Налоговая ставка есхн. Единый сельхозналог — особенности системы и примеры расчета есхн

Сельское хозяйство в России является одной из самых быстроразвивающихся отраслей народного хозяйства . Даже в период кризиса и финансовой нестабильности на территории страны эта отрасль показывает существенный рост.

Поэтому желание государства поддержать сектор бизнеса, имеющий перспективы, вполне обоснованно. Для оказания поддержки российским аграриям и снижения их налогового бремени был разработана уникальная система налогообложения для производителей сельскохозяйственных продуктов.

ЕСХН впервые был введен на территории России в 2002 году. Главной причиной появления этой налоговой системы стала необходимость государственного воздействия на компании, производящие сельскохозяйственные товары, а также стремление более грамотного применения сельскохозяйственных угодий.

Условия применения и оптимизации

Уплачивать данный налог могут только компании и предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством и реализацией продукции . Те субъекты бизнеса, которые приобретают аграрные товары для последующей переработки, применять ЕСХН не вправе.

Применение этой налоговой системы является исключительно добровольным, то есть те компании, которые не подали в налоговые органы заявление на переход, могут использовать любую другую систему налогообложения.

Компании, осуществляющие деятельность, которая облагается сельскохозяйственным налогом для товаропроизводителей, освобождаются от уплаты НДС, налога на имущество и налога на прибыль. Предприниматели на ЕСХН не уплачивают по результатам коммерческой деятельности, НДС и налог на имущество.

Налогоплательщиками ЕСХН, в соответствии с законодательством, признаются производители сельскохозяйственной продукции:

  1. Компании, осуществляющие производство и последующую переработку сельхозпродукции.
  2. Компании, которые оказывают второстепенные услуги аграриям.
  3. Сельскохозяйственные кооперативы, объединяющие граждан, занимающихся разработкой сельхозугодий, выращиванием и откормом скота и подобным.

В налоговое законодательство России внесены поправки в области применения ЕСХН с начала этого года. Если до конца 2016 года применять данный режим могли только те компании и бизнесмены, которые занимаются сельхозпроизводством, то с начала этого года возможность применять ЕСХН могут и организации, оказывающие вспомогательные услуги производителям.

К ним относится подготовка полей к посеву, посев различных культур, обработка и выращивание сельхозкультур, обработка от вредителей, сбор урожая и прочие подобные этапы. Однако, для таких компаний есть ограничение : доходы от оказания вспомогательных услуг сельскохозяйственному производству составляют более 70% от общих доходов. Таким образом государством осуществляются мероприятия по развитию сельскохозяйственного сектора России.

Объект налогообложения, элементы системы, налоговая база

В соответствии с законодательством объектом налогообложения по ЕСХН являются доходы за вычетом понесенных расходов . Расчетная база для исчисления налога определяется как стоимостное выражение разности между полученными компанией доходами и понесенными затратами.

Организации и предприниматели, уплачивающие единый налог, используют кассовый метод определения даты поступления доходов. Расходы принимаются к налоговому учету на дату их фактической оплаты. В том случае, когда расходы или доходы выражены в иностранной валюте, их сумма пересчитывается по курсу Центрального банка на дату поступления доходов и осуществления расходов.

Если компанией или предпринимателем получен доход в натуральной форме, то стоимость этого дохода рассчитывается исходя из актуальной рыночной оценки данного товара, а также условий договора на его передачу.

Плательщики данного налога вправе уменьшить расчетную базу по налогу на сумму полученных в предыдущих периодах убытков. Принять в расчет убытки можно в течение десяти лет после их образования.

Юридические лица обязаны вести достоверный бухгалтерский учет для грамотного определения суммы единого сельскохозяйственного налога к уплате. Что касается деятельности индивидуальных предпринимателей, то им предоставлено право выбора относительно показателей деятельности. Бизнесмены должны отражать поступление и расход в Книге учета доходов и расходов.

Налоговый период и ставки

В соответствие со статьей 346.7 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетным – полугодие. Применяется налоговая ставка в размере 6 %.

Процедура перехода

Перейти на ЕСХН может любая организация или бизнесмен, доля сельскохозяйственных доходов которого в общих доходах должна быть более 70%.

Применение нового налогового режима разрешено только с начала нового календарного года.

Юридические лица обязаны уведомить инспекцию по месту нахождения своей организации, а предприниматели – по месту регистрации. Законодательно разработана и утверждена форма заявления о переходе №26.1-1.

Не имеют права переходить на ЕСХН компании, производящие подакцизные товары, а также государственные учреждения.

Утрата права и снятие с учета

Компании и ИП могут потерять право уплачивать единый налог при налогообложении своих доходов. Абсолютно неважно, какими именно причинами это вызвано, субъекты бизнеса обязаны уведомить о случившемся налоговую инспекцию, в которой они состоят на учете.

В зависимости от того, по каким причинам компания больше не может применять ЕСХН, она должна подать в органы налогового контроля уведомление по форме 26.1-2 или 26.1-3.

В том случае, если деятельность компаний больше не соответствует критериям применения единого налога по доле сельскохозяйственной выручки, ей следует представить в ФНС уведомление по форме 26.1-2.

При утере права на применение ЕСХН компания или предприниматель автоматически переходит на основную систему налогообложения и становится плательщиком всех основных налогов. Аналогичная схема происходит при утере права на использование патента как специального налогового режима.

Если компания решила использовать иную налоговую систему добровольно, это возможно сделать только с начала нового календарного года, подав в налоговый орган по месту своей регистрации уведомление по форме 26.1-3 не позднее 15 января.

Расчета налога и убытки

Формулу исчисления сельскохозяйственного налога можно представить в виде:

ЕСХН = Налоговая база * 6% / 100%

Пример 1

Компания «Сударушка» зарегистрирована в налоговой инспекции и ведет свою деятельность, начиная с 1 января 2018 года. Компания занимается производством и реализацией овощных культур и успешно применяет ЕСХН в своей работе.

Отчетным периодом по данному налоговому платежу является полугодие, значит представить отчет в органы налогового контроля и перечислить в бюджет налоговый платеж нужно не позднее 25 июля 2016 года. В период с января по июнь компания «Сударушка» получила доходы от реализации в размере 1 958 020 рублей и понесла связанные с деятельностью расходы в сумме 1 365 000 рублей.

Как видно, компанией за первое полугодие 2018 года получена прибыль в размере 593 020 рублей.

Рассчитаем сумму предварительного платежа по ЕСХН за 1 полугодие 2018 года:

ЕСХН = (1 958 020 – 1 365 000) * 6% / 100% = 593 020 * 6% / 100% = 35 581,20 рублей

Следовательно, до 25 июля 2018 года ООО «Сударушка» должна перечислить в бюджет предварительный платеж по единому налогу в размере 35 581,20 рублей.

Пример 2

ООО «Ферма» является крупным сельскохозяйственным товаропроизводителем и уплачивает в бюджет единый налог. По итогам 2016 года компанией получен убыток от деятельности в размере 350 000 рублей.

За первое полугодие 2017 года ООО «Ферма» получила доход 860 000 рублей и понесла затраты 650 000 рублей.

По итогам года компанией получен доход 2 000 000 и понесены расходы 850 000 рублей. Рассчитаем авансовый платеж по данному налогу к уплате за первое полугодие, а также произведем окончательные расчеты по налогу за 2017 год с учетом полученного годом ранее убытка.

Авансовый платеж по ЕСХН будет рассчитываться:

ЕСХН = (860 000 – 650 000) * 6% / 100% = 210 000 * 6% / 100% = 12 600 рублей

До 31 марта 2018 года ООО «Ферма» должна произвести окончательный расчет по налогу за 2017 год.

ЕСХН = (2 000 000 – 850 000 – 350 000) * 6% / 100% — 12 600 = 800 000 * 6% / 100% — 12 600 = 48 000 – 12 600 = 35 400 рублей

По итогам налогового периода ООО «Ферма» должна уплатить в пользу государства 35 400 рублей. В расчете учтен убыток, полученный компанией в 2016 году. Это позволило уменьшить расчетному базу по единому налогу для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Пример 3

Растениеводческая компания ООО «Лотос» успешно работает на рынке с 2010 года. Однако в связи с тяжелой финансовой ситуацией и низким урожаем в первом полугодии 2016 году ею был получен убыток по результатам деятельности в размере 400 000 рублей. Доходы за первое полугодие составили 1 600 000 рублей, а расходы, понесенные компанией, 2 000 000 рублей.

Рассчитаем сумму авансового платежа по налогу к уплате.

Так как организацией ООО «Лотос» за первое полугодие получен убыток в размере 400 000 рублей, авансовый платеж по этому налогу будет равным нулю.

В том случае, если компания не поправит свое финансовое положение до конца 2016 года, у нее может сложиться размер налогового платежа не к перечислению в бюджет, а к возмещению. Отрицательную разницу плательщик может вернуть на свой банковский счет, может учесть при расчетах по другим федеральным налогам, а может использовать при следующих платежах единого налога.

Оплата, учет и представление отчётности

Как уже было рассмотрено выше, расчет налога следует передавать в инспекцию по месту регистрации дважды в год: по итогам полугодия (до 25 июля) и по итогам года (до 31 марта для юридических лиц и до 30 апреля для бизнесменов).

Сроки перечисления налога в бюджет совпадают со сроками представления декларации по налогу.

Декларация по единому налогу должна содержать следующую информацию :

  1. В первом разделе указывается сумма авансового (предварительного) платежа, а также сумма окончательного расчета по налогу за календарный год.
  2. Второй раздел раскрывает информацию о расчете налога и убытках, в случае их наличия.
  3. Третий раздел предназначен для отражения информации о целевых средствах и их правомерном использовании.

Для перечисления единого налога в бюджет в 2018 году предусмотрены следующие коды бюджетной классификации :

  1. Для перечисления суммы единого налога – 182 1 05 03010 01 1000 110.
  2. Для перечисления пени по единому налогу – 182 1 05 03010 01 2100 110.
  3. Для перечисления штрафов по единому налогу — 182 1 05 01011 01 3000 110.

Выгода применения и совмещение с другими налогами/их замена (стоит представить таблицей/таблицами).

Применение ЕСХН в деятельности российских предпринимателей и организаций имеет как плюсы, так и минусы.

В соответствие с налоговым законодательством компании и бизнесмены имеют возможность совмещать в своей деятельности несколько налоговых систем.

Юридическим лицам совмещать уплату единого сельскохозяйственного налога можно только с вмененным налогом. В том случае, когда компания реализует произведенную продукцию в собственных магазинах, она не вправе применять ЕНВД. При совмещении доходы по каждой системе учитываются отдельно.

Индивидуальным предпринимателям предоставлено больше вариантов для совмещения налоговых режимов:

  1. ЕСХН и .
  2. ЕСХН, ЕНВД и ОСНО.
  3. ЕСХН и ОСНО.
  4. ЕСХН и Патент.

Совмещение разных налоговых режимов позволяет компаниям и предпринимателям заниматься разными видами деятельности, определяя для себя наиболее прибыльные сферы бизнеса.

Льготы

Налоговое законодательство предусматривает применение различного рода налоговых льгот для производителей сельскохозяйственной продукции:

  1. Не подлежат обложению транспортным налогом такие виды сельскохозяйственной техники, как комбайны, тракторы и прочие автомобили, используемые плательщиками ЕСХН для производства продукции.
  2. Земельные участки облагаются налогом по пониженным ставкам от 0,1 до 0,3% в том случае, если они относятся к территориям сельскохозяйственного назначения и используются для производства продукции или в качестве подсобного хозяйства.

Ответственность за налоговые нарушения

Законодательством России устанавливаются не только правила налогообложения ЕСХН, но и система ответственности и штрафов за нарушения требований закона.

Ответственность налогоплательщика предусматривается в том случае, если компания изменила основной вид деятельности или доля сельскохозяйственных доходов снизилась и стала менее 70%. Следовательно, нарушено основное ограничение применения ЕСХН для компании, и она обязана пересчитать все налоги и уплатить их в соответствие с общим режимом налогообложения.

Если компания произвела неверные подсчеты налога и перечислила авансовый платеж в неверную сумму, необходимо произвести пересчет и заплатить государству пени по налогу.

Организация, нарушившая правила и принудительно переведенная на основной налоговый режим, может вернуться на уплату единого налога не ранее, чем через один календарный год. При подаче заявления налоговики с пристальным вниманием отнесутся к проверке соблюдения установленных ограничений применения единого налога для сельхозпроизводителей.

Единый налог предназначен для снижения налогового бремени аграрных товаропроизводителей. Как и любая другая налоговая система, ЕСХН имеет как плюсы, так и минусы. А выгоден ли данный режим конкретному субъекту бизнеса, каждый руководитель решает сам.

Подробнее про ЕСХН есть в данном видео.


В этой статье мы продолжаем тему налоговых спецрежимов. Сегодня мы рассмотрим ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, изменения в ЕСХН, условия, которые должны быть соблюдены для его использования и расчет налоговых платежей.

ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) предназначается для ИП и организация, которые занимаются сельскохозяйственным производством, переработкой сельскохозяйственной продукции и её продажей. Данный налог является одним из пяти налоговых спецрежимов. Что дает ЕСХН? Освобождение от обязанностей по уплате некоторых налогов. В частности, для индивидуальных предпринимателей это НДФЛ, налог на имущество физических лиц и НДС. Организации же освобождаются от налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и, так же, НДС. Стоит отметить, что освобождение от НДС не является, так сказать, «полным». То есть, уплатить НДС все же придется в случае, если это товары, которые ввозятся в Россию и находящиеся под её юрисдикцией территории.

Налоговым законодательством установлены условия, при выполнении которых индивидуальный предприниматель или организация имеют право перейти на единый сельскохозяйственный налог. В частности, основным условием является следующее: доля дохода от ведения сельскохозяйственной деятельности должен составлять не менее 70% от общего дохода ИП или организации. Помимо этого, численность работников не должна превышать отметку в 300 человек. Несоблюдение этих условий повлечет за собой утрату права на использование ЕСХН и переход на базовую систему налогообложения. После утраты права на использование данного спецрежима, вернуться на него можно будет только через год с момента утраты такового права.
Переход на ЕСХН происходит в уведомительном порядке до 31 декабря предшествующего периоду, в котором ИП или организация намереваются перейти на ЕСХН. То есть, если вы хотите использовать Единый сельскохозяйственный налог в 2016 году, то у вас еще есть время, чтобы подать соответствующие документы в налоговую службу.

Налоговой базой для ЕСХН является объект налогообложения «доходы минус расходы». То есть, нужно уменьшить величину доходов на величину расходов. Список статей расходов детально расписан в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. После того, как это будет сделано, налоговую базу нужно умножить на налоговую ставку ЕСХН, которая составляет 6%.
Обращаем ваше внимание – для ЕСХН предусмотрен налоговый период продолжительностью в год и отчетный – полгода. То есть, по итогам отчетного периода, нужно будет произвести расчет налога и внести авансовый платеж. По истечении налогового периода, налогоплательщики должны предоставить в налоговую службу декларации ЕСХН и произвести уплату налога.

Фото Андрея Овсиенко, Кублог

Объект налогообложения и ставка налога

Объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов определен ст. 346.5 Налогового кодекса РФ.

Из понятия объекта налогообложения вытекает налоговая база. Под ней понимается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно ст. 346.8 Налогового кодекса РФ налоговая ставка установлена в размере 6%.

При применении ЕСХН не нужно уплачивать (п. 3 ст. 346.1 НК РФ):

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (как с балансовой стоимости ОС, так и с кадастровой стоимости недвижимости).

Совмещение разных систем налогообложения

Возможности совмещения разных систем налогообложения представлены в таблице.

Порядок определения и признания доходов и расходов

Классификация доходов и расходов, а также порядок их признания устанавливаются гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

В целях налогообложения ЕСХН и в соответствии с п. 6 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ единственным методом признания доходов и расходов признается кассовый метод.

Доходы

Статья 346.5 Налогового кодекса РФ обязывает организации учитывать:

  • доходы от реализации товаров, работ и услуг, а также имущества и имущественных прав в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в порядке, предусмотренном ст. 250 Налогового кодекса РФ.
Доходы, полученные в натуральной форме, должны быть учтены по сложившимся рыночным ценам.

Доходы, полученные налогоплательщиком в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату получения дохода. В полученной сумме принимаются к учету.

В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы, не относящиеся к категории доходов от реализации товаров (работ, услуг), являются внереализационными доходами. Сюда можно отнести, например, доходы:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  • от сдачи имущества в аренду (субаренду);
  • в виде %, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, и другие доходы. Полностью они перечислены в ст. 250 Налогового кодекса РФ. Но при этом перечень таких доходов не является исчерпывающим.
Отдельные доходы могут не учитываться для целей налогообложения единым сельскохозяйственным налогом. В частности, это доходы:
  • в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;
  • в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;
  • в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.
Статьей 251 Налогового кодекса РФ установлен полный перечень таких доходов.

Расходы

Перечень расходов в отличие от доходов устанавливается в самой гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

Однако не все расходы, указанные в данном перечне, могут учитываться налогоплательщиком при исчислении ЕСХН.

В данном случае применяется порядок признания расходов, аналогичный порядку, установленному гл. 25 Налогового кодекса РФ для организаций — плательщиков налога на прибыль. То есть расходами признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важным моментом является то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 7 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ возможность признания затрат налогоплательщиков в качестве расходов для целей налогообложения ЕСХН наступает только после их фактической оплаты.

Большинство расходов налогоплательщика принимаются применительно к порядку, используемому для исчисления налога на прибыль организаций.

Статьи гл. 25 Налогового кодекса РФ дают подробные перечни расходов. В частности, в ст. 254 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения материальных расходов, вопросы расходов на оплату труда рассмотрены в ст. 255 Налогового кодекса РФ. Особенности определения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества установлены ст. 263 Налогового кодекса РФ и т. д.

Исключения составляют виды расходов, для принятия которых не требуется специального порядка, установленного гл. 25 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

  • расходы на приобретение материалов, включая семена, рассаду, саженцы, удобрения, корма, ветеринарные препараты (пп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Причем факт передачи в производство для признания затрат значения не имеет — учесть их можно сразу после фактической оплаты. Подтверждением сумм расходов являются первичные учетные документы об оплате сырья и материалов, а также об их поступлении (Письмо Минфина России от 12.11.2010 № 03-11-06 /1/25 и др.);
  • расходы на приобретение основных средств. При покупке основного средства всю его стоимость сразу включают в расходы, как только актив вводят в эксплуатацию. При этом расходы учитывают только по тем основным средствам, которые используются в предпринимательской деятельности (пп. 1 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
  • расходы на приобретение нематериальных активов;
  • расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
  • арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
  • суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);
  • расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
  • суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ, т. е. на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам);
  • расходы на информационно-консультативные услуги;
  • расходы на повышение квалификации кадров;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • расходы на обязательное и добровольное страхование (пп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • расходы на оплату труда (пп. 6 п. 2 ст. 346.5 НК РФ), включая стимулирующие начисления и надбавки, компенсации, связанные с режимом работы или условиями труда, и т. п. (ст. 255 НК РФ). Расходы на оплату труда включают в себя и все удержания из зарплаты. В частности, НДФЛ, суммы алиментов, штрафов и иных удержаний. Такие суммы учитывают в составе начисленных сумм оплаты труда;
  • выплату социальных пособий (больничных, ежемесячной компенсационной выплаты при уходе за ребенком до трех лет);
  • обучение сотрудников (пп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). При этом, если договором на обучение предусмотрено, что работник должен возместить стоимость обучения агропредприятию, и такая сумма от него поступит, ее надо учесть как внереализационный доход (Письма Минфина России от 25.03.2011 № 03-03-06 /1/177, ФНС России от 11.04.2011 № КЕ-4-3 /5722@);
  • расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.
В составе расходов плательщика ЕСХН может быть также учтена сумма процентов и иных выплат по кредитному договору (пп. 9 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). На какие цели выдан кредит — на покупку сырья и материалов, основных средств или пополнение оборотных средств — для налогового учета расходов значения не имеет. Если сельхозорганизация взяла кредит на покупку основных средств, проценты в состав расходов на приобретение имущества не входят, а учитываются отдельно.

Декларация по ЕСХН

Приказом ФНС России от 01.02.2016 № ММВ-7-3 /51@ внесены изменения в декларацию по ЕСХН и в Порядок ее заполнения. В частности, в новой редакции был изложен разд. 1 «Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» декларации, а также разд. 2 «Расчет единого сельскохозяйственного налога». Приказ вступил в силу 12 марта 2016 г.

Порядок исчисления и срок уплаты ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется налогоплательщиками самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и уплачивается по итогам налогового периода до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В качестве отчетного периода выступает полугодие, по итогам которого уплачиваются соответственно единый сельскохозяйственный налог и авансовый платеж по нему.

Сумма авансового платежа по налогу уплачивается в бюджет не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля, в соответствии с п. 2 ст. 346.9 Налогового кодекса РФ. Просрочка уплаты авансового платежа влечет за собой начисление налоговыми органами пеней.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогам года, рассчитывается налогоплательщиком как разница между начисленным налогом и величиной авансового платежа по налогу.

Эта разница и является единым сельскохозяйственным налогом, подлежащим уплате по истечении налогового периода.

Он уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период на основании п. 2 ст. 346.10 Налогового кодекса РФ, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следует иметь в виду, что в случае если сумма единого налога (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, меньше суммы платежа по налогу, исчисленного по итогам предыдущего отчетного периода, у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате налога.

Организации уплачивают ЕСХН по своему местонахождению, то есть там, где они проходили государственную регистрацию. А индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства, где они постоянно или преимущественно проживают, как того требует п. 4 ст. 346.9 Налогового кодекса РФ.

Пример

У индивидуального предпринимателя по итогам первого полугодия налоговая база по ЕСХН составила 200 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за год составила 300 000 руб.

ЕСХН по итогам отчетного периода составил к уплате 12 000 руб. (200 000 руб. x 6%).

ЕСХН за год составил 18 000 руб. (300 000 руб. x 6%).

Итого сумма ЕСХН, подлежащая к уплате в бюджет по итогам налогового периода, составила 6000 руб. (18 000 руб. — 12 000 руб.).

Перенос убытка

Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов, в соответствии с п. 5 ст. 346.6 Налогового кодекса РФ. Под убытком понимается превышение расходов над доходами.

При этом необходимо обратить внимание на следующее:

Налогоплательщик, получивший убыток при применении ЕСХН, имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по ЕСХН в следующем налоговом периоде.

Если же сумма убытка значительна, то она может быть перенесена на следующие налоговые периоды в пределах 10 лет.

Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

При этом следует иметь в виду, что перенос убытка возможен только в случае, если организация или индивидуальный предприниматель продолжают применять систему налогообложения в виде ЕСХН.

Важнейшим аспектом в данном случае является то, что налогоплательщики обязаны документально подтвердить размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, и сохранять такие документы в течение всего времени подобного уменьшения налоговой базы.

Пример

Организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, получила по итогам 2013 г. доходы в сумме 680 000 руб. и осуществил расходы в сумме 910 000 руб.

Таким образом, по итогам налогового периода за 2013 г. получен убыток в сумме 230 000 руб. (680 000 руб. — 910 000 руб.).

По итогам налогового периода 2014 г. Организация получила доходы в сумме 1 100 000 руб., расходы составили 920 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за 2014 г. составила 180 000 руб. (1 100 000 руб. — 920 000 руб.).

Сумма убытка, на которую Организация имеет право уменьшить налоговую базу за 2014 г., составляет 180 000 руб., что меньше, чем 230 000 руб. (сумма убытка за 2013 г.).

Таким образом, сумма ЕСХН, подлежащая уплате за 2014 г., составит 0 руб.

Оставшаяся часть убытка составляет 50 000 руб. (230 000 руб. — 180 000 руб.). Организация может учитывать эту сумму при исчислении налоговой базы за следующие налоговые периоды.

Предположим, что по итогам 2015 г. Организация получила доходы в сумме 1 630 000 руб. и осуществил расходы в сумме 1 230 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за 2015 г. составляет 400 000 руб. (1 630 000 руб. — 1 230 000 руб.).

Таким образом, в 2015 г. Организация сможет полностью учесть сумму убытка, образовавшегося в 2013 г. Сумма налога составит:
(400 000 руб. — 50 000 руб.) x 6% = 21 000 руб.

Арбитражная практика и актуальные вопросы

Рассмотрим случаи из арбитражной практики по вопросам, связанным с исчислением ЕСХН и актуальные вопросы.

Арендная плата за земельные участки в случае, если оплата производится в натуральной форме

По общему правилу расходами плательщика ЕСХН признаются затраты после их фактической оплаты (пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). В этой же норме сказано, что в целях расчета ЕСХН оплатой услуг считается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя указанных услуг перед продавцом, которое непосредственно связано с оказанием услуг. При этом расходы на оплату услуг третьих лиц учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.

Следовательно, расходы на аренду земельных участков, произведенные в форме натуральной оплаты, могут быть учтены при определении налоговой базы по ЕСХН. При этом натуроплата должна быть переведена в рубли с учетом рыночных цен на продукцию, передаваемую в порядке натуроплаты.

Командировочные расходы

Компания на ЕСХН собирается направить одного из работников в другой регион. Можно ли признать командировочные расходы на дату выдачи денег под отчет?

Нет, нельзя. Расходы необходимо подтвердить документально (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ). А сделать это можно только с помощью авансового отчета работника, утвержденного руководителем компании.

Получается, командировочные расходы следует списывать только на дату утверждения авансового отчета. И не ранее.

Расходы на строительство объекта основных средств

Может ли плательщик ЕСХН, строящий ангар для хранения зерна и оборудования как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков, учесть расходы на строительство до его завершения?

Нет, до тех пор пока объект основных средств не будет построен, расходы на его строительство при определении налоговой базы по ЕСХН не учитываются. После ввода объекта ОС в эксплуатацию расходы на его строительство учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, установленном п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ.

Расходы на приобретение дорогостоящего легкового автомобиля

Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства купил дорогостоящий легковой автомобиль. Можно ли расходы на приобретение такого транспортного средства учесть при расчете ЕСХН?

В п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, учесть затраты на дорогой автомобиль при расчете ЕСХН можно. Но только при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Затраты на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного для вылова краба судна, которое не вышло в море по независящим от налогоплательщика обстоятельствам, могут быть учтены для целей ЕСХН

Рыболовецкая компания — плательщик единого сельскохозяйственного налога приобрела бывшее в эксплуатации судно для вылова краба. После получения в администрации морского порта свидетельства на право собственности судно было поставлено на учет как основное средство. Однако в море оно так и не вышло. Причиной тому стал мораторий на вылов краба камчатского в прибрежной зоне, введенный Правительством РФ в 2010 г. и действующий по настоящее время.

Тем не менее компания несла расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт судна, которые учитывала для целей ЕСХН. Это обстоятельство вызвало претензии со стороны налогового органа. Инспекторы посчитали соответствующие расходы необоснованными.

Судьи трех инстанций приняли сторону компании, отменив фискальное решение на следующих основаниях (см. Постановление АС Северо-Западного округа от 06.03.2015 по делу № А42-7806 /2013).

В соответствии со ст. 346.4 НК РФ объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов установлен ст. 346.5 НК РФ.

Для целей ЕСХН учитываются перечисленные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ расходы, включая расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, на ремонт основных средств (в том числе арендованных) и др. Обязательное условие — такие расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Арбитры пришли к выводу, что спорные расходы соответствуют вышеупомянутым критериям. Судно было приобретено с целью использования его в производственной деятельности, для осуществления вылова и переработки краба на основании заключения между Федеральным агентством по рыболовству и налогоплательщиком договоров на закрепление доли в общем объеме промышленных квот на вылов. Эксплуатировать судно не представлялось возможным ввиду моратория на вылов краба.

Кроме того, в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности. Такова позиция КС РФ, выраженная в Определениях от 04.06.2007 № № 320-О-П, 366-О-П.

Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов (Постановление КС РФ от 24.02.2004 № 3-П).

Таким образом, компания правомерно включила затраты, понесенные на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного судна, в состав расходов для определения налоговой базы по сельхозналогу. У инспекции отсутствовали правовые основания для исключения спорных расходов.

Суммы авансового платежа по сельхозналогу не учитываются в расходах при формировании налоговой базы по ЕСХН

Фискалы в ходе выездной проверки организации — плательщика ЕСХН пришли к выводу о неправомерном учете налогоплательщиком в составе расходов суммы авансового платежа по сельхозналогу. Организация не согласилась с выводами проверяющих и обратилась в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Областное УФНС решение инспекции оставило без изменения. Дело дошло до суда.

Арбитры трех инстанций приняли сторону налоговиков, и вот почему (см. (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2015 № Ф03-6049 /2014).

Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые в силу п. 3 ст. 346.5 НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (ст. 346.4 НК РФ).

Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, содержится в ст. 270 НК РФ. Пунктом 4 данной нормы предусмотрено, что расходы в виде суммы налога не учитываются в целях налогообложения, то есть не уменьшают налогооблагаемую базу.

На основании изложенного судьи указали на отсутствие у организации правовых оснований для учета в расходах при формировании налогооблагаемой базы по ЕСХН суммы авансового платежа по данному налогу, уплачиваемому по итогам отчетного периода.

Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода (п. 3 ст. 346.9 НК РФ).

Организация не учла, что гл. 26.1, а также ст. 252 НК РФ не содержат норм, устанавливающих возможность учета при формировании налогооблагаемой базы по конкретному налогу за конкретный налоговый период суммы налога, исчисленной за этот же период (в том числе и авансовых платежей).

Выручка от разовой сделки по продаже имущества, а также от сдачи имущества в аренду не учитывается в общем доходе от реализации для целей ЕСХН

Компания осуществляла деятельность по выращиванию зерновых и прочих сельскохозяйственных культур. Полагая, что соблюдает условия, предусмотренные п. 2 ст. 346.2 НК РФ, она применяла ЕСХН.

Фискалы в ходе налоговой проверки пришли к выводу, что доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе налогоплательщика от реализации за налоговый период составила менее 70%.

По мнению контролеров, сельхозпроизводитель необоснованно не учел для определения указанного соотношения выручку от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду.

Данные обстоятельства послужили основанием для доначисления налогов по общей системе.

Не согласившись с решением инспекции, компания оспорила его в арбитражном порядке и выиграла спор в трех инстанциях на следующих основаниях (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2014 № Ф09-7705 /14).

ЕСХН вправе применять сельскохозяйственные товаропроизводители — организации и предприниматели, производящие сельхозпродукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации доля дохода от реализации такой сельхозпродукции составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

В случае если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае компания не осуществляла продажу имущества на систематической основе, реализация носила разовый характер, в связи с чем полученные налогоплательщиком денежные средства от реализации стеновых панелей, сеялки и жатки не должны были учитываться в общем доходе при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Таким образом, реализация спорного имущества не могла рассматриваться как самостоятельный вид деятельности, и поэтому доходы от продажи указанных объектов не могли учитываться в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Кроме того, арбитры установили, что представленная компанией книга учета доходов и расходов свидетельствовала о том, что кроме единичной реализации спорного имущества налогоплательщик осуществлял в основном реализацию выращенной им сельхозпродукции.

Также суды признали правомерность отражения суммы выручки от сдачи имущества в аренду в составе внереализационных доходов, поскольку в силу п. 4 ст. 250 НК РФ таковыми признаются, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.

Арбитры установили, что сдача имущества в аренду не являлась основным видом деятельности компании. Данных о том, что налогоплательщик такие доходы учитывал в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, налоговый орган не представил.

При таких обстоятельствах, исходя из положений п. 1 ст. 346.5, п. 1 ст. 39, п. п. 3 — 5 ст. 38 НК РФ, сумма дохода от сдачи имущества в аренду не должна участвовать в расчете доли, указанной в п. 4 ст. 346.3 НК РФ, поскольку учету подлежит сумма дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации.

Соответственно, суммы доходов от сдачи имущества в аренду не должны включаться в доход от реализации товаров, работ, услуг, не отнесенных к сельхозпродукции при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Поскольку доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации, в который не мог быть включен доход от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду, составила более 70%, компания правомерно считала себя плательщиком ЕСХН и применяла указанный спецрежим.

Сельхозпродукция, произведенная на давальческих началах третьими лицами, не признается сельхозпродукцией собственного производства для целей ЕСХН

Фискалы провели выездную проверку рыболовецкой организации — плательщика ЕСХН, пришли к выводу о ее несоответствии понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и доначислили налоги по общей системе налогообложения. Причиной тому послужили следующие обстоятельства.

Рыбу, выловленную на основании разрешений на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, организация отдавала на переработку на рыбоперерабатывающие суда сторонних компаний. Переработка рыбы-сырца осуществлялась указанными переработчиками, а оплата за услуги переработки производилась готовой продукцией (50% готовой продукции передавались переработчику). Свою долю готовой продукции организация реализовывала самостоятельно либо через комиссионера.

Инспекторы указали, что доход, полученный от реализации сельхозпродукции, произведенной на давальческих началах третьими лицами, не мог быть учтен для целей гл. 26.1 НК РФ, поскольку он не являлся доходом от реализации продукции, произведенной собственными силами. Дело дошло до суда.

Арбитры первой инстанции приняли сторону налогового органа, указав, что под производством продукции собственными силами понимается производство продукции тем же лицом, которое осуществляло улов водных биологических ресурсов.

Апелляция, однако, с коллегами не согласилась. Судьи аргументировали свое решение тем, что в рамках исполнения спорных договоров организация производила переработку собственных уловов, что позволяло готовую продукцию считать продукцией, произведенной собственными силами.

Точку в споре поставили арбитры ФАС (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2013 по делу № А38-4480 /2012). Окончательный вердикт, к сожалению, был не в пользу налогоплательщика. Приведем логику кассационной инстанции.

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ (п. 1 ст. 346.2 НК РФ), а также рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели (пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ). Для этого последними должны быть соблюдены определенные условия, а именно:

  • средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих таким организациям или индивидуальным предпринимателям на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  • NEW: Для трудоустройства

    На высокооплачиваемую работу подготовка к тестированию на соответствие квалификации (очно, дистанционно, в записи). Быстро, недорого, качественно.

    Потребление электроэнергии без договора: как избежать негативных правовых последствий. Организатор: Высш.школа госаудита МГУ

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) стал хорошей альтернативой основной системе налогообложения (ОСНО). Его поддержали большинство предпринимателей, так как он освобождал от уплаты НДС, НДФЛ и налога на имущество. Преимущества системы очевидны, но есть и оборотная сторона перехода ИП на ЕСХН.

Что такое ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог был введен в России в 2004 году. Законодатели посчитали, что использование простой и понятной схемы снизит нагрузку на агробизнес.

Объектом налогообложения ЕСХН является разница между доходами и расходами. Процентная ставка составляет 6%. Формула расчета выглядит следующим образом: сумма налога = (выручка – расходы) × ставка налога.

Воспользоваться правом перехода на ЕСХН могут только те предприниматели, которые 70% выручки получили от сельхозпроизводства (ст. 26.1 НК РФ).

Виды деятельности, при которых можно применять ЕСХН:

  1. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства (лесного хозяйства).
  2. Продукция животноводства.
  3. Выращивание и доращивание рыбы.
  4. Рыболовство.
  5. Последующая за производством первичная и промышленная переработка продукции сельского хозяйства.

Как перейти на ЕСХН

Применять единый сельскохозяйственный налог можно . Также на него можно перейти с другой системы.

Если вы регистрируете ИП, то в течение 30 дней вы должны подать в налоговую уведомление (ст. 346.3.НК РФ). Если же вы уже ведете деятельность и решили сменить налоговую систему, то пользоваться ЕСХН вы можете начать только со следующего года (ст. 346.3. НК РФ), сообщить об этом в налоговую нужно до 31 декабря. Значит, чтобы перейти на ЕСХН в 2019 году, вам нужно отправить документ до конца 2018 года.

В январе 2018 года ситуация изменилась. Организации и ИП не будут платить налог на имущество только по объектам, используемым при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей промышленной переработке и продаже этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями. Вся остальная собственность плательщиков ЕСХН будет облагаться налогом.

Изменения в 2019 году

Организации и ИП, которые платят ЕСХН, с января 2019 года будут признаны плательщиками НДС. Пункт 8 статьи 346.1 НК РФ действовать перестанет. Делать вычеты и восстанавливать налог на добавленную стоимость плательщики ЕСХН будут как все. С того же времени перестанет действовать подпункт 8 п. 2 статьи 346.5 НК РФ, в котором прописано, что «входной» НДС относится к расходам.

Организации и ИП, которые платят ЕСХН, с января 2019 года будут признаны плательщиками НДС.

Но зато в 2019 году те, кто платит ЕСХН, получат право на освобождение от НДС в рамках статьи НК РФ. Правда здесь есть некоторые оговорки. ИП или организация должны заявить о своем праве работать без НДС в том же году, когда подал заявление о желании платить ЕСХН. Есть и альтернативное условие: в предшествующем налоговом периоде доход от видов деятельности, связанных с сельским хозяйством (без учета единого налога), не должен превышать установленного лимита: 100 млн рублей за 2018 год, 90 млн рублей за 2019 год, 80 млн рублей за 2020 год и т.д.

Кому это выгодно

Сельхозпроизводители (ИП и ООО) в последние несколько лет неохотно используют ЕСХН. Разберемся, почему это происходит.

Во-первых, ЕСХН освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, по статистике, большая часть контрагентов фермерских хозяйств – крупные компании, использующие ОСНО. Сделки между плательщиками и неплательщиками НДС становятся неудобными из-за сложной отчетности и невозможности сделать возврат НДС.

Во-вторых, ставка НДС на сельхозпродукцию сейчас составляет всего 10%. А возместить этот налог можно по общей ставке 18%. Например, фермер продает пшеницу с НДС 10% и покупает трактор с НДС 18%. Выгода использования ОСНО в этом случае очевидна.

В-третьих, налог на имущество весьма невелик, а с 2013 года действует еще одна льгота – нулевая ставка на движимое имущество. Поэтому выгода при использовании ОСНО в некоторых случаях перевешивает ее недостатки.

Конечно, использовать ЕСХН или остаться на ОСНО, решать вам, но не забудьте учесть особенности вашего бизнеса. Простота ЕСХН может показаться вам отличным бонусом, но стоит учитывать систему налогообложения ваших партнеров. Подойдите ответственно к своему делу, и бизнес пойдет в гору.

Значительное число предпринимателей ведут свой бизнес в сфере сельского хозяйства. Для них предусмотрен специальный налоговый режим и соответствующий единый сельскохозяйственный налог. Он имеет множество специфических черт, которые должен учесть предприниматель, планирующий перейти на данный спецрежим или уже находящийся на нем.

Что такое ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог является разновидностью единого налога, оплачиваемого при применении специального режима налогообложения: он заменяет ряд налогов, в частности, и .

Согласно действующему законодательству, переход на ЕСХН возможен только для тех предпринимателей, в доходах которых не менее семидесяти процентов занимают доходы от сельскохозяйственного производства. Применение этого режима носит добровольный характер, и предприниматель вправе сам определить возможность использование его для себя.

С 2013 года заявительный порядок перехода на ЕСХН сменил уведомительный. Напомним, что ранее подавалось заявление о переходе, по результатам рассмотрения которого выносилось решение о возможности использования данного режима заявителем. Теперь порядок перехода изменился, и предпринимателю нет необходимости ждать решения фискальных органов.

Предприниматель должен подать уведомление о переходе на ЕСХН. Закон содержит четкое обозначение сроков, когда это можно сделать:

  • для только что зарегистрированных ИП – в течение 30 дней с момента регистрации;
  • для действующих предпринимателей – до 31 декабря года, предшествующего переходу на данный налоговый режим.

Важно помнить и о том, что, когда ИП перестает подпадать под критерии, предусмотренные для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, он обязан уведомить об этом налоговые органы в течение пятнадцати дней со дня возникновения обстоятельств, препятствующих нахождению на данном режиме.

Отчетность при ЕСХН

Как и любой налоговый режим, единый сельскохозяйственный налог также предусматривает сдачу определенной отчетности. Как и на ином , в данном случае налоговым периодом признается один календарный год.

Введение в Налоговый кодекс РФ ЕСХН явилось для многих предпринимателей, работающих в отрасли , весьма серьезным подспорьем. В частности, данный спецрежим позволил многим субъектам малого бизнеса значительно .

Налоговый период при ЕСХН дает возможность предпринимателям, чей бизнес имеет сезонный характер, подготовить к сроку уплаты налога необходимую денежную сумму. Это позволяет не только избежать санкций со стороны налоговых органов, но и произвести более эффективное распределение полученных доходов.

Отметим, что аналоги данного режима есть и в других странах. Например, в Украине предусмотрен фиксированный сельскохозяйственный налог, условия применения которого схожи с российскими. Действуют подобные специальные режимы и в других европейских странах.

Перспективность данного режима очевидна: сами предприниматели указывают на это, выбирая из года в год единый сельскохозяйственный налог.

В ближайшее время не исключено, что его плательщиков станет больше. Правительство все активней . Поэтому единый сельскохозяйственный налог в 2015-2016 годах по-прежнему будет востребован в предпринимательской среде.

Изменения-2016

В 2016 году наиболее значимым новшеством для участников этого режима налогообложения была отмена учета в составе доходов полученных сумм налога на добавленную стоимость. Эти изменения были внесены ФЗ № 84 от 06.04.2015 года.

Размер уплаченного НДС не будет также включаться в расходы юрлиц при расчете ЕСХН. Главной целью изменений было избежание участниками специального режима двойного налогообложения.

Расчет и уплата ЕСХН: Видео