Общие тенденции индустриальных стран во второй половине ХХ в. История возникновения НИС

Новые индустриальные страны (НИС) представлены целым рядом государств на территории Азии и Америки. Они отличаются более высоким темпом экономического роста в отличие от своих соседей.

Две модели экономического развития

Новые индустриальные страны развивают свои экономики по двум различным моделям. Азиатскую можно охарактеризовать, во-первых, тем, что она позволяет стране превышать экспорт над импортом, а во-вторых, доля государственной собственности в этих державах не высока. Однако административная власть принимает абсолютно все решения в сфере экономики. Новые индустриальные страны зарубежной Азии доказали состоятельность данной экономической модели всесторонним, неуклонным и очень быстрым развитием.

Вторая модель - латиноамериканская - целиком и полностью противоположна азиатской. Здесь преобладает импорт. Но страны Латинской Америки, несмотря на это, тоже ощущают хороший рост своих экономик.

Характерные черты НИС

На современном этапе новые индустриальные страны добились определённых успехов в повышении уровня жизни народов, проживающих на этих территориях. Потенциал вхождения в общее мировое пространство достаточно высок. Достижения, характеризующие новые индустриальные страны, таковы:

  • экономический рост имеет высокий темп;
  • обрабатывающая промышленность является самой развитой отраслью;
  • уровень образования в стране пользуется повышенным вниманием;
  • применяются всё более совершенные технологии.

Это, конечно же, не все характерные черты, присущие НИС. Нужно отметить, что в последние годы новые индустриальные страны Азии и Южной Америки всё более активно сотрудничают с Россией. На рынках инвестиций и товаров лидером азиатского региона по такому взаимодействию стала Республика Корея. Из латиноамериканских стран выделяются Аргентина и Бразилия.

Бывшие колонии

Последние сорок лет дали миру возможность классификации тех идей, на основе которых развивались страны так называемого паракапитализма, пытаясь догнать развитые, в которых капитализм появился значительно раньше. К тому же политика грабительского милитаризма позволила им накопить несметные богатства за счёт колониальных стран. С помощью трёх концептуальных идей стал возможен такой рывок экономик, который мы наблюдаем сегодня.

Концептуальные идеи

Первую из них называют доктриной большого скачка. Она апробирована в СССР в период индустриализации в тридцатых годах прошлого века, а впоследствии её взял на вооружение Китай в шестидесятых годах. Основой этой идеи было огосударствление средств производства, в результате чего Поднебесная превратилась в одну огромную коммуну. Идея сработала в экстремальных для страны условиях, но, к сожалению, не была вовремя заменена другой, поскольку для благополучных времён её принципы имеют слишком большие и множественные недостатки. Например:

  • реализация происходит за счёт огромного напряжения, применяется практически рабский труд;
  • производительные силы общества приходят в упадок, поскольку уничтожается генофонд;
  • распределительная система уравнительного характера в спокойное для страны время рождает иждивенчество, количество и качество труда недооценивается или оценивается неточно.

Замещение импорта

Вторая идея была названа защитой молодой индустрии и основывалась на принципе замещения импорта. Суть ее в том, что национальной промышленности предоставляется некая передышка, чтобы догнать конкурентов из других государств. Новые индустриальные страны Азии получили возможность развития собственных экономик за счёт ограничения и даже полной дискриминации импорта.

Политика импортозамещения содействовала созданию искусственных стимулов (и внешнеторговых, и валютных) для развития целых отраслей промышленности, чтобы повысить их конкурентоспособность на внутренних рынках. Однако и эта идея имеет недостаток - один, но очень существенный.

Часто защита предоставлялась не молодой, а вполне "одряхлевшей" промышленности, когда предприятия пассивны, безынициативны, ждут подачек от государства и не внедряют новые технологии. Лучше всего такая модель работала на крупных рынках, например в Китае и Индии (на стыке семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века), а новые индустриальные страны Южной Азии, центра Европы и Латинской Америки реализовали эту идею неудачно.

Доктрина третья - азиатское экономическое чудо

Эта модель, в тридцатых годах 20 века названная японским экономистом идеей "стаи летящих гусей", очень характерна для азиатского образа мышления. Именно так подняли экономику Япония и новые индустриальные страны, которые, переживая весьма неблагоприятные моменты и в политике, и в экономике, поделились друг с другом опытом и уже после шестидесятых годов сумели выйти вперёд планеты всей благодаря частным инвестициям. Причём практически всегда в этом участвовали иностранные партнёры.

Предпосылки появления НИС

Распад колониальной системы после Второй мировой войны перекроил политические карты всех континентов. Образовалось множество независимых государств, естественно, очень низкого уровня развития, поскольку страны-колонизаторы только вывозили богатства колоний, ничего не давая взамен. Так, Индия к началу пятидесятых годов была абсолютно неграмотной - более 90 процентов населения не умело читать и писать, зато Англия очень нарастила свои капиталы за счёт богатств этой колонии.

Экономическое развитие в этот период было крайне неравномерным по всему миру. Естественно, что страны, освободившиеся от иностранного господства, стремились любыми средствами сократить образовавшийся разрыв. Таким образом, выделилась особая группа территорий - новые индустриальные страны Азии и Америки.

Здесь нужно назвать в первую очередь Южную Корею, Гонконг, Тайвань, Сингапур - это четыре так называемых азиатских тигра. Далее идут Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины. Отдельное слово нужно сказать о таких странах, как Мексика, Бразилия, Аргентина.

Результаты экономического скачка

Темп экономического развития новые индустриальные страны взяли такой, что большинство из них по многим показателям обогнали не только развивающиеся государства, но и многие развитые капиталистические.

Экономика стремительно росла, поэтому валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения значительно увеличился. В этом новые индустриальные страны опережали практически все освободившиеся государства, а некоторые приблизились к промышленно развитым. По удельному весу внутренних накоплений в структуре ВВП азиатские НИС обогнали большинство бывших колонизаторов.

Отдельные виды промышленной продукции, особенно её наукоёмкие виды, сейчас уже на ведущих позициях в мировой экономике. Ещё скорее развивается экспорт. Высокая конкурентоспособность продукции интенсивно завоёвывает всё новые и новые рынки.

Сферы производства

Мировые экспортёры обуви, одежды, текстиля, бытовой электроники, персональных компьютеров, электронной техники, автомобилей - новые индустриальные страны. Какие только высокотехнологичные товары ни появились бы на мировом рынке - самая большая доля их производства приходится на НИС. Им удалось найти ниши и потеснить конкурентов из числа самых развитых государств. Влияние НИС на структуру, динамику, географическое направление торговли в мире поистине велико.

Влияют новые индустриальные страны (Восточной Азии особенно) на внутреннюю общехозяйственную конъюнктуру и всех основных партнёров в торгово-экономическом сотрудничестве. Приросту мирового экспорта тоже в основном помогает динамическое увеличение вывоза разнообразных товаров, которые изготовили на территориях, где совсем недавно располагались отсталые, освобождённые от гнёта колониализма государства.

Страны группы "Новые индустриальные страны", особенно азиатского региона, ведущей отраслью развития хозяйства выбрали обрабатывающую промышленность. Здесь у них более высокая производительность труда - на уровне капиталистических развитых государств и даже выше.

Процесс индустриализации

К восьмидесятым годам 20 века новые индустриальные страны перестроили структуру экономики, чтобы увеличить долю наукоёмкой продукции промышленности. Быстро развивались внешнеэкономические связи, значение НИС в общемировом хозяйстве росло. По сумме стоимости экспорта уже был превзойдён уровень ведущих капиталистических стран, кроме Германии и США. Однако именно эти государства и стали основным рынком сбыта для НИС за счёт высокой конкурентоспособности. Это получилось потому, что главным способом развития экономики страны НИС поставили эффективное использование самых передовых техник и технологий, все достижения НТР, современные методы организации производств. В итоге значительно повысились интенсивность и производительность труда, а низкие издержки производства дали возможность использования ценового фактора в конкурентной борьбе.

Концентрация и слияние производства и капитала (промышленного и банковского) формируют финансовый капитал страны. Монополии ширятся, национальные корпорации в своей деятельности выходят на международный уровень. Вместе с экспортом товаров велик и вывоз капиталов за рубеж, где образуются филиалы и дочерние компании производственного характера. Даются ссуды в дополнение к прямым зарубежным инвестициям.

Процесс индустриализации стран Азии и Америки разделяют на три этапа.

  • Первый - импортозамещающие отрасли.
  • Второй - экспортный потенциал и базовые отрасли промышленности.
  • Третий - наукоёмкие отрасли.

Все три этапа проходили с активным участием капитала и ТНК ведущих стран капитализма.

Новые индустриальные страны: список

Итогом ко всему вышесказанному может послужить следующее. В экономическом развитии стран Южной и Юго-Восточной Азии лидером стала Япония, а во втором ряду расположились новые индустриальные страны зарубежной Азии: Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур. Четыре страны, члены АСЕАН, в третьем ряду - это Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины. Четвёртый ряд - Вьетнам и Китай, к которым уже практически присоединились Пакистан и Индия.

Япония, надо сказать, "ведущим гусём" уже не считается. Особую роль начинает играть Китай - именно он претендует не только на региональное, но и мировое лидерство. Да и в самой этой "летящей стае" назрели весьма серьёзные проблемы.

Тем не менее в истории останется свидетельство о том, как развивающиеся страны целой группой в течение нескольких десятилетий сумели совершить экономический скачок невиданной доселе силы - по всем социально-экономическим показателям. За этот короткий срок совершён переход от самой отсталой экономики, очень типичной для всех развивающихся стран, к самой высокоразвитой.

Итак, какие они, новые индустриальные страны? Список по состоянию на сегодняшний день выглядит следующим образом:

  • Первая волна НИС: Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг ("азиатские драконы" или "тигры").
  • Вторая волна НИС: Аргентина, Чили, Бразилия, Мексика, Уругвай.
  • Третья волна НИС: Таиланд, Малайзия, Кипр, Индия, Турция, Тунис, Индонезия.
  • Четвёртая волна НИС: Китай, Филиппины.

Существует всё ещё и Содружество Наций, созданное Англией и до 1946 года именовавшееся Британским. Это межгосударственное добровольное объединение, где состоят независимые суверенные государства под эгидой Великобритании. В него вошли все британские колонии, доминионы, протектораты. В этом списке только Руанда и Мозамбик не поддаются данному определению, а республики Ирландия и Зимбабве вышли из объединения. Новые индустриальные страны относятся к этой группе, во всяком случае большинство из них.

- 140.50 Кб

Введение……………………………………………… ……………………………………..3

  1. Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы…….4
  2. Основные направления экономической политики…………………………………..10
  3. Подробный анализ стран в 50-70 годы……………………………………………….12

    Заключение…………………………………………………… …………………………….26

    Схема………………………………………………………………… ……………………..27

    Список литературы………………………………… ………………………………………28

Введение:

Тесная взаимосвязь экономического развития и социального прогресса вызывает необходимость комплексного подхода к выработке основных направлений развития стран мировой периферии, изменения их положения в глобальной экономической системе. Несмотря на своеобразие путей развития, отмечаются общие направления социально-экономических преобразований развивающихся стран.

Разным этапам развития подсистемы в целом и ее составным частям соответствовали свои долговременные цели. Они определялись состоянием хозяйства стран, соотношением политических сил внутри стран и в мировом хозяйстве в целом, привлекательностью тех или иных моделей экономического развития. Исходя из направленности основных долговременных целей в экономической стратегии развивающихся стран можно выделить два периода - период укрепления экономического суверенитета и ярко выраженных усилий по индустриализации хозяйств в 60 – 70-е годы и период открытой экономики, приспособления к потребностям ведущих западных стран в последующие два десятилетия.

1. Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы.

Укрепление хозяйственной независимости. После достижения независимости экономическая стратегия большинства бывших колоний была направлена на укрепление их самостоятельного положения в мире.

Развивающиеся страны стремились утвердить свой национальный суверенитет и внести существенные коррективы в развитие производительных сил, чтобы изменить свое зависимое положение в мировом хозяйстве. С этой целью проводились глубокие социально-экономические реформы, направленные на устранение препятствий в развитии производительных сил, экономическое пространство освобождалось от феодальных пережитков, усиливалось использование природных ресурсов в интересах национального развития, вырабатывалось законодательство, регламентирующее деятельность иностранного капитала и подчиняющее его интересам национального развития. Принимались меры по аннулированию неравноправных договоров, ограничивавших национальный суверенитет.

В социальной области многие освободившиеся страны ставили цели более равномерного и справедливого распределения доходов, что предполагало на практике отказ от западных моделей «общества потребления», способность предотвратить концентрацию экономической власти в руках узкого слоя богатых.

Индустриализация - императив развития. Стратегическим средством ликвидации экономической отсталости стран мировой периферии выступает индустриализация. В узком смысле слова она является особой стадией формирования промышленной системы производительных сил. Ее содержание составляет перевод всего хозяйства на машинную технику, развитие обрабатывающей промышленности, прежде всего отраслей, производящих средства производства, которые обеспечивают материально-технические условия расширенного воспроизводства на национальной основе.

Индустриализация способствует углублению общественного разделения труда, создавая материальные предпосылки для специализации и кооперирования различных видов производства. Тем самым она обеспечивает постепенное складывание общего цикла воспроизводства и формирование единого внутреннего рынка. Конкурентный механизм выравнивает индивидуальные стоимости товаров с рыночными. Экономическим ориентиром для производителей постепенно становятся общественные народнохозяйственные стоимости, а не индивидуальные и локальные.

Индустриализация в развивающихся странах ведет к быстрому повышению уровня экономического развития. Машинное производство отличается наиболее высокой производительностью труда. При низкой стоимости рабочей силы повышение производительности труда воплощается в большей норме и массе прибыли. В свою очередь это вызывает быстрое увеличение национального дохода. Даже при неизменных пропорциях его распределения на фонды потребления и накопления индустриализация позволяет поднять уровень и потребления и накопления. В конечном итоге оба эти фактора усиливают весь процесс общественного развития и создают потенциальную возможность для трансформации традиционной структуры экономики.

Докапиталистические производственные отношения ограничивают рост платежеспособного спроса населения, консервируют материально-вещественную структуру спроса. Развитие промышленности способствует расширению производственного и потребительского спроса.

Индустриализация, развитие обрабатывающей промышленности явились императивом для развивающихся стран. С начала 50-х годов на мировых рынках началось постепенное изменение паритета цен в пользу готовых изделий. Данное обстоятельство привело к тому, что с каждым годом для закупки тех же изделий требовался экспорт все большего количества сырьевых товаров. Повышение цен на готовые изделия на внутренних рынках способствовало постепенному перераспределению капиталовложений в пользу промышленности. Сокращение и стагнация экспортной выручки уменьшали возможности импорта и вели к возникновению хронического дефицита на внутреннем рынке. В таких условиях строительство предприятий по выпуску дефицитных изделий представлялось наиболее доступным выходом из создавшегося положения.

Индустриализация на начальном этапе своего развития не вызывает резких социальных сдвигов. Развитие обрабатывающей промышленности непосредственно не затрагивало интересы землевладельцев, давая им возможность приспособиться к меняющейся обстановке. Она способствовала их переходу к рыночным методам деятельности в самом сельском хозяйстве. Кроме того, индустриализация предоставляла большие возможности прибыльного использования своих доходов в других отраслях экономики.

Необходимыми условиями индустриализации являются макроэкономические стимулы для перелива капитала в промышленность, средства для финансирования развития промышленности, продовольствие для обеспечения дополнительной рабочей силы, наличие рынков сбыта промышленной продукции.

Осуществление индустриализации требовало развертывание массовой системы образования и здравоохранения, развитие транспорта и связи. Эти цели также были выдвинуты в качестве приоритетных направлений развития.

Индустриализация во второй половине XX в. имела свои особенности. В развивающихся странах она происходила и происходит в условиях развития в мировом хозяйстве НТР. Наслаивание научно-технической революции на промышленный переворот осложнило положение развивающихся стран. Вместо поэтапной перестройки отдельных отраслей экономики все основные отрасли должны модернизироваться практически одновременно, требуя огромных усилий от стран мировой периферии. Возможности несбалансированного роста в развивающихся странах значительно ниже, чем в западных на этапе промышленной революции. Они не имеют таких источников накопления, как западные страны во время колониальных захватов.

В ходе осуществления индустриализации в начале 60-х годов получили распространение концепции эндогенного развития, «нового внутреннего порядка». Их характерная черта - сосредоточение внимания на максимальном использовании внутренних ресурсов применительно к специфическим условиям отдельных стран.

Идеи максимального использования имевшихся возможностей развития с начала 70-х годов оформились в виде концепции «опоры на собственные силы». Концепция предусматривала проведение твердой политики в организации собственного социально-экономического развития. Это требовало изменения хозяйственных приоритетов - вместо обслуживания интересов бывших метрополий или мирового рынка преимущественное удовлетворение основных нужд местного населения. В связи с огромными масштабами нищеты и голода, доставшимися в наследство от колониального прошлого, были выдвинуты положения об удовлетворении основных нужд.

Целью индустриализации, проводимой в соответствии со стратегией «опоры на собственные силы», становилось создание отраслей, способных обеспечить основные внутренние потребности. Ряд сторонников данной концепции предлагали решать проблемы внутреннего рынка, повышения производительности на путях разрыва с «богатым Севером», хозяйственного обособления развивающихся стран, но в целом считали необходимым развивать внешнеэкономические связи в соответствии с потребностями национальных экономик.

Замещение импорта - форма индустриализации. Среди разнообразия моделей можно выделить два типа развития, реализованные в развивающихся странах. Одна из этих моделей ориентировалась на потребности внутренних рынков с целью создания самодостаточной экономики с развитием отраслей тяжелой промышленности, что предполагало существенное ограничение или даже вытеснение иностранного капитала.

Слабость национальной буржуазии, необходимость коренных преобразований социально-экономической структуры, форсированная индустриализация требовали ограничения стихии рыночного механизма, значительного расширения государственного регулирования и развития государственного предпринимательства. Активизация деятельности государства вела, в частности, к торможению стихийно-рыночных тенденций, к развитию государственного капитала. Эти тенденции в ряде стран концептуально выразились в виде идей о некапиталистическом развитии.

На функционально-экономическом уровне стратегия самодостаточности выразилась в политике импортозамещения, когда национальная экономика является основой для регулирования и принятия решений. Исходили из того, что внешняя торговля играет небольшую и, возможно, подчиненную роль в экономическом развитии. Темпы роста внешней торговли длительное время понижались - с 3,5% в год за 1850- 1913 гг. до 0,5% за 1913-1948 гг. Наряду со снижением международных цен на сырьевые товары это давало основание не относиться к внешней торговле как к источнику экономического роста. Кроме того, создание обрабатывающей промышленности в отсталых хозяйствах требовало импорта машин и оборудования. Для недопущения резких дисбалансов нужно было ограничить и заместить импорт товаров потребительского назначения, которые преобладали на рынках большинства стран ко времени достижения независимости. Замещение импорта в свое время в той или иной форме, за исключением Британии, переживали ныне индустриально развитые страны Запада.

Импортозамещение было почти повсеместно принято в качестве основного направления индустриального развития с начала 50-х годов. В тот период становление обрабатывающей промышленности могло происходить на основе переработки сырья. Но тенденция к понижению цен на сырье делала подобное развитие малоперспективным, а создание экспортных отраслей высокой технологии было не по силам большинству стран. Курс на замену импорта промышленных изделий местным производством сопровождался защитой национальной промышленности от воздействия мирового рынка. Импортозамещение представляло собой начальный этап индустриализации. В первое время, когда обычно замещался импорт потребительских товаров, оно способствовало значительной диверсификации хозяйственной структуры развивающихся стран, самообеспеченности по многим видам товаров, формированию местных рабочих и технических кадров. Для ряда стран Азии этот этап закончился к концу 60-х годов, Африки - к середине 70-х. В ряде стран замещение импорта сопровождалось соответствующими аграрными преобразованиями, которые устраняли препятствия на пути перехода сельского хозяйства к современным формам социально-экономической организации, обеспечили приток в промышленность дешевой рабочей силы.

Ориентация на экспорт и изменение предпринимательской роли государства. Замена импорта потребительских товаров их внутренним производством, создание отраслей тяжелой промышленности в определенных пределах содействовали строительству независимой самостоятельной экономики.

Вместе с тем процесс импортозамещения имеет свои пределы. Опыт ряда стран показал, что замещение импорта на этапе создания собственного производства машин и оборудования, когда требовались крупные капиталовложения, создавало проблемы для экономики. Обеспечивая экономию иностранной валюты, увеличивая возможности накопления, оно в то же время ориентировано в основном на внутренний рынок, объем которого часто ограничен весьма узкими рамками платежеспособного спроса. Низкая покупательная способность населения ограничивает возможности современного производства и тормозит дальнейший прогресс производительных сил. Импортозамещение порождает дополнительный спрос на продукцию производственного назначения, полуфабрикаты, вспомогательные материалы. При ограниченности капиталов это ведет к увеличению импорта.

Часть обрабатывающей промышленности могла функционировать лишь благодаря ограничениям конкурирующего импорта, налоговым скидкам, прямым и косвенным государственным субсидиям. Хозяйственная отдача обрабатывающих предприятий нередко оказывалась низкой, производимая продукция уступала по качеству аналогичным импортным изделиям.

Описание

Разным этапам развития подсистемы в целом и ее составным частям соответствовали свои долговременные цели. Они определялись состоянием хозяйства стран, соотношением политических сил внутри стран и в мировом хозяйстве в целом, привлекательностью тех или иных моделей экономического развития.

Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы…….4
Основные направления экономической политики…………………………………..10
Подробный анализ стран в 50-70 годы……………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………….26

Схема………………………………………………………………………………………..27

Список литературы…………………………………………………………………………28

Содержание
Введение……………………………………………… ……………………………………..3

    Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы…….4
    Основные направления экономической политики…………………………………..10
    Подробный анализ стран в 50-70 годы……………………………………………….12
    Заключение…………………………………………………… …………………………….26
    Схема………………………………………………………………… ……………………..27
    Список литературы………………………………… ………………………………………28
Введение:
Тесная взаимосвязь экономического развития и социального прогресса вызывает необходимость комплексного подхода к выработке основных направлений развития стран мировой периферии, изменения их положения в глобальной экономической системе. Несмотря на своеобразие путей развития, отмечаются общие направления социально-экономических преобразований развивающихся стран.
Разным этапам развития подсистемы в целом и ее составным частям соответствовали свои долговременные цели. Они определялись состоянием хозяйства стран, соотношением политических сил внутри стран и в мировом хозяйстве в целом, привлекательностью тех или иных моделей экономического развития. Исходя из направленности основных долговременных целей в экономической стратегии развивающихся стран можно выделить два периода - период укрепления экономического суверенитета и ярко выраженных усилий по индустриализации хозяйств в 60 – 70-е годы и период открытой экономики, приспособления к потребностям ведущих западных стран в последующие два десятилетия.

1. Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы.
Укрепление хозяйственной независимости. После достижения независимости экономическая стратегия большинства бывших колоний была направлена на укрепление их самостоятельного положения в мире.
Развивающиеся страны стремились утвердить свой национальный суверенитет и внести существенные коррективы в развитие производительных сил, чтобы изменить свое зависимое положение в мировом хозяйстве. С этой целью проводились глубокие социально-экономические реформы, направленные на устранение препятствий в развитии производительных сил, экономическое пространство освобождалось от феодальных пережитков, усиливалось использование природных ресурсов в интересах национального развития, вырабатывалось законодательство, регламентирующее деятельность иностранного капитала и подчиняющее его интересам национального развития. Принимались меры по аннулированию неравноправных договоров, ограничивавших национальный суверенитет.
В социальной области многие освободившиеся страны ставили цели более равномерного и справедливого распределения доходов, что предполагало на практике отказ от западных моделей «общества потребления», способность предотвратить концентрацию экономической власти в руках узкого слоя богатых.
Индустриализация - императив развития. Стратегическим средством ликвидации экономической отсталости стран мировой периферии выступает индустриализация. В узком смысле слова она является особой стадией формирования промышленной системы производительных сил. Ее содержание составляет перевод всего хозяйства на машинную технику, развитие обрабатывающей промышленности, прежде всего отраслей, производящих средства производства, которые обеспечивают материально-технические условия расширенного воспроизводства на национальной основе.
Индустриализация способствует углублению общественного разделения труда, создавая материальные предпосылки для специализации и кооперирования различных видов производства. Тем самым она обеспечивает постепенное складывание общего цикла воспроизводства и формирование единого внутреннего рынка. Конкурентный механизм выравнивает индивидуальные стоимости товаров с рыночными. Экономическим ориентиром для производителей постепенно становятся общественные народнохозяйственные стоимости, а не индивидуальные и локальные.
Индустриализация в развивающихся странах ведет к быстрому повышению уровня экономического развития. Машинное производство отличается наиболее высокой производительностью труда. При низкой стоимости рабочей силы повышение производительности труда воплощается в большей норме и массе прибыли. В свою очередь это вызывает быстрое увеличение национального дохода. Даже при неизменных пропорциях его распределения на фонды потребления и накопления индустриализация позволяет поднять уровень и потребления и накопления. В конечном итоге оба эти фактора усиливают весь процесс общественного развития и создают потенциальную возможность для трансформации традиционной структуры экономики.
Докапиталистические производственные отношения ограничивают рост платежеспособного спроса населения, консервируют материально-вещественную структуру спроса. Развитие промышленности способствует расширению производственного и потребительского спроса.
Индустриализация, развитие обрабатывающей промышленности явились императивом для развивающихся стран. С начала 50-х годов на мировых рынках началось постепенное изменение паритета цен в пользу готовых изделий. Данное обстоятельство привело к тому, что с каждым годом для закупки тех же изделий требовался экспорт все большего количества сырьевых товаров. Повышение цен на готовые изделия на внутренних рынках способствовало постепенному перераспределению капиталовложений в пользу промышленности. Сокращение и стагнация экспортной выручки уменьшали возможности импорта и вели к возникновению хронического дефицита на внутреннем рынке. В таких условиях строительство предприятий по выпуску дефицитных изделий представлялось наиболее доступным выходом из создавшегося положения.
Индустриализация на начальном этапе своего развития не вызывает резких социальных сдвигов. Развитие обрабатывающей промышленности непосредственно не затрагивало интересы землевладельцев, давая им возможность приспособиться к меняющейся обстановке. Она способствовала их переходу к рыночным методам деятельности в самом сельском хозяйстве. Кроме того, индустриализация предоставляла большие возможности прибыльного использования своих доходов в других отраслях экономики.
Необходимыми условиями индустриализации являются макроэкономические стимулы для перелива капитала в промышленность, средства для финансирования развития промышленности, продовольствие для обеспечения дополнительной рабочей силы, наличие рынков сбыта промышленной продукции.
Осуществление индустриализации требовало развертывание массовой системы образования и здравоохранения, развитие транспорта и связи. Эти цели также были выдвинуты в качестве приоритетных направлений развития.
Индустриализация во второй половине XX в. имела свои особенности. В развивающихся странах она происходила и происходит в условиях развития в мировом хозяйстве НТР. Наслаивание научно-технической революции на промышленный переворот осложнило положение развивающихся стран. Вместо поэтапной перестройки отдельных отраслей экономики все основные отрасли должны модернизироваться практически одновременно, требуя огромных усилий от стран мировой периферии. Возможности несбалансированного роста в развивающихся странах значительно ниже, чем в западных на этапе промышленной революции. Они не имеют таких источников накопления, как западные страны во время колониальных захватов.
В ходе осуществления индустриализации в начале 60-х годов получили распространение концепции эндогенного развития, «нового внутреннего порядка». Их характерная черта - сосредоточение внимания на максимальном использовании внутренних ресурсов применительно к специфическим условиям отдельных стран.
Идеи максимального использования имевшихся возможностей развития с начала 70-х годов оформились в виде концепции «опоры на собственные силы». Концепция предусматривала проведение твердой политики в организации собственного социально-экономического развития. Это требовало изменения хозяйственных приоритетов - вместо обслуживания интересов бывших метрополий или мирового рынка преимущественное удовлетворение основных нужд местного населения. В связи с огромными масштабами нищеты и голода, доставшимися в наследство от колониального прошлого, были выдвинуты положения об удовлетворении основных нужд.
Целью индустриализации, проводимой в соответствии со стратегией «опоры на собственные силы», становилось создание отраслей, способных обеспечить основные внутренние потребности. Ряд сторонников данной концепции предлагали решать проблемы внутреннего рынка, повышения производительности на путях разрыва с «богатым Севером», хозяйственного обособления развивающихся стран, но в целом считали необходимым развивать внешнеэкономические связи в соответствии с потребностями национальных экономик.
Замещение импорта - форма индустриализации. Среди разнообразия моделей можно выделить два типа развития, реализованные в развивающихся странах. Одна из этих моделей ориентировалась на потребности внутренних рынков с целью создания самодостаточной экономики с развитием отраслей тяжелой промышленности, что предполагало существенное ограничение или даже вытеснение иностранного капитала.
Слабость национальной буржуазии, необходимость коренных преобразований социально-экономической структуры, форсированная индустриализация требовали ограничения стихии рыночного механизма, значительного расширения государственного регулирования и развития государственного предпринимательства. Активизация деятельности государства вела, в частности, к торможению стихийно-рыночных тенденций, к развитию государственного капитала. Эти тенденции в ряде стран концептуально выразились в виде идей о некапиталистическом развитии.
На функционально-экономическом уровне стратегия самодостаточности выразилась в политике импортозамещения, когда национальная экономика является основой для регулирования и принятия решений. Исходили из того, что внешняя торговля играет небольшую и, возможно, подчиненную роль в экономическом развитии. Темпы роста внешней торговли длительное время понижались - с 3,5% в год за 1850- 1913 гг. до 0,5% за 1913-1948 гг. Наряду со снижением международных цен на сырьевые товары это давало основание не относиться к внешней торговле как к источнику экономического роста. Кроме того, создание обрабатывающей промышленности в отсталых хозяйствах требовало импорта машин и оборудования. Для недопущения резких дисбалансов нужно было ограничить и заместить импорт товаров потребительского назначения, которые преобладали на рынках большинства стран ко времени достижения независимости. Замещение импорта в свое время в той или иной форме, за исключением Британии, переживали ныне индустриально развитые страны Запада.
Импортозамещение было почти повсеместно принято в качестве основного направления индустриального развития с начала 50-х годов. В тот период становление обрабатывающей промышленности могло происходить на основе переработки сырья. Но тенденция к понижению цен на сырье делала подобное развитие малоперспективным, а создание экспортных отраслей высокой технологии было не по силам большинству стран. Курс на замену импорта промышленных изделий местным производством сопровождался защитой национальной промышленности от воздействия мирового рынка. Импортозамещение представляло собой начальный этап индустриализации. В первое время, когда обычно замещался импорт потребительских товаров, оно способствовало значительной диверсификации хозяйственной структуры развивающихся стран, самообеспеченности по многим видам товаров, формированию местных рабочих и технических кадров. Для ряда стран Азии этот этап закончился к концу 60-х годов, Африки - к середине 70-х. В ряде стран замещение импорта сопровождалось соответствующими аграрными преобразованиями, которые устраняли препятствия на пути перехода сельского хозяйства к современным формам социально-экономической организации, обеспечили приток в промышленность дешевой рабочей силы.
Ориентация на экспорт и изменение предпринимательской роли государства. Замена импорта потребительских товаров их внутренним производством, создание отраслей тяжелой промышленности в определенных пределах содействовали строительству независимой самостоятельной экономики.
Вместе с тем процесс импортозамещения имеет свои пределы. Опыт ряда стран показал, что замещение импорта на этапе создания собственного производства машин и оборудования, когда требовались крупные капиталовложения, создавало проблемы для экономики. Обеспечивая экономию иностранной валюты, увеличивая возможности накопления, оно в то же время ориентировано в основном на внутренний рынок, объем которого часто ограничен весьма узкими рамками платежеспособного спроса. Низкая покупательная способность населения ограничивает возможности современного производства и тормозит дальнейший прогресс производительных сил. Импортозамещение порождает дополнительный спрос на продукцию производственного назначения, полуфабрикаты, вспомогательные материалы. При ограниченности капиталов это ведет к увеличению импорта.
Часть обрабатывающей промышленности могла функционировать лишь благодаря ограничениям конкурирующего импорта, налоговым скидкам, прямым и косвенным государственным субсидиям. Хозяйственная отдача обрабатывающих предприятий нередко оказывалась низкой, производимая продукция уступала по качеству аналогичным импортным изделиям.
Энергосырьевые проблемы в мировом хозяйстве в 70-е годы способствовали развитию в развивающихся странах материало- и энергоемких отраслей (химии, металлургии). Это потребовало резкого расширения ввоза машин и оборудования, так как предприятия этих отраслей отличаются крупными размерами, нуждаются в значительной производственной инфраструктуре. В свою очередь поддержание и развитие материальной базы этих отраслей потребовало существенного увеличения экспорта их продукции. В малых и средних странах низкая емкость внутренних рынков препятствовала диверсификации производства. В них импульсы замещения импорта быстро затухали, поскольку наступали исчерпание платежеспособного спроса и насыщение внутренних рынков. Именно малые страны первыми стали переходить к наращиванию экспортного производства в конце 60-х годов.
Стратегия возрастающего участия в международном разделении труда, в частности в странах Восточной Азии, получила обоснование в теории «летящей стаи гусей» или «догоняющего жизненного цикла продукта». Последовательность и взаимосвязь роста импорта, производства и экспорта были отмечены японским экономистом К. Акамацу в 1943 г. в статистическом исследовании данных о торговле и производстве в отраслях японской промышленности. В 1973 г. К. Кодзима развил концепцию К. Акамацу, назвав ее «догоняющий жизненный цикл продукта».
Переход к политике экспортной ориентации позволяет осуществлять производство определенных видов промышленной продукции в расчете на внешние рынки и увеличить объем внешних поступлений. Это вторая модель развития, которая базируется на активном взаимодействии с иностранным капиталом и формирует экономику открытого типа. Она требует создания необходимых отраслей инфраструктуры, привлечения иностранной технологии. В социально-политическом плане в переходе к экспортной ориентации от замещения импорта воплотился компромисс трех сил - национальной буржуазии, государства и иностранного капитала. Ни одна из них не могла самостоятельно осуществить перестройку хозяйства и соответственно ответить на широкий социальный вызов развития.
Изменения в экономической стратегии связаны не только с усилившейся интернационализацией, воздействием долгового кризиса и международным давлением. Корни изменений лежат также в сдвигах в социальной структуре развивающихся стран в последние десятилетия.
Попытки изменить положение экспортеров в национальной экономике, повысить конкурентоспособность обрабатывающей промышленности дали в большинстве стран ограниченный эффект. Экспортные операции нередко менее прибыльны, чем поставки на внутренний рынок. Поставщики вынуждены были все чаще обращаться к внешним источникам финансирования. Поэтому в промышленной политике различных групп стран были существенные различия как по содержанию этапов, так и по срокам их осуществления.
В крупных развивающихся странах экспорт готовых изделий имеет пределы как стимулятор экономического роста. Так, увеличение вывоза готовых изделий на 1% обеспечивает прирост ВВП на Тайване на 0,15%, тогда как в Индии - на 0,08, в Бразилии - на 0,01%. Поэтому увеличение экспорта в крупных странах служит не столько источником экономического роста, сколько инструментом устранения диспропорций и улучшения технологической структуры. Страны, которые опирались на экспорт ископаемого и сельскохозяйственного сырья, также дольше следовали стратегии замещения импорта. Другие страны, не располагая крупными запасами сырья и находившиеся в сфере интересов Запада, с помощью иностранного капитала смогли вписаться в международное разделение труда, что способствовало формированию современного хозяйственного механизма и более полному использованию их экономических ресурсов. Отчетливо это проявилось в небольшой группе стран.
2. Основные направления экономической политики
После завоевания политической независимости в экономической политике развивающихся стран доминировали усилия на ускорение экономического роста и обеспечение необходимых для этого внутренних и внешних условий.
Ускорение экономического роста. Древнейшие страны и народы, в жизни которых до этого столетия ничего не менялось, следовали лозунгу «Нам следует бежать, пока остальной мир может идти шагом». Концепция догоняющего развития предусматривает формирование экономического роста путем увеличения национального дохода и повышения нормы и массы накопления, замещения импорта и обеспечения притока иностранного капитала.
Отличительной чертой концепции догоняющего развития была недооценка социальных проблем, сопутствующих экономическому росту. Предполагалось, что темпы развития экономики неизбежно приведут к расширению занятости, повышению уровня жизни всех, в том числе беднейших слоев населения.
Теоретическим обоснованием модели ускоренного экономического развития послужила неокейнсианская школа. Большой вклад в разработку концепций догоняющего развития внесли работы У. Ростоу, П. Розенштейн-Родана, Р. Нурксе и др.
На потребности быстрого промышленного развития был ориентирован хозяйственный механизм. Государство воздействовало на промышленное развитие путем ограничительных и поощрительных мер, причем поощрительные меры преобладали над ограничительными. Они включали расширение поставок средств производства, технического опыта, производственного и снабженческо-сбытового кредита, развитие системы государственных закупок, регулирование налогообложения.
Укрепление национального предпринимательства. Одним из направлений экономической политики освободившихся стран являлась национализация иностранной собственности. Только с 1960 по 1974 гг. в 62 развивающихся странах произошло 875 случаев национализации иностранных предприятий, главным образом горнодобывающих и плантационных. Основная волна национализации пришлась на 70-е годы. Национализация, ликвидация концессионной формы предпринимательства и экстерриториальности иностранных компаний, ограничение непосредственной эксплуатации природных и людских ресурсов означали крушение внеэкономических методов эксплуатации, относительный переход к экономической эксплуатации этой подсистемы. Следует при этом отметить, что огосударствление предприятий часто не означало полного разрыва с компаниями западных стран.
Внешнеэкономическая политика подавляющего большинства государств была направлена на стимулирование национального производства и ограждение внутренних рынков от конкуренции. Огромный разрыв в уровнях экономического развития с промышленно развитыми странами вызвал необходимость проведения гибкой протекционистской политики для ускорения модернизации отсталых хозяйственных структур. В частности, валютный курс нередко поддерживался на завышенном уровне, что позволяло национальным предприятиям приобретать необходимое оборудование за рубежом по заниженным ценам. Но подобная практика одновременно сдерживала развитие экспорта.
Новый международный экономический порядок. Одной из особенностей развития политического процесса было преобладание различных форм коллективных действий при выработке экономической политики с целью определения совместной линии по укреплению развивающихся стран в мировой экономической системе - идея коллективной опоры на собственные силы. Продолжением этой тенденции было выдвижение в начале 70-х годов комплексных программ изменения характера мирохозяйственных связей и создания новой структуры международных экономических отношений. Новый международный экономический порядок должен был устранить экономическое неравенство, позволить ликвидировать увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами.
Отдельные элементы этой концепции содержались в работах известных западных экономистов Г. Мюрдаля, Г. Зингера, С. Делла. В частности, Г. Мюрдаль поддерживал протекционистские меры развивающихся стран, полагая, что без такой защиты они не смогут эффективно развивать производительные силы. «Экономическое развитие, предоставленное самому себе, является процессом циклической и кумулятивной обусловленности, имеющим тенденцию благоприятствовать тем, кто уже обеспечен, и даже препятствовать усилиям тех, кто живет в менее развитых районах», - отмечал он.
В качестве одного из ключевых вопросов программы переустройства системы мирохозяйственных связей были выдвинуты положения о восстановлении равновесия цен на сырьевые и промышленные товары с целью стабилизации доходов от экспорта освободившихся стран, а также улучшение условий доступа развивающихся стран к передовой технике и технологии, перераспределения национальных доходов между двумя подсистемами мирового хозяйства. Усилия развивающихся стран поддерживались социалистическими государствами.
Тенденция к региональной интеграции. Особое значение придавалось хозяйственным аспектам сотрудничества между самими развивающимися странами. Оно выражалось в тенденции к интеграции их национальных хозяйств на региональном уровне. В отличие от интеграции развитых капиталистических стран тесное экономическое сотрудничество развивающихся государств не подготовлено в достаточной степени предшествующим развитием производительных сил, а вызывалось потребностями ликвидации технико-экономической отсталости, возможностью использовать экономию на масштабах производства.
Данная концепция дополнялась предложениями о создании за счет государственных средств крупных совместных предприятий развивающихся стран, которые могли бы конкурировать на внешних рынках. Однако подобные планы слабо претворялись в жизнь и не оказали значительного влияния на расширение торговли и ускорение экономического роста. Слабость молодой промышленности не способствовала достижению первоначальных целей. Причины относительно слабой интеграции развивающихся стран связаны также с присутствием иностранного капитала во многих отраслях их хозяйств. Направление внешнеэкономических связей испытывает мощное воздействие интересов западных стран.
3. Подробный анализ стран в 50-70 годы
В экономической литературе 50-е гг. обычно называют “серебряными”, а 60-е – “золотыми”, что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные:
Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого "наверстывания".
"Наверстывание" – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.
Содержание стратегии “навёрстывания”.
1. Стимулирование спроса:
· увеличение уровня потребления населения;
· нехватка квалифицированной рабочей силы;
· принятие социальных программ.
2. Стимулирование предложения:
· резерв рабочей силы в традиционных отраслях;
· структурная перестройка;
· рост вложенных инвестиций;
· увеличение производительности труда.
Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР – научно- технической революции.
НТР – качественный скачок в развитии общества, обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.
НТР началась в 40-50-х гг. XX в. в результате крупнейших научных и технических открытий, в частности создания ЭВМ, атомной энергетики, полимерных материалов, ракетно-космической техники и др. Предполагается, что развитие НТР и видоизменения механизма государственного регулирования повлияли на сокращение продолжительности четвертого цикла Кондратьева 1940/50-1990-х гг.
Применение микроэлектроники и новейших средств связи стимулирует процесс формирования межотраслевых народнохозяйственных комплексов. Расширяются масштабы контроля над разнообразными и территориально разбросанными видами деятельности. Это приводит к тому, что технологической основой производства становится мелкосерийное диверсифицированное производство. Одновременно происходит сужение собственно материального производства при стремительном росте "индустрии знаний".
Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики.
Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.
Главными целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой "одышки" или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.
Таковы наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50-70-е гг., но проявление их в каждой отдельной стране имело свои особенности.
В течение первого послевоенного десятилетия США сохранили и упрочили свои позиции в мировой экономике. За время войны в Корее в американскую промышленность было инвестировано до 30 млрд. долл., то есть больше, чем за всю вторую мировую войну. Это привело к росту объема промышленного производства, расширению занятости и повышению заработков за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ. Однако в 1953-1954 г. страна вступает в полосу очередного экономического спада. Для его преодоления правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило на рынок часть валютных резервов, были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Одновременно проводятся необходимые мероприятия в социальной сфере: осуществляется программа дорожного и жилищного строительства.
и т.д.................

Самой могущественной из которых была первая индустриальная держава мира - Великобритания. Европейцы освоили почти весь мир, превратили остальные страны в колонии, рынки сбыта своих товаров.

К началу XX века число индустриальных стран увеличилось. При этом возрастающую роль в мировых делах начали играть неевропейские страны - США и вступившая на путь индустриального развития Япония.

В целом, из общей численности населения мира в 1680 млн. человек в индустриальных , индустриально-аграрных и аграрно-индустриальных странах в начале XX века проживало около 700 млн. человек. Около 600 млн. проживали в колониях (в том числе, примерно, 400 млн. - в британских).

Особое место занимала группа государств с общей численностью населения около 380 млн. человек, которые формально являлись независимыми, но фактически находились в положении полуколоний великих держав. К ним в начале века относились Китай, Персия (Иран), Турция, Сиам, Египет, Корея, ряд других. Признаками полуколонии выступали, как правило, принятие ее властями неравноправных условий торговли, предоставление особых привилегий иностранным гражданам, включая их неподсудность местным властям в случае совершения преступлений. Полуколониями становились страны, неспособные в силу военно-технической отсталости, слабости цен-тральной власти противостоять колониальным империям, но в то же время избежавшие полного завоевания. Это происходило из-за конкуренции индустриальных держав, создававших помехи друг другу, особого геополитического положения полуколоний, затруднявшего их завоевание.

§ 1. Индустриальные страны: Обострение противоречий

К началу XX века важнейшей характеристикой мирового развития стало не только увеличение числа индустриальных стран, но и разделение их на две группы, первой и второй волны модернизации, или органичного и догоняющего индустриального развития.

Страны первого эшелона индустриального развития .

Для этой группы стран, к которым относились Великобритания , Франция, США, а также ряд средних и небольших государств Европы (Бельгия, Голландия, государства Скандинавии), было характерно постепенное овладение индустриальным типом производства. Промышленный переворот, затем переход к Массовому, крупносерийному конвейерному производству происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок. К их числу относились следующие.

Во-первых, зрелость товарно-денежных отношений, большая емкость внутреннего рынка, его готовность к поглощению больших объемов промышленной продукции.

Во-вторых, высокий уровень развития мануфактурного производства, которое в первую очередь и подвергалось модернизации .

В-третьих, наличие многочисленного слоя неимущих, людей, не имеющих иных источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы, а также - слоя предпринимателей, аккуму-лировавших капитал и готовых вложить его в производство.

Так, в Англии промышленный переворот начался в конце XVIII века. Тяжелая индустрия, ма-шиностроение, как самостоятельная отрасль, начали развиваться с 20-х гг. XIX века. Вслед за Англией промышленный переворот начался в северных штатах США, не обремененных пережитками феодальных отношений благодаря притоку эмигрантов из Европы, обладающих ресурсами свободной рабочей силы. Однако в полной мере индустриализация развернулась в США после гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом, покончившей с плантационной системой земледелия южных штатов, основанной на рабстве, укрепившей единство внутреннего рынка страны. Франция , где традиционно существовало мануфактурное производство, обескровленная наполеоновскими войнами, вступила на путь промышленного развития после революции 1830 г.

Страны второго эшелона модернизации .

Германия, Россия, Италия, Япония, Австро-Венгрия задержались с приобщением к индустриальному обществу по разным причинам. Для Германии и Италии, со старейшими в Европе традициями мануфактурного производства, уже сложившимися в XIX веке центрами промышленности, главной проблемой была раздробленность на мелкие королевства и княжества, затруднявшая формирование достаточно емкого внутреннего рынка. Лишь после объединения Италии (1861) и Германии под главенством Пруссии (1871) темпы их индустриального развития ускорились. В России, Японии, Австро-Венгрии помехами индустриализации выступали сохранение докапиталистических отношений в деревне, различных форм личной зависимости крестьянства от землевладельцев, ограниченность внутренних финансовых ресурсов, преобладание традиции вложения капитала в сферу торговли, а не в промышленность.

Стимул к преобразованиям в Германии и Италии исходил от правящих кругов, стремящихся к дальнейшему укреплению позиций своих государств на международной арене, мечтавших о создании обширных колониальных империй.

В России одной из причин перехода к реформам стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции.

В Японии модернизации предшествовала выявившая ее беззащитность угроза бомбардировки ее портов эскадрой американских кораблей адмирала Перри в 1854 г. Вынужденное принятие неравноправных условий торговли и отношений с иностранными державами означало превращение Японии в зависимую страну. Это вызвало недовольство многих феодальных кланов, самураев (рыцарства), торгового капитала, ремесленников. В результате начавшейся революции Япония стала парламентской, централизованной монархией во главе с императором, вступила на путь реформ и индустриализации.

При большом многообразии стран второго эшелона индустриального развития выявился ряд общих, сходных черт, главной из которых была особая роль государства в период осуществления модернизации. Так, в 1913 г. в США государство распоряжалось лишь 9% валового национального продукта (ВНП), в то время как в Германии - 18%. Особая роль государства объяснялась следующим.

Во-первых, именно государство было главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были расширить сферу товарно-денежных отношений, сократить число малопроизводительных натуральных и полунатуральных хозяйств в деревне и тем самым обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования в растущей индустрии.

Во-вторых, в условиях, когда потребность в промышленных товарах на внутреннем рынке ранее удовлетворялась за счет их импорта из более развитых стран, модернизирующиеся государства вынужденно прибегали к протекционизму, введению повышенных таможенных пошлин на импортную продукцию для защиты лишь набирающих силу отечественных товаропроизводителей.

В-третьих, при ограниченности внутренних ресурсов для модернизации, слабости отечествен-ного капитала государство непосредственно финансировало и организовывало строительство же-лезных дорог, создание фабрик и заводов. В России, а особенно в Германии, наибольшая поддержка оказывалась военной промышленности и обслуживающим ее отраслям. Типичным было создание смешанных компаний и банков с участием государственного, а иногда и иностранного капитала. Роль зарубежных источников финансирования модернизации в различных формах (прямые инвестиции, участие в смешанных компаниях, приобретение ценных государственных бумаг, предоставление займов) была особенно велика в Австро-Венгрии, России, Японии, меньше - в Германии и Италии.

Большинство стран, осуществлявших ускоренную модернизацию, не имело ей альтернативы, поскольку им угрожало превращение во второразрядные, зависимые государства. Так, Япония лишь в 1911 г. избавилась от всех навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие стран второго эшелона индустриализации было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств.

Обострение противоречий мирового развития.

Одной из причин роста противоречий было увеличение числа индустриальных стран, поскольку промышленный капитал каждой из них стремился отвоевать себе место на национальном и мировом рынках. Даже когда Англия была основной «промышленной мастерской мира», в 1825, 1836, 1847 гг., она сталкивалась с кризисами перепроизводства. Все открытые ей рынки не могли поглотить произведенной ею продукции. В 1857 г. разразился первый общемировой промышленный кризис, поразивший не только Великобританию, но и другие страны, вступившие на путь индустриального развития. Между промышленным капиталом этих стран обострилась борьба за внешние рынки, от обладания которыми зависело благополучие становящихся индустриальными стран.

Емкость мировых рынков постепенно возрастала. Во-первых, это было связано с повышением уровня жизни в индустриальных странах (особенно емким и динамичным в начале века считался внутренний рынок США). Во-вторых, с эрозией натурального и полунатурального хозяйства колоний и зависимых стран, развитием на их территориях товарно-денежных отношений, что ускоряло формирование общемирового рынка, расширяло потребительский спрос. В то же время развитие мировых рынков постоянно отставало от возрастающих возможностей производства продукции, что обусловливало углубление экономических кризисов. Кризисом ознаменовалось на-ступление нового, XX, века. Сползание к кризису наметилось накануне первой мировой войны 1914-1918 гг.

Кризисы ускоряли концентрацию и централизацию капитала, содействовали разорению слабых и малоэффективных предприятий и, с этой точки зрения, способствовали повышению конкурентоспособности экономики. В то же время, вызывая рост безработицы, обострение социальных отношений, они создавали серьезные проблемы для индустриальных стран.

Наиболее болезненно социальные последствия кризисов сказывались в странах второго эшелона модернизации. В странах, позже остальных вступивших на путь капиталистического индустриального развития, социальные конфликты между трудом и капиталом сочетались с нерешенностью аграрного вопроса, продолжающейся борьбой крестьянства за завершение или более справедливое осуществление аграрной реформы. В странах же первого эшелона модернизации аграрный вопрос был так или иначе решен.

В государствах, где противоречия между предпринимателями и наемными работниками дали о себе знать еще в прошлом веке, обострялись постепенно, был накоплен опыт проведения гибкой социальной политики. Борьба трудящихся за улучшение условий труда и повышение зарплаты велась в рамках, определенных законом, на основе торга и компромиссов между профсоюзами и предпринимателями. При этом сохранение стабильности в обществе во многом зависело от ресурсов, которые могли быть выделены на снижение остроты социальных проблем. Там, где наемным работникам гарантировалось пенсионное обеспечение, вводилась система страхования от несчастных случаев, создавались приемлемые условия доступа к медицинскому обслуживанию, образованию и т.д., у трудящихся не возникало стимула к выражению социального протеста.

В странах второго эшелона модернизации государство не только не имело опыта и средств для решения социальных проблем, но и, неся большие расходы на поддержку отечественного производства, вынужденно шло на непопулярные меры, повышая налоги, изыскивая иные меры пополнения казны за счет населения.

Показательно, что именно Россия, располагавшая намного меньшими ресурсами для социального маневра, чем другие индустриальные страны, пережила в XX веке наибольшие потрясения. Так, производство национального дохода на душу населения в 1913 г. в России (в сопоставимых ценах 1980 г.) составляло лишь 350 долл., в то время как в Японии - 700 долл., в Германии, Франции и Великобритании - по 1700 долл., в США - 2325 долл.

Важнейшим источником решения внутренних проблем для стран первой волны модернизации, особенно Англии и Франции, были колониальные империи. Самую обширную в мире колониальную империю удалось создать Великобритании. В ее владениях проживало более четверти населения мира, их территория превысила площадь метрополии почти в 100 раз. Второй колониальной державой мира стала Франция, поставившая под свой контроль Северную и Экваториальную Африку, Индокитай.

Богатства, вывозившиеся из колоний, возможности монопольно распоряжаться их рынками, получая сверхприбыли, обогащали как правящую элиту, так и широкие слои населения метрополий. Бедняки, безработные, не находя работы в метрополиях, эмигрировали в колонии. Этому способствовали возникающие алмазные и золотые лихорадки, раздача земель на льготных условиях. Постоянный отток избыточной рабочей силы снижал уровень социальной напряженности. Колонии были стабильным, гарантированным рынком сбыта продукции, что отчасти смягчало остроту кризисов для метрополий.

Оборотной стороной процветания стала постоянная утечка капиталов. Высокий уровень жизни вел к удорожанию рабочей силы, что делало невыгодным вложение средств в экономику собственно метрополий. Для ее развития не было и стимулов, поскольку рынки колоний оказались не слишком требовательны к ассортименту и качеству продукции. Британские банкиры предпочитали вкладывать деньги в колонии, доминионы (колонии, населенные преимущественно выходцами из метрополии и получившие возможности самоуправления, Канада - в 1867 г., Австралия - в 1901 г., Новая Зеландия - в 1907 г.), а также в экономику США. Французский капитал вклады-вался в государственные займы тех стран, где можно было быстро получить высокие прибыли, в частности России.

Так, в экономике прежде наиболее развитых стран мира наметились тенденции к застою, она утратила динамизм, темпы ее роста замедлились. Напротив, у государств, не создавших обширных колониальных империй, таких, как Германия, США, Япония, большая часть капитала направлялась на развитие национальных экономик. Позднее вступив на путь индустриального развития, они оснащали создававшуюся промышленность самой передовой технологией, и это обеспечивало им преимущества в борьбе с конкурентами. Это обусловило возникновение несоответствия, противоречия между уровнями развития индустриальных стран и распределением колоний и сфер влияния между ними.

Попытка решения этого противоречия в начале XX века в условиях, когда первичный раздел мира уже завершился, приняла форму борьбы за передел колоний, рынков сбыта товаров. Первой войной новой эпохи за передел мира была испано-американская (1898), в итоге которой США захватили у Испании Филиппины, острова Пуэрто-Рико и Гуам, предоставили Кубе независимость. Второй - англо-бурская (1899-1902), в результате которой Англия установила полный контроль над Югом Африки, захватив республики Трансвааль и Оранжевую, основанные выходцами из Голландии.

Наибольшую активность и агрессивность в колониальной политике в начале века проявляли Германия, Япония и Италия. По мере обострения конкурентной борьбы на мировых рынках активизировалась колониальная политика, усиливалось соперничество ведущих держав на мировой арене.

Возрастающую остроту стали приобретать противоречия между метрополиями и народами колониальных и зависимых стран. С развитием в этих странах товарно-денежных отношений, возникновением прослойки национальной буржуазии, интеллигенции, получившей европейское образование, усиливались движения протеста против колониального статуса. Антиколониальные движения нередко поддерживались извне странами, стремившимися к переделам мира, расширению собственных сфер влияния. Так, США накануне войны с Испанией проявляли солидарность с освободительным движением на Филиппинах и Кубе, что, однако, не помешало им после победы включить эти страны в орбиту собственного влияния. В Японии был популярен лозунг «Азия для азиатов», подразумевавший, что страны Азии должны освободиться от господства белых колонизаторов и войти в японскую сферу влияния.

Таблица 1 .
Изменение удельного веса ведущих индустриальных стран в мировом промышленном производстве, 1860-1913 гг.

Таблица 2.""
Численность населении колониальных владений (в млн. чел.), 1875-1914 гг.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные группы стран мира по уровню их индустриального развития в начале XX века. Какое место среди них занимала Россия?

2. Какие черты были присущи странам первого эшелона индустриализации?

3. Что отливало страны второго эшелона модернизации от наиболее развитых индустриальных государств?

Вторая мировая война явилась самым трагическим событием XX века. Она коренным образом изменила соотношение сил на планете. Германия, Япония и Италия вышли из войны побежденными, экономика и финансовая система этих стран были подорваны. Позиции Великобритании и Франции, ранее ведущих стран Запада, были сильно ослаблены.
Разгром основных центров фашизма и милитаризма оказал огромное воздействие на развитие демократических процессов в странах Запада. Быстро росла политическая и социальная активность широких народных масс. Широко развернулись общественные движения, повысилась активность политических партий и демократических организаций. Появление ядерного и термоядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, постоянные войны и конфликты в различных регионах планеты вызвали рост массового движения за мир и предотвращение новой мировой войны. В политической истории стран Запада ведущим направлением стало развитие либеральной демократии. В основных странах Западной Европы произошло утверждение демократии. В 1970-е годы рухнули последние фашистские режимы. В 1974 г. произошла революция в Португалии, открывшая дорогу демократии, пал военный режим в Греции. В 1975 г. после смерти Ф.Франко начался и успешно завершился демонтаж фашистского режима в Испании. В 1989 г. начались реформы в ЮАР, приведшие впоследствии к устранению режима апартеида.
В 80 – 90-е годы в ряде развитых стран Запада в политической жизни получил развитие неоконсерватизм. Он содействовал ослаблению государственного вмешательства в экономику, развитию социального партнерства, расширению межхозяйственных связей.
Во второй половине 90-х годов левые силы начали возвращать утраченные позиции. После весенних 1997 г. парламентских выборов в Англии, а затем и во Франции левые силы в Западной Европе еще больше укрепили свои позиции. В 1997 г. в общей сложности из 15 стран-членов Европейского Союза в 13
у руля исполнительной власти оказались левоцентристские партии либо коалиции с участием социалистов и коммунистов.
Все послевоенные годы в странах Запада шел процесс расширения избирательного права. Были отменены все виды политической дискриминации негров в США. Складывались новые принципы взаимоотношений между властью и оппозицией, которые характеризуются не противоборством, а конструктивным диалогом.
Важной особенностью послевоенного экономического развития стран Запада является быстрый и динамичный прогресс во всех сферах хозяйства. Среднегодовые темпы роста ВНП (валового национального продукта) в Германии и Италии выросли в 4 раза, Франции – более чем вдвое, Великобритании – почти вдвое. «План Маршалла», расширение внутреннего рынка, изменение структуры потребления, бурный рост международной торговли – все это было важными факторами экономического подъема.
Огромное воздействие на послевоенное развитие оказал научно-технический прогресс. Шла качественная перестройка всех отраслей хозяйства на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. Началось массовое производство изделий радиоэлектроники, новых средств связи, пластических масс и искусственных волокон. Быстрыми темпами развивались реактивная авиация и атомная энергетика, заботой государств и правительств была поддержка инвестиций в новейшие отрасли промышленности. Особое внимание уделялось развитию фундаментальной и прикладной науки. Стимулировался потребительский спрос.
Быстрый экономический прогресс в 50-60 годы качественно изменил облик западных стран. Они стали высокоразвитыми индустриальными государствами с интенсивным сельскохозяйственным производством. Заметным явлением послевоенной экономической жизни стран Запада явилось быстрое развитие производственной сферы. Значительно увеличилось количество государственных служащих и торговых работников, шел процесс исчезновения многих профессий и появления новых, связанных, прежде всего, с НТП.
Неравномерность экономического развития привела к изменению в соотношении сил. Совершив мощный рывок в экономическом развитии, на второе место в мире вышла Япония. Первой державой в Европе стала ФРГ. На рубеже 70-80-х годов началась смена экономических приоритетов. Еще более значительные изменения в странах Запада связаны с технологической революцией. С середины 70-х годов на первый план выдвинулась проблема осуществления глубоких качественных изменений в структуре экономики, технологического переоснащения производства на базе новейших достижений НТР. Этот процесс продолжается и в настоящее время, однако, развитые страны Запада сделали мощный рывок, прежде всего, в конце 70-80-х годов.
Структурная перестройка сопровождалась быстрым внедрением наукоемких технологий, позволяющих сберегать материалы, энергию и труд, использовать робототехнику, организовывать в передовых отраслях уникальные автоматизированные производства. Достижения новейшей техники вошли в быт и жизнь людей. Массовое производство компьютеров и снижение цены на них позволили сделать их доступными для многих семей. Начался настоящий компьютерный бум. Это позволило получить доступ к любой информации огромной массе людей. Технологический и информационный взрыв качественным образом изменил функции человека, его место и роль в системе производства.
Интернационализация производства. Качественные изменения происходят в развитии экономических и иных связей между странами Запада. Под воздействием ИТР созданы новые системы связей, сформировано практически единое информационное пространство, которое явилось мощнейшим фактором роста мировой торговли. Например, за семь лет, с1982 по 1988 г., она выросла на 1/3. Ведущую роль в мировой экономике и мирохозяйственных связях стали играть транснациональные корпорации (ТНК), располагающие производственной и сбытовой базой сразу во многих странах. Ядро ТНК составляют крупные американские компании.
В последнее десятилетие быстро развивается специфический вариант интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни человечества – неолиберальная глобализация. В первую очередь это связано с масштабным ростом роли научно-технического прогресса и информационных технологий, финансовой деятельности.
Формой согласования и решения экономических и политических проблем ведущих стран стали ежегодно проводимые с1975 г. совещания «большой семерки».
В послевоенные годы функционируют специализированные учреждения ООН – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), членами которых являются подавляющее большинство стран мира. С 1961г. существует межправительственная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 промышленно развитых государств.
Формирование уникальной разветвленной системы мирохозяйственных связей отражает все многообразие мира, как противоречивость, так и его целостность. В орбиту этих связей втягиваются Россия, другие страны СНГ, страны Восточной Европы, многие развивающиеся страны. От США поступила инициатива создания Всемирной торговой организации (ВТО). В настоящее время в нее входят 135 государств. Общая цивилизационная основа развития способствует расширению взаимовыгодного сотрудничества, дает надежду всем народам на лучшее будущее.
Под влиянием НТР стали более важны духовные ценности, знания, уровень развития образования, науки и техники. Все более заметной становится взаимосвязь высшего образования, всестороннего научно-технического, экономического и социального прогресса и национального благосостояния. В ведущих развитых странах Запада постоянно растет доля лиц с высшим образованием среди основной массы трудоспособного населения в возрасте 25–60 лет. Так, в начале 90-х годов их количество составило (в%): в США – 35, Канаде – 30, Японии – 21, Германии – 17, Англии – 15, Франции – 14, Италии – 6. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в ведущих странах Запада поднялась до уровня младшего колледжа. Высшее и среднее специальное образование становится базовым для большинства профессий.
Современное производство ведущих западных стран переживает этап зрелости научно-технической модернизации. Ведущую роль в увеличении общественного богатства играют новые знания и информация. Производство проходит через новый этап социального и культурного прогресса, способствуя быстрому повышению профессионального и социокультурного уровня трудовых ресурсов.
Высококвалифицированные рабочие, техники, инженеры, специалисты по управлению стали главной ценностью любого производства, а вложения в человека стали давать наивысшую отдачу. В странах Запада качественным образом изменилась социальная и профессиональная структура населения. Все большую роль в жизни общества стала играть интеллигенция. Резко возросло количество «белых» и «золотых» воротничков.
Такие качественные перемены сформировали и новый образ жизни сотен миллионов людей. Появилась новая шкала ценностей. Для многих работающих материальное вознаграждение уже не является главным, на передний план вышла возможность творчески трудиться, осуществлять свои мечты, реализовывать свои возможности.
Возможным результатом этих перемен явилось изменение общественного сознания. Все большее значение приобретает понимание необходимости эволюционного пути развития. В этой связи в ведущих странах Запада политические идеологии правящего класса и рабочих организаций завершили переход от конфронтации к социальному компромиссу. Общечеловеческие интересы, сохранение и обогащение культурного наследия всех народов, решение глобальных проблем современности выходят на первый план. В первой половине 90-х годов состоялись три мировых форума по глобальным вопросам: «Экология и человек» (Рио-де-Жанейро, 1992), «Народонаселение и развитие» (Каир, 1994), «Социальные вопросы жизни человечества» (Копенгаген, 1995). Все это говорит о вступлении западных обществ в качественно новый этап своего развития.
В развитии экономики стран Западной Европы большую роль сыграла интеграция. Начало этому процессу было положено созданием европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в1951г. Оно интегрировало каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность шести стран. Позднее к ЕОУС присоединились еще 6 стран, и сейчас оно контролирует 100% добычи каменного угля, свыше 90% выплавки стали и производства чугуна, около 40% добычи железной руды в Западной Европе.
В 1957 г. было подписано соглашение о создании объединения атомной промышленности этих стран – Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В этом же году в Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Цель его – устранить ограничения в торговле между странами-участницами, обеспечить свободное передвижение людей, капиталов, товаров и услуг. Предполагались также выработка общей политики в области транспорта и сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговых систем. Речь шла о том, чтобы в значительной степени передать экономическую политику под контроль наднационального объединения.
В феврале 1992 г. в нидерландском городе Маастрихте министры иностранных дел и финансов 12 государств – членов Европейского Сообщества подписали Договор о Европейском Союзе, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз. Договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в более чем 40летней истории европейской интеграции, равным по своему потенциальному значению Парижскому и Римскому.
Он открывает новый этап в развитии европейской интеграции. В случае его осуществления к концу ХХ века Европейский Союз превратится, по сути, в экономическую «сверхдержаву», равную США и значительно превосходящую Японию, политически в большой мере реализует идею Соединенных Штатов Европы. Процесс ратификации в странах ЕС прошел достаточно успешно, и Договор с 1 ноября 1993 г. вступил в силу.
Интеграционные процессы в Западной Европе оказали огромное влияние на другие регионы планеты. В 1988 г. был подписан двусторонний договор о свободной торговле между США и Канадой. 17 декабря 1992 г. заключено соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА). Реализация этого соглашения началась с 1 января 1994 г. На первых порах соглашение предусматривает демонтаж торговых барьеров, либерализацию режима иностранных инвестиций, свободную миграцию рабочей силы. США активно вовлекают в НАФТА Чили и выступают с инициативой создания к 2005 г. зоны «свободной торговли», в которую бы вошли 34 страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна.