Первые экономисты.

Введение

2. Становление экономики как науки в учении меркантилизма, физиократизма, английской классической политэкономии

3. Развитие экономической теории в XX веке

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История человечества - это история экономики. Поэтому, изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда.

Экономика государства в известной мере связана с экономическим мышлением, менталитетом жителей этого государства. Экономические воззрения возникли в глубокой древности. Человеческий разум постепенно осознавал процессы и закономерности хозяйственной жизни, познавал их причины. От примитивных взглядов до подлинно научных теорий - таков трудный путь познания сути экономических процессов, явлений, тенденций. При этом одна теория, одна школа сменяла другую, вступали в противоборство различные концепции, внося, как правило, какие-то рациональные зерна в общий кладезь экономической мудрости. Процесс познания и сейчас не завершен, поэтому можно считать себя сознательным субъектом хозяйственной деятельности, лишь познакомившись, хотя бы в общих чертах, с основными направлениями экономических теорий, как прошлого, так и настоящего.

Использование принципа историзма в экономических исследованиях открывает широкие возможности для сравнительного анализа экономической мысли и хозяйственного развития различных стран и народов на разных ступенях их развития. Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Поэтому, чтобы понять экономическую науку нужно знать не только законы и принципы экономики в период своего времени, но и то откуда, из какого времени и при каких обстоятельствах зарождались основные вехи всех закономерностей это науки. Вероятно, прежде чем обращаться к конкретному изучению экономики, нужно получить хотя бы общее представление о магистральном развитии экономической мысли.

Актуальностью темы курсовой работы является то, что философы и ученые-экономисты жили в разные периоды времени и в разных странах, что послужило последствиями отличий их взглядов и решений тех или иных проблем.

Как уже известно, развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так же актуальностью являются проблемы, которые стояли в течение тысячелетий перед экономической мыслью. Так, самой архаической и в то же время самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, проблема товарно-денежных отношений. История развития экономической науки - это и история развития отношений обмена, общественного разделения труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связанны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других.

Вторая труднейшая проблема, которая в течение тысячелетий стояла перед экономической мыслью, - производство прибавочного продукта. Когда человек в одиночку не мог себя прокормить, у него не было не семьи, ни собственности. Поэтому-то люди в далекие времена жили общинами. Вместе охотились, вместе производили нехитрые продукты, вместе потребляли их. Даже женщины были общими, детей тоже растили вместе. Как только мастерство, умение человека возросли, а главное, развились средства труда на столько, что один человек мог произвести больше, чем потреблял он сам, у него появились жена, дети, дом - собственность. А самое главное - появился излишек продукта, который и стал предметом и объектом борьбы людей. Изменился общественный строй. Первобытная община превратилась в рабовладение. По существу, смена одной общественно-экономической формации другой означала смену форм производства и распределения прибавочного продукта.

Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны - вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производственных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения. Целостных экономических учений до XVIII в. не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления общих проблем национального хозяйства, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство ощутили себя как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.

Целью же курсовой работы является рассмотрение всех периодов жизни становления и развития экономической теории как науки, в частности: зарождение в древнем обществе, средних веках; становление в учениях меркантилистов, физиократов, классиков политической экономии; и развитие ее в современном обществе. Для того чтобы понять конкретно, в чем новизна каждой экономической мысли нужно проследить и сделать выводы, изучив взгляды всех ученых-экономистов, что и будет показано в курсовой работе.

1. Зарождение экономических знаний в древнем обществе

На сегодняшний момент исследованы лишь те вопросы экономического мышления древности, которые были отражены в письменных источниках. Поэтому начало изложения истории экономической мысли совпадает с возникновением первых цивилизаций - Древней Азии, Древней Греции, Древнего Рима.

К особенностям восточного рабства, которое зародилось в IV тысячелетии до н.э., относятся: существование наряду с частной собственностью рабовладельцев сельской общины; закабаление широких масс населения государством, в руках которого ирригационная система; распространение долгового рабства.

Одним из наиболее крупных древних восточных рабовладельческих государств было Вавилонское. Кодекс законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) охраняет экономическую основу рабовладельческого строя - частную собственность. Покушение на нее карается смертной казнью. Рабы приравниваются к имуществу рабовладельцев .

Наряду с признанием права частной собственности кодекс законов осуществлял правовую защиту личности непосредственных производителей. Так, запрещалось продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий подданных; ограничивалось ростовщичество; тремя годами определялось долговое рабство независимо от суммы долга. Кодекс Хаммурапи представляет собой одну из первых попыток управления страной с помощью системы правовых норм.

Основные течения экономической мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI - III вв. до н.э. Основоположником конфуцианства являлся Кун-Цзы. В целях стабилизации общественного строя Китая он предложил программу морального совершенствования человека, которая включала в себя: уважение к старшим и вышестоящим, проявление сыновей почтительности, дружбу с братьями, регламентацию патриархальных отношений. Государство он рассматривал как большую семью, а правителя - как "отца народа".

Конфуций различал коллективную собственность и частное владение и отдавал предпочтение последней. Сословное деление общества, по его мнению, установлено Богом и природой. Но поскольку источником богатства является труд, постольку он призывал народ больше работать, но меньше потреблять.

Представителями конфуцианства были также Мэн-Цзы и Сюнь-Цзы. Мэн-Цзы считал, что небо предписано простым людям кормить господствующее сословие. Исходя из этого он выдвинул своеобразный аграрный проект, по которому общинные земли делились на девять равных долей. Девятый участок (общественное поле) крестьяне должны были обрабатывать совместно, а урожай отдавать в распоряжение чиновников государства.

У конфуцианских идеологов были оппоненты - легисты, выступающие за управление страной посредством законов, а не ритуалов. Они являлись инициаторами реформ, направленных на подрыв патриархально-общинных отношений.

Важнейшим памятником Древней Индии является "Артхашастра", составление которой приписывается Каутилье. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия; стоимость вещей определяет количеством дней работы, а вознаграждение результатами труда; прибыль включает в цену товара в качестве прочих издержек.

В классической форме рабство, известное под названием античного, существовало в Древней Греции и Древнем Риме с I тысячелетия до н.э. и достигло расцвета в V в. до н.э. В отличие от восточного, становление античного рабства происходило на более высоком уровне развития. Вот почему этот процесс протекал там почти одновременно с развитием товарно-денежных отношений.

Зачатки экономической мысли Древней Греции обнаруживаются в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея", в которых нашла отражение концепция натурального хозяйства.

В VII - VI вв. до н.э. рабство получает широкое распространение, частная собственность окончательно вытесняет родовую, быстро развиваются торговля и ростовщичество. Реформаторы этого периода - Солон и Писистрат. Важнейшим моментом реформ Солона было запрещение долгового рабства, оно становилось уделом только иностранцев.

В период расцвета рабства экономическая политика ориентировалась на развитие торговли денежного хозяйства. В условиях кризиса рабства она становится более реакционной, так как ориентируется на защиту натурального хозяйства и аристократических форм устройства государства. Ксенофонт, Платон и Аристотель становятся ее выразителями.

Ксенофонта (430-354 гг. до н. э) многие считают первым экономистом, ибо именно ему принадлежит термин "экономика". Он впервые вводит понятия разделения труда и специализации. Его идеалом являлось замкнутое автаркичное натуральное хозяйство. В трактате "Домострой" он восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятия ремеслами и торговлей; рабов считал говорящими орудиями, осознавал их низкую производительность и рекомендовал шире использовать материальные стимулы . Заслугой Ксенофонта является то, что он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей. В этой связи он вошел в историю экономической мысли как ученый, который одним из первых понял преимущества разделения труда, его связь с размерами рынка.

    Экономисты любят спорить. Чаще всего — на темы, которые людям, с экономикой незнакомым, непонятны и малоинтересны. Существует несколько экономических школ, но у каждого уважающего себя экономиста есть еще и свое личное мнение. Два экономиста — пять мнений. Так что если у вас сегодня вечером свидание с экономистом и вы не хотите выглядеть перед ним совсем уж невеждой, то лучшая стратегия — на все, что бы ни сказал вам ваш спутник, отвечать: «Да, конечно, но...» Эту фразу любой уважающий себя экономист закончит сам.

    1. Адам Смит

    Адам Смит был Адамом экономики, т. е. первым экономистом и основателем всей экономической науки.

    В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит предложил концепцию «экономического человека», движимого эгоизмом и стремлением к наживе.

    Этот труд считается краеугольным камнем капитализма. По чистому совпадению он был опубликован в том же 1776 году, в котором появилась главная капдержава мира — США.

    Смит знаменит пресловутой «невидимой рукой рынка». Этой своей «невидимой рукой» Смит объяснил странный парадокс: действуя в своих корыстных интересах, каждый из нас не только богатеет сам, но и приумножает богатство общества.

    Смит был шотландцем, а шотландцы славятся своей скупостью.

    Умер создатель идеи свободного предпринимательства через год после Французской революции, провозгласившей не только свободу, но и равенство с братством, что шло вразрез с идеей индивидуального обогащения.

    Идеи Смита до сих пор вызывают много споров. Наверное, людям не очень понравилась мысль, что нами движет не что-то более возвышенное, а всего лишь вульгарная жажда наживы. Это был первый удар по нашему самолюбию. Теперь-то нам не привыкать: Чарльз Дарвин объяснил нам, что мы произошли от обезьяны, а Зигмунд Фрейд — что мы мало о чем думаем, кроме...

    Смит — один из очень немногих экономистов, попавших в русскую поэзию. Адам Смит не читал «Евгения Онегина», зато Евгений Онегин читал Адама Смита и был глубокий эконом.

    2. Дэвид Рикардо


    Как и многие другие экономисты, Рикардо был евреем и происходил из семьи сефардов, поселившихся в Англии после изгнания из Испании. У него были состоятельные родители, но когда он женился на нееврейке, они лишили его наследства. Рикардо пришлось самому зарабатывать себе на жизнь, и надо сказать, что он в этом весьма преуспел. Он сделал карьеру в банке и был избран в парламент, но ни то ни другое не удовлетворило его интеллектуальных запросов. В результате Рикардо разработал концепцию международной торговли.

    До Рикардо считалось, что нужно экспортировать как можно больше, а импортировать как можно меньше. Поэтому международная коммерция развивалась крайне медленно. Рикардо же доказал, что если каждая страна специализируется на чем-то своем, на каком-то одном товаре, то выигрывают все.

    Более того, страна будет богаче, если решит производить один тип товара, а остальные импортировать, даже если она все вообще товары производит более эффективно, чем ее торговые партнеры. Это объясняет, в частности, почему банкир не станет чинить свой автомобиль, даже если в машинах он понимает лучше, чем иной механик: потому что время, затраченное на починку автомобиля, он может более прибыльно употребить, работая банкиром.

    3. Карл Маркс


    Маркс был многодетен и беден. Ему часто приходилось прибегать к помощи своего друга Энгельса, успешного бизнесмена. Это настораживает, потому что большинство экономистов, открывших законы экономики, сумели свои открытия использовать в корыстных целях.

    Тем не менее, хотя Маркс как экономист периодически объявляется банкротом, его теории все время возвращаются к жизни.

    Маркс считал, что стоимость любого товара определяется затраченным на него трудом. Капиталист может извлекать прибыль, только если цена товара превышает стоимость производства, что достигается исключительно эксплуатацией рабочих. А это рано или поздно должно привести к полному обнищанию пролетариата.

    Тезис Маркса — прямая противоположность теории Адама Смита, который считал, что если мы обогащаемся, то тем самым и пролетариату помогаем заработать доллар-другой.

    Как и Адам Смит, Маркс тоже вошел в русскую поэзию. Причем не раз. Например:

    Маркс со стенки смотрел, смотрел...

    разинул рот,

    да как заорет:

    «Опутали революцию обывательщины нити...» и т. д.

    Во второй половине XX века стало окончательно ясно, что Маркс неправ. В капиталистических странах рабочие достигли невиданного доселе уровня жизни, а в социалистических, построенных по марксистским принципам, население вместо обещанного процветания клало зубы на полку. Правда, после кризиса начала XXI века идеи Маркса могут вновь получить хождение.

    4. Джон Мейнард Кейнс


    Если вы думаете, что экономисты — люди скучные и занудливые, значит, вы ничего не знаете о Кейнсе. Кейнс тусовался с писателями, художниками и прочей лондонской богемой и был женат на русской балерине Лидии Лопуховой. Впрочем, женитьба удовлетворения ему не принесла, поскольку он был гомосексуалистом. Кейнс не только учил других, как управлять экономикой, но и сам изрядно разбогател, играя на бирже.

    До Кейнса была всего одна экономика — классическая, которую придумал Адам Смит. Кейнс придумал новую — экономику Кейнса. Великая депрессия продемонстрировала, что «невидимая рука» Смита не всегда справляется с управлением экономикой и ей нужна тяжелая рука государства. В трудные времена кризиса государству следует тратить больше и тем самым поддерживать уровень занятости населения.

    Кроме того, Кейнс помог создать послевоенный валютный режим, который был сначала привязан к золотому стандарту, а сейчас целиком основан на американском долларе.

    5. Йозеф Шумпетер

    В начале XX века в Вене было множество прославленных художников, писателей, музыкантов, психиатров и шарлатанов. Неудивительно, что в Австрии были и великие экономисты. В бытность свою студентом Венского университета Шумпетер поклялся стать лучшим экономистом, наездником и любовником в столице империи. Уже будучи пожилым, он сожалел, что хороший наездник из него не вышел. В экономике же он преуспел.

    Шумпетер вошел в историю своей теорией «созидательного разрушения», согласно которой капитализм — это поступательное движение, при котором постоянно уничтожается все старое и на его месте создается новое.

    В Силиконовой долине, должно быть, много последователей Шумпетера. Там инвесторы обычно не дают денег предпринимателям, у которых нет за плечами хотя бы одного обанкротившегося проекта. Тех, кто не научился созидательно разрушать, они считают слишком зелеными, чтобы им доверять.

    6. Фридрих Хайек


    Еще один выходец из Австрии, который, как и Шумпетер, был вынужден покинуть страну с приходом Гитлера. Хайек был одним из первых, кто предсказал крах плановой экономической модели. У чиновников просто недостаточно информации для того, чтобы создать мало-мальски функциональный план, утверждал Хайек.

    Хайеку повезло. В отличие от большинства пророков, он дожил до того дня, когда его пророчества сбылись. Он родился в 1899 году, а умер в 1992-м, пережив как рождение, так и распад советского государства с его плановой экономикой.

    Хайек в принципе терпеть не мог государство и не признавал никакого вмешательства в экономику. Поэтому он был ярым оппонентом Кейнса и до сих пор является любимцем консерваторов.

    7. Джон Кеннет Гэлбрейт


    Когда Гэлбрейт был послом США в Индии, президент Кеннеди любил лично читать его депеши. Не потому что Индия была такой уж горячей точкой, а потому что Гэлбрейт всегда писал желчно и остроумно.

    Гэлбрейт был одним из нескольких американских университетских профессоров 60-х годов, которые стали настоящими звездами своего времени. Он был так же знаменит, как, например, Генри Киссинджер и Тимоти Лири. В своих академических трудах (которые читаются не менее легко, чем его депеши из Индии) он критиковал крупные компании за то, что они имеют чрезмерное влияние на рынке, формируют вкусы потребителей и играют большую роль в политике. К экономике же — как, впрочем, ко всему на свете — Гэлбрейт относился скептически. В частности, он как-то сказал, что единственная польза экономических прогнозов состоит в том, что они делают алхимию уважаемой наукой.

    8. Мильтон Фридман


    Если вас спросят, чем знаменит Фридман, скажите: он изобрел монетаризм.

    Экономисты, как уже было сказано, любят спорить друг с другом. Фридман же любил спорить со всеми. Особенно он любил спорить с Кейнсом, хотя Кейнс к тому времени уже умер.

    Не нужно никакого государственного регулирования или вмешательства в экономику, утверждал Фридман. Свободные рынки регулируют себя сами, точно так же, как регулирует себя любой здоровый организм. А для того, чтобы не было экономических кризисов и не возникала инфляция, нужно просто контролировать денежную массу, т. е. следить, чтобы денег в экономике было не слишком много и не слишком мало — примерно так же, как здоровый организм нужно кормить здоровой, полноценной пищей, не перекармливая, но и не держа его на голодном пайке.

    9. Джозеф Стиглиц


    Стиглиц родился в Гари, штат Индиана, — городе, который из процветающего сталелитейного центра его детства буквально за несколько лет превратился в безрадостную трущобу. Тот факт, что Гари — родной город многодетной музыкальной семьи Джексонов, включая великого Майкла Джексона, дела не меняет.

    Стиглиц — один из ведущих представителей посткейнсовской экономики, которая соединяет в себе учение Кейнса с элементами теории Маркса. Стиглиц был экономическим советником президента Клинтона и главным экономистом Всемирного банка, причем на этом посту он выступал с критикой действий международных экономических организаций. Критиковал он и Международный валютный фонд, и свой же Всемирный банк. Стиглиц утверждал, что чрезмерное преклонение перед свободным рынком — причина постоянной бедности в развивающихся странах.

    В 2001 году Стиглиц получил Нобелевскую премию. Нобелевский комитет отметил его исследования, показывающие, что информация на рынке распределяется неравномерно и, следовательно, «невидимая рука» свободного рынка далеко не столь эффективна, как утверждают последователи Адама Смита.

    10. Пол Кругман


    Кругман тоже получил Нобелевскую премию, но за что именно она была ему присуждена — вопрос спорный. Его академические работы в области торговли не очень впечатляют. Во всяком случае, они не кажутся настолько выдающимися, чтобы заслужить главную премию на планете.

    Скорее всего, шведы отметили колонку Кругмана в газете «Нью-Йорк Таймс», в которой он на протяжении всех восьми лет правления Джорджа Буша безжалостно и остроумно критиковал его политику. Колонки были блистательно написаны и невероятно рациональны. Их читала огромная аудитория в Америке и по всему миру, поэтому Кругман остается самым знаменитым современным экономистом. Но на политику администрации Буша колонки Кругмана никак не влияли. В результате страна оказалась на грани финансового краха и банкротства, в точности как Кругман и предсказывал.

    Будучи поначалу горячим сторонником Обамы, Кругман теперь критикует уже его политику. Причем если республиканцы и консерваторы считают, что Вашингтон тратит слишком много, то Кругман утверждает, что даже при дефиците государственного бюджета в 1,3 триллиона долларов государство должно тратить почти на 1 триллион долларов больше, чтобы вывести американскую экономику из застоя.

В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой , началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке - в колыбели мировой цивилизации. Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились все более злободневными проблему сосуществования государственной, общинной и частной собственности. Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости.

Зарождение экономических учений. Экономическая мысль древнего мира и средневековья

Уже из названия лекции видно, что первые экономические воззрения зарождаются на заре человеческой цивилизации – в условиях древнего мира. Но ясно, что относительно завершенные, целостные обобщения, которые могут быть названы учениями, возникли не вдруг, не сразу. На формирование учения требуется время, порой немалое. А ещё требуется определенная база, задел для появления учения.

Такой базой явились суждения, оценки и рекомендации о хозяйственном управлении (экономике) представителей власти, духовенства, философов, ученых, представляющих естественные науки, крупных собственников, торговцев. Эти суждения были отрывочными, разрозненными, а поэтому справедливо говорить, что в древнем мире преобладает экономическая мысль, а не учения. Главной формой её выражения были нормативные акты – законы, поучения, предписания. Интересные сведения об экономике можно встретить в трудах философов, мыслителей. Наконец с этой целью можно использовать и литературные источники – произведения поэтов, предания, письма.

Поскольку хозяйство было натуральным, в них, как правило, преобладали практические рекомендации: будь то организация работ или роль государя, содержание престарелых или армии, ведения торговли или сбор налогов. Поэтому экономические взгляды этого периода называют нормативными – они поясняли КАК ДОЛЖНО быть организовано хозяйство: быть безубыточным, обеспечивающим рациональное воспроизводство ресурсов и т.д.

Оформившиеся на протяжении многих веков формы хозяйственных отношений пробудили интерес к теоретическому осмыслению их содержания, к первым попыткам научного анализа. Среди ярких представителей, кто обратился к решению этой задачи, представители разных государств и народов – мыслители Древнего Востока (Египет, Китай, Вавилон, Индия), Древней Греции и Рима. Важными источниками познания являются папирусы, найденные в Египте (XXII – XVIII вв. до нашей эры), сборники работ Конфуция (Китай, IV – III века до н.э.), трактат «Артхашастра» (Индия, IV-III века до н.э.).

Но наиболее значимыми в тот период для становления экономической теории стали работы древнегреческих мыслителей – Ксенофонта, Платона, Аристотеля (конец V – конец IV веков до н.э.). Ксенофонту принадлежат работы «Домострой» и «Экономикос», Платону – «Государство» и «Законы», Аристотелю – «Органон», «Никомахова этика», «Политика».

Все указанные ученые стремились назвать выгоды натурального хозяйства, способности его к саморазвитию. В числе последних – разделение труда, способность учесть потребности членов хозяйства, возможность регламентации хозяйственной деятельности. Много внимания они уделяли совершенствованию государственного устройства как важному условию согласования интересов групп населения, сословий. В числе их идей встречаются такие, которые реально никогда не могли быть осуществлены, но в ряде случаев их суждения поднимаются до уровня теоретических обобщений. В частности, обратившись к сфере обмена Платон и Аристотель указали на влияние, которое могут оказать торговля и денежное обращение на хозяйственное устройство: подорвать основы натурального хозяйства, усилить дифференциацию населения. Аристотель, в частности, указывая на возможность обогащения посредством торговли, ростовщичества, считал этот вид деятельности неестественным для деятельности человека и определил её как «хрематистика».

И Аристотель, и Ксенофонт, кроме того обратили внимание на роль цены. Оба заметили, что цены на товары не являются стабильными, что в свою очередь нарушает пропорции обмена. Наблюдаемые изменения в обмене они справедливо связывали со свойствами товаров, денег, интересами и потребностями людей. Это внимание к взаимосвязям в сфере товарно-денежных отношений уже само по себе заслуживает уважения: оно стало важной подсказкой для последующих исследователей.

Да и в целом, мыслители древности оставили нам много удивительно точных высказываний, оценочных суждений о жизнедеятельности человечества, поведении людей, этике и морали. Знание их служит признаком образованности и культуры современного человека.

В Древнем Риме (III век до н.э. – I век н.э.), наряду с описанием устройства хозяйства и принципами управления им, были предприняты попытки предложить пути повышения эффективности земледелия, рационального использования труда рабов. Среди представителей древнеримской экономической мысли были Марк Катон (ему принадлежит работа «О земледелии»), Марк Варрон (работа «О сельском хозяйстве»), Тиберий и Гай Гракхи, Луций Колумелла. То, что объектом внимания стало сельское хозяйство объясняется несколькими причинами. Но несомненно и то, что росли потребности людей, росла их численность, а это заставляло обратиться к вопросам улучшения плодородия почвы, повышения производительности сельскохозяйственного труда.

Латинский и древнегреческий языки, будучи составной частью образования почти во всех странах Европы, несомненно оказали влияние на экономические воззрения средневековья (III – ХI века).

Преобладающим на ранних этапах средневековья оставалось сельскохозяйственное производство. Но в сфере социальных отношений стало все более заметным социальное расслоение, возникают новые виды производств (ремесел), появляются все новые города и торговые пути. А отсюда, и новые потребности, и продолжающийся поиск путей их удовлетворения.

Источниками, позволяющими познакомиться с характером экономики этого периода, являются «Салическая правда» – сборник нормативных актов в Королевстве франков (начало VI века), «Капитулярий о поместьях» (начало IX века). В них регламентировались правила взаимоотношений между сословиями, крепостными крестьянами и их хозяевами, правила наследования, рекомендовались формы и методы ведения хозяйства.

Одной из особенностей средневековой экономической мысли было тесное переплетение её с религиозной идеологией. Не случайно поэтому одним из видных представителей экономических взглядов стал монах Фома Аквинский (XIII век, Италия; известен своими лекциями в Парижском университете и ряде городов Западной Европы). Ему принадлежат работы «О правлении государей», «Сумма теологий».

В его воззрениях вера в Бога переплеталась с обобщениями вполне объективного характера. В принципе, по его мнению, вся деятельность людей делится на «угодную Богу» и «неугодную Богу»: угодно Богу, чтобы человек был богатым, значит, он и будет таковым; существуют сословия, верховная власть, частная собственность – стало быть, и это предопределено свыше.



Фома Аквинский был последователем Аристотеля. Он много внимания уделил товарно-денежным отношениям – роли денег, цене, торговой и ростовщической прибыли. В поле зрения этого мыслителя попали также вопросы о богатстве, разделении труда, обмене в целом. Вот основные выводы из экономического учения Ф. Аквинского:

Накопление богатства не должно являться высшей целью человека;

Труд должен стать обязанностью всякого, ибо только он может избавить человека от лености и безделья;

Обмен должен быть справедливым, т.е. цены товаров не должны наносить ущерба ни продавцу, ни покупателю;

Торговая прибыль допустима, если она получена из справедливых сделок; ценность денег должна устанавливаться государством.

Как видим, идея справедливости для Ф. Аквинского является важной, но сама справедливость у него двойственна: богатство и нищета неизбежны, как и выгоды из торговли: для низших слоев – одни, для феодалов – другие, а ростовщический процент необходим в силу риска. Но сам факт анализа важнейших категорий обмена получил в дальнейшем высокую оценку и был использован при изучении ценообразования, прибыли и содержания богатства в работах последующих мыслителей.

В странах Востока к выяснению экономических отношений обратились Мухаммед (VII век, Аравия), Ибн-Хальдун (XIV век, север Африки).

Мухаммед известен как основатель ислама и автор его главного писания – Корана. Его идеи затрагивали в основном правовые отношения, закрепляли частную собственность. Вместе с тем обязательной нормой поведения должна была стать благотворительность, добровольная милостыня.

Ибн-Хальдун известен как историк и философ. Его главный труд – «Книга назидательных примеров по истории арабов…». В нем также оправдывается дифференциация населения по сословиям, по богатству. Это состояние имеет божественное происхождение и поэтому не может быть устранено. Но совокупное, общественное богатство может быть приумножено ростом городов, производством прибавочного продукта, трудом населения и ограничением расточительства, развитием ремёсел. Он дал первую известную нам периодизацию развития общества: 1. Дикость. 2. Жизнь в сельской местности. 3. Жизнь в городах.

Повсеместное распространение ремесел, активизация торговли (городская жизнь) обусловили возросшую роль денежного обращения, а затем и сами стали зависеть от количества денег, от скорости их обращения. Поэтому истории экономической мысли средневековья известны имена тех мыслителей, которые первыми высказали идеи относительно зависимости уровня цен от количества денег, находящихся в обращении. Среди них – французский ученый – Николай Орезм, польский астроном Николай Коперник, юрист Ж. Боден (Франция). Основная идея, которую обосновывали они, сводится к выводу о том, что цены товаров находятся в обратной зависимости от количества денег. Это было новым по сравнению с традиционными утверждениями – к росту цен приводит «порча» денег, а определяет ценность денег государь. Поэтому есть основания считать, что появление количественной теории денег относится к XV – XVI векам.

Аспекты хозяйственного управления можно встретить и в дошедших до нас документах, летописях средневековой Руси. Основным источником сведений об экономических отношениях этого периода является «Русская правда» – свод законов Киевского государства (XII – XIII века). Его создание связано с именами Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. В «Русской правде», как и западно-европейских нормативных уложениях, закреплялось сословное деление, порядок сбора налогов, правила торговли, права князей и феодалов.

В XVI – XVII веках появились работы И. С. Пересветова и Ермолая Еразма – сторонников умеренной эксплуатации крестьян, упорядоченных налогов и торговли.

Литература

1. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. Т. 1.
/ МГУ; Гл. редколл.: В. Н. Черковец (гл. ред.) и др. – М., 1987. Гл. 6 – 8.

2. История экономических учений / Под ред. В. Автономова и др.: Учеб. пособие. – М., 2001. – Гл. 1.

3. Майбурд Е. М . Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М., 1996. – Гл. 1 – 6.

4. Ядгаров Я. С . История экономических учений: Учебник. Изд. 4-е. – М., 2001. – Гл. 3.

Вопросы для самопроверки

1. Какой вид обмена более способствует экономическому развитию – обмен ради наживы или для удовлетворения производственных и личных потребностей? Какие на этот счет были суждения у Аристотеля, Ф. Аквинского?

2. Почему экономические воззрения древних мыслителей Западной Европы и Востока совпадали в своих основных идеях?

В Древней Греции и Риме экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (384-322 гг. до н. э.) уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами.

Ксенофонт, написавший такие работы, как «О доходах» и «Экономика» (учение о хозяйстве), дат старт научной экономике. В его исследованиях экономика делится на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда.

Платон развивает представления о разделении труда, высказывает ряд соображений о специализации труда и особенностях разных видов трудовой деятельности, анализирует круг основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом.

Но подлинным титаном экономического учения античности надо считать Аристотеля. В своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» Аристотель впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления абстрактно, т.е. с целью обнаружения в них общих закономерностей.

В аристотелевском подходе экономика рассматривалась как совокупность неких универсальных правил ведения хозяйства, следуя которым можно добиться приумножения богатства. Идеалом хозяйства, по Аристотелю, были натуральные замкнутые хозяйственные системы, на которых применялся труд рабов («говорящих орудий труда»). Богатство воспринималось как совокупность продуктов, изделий, произведенных в этих хозяйствах. При прочих равных условиях одно натуральное хозяйственное образование было богаче другого в зависимости от того, какое количество земли и рабов оно содержало. Поэтому оптимальным способом достижения богатства был прежде всего захват новых территорий и рабов с последующей рациональной организацией их труда. Таким образом, экономика, по Аристотелю, — это наука о правилах рациональной организации труда рабов.

В то же время Аристотель понимал, что современное ему хозяйство носит не только натуральный характер, но и развивается за счет обмена, торговли, приобретает черты денежного хозяйства. Для описания этих специфических проблем, связанных с деньгами и торговлей, Аристотель предложил новое научное направление, которому сам же и дал название «хрематистика», т.е. искусство делать деньги. Именно в рамках хрсматистики, а не экономики Аристотель рассматривал такие явления, как деньги и их функции, цены товаров и ценообразование, капитал как деньги, приносящие дополнительные деньги.

Великий грек считал, что развитие обмена, торговля противоречат идеальному типу развития, а именно натуральному хозяйству. Поэтому, хотя он и достаточно глубоко для своего времени проанализировал денежные процессы и явления, Аристотель считал, что основным направлением хозяйственного развития должна стать натурализация хозяйственной жизни. Торговля же должна осуществляться лишь для получения немногих недостающих продуктов и вестись путем «справедливого обмена» с соседями. Третируя хрематистику и всячески подчеркивая значение экономики в его понимании, Аристотель выступил как консерватор, который к тому же был лишен дара предвидения исторической перспективы. Но история сыграла с Аристотелем забавную шутку. С течением времени термин «хрематистика» забылся, а под экономикой стали понимать науку, значительная часть которой рассматривает хрематистическую проблематику — денежные, финансовые проблемы, а не только чисто хозяйственные процессы. Следовательно, имя Аристотеля вошло в историю экономической науки благодаря разработке той проблематики, которую сам автор считал тупиковым направлением хозяйственного развития. Несмотря на это, Аристотеля с полным правом относят к числу основателей экономической науки и именуют первым ученым-экономистом.

Ученые, писатели, политические деятели в Древнем Риме уделяли внимание экономическим проблемам ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Ученый-энциклопедист Варрон (116-27 гг. до н. э.) написал работу «О сельском хозяйстве», а писатель и политический деятель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) известен своим трактатом «О земледелии», в котором содержится множество хозяйственных советов и высказываются мысли о роли отдельных видов экономической деятельности. Катон утверждает: «Купца я считаю человеком дельным и прилежащим к наживе, но, как я сказал выше, ему уготованы опасности и потери». Интересные мысли об экономике высказывали оратор и публицист Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) и ученый Плиний Старший (123-79 гг. до н.э.), автор энциклопедического труда «Естественная история». Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (1 в. н. э.) «О сельском хозяйстве» называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.