Крым тянет ввп вверх. Экономика российского крыма борется с украинским наследством

Экономическая безопасность зависит от многочисленных факторов. Это и уровень развития экономики, социальной сферы и даже уровень производительности труда. Когда Крым был в составе Советского Союза, основой его экономики был агропромышленный комплекс и обслуживание Черноморского флота. Тогда туристическая сфера не играла его основную экономическую роль. Крым был крупной военной и военно-морской базой, которая оказывала большое влияние как на Ближний Восток, так и на Средиземноморье. В Крыму находились предприятия военного судостроения и приборостроения, которые и составляли основу его промышленности. Находились в Крыму и предприятия пищевой промышленности. На них перерабатывалась фрукты, овощи, рыба.

Уровень жизни крымчан был достаточно высоким. Примером тому была средняя месячная заработная плата. Она составляла 235 рублей.

Мало уделялось внимания санаторно – туристической отрасли. Вложение в нее было чисто символически. Достаточно сказать, что стоимость путевок в санатории и дома отдыха оплачивались отдыхающими в пределах 15 – 20 %, а профсоюзы и государство доплачивало остальное. Все это делалось для оздоровления населения по социальной программе, а не ради получения прибыли. Санаторно – курортная отрасль не получала должного развития, хотя Крым считался ” всесоюзной здравницей”.

Отдельно надо сказать о Севастополе. Он как бы сохранял свою обособленность от Крыма, хотя и был географической частью полуострова. Севастополь мог существовать самостоятельно. Он был базой флота на Черном море. Он стал военным, научным и промышленным центром. Он обеспечивал военно – промышленный комплекс, строительство и ремонт кораблей. На его предприятиях разрабатывалось и производилось различное вооружение, электроника. Большое внимание уделялось изучению геологии и морской биологии, исследованию в области радиотехники и т. д. А сельское хозяйство и пищевая промышленность обеспечивали город необходимым продовольствием.

После распада Советского Союза структура экономики Крыма претерпела коренные изменения. Многие предприятия судостроения и приборостроения были упразднены. Сократилось производство легкой, рыбной промышленности, производство плодоовощной продукции и т. д.

Трудовые ресурсы высвобожденные из этих отраслей перешли в малый бизнес. Но это не стало предпринимательством, в полном понятии этого слова. Это было средством выживания людей.

Промышленность Севастополя пришла в упадок. Прошли аукционы, на которых частный капитал выкупил акции, но положительных сдвигов не произошло. Так например, Севастопольский морской завод, который занимался строительством плавкранов, кораблей, был разделен на несколько предприятий. Но выжить они не смогли. Они даже не обеспечивали текущие нужды, не говоря уже о дальнейшем развитии. Объемы производства продолжали снижаться. И за 23 года их показатели упали до минимума.

Однако уже после 2000г. наметился их рост. Этому предшествовали внутренние и внешние факторы. Рассмотрим каждые из них.

К внешним факторам надо отнести инвестиции как национальные, так и иностранные. Развитие таких отраслей, как энергетика, строительства, нефтегазового комплекса, именно связано с большими объемами инвестиционного импорта.

К внутренним факторам относятся такие, как использование промышленного и аграрного потенциала, санаторно – курортный комплекс, сельское хозяйство, транспорт. А так же устойчивый внутренний спрос, основанный на низкой инфляционной динамике и росте реальных доходов населения, который формирует высокие показатели в розничной торговле. Структурные изменения способствуют усилению роли малого бизнеса. Под их воздействием формируется новая структура производства в топливно – энергетическом комплексе. Отсюда происходит сдвиг в сторону расширения сферы услуг в экономике и т. д.

Темпы роста валового регионального продукта (ВРП) Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно).

Преодолев кризис 2008 – 2009гг, экономика Крыма в течение последних лет находится в состоянии стагнации, о чем свидетельствует динамика валового регионального продукта, не превышающая 3% в год (в базовых ценах).

ВРП Республики Крым по итогам2013 г. составил $4,3 млрд. или 133,6 млрд руб. Доля автономии в ВВП Украины – почти 4%, доля Крыма в ВВП России не превышает 0,2%.

Отраслевая структура показывает, что более 60% ВРП республики приходится на сектор услуг (торговля, транспорт и связь и т.д.). Однако в регионе также сильны позиции промышленных (16%) и сельскохозяйственных (10%) предприятий.

Но доля туристического сектора составляет всего 4%, так как большая часть доходов от туристического бизнеса (80%) остается «в тени». Люди, сдаваемые свои квартиры и дома, уходят от налогов. Поэтому и туристический сбор в 2013 году составил всего лишь 30 млн. руб налоговых поступлений в бюджет. Это 0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и Севастополя.

Базовой отраслью экономики Крыма остается промышленность. На нее приходится 35 – 37 % всех поступлений в бюджет и 16 % валового регионального продукта.

В Республике Крым в настоящее время промышленным производством заняты более 2000 предприятий. Сюда входят предприятия всех форм собственности и ведомственной подчиненности, включая малые предприятия и физических лиц – предпринимателей, которые используют труд наемных работников в сфере промышленного производства.

В промышленном секторе заняты более 100 тысяч человек. Сюда относятся и работающие по договорам с предпринимателями и в том числе работающие на средних и мелких промышленных предприятиях – около 67 тысяч человек.

В промышленных отраслях структуру занятости можно считать стабильной. Но число работников в пищевой, химической промышленности и машиностроении уменьшилось за последнее десятилетие. Но в то же время на предприятиях добывающей промышленности, теплогазоснабжения и энергетики число занятых увеличилось. И главной составляющей промышленного производства является электроэнергетика (35%) ,пищевая промышленность (26%), химическая (20%), машиностроение (10%), добывающая промышленность (5%).

Здесь нельзя не заметить два периода нестабильности и снижение уровня производства в развитии промышленности Крыма. Первый – это 2008 – 2008 годы и второй в 2012 году. В это время финансово – экономического кризиса произошел резкий дефицит оборотных средств, кредитных ресурсов, снижение объемов производства продукции и спроса на производимую продукцию. Все это сказалось на реальном сокращении уровня промышленного производства в Республике Крым на 17,3% в 2008 году и на 1,3% в 2012 году к уровню соответствующего предшествующего года. И надо отметить, что к началу 2014 года объем промышленного производства по отношению к уровню 2007 года еще не достигнуты.

Основным товаром экспорта Республики Крым является промышленная продукция. Она составляет 90% от его объемов. Половину экспорта составляет продукция химических предприятий. А в последние годы добавилась и промышленность строительных материалов. Сюда входит добыча и производство.

Объем промышленного производства Севастополя в 2013году увеличился на 14,5 % по сравнению с 2012 годом. А объемы производства во всех отраслях сокращались. И только индекс перерабатывающей промышленности составил 120,4%.

В худшую сторону изменилось положение в легкой, пищевой промышленности и в машиностроении. Сами за себя говорят такие данные. Индекс промышленной продукции составил 79,7 %. Неплатежи за выполненные работы по ремонту военных кораблей ВМС Украины на ПАТ “Севастопольский морской завод” явились причинами такого спада производства.

Произошел спад производства в добывающей промышленности и разработке карьеров. Причина – уменьшение объемов добычи инкерманского камня на ПАО “Инкерстром”, и ЧП “Доломит”, так как не было спроса на эту продукцию. Этот камень становился все менее и менее востребован.

Уменьшился выпуск пищевых продуктов, напитков, табачных изделий из-за спада производства. Произошло это по причине ремонта цехов на этих предприятиях.

Спад производства наблюдался и в текстильной промышленности, в частности на швейном предприятии – ПАТ “Трикотаж”. Заказы уменьшились, а на рынке данной отрасли появилось большое количество товаров зарубежных компаний более дешевых, хотя и менее качественных.

Так же стали снижаться объемы производства продукции на предприятиях по производству резиновых и пластмассовых изделий. Так как в Севастополе много строительных супермаркетов, то продукция местных предприятий не выдерживала конкуренции.

На территории Крыма в 1999 – 2004 годах пытались привлечь иностранные инвестиции, которые планировалось направить на промышленное развитие. Но ничего не получилось. И только незначительные объемы российских и украинских инвестиций были вложены в гостиничные проекты в Ялте и Алуште. Работа по привлечению инвестиций в экономику Крыма в последние 20 лет так и не увенчалась успехом.

В бюджетном секторе надо особо отметить, что 75% доходов и 80% всех расходов бюджетной системы формировалось на уровне государственного бюджета Украины. Тогда как региональным и местным бюджетам оставалось всего лишь 20 – 25 %. В государственный бюджет были переданы все основные налоги и сборы – НДС, налог на прибыль. Они составляли более 99% сборов. Были переданы все основные акцизы и платежи за пользование природными ресурсами. Регионам доставалось всего ничего, а именно: налог на доходы физических лиц и налог на землю. Но высокий уровень теневой активности, низкий уровень доходов населения, оценка земли по кадастровой, а не по рыночной стоимости для большинства регионов делали бюджет дефицитном. Но в украинской бюджетной системе Республика Крым имела преимущество – в ее бюджет зачислялся акциз на выпускаемые спиртные напитки.

Как результат, объем трансферта из государственного бюджета Украины в последние годы составлял 40-50% от всех доходов консолидированного бюджета Крыма.

Аналогичная ситуация складывалась и с бюджетом г. Севастополя. Трансферт из Государственного бюджета Украины в городской бюджет в последние годы составлял 2,5-3 млрд. руб. (т.е. фактически город является нетто-донором, т.к. плата России за базирование Черноморского флота в Севастополе составляла 97 млн. долл.).

На регионы ложится основной объем финансирования социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная политика) и это несмотря на низкий уровень доходов. Основная часть бюджетных расходов сейчас направляется на обеспечение первоочередных выплат (плата за услуги ЖКХ бюджетных учреждений, выплаты заработной платы в бюджетном секторе составляют около 50% от всех бюджетных расходов, ещё около 30% приходится на социальные выплаты трансферты местным бюджетам), тогда как расходы на развитие экономики остаются более чем скромными.

Крым опережал большинство регионов Западной Украины (Житомирскую, Винницкую, Ивано-Франковскую области), по объему промышленного производства. Однако значительно уступал промышленным гигантам востока страны (вклад Донецкой и Днепропетровской областей в национальный выпуск превышал 18%). И все – таки экономика Крыма имела уровень развития ниже среднего среди украинских регионов. Практически по всем основным отраслям экономики вес Крыма существенно ниже веса его населения. Особенно острой представляется слабость обеспеченности производством электроэнергии (зависимость от поставок из Украины более чем на 80%), а также небольшая роль в украинском урожае зерновых. Еще три года назад Крым собирал достаточно большие объемы зерна, однако из-за засушливости его растениеводство вошло в диссонанс с остальной частью Украины: в то время как Украина в 2012-2013 годах ставила рекорды сбора зерна, Крым поступательно сокращал урожай зерновых.


Библиографический список
  1. Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда.//Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал, Краснодар. 2014. №3 -с.99-104.
  2. Журнал «Экономика Крыма» основан в1994 г. Крымским отделением Академии экономических наук Украины (регистрационное свидетельство КМ №109 от 5.07.1994г.)
  3. Журнал “НИВА” Республика Крым. город Симферополь.
Количество просмотров публикации: Please wait

Весной 2015 г. в Крыму прошел опрос жителей о социально-экономическом развитии. Абсолютное большинство респондентов из всех 25 муниципальных образований признали, что ситуация стала лучше – такой ответ дали 42,6% опрошенных, еще 12,2% сказали, что ситуация стала значительно лучше.

И спустя три года после исторического события сравнение экономических показателей развития Крыма украинского и российского периодов подтверждает, что благосостояние жителей увеличилось вместе с расходами на забытые экс-хозяевами региона направления. Экономические итоги трехлетнего пребывания в составе – в этом материале.

Когда Крым вошел в состав России, объем ВРП оценивался в 181 млрд руб., в пересчете на душу населения это 92,4 тыс. руб. Что в 4,1 раза ниже, чем в среднем по российским субъектам, на начало 2014 г. в России этот показатель составлял 376,4 тыс. руб., Крым оказался на предпоследнем месте, обогнав лишь Чечню (88,5 тыс. руб. на человека). Похожая ситуация сложилась и в Севастополе.

Низкий уровень ВРП Крыма обусловлен тремя факторами, объясняли в министерстве экономического развития республики: низким уровнем цен на продукцию, произведенную в Крыму и на , скромными зарплатами и, соответственно, невысоким потреблением в стране; высокой долей теневой экономики, связанной, в первую очередь, с туризмом; и деградацией экономики Крыма в постсоветский период, что отразилось на заметном спаде сельскохозяйственного производства, устаревании туристической инфраструктуры, слабом развитии промышленности.

В 2015 г. ВРП Крыма вырос на 8,5% и составил 248 млрд руб., в пересчете на душу населения — это 131 тыс. руб., ВРП двух новых субъектов составил 256 млрд руб. Концепция развития республики, напомним, предусматривает рост ВРП в пять раз за семь лет. Данных за 2016 г. Росстат еще не опубликовал, но, судя по поступательному увеличению индекса промпроизводства (ИПР) и уровня зарплат, валовой продукт вновь повысится.

ИПР Крыма в 2016 г. увеличился на 4,6% в сравнении с предыдущим годом, тоже довольно успешным – рост тогда составил 12%. В разрезе видов деятельности росли добыча полезных ископаемых (в денежном выражении она принесла региону 10,4 млрд руб., доход увеличился на 41%) и производство и распределение газа, электроэнергии и воды — на 29,4% и 55,8% соответственно (30 млрд руб.).

Однако в обрабатывающих производствах в 2016 г. наметился существенный спад в объемах – на 12,1% к предыдущему году, с одновременным ростом стоимости продукции – до 60,1 млрд руб. В Севастополе, напротив, лучшие результаты показала обработка – плюс 21%, при этом промпроизводство в целом увеличилось на 21,8%.

Добывающая промышленность чувствовала себя хорошо даже в «украинских» 2012-2013 гг., когда наметилась тенденция к замедлению темпов роста промпроизводства, в результате которого в 2013 г. ИПР, по данным Укрстата, составил только 0,8%.

В российском Крыму сырьевая часть ИПР увеличилась благодаря добыче ископаемых для строительной отрасли – объемы выросли сразу на 48%. Так, добыча известняка увеличилась в 1,7 раза и составила 1,2 млн т, гранита, песчаника и прочего камня – на 79,4% (1,2 млн т), гранул каменных, крошки и порошка – на 45,8% (2,2 млн т).

Это объясняется строительным бумом: в 2016 г. сдано 284,9 кв. м жилья в Крыму (плюс 12,8%) и еще 218,5 кв. м — в Севастополе (рост на 8,1%). За счет средств федерального бюджета и бюджета республики построено 13,1 тыс. «квадратов», населением за счет собственных и заемных средств построено 139,8 тыс. кв. м. В целом объем работ по разделу «строительство» за год составил 7,4 млрд руб. – рост на 77% в сопоставимых ценах к 2015 г.

Крым в 2013 г. занимал девятое место среди регионов Украины по объемам строительства и третье – по вводу жилья (661 тыс. кв. м). Выйти на прежние уровни пока мешает заморозка ряда объектов, отсутствие градостроительной документации, сложности с доставкой материалов на полуостров. А применительно к жилищному строительству – еще и отсутствие доступных программ кредитования, за удешевление стоимости ипотечных кредитов раньше отвечали три украинских госбанка: «Ощадный банк Украины», «Укргазбанк» и «Укрэксимбанк».

Первое место по объему выпуска продукции, порядка 60%, в Крыму занимают обрабатывающие производства, основа которых — пищевая, химическая промышленности, машиностроение. По итогам 2013 г. реализовано промпродукции на сумму 89,8 млрд руб., в 2014 г. – только на 68 млрд руб. Устаревшая материально-техническая база предприятий, их экспортоориентированность наряду с низким уровнем товарной диверсификации создали объективные сложности в работе под санкциями.

В 2016 г. рост стало набирать машиностроение – плюс 6,5% от уровня прошлого года, вклад внесли судостроительные предприятия. На «Заливе» идет строительство многофункционального аварийно-спасательного судна и судоремонтные работы.



Завод «Море» заложил малый ракетный корабль проекта 22800 «Шторм», кроме того, строится водолазный катер проекта А-160. В минэкономразвития Крыма отмечают, что на показатели повлияли итоги работы «Краснодарской стрелочной компании» в Керчи, которая выпускает железнодорожную продукцию – промрост составил 188,7%.

Добавим, что год был удачным в целом для керченских предприятий: по данным управления экономического развития, они заработали свыше 6 млрд руб., выручка на треть больше показателей 2015 г.

Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров отмечает, что подъем в судостроительной отрасли Крыма — самый существенный.

«Последние 20 лет эти заводы занимались, по сути, только ремонтом. Сегодня же идет полноценное кораблестроение, появляются новые заказы, причем не только государственные. Уже сейчас идут переговоры по строительству 16 яхтенных марин на полуострове», — сообщил он.

Увеличение заказа для машиностроительных предприятий Крыма — «Производственного комплекса» (гидравлические и пневматические силовые двигатели), «Завода холодильного оборудования», «Фирмы СЭЛМА» (производство сварочного оборудования), завода «Симферопольсельмаш» (комплектующие изделия для сельхозтехники) — отразилось на индексе производства машин и оборудования – рост на 28,1%.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса Крыма на начало 2017 г. выполняли контракты на сумму более 21 млрд руб. Трудности с поиском заказчиков у производителей электрооборудования и оптики (достаточной загрузки нет на «Федосийском оптическом заводе», симферопольский «Фиолент», изготавливающий корабельную автоматику, полностью загружен, но нуждается в модернизации) и у металлургов, объем продукции которых снизился на 20,7%.

На исполнение трехлетней госпрограммы развития промышленного комплекса Крыма в 2015 г. затрачено 199,7 млн руб., следует из данных минпрома республики, общий объем финансирования до 2017 г. – 1,1 млрд руб. из бюджета и средств инвесторов.

На модернизацию и технологическое перевооружение предприятий в 2015 г. выделено 240,7 млн руб., среди получателей: «Залив» (70 млн руб. в 2015 г. и еще 38 млн руб. в 2016 г. – на реконструкцию цехов), «Феодосийский оптический завод» (10,9 млн руб. при общем плане в 127,2 млн руб.), «Крымский содовый завод» (10,3 млн руб.). По госпрограмме финансируются новые производства: выпуск холодильных ларей на «Заводе холодильного оборудования» и строительство нового цеха на армянском филиале завода «Титановые инвестиции».

По данным Росстата, на сентябрь прошлого года почти 67% крымских компаний (без учета малого и среднего бизнеса) были прибыльными, за отчетный период они заработали 14,9 млрд руб. Убыток, сгенерированный оставшимися компаниями – 4,8 млрд руб. В Севастополе с прибылью работали 65,4% компаний, их финансовый итог за девять месяцев прошлого года — 3,3 млрд руб., на 601 млн руб. в минус ушли убыточные предприятия.

В украинском Крыму по итогам 2013 г. компании получили совокупный чистый убыток в 5,1 млрд гривен (19,9 млрд руб.). С прибылью работала меньшая доля компаний — 63%, их финансовый итог – 2,8 млрд гривен. Убыточные организации ушли в минус более, чем на 8 млрд гривен. Убыток севастопольских предприятий на конец 2013 г. был равен 333 млн гривен (1,3 млрд руб.), с прибылью работало 57% предприятий.

Развиваются организации в основном за счет бюджетных средств (по данным на сентябрь 2016 г., на них приходилось 78,2% инвестиций) и собственных инвестиций. Капвложения в 2016 г. составили 53 млрд руб. (рост на 28,2% год к году), что сопоставимо с «украинским» периодом: в 2013 г. инвестиции составляли 56,2 млрд руб., причем, их объем за год сократился на треть.

Еще одним источником финансирования могли бы быть банковские займы, однако украинские банки в 2014 г. покинули полуостров, а российские финансовые организации не стремятся занять их место. По данным Центробанка РФ, на 1 августа 2014 г. в регионе насчитывалось 12 кредитных организаций, а на начало февраля 2017 г. — лишь три и шесть филиалов банков из других областей, рассказывает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Крупные госбанки не идут в Крым из-за санкций, отмечает он.

«Исключение — банк «Россия», который и без того был под санкциями, и ему уже «нечего было терять». Но прочие, менее крупные банки, не уживаются в Крыму и из-за своих «материковых» проблем и из-за слабости инфраструктуры и клиентуры на полуострове. Санкции останавливают и приход компаний других отраслей, которые могли бы стать клиентами и питательной средой для банковского бизнеса.

Поэтому реальное вхождение российских банков в Крым возможно после ослабления западных санкций. Кроме того, банки останавливает и недостаточная транспортная доступность для товаров, продукции, оборудования, что препятствует развитию экономики и банковского сектора, в частности. Положение в данном аспекте может постепенно исправиться после постройки Керченского моста с вводом его в действие в 2018 г. для автотранспорта и в 2019 г. — для поездов», — рассказал эксперт.

По его словам, из-за неразвитости финансового сектора Крым не получает должного стимула экономического развития и сильно зависит от бюджетных потоков из Москвы. Так, в бюджете Крыма на 2017 г. запланировано увеличение трансфертов из центра на 23%, они составят 74,4% всех поступлений в казну региона.

Бюджет Крыма к 2017 г. вырос более, чем в шесть раз, до 135 млрд руб. В 2013 г. доходы бюджета республики составили 4,7 млрд гривен (порядка 19,1 млрд руб.), расходы были незначительно меньше, бюджет был исполнен с профицитом. В 2014 г. бюджет региона стал равен 21,5 млрд руб., в 2016 г. – уже 116,7 млрд руб. Расходы казны при этом исполнены на 131,3 млн руб., разрыв между статьями — 14,5 млрд руб. со знаком минус. Между тем, ставилась задача уже в 2017 г. выйти на бездефицитный бюджет.

Дефицит казны в 3,5 млрд руб. при доходах 21,8 млн руб. и в Севастополе. Большая часть средств – порядка 50 млрд руб. – идет на развитие инфраструктуры, отмечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев, на втором месте по расходам – образование (32 млрд руб.). Это «больные места» региона, на которые не обращала внимание Украина, считает он.

«Развитие Крыма во времена Украины фактически было пущено на самотек. Как таковой четкой стратегии тогда не было: все сводилось к модернизации отраслей за счет собственных средств и перераспределению доходов от нефтегаза. С таким подходом могут достаточно комфортно жить успешные зажиточные регионы, но Крым к таковым не относится. Поэтому низкий уровень практически всех социально-экономических показателей стал вполне закономерным итогом такого подхода», — рассказал он.

Сейчас главный упор в развитии Крыма делается на консервативную модернизацию инфраструктуры, которая даст плоды, в лучшем случае, в среднесрочной перспективе. Никаких срочных мер по оказанию помощи крымским предприятиям не было, даже создание СЭЗ к такой мере отнести нельзя.

Эксперт отмечает, что хорошие результаты дала поддержка сельского хозяйства в объеме 3 млрд руб.: урожайность зерновых выросла почти в два раза с 12-15 до 24,5 ц/га в прошлом году, также и объем производства сельскохозяйственной продукции вырос до 67,9 млрд руб. Однако при росте расходов бюджета в шесть раз увеличение сектора АПК должно быть более существенным, уверен эксперт. «Отчасти это можно объяснить перекосом в сторону мегапроектов, не оставляющих средств на более «бытовое» развитие», — отмечает Исаев.

Власти Крыма и Севастополя также увеличили субсидирование производителей вина и виноградарей — отрасль в постсоветский период была в упадке. В Крыму площадь виноградников достигала в 1990 г. 53,7 тыс. га (еще раньше — до 155 тыс. га), в Севастополе — более 6 га. В 2014 г. плодоносящие виноградники Крыма занимали 14 тыс. га., Севастополя — 4 га. Сейчас в Крыму порядка 14 тыс. га плодоносящих виноградников, в Севастополе около 4 тыс. га. В прошлом году в Севастополе и Крыму заложили по 500 га новых виноградников.

«Сейчас в эту отрасль активно привлекаются инвестиции, закладываются новые виноградники, только в 2016 г. аграрии Севастополя высадили почти 500 га виноградников, возрождаются новые бренды – «Золотая балка», например. А завод «Массандра» выходит на зарубежные рынки и получает предложения о создании совместного производства вина с итальянскими предприятиями. Уже к 2025 г. производство крымских вин увеличится почти на четверть», — отмечает Андрей Назаров.

Пожалуй, самая значительная ложка дегтя – изменение внешнеторгового оборота Крыма. По данным Укрстата, в 2013 г. экспорт Крыма составлял $904,8 млн (в ценах 2013 г.), импорт — $1,1 млрд. Экспорт Севастополя составлял $96,2 млн при импорте $106,9 млн руб. Внешнеторговый оборот республики за 2016 г. составил лишь $114,16 млн. 60,7% товарооборота (или $69,3 млн) приходится на страны дальнего зарубежья, 39,3% ($44,9 млн) на страны СНГ.

Основные объемы торговли в 2016 г. были с Китаем (20,1% внешнеторгового оборота республики), Турцией (7,5%), Италией (7,9%), Швейцарией (5,3%), Индией (4,0%), Испанией (4,1%). Из стран СНГ лидирующие позиции за Белоруссией (14,5%), Украиной (14,4%), Арменией (5,3%), Казахстаном (3,%).

Объем экспорта товаров в 2016 г. составил $47,65 млн, что на 35,3% меньше, чем в 2015 г.

«Основная доля в составе экспорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства – 27,9%; продукцию химической промышленности – 24,8%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) – 21,6%», – сообщает министерство экономического развития республики.

Импорт в 2016 г. сократился до $66,51 млн, тем не менее сложилось отрицательное сальдо в сумме $18,86 млн.

Большинство респондентов упомянутого ранее социологического опроса назвали главной проблемой совсем не внешнюю торговлю, а низкий уровень доходов граждан (33,1% опрошенных) наряду с высокими ценами на товары (29,9%).

Среднемесячная зарплата крымчанина на конец 2013 г. составляла 3148 украинских гривны, по курсу 2013 г. это порядка 12,3 тыс. руб., в Севастополе – порядка 15,2 тыс. руб. Тогда реальные зарплаты, по данным Укрстата, в Крыму за год увеличились на 10%, в Севастополе – на 8%. В 2016 г. среднемесячная начисленная зарплата в Крыму составила уже 25,2 тыс. руб. и 26,8 тыс. руб. в Севастополе. При этом в то время, как по официальной статистике реальные доходы россиян в 2016 г. снизились на 5,6%, у жителей Крыма они выросли на 8,6%, Севастополя – на 4,1%.

Ликвидировать долги по зарплате перед населением пока не удалось. В декабре 2013 г. долг предприятий перед работниками в Крыму составлял 59,4 млн гривен (230,6 млн руб. по курсу 2013 г.), задолженность в Севастополе составляла 6,4 млн гривен (более 25 млн руб.)

Задолженность по зарплате в Крыму на январь 2017 г. составила 75,7 млн руб., что на 33,8% (38,7 млн руб.) меньше, чем в начале 2016 г., в Севастополе – 27,5 млн руб., при чем здесь за год произошел рост задолженности в 2,6 раза. Численность безработных в обеих территориях снизилась, на конец года в Крыму и Севастополе было 61,7 и 12 тыс. безработных соответственно (6,8% и 6,2% от населения).

За последние три года сделано больше, чем за 25 лет в Украине, заявил глава Крыма Сергей Аксенов на международном «круглом столе» «Крымская весна три года спустя: достижения и перспективы». По словам главы республики, крымчане «забыли украинский период, как страшный сон», и Крым уже стал полноправным российским субъектом. Рано или поздно, это признает и бизнес.

«Какие могут быть ограничения для любой крупной российской компании, хоть государственной, хоть частной формы собственности? Если Крым – российский регион, какие могут быть у кого оправдания? Регион полностью находится в российском законодательном поле, надо просто принимать волевое решение.

Я уверен, что высшее руководство страны, и президент РФ, и председатель Правительства, знают обо всех этих проблемах. Считаю, руководство страны найдет правильный путь выхода из этой ситуации. Это политическое решение, которое при поддержке руководства страны все равно состоится, так или иначе», — заявил он.






Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в , чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Полуостров Крым был неотъемлемой частью Российской империи, в Советском союзе он также занимал значимое место. Он знаменит своими курортами, вином и многонациональным населением, а также богатой историей, не изучив которую, вряд ли можно в полной мере понять, что же представляет собой экономика Крыма сегодня.

Ресурсы

В Крыму встречаются разные типы почв, в том числе и черноземы, которые занимают более 45% площади полуострова. Они успешно используются для выращивания различных сельскохозяйственных культур. На полуострове мало рек, для решения этой проблемы его жители издавна научились использовать подземные воды, а также создавать искусственные водохранилища, однако жизнедеятельность и экономика Крыма в наше время в значительной степени зависят от поставок пресной воды с материка.

В недрах полуострова также имеются залежи различных природных ресурсов, таких, как железная руда, соль, нефть и газ, здесь добываются различные строительные материалы.

Конечно же, главным богатством Крыма являются именно рекреационные ресурсы, которые здесь широко используются для отдыха, туризма, лечения. Это и целебные грязи, и специализированные курорты, и просто пляжи на берегах Черного и Азовского морей, которые ежегодно посещают миллионы туристов.

Крым в древности

Вполне очевидно то, что люди стремятся заселить наиболее выгодные для проживания территории. Плодородными землями, на которых можно заниматься скотоводством и земледелием, богат Крым. Экономика полуострова во многие времена в значительной степени зависела от торговли, ведь его географическое расположение как раз способствует этому.

Считается, что первые люди в Крыму появились еще 250 тыс. лет назад, а письменные источники свидетельствуют о киммерийцах, населявших полуостров в XV-VII вв. до н. э. После них какие только народы здесь ни жили: тавры, сарматы и скифы, римляне и греки, хазары, половцы и печенеги, византийцы, турки и татары, армяне и славяне. Все они оставили свой след в культуре полуострова.

Крым в составе Российской империи

В состав самой России полуостров, до этого бывший Крымским ханством, вошел в 1783 году. В тот же год был основан военно-морской порт Севастополь. И с этого момента экономика Крыма получила для своего развития значительные вливания средств из российской казны.

Основывались новые города, поселения и усадьбы, а вновь прибывшие промышленники строили фабрики, заводы и прочие предприятия. В те годы на землях полуострова поселилось множество переселенцев, свободных и крепостных крестьян, приезжавших из России и других европейских стран. Для всех здесь нашлась работа - люди занимались садоводством, виноградарством, пчеловодством, производили зерно и табак, добывали соль. Также было развернуто строительство военных и торговых кораблей.

Прогрессу экономики полуострова мешала начавшаяся в 1853 году, а затем и революция 1917 года, однако в мирное время правительство прилагало максимум усилий для обеспечения развития Тавриды.

Крым в составе СССР

Экономика Крыма в составе РСФСР, с 1954 года присоединенного к УССР, традиционно была ориентирована на туризм, а сам полуостров обозначался как всесоюзная здравница. Однако эта сфера вряд ли является основной в хозяйстве региона. Стоит отметить, что социальное устройство Советского Союза предполагало оплату государством большей части затрат на отдых и оздоровление населения, поэтому вклад отрасли туризма в экономику региона можно считать, скорее, символическим.

Помимо привычного использования рекреационных ресурсов наряду с земледелием Крым становится крупной военно-морской базой, обеспечивающей влияние СССР на Черном море. На полуострове вполне успешно развивается промышленное производство - в первую очередь это военное приборо- и судостроение. Кроме того, здесь открыты предприятия, занимающиеся переработкой рыбы, фруктов, овощей и винограда, чья продукция также экспортируется.

Экономика Крыма в составе Украины

Это особая страница в жизни полуострова. С первых лет перестройки и далее впоследствии распада Республики Крым претерпевает серьезные изменения. И дело не столько в том, что с этих пор полуостров остается наедине с независимой Украиной - всему виной та свободного рынка, которая внедрялась на большей части постсоветского пространства.

Итогом реформ стало значительное снижение производства, сокращение площади садов и виноградников, а военный сектор и вовсе был практически упразднен. Различные сферы экономики лишились государственной поддержки, теперь все строилось на основе принципов частной собственности и личной выгоды. Исчезла большая часть советских сельхозпредприятий, также закрылись или пришли в запустение многие санатории и другие лечебно-оздоровительные комплексы.

Автономная Республика Крым перестала быть всесоюзной здравницей - туристы теперь больше предпочитали да и съездить в Египет или в Турцию им иногда было выгоднее.

Туризм как основа экономики Крыма

В течение 20 лет попытки привлечь частные капиталовложения в автономную республику не увенчались особым успехом, не считая относительно небольшого объема средств украинских и российских инвесторов. Только в 2010 году туризм официально объявили приоритетным направлением, и государство начало финансировать развитие экономики в Крыму. В его инфраструктуру были вложены значительны средства.

На фоне всеобщего упадка туристическая отрасль становится все более значимой, и вместе со приносит в бюджет полуострова не менее 25% его доходов. На начало 2014 года обслуживание приезжих отдыхающих в разной степени становится источником заработка для 50% крымчан. Более 75% всех туристов принимают Ялта, Алушта и Евпатория.

После присоединения к России

Экономика России после присоединения Крыма пострадала не больше хозяйства самого полуострова. Хотя пенсии и зарплаты в госсекторе постепенно повышены на 50%, но и цены растут примерно с той же скоростью, так как более дешевым украинским товарам теперь нет доступа на рынок Крыма.

К тому же большая часть туристов, приезжавших отдыхать на полуостров, была представлена жителями Украины. Теперь Республика Крым и ее население по причине противостояния между Украиной и Россией лишилась значительной части своих доходов.

На самом деле трудностей много: это и дефицит воды и электричества на Крымском полуострове, и нестабильно работающая банковская система - проблемы, конечно же, решаемы, но на все нужно время.

Планы на будущее

Хотя для России Крым больше важен с геополитической точки зрения, правительство планирует развитие этого региона. В течение года министерство экономики Крыма дважды сменило своего руководителя - Светлану Вербу, работавшую в ведомстве с 2011 года, в октябре 2014 заместил Николай Коряжкин, на место которого, в свою очередь, в июне 2015 был назначен Валентин Демидов, до этого занимавший должность мэра Армянска.

Новый министр экономики Крыма планирует всерьез заняться совершенствованием и привлечением инвесторов. По его словам, в первую очередь нужно начать бороться с бюрократией, а также создать понятную и доступную систему, в которой инвесторам будет удобно работать так, чтобы их не отпугивала перспектива при оформлении бизнеса застрять в кабинетах различных служб и органов.

Отправить другу


Кто инвестирует в Крым


В составе Украины Республика Крым вместе с Севастополем производила около 3% ВВП. Валовой региональный продукт - ВРП Крыма оценивался в 2013 году в $4,3 млрд. Основные доходы региону приносит многоотраслевая промышленность - 16%, которую представляют более 500 крупных и средних предприятий. Самые известные заводы - Джанкойский машиностроительный, Феодосийский оптический, Керченский судостроительный, Керченский консервный, Крымский содовый, «Крымский титан», а также знаменитый комбинат вин «Массандра» и др. Вклад торговли в ВРП - 13%, строительства и сельского хозяйства - по 10%. Доходы от туризма, как ни парадоксально, дают всего лишь 6% в региональный продукт, несмотря на наличие известных курортов на Черноморском побережье и в зоне степного и горного Крыма - Коктебель и др.

В Крым приезжают ежегодно 5-6 млн организованных и самостоятельных туристов, 40% которых - это отдыхающие из России. С туристической сферой связано большинство местных домохозяйств - либо напрямую, либо через смежные отрасли - гостиничный бизнес, розничная торговля, общественное питание, индустрия развлечений. Но эти отрасли полностью подчиняются сезонным «приливам и отливам» туристов. Высокий сезон в Крыму - с конца мая по сентябрь, когда число работающих магазинов, кафе и ресторанов увеличивается на 50%.

По ВРП на душу населения, по уровню средних зарплат и пенсий Крым в составе Украины был одним из самых бедных регионов. При средней по стране зарплате в 3148 гривен; на январь 2014 года, крымчане в среднем получали около 2695 грн, что почти вдвое ниже, чем в соседних российских регионах - в Краснодарском крае - 21,87 тыс. руб., или по курсу на январь - 5500 грн; в Ростовской области - 19,7 тыс. руб., или 4900 грн. Средняя пенсия в Крыму, по данным 2013 года, составляла 1400 грн -примерно 5800 рублей.

Дефицит жизненно необходимых ресурсов
Экономика Крыма имеет как сильные, так и слабые стороны, но в новой ситуации основным критерием становится самодостаточность региона. И в этом отношении полуостров весьма уязвим. Крым получает 90% питьевой воды, 80% потребляемой электроэнергии, 60% товаров первой необходимости из других регионов. В то же время регион хорошо обеспечен собственным продовольствием, а также имеет небольшой экспортный потенциал. Половина экспорта направлялась в страны СНГ - 45%, из этого большая часть в Россию - 29%, а 23% продукции Крыма ранее находило сбыт в ЕС. В СНГ и Россию вывозятся сельскохозяйственные товары - зерновые, животноводческая продукция, эфирно-масличное сырье для косметической промышленности - розовое масло, экстракт лаванды и пр., а в страны Евросоюза - химические и минеральные продукты, в том числе удобрения и титановое сырье. Крупной экспортной статьей в 2013 году были алкогольные и безалкогольные напитки, преимущественно вина, а также виноматериалы, которые закупали Россия, Белоруссия, Китай, Япония, Германия и США.

Крым хорошо обеспечен природным газом. Госпредприятие «Черноморнефтегаз», входящее в структуру «Нафтогаз Украины», ежегодно добывает на шельфе свыше 1,6 млрд куб. м газа, что полностью покрывает внутреннее потребление и даже дает возможность поставлять газ в другие регионы Украины. В то же время нефть и бензин на полуостров нужно завозить извне.

Главные трудности возникают в снабжении питьевой водой и электроэнергией. Крупных рек и пресных озер в Крыму нет, и основная часть воды поступает из Днепра через Северо-Крымский канал. После отделения Крыма поставки воды придется оплачивать.

Другое слабое место - электроснабжение. Собственных источников электрогенерации в Крыму почти нет, за исключением небольших солнечных и ветряных электростанций, а также устаревших ТЭЦ. Более 1200 МВт мощности составляют поставки по линиям электропередач с основной территории Украины.

Финансовое положение Крыма сильно зависит от межбюджетных перечислений. Собственные налоги и сборы покрывают меньшую часть расходов регионального бюджета, а остальные средства - от 52 до 66% в разные годы обеспечивали поступления из госбюджета Украины. От аренды военно-морской базы ЧМФ России в Севастополе автономия денег напрямую не получала. Вся арендная плата России - это $97 млн в год -поступала в Киев, и уже после перераспределений в госбюджете Севастополю возвращали $6 млн.

Таким образом, без внешних финансовых дотаций, при дефиците жизненно необходимых ресурсов, с сезонным характером ряда профилирующих секторов экономики Крым самостоятельно не выживет, нужна существенная помощь из центра. Официальный среднедушевой доход в Крыму - 1,8 тыс. грн. Это примерно $200, или 7,2 тыс. руб. по текущему курсу. Чтобы поднять экономику Крыма хотя бы до уровня среднероссийского региона по ВРП на душу населения, понадобятся огромные инвестиции.

Кто инвестирует в Крым
До революционных событий на Украине главная здравница страны не была обделена вниманием зарубежных инвесторов, прежде всего российских. За период 2000-2008 годов, перед финансовым кризисом иностранные инвестиции в Крым увеличились в 4,3 раза - со $146 млн до $637,6 млн. Темпы роста ПИИ в регион отставали от средних по стране - за то же время ПИИ на Украину выросли в 9,2 раза. Тем не менее Автономная Республика Крым устойчиво занимала в рассматриваемый период 7-8 место по объемам ПИИ среди 27 регионов страны, ежегодно привлекая примерно 1,8% от общего объема зарубежных инвестиций на Украину.

По количеству привлеченных ПИИ в расчете на душу населения Крым располагался в ранжированном списке только на 11-й позиции. Особенно привлекательным для инвесторов регион стал в период действия закона Украины о свободных экономических зонах - СЭЗ, и территориях приоритетного развития - ТПР, благодаря которому на территории Крыма действовала Северо-Крымская СЭЗ «Сиваш» 1995-2001 и ТПР «Крымская» 1999-2005. Но в конце 2005 года этот закон был отменен, а с ним исчезли и ощутимые налоговые льготы инвесторам, что негативно сказалось на притоке ПИИ в последующие годы. В 2012 году иностранный бизнес вложил в Крым $17,6 млн, а в 2013 году - всего $5,2 млн. Иностранные инвестиции направляли в строительство, аграрный сектор, добывающую и легкую промышленность, сферу операций с недвижимостью.

Накопленные ПИИ в экономику Крыма, поступившие только из России, составляли к сентябрю 2012 года $359,7 млн - 23,4% от всех накопленных прямых инвестиций, а если учитывать инвестиции через офшоры - то около 80%. Деньги традиционно шли в курортный бизнес: строительство пансионатов, отелей, ресторанов.

О своих экономических интересах в Крыму громко заявил Китай, который рассматривает полуостров в качестве одного из узловых пунктов в реализации национальной стратегии «Экономический пояс Шелкового пути», предусматривающей создание новых эффективных торговых маршрутов по суше и морю из Китая в Европу. В декабре 2013 года, во время визита Виктора Януковича в Пекин, на состоявшемся там украино-китайском бизнес-форуме был подписан меморандум о сотрудничестве.

Главное содержание договоренностей - это передача Украиной части территории Крыма - включая Севастополь и западное побережье Китаю для создания так называемой Крымской зоны экономического развития под обещанные инвестиции в $10 млрд. Из них $3 млрд китайцы обещали выделить в первую очередь, под строительство глубоководного грузового порта вблизи Евпатории - пос. Фрунзе, Сакский район. Кроме того, китайцы планировали построить в Крыму новый аэропорт, верфи, НПЗ, терминал для экспорта сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха, вложив в эти проекты $7 млрд. Перспективы этих договоренностей в новой ситуации остаются неясными.

Россия и далее намерена инвестировать в Крым. Минэкономразвития уже предложило крупному бизнесу вложить около $5 млрд - в реконструкцию автодорог, портовых и рекреационно-гостиничных комплексов. Наиболее дорогостоящими могут стать инфраструктурные объекты. К ним относятся проекты реконструкции автодороги «Херсон - Джанкой - Феодосия - Керчь» стоимостью $1,4 млрд, проекты, связанные с портами в Евпатории, Феодосии, Керчи, Ялте -суммарно около $1,8 млрд, а также масштабное строительство транспортного перехода - моста через Керченский пролив, который соединил бы Таманский полуостров с Крымом. Стоимость последнего проекта может варьировать от $1,5 млрд до $3 млрд, в зависимости от того, построят автомобильный мост или автомобильно-железнодорожный двухъярусный переход либо проложат тоннель под проливом - самый дорогостоящий вариант. Важно создать собственную энергетическую базу. Потенциально регион интересен для частных инвесторов, но при условии солидных госгарантий.

Перспективы экономического развития Крыма во многом зависят теперь от того, насколько успешно он будет интегрирован в единое социально-экономическое и правовое пространство России. На государственном уровне для этого предпринимают все необходимые меры. С 1 апреля Республика Крым и Севастополь получают прямое финансирование из федерального бюджета - свыше 13 млрд руб. дотаций на 2014 год. Заявлено, что Крым могут наделить статусом особой экономической зоны по типу Калининградской. Планируется создать корпорацию развития Крыма и принять специальную федеральную целевую программу.

Банки Крыма: новая конфигурация
Включение Крымского полуострова в состав РФ продиктовало необходимость проведения здесь локальной денежной реформы, создания расчетно-платежной системы и, как следствие, решения проблемы закрытия около 1500 филиалов и офисов украинских банков в условиях запрета в РФ функционирования филиалов иностранных кредитных организаций.

Результатом денежной реформы будет утверждение российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Крымского федерального округа. И для этого имеются веские основания. В большинстве случаев реформирование денежного обращения сопряжено с девальвацией национальной валюты, частичной конфискацией сбережений и разного рода ограничениями для обмена денег. Однако история знает и случаи проведения «мягких» денежных реформ, когда деноминация или переход на новую денежную единицу не сопровождались конфискацией денежного имущества и введением ограничений по обмену денег.

Именно такой вариант денежной реформы в настоящее время уже реализуется в Крыму. Постепенное вхождение экономики и домашних хозяйств будет обеспечиваться параллельным хождением российского рубля и украинской гривны в качестве законных платежных средств до 1 января 2016 года. Однако это вовсе не означает отсутствия множества организационных проблем переходного периода, главными из которых являются организация налично-денежного обращения, расчетно-кассовое обслуживание населения, предприятий и организаций, а также обеспечение доступности финансовых услуг.

Переход на расчеты в рублях даже при условии параллельного хождения гривны делает экономику Крыма чувствительной к дефициту наличной валюты, как российской, так и украинской. При его возникновении могут возникнуть угрозы использования денежных суррогатов и даже появления черных рынков наличной валюты. По этим причинам, а также по социально-политическим соображениям налаживание налично-денежного обращения на территории Крыма выступает ключевой задачей первого этапа при проведении денежной реформы. Принимая во внимание богатый опыт ЦБ РФ по организации налично-денежного обращения, а также создание Банка Крыма и Банка Севастополя с возложением на них обязанности проведения бюджетных и социальных платежей, можно полагать, что в сфере наличных денег не возникнет каких-либо проблем.

Несколько сложнее обстоит дело с расчетно-кассовым обслуживанием и платежными сервисами. Если переналадка кассовых аппаратов - это больше техническая задача, то создание эффективной системы рублевых безналичных платежей делает необходимым решение сложного комплекса организационных и экономических задач. Это касается развития сети банкоматов, проведения расчетов посредством платежных карт, перехода на российские стандарты платежно-расчетных отношений и еще множества других аспектов безналичного денежного обращения.

Наряду с использованием для юридических лиц возможностей платежной системы Центрального банка, решению этих задач, прежде всего для населения, будет способствовать развитие филиально-офисных сетей российских коммерческих банков. Вместе с расширением доступности финансовых услуг это ускорит переход к использованию новейших банковских технологий при проведении расчетов. Временные трудности в решении этого круга задач заключаются в том, что согласно действующему законодательству в России запрещено функционирование прямых филиалов иностранных банков. В силу этого филиалы украинских банков на территории Крыма подлежат закрытию. Между тем, по имеющимся оценкам, в Крыму действует примерно 1500 филиалов и офисов коммерческих банков, основная часть которых принадлежит украинским кредитным организациям. Участие российских банков - более 10, включая Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы, Альфа-Банк и др., пока остается незначительным.

Указанная проблема имеет несколько дополняющих друг друга вариантов решения. Во-первых, часть филиалов может быть передана дочерним или материнским структурам, действующим в рамках российской юрисдикции. Это касается филиалов тех украинских банков, которые либо имеют дочерний банк в России - к примеру, Райффайзен-банк, либо являются «дочками» российских банков - например, «Петрокоммерц-Украина». Во-вторых, возможен вариант законодательного закрепления переходного периода, в течение которого филиалы украинских банков могут действовать на территории Крыма при условии проведения процедур либо их преобразования в дочерние российские банки, либо продажи бизнеса заинтересованным российским кредитным организациям. В-третьих, проведенные в последние годы изменения нормативно-правовой базы ЦБ РФ способствовали упрощению порядка открытия филиалов и дополнительных офисов коммерческих банков. Жизнь показывает, что расширение их присутствия в южных регионах страны является одной из заметных тенденций в сфере банковской деятельности.

Таков далеко не полный перечень тех законодательных, экономических и организационных задач в банковской сфере, которые предстоит в кратчайшие сроки решить на территории Крыма. Отдельного внимания заслуживает проблема волатильности обменных курсов рубля и гривны на период их параллельного хождения на период до 2016 года.

В советское время экономика полуострова стояла на трех китах — туризм, агропромышленный комплекс, а также обслуживание Черноморского флота (судоремонтная промышленность, специальное и жилое строительство и т.д.). Благодаря этому уровень жизни жителей Крымской области был достаточно высоким — по уровню зарплат (253 руб. в 1990 г.) регион уступал лишь столичному Киеву и промышленному Юго-востоку страны (где значительная часть занятых работала на крупных металлургических и химических производствах с повышенным уровнем зарплат из-за доплат за вредность производства). А по обеспеченности автомобилями (80 автомобиля на 1 ООО чел.), Крымская область вообще была на втором месте в УССР (на первом с небольшим отрывом находилась Запорожская область, где располагалось основное производство автотехиики).

Распад СССР ударил по Крымской области не меньше, чем по промышленному Харькову и Донецку. Из-за разрыва связей с Россией и открытия внешних границ туристический поток сократился в несколько раз. В отличие от российских курортов Краснодарского края, достаточно быстро начавших строительство новых отелей и модернизацию действующей туристической инфраструктуры, на долгие годы остался в «светлом советском прошлом».

Распад СССР негативно отразился и на ситуации в двух других ключевых секторах крымской экономики. Из-за увеличившегося импорта продовольствия и ослабления позиций крымских производителей на российском рынке, выпуск в агропромышленном комплексе к середине 1990-х гг. снизился в 2 раза, а сбор винограда (одна из основных отраслей сельского хозяйства Крыма) упали в 2,5 раза.

Разделение Черноморского флота между Россией и и сокращение военных расходов в обеих странах привело к снижению доходов от обслуживания военных, был закрыт ряд машиностроительных заводов. Таким образом, всего за 5 лет крымская экономика упала в 2 раза, а доходы жителей Крыма, бывшие одними из самых высоких в советское время, оказались ниже не только зарплат в юго-восточных, но и во многих западных регионах. Еще хуже оказалась ситуация в сравнении с регионами российского Юга. Так, средняя зарплата в Краснодарском крае в 1995 г. составляла 71 долл., в Крыму — лишь 49 долл. (на 30% меньше, при том, что в 1990 г. зарплаты в Крыму были ниже краснодарских лишь на 10%).

С началом экономического бума 2000-х гг. крымская экономика перешла к росту, темпы роста ВРП Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно). Однако дифференциал между Крымом и российскими регионами продолжал увеличиваться, приток туристов в регион обеспечивался, в первую очередь, относительно низкой стоимостью отдыха. Это можно было бы считать конкурентным преимуществом Крыма, но смещение в низкую ценовую зону, на самом деле, привело к дальнейшей деградации туристической инфраструктуры и невозможности перейти на современные стандарты оказания услуг в этой сфере.

Практически весь турпоток приходится на неорганизованный туризм, По оценкам, министерства курортов Республики Крым в 2013 г. полуостров посетили 5,9 млн чел., из них на организованный туризм пришлось около 1,1 млн чел. (0,9 млн. чел. отдохнули в санаториях, 0,2 млн чел — в гостиничных комплексах). При этом, в последние годы наблюдалось снижение туристов из украинских регионов, переориентировавшихся на относительно недорогие и качественные курорты и Турции, а приезжающих россиян и белорусов (обеспечивающие основной поток иностранных туристов), скорее, привлекали воспоминания, а не современная инфраструктура и сервис.

Полулегальный характер туристического бизнеса сдерживал общее развитие экономики Крыма, ведь т.н. туристический сбор в 2013 г. обеспечил лишь 30 млн руб. налоговых поступлений в бюджет (0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и ). Общие налоговые поступления (включая налог на прибыль, платы за землю и т.д.) от предприятий туристского комплекса оцениваются в 1,2 млрд руб. (примерно 3% от всех доходов бюджета Республики Крым).

Сельское хозяйство региона также как и туристический сектор в 2000-е гг. оказалось в центре роста, но до советских максимумов отрасли ещё очень далеко. В 2013 г. выпуск отрасли был все ещё на 40% ниже уровня 1990 г. Сокращаются не только посевы и сборы зерновых и картофеля (полуостров проигрывает ценовую конкуренцию регионам Западной Украины), но и, например, овощей и винограда.

Поддержку АПК и другим отраслям экономики мог бы оказать бюджет, но он все последние годы оставался глубоко дотационным. Дотации и субсидии из центрального бюджета в последние годы обеспечивали около 40% всех доходов консолидированного бюджета Республики Крым и Севастополя. Однако высокий уровень дотаций связан не со сложной экономической ситуацией в регионе, а с особенностями украинской бюджетной системы, отличающейся высокой централизацией и перераспределением (на государственный бюджет приходится 70-80% доходов и расходов консолидированного бюджета). Основой региональных бюджетов является налог на доходы физических лиц, акцизы и платежи за землю. Однако из-за высокой доли теневой экономики, собираемость НДФЛ и акцизов относительно невысока.

Низкая бюджетная обеспеченность ведет к тому, что основными расходными статьями бюджетов Республики Крым и Севастополя являются выплата зарплат в бюджетном секторе, субсидий (в т.ч. на услуги ЖКХ), а также социальных выплат (пенсии, пособия). Расходы на экономику в 2-миллионом Крыме составляют лишь 2 млрд руб. в год, в 2012 г. на строительство автодорог было выделено всего 0,3 млрд руб., в 2013 г. капитальные расходы были сокращены в разы, а принятый в марте 2014 г. Министерство финансов Украины план по сокращению госрасходов означает, что, как минимум, в этом году все инфраструктурные проекты с участием государства будут заморожены.

Крымская экономика сейчас находится в сложной, но отнюдь не безнадежной ситуации. Безусловно, для того, чтобы достичь показателей, например, Краснодарского края или Ростовской области потребуется не один год и десятки миллиардов рублей. Однако эти вложения могут окупиться достаточно быстро, а необходимое финансирование не обязательно должно поступать из российского бюджета или от госкомпаний. Вероятно, что приоритетными направлениями для развития Республики Крым и Севастополя в ближайшие годы станут туристический сектор, АПК, инфраструктурные отрасли, и, конечно же, инвестиции в человеческий капитал (образование и здравоохранение).

По оценкам ИЭФ, необходимый в ближайшие 3 года объем финансирования программы развития Крыма составит 440 млрд руб., при этом порядка 240 млрд руб. (около 170 млрд руб. в отрасли с преимущественно государственным участием) — капиталовложения в отрасли-локомотивы и поддерживающую инфраструктуру, около 200 млрд руб. — на субсидии бюджетному сектору (повышение пенсий и зарплат в образовании и здравоохранении), а также субсидирование повышенных цен на электроэнергию и воду. Если с украинской стороной удастся договориться и поставка воды и электроэнергии будет осуществляться по внутренним украинским ценам, то объем субсидий на 2014-2016 гг. сократится на 50 млрд руб. (к 2020 г. при условии реализации заявленных в электроэнергетике и водоснабжении проектов, объем субсидий снизится до 0,0-1,0 млрд руб.).

К 2020 г. объем финансирования программы развития Крыма может снизится в 1,5 раза, а объем субсидий — в 2 раза благодаря снижению зависимости/отказу от поставок
электроэнергии и воды из Украины, а также росту бюджетной обеспеченности и, как следствие, способности региона финансировать большую часть своих расходов самостоятельно. Разумеется, воздействие внешней среды будет иметь значимое влияние, и итоговые суммы могут оказаться как выше, так и существенно ниже наших оценок.