Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации (Швецов Ю.Г.). Совершенствование налоговой системы рф в условиях финансового кризиса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Что касается перспектив, то следует говорить о том, что для Российской Федерации налоговая политика - это молодая самостоятельная часть финансовой политики, и, соответственно, говорить о грамотной налоговой системе ещё довольно рано. Тем не менее, правительство стремиться к её совершенствованию путём внесения различных изменений в нормативно-правовые акты, корректировки ставок налогов, созданием новых и проведением различных реформ в данном направлении. Согласно прогнозам социально-экономического развития России, увеличение налоговых доходов в бюджеты не планируется, чтобы не создать дополнительной нагрузки на налогоплательщиков. Однако, регулярно и ежегодно в сфере налогообложения будут проводиться структурные изменения в существующих налогах и порядке их уплаты в бюджеты .

2.3 Пути реформирования налоговой системы России

Выделив проблемы и перспективы бюджетной и налоговой политики на 2016 год и планируемый период 2017-2018 гг., перейдем к построению путей реформирования налоговой системы РФ. Неотъемлемой составляющей реформы налоговой системы является реформирование налоговой политики.

В связи с этим рассмотрим основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов:

1) легализация оффшорных капиталов и активов, и в том числе их возврат в Российскую Федерацию.

В рамках данной меры предполагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках), и предоставление им государственных гарантий, направленных на непривлечение к уголовной, административной и налоговой ответственности в части нарушений налогового, валютного и таможенного законодательства.

2) предоставление налоговых льгот "гринфилдам".

Предполагает право снижения ставки налога на прибыль до 10% вновь создаваемых предприятий строительства промышленного комплекса.

3) уточнение порядка освобождения отдельных видов доходов от обложения налогом на доходы физических лиц.

Данная мера связана с необходимостью постоянной корректировки налогообложения доходов физических лиц с целью исключения необоснованных налоговых льгот.

Следует подчеркнуть, что действующая практика установления налоговых льгот без учета их целевой направленности и сложившихся диспропорций социально-экономического развития российских регионов снижает результативность предоставления налоговых льгот в силу того, что значительная часть их направлена не на стимулирование, а на оптимизацию встречных финансовых потоков .

4) совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость, акцизы, природные ресурсы.

5) совершенствование налогового администрирования.

Включает в себя: создание института предварительного налогового контроля и оптимизацию перечня информации, не относящейся к налоговой тайне.

6) борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из налогообложения.

Глобальные внешние вызовы, в числе которых развитие новых финансовых технологий, мобильность капитала и рабочей силы, конкуренция налоговых режимов - все это стало причиной для активного использования налогоплательщиками различных способов законной и полузаконной минимизации своих налоговых обязательств путем использования различных инструментов международного налогообложения.

7) налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата на отдельных территориях России.

Данное направление планируется для реализации на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области. В случае соответствия необходимым критериям, участникам инвестиционного проекта будут предоставляться следующие льготы:

ставка налога на прибыль в размере 0% на десять лет реализации инвестиционного проекта;

в течение последующих лет - снижение налоговой ставки вплоть до 10%.

8) страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Предполагается продление до 2016 г. применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2013 г. - в отношении большинства плательщиков - 30% и неперсонифицированного тарифа - 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России.

В случае если возникнет необходимость поддержки отдельных секторов экономики, будут предоставляться иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального обеспечения.

Помимо вышеперечисленного следует выполнить следующее:

1) усовершенствовать налоговое законодательство с целью его упрощения и придания налоговым законам большей прозрачности; расширить базу налогообложения, снизить налоговые ставок;

2) произвести пересмотр и отмену налоговых льгот, которые никогда не той цели, ради которой были введены. Кроме того, налоговые льготы тормозят технический прогресс и способствуют коррупции;

3) объединить налоги, имеющие одинаковую налоговую базу;

4) усовершенствовать нормы и кодификацию правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранить противоречия налогового и гражданского законодательства;

5) установить жесткий оперативный контроль над соблюдением налогового законодательства, позволяющие пресечение "теневых" экономических операций, повысить ответственность граждан и организаций за уклонение от налогов.

2.4 Выводы по второй главе

Таким образом, основными направлениями деятельности являются:

1. добыча полезных ископаемых;

2. обрабатывающие производства;

3. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

4. оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочее.

В свою очередь налоги, приносящие наибольший доход в бюджет:

1. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

2. налоги на товары, реализуемые на территории РФ;

3. налоги на прибыль, доходы;

4. налоги на товары, ввозимые на территории РФ из республики Беларусь и Казахстан.

Проблемами, выявленными в ходе анализа Основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2016 год и планируемый период 2017 и 2018 года, являются:

наличие противоречий в налоговой политике;

высокий уровень налоговой нагрузки;

несовершенство нормативно-правового регулирования бюджетного процесса;

низкая эффективность финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ и местными субъектами;

В отношении перспектив, можно отметить, что в Российской Федерации еще не существует грамотно построенной налоговая политика. Тем не менее, правительство стремиться к её совершенствованию путём внесения различных изменений в нормативно-правовые акты, созданием новых и проведением различных реформ в данном направлении.

В ходе анализа быловыявлено, что на сегодняшний день практически все элементы налоговой системы России имеют множество противоречий и недоработок, что делает ее недостаточно эффективной. Следствием этого является необходимость системы в совершенствовании. В связи с этим, были выделены некоторые пути реформирования налоговой системы. А именно:

легализация оффшорных капиталов и активов;

предоставление налоговых льгот "гринфилдам";

реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием офшорных юрисдикций;

завершение работы по внесению изменений в законодательство в части, касающейся налогообложения имущества (в первую очередь недвижимого) и повышения фискальной нагрузки на собственников престижного, дорогого имущества.

Заключение

Хотя многие могут признать и обратное, однако, приходится принять, что на сегодняшний день формирование эффективной и стабильной налоговой системы, с соблюдением всех принципов налогообложения, в России не завершено.

Таким образом, изучив структуру и принципы построения налоговой системы, можно прийти к выводу, что структура, представленная в РФ различными уровнями и видами налогов, ставок налогов и налоговых органов, а так же соблюдение таких принципов построения налоговой системы, как справедливость, определенность, удобство и экономичность, позволяет наиболее рационально, эффективно и стабильно функционировать налоговым системам разных стран и, в частности, в Российской Федерации.

В ходе изучения нормативно-правовой базы, можно сказать, что она состоит из трех уровней, а именно: налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ; нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Рассмотрев налоговую политику как инструмент государственного регулирования экономики, можно сделать вывод, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и дестимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Налоги являются одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Налоговая политика государства отражает тип, цель и степень государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.

Анализ таких форм отчетности, как 1-НОМ и 1-НС федеральной налоговой службы России за 2013-2015 годы, позволил выделить основные направления деятельности, приносящие наибольших доход в бюджет Российской Федерации, а так же выделить налоги, сборы и иные обязательные платежи, поступления по которым выше остальных.

Тем не менее, меры, предусмотренные для достижения основных направлений бюджетной политики, разработанные Счетной Палатой, призваны устранить усовершенствовать налогообложение, повысить его эффективность.

Таким образом, основными направлениями деятельности являются: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и прочее.

В свою очередь налоги, приносящие наибольший доход в бюджет: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; налоги на товары, реализуемые на территории РФ; налоги на прибыль, доходы; налоги на товары, ввозимые на территории РФ из республики Беларусь и Казахстан.

Рассмотрение основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2016 год и планируемый период 2017-2018 гг., позволило выделить условия, необходимые для дальнейшего расцвета. В первую очередь это устранение таких проблем, как:

сильная зависимость бюджета России от нефтегазовой добычи полезных ископаемых;

снижение уровня таких налогов, как налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций;

слабая обоснованность бюджетных ассигнований;

несовершенство расходов на оплату труда;

низкая эффективность финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ и местными субъектами.

Важной задачей является следование концептуальным направлениям развития налоговой политики России, определенных в Бюджетном послании Президента РФ. В ближайшей перспективе желательно:

поддержка инвестиций в развитие человеческого капитала;

упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским;

создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области;

совершенствование налогообложения финансовых инструментов в рамках создания Международного финансового центра;

страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование;

совершенствование налогообложения добычи природных ресурсов.

Следование вышеперечисленным направлениям обеспечит приемлемые, как для государства, так и для участников рынка, условия деятельности. При этом основным приоритетом налоговой реформы является не только увеличение доходов бюджета, но и обеспечение предпринимательской и деловой активности для оживления производства.

Список использованных источников

1. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. - М.: Торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. - 318 с.

2. Алиев, Б.Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. - Москва: ЮНИТИ, 2014. - 439 с.

3. Данченко, М.А. Налогообложение: учебное пособие / М.А. Данченко. - Томск: ТГУ, 2015. - 148 с.

4. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник / В.Г. Пансков. - М.: МЦФЭР, 2012. - 269 с.

5. Романовский, М.В. Налоги и налогообложение.6-е изд., доп. / М.В. Романовский, О. Врублевская. - СПБ, 2010. - 496 с.

6. Селезнева, Н.Н. Налоги: учебник / Н.Н. Селезнева, Д.Г. Черник, И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 342 с.

7. Тарасова, В.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Т.В. Савченко, Л.Н. Семыкина. - М.: КНОРУС, 2013. - 205 с.

8. Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Издательство ЮНИТИ, 2010. - 158 с.

9. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. - Тула: НОО ТИЭИ, 2015. - 161 с.

10. Аникин, А.Г. Адам Смит, русская мысль и наши проблемы / А.Г. Аникин // Мировая экономика и международные отношения. - 1990. № 7. - с.23-25.

11. Арсеньева, В.А. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики: анализ подходов, оценок и методов экономического управления / В.А. Арсеньева, Е.А. Янпольская // Наука и образование. - 2014. - № 5. - с.69-74.

12. Васюнина М.Л. Совершенствование управления доходами бюджетов Российской Федерации / М.Л. Васюнина // Финансы и кредит. - 2015. - №9. - с.37-43.

13. Гираев, В.А. Структура и динамика налоговых поступлений и их территориальные диспропорции / В.К. Гираев // Налоги и налогообложение. - 2014. - №3. - с.251-266.

14. Евдокимова, Ю.В. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ / Ю.В. Евдокимова // Теория и практика современной науки. - 2015. - №6. - с.53-58.

15. Пансков, В.Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности / В.Г. Пансков // Финансы. - 2009. - №2. - с.38-45.

16. Савина, О.Н. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в условиях моратория на повышение налоговой нагрузки: региональный аспект / О.Н. Савина // Региональная экономика. - 2016. - №3. - с.4-15

17. Турбина, Н.М. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития / Н.М. Турбина, Ю.Ю. Косенкова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №4. - с.106-111

18. Бюджетное послание Президента Российской Федерации "Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" от 11.07.2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165592/

19. Внешняя торговля Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print. aspx? file=trade. htm

20. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // www.nalog.ru/rn78/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

21. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 2014. - 64 с.

22. Налоговые платежи организаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klerk.ru/inspection/427495/

23. Налоговый кодекс Российской Федерации: с изменениями на 23.05.2016. - М.: Проспект, 2016. - 1040 с.

24. Проект министерства финансов "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/? id_4=62450

25. Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года" от 30.12.2013 г. № 2593-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/9503/

26. Федеральный закон от 06.10.2003г. N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

27. Федеральный сайт Правительства Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // www.gov. uk/income-tax-rates/current-rates-and-allowances

28. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d05/63. htm

29. Molly F. Sherlock, Donald J. Marples Overview the Federal Tax System [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // www.fas.org/sgp/crs/misc/RL32808. pdf

30. Thomas Pope, Barra Roantree A survey of the UK tax system [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifs.org. uk/bns/bn09. pdf

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов. Принципы построения налоговой системы, ее цели и содержание. Оценка современной налоговой системы Российской Федерации, основные направления ее развития и совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2013

    Налоговая система Российской Федерации на современном этапе развития экономики. Виды и функции налогов. Структура и особенности российской налоговой системы. Основные проблемы налоговой системы и пути ее реформирования. Предложения российских экономистов.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    Налоговая система Российской Федерации как инструмент регулирования социально-экономических процессов. Принципы построения и содержание налоговой системы. Направления пути развития налоговой системы Российской Федерации, характеристика ее проблем.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2017

    Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации. Механизм управления налоговой системой, структура и динамика налоговых поступлений. Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты. Проблемы и пути реформирования налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2010

    Понятие, принципы построения и функции налоговой системы Российской Федерации. Правовое регулирование и структура действующей налоговой системы государства. Анализ налоговых поступлений России. Государственные меры совершенствования налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2012

    Характеристика налоговой системы Российской Федерации, ее основные недостатки, пути совершенствования и перспективы развития. Сущность налогов и их роль в экономике государства. Анализ подходов к определению эффективности современной налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Налоги и налоговая система Российской Федерации. Функции налогов и сборов. Принципы построения налоговой системы. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней. Основные направления совершенствования налоговой системы и налоговой политики.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов. Принципы построения и содержание налоговой системы. Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации за январь-август 2012-2013 гг.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2017

    История возникновения налоговой системы. Сущность налогов и их роль в экономике государства. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и иностранных государств. Правовые основы налоговой системы, ответственность за нарушения налогового законодательства.

    дипломная работа , добавлен 09.08.2012

    Налоговая система: понятие, цели, содержание, роль, принципы построения. Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009 г. Особенности налоговой системы РФ, проблемы и перспективы ее развития.

Юшаева Разет СаидЭмиевна,Кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический институт, Грозный[email protected]

Актуальные проблемы налоговой системы России

Аннотация. Аннотация. Статья представляет особую актуальность, так какстабильная налоговая система является одним из важнейших условий эффективного функционирования финансовой системы практически любого государства.Ключевые слова: налоговая система, вопросы эффективногореформирования, налоговая нагрузка, регулированиеэкономики.

Взимание налогов –одно из фундаментальных условийсуществованиялюбогогосударства,его развития и процветания. Переход от плановой экономики обусловил практически полное перестроение российской налоговой системы и задал новый вектор ее развития.В процессе построения рыночной экономикиналоги берут на себя функциюодного изнаиболее действенныхинструментоврегулирования протекающих в стране экономических процессов. Налоги являются главным регулятором процесса воспроизводства экономических благ, который влияет на основные характеристики функционирования современной экономики.Различают три основных типа реализации налоговой политики в государстве:1) ярко выраженная фискальная политика. Такая политика выжимает максимум из хозяйствующих субъектов;2) установление умеренного размера налогов.Такая политика создает благоприятные условия для развития предпринимательства в стране, что со временем способствует и росту налоговых поступлений;3) сильная централизация всех финансов страны путем установления высоких размеров налогов, но при этом предусматривается и высокий уровень социального обеспечения граждан. Такая модель нередко называется «шведским социализмом».Как правило, в развитых западных странах реализуются второй или третий типы налоговой политики, в отличие от России, для которой характерен первый тип. Поэтому существует острая необходимость в реформировании налоговой системы страны, ведь такая политика вовсе не способствует повышению налоговых доходов, как может показаться на первый взгляд. Напротив, в таком случае все чаще хозяйствующие субъекты уходят в теневую сферу экономики. Главными проблемами российской налоговой системы являются:1) отсутствие стабильности в проводимой налоговой политике;2) высокий уровень налогового бремени,которое лежит на налогоплательщиках;3) превышение разумного количества налоговых льгот, которое приводит к существенным потерям бюджетов бюджетной системы России;4) недостаточное стимулирование реального сектора экономики.В свою очередь главной проблемой Налогового кодекса РФ можно считать то, что «он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения».Однако, это далеко не единственная проблема современного российского налогового законодательства. Среди таких проблем можно выделить следующие:1) практически полностью отсутствует экономикоправовая документация, подкрепляющая вводимые налоги; также отсутствуют ссылки на конституционные положения при установлении различных налогов; бюджетные интересы практически никак не связаны с интересами налогоплательщиков;2) такая функция налогов как обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления не прокомментирована в официальных документах;3) фискальная функция налогов играет доминирующую роль в налоговой системе России.Важно отметить, что очень большой потенциал для увеличения налоговых доходов сосредоточен в теневой сфере экономике. Однако, капиталам, скрываемым от налогообложения, даже при желании подчас бывает практически нереально вернуться в легальную производственную сферу, так каккрупный приток инвестиций, как правило, привлекает внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, однажды попавшие в теневую сферу экономики, в большинстве случаев так в ней и остаются.На данный момент можно выделить три основных направления реформирования современной налоговой системы страны:1) стимулирование инновационных предприятий различными налоговыми инструментами;2) повышение эффективности отдельных налогов и сборов путем их реформирования;3) меры, предпринимаемые в отношении налогового администрирования.По первому направлению предусматривается:1.снижение суммарной ставки взносов в государственные внебюджетные фонды;2.изменение порядка определения норм амортизации в пользу предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;3. устранение всех неясностей и противоречий при определении порядка учета расходов в инновационной деятельности;4. формирование резервов предстоящих расходов предприятий на научноисследовательские и опытноконструкторские разработки;5. оптимизация перечня документов, которые необходимы для подтверждения обоснованности ставки 0% по НДС при осуществлении экспортных операций;6.освобождение от обложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода его в эксплуатацию;7. ослабление административного давления на инновационные предприятия со стороны налоговых органов, включая уменьшение сроков проведения налоговых проверок иих периодичности;8.создание специального налогового режима для предприятийрезидентов инновационного центра "Сколково".По второму направлению реформирования современной налоговой системы России предусматривается:1) по налогу на прибыль организаций:

установление нового порядка переноса убытков при реорганизации предприятий, который предусматривает некоторые ограничения по сроку и размеру прибыли, которая направляется на погашение убытка указанных предприятий;

решение вопроса о законодательном регулировании отнесения %ов по долгам на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли;

совершенствование порядка учета расходов предприятий и организацийна освоение природных ресурсов;

устранение всех неясностей и неточностей при налогообложении прибыли налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией объектов обслуживающих производств;

увеличение с прежних 3 млн.до 10 млн.рублейвеличины доходов от реализации, при получении которыхпредприятия и организации уплачивают только квартальные авансовые платежи.2) поНДС:

усовершенствование порядка оформления счетовфактур;

уточнение порядка восстановления сумм НДСпри осуществлении строительномонтажных работ, проведенных на объектах, используемых дляосуществления операций, которые не подлежат налогообложению;

уточнение механизма применения ставки 0 % при реализации товаров на экспорт и перемещения припасов в том случае, если поступила выручка от реализации данных товаров (припасов) от третьих лиц;

уточнение порядка освобождения от НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения спортивнозрелищных мероприятий.3) по акцизам:

усовершенствование механизма исчисления и уплаты акцизов с этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

индексация ставок акцизов на очередной финансовый год с учетом приблизительного уровня инфляции. При этом в первую очередьиндексации подвергнутся ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.4) Еще одним шагом на пути усовершенствования российской налоговой системы является введение налога на недвижимость. По данному налогу предусматривается подготовка изменений в налоговое законодательство и, в частности, Налоговый кодекс РФ.Указанные изменения предполагают постепенный переход к этому налогу от ныне действующих налога на имущество организаций и земельного налога, а также вводят предельные сроки этого перехода.5) По налогообложению имущества предусмотрены следующие меры: переход обязанности по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества ПИФа на управляющие компании; утверждение порядка исчисления земельного налога при нецелевом использовании земель с/х назначения с коэффициентом «4»по основной ставке налога по этим землям; уменьшение количества льгот по данным налогам.6) По налогу НДПИ, который взимается при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), а также при добыче твердых полезных ископаемых предусмотрено:

проведение анализаобоснованности введения ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть в размере 0 руб. при добыче нефти на новых месторождениях севера ЯмалоНенецкого округа как в случае с месторождениями Восточной Сибири;

изменение порядка налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых природного газа, который закачивается обратно в пласт для сохранения необходимого давления;

осуществлениеоценки целесообразности установления понижающих коэффициентов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на новых участках недр с незначительными запасами;

проведение работы по введению налоговых стимулов дляэкологичной утилизации попутного нефтяного газа, а также по определению разумного размера ставки налога на добычу полезных ископаемыхна природный газ с учетомдинамики цен на газ;

разработка порядка перехода в дальнейшем на налогообложение добычи природных ресурсов,основанного на результатахФХД (так называемый, налог на добавочный доход);

проведение работы по как можно более широкому использованию специфических налоговых ставок при добыче твердых полезных ископаемых (таких как, торф, соль, каменный уголь и другие).7) По водному налогу планируетсяпроведение индексации размеров ставок налога с учетом существенного роста тарифов на воду.8) По специальным налоговым режимам проведено совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента и ее трансформация в самостоятельный специальный налоговый режим; постепенный уход от применения налогового режима в виде уплаты единого налога на вмененный доход и его замена на патентую систему налогообложения.По третьему направлению реформирования российской налоговой системы предусмотрено:

ужесточение контроля со стороны налоговых органов за применением трансфертных цен в целях налогообложения;

введение в налоговую практику института консолидированных групп налогоплательщиков, а также особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для участников таких групп; увеличение доли электронного документооборота в налоговой сфере; упрощение процесса администрирования налогообложения физических лиц.Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в целом налоговая политика в ближайшем будущем будет направлена на создание благоприятных условий для восстановления положительных показателей экономического роста путем стимулирования инновационной деятельности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.С учетом существующих проблем налоговой системы России и уже осуществляемых мер по их устранению можно выдвинуть следующие предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы:1)Облегчение общей налоговой нагрузки.Сокращение налогового бремени без ущерба для доходов бюджета в целом может быть полученопутем отмены целого ряда льгот, негативно сказывающихся на перспективах развития налоговой системы страны. Количество льгот по разным налогам в настоящее времяпревышает разумные пределы. На практике часто происходит получение льгот в результате продвижения интересов отдельных групп хозяйствующих субъектов, что противоречит принципу равенства налогоплательщиков.2)Упрощение налоговой системы.Закрепление исчерпывающего списка налогов и сборов при уменьшении их общего числа и максимально возможном объединении ужефункционирующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.3)Повышение качества работы налоговых органов.Существует необходимость осуществления тщательного контроля за качеством работы налоговых органов, а также за компетентностью их работников.4)Установление прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.В большинстве развитых странналогоплательщики с более высокими доходами платят в бюджет налоги по более высокой ставке, а слои населения, нуждающиеся в социальной защите, от них освобождаются. Введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц оказало бы положительное влияние на налоговые поступления в бюджет, учитывая, что налог на доходы физических лиц занимает одно из ведущих мест в структуре налоговых поступлений.5)Проведение работы по уменьшению задолженности по налогам исборам.В России серьезной проблемой стало уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов, получили широкое распространение различные схемы обхода налогового законодательства. Одной из основных задач контролирующих органов остается эффективный выбор объектов налоговыхпроверок и совершенствование проводимых документальных проверок. 6) Увеличение уровня налогообложения дивидендов от долевого участия акционеров в капиталах крупных компаний.7) Упрощение механизма расчета по налогу на добавленную стоимость для российских организаций, не имеющих льгот по данному налогу.Целесообразно при расчете налога на добавленную стоимость вместо реализации продукции принимать в качестве налоговой базы входящую в нее добавленную стоимость, которая состоит из фонда оплаты труда, амортизации, прибылии налогов и которая без особых затруднений может быть определена по данным бухгалтерского учета.8) Существует необходимость в снижении налогового бременипредприятий, производящих товары широкого потребления, а также инновационные предприятия, которые на сегодняшний день неконкурентоспособны на внутреннем рынке страны.9) Упрощение налоговой отчетности.Налогоплательщик обязан подавать декларации на нескольких десятках страниц, что очень затруднительно для лиц, занимающихся малымбизнесом или вовсе не имеющих отношения к предпринимательству. Кроме того, при заполнении данных деклараций возможны ошибки, которые могут повлечь за собой ответственность вплоть до уголовной.Сегодня налоговая система практически любого государства являетсяодним из главныхрычагов,которые регулируютфинансовые отношения предприятий с государством. Основная ее цель заключается в обеспечениигосударствафинансами, необходимыми длявыполненияим своих задач и функций. Посредством налогов, льгот и санкцийгосударствоосуществляетвоздействиена экономическое поведение хозяйствующих субъектов для того, чтобысоздать благоприятныеусловия для всехучастниковобщественного воспроизводства. Налоговые рычаги регулирования экономикисовместнос другими экономическими рычагами способствуют созданию единого целостного рынка,который в свою очередь способствуетразвитиюрыночных отношений.

Ссылки на источники1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. –М.: Эксмо, 2013 г.2.Борзунова О.А. Правовые аспекты налоговой реформы в Российской Федерации: первые результаты и нерешенные проблемы.3.Алиев, Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры / Б.Х. Алиев // Налоги. 2011. №3. С.1618.4.Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право // Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2012. - 307 с.5.Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012.6.Исаков, В.Б. Современная налоговая система: точку ставить рано / В.Б. Исаков // Налоговая политика и практика. 2013

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что пер­вым шагом новых людей, пришедших в выборные органы вла­сти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законода­тельные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершен­ствуют, а критика остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов. Но что же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все - от предпринимате­лей до ученых, от корреспондентов газет до чиновников Мин­фина? Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавли­вает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распростра­няется и на налоги: хочу плачу, хочу - скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда за­держивается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.

Далее предметами для критики выступают: излишне фис­кальный характер налоговой системы; отсутствие должного сти­мулирования отечественных производителей; чрезмерное нало­гообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение иму­щества; высокое налогообложение физических лиц при неболь­шой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о кото­ром ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санк­ции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность при­нимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изме­нения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать еще долго. Наибо­лее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозмож­но, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в за­падных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в об­ласти налогообложения, способных не только усовершенство­вать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от про­ведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существо­вания развивается в условиях экономического кризиса. В тяже­лейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефи­цита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного ап­парата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улуч­шения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответ­ствие с текущими проблемами экономической политики.

И все-таки на некоторых аспектах хотелось бы еще остано­виться. В чем сходится большинство критиков, так это в требо­ваниях снижения налогового бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть налоги - высо­кими или низкими - это извечная проблема в теории и практи­ке мирового налогообложения.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неот­ложными нуждами финансирования хозяйства, решения соци­альных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспече­ния обороноспособности государства. С другой стороны, поми­мо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаро­производителей. В 70-80-е гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на неста­бильность российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это действительно. Без острой необходи­мости часто вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под влияни­ем той или иной группировки политиков или экономистов дела­ется попытка совместить несовместимое, учесть всё те предло­жения, о которых говорилось выше. Иначе чем можно объяс­нить, что в январе 1996 г. принимается решение о существенном смягчении подоходного налога с физических лиц, причем зад­ним числом за предыдущий год, а затем в 1996 г. подоходный налог существенно ужесточается. Тот же подоходный налог, но уже на 1997 г., с сентября 1996 г. по январь 1997 г. прошел три законодательные стадии: ужесточение, отмена принятых мер, вновь ужесточение, но в меньшей степени. Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь возвращают нас к мысли о необходимости созда­ния научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие из­менения, следует иметь в виду, что налоговая система сегодня не сможет быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производ­ства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять эко­номическому и финансовому кризису. Все это обусловило необхо­димость введения ряда изменений, дополнений, поправок в на­логовое законодательство.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИИ

Диана Игоревна Ульяненко,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

магистрант кафедры Анализа хозяйственной

деятельности и прогнозирования

г. Ростов-на-Дону, Россия

THE ASSESSMENT OF THE STATUS AND CURRENT PROBLEMS OF MODERN TAX SYSTEM OF RUSSIA

Diana Igorevna Ul’yanenko,

Rostov State University of Economics

Undergraduate of department of the Analysis of economic activity and forecasting

АННОТАЦИЯ:

В современных условиях проблемы налогового регулирования зависят от внешних и внутренних условий. К внешним условиям следует отнести проблемы нестабильности цен на углеводороды, санкционное давление и другие факторы, которые оказывают влияние на пополнение бюджетных доходов, но при этом не являются регулируемыми на уровне государства. К важным влияющим факторам следует отнести внутренние проблемы налогового администрирования, которые также являются значимыми при рассмотрении вопросы пополнения государственной казны, но могут быть урегулированы на внутригосударственном уровне.

В статье рассматриваются современные проблемы налогового регулирования и определяются эффективные направления повышения налогового администрирования в современных экономических условиях.

ABSTRACT:

In modern conditions the problem of tax regulation depend on external and internal conditions. To the external environment should include the instability of the prices for hydrocarbons, the sanctions pressure and other factors that influence the replenishment of budget revenues, but are regulated at the state level. Important influencing factors include the internal problems of tax administration that are also relevant when considering questions of replenishment of the state Treasury, but can be resolved on the domestic level.

In the article the modern problems of tax regulation and are determined by the effective direction of improvement of tax administration in the current economic conditions.

Ключевые слова: налоговое регулирование, администрирование, бюджетное устройство, налоговые доходы, судебное (досудебное) урегулирование, и т.д.

Keywords: tax regulation, administration, budgetary system, tax revenues, court (pre-trial) resolution, etc.

Налоговая политика является важным элементом экономической системы. Налоги формируют бюджет государства, что само по себе определяет значимость налоговой ренты в системе обеспечения финансовой стабильности. Российская налоговая система находится в состоянии постоянных изменений, что определяется динамичностью условий развития. Постоянная ротация налоговых регламентов едва ли может способствовать формированию устойчивой налоговой системы.

В последние годы все большее влияние на формирование налоговых условий оказывают внешнеполитические условия. Высокая зависимость государственного бюджета от нефтегазовой отрасли порождает необходимость постоянного пересмотра налоговый политики, в зависимости от стоимости углеводородов.

В мировой экономике происходит ряд важных трансформаций, в том числе замедление темпов роста производительности, технологический прогресс и глобальная экономическая интеграция. Это определяет новые требования к государственной политике способствовать проведению этих преобразований, при этом уменьшая воздействие на тех, кто пострадал от этих процессов. Налогово-бюджетной политике предстоит сыграть более важную роль в содействии устойчивому и всеобъемлющему экономическому росту. Вместе с тем, высокая степень неопределенности, связанная с перспективами, а также напряженное состояние государственных балансов требуют лучшего понимания рисков и повышения качества управления ими. Поэтому перед налогово-бюджетной политикой стоит трудная задача достижения бо льших и более качественных результатов в условиях бо льших ограничений.

Роль налогово-бюджетной политики в течение последнего десятилетия подвергалась переоценке, что было вызвано особыми обстоятельствами, в частности глобальным финансовым кризисом, а также новыми научными исследованиями, в которых использовались макроэкономические данные и данные обследований . Налогово-бюджетная политика, как правило, рассматривается как действенный инструмент для стимулирования всеобъемлющего роста, она может способствовать стабилизации экономики, особенно во время глубоких спадов и в ситуациях, когда денежно-кредитная политика стала менее результативной. В то же время высокие уровни долга, долгосрочные демографические проблемы и повышенные бюджетные риски обусловливают важнейшее значение рачительного управления государственными финансами. В частности, меры политики должны опираться на прочную среднесрочную основу, обеспечивающую устойчивость долговой ситуации и надлежащее управление рисками и поощряющую страны к накоплению резервов во время подъемов . В целом проведение налогово-бюджетной политики должно определяться тремя основными целями, хотя ограниченное бюджетное пространство и вероятные компромиссы сдерживают возможности государственных органов для одновременного достижения этих целей.

Важно констатировать современные проблемы налогового администрирования, которые снижают эффективность налогообложения в России. Обобщение механизмов налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков в сфере наиболее значимых налогов показало, что оно не всегда коррелирует с фундаментальными принципами налогообложения, заложенными в Налоговом кодексе - принципами справедливости, эффективности, соразмерности и учета интересов .

Рисунок 1. Динамика изменения поступлений налога на прибыль

в бюджеты субъектов РФ в связи с созданием КГН .

Важнейшим направлением налогового администрирования выступает формирование оптимальных отношений между крупным бизнесом и государством, поскольку более 50 % налогов бюджетная система РФ получает от крупнейших налогоплательщиков, преобладающей организационной формой которых являются крупные корпорации. Вместе с тем в настоящее время администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется на основе общих положений Налогового кодекса РФ, в котором нет соответствующего отражения их специфических особенностей. Непроработанность нормативно-правовой базы позволяет применять различные схемы уклонения от уплаты налогов, препятствуя тем самым стабильной наполняемости бюджета.

Результаты анализа позволяют заключить, что снижение ставки налога на прибыль в 2009 г. с 24 % до 20 %, а также ухудшение рыночной конъюнктуры далеко не единственные факторы, повлиявшие на уменьшение налоговых отчислений. Реальные причины кроются также в ряде корректировок на логового законодательства, ориентированных на легализацию снижения базы налогообложения крупнейших налогоплательщиков.

Применительно к 2012-2015 гг. данная тенденция проявилась в том, что вступил в действие экспериментально не апробированный закон о плате налога на прибыль в рамках консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) 1 , допускающий взаимозачет прибылей и убытков. При этом в силу установления законодателем жестких критериев формирования новый порядок налогообложения затронул только крупные компании, предоставив им дополнительные налоговые выгоды, которыми не смогут воспользоваться предприятия малого и среднего бизнеса. Действие режима консолидации явилось мощным средством, обедняющим бюджеты регионов.

Рассмотрим проблемные вопросы администрирования налоговых платежей. Приоритетом при доказывании налоговыми органами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды является исключение формального подхода при сборе доказательной базы. О получении необоснованной налоговой выгоды могут свидетельствовать обстоятельства умышленного использования налогоплательщиком схемы, направленной на неуплату налогов, путем совершения операций с проблемным контрагентом или создания формального документооборота с применением цепочки контрагентов.

Налоговым органам необходимо выявлять факты, свидетельствующие о подконтрольности контрагентов проверяемому налогоплательщику, согласованности действий участников сделки, а также нереальности хозяйственных операций. Особое внимание уделяется доказыванию недобросовестных действий самого налогоплательщика, выразившихся в неосуществлении достаточных и разумных мер по проверке своего контрагента (первого звена), результатом которых стало несовершение операций этим контрагентом.

Налогоплательщик, который не проверил своего контрагента, несет бремя неблагоприятных последствий, если поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) не будет осуществлена контрагентом, заявленным в документах.

Не секрет, что налоговые органы и суды при проверках реальности совершения той или иной хозяйственной операции часто ограничиваются установлением формальных признаков недобросовестности контрагента. Наличие таких признаков не всегда говорит о том, что контрагент действительно не поставил товар (не выполнил работы, не оказал услуги).

16 февраля 2017 г. Президиумом Верховного Суда РФ утвержден Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1, в п. 31 которого указано, что факт неисполнения поставщиком обязанности по уплате налогов сам по себе не может являться основанием для возложения негативных последствий на налогоплательщика, проявившего должную осмотрительность при выборе контрагента, при условии реального исполнения заключенной сделки .

Кроме того, в конце 2016 года и в начале 2017 года Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ сделан ряд важных выводов, которые повлияли на практику рассмотрения споров о получении необоснованной налоговой выгоды, а именно: противоречия в доказательствах, подтверждающих последовательность движения товаров от изготовителя к налогоплательщику, но не опровергающих сам факт поступления товаров налогоплательщику, равно как и факты неисполнения соответствующими участниками сделок (поставщиками первого, второго и более дальних звеньев по отношению к налогоплательщику) обязанности по уплате налогов, сами по себе не могут являться основанием для возложения соответствующих негативных последствий на налогоплательщика, выступившего покупателем товаров.

Данный вывод содержится в определении Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015; факт нарушения контрагентом своих налоговых обязательств сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, учитывая свидетельские показания директоров организаций -поставщиков, подтвердивших как свою причастность к деятельности этих организаций, так и взаимоотношения с налогоплательщиком по выполнению спорных работ, а также свидетельские показания иных лиц, подтвердивших выполнение спорных работ (определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 № 305-КГ16-14921 по делу № А40-120736/2015). Указанные позиции также учитываются налоговыми органами при выявлении обстоятельств и доказывании получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды .

Рассмотрим пример. Определением Верховного Суда РФ от 26.09.2016 № 310-КГ16-11561 поставлена точка во многих спорах по вопросу исчисления земельного налога за 2014 год на основании данных постановления администрации субъекта Российской Федерации от 11.11.2013 № 1276, которым утверждены результаты оценки земель, внесенные в государственный кадастр недвижимости только 10.01.2014. При рассмотрении споров суды указывали, что если нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований ст. 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода .

При этом согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Кроме того, судами отмечено, что согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», по общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости; органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению порядка применения результатов определения кадастровой стоимости .

Верховный Суд РФ в вышеуказанном определении поддержал позицию судов об отсутствии оснований для доначисления земельного налога за 2014 год, так как налоговая база по земельному налогу за 2014 год подлежит расчету исходя из ранее действовавших показателей, поскольку нормативный правовой акт, утвердивший результаты очередной кадастровой оценки, начинает действовать в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Одним из вопросов, который требовал особого внимания при рассмотрении налоговых споров, был вопрос о применении налоговыми органами обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Не секрет, что до недавнего времени при применении таких обстоятельств использовался различный подход к расчету суммы штрафа при наличии нескольких смягчающих обстоятельств. Это приводило к тому, что налогоплательщики зачастую были вынуждены обращаться с ходатайствами о применении таких обстоятельств в вышестоящий налоговый орган или в суд.

В настоящее время унифицированы подходы к определению обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщиков, а также к расчету штрафных санкций при их применении.

Перечень смягчающих обстоятельств, установленный п. 1 ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим и может быть дополнен налоговым органом и судом. Тем не менее опыт практики рассмотрения ходатайств о снижении санкций показал, что налогоплательщиками в качестве смягчающих заявляется относительно ограниченный перечень обстоятельств. При этом разные на первый взгляд обстоятельства могут, по сути, рассматриваться как одно. Например, перечисление налога в течение небольшого количества дней после установленного срока уплаты, подача уведомления (декларации, расчета) с минимальным пропуском срока - это фактически одно обстоятельство, которое можно охарактеризовать как «незначительность просрочки».

Мы придерживаемся той позиции, что при наличии одного смягчающего обстоятельства штраф может быть снижен в 2 раза. При установлении второго смягчающего обстоятельства также происходит снижение в 2 раза, и так далее в зависимости от количества заявленных и подтвержденных налогоплательщиком документально обстоятельств.

Единообразие в подходах к определению и применению смягчающих ответственность обстоятельств и к расчету штрафных санкций позволяет исключить споры, где единственным требованием налогоплательщика является заявление о снижении суммы штрафных санкций.

Предполагается, что унификация административных подходов будет способствовать единообразию при рассмотрении подобных ходатайств в судах. Налогоплательщики могут и не догадываться, что у них есть право на уменьшение суммы штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств…

Налогоплательщики должны знать, что своевременное и документально подтвержденное ходатайство о применении смягчающих обстоятельств будет рассмотрено и учтено налоговым органом при вынесении решения по результатам проверки. В этом случае им не потребуется обращаться с такой просьбой в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом в решении по результатам проверки в обязательном порядке отражается мотивированное обоснование применения или отказа от применения смягчающих обстоятельств, а также приводится соответствующий перерасчет суммы штрафа.

Мы считаем, что совершение правонарушения впервые не может квалифицироваться в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, иначе это будет противоречить принципам индивидуализации и соразмерности наказания. Это может лишь свидетельствовать о наличии такого смягчающего ответственность обстоятельства, как несоразмерность деяния тяжести наказания.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П указано, что размер штрафа должен отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Зачастую при вступлении в силу новых положений НК РФ возникают вопросы по их практическому применению. Так, например, при рассмотрении в 2016 году жалоб о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 126.1 НК РФ, за представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, мы учитывали, что данная статья введена с целью пресечения безвозмездного и незаконного пользования налоговыми агентами бюджетными средствами и устранения потерь бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов вследствие несвоевременного и неполного удержания и перечисления НДФЛ.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена п. 1 ст. 126.1 НК РФ, должна предусматривать представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ и расчета по форме 6-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, при условии что указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации указанных в справке физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ в бюджетную систему РФ, привести к нарушению прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты).

При рассмотрении жалобы организации, привлеченной к ответственности по ст. 126.1 НК РФ за представление справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, в том числе об адресе места жительства сотрудников, было установлено, что в справках содержатся достоверные сведения об ИНН налогоплательщика. Наличие в справках иной информации позволяло идентифицировать сотрудников, получивших доход в организации, и не могло затруднить проведение мероприятий налогового контроля. В связи с этим привлечение организации к ответственности по результатам рассмотрения спора было признано необоснованным.

В ходе рассмотрения каждой жалобы (вне зависимости от суммы спора) оценка доводам налогоплательщика дается по результатам тщательного исследования конкретных обстоятельств совершения налогового правонарушения и анализа большого объема документов.

Подводя итоги, следует констатировать, что важным инструментом формирования эффективной системы налогообложения является грамотное налоговое администрирование, которое должно быть направлено на максимизацию собираемости налоговых платежей и использование соизмеримой системы ответственности при совершении налоговых правонарушений. Соизмеримость может быть выражена в сопоставлении эффективности и реализуемости наказания с возможностью исполнения обязательств со стороны налогоплательщика, без использования средств излишнего давления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Татаркин А. И. Диалектика государственного и рыночного регулирования социально-экономического развития регионов и муниципалитетов // Экономика региона. - 2014. - № 1. - С. 9-33.
  2. Кашин В. А., Абрамов М. Д. Промышленная политика и налоговое регулирование. - М.: ИПР РАН, 2015. - 164 с.
  3. Ильин В. А. Эффективность государственного управления и состояние региональных бюджетов // Экономист.2013. - № 12. - С. 3-11
  4. Поварова А. И. Снижение фискальной функции налога на прибыль: факторы и пути повышения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 3. - С. 180-195.
  5. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) (ред. от 26.04.2017) //Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212958/(Дата обращения: 12.06.2017)

Совершенствование налогообложения сферы услуг в Российской Федерации

Taxation of services in the Russian Federation

Старикова Светлана Сергеевна

Starikova Svetlana Sergeevna

Кандидат экономических наук, доцент,

[email protected]

Богданова Елена Юрьевна

Bogdanova Elena Yurevna

Бакалавр, студент группы МФз16

Поволжский государственный университет сервиса

kolockov @ yandex . ru

Аннотация

В статье рассматривается направления налоговой политики Российской Федерации, приводится экономическое содержание сферы услуг. Для изучения основных направлений налоговой политики в 2018 и плановых 2019-2020 гг. в отношении налогообложения сферы услуг проводится анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации по специальным режимам налогообложения.

Abstract

The article deals with the direction of the tax policy of the Russian Federation, the economic content of the service sector. In order to study the main directions of tax policy in 2018 and planned 2019-2020 in relation to the taxation of the services sector, an analysis of tax revenues to the budget system of the Russian Federation under special tax regimes is carried out.

Ключевые слова: налоговая политика, сфера услуг, режимы налогообложения, налоговые поступления, бюджет.

Key words: tax policy, services, tax regimes, tax revenues, budget.

Введение

Совершенствование налогообложения является одной из важных задач налоговой политики государства, цель которого состоит не только в обеспечении бюджетных средств, но и в развитии экономики страны. Эталонными признаками развитой налоговой системы принято считать такие признаки, как справедливость, простота, эффективность, для достижения, которых каждое государство постоянно проводит реформирование налоговой системы.

Под реформированием налоговой системы понимается выделение ключевых направлений налоговой политики, по которым в дальнейшем будет осуществляться налогообложение и налоговое регулирование государства. При этом налоговая политика не должна стать преградой для экономического роста страны. В связи с этим российское правительство каждый год планирует налоговую политику, в которой вводятся различные изменения, позволяющие решить наиболее важные проблемы экономики и государства в целом (деофшоризация экономики, развитие и поддержка малого бизнеса и другое).

Основной раздел

В последнее время одним из ключевых направлений налоговой политики Российской Федерации (далее - РФ) является совершенствование налогообложения сферы услуг, которая в последние годы значительно расширилась, так как все больше увеличивается количество граждан, занятых предпринимательской деятельностью, а также организаций, оказывающих коммерческие услуги населению. В связи, с чем государством вводятся различные налоговые льготы для малого бизнеса, совершенствуются специальные режимы налогообложения посредством внесения изменений в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), а также осуществляются другие мероприятия налогового стимулирования и контроля.

Согласно статье 38 НК РФ «Объекты налогообложения» под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности .

Под сферой услуг (сервиса) в широком смысле подразумевают совокупность видов коммерческих услуг, общей функцией которых является удовлетворения потребностей населения в услугах.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере услуг, в качестве системы налогообложения применяют чаще всего специальные режимы налогообложения.

В налоговом кодексе РФ специальным системам налогообложения посвящен целый раздел № VIII , в котором включены такие режимы как упрощенная система налогообложения, патентная система, единый налог на вмененных доход, а также единый сельскохозяйственный налог. При этом последний режим налогообложения к сфере услуг не применяется.

С целью составления полной картины налогообложения предприятий сервиса и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг, проанализируем налоговые показатели, относящиеся к специальным налоговым режимам, на примере пополняемости бюджета РФ (таблица №1) .

Таблица №1

Динамика поступлений налогов, относящихся к специальным режимам налогообложения, по бюджетам РФ за период 2015-2017 гг., тыс. руб.

Согласно таблице №1, видно, что за период с 2015 г. по 2017 г. общая собираемость налогов по бюджетам имеет наибольшее значение в 2015 г. и составила 522 671 027 тыс. рублей, наименьшее пришлось на 2016 г. – 490 187 175 тыс. руб. (что на 6,21% меньше предшествующего года). В тоже время поступление налогов, относящихся к специальным системам налогообложения в 2017 г. составило 516 804 444 тыс. руб., что на 1,12% ниже 2015 года. Данная динамика поступлений налогов в бюджетную систему РФ является следствием уменьшения оборота организаций и индивидуальных предприятий в связи с падением покупательной способности населения и снижении реальных доходов с 2014 г. При этом динамика поступлений налоговых платежей в местный бюджет за период 2015-2017 гг. положительна. Так, в 2015 г. собираемость местных налогов составила 127 318 971 тыс. руб., в 2016 г. – 133 135 404 тыс. руб., а в 2017 г. – 149 171 870 тыс. руб. (что на 17,16% выше поступлений в 2017г. по сравнению с 2015 г.). Одной из причин положительной динамики поступлений налоговых платежей в местный бюджет в сравнении с другими бюджетами является падение цен на недвижимость, что на фоне нестабильности экономики повлияло на вливание денежных средств населения в недвижимость.

Для анализа динамики поступлений в бюджет РФ по специальным режимам налогообложения, рассмотрим темпа роста налоговых поступлений налогоплательщиками в таблице № 2 :

Таблица № 2

Динамика поступлений по специальным режимам налогообложения

за период 2015-2017 гг., тыс. руб.


Согласно таблице № 2, в которой представлены системы налогообложения, применяемые малым и средним предпринимательством, занятым в сфере услуг, за период 2015-2017 гг. в бюджет РФ собираемость у УСН выше, чем у ЕНВД и Патентной системой налогообложения. При этом темп роста в 2017 г. составил 35,82 % по сравнению с 2015 г., что говорит об увеличении числа налогоплательщиков, применяющих упрощенный режим налогообложения. Данное обстоятельство во многом связано с «доступностью» режима и преимуществами в применении (например, возможность применения минимального налога). В тоже время снижение налоговых поступлений по ЕНВД, которые к 2017 г. сократились на 10,03% и составили 70 631 831 тыс. руб., может быть связано с переходом налогоплательщиками на другой режим налогообложения.

С целью наглядного рассмотрения динамики поступлений по специальным системам налогообложения в РФ за 2015-2017гг. обратимся к рисунку №1.


Рис. №1. Динамика поступлений по специальным режимам налогообложения за период 2015-2017 гг., млн. руб.

Согласно рисунку №1, наглядно видно преобладание упрощенной системы налогообложения над ЕНВД и патентной системой. Данное соотношение определяется тем, что среди малого и среднего предпринимательства распространенно применение УСН, так как остальные специальные режимы налогообложения сильнее ограничивают либо по виду осуществляемой деятельности, либо по численности сотрудников.

Проанализировав налоговые поступления по специальным системам налогообложения и налогам, относящимся к ним, рассмотрим мероприятия, которые были уже проведены к 2018 г. в рамках совершенствования налогообложения сферы услуг:

1. Изменение администрирования доходных поступлений и повышение собираемости налогов. Принятые меры должны способствовать повышению эффективности распределения ресурсов в экономике и расширению ее потенциала. При этом необходимо соблюдать баланс между мерами административного (санкционного) и побудительного (стимулирующего) характера, при котором повышение нагрузки и рисков ведения «серых» практик происходит на фоне снижения издержек для легального бизнеса.

2. Работа по созданию (уточнению) нормативно-правовой базы, необходимой для дальнейшего сокращения теневого сектора. В 2017 году продолжается реформирование нормативно-правовой базы:

­ В целях получения информации обо всех розничных продажах в стране приняты законодательные нормы, предусматривающие полный охват розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера налоговой службы.

­ В целях вовлечения в официальную экономику граждан, осуществляющих деятельность в качестве репетиторов, сиделок, уборщиков жилых помещений и домработниц, эти категории самозанятых были освобождены от уплаты НДФЛ.

­ В целях снижения нагрузки на малый бизнес было проведено упрощение правил бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

­ и другое .

Рассмотрев реализованные налоговые мероприятия к 2018г., обратимся непосредственно к «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в отношении развития налогообложения сферы услуг, основные положения которых можно свести в следующую таблицу:

Таблица 3

Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018-2020 гг.

Система налогообложения

Изменения

Патентная система налогообложения

1)Ограничение общего количества объектов (общей площади объектов), в отношении которых индивидуальный предприниматель может применять патентную систему налогообложения;

2)Плательщики патента вправе уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению ККТ (в размере не более 18 000 рублей за один кассовый аппарат);

3)Уточнение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых могут применяться система налогообложения в виде патентной системы налогообложения

Единый налог на вмененный доход

1)Уточнение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых могут применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

2)Полный охват (с 1 июля 2018 года) розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой (ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера ФНС с предоставлением малому бизнесу;

3)Плательщики ЕНВД вправе уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению ККТ (в размере не более 18 000 рублей за один кассовый аппарат).

Упрощенная система налогообложения

Уточнение видов предпринимательской деятельности в отношении которых могут применяться пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков на упрощенной системы налогообложения в связи с введением в действие ОКВЭД 2

Таким образом, с точки зрения количественных параметров налоговой системы и с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, целями налоговой политики, согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, являются: обеспечение сбалансированного развития страны и расширение потенциала отечественной экономики. Для достижения намеченных целей налоговой политикой намечены налоговые стимулы и контрольные мероприятия.

Заключение

Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, данный документ имеет большую важность при подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. В то же время особую важность они имеют и при формировании бизнес-ориентир экономических субъектов, при составлении которых учитываются предполагаемые изменения в налоговой сфере на трехлетний период, что способствует повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Так, в документе об Основных направлениях налоговой политики на 2018 г. и плановые 2019-2020 гг. Министерство финансов Российской Федерации прогнозирует совершенствование специальных режимов систем налогообложения, применяемых в основном в сфере услуг. Данные совершенствование будут достигаться путем уточняющих поправок и продолжения ввода контрольно-кассовой техники налогоплательщиками, для обеспечения онлайн-передачи данных на сервера ФНС, что будет способствовать упрощению и повышению эффективности работы с кассовыми аппаратами, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Библиографический список

1.Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ: (ред. от 03.07.2016) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2.Минфин России. Документы. Проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс] : – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695.

3 . Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.nalog.ru/.

Bibliographic list

1. The tax code of the Russian Federation. Part one : from 31.07.1998 № 146-FZ: (in edition of 03.07.2016) // Consultant Plus. – Mode of access: