По мере развития индустриального общества система. Что такое индустриальное общество: характеристика кратко

АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - общество, которое, будучи аграрным по своим основным при-знакам, вступило на путь промышленной модернизации (создания крупной индустрии). Чаще всего инициативу по модернизации экономики берет на себя государство, а точнее - правящая бюрократическая элита во главе с авторитарным правителем или его ставленником (Россия конца XIX - начала XX века).

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 11-12.

Общество индустриальное (Райзберг, 2012)

ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ - общество, сформировавшееся в процессе и результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества. Оказало существенное влияние на структуру экономики, производства, потребления, занятости.

Индустриальное общество (Чубарьян, 2014)

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - стадия (и тип) экономического развития общества, для которой характерны преобладание развитого промышленного производства и техногенный характер развития. Индустриальное общество в социологии - это категория, при помощи которой историки и социологи объясняют и анализируют происхождение и природу современных развитых обществ и обобщают характер преобразований, отделяющих их от «традиционных обществ». Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы. В исторической науке считается, что эпоха индустриального общества наступила в результате промышленного переворота (индустриальной революции) и ряда связанных с ней социокультурных трансформаций, происходивших во второй половине XVIII - начале XIX веков...

Общества индустриального теория (Осипов, 2014)

ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ - содержит определенную характеристику той ступени индустриальной цивилизации, для которой характерны развитая система разделения труда при сильной его специализации, массовое производство товаров для широкого рынка, машинизация и автоматизация производства и управления, НТР, высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, рост урбанизации. Общества индустриального теория сформулирована в своей основе французским социологом Р. Ароном в лекциях в Сорбонне (1956-1959) и американским экономистом и политологом У. Ростоу в кн.

Индустриальное общество (Лопухов, 2013)

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - общество, экономической базой которого является массовое машинное производство, при этом формируются два новых класса - пролетариат и буржуазия, усиливаются экономическое и политическое влияние среднезажиточных слоев населения и общая социальная мобильность, более демократической становится политическая система, более либеральными - законы. Происходит индивидуализация человека, его ориентация на личные интересы, личный успех; центральная роль отводится научно-технической и предпринимательской деятельности, фабрично-заводской организации труда.

Индустриальное общество (Подопригора, 2013)

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно-промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к индустриальному обществу начался примерно в XV в. и завершился в XVIII в. Для индустриального общества характерны следующие черты: быстрый рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; быстрый рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

Индустриальная эпоха (эпоха индустриальных обществ) началась с развития капиталистических предприятий и отношений в период распада феодального общества в некоторых странах Западной Европы: Голландии, Италии, Англии и других. Капиталистами были предприниматели, которые за свои деньги приобретали предметы, орудия, условия труда, нанимали работников и осуществляли производство материальных благ и услуг для продажи за деньги, для получения прибыли. Закончилась эта эпоха в середине XX века, с появлением элементов постиндустриальной (информационной) цивилизационной эпохи.

В индустриальных странах (формация и цивилизация) постепенно теряли господствующее положение и отступали перед капиталистическими формационными (товарно-денежными) и цивилизационными (протестантизм). Число капиталистов росло, увеличивалась степень вовлечения населения в капиталистические (товарно-денежные) отношения. В результате буржуазных революций к власти пришли буржуазные демократы. Они достроили капиталистические формации в своих странах до «вспомогательного верха» и цивилизации. К концу XIX в. капиталистическая формация и цивилизация одержала верх во многих странах Европы.

Мартин Лютер (1483-1546) создал протестантизм, оказавший влияние на становление капиталистического общества. Он отверг роль церкви и духовенства в качестве посредника между индивидом и Богом, утверждая, что спасение души человека зависит от веры, профессионального мастерства и образа жизни. Книгопечатание ознакомило население с Библией и стимулировало самостоятельность мышления. Пуританская этика стала цивилизационной основой капиталистической формации и цивилизации, которая существенно отличалась от предыдущей. Процесс становления индивидуалистической (либеральной) мировой цивилизации шел относительно быстро. Национальные государства боролись за рынки сбыта, политическое влияние, мировое господство. Возникали союзы государств, разделяющие сферы экономического и политического влияния.

Технологическую основу индустриального общества составляют физический и умственный труд, новые источники энергии (электричество, двигатель внутреннего сгорания), машинное производство на промышленной (индустриальной) основе. Эти средства производства позволили резко увеличить количество и качество материальных благ для удовлетворения демосоциальных потребностей людей.

Демосоциальная подсистема индустриального общества характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.

Для экономической подсистемы характерны: индустриальный способ производства; капиталистическая собственность, развитие финансового капитала; господство крупных монополий — частных и государственных; рост эффективности общественного производства; появление мирового рынка; разделение общественного производства на три сектора (первичный — сельское хозяйство, вторичный — промышленность, третичный — услуги) при ведущей роли промышленного сектора; возникновение кризисов перепроизводства; борьба основных экономических классов (буржуазии и пролетариата).

Политическая подсистема индустриального общества характеризуется: распадом империй и возникновением национальных государств; развитием права; разделением законодательной, исполнительной, судебной властей; всеобщим избирательным правом; формированием и массовой . В городах возникает разрыв и конфликт между бюрократической, анонимной государственной властью и самоуправляемым, близким к интересам людей муниципалитетом.

Духовная подсистема индустриального общества характеризуется реформацией церкви, развитием и технического знания, становлением массового образования, возникновением массовых СМИ и науки. Новая религия, философия Галилея, Бэкона, Декарта, естественные науки изменили духовный климат постреформационной Европы.

Общественная психика характеризуется усилением рационализма, ослаблением религиозного мировоззрения и усилением светского (либерального, социалистического, анархистского), появлением социалистических прожектов переустройства общества, ожесточением субъективного противоборства разных классов.

Капиталистическое общество оказало решающее влияние на ход исторического процесса в XIX-XX веке. Оно начало колониальные войны против первобытно-общинных, аграрно-азиатских, феодальных обществ в других странах мира. Типы колонизации были разные: поселения колонистов, миграция в колониальные районы, проникновение колонизаторов в страны с развитой азиатской цивилизацией и формацией, закрепление там в качестве правящего меньшинства. Колонизируемые (и «цивилизуемые») народы оказывали сопротивление колонизаторам.

В первой половине XIX века в Европе поднялось революционное движение пролетариата, выдвинувшего свои экономические и политические требования к классу капиталистов: произошли восстание лионских рабочих (1834) и силезских ткачей (1844), в Англии развернулось чартистское движение. Карл Маркс и Фридрих Энгельс теоретически обосновали требования пролетариата в «Манифесте коммунистической партии». В 1917 г. в России началось строительство «пролетарско-социалистического» общества (формации и цивилизации).

Двумя общественными формациями и цивилизациями индустриальной эпохи стати капиталистическая и социалистическая (советская). Вначале их борьба складывалась в пользу социализма (формации и цивилизации): возник «нролетарско-социали- стический» Советский Союз. Затем в результате победы над нацизмом сложился лагерь советского социализма, включающий множество стран; началось разложение колониальной системы капитализма. Советские коммунисты надеялись, что победа социалистического общества над капиталистическим будет означать их победу. Это положение зафиксировала программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС (1961 г.).

Трансформация либерально-капиталистического общества в социал-демократическое доказала, что всемирно-историческое значение стал играть не пролетариат, а средний масс. Буржуазно-социалистическое общество (сметанная формация и цивилизация) оказалось более жизнеспособным по сравнению с либеральным капитализмом и пролетарским социализмом, потому что, с одной стороны, давало простор талантам, а с другой стороны, — воплощало умеренную социальную справедливость в форме относительного неравенства, социальной защиты трудящихся, слабых. В конце XX века мировая система социализма и СССР потерпели поражение.

Характеристика традиционного индустриального общества сложна и многогранна. Основы ее были сформулированы еще в начале XIX века Сен-Симоном. В свое определение он вложил следующий смысл: индустриальное – это такое общество, в котором основу экономики уже составляет не ручное производство и традиционные виды хозяйствования (земледелие и животноводство), а развитая промышленность с соответствующим ей развитием социальных отношений и политическим устройством. Изначально термин представлял противоположность патриархальному (доиндустриальному) обществу. Современные же теории в его определении разнятся.

Исторические этапы развития обществ

Ученые-экономисты и социологи выделяют три основных этапа развития всех обществ мира. К ним относятся: доиндустриальное, или патриархальное, индустриальное и постиндустриальное.

  • Доиндустриальное характеризуется низким уровнем производительных сил и социальных отношений. Хозяйство завязано на традиционных видах: земледелии, скотоводстве, рыбной ловле, ремеслах. Весь цикл производства при этом осуществляется ручным трудом без привлечения автоматизированной техники ввиду ее отсутствия.
  • Индустриальное общество. Характеристика его заметно отличается от предыдущего типа. Самое главное отличие состоит в развитии индустрии, т. е. промышленности, и превращении ее в ведущую отрасль хозяйства. Остальные особенности будут рассмотрены ниже.
  • Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального, в основу своего развития ставит уже не промышленность, а появление и развитие новых технологий. В этом плане даже страны, бедные с точки зрения патриархального и индустриального общества, могут выйти в лидеры по темпам развития экономики. В настоящее время лидерами здесь являются Япония, США, некоторые государства Западной Европы.

Характеристика индустриального общества имеет некоторые особенности, выделяющие его из доиндустриального и постиндустриального исторических типов. В результате, руководствуясь информацией об исторических типах развития человечества, мы и можем выделить каждый из трех существующих на сегодняшний день.

Индустриальное общество. Характеристика эпохи

Второй исторический этап развития человеческого общества имеет несколько существенных отличий от первого. Главная характеристика индустриального общества состоит в том, что происходит утверждение промышленного уклада во всех сферах общественной жизни как доминирующего. Таким образом, сельское хозяйство, ранее игравшее главенствующее положение, уходит на второй план. Отныне главным мерилом дохода, определяющим состоятельность и социальный вес человека, становится не количество имеющейся земли (феод), как это было в предыдущую эпоху, а количество капитала, сконцентрированного в его руках. Касаемо утверждения технологического индустриального уклада, нужно сказать, что он оказывает влияние на все сферы, начиная с экономической и заканчивая культурной.

Пропорции занятости

Характеристика индустриального типа общества не представляется возможной без изучения изменений пропорций занятости в различных отраслях. Эта особенность вытекает из первой – она неизбежна. В результате появления машинного труда и технологий количество занятых в сельском хозяйстве резко сокращается - до 3-5 %; в противоположность этому сокращению, происходит рост в промышленном секторе до 50-60 % и в сфере услуг (40-45 %). Все это неизбежно, если посмотреть на изменения в общественной жизни с приходом индустриальной эпохи.

Урбанизация

Третья особенность является следствием первых двух: в результате роста индустрии появляется большое количество заводов и фабрик, где применяется машинный труд. После этого происходит резкий рост доли занятых в промышленности. А где располагаются все промышленные предприятия? Конечно же, в городах и их пригородах! Результатом этого стала интенсивная урбанизация. Именно в тот период наблюдается резкий рост городов, в том числе и за счет населения, прибывающего из сельской местности ввиду невыгодности ведения хозяйства в деревне и привлекательности города.

Национальные государства

Если вам зададут вопрос, что такое индустриальное общество, дайте характеристику. «Традиционному индустриальному обществу свойственно возникновение национальных государств, в основе сближения всего населения которых лежит не власть правителя, а общий язык, культура и история», - таков будет ваш ответ. Это и есть 4-я особенность, послужившая сплочению населения сначала европейских стран и США, а потом и всех остальных государств мира. В это время появляется национальных дух, происходит выделение отдельных наций из всего населения, формируется национальный менталитет. Патриотизм в том виде, который мы знаем сейчас, тоже возникает во время становления индустриального общества и формирования наций, государств.

Образовательная революция

Следующей особенностью является культурная, или образовательная, революция. Характеристика индустриального информационного общества включает в себя такие особенности, как растущая грамотность населения, а также формирование национальных систем образования. Сегодня факт всеобщей грамотности многим может показаться естественным, однако всего 300-400 лет назад в странах Западной Европы, считающихся сегодня передовыми, читать и писать могли единицы. О развитии же технических наук говорить вообще не приходилось. Все «техническое развитие» диктовала церковь, а в ее интересах было сохранение старых устоев, в результате которых церковь богатела и не видела конкурентов для себя.

Вопрос о формировании национальных систем образования также был достаточно острым, каждая передовая страна старалась найти свой индивидуальный путь развития образования, который, во-первых, решал бы надобности новых экономических реалий и, во-вторых, продолжал бы развитие технологий и появление изобретений.

Политические права

Следствием культурной явилась политическая революция. Как ни странно, но с вкладыванием в головы народных масс большого количества информации, в том числе гуманитарного направления, у населения возникают политические требования, предъявляемые к правительству, формирующемуся в эпоху индустриального общества. Характеристика этой особенности позволяет нам прийти к выводу о том, что большинство политических прав, свобод и обязанностей, которыми наделены граждане современных государств, возникли во время формирования индустриальных обществ. Важнейшим политическим правом, приобретенным населением, явилось избирательное право. Конечно, изначально ценз был очень высоким – не каждый мог участвовать в выборах, а женщины вообще им не были наделены, но с течением времени избирательное право приобрело современный вид и стало всеобщим.

Государство всеобщего благосостояния

Уровень потребления показывает резкий рост в результате того, что формируется т. н. «государство всеобщего благосостояния (благоденствия)». В это время происходит смена социального положения населения. Если раньше существовала схема «государство-общество», не замечающая важность способностей отдельных граждан, то схема «государство-личность» отличает именно индустриальное общество. Характеристика эта указывает, что отныне личность важна для государства, и оно делает все, чтобы каждый человек приносил пользу в меру своих возможностей.

Общество потребления

Вслед за «государством всеобщего благоденствия» появляется «общество потребления». Рост доходов населения и появление большего количества свободного времени стали как бы проводниками к потреблению. Индивидуальное потребление и соответствующие социальные установки сейчас стали, можно сказать, культом, который породило индустриальное общество. Характеристика его, безусловно, должна включать и этот момент. В доиндустриальном обществе большая часть населения в личном пользовании практически ничего не имела, за исключением крова (чаще всего арендуемого), пищи, одежды и орудий труда.

Рост доходов и появление свободного времени привели к капиталистическим отношениям, основой которых стало накопление капитала и его показ всему обществу. Материальным выражением богатства в разное время становились различные показатели. Сейчас ими являются дорогие часы, спортивные автомобили, самолеты, вертолеты, яхты и т. д. Но помимо этого существует огромное количество необходимых для современной жизни товаров, приобретаемых большей частью населения. К ним можно отнести ту же одежду, еду, бытовую технику и многое другое – здесь все не перечислить.

Демографические изменения

Основные характеристики индустриального общества включают и эту, вынесенную в подзаголовок, самую значительную в социальном плане. Речь идет об изменениях в демографическом развитии, в число которых можно включить следующее:

  • Понижение уровня смертности ввиду развития медицины и появления вакцин от большинства болезней, преследовавших население Земли на протяжении тысячелетий.
  • Результатом вышеприведенного факта является рост продолжительности жизни населения развитых обществ.
  • Из-за того, что снижается смертность, в том числе детская, отпадает надобность в рождении большого количества детей, поэтому рождаемость снижается.
  • Следствием трех приведенных факторов является старение населения, т. е. доля старших возрастных групп становится преобладающей тогда, когда формируется индустриальное общество.

Характеристика по сферам приводит нас к выводу, что в целом индустриальное общество оказало положительный эффект на развитие человечества: роль личности стала выше для общества, смертность была значительно снижена, грамотность является общедоступной, а в большинстве стран обязательной, уровень жизни постоянно растет. Человек, живший всего 100 лет назад, даже не мог мечтать о тех благах, которыми пользуется сегодня население большей части земного шара.

Индустриальное общество - это общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. Вырастает из традиционного общества.Сам термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом О. для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному (патриархальному). Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.

Отличительные особенности индустриального общества: Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

Интенсивная урбанизация

Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр.всего избирательного права)

Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")

Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")

Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

Индустриализация является основой более широкого социального процесса - модернизации. Модель "индустриального общества" часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. В теориях конвергенции (сближения, схождения) подчёркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые в конечном счёте становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.

4 ДК 1948 сотрудниками Энергетического института АН СССР Бруком И.С. и Рамеевым Б.И. было получено свидетельства на цифровую вычислительную машину, что означало начало работ по созданию ЭВМ. Первая в СССР ЭВМ была запущена 25 ДК 1951. В России-СССР индустриальное общество создавалось и укреплялось в течение всего ХХ в. О развитии индустриального общества в России свидетельствовали: быстрая модернизация страны в к.Х1Х-н.ХХ вв., ускоренные темпы промышленного развития, рост производства на душу населения в ведущих отраслях промышленности, завершение промышленного переворота, закрытие мануфактур, рост фабрично-заводского производства, рост числа наёмных рабочих в экономике, особенно на фабриках и заводах, возникновение новых отраслей промышленности, развитие нефтедобычи, производства электроэнергии, бурное железнодорожное строительство, развитие пароходств, использование Россией технических и технологических достижений Запада


концентрация производства и монополизация экономики, возникновение картелей и синдикатов, банковского и финансового капитала, усиление вложений иностранного капитала в экономику России

На становление индустриального общества в России в пореформенную эпоху отрицательно сказались следующие факторы: половинчатость реформ 1860-1870-х, сохранение пережитков крепостничества, недостаточное развитие рыночных отношений, что отрицательно влияло на развитие индустрии

сохранение сословно-самодержавного строя, затруднявшего свободу предпринимательства, развитие торговли и промышленности

активное вмешательство царизма в экономику, большое место государственного капитала в промышленности и финансах

колониальный характер Российской империи, использование внутренних колоний для развития капитализма "вширь", а не "вглубь"

затрата значительных средств на поддержку помещиков, содержание огромной армии чиновничества.

Индустриальное общество

Современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно-промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался примерно в 15 в. и завершился в 18 в. Для И.о. характерны следующие черты: резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное гос-во; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

О радикальности перемен, произошедших уже в 20 в., говорят, в частности, такие факты: с начала века население планеты выросло более чем в три раза; в 1900 в городах жило около 10% населения, к концу века - около 50%; 90% всех предметов, используемых сейчас человеком, придуманы в последние сто лет; объем промышленного производства в 20 раз выше в конце века, чем в его начале; люди используют 600 млн автомобилей; запущено более 4000 искусственных спутников Земли; за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человеком за все время его существования.

И.о. является началом формирования единого человечества и, соответственно, становлением мировой истории в собственном смысле этого слова.

Иногда И.о. последних десятилетий, добившееся особо эффективного экономического роста, именуется постиндустриальным. Д. Белл выдвинул идею, что с т.зр. реализации обществом различных технологий производства в мировой истории можно выделить три главных типа социальной организации: до-индустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Такое деление истории является, однако, грубым и поверхностным. В его основе лежит лишь одна черта общественного развития - уровень экономического роста. В результате последние три столетия истории оказываются разделенными на две противопоставляемые друг другу эпохи, в то время как вся предшествующая история, занимающая многие тысячелетия, попадает в невыразительную рубрику «доиндустриального общества». Само различие между индустриальным и постиндустриальными типами общества существенно лишь с т.зр. уровня экономического развития. Оно оказывается, однако, второстепенным, когда во внимание принимается целостная культура развитых обществ трех последних веков. Постиндустриальное общество - не самостоятельная эпоха, а лишь современный этап индустриальной эпохи, обладающей несомненным внутренним единством.

В рамках каждой из эпох могут существовать одна или несколько цивилизаций, которые могут быть разделены в зависимости от характерных для них стиля мышления, строя чувств и своеобразных коллективных действий на индивидуалистические, коллективистические и промежуточные (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуалистическая цивилизация в И.о. представлена капитализмом, коллективистическая - социализмом, два варианта которого - коммунизм и национал-социализм.

Одна из основных тенденций И.о. - модернизация, переход от традиционного общества к модернизированному. Эта тенденция сделалась заметной в Зап.

Европе уже в 17 в., позднее она распространилась и на др. регионы. Для традиционных обществ характерны опора прежде всего на веру, а не разум, на традицию, а не на знание, пренебрежительное отношение к экономическому росту, к внедрению новых технологий и управлению экономикой. Модернизирующиеся общества опираются в первую очередь на разум, знание и науку, проводят последовательную индустриализацию, резко увеличивающую производительность труда, усиливают роль управления и, в частности, управления экономикой и придают развитию производительных сил определенные динамизм и устойчивость. Модернизация ведет к росту сложности общественной системы, интенсификации коммуникаций, постепенному формированию мирового сообщества. Процесс модернизации характерен не только для капиталистических, но и для социалистических стран. Последние также апеллируют к разуму и науке и стремятся обеспечить устойчивый экономический рост. Более того, они претендуют на гораздо более эффективную модернизацию, чем та, которая доступна капиталистическим странам. Модернизация не является историческим законом, охватывающим все общества и все эпохи. Она характеризует лишь переход от аграрно-промышленного общества к индустриальному и представляет собой социальную тенденцию, заметно усилившуюся в 20 в., но способную угаснуть в будущем при неблагоприятном стечении обстоятельств (исчерпание природных ресурсов, обострение глобальных проблем и т.п.).

Две фундаментальные оппозиции (индивидуалистическое общество - коллективистическое общество и традиционное общество - модернизированное общество) позволяют выделить четыре типа общественного устройства И.о.: традиционное коллективистическое общество (Китай, Индия и др.), традиционное индивидуалистическое общество, модернизированное коллективистическое общество (коммунистическая Россия, национал-социалистическая Германия и др.) и модернизированное индивидуалистическое общество (США, Япония и др.). Современная Россия переходит от коллективистического общества к модернизированному индивидуалистическому обществу.

Данная схематизация показывает неединственность т.н. зап. пути и вместе с тем неединственность социалистического, в частности коммунистического, выбора. Нет общей дороги, которую должно было бы пройти - пусть в разное время и с разной скоростью - каждое общество. История И.о. не идет в направлении, когда-то описанном К. Марксом, - к социализму, а затем к коммунизму. Но она не является и повторением всеми обществами того пути, который прошли в свое время зап. страны. Современное человечество не является единым, однородным целым. Оно слагается из очень разных обществ, находящихся на разных уровнях экономического и культурного развития. Общества, относящиеся к разным историческим эпохам, существуют и в настоящее время. В частности, доиндустриальные, аграрно-промышленные общества широко распространены в Африке, Латинской Америке и Южной Азии. Общества индустриального типа существенно различаются по уровню своего развития. Валовой национальный продукт на душу населения в России и Бразилии в несколько раз ниже, чем в Италии и Франции, а в последних почти в два раза ниже, чем в США и Японии. Наличие в современном мире обществ, относящихся к разным историческим эпохам, и существенные различия между обществами, принадлежащими к одной и той же эпохе, говорят о том, что каждая эпоха, включая и индустриальную, - это всегда известная неоднородность и определенная динамика. Эпоха - только тенденция развития достаточно обширной и влиятельной группы обществ, способная стать тенденцией развития и многих др. обществ, а со временем, возможно, и подавляющего их большинства.

Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы (автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений науки. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т. е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К. Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т. е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Такие представления отражены в метафоре мира как часового механизма, отдельные части которого связаны жестким причинно-следственным взаимодействием. Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Определение К. Марксом природы как «неорганического тела человека» иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. Пафос Прометеевой воли новоевропейского человека, утверждение его силы и власти означали утверждение безграничных преобразовательных возможностей в отношении природы. Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» - таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.
В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.
Социальные отношения, невидимые нити социальной ткани, в индустриальном обществе принимают форму товарно-денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Это порождает иллюзию того, что не люди господствуют друг над другом, связанные исторически определенным типом общественных отношений, но «деньги правят миром». Только глубокое изучение общества способно развеять эту иллюзию и показать, что в основе той или иной формы эксплуатации труда лежит исторически определенный тип общественного производства и соответствующие ему отношения собственности и распределения.
Если социальные отношения в традиционном обществе называют непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей - социальных партнеров. Описывая средневековые города, М. Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако в отличие от односельчан городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.
Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются еще в XVI-XVII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Промышленные корпорации защищали права своих членов в городском суде, в том числе и перед лицом бывшего хозяина. Во многих странах вердикт городского суда был окончательным и не подлежал обжалованию королевским судом. До наших дней дошла поговорка «Городской воздух делает свободным». Однако с усилением централизованных государств отправление правосудия все более сосредоточивается в руках верховной власти. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.