок, влиять на изменение ценовых характеристик товара, то конкурентность такого рынка незначительна, и фирмы отрасли ведут активную конкурентную борьбу.

С учетом некоторых факторов (количество фирм, производящих продукцию; тип производимого продукта; контроль над ценой; степень сложности входа в отрасль), выделяют четыре принципиально возможные рыночные структуры: совершенная (чистая) конкуренция; чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция (см.: данные нижепрведенной табл.2).

Существуют два правила, которые применимы для любой рыночной структуры:

· Правило 1. Фирма должна прекратить производство, если суммарная выручка от продажи любого объема ее продукции не превосходит переменных издержек производства этого количества товаров и услуг.

· Правило 2. Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным издержкам.

Таблица 2.

Сравнительная таблица рыночных структур

Основные черты рыночной ситуации Рынок свободной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монополисти­ческая конкуренция
Количество фирм, производящих продукцию Множество незави­симых товаропро­изводителей Одна крупная Несколько крупных Достаточно много
Тип производимого продукта Стандартизирован­ный Уникальный, нет близких заменителей Стандартизи­рованный Дифференцированный
Контроль над ценой Цены определяются рынком Практически полный контроль Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Степень сложности входа в отрасль Относительно легкий Очень трудный Трудный Вход и выход возможны


Исторически развиваясь, рыночная экономика приобретает различные формы проявления, национальную специфику. Вместе с тем, можно выделить следующие разновидности рыночной системы:

1. Свободная рыночная экономика возможна там, где регулирующая функция государства сведена к минимуму, где отработаны рыночные стимуляторы, такие как: цены, прибыль, конкуренция.

2. Регулируемая рыночная экономика предполагает систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь через налоги, кредиты и прочие механизмы с целью поддержания экономического роста, ослабления кризисных и инфляционных процессов.

3. Социальная рыночная экономика направлена на поддержку населения, особенно тех его слоев, которые сами не в состоянии влиять на уровень своих доходов (пенсионеры, инвалиды, безработные, дети). Однако, социализация экономики предполагает достижение относительно высокого уровня общественного благосостояния и общественного сознания.

4. Смешанная рыночная экономика означает наличие в стране весомой государственной или муниципальной собственности. Она, чаще всего, возникает при экстраординарных обстоятельствах, связанных с войной, структурным кризисом и т.п. В настоящее время, в развитых странах удельный вес государственной собственности незначителен (не превышает 10-12 процентов), и напротив, в развивающихся государствах, особенно с выраженным военно-бюрократическим уклоном достаточно высок.



Таким образом, главным критерием различий между разновидностями рыночной экономики выступает степень и формы государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. До сих пор, переходное состояние российской экономики не выходит за рамки государственно-капиталистического уклада (в этом проявляется особенность российской экономики в переходный к рынку период).

Чтобы государственное регулирование рынка состоялось, должен существовать сам рынок, то есть предмет регулирования. И главной задачей экономической политики государства в переходный период к рынку является необходимость способствовать формированию рыночного хозяйства, поощрять этот процесс, устраняя административные препоны.

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый. Это привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели.

Субъекты рыночного хозяйства: 1)домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

б) самостоятельно принимает решения;

в) является собственником какого-либо фактора производства;

г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;

2) предприятие – экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

б) стремится к максимизации прибыли;

в) самостоятельно принимает решения;

3) государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал) услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента:

1) рынок товаров и услуг;

3) рынок капитала.

Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Рынок предполагает наличие следующих признаков:

– неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители выбирают любой вид деятельности. В свою очередь, потребители могут купить все что угодно;

– мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т.д.;

– наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;

– отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.

Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Существуют три основные функции налогов: 1)фискальная;

2) контрольная;

3) распределительная.

Между собой эти функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.

При этом основная функция налогов – фискальная по обеспечению наполняемости казны

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач. Так, в период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Контрольная функция налогово-финан-совых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через системы льгот, исключений, предпочтений, увязанных льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объектов обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Законом предусмотрены следующие виды льгот:

1) необлагаемый минимум объекта налога;

2) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

3) освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) целевые налоговые льготы;

6) прочие налоговые льготы.

Предпочтения установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется договором между предприятием и соответствующим налоговым органом.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ

Деньги – это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

Исторические этапы развития денег:

1-й этап – появление денег с выполнением их функций случайными товарами;

2 -й этап – закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был самым продолжительным);

3– й этап – этап перехода к бумажным или кредитным деньгам;

4– й этап – постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей.

Сущность денег проявляется через:

1) всеобщую, непосредственную обмениваемость;

2) самостоятельную меновую стоимость;

3) внешнюю вещную меру труда.

Функции денег

Деньги обладают определенными функциями, такими как: 1) мера стоимости; 2) средство платежа; 3) средство обращения; 4) средство накопления (сбережения); 5) мировые деньги.

Виды денег

Деньги в своем развитии выступали в двух видах: 1) действительные деньги – это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканкой золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы, свободным перемещением золота между странами. Появление знаков стоимости при золотом обращении было вызвано объективной необходимостью: – золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полную потребность в деньгах;

– золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот;

– золотое обращение не обладало в силу объективности экономической эластичностью, т.е. быстро расширяться и сжиматься;

– золотой стандарт в целом не стимулировал производство и товарооборот.

Золотое обращение просуществовало в мире относительно недолго – до Первой мировой войны, когда воюющие страны для покрытия своих расходов осуществляли эмиссию знаков стоимости. И постепенно золото исчезло из обращения; 2) заместители действительных денег – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

– металлические знаки стоимости;

– бумажные знаки стоимости.


Похожая информация.


Из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый. Это привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели.

Субъекты рыночного хозяйства:

  1. домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

    а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала ;
    б) самостоятельно принимает решения;
    в) является собственником какого-либо фактора производства;
    г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;

  2. предприятие – экономическая единица, которая:

    а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
    б) стремится к максимизации прибыли ;
    в) самостоятельно принимает решения;

  3. государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги . В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал) услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента:

  1. рынок товаров и услуг;
  2. рыноктруда;
  3. рынок капитала.

Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Рынок предполагает наличие следующих признаков:

  • неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители выбирают любой вид деятельности. В свою очередь, потребители могут купить все что угодно;
  • мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода , а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т.д.;
  • наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;
  • отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.

Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Рыночное хозяйство [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Основу рыночной системы хозяйства составляют его субъекты. В качестве субъектов рыночного хозяйства выступают экономические агенты, действующие на рынке в собственных интересах и для удовлетворения своих потребностей. В своей деятельности экономические агенты вступают в экономические отношения между собой, образуя экономическую систему. Структура современной рыночной системы хозяйства имеет в своей основе свободные экономические отношения, которые в определенной мере регулируются государством.

Субъектная структура рыночного хозяйства

В современном мире субъектная структура рыночного хозяйства является отражением частичного регулирования рынка со стороны государства, которое выступает гарантом благополучия и экономического развития национальной экономики. Фактически, в отдельно взятых государствах и странах существует обособленная субъектная структура рынка, которая формируется под действием экономических реалий. Объективным фактором является усложнение рыночного хозяйства в результате регулируемого воздействия государства на экономическое развитие страны с помощью финансовой и фискальной политики.

Субъектная структура рыночного хозяйства представляет собой системный комплекс экономических отношений, возникающих между экономическими агентами, которые функционируют в национальной экономике.

Действия экономических агентов направлены на отстаивание собственных хозяйственных интересов и достижение поставленных целей. В рыночной системе хозяйствования действия разных экономических агентов преследуют равноправные цели и взаимовыгодные интересы в условиях интенсивного многостороннего движения товаров и услуг.

Рыночная система хозяйства включает в себя следующих субъектов:

  • предприниматели;
  • работники, продающие свой труд;
  • конечные потребители;
  • владельцы ссудного капитала;
  • собственники ценных бумаг, торговцы и т.д.

Экономические агенты в структуре рыночного хозяйства делятся на четыре основные группы:

  1. Домашние хозяйства,
  2. Предприятия,
  3. Банки,
  4. Государство.

Очевидно, что экономические агенты и субъекты являются основными элементами структурной системы рыночного хозяйства.

Домашнее хозяйство представляет собой экономического агента, чьи основные интересы находятся в сфере потребления, при этом оно может включать в себя одного человека или несколько лиц, объединенных общими интересами. Вместе с тем, внутри домашнего хозяйства могут совместно вести экономическую активность несколько экономических субъектов: работники, потребители, инвесторы, предприниматели. При этом число разных субъектов может варьироваться в зависимости от количества лиц в одном домашнем хозяйстве. В рамках субъектной структуры рыночной системы хозяйства домашние хозяйства являются основой производства и воспроизводства человеческого капитала. Домашнее хозяйство выступает самостоятельным экономическим агентом в том случае, если является единственным собственником какого-либо фактора производства, объем которого определяется располагаемыми ресурсами. Основным экономическим интересом домашнего хозяйства является удовлетворение личных потребностей, а не наращиванием объемов прибыли или увеличением фактора производства в количественном плане.

Предприятие вступает в экономические отношения для получения прибыли и стремиться к наращиванию объемов получаемой прибыли в среднесрочном и долгосрочном периоде. Предприятия, как и домашние хозяйства, самостоятельно принимают решения, однако имеющиеся в его распоряжении факторы производства применяются для изготовления товаров, оказания услуг или выполнения работ с целью их реализации на конкретном рынке. Предприятие функционирует на основе вложенных в него инвестиций, собственного или заемного капитала, что предопределяет самостоятельность в экономической деятельности и необходимость обеспечения окупаемости вкладываемых ресурсов. В субъектной структуре рыночной системы хозяйства предприятия, преследуя цель получения прибыли, не расходуют ее на личное потребление, а распределяют ее в различных пропорциях на расширение производства, выплату дивидендов, формирование страховых и резервных фондов.

Банки, представляя собой обособленные финансово-кредитные организации, обеспечивают осуществление денежных расчетов и движение капиталов между отраслями экономики и отдельными экономическими агентами. Таким образом, банки являются основной для нормального функционирования финансово-кредитной системы в рамках национальной экономической системы рыночного хозяйства. Основной целью банков является получение прибыли в виде процентов на вложенный капитал и комиссий за осуществление расчетно-кассовых операций. При этом, в отличие от домашних хозяйств и предприятий, банки стремятся аккумулировать полученную прибыль, расширяя объем финансовых ресурсов, которыми они располагают.

Государство, представляя интересы страны, национальной экономики в целом, использует различные органы государственной власти, которые используют властные полномочия для регулирования экономического развития или действий отдельных экономических субъектов в целях обеспечения роста экономики и достижения национальных целей в долгосрочном периоде. При этом организации и предприятия, финансируемые за счет государственных средств, не преследуют цель получить прибыль, а реализуют отдельные функции для реализации мер по государственному регулированию экономики. Следует отметить, что степень государственного вмешательства в экономику и уровень реализации предпринимаемых мер зависит от текущей ситуации и выбранной политики по регулированию экономического развития. В рамках субъектной структуры рыночной системы хозяйства и в отличие от других экономических агентов государство не преследует целей потребления, увеличению прибыли или аккумулирования капитала, вместо этого осуществляя распределение поступающих в государственный бюджет средств в виде налоговых и неналоговых доходов в зависимости от текущих потребностей национальной экономической системы.

Экономические институты в рыночном хозяйстве

Не может функционировать без экономических институтов, под которыми понимаются совокупность положений, правил и нормативных актов, регламентирующих экономические, социальные и финансово-кредитные отношения заранее определенным образом. Экономические институты функционируют независимо от экономических агентов. Однако группы экономических агентов, объединенных в специальные организации, могут выступать инициатором развития конкретных экономических институтов. Примером таких объединений, которые оказывают влияние на функционирование и развитие экономических институтов, являются ассоциации банков, союзы предпринимателей, объединения промышленников, торговые палаты и т.п.

Следует отметить, что экономические институты нельзя отождествлять с конкретной организацией или их совокупностью, так как между ними имеются существенные и принципиальные различия. Экономические институты предопределяют развитие отдельных сторон общественной и экономической жизни, регламентируют отдельные сферы взаимоотношений между экономическими агентами и субъектами.

Примеры экономических институтов:

  • Институт кредитования,
  • Институт частной собственности,
  • Институт конкуренции и т.д.

Организации, как некоммерческие, так и коммерческие, а также частные лица будут являться лишь действующими лицами и участниками отношений, которые регламентируются отдельным институтов, определяющим «правила игры» в определенной сфере.

Рыночная система хозяйства предопределяет главную цель экономических институтов, которая состоит в минимизации трансакционных издержек. Термин "трансакционные издержки" введен в научный оборот лауреатом Нобелевской премии Р.Коузом (1910). Эти издержки связаны не с производством непосредственно, а с сопутствующими ему затратами, такими, как поиск информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок; издержки заключения хозяйственных договоров, контроль за их исполнением и др.

Человек в рыночной экономике

С развитием рыночного хозяйства внимание экономической науки к человеку постоянно возрастало. И связано это не только с тем, что человек всегда был и остается центральной фигурой рыночного хозяйства. В условиях современного рыночного хозяйства человек сталкивается с непредвиденными результатами своей деятельности, которые могут привести к экологической катастрофе и поставить под угрозу существование самого человека.

Человек в рыночной экономике реализует себя следующим образом:

  • труд в личном подсобном хозяйстве. В нем имеется продуктивный скот, птица, сельскохозяйственный инвентарь. В личном подсобном хозяйстве создается около 28% валовой и около 13% всей товарной продукции сельского хозяйства. В нем сосредоточено 13% всех основных фондов сельского хозяйства, занято несколько миллионов человек;
  • производство на дому по заказам государственных, кооперативных и частных предприятий;
  • индивидуально-трудовая и частнохозяйственная деятельность.

Накладывает существенные ограничения на распределение благ внутри общества, стимулируя к активным действиям отдельных индивидов и сплоченные группы. В нашей стране у каждого человека есть возможность продавать свой труд, работая на предприятиях, или самому выступать индивидуальным предпринимателем. Группа предпринимателей в рыночном хозяйстве становится самостоятельным предприятием, осуществляющим производство, оказание услуг или выполнение работ.


3. Характеристика современного рыночного хозяйства.

Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка. 5

Рынок – это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. 6

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики.

В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30%. (Германия)

При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает целевую направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы ит.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).

Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая

Является собственником какого-либо фактора производства;

Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов.

Домашние хозяйства занимают в экономике двойственное положе­ние, выступая в качестве владельцев производственных ресурсов (полу­чателей доходов) и расходующих групп. С первой функцией (получателей доходов) связано получение заработной платы за работу, ренты и процент за использование ресурсов. В качестве расходующей группы домохозяйства выступают как распорядители своих доходов. Часть из них в виде налогов поступает государству, а остальные идут на личное потребление и сбережение.

Фирма – это экономическая единица, которая

Самостоятельно принимает решения;

Стремится к максимизации прибыли;

Использует факторы производства для изготовления и продаж продуктов другим фирмам, домохозяйствам, государству.

Фирмы формируются на базе предприятий, где непосредственно осу­ществляется технологическое соединение средств производства с рабо­чей силой. Некоторые из них владеют одним предприятием, другие – рядом производительных единиц. Среди фирм, представленных несколькими предприятиями, можно выделить объединения, основанные на горизонтальном и вертикальном комбинировании, а так же конгломераты.

При горизонтальном комбинировании предприятия, принадлежащие фирме, находятся на одной из этих стадий. Вертикальное комбинирова­ние возникает тогда, когда фирмы владеют предприятиями, составляю­щими единый технологический процесс. Конгломерат охватывает пред­приятия, технологически совершенно не сопряженные. Группы фирм, производящих однородную продукцию, образуют отрасль. Это структурообразный элемент микроэкономики. Проникновение фирм – конгломератов в другие отрасли характеризуются как процесс диверсификации производства.

С точки зрения отношений собственности фирмы делятся на основные три вида: единоличные владения, партнерства, корпорации.

Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Последний из приведенного перечня основных субъектов эконо­мической системы – государство. Оно выполняет следующие функции:

Обеспечение правовой основы и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики (защита права собственности, регулирование отношений между производителями и потребителями, создание денежной системы);

Воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляции посредством дифференциации налоговых ставок, гарантирования цен на сельскохозяйственную продукцию, законодательного определения минимальной заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществление государственных закупок и государственного предпринимательства;

Перераспределение доходов с целью сокращения уровня неравен­ства (выплата пособий по безработице, малообеспеченным слоя населения, стипендий учащимся, социальное страхование).

Эти функции государство выполняет, используя ресурсы из налоговых поступлений от фирм и домашних хозяйств.

Начиная с конца XIX в. экономика достигает такой степени сложности, что стихийное рыночное саморазвитие начинает грозить острыми социально-экономическими потрясениями. После "Великой депрессии" 1929-1933 гг. возникает система постоянного и активного вмешательства государства в рыночное хозяйство. На смену саморегулируемой рыночной экономике (чистому капитализму) приходит регулируемое рыночное хозяйство (смешанная экономика).

В современном хозяйстве государство выполняет четыре основные экономические функции, необходимые для сохранения рыночной системы:

    Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рынка (обеспечение "мягкой" инфраструктуры рынка).

    Защита конкуренции, борьба с монополизмом.

    Стимулирование экономического роста путем сбалансированного и стабильного развития различных секторов экономики (структурная политика).

    Перераспределение доходов и богатства для смягчения социальной справедливости.

Иными словами, государство стремится "очеловечить" рыночный механизм, сделать его приемлемым для подавляющего большинства граждан.

Современная западная экономическая мысль экономические цели (или оценочные суждения) рыночной системы хозяйствования сводит к следующим:

1) экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни;

2) экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах, ограниченных производственных ресурсах. Парето-эффективность - состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положения другого члена общества;

3) полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией;

4) стабильный уровень цен. Серьезное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникает напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности, инфляция и дефляция, которых крайне важно избегать;

5) экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы;

6) справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип "На равный капитал - равная прибыль" действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши;

7) экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, недееспособные, престарелые и другие иждивенцы. Им необходимо обеспечить нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов;

8) торговый баланс. Предполагает поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.

Этот перечень можно дополнить и другими целями, например, улучшение охраны окружающей природной среды и т.д.

Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые цели могут противоречить друг другу или исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать рост цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивации к творческому, рискованному труду и тем самым ослабить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов. Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства.

Характеризуя современное рыночное хозяйство необходимо отметить о его достоинства и недостатки.

Достоинства современного рыночного хозяйства:

Обеспечение эффективного распределения ресурсов (конкурентная рыночная система направляет ресурсы на производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается).

Гибкость производства к сложившемуся спросу.

Отсутствие дефицита.

Экономическая свобода как объективная база политических свобод и прав граждан.

Недостатки современного рыночного хозяйства:

Наличие людей, живущих за чертой бедности,

Экологические проблемы,

Наличие областей, где функционирование законов рынка затруднено или они не действуют совсем. Как правило, это социально значимые сферы, контроль над которыми принадлежит государству.

Угасание конкуренции: слияние фирм, тайные сговоры, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от его регулирующего воздействия.

Неравное распределение дохода: рынок позволяет наиболее способным и ловким предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причём право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Следовательно, рынок выделяет ресурсы на производство, предметов роскоши для богатых за счёт ресурсов, необходимых на производство предметов первой необходимости для бедных.

Нарушение рыночного механизма равномерного распределения общественных благ. Рынок учитывает лишь индивидуальные потребности. Существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка (автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона).

Неустойчивость. Рынок представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен (проблемы инфляции и безработицы).

Заключение.

Для российской экономики проблема становления современного рыночного хозяйства остается актуальной и в наши дни. Многие вопросы и проблемы, решенные в западных странах, в нашем государстве активно обсуждаются, идет поиск путей их преодоления. Например, до сих пор идут споры о степени вмешательства государства в современную рыночную экономику. Особенно остро стоит этот вопрос в наши дни. Как известно, ипотечный кризис в США отозвался во всех европейских странах, затронул он и российский фондовый рынок, что повлекло за собой новый, еще более интенсивный виток инфляции. Российское правительство предпочло вмешаться в рыночный механизм и установить «потолок» цен на жизненно необходимые продукты. Это решение повлекло ряд споров между экономистами: эффективна ли данная мера, поможет ли она избежать кризиса или только отсрочит его, после чего он ударит по экономике с еще большей силой?

Таким образом, нашей экономике предстоит преодолеть еще много проблем, найти выход из различных ситуаций, а для этого необходимо уделять особое внимание изучению теоретических аспектов современного рыночного хозяйства, принципов его устройства, благо западная экономическая мысль создала обширный фундамент в этом направлении.

Знание устройства и основных принципов современного рыночного хозяйства поможет избежать скоропалительных решений, подскажет выход из складывающихся кризисных ситуаций.

Список литературы:

1. Абалкин Л.И. Россия в современном мировом хозяйстве. Энциклопедия рыночного хозяйства. Изд-во: Экономическая литература, - М.: 2003.

2. Ермишин П.Г. «Основы экономической теории», М. – 2004.

3. Злобин Б.К. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное, М. 2004.

4. Ковалев С.Н., Латов Ю.В. Экономика. Учебное пособие, М. 2004.

5. Савелло Л.Л., Иванова М.А., Карташов Б.А., Андреев Г.Н. Макроэкономика: основы теории рыночной экономики. Изд-во: Экономикс, - М. 2006.

1 Злобин Б.К. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное, 2004. – С. 25

2 Ковалев С.Н., Латов Ю.В. Экономика. Учебное пособие, 2004. – С. 39.

3 Ковалев С.Н., Латов Ю.В. Экономика. Учебное пособие, 2004. – С. 42

4 Там же, С. 41

5 Савелло Л.Л., Иванова М.А., Карташов Б.А., Андреев Г.Н. Макроэкономика: основы теории рыночной экономики. Изд-во: Экономикс, - М. 2006. – С. 63

Рынка. Роль государства в современной рыночной экономике Модели рыночной экономики. Особенности белорусской... экономическая модель предусматривает сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты...