Как создать крестьянское фермерское хозяйство? Какие налоги платит КФХ? Налоговые каникулы для кфх.

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся выпуском сельскохозяйственной продукции, а также, с 2017 года, - оказанием услуг в этой сфере , вправе перейти на специальный режим налогообложения – уплату единого сельскохозяйственного налога, который заменяет сразу несколько обычных налоговых платежей в рамках ОСН. Исходя из специфики применения, да и самого названия данного спецрежима, можно сказать, что он идеально подходит для работы в рамках большинства крестьянско-фермерских хозяйств.

Что представляет собой КФХ

Крестьянско-фермерское хозяйство само по себе может быть зарегистрировано в качестве организации, что следует из положений статьи 86.1 Гражданского кодекса. Однако в большинстве случаев глава КФХ встает на учет в качестве индивидуального предпринимателя, то есть осуществляет деятельность без образования юрлица.

Переход на уплату единого сельхозналога для КФХ в обоих случаях происходит стандартно. Подать заявление на ЕСХН можно при создании КФХ – для этого у него есть 30 календарных дней с момента постановки на учет юрлица или ИП. Если же по каким-то причинам при регистрации данный спецрежим выбран не был, то перейти на него можно с начала очередного календарного года. Для этого в ИФНС по месту регистрации нужно подать информацию о переходе на ЕСХН в срок до 1 января года, с которого планируется применять данную систему налогообложения.

Форма сообщения о начале применения сельскохозяйственного спецрежима - уведомление о переходе на ЕСХН № 26.1-1 – утверждена приказом ФНС России от 28 января 2013 года № ММВ-7-3/41@.

Условия применение ЕСХН в КФХ

Налогообложение КФХ ЕСХН предполагает стандартные условия выпуска продукции сельхозназначения, предусмотренные Налоговым кодексом. То есть каких-то специальных льгот по применению спецрежима статус крестьянско-фермерского хозяйства не дает. Таким образом, организация или ИП в статусе КФХ, перешедшие или желающие перейти на уплату единого сельхозналога, обязаны обеспечивать долю доходов от производства, переработки и реализации товаров, подпадающих под определение сельскохозяйственных, на уровне не менее 70% в общих поступлениях (ст. 346.2 НК РФ). С этого года в рамках применения ЕСХН допускается также оказание организациями и индивидуальными предпринимателями услуг сельхозназначения.

Переход на уплату ЕСХН дает возможность крестьянско-фермерскому хозяйству рассчитываться с бюджетом по ставке 6% от разницы между полученными в течение года доходами и понесенными расходами (п. 1 ст. 346.8 НК). Также нужно отметить, что для КФХ и прочих плательщиков единого сельхозналога, зарегистрированных на территории Республики Крым, предусмотрена возможность применения льготных ставок. Так, до конца 2016 года для всех сельхозпроизводителей полуострова действовала ставка налога в размере 0,5%. На период с 2017 по 2021 год Налоговым кодексом предусмотрена возможность снижения ставки налога на основании законодательных актов местных властей до 4%.

Отчетность КФХ на ЕСХН в 2017 году

Отчетность крестьянско-фермерского хозяйства в рамках применения ЕСХН также предоставляется в ИФНС в рамках требования главы 26.1 Налогового кодекса. Декларация подается по итогам года в срок до 31 марта – эта дата актуальна как для юрлиц, так и для ИП. В то же время по итогам первого полугодия КФХ обязано перечислить самостоятельно рассчитанный авансовый платеж по ЕСХН. Срок его перечисления – до 25 июля.

Окончательный расчет по налогу по итогам года нужно произвести одновременно с подачей декларации, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным.

Поскольку ЕСХН заменяет уплату обычного набора стандартных налогов на ОСН, то отчитываться по налогу на прибыль , НДС или НДФЛ компаниям или индивидуальному предпринимателю не требуется. Однако статус работодателя накладывает обязанность на КФХ подавать отчеты по зарплатным начислениям своим сотрудникам.

Зарплатная отчетность

Каждая организация, а также ИП, являющийся работодателем, признаются источником выплаты доходов для своих сотрудников. Следовательно, они обязаны исполнять функции налогового агента по НДФЛ, то есть удерживать при выплате зарплаты данный налог и перечислять его в бюджет.

Далее, уже из собственных средств работодатель обязан заплатить страховые взносы, которые распределяются в пользу трех структур: ПФР, ФОМС и ФСС. По всем этим выплатам, разумеется, работодатель обязан отчитаться. КФХ исполняет данное требование на общих основаниях.

Обязанности налогового агента по налогу на доходы физлиц предполагают подачу двух отчетов. Справки по форме 2-НДФЛ подаются по итогам года в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. Расчет 6-НДФЛ необходимо подавать по итогам каждого квартала – не позднее окончания следующего за отчетным кварталом месяца.

Что касается отчетности по взносам, то тут нельзя не сказать о новшестве текущего года. Дело в том, что распорядителем платежей на пенсионное, медицинское и социальное страхование с 2017 года становится ИФНС. Именно сюда работодателям предстоит перечислять взносы, которые до сих пор перечислялись в напрямую в ПФР и соцстрах. Соответственно и отчетность по взносам несколько видоизменится. Тем не менее, за 2016 год работодатели обязаны были отчитаться по прежним правилам, то есть подать до 20 января отчет по форме 4-ФСС , а до 15 февраля - форму РСВ-1 ПФР . У компаний и ИП, которые отчитываются электронно, крайний срок в обоих случаях продлевается на 5 дней.

Начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года, эти два отчета будут заменены одной общей формой, подаваемой работодателями в ИФНС. Срок подачи этого единого расчета по взносам – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 7 ст. 431 НК). Однако данный отчет не будет содержать информацию о взносах на травматизм, которые, как и прежде, необходимо перечислять в ФСС по новой форме 4-ФСС . Соответственно и отчитываться по данным платежам нужно будет перед соцстрахом в обычные ранее действующие сроки - до 20/25 числа следующего за окончившимся кварталом месяца.

Еще одна форма отчета, оставшаяся неизменной с прошлого года – ежемесячная СЗВ-М , содержащая сведения о застрахованных лицах, в частности данные об ИНН и СНИЛС работников. Ее работодатели подают в ПФР. В 2017 году изменились лишь сроки подачи: ранее отчитываться нужно было до 10 числа каждого месяца. В этом году срок несколько увеличен: подавать сведения необходимо до 15 числа по окончании отчетного месяца.

Обязателен до 2017 года именно для глав КФХ был еще 1 расчет в ПФР – форма РСВ-2 . За 2016 год эту форму надо представить в ПФР в те же сроки, что и ранее – до 28 февраля 2017 года.

С 2017 года этот отчет отменен, как и форма РСВ-1, КФХ по взносам в ПФР будут отчитываться, используя форму нового единого расчета по взносам в ИФНС. Но, в отличие от других страхователей, главы КФХ как сдавали его раз в год, так и будут сдавать (если у них нет сотрудников). А вот сроки для отчета сокращены – КФХ на ЕСХН за предыдущий год будут отчитываться до 30 января следующего.

Сегодня поделюсь юридическим заключением как открыть крестьянское фермерское хозяйство .

Ведение бизнеса с использованием крестьянского фермерского хозяйств а дает существенные преимущества для бизнеса и инвестиций.

И дело не только в возможности использования налоговых льгот.

Обратите внимание!

Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.

Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.

Без торгов земельный участок можно получить:

  • в собственность бесплатно — 9 оснований ;
  • обственность за плату — 10 оснований ;
  • в аренду — 16 оснований ;
  • в безвозмездное пользование — 14 оснований ;
  • в постоянное (бессрочное) пользование — 4 основания .

Каждое основание имеет свои условия и порядок предоставления земли.

Чтобы выбрать самое подходящее основание, придется 10 часов напряженно изучать Земельный кодекс.

Однако есть более легкий способ.

Интерактивная интеллект-карта

Время истекло!

Бесплатные экземпляры закончились! Получите доступ к интеллект-карте .

Что вам дает интеллект-карта:

  • видение всех оснований получения земли без аукциона;
  • кликабельные заголовки за 1 секунду раскроют описание любого способа получения земельного участка без торгов;
  • вы за 7 минут подберете выгодные основания получения земельного участка без торгов;

Есть видео инструкция «Как пользоваться интерактивной интеллект-картой?»

Застолбите бесплатный доступ навсегда, потому что через 8 минут карта станет платной.

Процедура получения земли стала более прозрачной и доступной, особенно для людей неискушенных в юридических вопросах.

Это открывает новые возможности для тех, кто может их увидеть.
Итак.

Что вы найдете в заключении по запуску бизнес проекта: Крестьянское фермерское хозяйство?

1. как создать крестьянское фермерское хозяйство?
2. какие документы нужны для регистрации крестьянского фермерского хозяйства?
3. какой размер госпошлины нужно заплатить за регистрацию КФХ?
4. кто может создать крестьянское фермерское хозяйство?
5. какая ответственность может быть возложена на крестьянское фермерское хозяйство?
6. какую систему налогообложения лучше выбрать для ведения крестьянского фермерского хозяйства?

На все эти вопросы дали профессиональные, обоснованные ответы в письменном заключении.

Внимательно изучите заключение, и у вас сложится абсолютно ясная и четкая картина возможностей и действий по использованию крестьянского фермерского хозяйства.

Надеюсь, это заключение юристов будет для вас полезно, также как оно было полезно для меня.

Доходы главы КФХ освобождаются от НДФЛ в течение пяти лет с момента регистрации. Эта льгота сохранится и в случае, если он в течение этого времени перейдет на режим налогообложения в виде уплаты ЕСХН, а затем опять вернется на общий режим.

Доходы не облагаются пять лет

Глава крестьянского фермерского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Если он не подаст заявление в инспекцию о переходе на спецрежим налого-обложения, то он является плательщиком НДФЛ. Основание - статья 207 Налогового кодекса РФ.

Пункт 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ дает главе и членам КФХ право на освобождение от налога на доходы в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. При этом от налога освобождаются только доходы от реализации сельхозпродукции и продукции ее переработки. На доходы от других видов деятельности эта льгота не распространяется. В частности, постановлением ФАС Поволжского округа от 29 июня 2009 г. № А65-23398/2008 признано неправомерным освобождение от уплаты НДФЛ доходов главы КФХ, полученных от реализации металлолома.

Фермерское хозяйство, которое перешло на уплату сельхозналога, перестает быть плательщиком НДФЛ и не может пользоваться этой льготой. Но если до истечения пятилетнего срока с года регистрации хозяйство опять вернется на общую систему налогообложения, то право на льготу сохраняется. Об этом сказано в письме Минфина России от 12 декабря 2012 г. № 03-04-05/8-1388. После истечения пяти лет со дня регистрации КФХ доходы главы и его членов подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Какие еще доходы не облагаются

Изменения, предусматривающие дополнительные льготы при налогообложении глав крестьянских (фермерских) хозяйств, внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ. НДФЛ теперь не облагаются следующие доходы (п. 14.1 и 14.2 ст. 217 Налогового кодекса РФ):

Гранты, полученные за счет средств бюджетов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства;

Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающего фер-мера;

Гранты на развитие семейной животноводческой фермы;

Субсидии, предоставляемые за счет средств бюджетной системы РФ.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ действие этих норм распространили на период с 1 января 2012 года. Поэтому воспользоваться этими нормами можно уже сейчас, при подаче декларации по форме 3-НДФЛ за 2012 год

Напомним, что до введения норм, установленных пунктами 14.1 и 14.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ, вопрос обложения НДФЛ субсидий, предоставляемых за счет средств бюджетов, вызывал споры. В частности, по мнению Минфина России, бюджетные поступления, полученные гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 4 февраля 2006 г. № 69, 70, 72 и направленные на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, необходимо было отнести к компенсационным выплатам. И они не облагались НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 14 июля 2006 г. № 03-05-01-03/81). В то же время ФНС России считала, что подобные выплаты-субсидии облагаются НДФЛ, так как они не поименованы в статье 217 Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 19 апреля 2006 г. № 04-2-02/313@).

Важно запомнить

НДФЛ не облагаются суммы, полученные за счет средств бюджетной системы РФ и в виде субсидий и грантов на создание и развитие КФХ, грантов на развитие семейной животноводческой фермы, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера.

Особенности налогообложения глав крестьячнмских (фермерских) хозяйств разъясняются в Письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.09.2004№ 04-503/252@ (см.: Приложение 8)

Для крестьянских (фермерских) хозяйств удобной системой налогообложения является налогообложение по системе единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), установленнная гл.26.1 НК РФ. Для организаций переход на ЕСХН заменяет уплату:

Налога на прибыль организаций;

Налога на имущество организаций;

Единого социального налога (ЕСН).

Крестьянские(фермерские) хозяйства, уплачивающие ЕСХН, перестают быть плательщиками:

Налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности;

Налога на имущество физических лиц - в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

Налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

Единого социального налога.

При этом крестьянские фермерские) хозяйства продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иные налоги и сборы, предусмотренные общим режимом налогообложения.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и положениями гл.26.1 НК РФ организации, перешедшие на уплату ЕСХН, продолжают вести бухгалтерский учет в полном объеме.

Условия перехода на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) состоят в следующем. Переход на ЕСХН и возврат на общий режим налогообложения осуществляются организациями добровольно.

Для того чтобы применять ЕСХН с 1 января 2005 г., организация должна соответствовать следующим требованиям:

1) быть сельскохозяйственным товаропроизводителем, т.е. производить сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивать рыбу, осуществлять ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализовывать эту продукцию и (или) рыбу.

2) в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организации доля дохода от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ею рыбы, по итогам 9 месяцев 2004 г., а также в течение всего времени применения ЕСХН должна составлять не менее 70%.

Перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, установлен Постановлением Правительства РФ от 02.09.2004 N 449.

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" такое хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица и согласно п.2 ст.23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента его государственной регистрации. Поэтому на крестьянские (фермерские) хозяйства распространяются правила, установленные для предпринимателей.

При этом п.3 ст.23 Закона N 74-ФЗ установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

Следовательно, на крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие статус юридического лица, распространяются положения гл.26.1 НК РФ, предусмотренные для юридических лиц.

Главой 26.1 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели - плательщики ЕСХН не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, в частности по НДФЛ, предусмотренных ст.226 НК РФ.

Несмотря на то, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к другим членам крестьянского (фермерского) хозяйства, он производит им выплаты и является по отношению к ним налоговым агентом, следовательно, обязан удержать с этих выплат НДФЛ.

В то же время п.14 ст.217 НК РФ установлено, что обложению НДФЛ не подлежат доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.

Таким образом, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, переведенного на уплату ЕСХН, вправе воспользоваться данной льготой (см. Письмо МНС России от 20.09.2004 N 04-5-03/252@).

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с гл.26.3 НК РФ.

3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Обратите внимание! Организация может иметь розничный магазин (другую торговую точку), который в учредительных документах не оформлен как филиал и представительство, и продавать через него только продукцию собственного производства.

В этом случае розничная торговля не будет признаваться видом деятельности, подлежащим переводу на ЕНВД, и организация может перейти на ЕСХН.

Такое разъяснение содержится в Письме Минфина России от 25.06.2004 N 03-05-13/11.

Для перехода на уплату ЕСХН организации необходимо подать заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Форма заявления утверждена Приказом МНС России от 28.01.2004 N БГ-3-22/58 (в ред. Приказа МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/415@).

В заявлении должны быть указаны: общая сумма доходов от реализации, сумма доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и ее доля в общей сумме доходов.

Для плательщиков ЕСХН установлен единый объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка составляет 6%.

Подав в установленный срок заявление о переходе на ЕСХН, организация, ранее применявшая общий режим с использованием метода начисления, должна рассчитать налоговую базу на 1 января 2005 г. Это связано с тем, что доходы и расходы на ЕСХН признаются кассовым методом.

Согласно правилам ст.346.6 НК РФ при переходе на уплату ЕСХН такая организация должна исчислить налоговую базу следующим образом:

Увеличить налоговую базу на суммы авансов и предварительной оплаты, полученные в период нахождения на общем режиме налогообложения, если товары будут поставляться после перехода на ЕСХН;

Включить равномерно в расходы остаточную стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения. Если основные средства были приобретены до перехода, а их оплата будет осуществлена после перехода на ЕСХН, то их стоимость учитывается в расходах начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата (аналогичный порядок установлен и для нематериальных активов);

Включить в расходы затраты на дату их осуществления, если они были предварительно оплачены до перехода на ЕСХН (если, например, товары были получены, когда организация находилась на общем режиме, а оплата будет произведена после перехода на ЕСХН, то они включаются в расходы на ЕСХН на момент их оплаты);

Не включаются в доходы денежные средства, полученные после перехода на ЕСХН, если организацией эти суммы ранее уже были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Не включаются в расходы денежные средства, уплаченные после перехода на ЕСХН в оплату расходов, если до перехода такие расходы уже были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Вышеперечисленные правила не распространяются на организации, применявшие и до перехода на ЕСХН кассовый метод, а также на индивидуальных предпринимателей.

В отношении необходимости восстанавливать НДС при переходе на ЕСХН теперь имеется полная определенность. Федеральным законом от 05.04.2004 N 16-ФЗ ст.346.3 НК РФ была дополнена п.8.

Согласно этому пункту суммы НДС, принятые к вычету по правилам гл.21 НК РФ до перехода на уплату ЕСХН, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, при переходе на уплату ЕСХН восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.

Крестьянские (фермерские) хозяйства могут применять и упрощенную систему налогообложения (УСН). Применение УСН регулируется гл.26.2 НК РФ. Как и ЕСХН, УСН предусматривает уплату единого налога вместо ряда налогов. Перечень заменяемых налогов при УСН аналогичен ЕСХН. Соответственно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и иные налоги уплачиваются организациями согласно правилам общей системы налогообложения.

Организации, применяющие УСН, продолжают вести кассовые операции и представлять статистическую отчетность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Хотя "упрощенцам" гл.26.2 НК РФ и п.3 ст.4 Закона N 129-ФЗ позволяют не вести бухгалтерский учет в полном объеме, в некоторых случаях без ведения бухгалтерского учета обойтись нельзя (см. статью И. Кирюшиной "Учетная политика для "упрощенца"" на с. 51).

Переход на УСН является добровольным.

При этом организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев 2004 г. доход от реализации, определяемый в соответствии со ст.249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС).

Не вправе перейти на УСН организации, перечисленные в п.3 ст.346.12 НК РФ.

К ним относятся организации, имеющие филиалы (представительства), организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (кроме организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%), организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек, и др.

Главой 26.2 НК РФ предусмотрены два объекта налогообложения: доходы (налоговая ставка 6%) и доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (налоговая ставка 15%). Выбор объекта налогообложения осуществляется организацией при подаче заявления о переходе на УСН.

Подав заявление о переходе на УСН, например с 1 января 2008г., и указав в нем объект налогообложения, например доходы, организация может его изменить, но только до 20 декабря 2007 г. После этой даты объект налогообложения нельзя будет изменить в течение всего периода применения УСН.

Применяя УСН, организация должна следить за тем, чтобы по итогам налогового (отчетного) периода ее доход не превысил 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превысила 100 млн руб.

Если такое превышение произойдет, организация будет считаться вернувшейся на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Кроме того, налоговые и финансовые органы настаивают на том, что организация должна вернуться на общий режим при нарушении любого из условий применения УСН, установленных п.3 ст.346.12 НК РФ.

При этом переход на общую систему налогообложения, по мнению налоговых органов, необходимо осуществить начиная с того квартала, в котором допущено нарушение (см. Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2004 N 21-09/05568), а по мнению Минфина России, в подобной ситуации организация должна перейти к общему режиму налогообложения с начала того года, в котором произошло нарушение условий применения УСН (см. Письмо Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/52).

Организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начисления, при исчислении налоговой базы на дату перехода на УСН выполняют правила, аналогичные правилам исчисления налоговой базы, установленным для перехода на ЕСХН. В частности, в налоговую базу следует включить авансы, полученные в период применения общего режима налогообложения, по договорам, исполняемым после перехода на УСН, а также остаточную стоимость основных средств. Не включаются в налоговую базу денежные средства, включенные организацией в доходы при исчислении налога на прибыль по общему режиму налогообложения.

Расходы, осуществленные как до, так и после перехода на УСН, признаются в зависимости от даты их осуществления и оплаты. Не уменьшают налоговую базу денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов организации, если до перехода на УСН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Обратите внимание! В отличие от ЕСХН УСН не предусматривает порядок признания в расходах стоимости нематериальных активов, приобретенных до перехода на УСН. Аналогичное разъяснение дано в Письме УМНС России по г. Москве от 27.04.2004 N 21-08/28628.

Согласно изменениям, внесенным в гл.26.2 и 26.3 НК РФ Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ, организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на ЕНВД по одному из видов деятельности, разрешено по другим видам деятельности применять УСН.

Поскольку п.7 ст.346.26 НК РФ установлена обязанность организации вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД, и предпринимательской деятельности, находящейся на иных режимах налогообложения, ведение раздельного учета как при совмещении ЕНВД с общим режимом, так и при совмещении ЕНВД с УСН необходимо продолжать.

Применяя одновременно УСН и ЕНВД, организация обязана следить за тем, чтобы предельный размер выручки по всем видам деятельности не превышал установленный годовой лимит в 15 млн руб., а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышала 100 млн руб. (п.4 ст.346.13 НК РФ).

Закон N 129-ФЗ и гл.26.3 НК РФ освобождение от ведения бухгалтерского учета для ЕНВД не предусматривают. Поэтому, применяя УСН и ЕНВД, организации следует продолжать вести бухгалтерский учет в полном объеме.

Организации придется соблюдать и другие требования.

Как уже было отмечено, при совмещении УСН и ЕНВД необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, а также учитывать неразделимые расходы и уплачиваемые по обоим спецрежимам страховые взносы. Работников, занятых в деятельности, переведенной на ЕНВД, и работников, занятых в "упрощенной" деятельности, также необходимо разделить.

В рамках национального проекта граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, и крестьянские (фермерские) хозяйства получают из бюджетов субъектов Российской Федерации суммы субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам (займам). Полученные суммы признаются доходами налогоплательщиков-заемщиков, подлежащих налогообложению налогом на доходы по налоговой ставке в размере 13 процентов, (письмо ФНС от 19.04.2006 г. № 04-2-02/313@)