НДД: плюсы и минусы эксперимента. Налог на добавленный доход

12.05.2015 - 09:00

НДД позволяет поддержать новые нефтяные месторождения, но его очень трудно администрировать

В начале мая СМИ сообщили о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил ввести для новых нефтяных месторождений, разрабатываемых в России, налог на добавленный доход. Однако против реформы выступило Министерство финансов.
«Бюджет» подготовил материал о том, что такое НДД и чем эта форма налогообложения добывающей отрасли отличается от двух уже применяемых в России – таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.

Предложения «Роснефти» и ответ Минфина
По данным СМИ, «Роснефть» уже подготовила законопроект по НДД. При этом сам И. Сечин описал реформу в письме заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу.
В свою очередь, в Минфине эксперимент с НДД назвали несвоевременным. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Илья Трунин 8 мая заявил агентству ТАСС, что вопрос срочного введения НДД не проработан.
В целом НДД обладает теми же недостатками, что и налог на финансовый результат (НФР), эксперимент по введению которого сейчас прорабатывается Минэнерго, добавил он.
«Сейчас не время для экспериментов в отрасли, которая в целом обеспечивает до 50% доходов бюджетной системы», - приводит агентство его слова.
И. Трунин подчеркнул, что действующая система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы пополнилась огромным количеством льготных режимов и был проведен налоговый маневр, который привел к снижению нагрузки на нефтедобычу.
Он добавил, что система устоялась, а эффект от нововведений не просчитан.
И. Трунин пояснил, что НДД устраивает нефтяные компании, так как даст им дополнительные льготы, позволит стимулировать инвестиции и увеличивать капиталовложения. Но оценка НДД с точки зрения влияния на экономику в целом неоднозначна.

Что представляет собой налог на добавленный доход
НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налог облагает не всю выручку компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат.
Переход на НДД обсуждается уже несколько лет. Ранее неоднократно сообщалось, что новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями, но не снизит доходы федерального бюджета.
НДД позволяет сделать ставки для всех новых месторождений ниже. Этот эффект получается за счет того, что на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин - низкие.
Однако после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе. То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.
Чем плох НДД? Его сложно администрировать. В отличии от этого налога, действующие в России экспортные таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых взимать очень просто.

Как нефтяная отрасль облагается налогами сейчас
НДПИ взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки. Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости.
Налог с нефти и газа взимается по специфическим ставкам. Это значит, что компании платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов.
Второй инструмент - таможенные пошлины - используется в том случае, если добытые в России ресурсы экспортируются. Пошлины взимаются по тому же принципу, что и НДПИ – для нефти это определенная сумма с тонны ресурса.

Что происходит со сборами с отрасли сейчас
Предложение «Роснефти» прозвучало на фоне масштабных изменений ставок таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые произошли 1 января. В рамках нового правила пошлины резко сократятся, а НДПИ, напротив, вырастет.
Изменения предполагают, что за три года вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты - в 1,7-5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть возрастет в 1,7 раза, а на газовый конденсат - в 6,5 раза.

2018 год принесет изменения в области законодательства Российской Федерации. Прежде всего, они коснутся налоговой сферы. Если быть конкретнее, реформе подвергнется:

  • существующий порядок начисления налога на добавленный доход (НДД) нефтедобывающих компаний;
  • порядок уплаты;
  • его размеры.

Законопроект, предусматривающий нововведения, может быть принят до конца текущего года. Сами же поправки вступят в силу лишь в следующем, 2018 году

Изменения в порядке начисления НДД направлены на снятие ряда льготных мер по отдельным месторождениям. Соответственно, ставки, с которых рассчитывается налог, будут приведены к базовым значениям.

Налог на добавленный доход в нынешней редакции закона пока существенно ограничивает Минфин РФ, но новый порядок его формирования может дать министерству право ликвидировать пошлину на экспортную российскую нефть. Специалисты считают, что такие новации могут пополнить федеральный бюджет на сумму в 600 млрд. рублей.

По итогам совещания под руководством Аркадия Дворковича, Министерство финансов получило предписание подготовить до 1 октября 2017 года проект закона, предусматривающего переход на новый порядок исчисления НДД. Тогда уже в 2018 году государство сможет ввести его в действие.

Протокол совещания позволяет сказать, что его участники смогли разрешить ряд довольно непростых противоречий, затрагивающих общегосударственные интересы и интересы самих нефтяников.

Так, например, может быть закончен длительный спор между Минфином и нефтедобывающими корпорациями относительно порядка взимания налога с денежного оборота каждого конкретного месторождения, а не с общего объема выкачанной и экспортированной нефти. С принятием пакета изменений в Налоговый кодекс эта проблема, возможно, утратит свою актуальность.

Проект реформы носит локальный характер и не предполагает глобальных изменений

Нынешние ставки пошлины на добычу полезных ископаемых (НДПИ) снизятся, но сам налог останется.

Основной целью внедрения НДД является лишь замена льгот в области экспорта нефти и ставок на добычу ископаемых для так называемых «гринфилдов» (новых участков нефтедобычи)

Кроме того, планируется распространить – в порядке эксперимента реформу на «браунфилды», то есть давние участки добычи с совокупным объемом добычи, составляющим 15 млн. тонн и меньше.

По сути, государство предлагает нефтяной отрасли своеобразный обмен: мы отменяем льготы, но вводим новый порядок расчета налога на добавленный доход с целым рядом послаблений. Подобный шаг в существующих экономических условиях для государства вполне оправдан.

Отменяя экспортную пошлину на нефть и заменяя ее НДД вместе с НДПИ, Минфин находит дополнительный источник финансирования бюджета.

Организационные и технические моменты

Одним из важных моментов спора нефтяников и власти была также возможность в добровольном порядке переходить на работу по новым правилам. Минфин хотел распространить реформу на все месторождения, где сейчас существует льготный порядок налогообложения, кроме тех, к кому до 2016 года уже применялись экспортные льготы.

Вице-премьер Дворкович выступил в защиту нефтяников, поэтому проект закона предусматривает возможность компаниям на протяжении всего 2018 года в добровольном порядке и самостоятельно решить данный вопрос.

При этом льготный порядок осуществления добычи нефти по нынешним пошлинам можно будет оформить вплоть до конца 2017 года. И, как сообщает, издание «Коммерсантъ», в соответствующие органы уже подано примерно пятнадцать заявок.

Впрочем, часть экспертов считает, что работники «нефтянки» с принятием нового налога, на самом деле, выиграют не так много

Ведь если государство отменит пошлину, то компании данной отрасли волей-неволей перейдут на измененный НДД, поскольку пользование льготным порядком ведения деятельности обессмыслится.

Наряду с перечисленными вопросами, стороны дискутировали также по вопросам техническим.

Так, например, было согласовано решение о пороговом значении выработки браунфилдов, начиная с которых, эти участки подпадают под действие реформы: это месторождения, разработанные от 20 до 80% (хотя изначально позиция Минфина базировалась на 25%-ом нижнем барьере).

Также Дворкович обязал профильное министерство озаботиться разработкой особого способа начисления НДД для самых молодых месторождений Западной Сибири, которые выработаны не более чем на 5%. Однако, как утверждает «Коммерсантъ», данный вопрос лоббируется компанией «ЛУКОЙЛ», пытающейся добиться льгот по НДД на месторождениях «Имилорское» и им.

Шпильмана, которые сегодня работают без всяких преференций. Эксперты ожидают, что решение вопроса не принесет желаемого результата нефтяной компании. Ведь принятие подобного закона прямо противоречило бы целям реформы, а именно – не допускать избирательных послаблений в отношении отдельных корпораций.

И все же между представителями госвласти и лидерами нефтяной отрасли остается ряд спорных и нерешенных вопросов:

  • во-первых, не ясно как будет формироваться налоговая база по новому НДД. Представители нефтяников хотят взять за основу конкретное месторождение, тогда как властные структуры видят в этом качестве лицензионный участок. Пока Минфин прорабатывает эту проблему на предмет возможных альтернативных решений;
  • во-вторых, неконкретизирован совокупный объем добычи нефти для браунфилдов, желающих участвовать в пилотном проекте налоговой реформы. Сторонами называются цифры в 10 и 15 миллионов тонн, но официального решения пока нет. Министерству поручено просчитать оба варианта и представить итоговое решение по данному вопросу вместе с окончательным вариантом законопроекта. Это значит, что у специалистов учреждения есть срок до октября нынешнего года.

В заключение можно сказать:

  1. Законопроект, предусматривающий реформу НДД, имеет все шансы для реализации.
  2. Это выгодно государству, так как позволяет разделить условия разработки конкретных месторождений и экспортную пошлину и, а впоследствии – и вовсе отменить последнюю.
  3. Не ухудшится и положение нефтяников. В ближайшей перспективе компаниям данной отрасли, так или иначе, но придется столкнуться с дополнительными и незапланированными расходами. Однако, соглашаясь на работу по новому НДД, они получат «прозрачную» и понятную систему налогообложения.
  4. С другой стороны, следует прислушаться к мнению аналитиков. Ряд специалистов настроен весьма скептически, ведь на какое-то время пополнения в госказну уменьшатся. Между тем, наполняемость федерального бюджета уже сегодня оставляет желать лучшего. Поэтому любые действия и реформы, которые – пусть даже в теории – могут еще больше его сократить, будут всячески оттягиваться и переноситься.

Видео-новость

03.04.2018 19:14:02

Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 3 апреля, приняла в первом чтении правительственный законопроект о введении налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли.

Также депутаты рассмотрели альтернативный законопроект о налоге на финансовый результат (НФР). Документ был внесен в нижнюю палату парламента Думой Ханты-Мансийского автономного округа.

По словам Председателя комитета ГД по энергетике, члена фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павла Завального , фискальная система налогообложения нефтяной отрасли, которая существовала в России на протяжении последних 20 лет, сегодня уже не соответствует задачам по поддержанию добычи нефти. «При общем ухудшении структуры запасов она не оказывает стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти, не оставляет достаточных средств для инвестирования в новые технологии добычи», - отметил в ходе рассмотрения законопроекта глава думского комитета.

«Сегодня достигнутый уровень извлечения нефти составляет 26% при проектных значениях в 36%. В ХМАО - 22%, то есть каждую пятую тонну нефти мы добыли, при этом в той же Норвегии – 52%, в США – 42%», - привел данные Завальный.

С целью улучшения условий добычи нефти и разработки новых месторождений многие страны перешли на стимулирующие модели налогообложения нефтяной отрасли, отметил депутат. «Поэтому ХМАО, понимая проблемность, в ноябре 2014 года вышел с инициативой и внес законопроект о налоге на финансовый результат (одна из стимулирующих моделей налогообложения) . Налоговую ставку предлагалось установить в размере 60%, в том числе 48% в федеральный бюджет, 12% в бюджет субъекта Федерации. И в связи с этим предлагалось изменить Бюджетный кодекс», - указал Завальный.

Несмотря на общее понимание необходимости перехода к стимулирующей системе налогообложения, законопроект ХМАО вызвал замечания у Министерства финансов и у думского комитета по энергетике в части его универсальности и применимости для разных категорий месторождений, отметил парламентарий. В частности, по мнению экспертов и представителей отрасли, налог на финансовый результат больше применим для истощенных месторождений. Для новых месторождений больше подходит налог на добавленный доход, пояснил Завальный.

«В течение 4 лет Правительством вместе с нефтяными компаниями, с профильными комитетами была проведена работа. И в итоге законопроект, который предлагает Правительство, – это конвергенция двух подходов – закона о НДД и закона о НФР. Его можно применять как для разработки новых месторождений, так и для истощенных месторождений. Поэтому представляется целесообразным принятие именно законопроекта, подготовленного Правительством», - сказал глава думского комитета.

Председатель комитета ГД по бюджету и налогам, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Макаров назвал законопроект о применении НДД в нефтяной отрасли революционным.

«Мы прекрасно понимаем, что доходы нефтяной отрасли еще очень долгие годы будут оставаться базой для решения многочисленных проблем, которые есть у нас в стране», - заявил Макаров в ходе выступления на пленарном заседании.

При этом действующая сегодня система налогообложения в нефтянке была сформирована в 2002 году, и по существу представляет собой фискальные изъятия путем оборотных налогов – НДПИ и таможенной пошлины. «Это обеспечивало фискальные задачи и очень хорошо работало, но мы прекрасно понимаем, что по существу это было использование тех ресурсов и тех запасов, которые были наработаны еще в советское время. Это те запасы, которые еще были легкоизвлекаемыми. Меняется ситуация, а эта система не создавала главного – она не создавала стимула для ведения геологоразведки, для добычи трудноизвлекаемой нефти», - заявил глава бюджетного комитета.

В этой связи Макаров подчеркнул необходимость перехода к новой системе налогообложения, которая будет «стимулировать геологоразведку, которая будет стимулировать компании заниматься добычей уже не легкой, а тяжелой нефти».

«Очень важно, что эта работа, абсолютно фундаментальная, начинается с эксперимента, а не с установления общих правил, - отметил депутат. - Предлагается эксперимент, который позволит определить реальные последствия на очень ограниченном объеме. И только после этого, в случае положительного решения, предлагается распространить (налоговый режим) на всю страну. Мы должны провести объективный эксперимент, который позволит нам реально понять, как сделать так, чтобы нефтяная отрасль развивалась эффективно».

Глава думского комитета также отметил, что эксперимент в налоговой сфере проводится не за счет региональных бюджетов, а за счет средств федерального бюджета. «Все потери, которые по этому эксперименту могут быть понесены, относятся к федеральному бюджету», - подчеркнул Макаров.

«Риски есть. Мы понимаем, что если завтра цена на нефть упадет, то будут реальные потери бюджета, но потери федерального бюджета. При этом доходы региональных бюджетов только вырастут, потому что (будет действовать) налог на прибыль – будет меньше вычет и регионы получат больше средств. То есть данный эксперимент – это предложение как в случае падения цены на нефть обезопасить региональные бюджеты, которые зависят от нефтяных доходов», - заявил парламентарий.

Макаров напомнил, что комитет проводил специальные парламентские слушания, а также заседания Экспертного совета, участие в которых принимали представители всех компаний и профильных ведомств. «И все говорят, что законопроект об НДД в нефтяной отрасли надо принимать», - отметил он.

«Хотелось бы сказать огромное спасибо нашим коллегам из ХМАО, именно их законопроект (о налоге на финансовый результат) позволил начать серьезную дискуссию, - добавил Макаров. – В этом законе предлагалось, что точки недр, где будет проводиться эксперимент, будут определяться Правительством. В результате парламентских слушаний нам удалось доказать, что участие в эксперименте должно определяться в законе. И уже мы видим, что все точки недр прописаны в правительственном законе. Мы впервые географические координаты включаем в Налоговый кодекс, и это является гарантией того, что этот закон не станет способом недобросовестной конкуренции компаний».

Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает поддержать правительственный законопроект, заявил Макаров. По его словам, законопроект об НДД «в значительной степени вобрал в себя все то лучшее, что предлагали наши коллеги из ХМАО». «Мы сейчас предлагаем дать длительную рассылку – порядка месяца, думаю, нам понадобятся специальные парламентские слушания или Экспертный совет, чтобы посмотреть, что нужно сделать в рамках второго чтения. И мы приглашаем всех принять участие в этой работе», - обратился к коллегам глава бюджетного комитета.

Выступая от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член комитета ГД по бюджету и налогам Валерий Скруг отметил актуальность перехода на новую систему налогообложения в условиях экономический санкций.

«Мы с вами прекрасно понимаем, что новые разработки надо инвестировать. В нынешней ситуации, в ситуации санкций ждать инвестиций из-за рубежа не приходится. Поэтому мы должны дать возможность разрабатывать новые месторождения нашим компаниям», - заявил парламентарий.

Для этого, по его мнению, необходимо вводить для российских нефтедобывающих компаний специальные налоговые режимы.

В качестве примера эффективной законодательной поддержки отраслей отечественной экономики Скруг привел опыт принятия законов, стимулирующих развитие АПК. «Вы помните, недавно мы принимали целую серию законов, и тогда многие говорили, что сельское хозяйство убыточно. Тем не менее, мы в позапрошлом году получили 120 миллионов тонн урожая зерна в стране, а в прошлом году - 134. Это такой хороший пример, когда стимулируется отрасль, и она даёт свои результаты», - отметил депутат.

«Мы предлагаем поддержать законопроект о введении налога на добавленный доход. Он позволит простимулировать как разработку новых месторождений, так и продолжить добычу нефти на истощённых участках», - заключил Скруг.

Еврокомиссия (ЕК) обвинила три немецких автоконцерна - BMW, Daimler и Volkswagen - в картельном сговоре с целью ограничения развития и внедрения технологий снижения выбросов вредных веществ в автомобилях на европейском рынке. Расследование может привести к крупным штрафам для компаний.

Еврокомиссия заподозрила, что BMW, Daimler и VW (бренды Volkswagen, Audi и Porsche) в период с 2006 по 2014 гг. сотрудничали для ограничения конкуренции в развитии технологий очистки выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей, говорится сообщении ЕК . Компании нарушали антимонопольное законодательство Евросоюза, координируя между собой технические стандарты «для ограничения конкуренции в инновациях по двум системам снижения выбросов и, таким образом, лишили потребителей права покупать автомобили, меньше загрязняющие окружающую среду», говорится в заявлении ЕК. Речь идет о системах селективного каталитического восстановления (SCR) с впрыском мочевины (жидкость AdBlue), используемых для снижения выбросов оксидов азота дизельных двигателей, и фильтров улавливания твердых частиц для бензиновых двигателей (OPF).

«Компании могут сотрудничать различными способами для улучшения продукции. Однако европейские нормы по конкуренции не разрешают им сотрудничать с противоположенной целью: не улучшать продукцию и не конкурировать в повышении ее качества. Мы озабочены тем, что именно это произошло в случае BMW, Daimler и VW, которые, вероятно, нарушили эти нормы», - приводятся в заявлении слова еврокомиссара по конкуренции Маргрет Вестагер.

В середине 2017 г. немецкая пресса сообщала, что ЕК подозревает автоконцерны в картельном сговоре по системам очистки дизельных двигателей. В офисах компаний проводились обыски.

Компаниям направлено предварительное заключение ЕК. У них есть 10 недель на изучение претензий Еврокомиссии и ответ. Окончательно степень их вины определит проводимое сейчас антимонопольное расследование, сроки завершения которого пока не называются. Штрафы в ЕС могут доходить до 10% глобального оборота компании.

Daimler, раскрывший информацию о картеле регулятору, в пятницу заявил, что «активно сотрудничает с Еврокомиссией» и не ожидает, что будет оштрафован.

Volkswagen рассмотрит претензии Еврокомиссии и даст свой ответ в рамках сотрудничества с ЕК, сообщила компания.

BMW отрицает наличие сговора и намерена опровергать обвинения. Расследование приравнивает «допустимую координацию позиций отрасли в отношении нормативно-правовой базы с незаконными картельными соглашениями», считает компания, ситуацию «нельзя сравнивать с расследованиями картелей, например, с территориальными и ценовыми соглашениями». Переговоры между инженерами автомобильных компаний не были секретом, и у них не было цели «нанести ущерб потребителям». Тем не менее BMW создаст резервный фонд в 1 млрд евро для того, чтобы иметь свободные средства на выплаты по возможному штрафу ЕК, сообщила компания . В концерне полагают, что ЕК в конечном итоге выдвинет финансовые претензии «в значительном объеме», но будет в случае необходимости «защищаться всеми возможными правовыми средствами». Зарезервированные средства отразятся в отчетности за I квартал 2019 г. и снизят маржу по операционной прибыли компании на 1-1,5 п. п. от целевых 6-8%.

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 199-ФЗ , вносящий поправки в части первую и вторую Налогового кодекса.

Этим законом в НК добавлена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Новый налог уже получил краткое наименование НДД.

Базой для исчисления НДД станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и так далее.

Налоговым периодом является календарный год, отчетным - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговая ставка НДД составит 50%.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений:

  • первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью до 5%.
  • вторая группа — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
  • третья группа — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 миллионов тонн).
  • четвертая группа — новые месторождения Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 миллиона тонн в год.
Федеральная налоговая служба разработку декларации по НДД.

Законопроект о введении налога на добавленный доход для нефтяной отрасли (НДД) только недавно принят Госдумой в 3-ем чтении, а ФНС уже приступила к разработке соответствующей налоговой декларации.

Напомним, новый налог будет зависеть не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов нефтяников. Таким образом предполагают стимулировать разработку новых месторождений. Ставка НДД составит 50%.

На сайте проектов НПА опубликовано уведомление ФНС о начале разработки формы и электронного формата налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

В нефтяной отрасли проведут эксперимент по введению налога на добавленный доход (НДД). Соответствующий закон, принят Госдумой в третьем чтении, сообщила «Парламентская газета» .

Эксперимент по введению НДД продлится 5 лет и будет касаться 5 процентов месторождений в России. Новый налог будет зависеть не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов нефтяников. Таким образом предполагают стимулировать разработку новых месторождений. Новый налог отнесён к федеральным налогам, его ставка составит 50 процентов.

Закон также предполагает снижение акцизов на бензин класса 5 и дизельное топливо на 3700 и 2600 рублей на тонну. Снижение происходит «задним числом», с 1 июня 2018 года, и связано с необходимостью остановить рост цен на топливо.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о введении налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов и снижении акцизов на топливо. Третье чтение запланировано на 5 июля, пишет РИА Новости .

Новый механизм предполагает снижение налоговой нагрузки на этапе геологоразведочных работ, добычи, разработки месторождения до того, как оно выходит на обычный режим эксплуатации.

Налог будет взиматься не с объемов нефти, а с денежного потока. Базой для исчисления НДД станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и так далее.

Налоговая ставка НДД составит 50%.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений.

Первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью до 5%.

Вторая группа — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.

Третья группа — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 миллионов тонн).

Четвертая группа — новые месторождения Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 миллиона тонн в год.

Кроме того, по налогу на добычу полезных ископаемых с 1 сентября по 31 декабря текущего года предлагается увеличить с 1,4022 до 2,055 коэффициент, который характеризует экспортную доходность единицы условного топлива.

Во втором чтении законопроект дополнили нормами о снижении с 1 июня акцизов на бензин на три тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо — на две тысячи рублей от действующих ставок.

Также предложено отказаться от предполагавшегося ранее повышения акцизов на 700 рублей с 1 июля. В результате акциз на бензин пятого класса с 1 июня снижается до 8,213 тысячи рублей за тонну с 11,213 тысячи рублей. Предполагается, что он останется на этом уровне до конца года.

При этом акциз на бензин, который не соответствует пятому классу, сохраняется в размере 13,1 тысячи за тонну.

Акциз на дизельное топливо снижается до 5,665 тысячи рублей за тонну с 7,665 тысячи рублей.

Пилотный проект по переходу нефтяных месторождений с налога на добычу полезных исполняемых (НДПИ) на налог на добавленный доход (НДД) будет запущен не раньше 2019 года, рассказал журналистам первый замминистра энергетики Алексей Текслер.

По его словам, ведомства уже не успевают внести законопроект в Госдуму. Налоговый период по НДД будет равняться календарному году, а значит изменения в Налоговый кодекс должны быть внесены до 1 декабря, чтобы успеть вступить в силу с 1 января следующего года.

Ранее о возможном переносе на 2019 год запуска пилотного проекта по переходу нефтяников на НДД заявлял глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Минфин и Минэнерго уже несколько лет обсуждают законопроект о введении НДД, пишет РБК . 1 октября вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что законопроект об НДД полностью готов и получил заключение главного правового управления администрации президента. Он отметил, что у ведомства есть технические замечания, которые можно устранить в течение нескольких дней и вынести законопроект на заседание правительства. А Сазанов из Минфина прогнозировал, что правительство может принять решение до конца октября.

Сейчас нефтяные компании платят НДПИ и экспортные пошлины, эти налоги взимаются с выручки. Реформа предполагает частичную замену НДПИ новым налогом — на добавленный доход. Ставка налога составит 50%, он будет взиматься с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. НДД должен был заработать с 2018 года в виде эксперимента для пилотных проектов.

Министерства финансов и энергетики концептуально договорились о налоговой реформе нефтяной отрасли (переход с фиксированного НДПИ на налог на добавленный доход, НДД), сообщили газете "Ведомости" участники встречи из двух министерств.

Реформа коснется и новых месторождений в новых регионах (выше 65-й широты, первая группа), и старых (вторая группа; добыча не более 10 млн т в год - будет подготовлен список). Камнем преткновения был вопрос, все ли новые месторождения подпадают под реформу. Минэнерго настаивало на добровольном переходе на новый режим, Минфин был против. Во вторник на встрече чиновники Минэнерго наконец примирились с обязательностью реформы, рассказали чиновники, но только на условиях, уже согласованных с Минэнерго.

Условия таковы. Ставка НДД - 50%, вместо пошлины и НДПИ будет только НДПИ. При новых параметрах нагрузка от НДПИ для зрелых месторождений значительно снижается, а для новых со льготами - незначительно повышается.

Нефтяники, говорят чиновники, согласились по двум причинам. Во-первых, большой выигрыш для старых месторождений - по сути, квазильгота, бюджет теряет до 40 млрд руб. Во-вторых, на новых месторождениях выгодно менять льготы по пошлинам на НДД - велик шанс, что их вместе с самими пошлинами отменят, даже если не будет НДД.

Ускорение налогового маневра активно обсуждается, рассказывают три федеральных чиновника. Пошлины снижаются с 2015 г. (и соразмерно растет НДПИ), в 2017 г. по закону они упадут до 30%. Минфин хочет их обнулить - автоматически исчезнут и льготы. Нефтяникам нечего терять, констатирует консультант, участвующий в обсуждениях. В этом контексте НДД очень привлекательный вариант, уверен чиновник.

Маневр нужен Минфину: налоговая база НДПИ больше, а кроме того, пошлины искажают ценообразование - к ним по формуле привязана внутренняя цена на нефть. Обнуление снизит маржу НПЗ - обсуждаются компенсации. Но оно вряд ли будет до 2018 г., думает чиновник. Обсуждается и повышение НДПИ - оно может и совпасть, и не совпасть с обнулением пошлин.

Маневр нужен Минфину: налоговая база НДПИ больше, а кроме того, пошлины искажают ценообразование - к ним по формуле привязана внутренняя цена на нефть. Обнуление снизит маржу НПЗ - обсуждаются компенсации. Но оно вряд ли будет до 2018 г., думает чиновник. Обсуждается и повышение НДПИ - оно может и совпасть, и не совпасть с обнулением пошлин.

Представитель Минфина уже официально говорил «Ведомостям», что компенсировать выпадающие 40 млрд руб. будет повышение НДПИ на месторождениях, не подпавших под налоговую реформу. Повышение - почти решенный вопрос, оно может быть объявлено уже осенью, даже если НДД не будет, знает один из чиновников.

Нефтяников затягивают в рискованную игру с Минфином, у которого заведомо более сильная позиция: ситуация с бюджетом тяжелая, констатирует один из участников обсуждений в Минфине.

НДД хорош для всех, он увеличит и добычу, и - в итоге - налоги; главное, чтобы все эти маневры скрыто не увеличили нагрузку на отрасль, она и так запредельно высока, указывает Сергей Вахрамеев из GL Asset Management.

Минфин РФ подготовил новые предложения по налогообложению нефтяной отрасли, предполагающие введение налога на добавленный доход (НДД) для старых и новых месторождений. Их реализация приведет к выпадающим доходам бюджета.

Реформа будет распространяться как на новые, так и на некоторые старые месторождения, для последних будет подготовлен список пилотных проектов. Суммарная добыча на старых месторождениях не должна превышать десять млн тонн, для новых ограничения нет, сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на презентацию Минфина.

Министерство предлагает взимать с нефтяников 50% с доходов от продажи нефти за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9520 руб. за тонну. НДПИ при $50 за баррель на старом месторождении составит $17,5, или 35% цены. Для новых месторождений предусмотрены каникулы: первые пять лет промышленной разработки НДПИ составит $7 при $50 за баррель (14% цены), затем будет увеличиваться, и с восьмого года разработки будет применяться обычная ставка.

Минфин РФ подготовил и разослал в министерства и нефтяные компании презентацию с параметрами законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД).

Согласно презентации, ставка НДД составит 70%. Налоговая база будет определяться расчетной выручкой от добычи сырья за минусом расчетных транспортных затрат, экспортной пошлины и НДПИ, а также фактических операционных расходов и капитальных вложений.

При этом НДД начинает взиматься только тогда, когда окупятся все затраты компании плюс она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. Введение НДД предусматривает сохранение экспортной пошлины на нефть, налога на прибыль и НДПИ. Вместе с тем, ставка НДПИ будет скорректирована, сообщает газета «Ведомости» .

Напомним, ранее депутаты Югры № 862141-6 о введении специального налога на прибыль для нефтяников, который должен заменить НДПИ. Ставка этого налога составит 60%.

Минфин провел на минувшей неделе совещание с нефтяными компаниями по разработке законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД).

При этом новый законопроект станет альтернативой уже внесенному в Госдуму законопроекту о налоге на финансовый результат (НФР) для нефтяной отрасли.

Оба налога предусматривают замену действующего в настоящее время НДПИ. Оба налога учитывают затраты нефтяников на разведку и добычу нефти. В тоже время порядок учета расходов у НФР и НДД разный.

В налоговой базе по НФР капитальные затраты нефтяников списываются ускоренно (дополнительно 40% за четыре года). Налоговая база по НДД учитывает эксплуатационные затраты и все капитальные вложения. Но при этом ставка налога - плавающая и зависит от Р-фактора, то есть отношения накопленного дохода к накопленным расходам. Таким образом, при повышении рентабельности ставка НДД будет расти.

Кроме того, предполагается, что НФР заменит НДПИ только на действующих месторождениях, а НДД предназначен для новых, передает газета «Ведомости» .

Президент ОАО «НК«Роснефть» Игорь Сечин намерен предложить ввести налог на добавленный доход (НДД) для новых нефтяных месторождений.

Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил сегодня по итогам совещания у премьера, что Правительство РФ намерено ввести налог на финансовый результат для проектов трех компаний.

По словам министра, в качестве пилотных проектов предложено 12 месторождений трех нефтегазовых компаний - «Газпромнефть», ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз».

Глава Минэнерго отметил: «Сегодня председатель правительства принял решение о необходимости внесения изменений и принятия правительством решения о подготовке такого законопроекта, в котором будут отражена необходимость внедрения пилотных проектов на основе налога на финансовый результат».

«Очень много мы сегодня обсуждали ключевые развилки: вопросы, на которые еще нет ответа, по которым требуется дополнительная проработка. По ряду из них сегодня было приняты решения председателем правительства - одна из развилок касается введение налога на финансовый результат в качестве пилотного проекта», - сообщил Александр Новак, передает ТАСС .

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил на парламентских слушаниях на тему «Налогообложение нефтяной отрасли», что переход от НДПИ к налогу на финансовый результат потребует создания системы учета добытой нефти, учета доходов и расходов, распределения доходов внутри вертикально интегрированных компаний.

Представитель Минфина пояснил, что все эти вопросы решаемы, но требуют обкатки. При этом Сергей Шаталов отметил, что налог на финансовый результат не является универсальным и не может быть тиражирован автоматически на все месторождения.

Заместитель министра пояснил, что данный налог не принесет положительных результатов для тех месторождений, которые уже сегодня пользуются налоговыми каникулами, льготами по экспортным пошлинам, специальными режимами по шельфу и трудноизвлекаемым запасам.

Также Сергей Шаталов отметил, что налог на финансовый результат должен зачисляться в федеральный и региональные бюджеты, передает пресс-служба Госдумы РФ.

Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил журналистам, что при распространении налога на финансовый результат на все месторождения доходы федерального бюджета могут сократиться на сотни миллиардов рублей.

«Это грубые оценки, им доверять особо не стоит, но речь идет о сотнях миллиардов рублей», - заявил Сергей Шаталов, передает «Интерфакс» .

Напомним, Правительство РФ рассматривает в пилотном режиме с 2016 года.

В настоящее время нефтяные компании уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль и другие виды налогов. При этом новый налог на финансовый результат, который заменит действующую систему налогообложения нефтяников, по мнению ряда экспертов позволит учитывать затраты на разработку месторождений.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил на Красноярском экономическом форуме, что правительство не планирует корректировать режим налогообложения нефтяных компаний.

«Мы рассматриваем только отдельные заявки на предоставление льгот, а общий режим менять не будем», - пояснил зампред правительства.

.

Напомним, в настоящее время нефтяные компании уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль и другие виды налогов. При этом новый налог на финансовый результат, который заменит действующую систему налогообложения нефтяников, по мнению ряда экспертов позволит учитывать затраты на разработку месторождений.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин сообщил сегодня на «Гайдаровском форуме - 2015», что Минфин считает неприемлемым принцип пилотных проектов по переходу на налог с финансового результата.

Представитель Минфина отметил: «Закон, который внесен ХМАО, нас категорически не устраивает, принцип пилотных проектов видим категорически неприемлемым. Основа на преференциальной системе налогообложения категорически не соответствует нашим принципам. Если мы хотим делать реформы налогообложения в нефти, надо делать ее универсальной».

Кроме того, Илья Трунин отметил, что из-за низкой цены на нефть доходы бюджета РФ от добычи углеводородов снижаются, передает