Изменение нормы обязательных резервов. Динамика коэффициента избыточных резервов (отношение остатков средств на корсчетах к депозитной базе) Расчет избыточных резервов

Конвертируемость (обратимость) национальной валюты - свободный обмен ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Деньги в качестве обязательного посредника обслуживают развитие форм внешнеэкономической деятельности, выступают во всех сферах международного обмена. Через механизм конвертируемости валют решаются проблемы международного платежного средства, использования валюты одного государства на территории других государств.

По степени конвертируемости различают следующие виды валют:

а) свободно конвертируемая (резервная);

б) частично конвертируемая;

в) замкнутая.

Свободно конвертируемая валюта неограниченно обменивается на другие иностранные валюты. Конвертируемую валюту наиболее развитых стран называют резервной валютой, т.к. в ней Центробанки накапливают и хранят резервы для международных расчетов и обеспечения своей национальной валюты.

Частично конвертируемая валюта , как правило, обменивается только на некоторые иностранные валюты.

Замкнутая валюта – национальная валюта, которая обращается и функционирует только в пределах своей страны и не обменивается на другие иностранные валюты.

Цели валютных ограничений: - выравнивание платежного баланса; - поддержание валютного курса; - концентрация валютных ценностей в руках государства.

Различают две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и неторговые сделки) и финансовые операции (движение капиталов, кредитов и другие трансферты). Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений, непосредственно ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по международным сделкам.

8.Обязательные и избыточные резервы банка, их формирование и назначение

Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет Центральный банк. Обязательные резервы – это часть суммы вкладов, которую каждый коммерческий банк должен зачислить на счет отделения Центрального банка. По разным вкладам (до востребования, срочным и т.д.) устанавливается своя резервная норма – процент от суммы депозитов. Минимальные размеры резервного фонда устанавливаются законодательно (доля резерва в активах банка колеблется от 3 до 20%) и являютсяинструментом регулирования количества денег в стране.

Избыточные резервы – это разность между общими резервами банка и обязательными резервами, их называют ссудным потенциалом банка . Ссудный потенциал банковской системы равен сумме избыточных резервов всех коммерческих банков, деленной на норму обязательного резервирования.

Формирование обязательных резервов несколько ограничивает возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов. Избыточные резервы банк может использовать дляприращения денег.

Формирование обязательных резервов носит обязательный характер и включается всебестоимость оказываемых банковских услуг. В отдельных случаях средства обязательных резервов формируются за счет прибыли.Объем обязательных резервов определяется спомощью нормы обязательных резервов (r ) – показателя, который рассчитывается как процентное отношение суммы обязательных резервов к общей сумме банковских депозитов. В настоящее время данный показатель колеблется в пределах от 3 до 15 % для разных стран и банков.

В процессе формирования предложения денег участвуют следующие субъекты: Центральный банк , коммерческие банки , вкладчики - субъекты, чьи депозиты хранятся в банках, заемщики - частные лица и организации, получающие кредиты в банках, а также организации, выпускающие облигации, которые приобретаются банками.

Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием. Резервы состоят из депозитов, размещенных коммерческими банками в Центральном банке, и наличных средств, которые физически находятся в банке. Резервы для банков являются активами, а для Центрального банка – пассивами, поскольку банки в любой момент могут потребовать оплатить их, и Центральный банк обязан удовлетворить это требование. Общая сумма резервов может быть разбита на две категории: резервы, которые банки держат по требованию Центрального банка (обязательные резервы ), и дополнительные резервы, которые банки держат по собственному усмотрению (избыточные резервы ) . Объем обязательных резервов определяется с помощью нормы обязательных резервов (r) – показателя, который рассчитывается как процентное отношение суммы обязательных резервов к общей сумме банковских депозитов. В настоящее время данный показатель колеблется в пределах от 3 до 15% для разных стран и банков.

Центральный банк может увеличить резервы банковской системы и соответственно предложение денег двумя способами: предоставив коммерческим банкам кредит и скупив государственные облигации. Обе эти операции являются активными статьями баланса Центрального банка, и изменение их одновременно изменяет величину резервов банковской системы.

Кредитные операции коммерческих банков также изменяют объем денежного предложения: оно увеличивается, когда банки выдают ссуды и сокращается, когда клиенты возвращают банкам взятые ранее ссуды. В этом случае происходит кредитная (депозитная) мультипликация – процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков. Рассмотрим этот процесс более подробно. Предположим, что депозиты банка «А» выросли на 1000 ден. ед. Для того, чтобы в любой момент можно было бы выдать деньги вкладчику, нет необходимости держать всю сумму вкладов в банке. Для этого достаточно только части, которая называется обязательными резервами. Возьмем для нашего случая резервную норму, равную 20%, тогда размер ссуды, которую данный коммерческих банк может выдать заемщику, будет определяться суммой избыточных резервов , которые получаются как разность между суммой депозитов и суммой обязательных резервов: 1000-200=800 (д.е.). Таким образом, банк «А» увеличил предложение денег на 800, и теперь оно равно 800+1000=1800 (д.е.). Вкладчики по-прежнему имеют депозиты на 1000 единиц, но и заемщики держат на руках 800 единиц, т.е., банковская система с частичным резервным покрытием способна увеличивать предложение денег.


Однако на этом процесс роста денежного предложения не заканчивается. Тот, кто взял деньги в ссуду, будет их тратить, покупая что-либо, а тот, кто продает, будет получать деньги и класть их в коммерческий банк, пусть в нашем примере это будет банк «Б». При резервной норме 20%, банк «Б» в обязательных резервах будет оставлять 160 д.е. (20% от 800 д.е.), а остальные 640 д.е. (это избыточные резервы банка «Б») использовать для выдачи кредитов, увеличивая предложение денег еще на 640 единиц. Банк «В», куда могут попасть эти деньги в процессе использования кредита заемщиком банка «Б», добавит еще 512 единиц (избыточные резервы банка «В») и т.д. Этот процесс создания денег будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма первоначального вклада (1000 ден. ед.) не будет использована банковской системой в качестве резервов. В нашем условном примере сумма новых денег будет равна:

1000 (1+(1–0,2)+(1-0,2)2+(1-0,2)3+…)=1/0,2 х 1000 (5.1)

В общем виде дополнительное предложение денег (D МS), возникшее в результате появления в банковской системе нового депозита, будет равно:

D МS = 1/r D, (5.2),

где r –обязательная резервная норма, D – первоначальный депозит.

Коэффициент 1/r называется банковским (депозитным) мультипликатором или мультипликатором денежной экспансии, который показывает, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему в расчете на одну денежную единицу.

Независимо от того, направляет ли банк свои избыточные резервы на предоставление кредитов, или на покупку ценных бумаг, его роль в процессе создания новых денег (депозитов) не меняется.

Существуют два вида изъятия денег у банков, которые уменьшают способность банковской системы к созданию денег:

1) Утечка наличных денег, т.е. далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются обратно в банки на депозиты, часть их продолжает циркулировать в форме наличных денег. Кроме того, клиенты банков могут брать наличные деньги с текущих счетов, что также сокращает возможности банков выдавать ссуды.

2) Избыточные резервы. Чем больше размер обязательных резервов, тем меньше суммарный потенциал банковской системы к расширению кредита, а, следовательно, и количество новых денег.

Более общая модель изменения предложения денег строится с учетом роли Центрального банка, а также с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Хотя Центральный банк в состоянии контролировать денежную базу (сумма наличных денег в обращении и резервов коммерческих банков, другими словами это деньги повышенной мощности и обозначаются как МВ), он не может осуществлять прямое регулирование банковскими резервами, поскольку именно домашние хозяйства и фирмы решают, какая часть МВ должна существовать в виде наличности. Кроме того, Центральный банк заинтересован в управлении не резервами как таковыми, а скорее совокупной денежной массой (М1, М2 и другими денежными агрегатами). Поэтому уместней пользоваться мультипликатором денежной базы или денежным мультипликатором (m), который связывает денежную базу с денежным агрегатом (например, М1):

m = М1(МS)/МВ (5.3),

т.е. денежный мультипликатор – это отношение предложения денег к денежной базе. Его можно представить как отношение суммы «наличность-депозиты» и суммы «наличность-резервы»:

m= C+D/С+R (5.4)

Разделим числитель и знаменатель правой части уравнения (5.4) на D (депозиты) и получим:

m= c +1 /c +r (5.5),

где c – C/D, r - R /D

Величина «c» - отношение «наличность-депозиты» - определяется, главным образом, поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Величина «r» -зависит от нормы обязательных резервов и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Теперь предложение денег можно представить как:

MS =(c + 1 / c + r) MB (5.6)

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу.

Важным свойством денежного мультипликатора является то, что он меньше банковского. Данное обстоятельство связано с тем, что при превращении какой-либо части прироста денежной базы в наличные деньги, она не будет участвовать в процессе многократного расширения депозитов, т.е. только часть прироста денежной базы будет участвовать в данном процессе. Прирост денежного предложения при заданном увеличении денежной базы будет меньше, чем в простой модели.

Центральный банк контролирует предложение денег, прежде всего, путем воздействия на денежную базу, что в свою очередь оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

1) Первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);

2) Последующее изменение предложения денег через процесс мультипликации в системе коммерческих банков.

К факторам, определяющим величину денежного мультипликатора и соответственно предложения денег, относятся следующие: норма обязательного резервирования и коэффициент «с» – отношение «наличность-депозиты». Эти показатели и денежное предложение находятся в обратной зависимости, а также незаимствованная денежная база (разность между денежной базой и объемом кредитов, выданных Центральным банком, это наиболее контролируемая часть денежной базы) и объем рефинансирования . Эти показатели оказывают прямое влияние на денежное предложение.

Увеличение денежной базы, обусловленное исключительно приростом наличных денег в обращении, не инициирует процесс мультипликации депозитов, в то время как увеличение ее за счет прироста резервов, обслуживающих депозиты, порождает мультипликативный эффект.

Инструменты денежно-кредитной политики. Прямые и косвенные инструменты. Опреации на открытом рынке ценных бумаг. Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента. Манипулирование нормой обязательных резервов

Инструменты денежно-кредитной политики, они же методы воздействия Центрального банка на объем и структуру денежного предложения, позволяют изменять денежную базу путем управления объемами рефинансирования и регулирования резервных требований. К ним относятся:

1. Лимиты кредитования, прямое ограничение процентных ставок – инструменты прямого регулирования,

2. Операции на открытом рынке ценных бумаг,

3. Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента,

4. Манипулирование нормой обязательных резервов.

Пункты 2, 3, 4 – это инструменты косвенного регулирования. Эффективность их использования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В трансформационной экономике используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми в процессе перехода к рынку. Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами государственной политики. Промежуточные и операционные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и достигаются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов. Рассмотрим их подробнее.

Операции на открытом рынке ценных бумаг широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднены в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичных рынках, т.к. деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации, либо Казначейские векселя.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от того, в какой пропорции прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Операции на открытом рынке можно разделить на два типа: динамические, направленные на изменение объема резервов и денежной базы, и защитные операции, цель которых – ослабление влияния, оказываемого на денежную базу другими факторами, например изменением объема средств правительства на счетах в Центральном банке и некоторыми другими. Иногда операции на открытом рынке сводятся непосредственно к покупке или продаже ценных бумаг. Но, как правило, осуществляются два типа сделок другого характера: соглашения об обратном выкупе (репо), когда Центральный банк покупает ценные бумаги и при этом оговаривает, что продавцы выкупят их обратно через некоторое время, обычно не более чем через неделю. Репо является временной операцией покупки и считается наиболее эффективным способом проведения тех защитных операций, которые предполагается в скором времени обратить. Если Центральный банк стремится осуществить временную продажу на открытом рынке, то он прибегает к компенсирующим операциям купли-продажи (обратные репо), в рамках которых Центральный банк продает ценные бумаги, оговаривая свое право их выкупа в ближайшем будущем.

Операции на открытом рынке имеют ряд преимуществ перед другими инструментами денежно-кредитной политики:

· Центральный банк может полностью контролировать объем купли-продажи государственных ценных бумаг. Такой контроль невозможен, например, при кредитовании банков по учетной ставке процента, когда Центральный банк лишь повышает, либо снижает привлекательность рефинансирования для банков.

· Операции на открытом рынке гибки и довольно точны, их можно совершать в любых объемах.

· Операции на открытом рынке легко обратимы: ошибку, допущенную при проведении операции, Центральный банк может немедленно исправить, проведя обратную сделку.

· Операции на открытом рынке осуществляются быстро. Для этого достаточно дать лишь указания дилерам рынка ценных бумаг и торговая операция будет осуществлена.

Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента получило название дисконтной политики. Учетная (дисконтная) ставка – это процент, по которому Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам под учет их векселей. Центральный банк может влиять на объем рефинансирования, воздействуя на стоимость кредитов(величину учетной ставки). Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд субъектам хозяйствования. К тому же банки, получая более дорогой кредит, повышают и свои ставки по ссудам. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.

Политика предоставления банкам кредитов по учетной ставке носит название политики дисконтного окна. Центральный банк может воздействовать на объем рефинансирования,воздействуя на количество предоставляемых кредитов через управление дисконтным окном. Кредиты по учетной ставке для банков бывают трех типов: корректирующий (к нему прибегают банки для решения краткосрочных проблем с ликвидностью в результате временного уменьшения объема депозитов), сезонный (предоставляется в определенное время года ограниченному числу банков, работающих в сельскохозяйственной отрасли), расширенный (выдается банкам, испытывающим серьезные проблемы с ликвидностью). Поскольку учетная ставка процента бывает ниже рыночной, у банков возникает стимул брать дешевые кредиты по учетной ставке и далее использовать эти средства с более высоким уровнем доходности. Банки не должны получать прибыль от рефинансирования и Центральный банк устанавливает правила, которые исключают возможность частого заимствования по учетной ставке.

Помимо влияния на денежную базу и предложение денег, дисконтная политика очень важна для предотвращения банковской и финансовой паники, т.е. она является наиболее эффективным способом предоставления банковской системе резервов во время банковского кризиса, поскольку дополнительные резервы немедленно поступают в банки, которые более всего нуждаются в них. В этом смысле Центральный банк выполняет функцию кредитора в последней инстанции и это очень важное преимущество дисконтной политики. Однако, выполнение Центральным банком данной функции создает проблему недобросовестного поведения банков и небанковских финансовых учреждений: они берут на себя больший риск и связанные с ним возможные убытки, зная, что при возникновении проблемной ситуации всегда смогут получить кредит у Центрального банка. Следовательно, Центральный банк должен принимать меры, чтобы не становиться кредитором в последней инстанции слишком часто.

Дисконтная политика имеет ряд недостатков, которые не дают основания рекомендовать ее в качестве эффективного инструмента контроля над денежным предложением. Во-первых, фиксация учетной ставки при изменениях рыночной ставки процента, может привести к резким колебаниям спрэда – разницы между рыночной ставкой процента и учетной ставкой, что ведет к незапланированным изменениям объемов рефинансирования и соответственно предложения денег. И во-вторых, дисконтная политика более слабо влияет на денежное предложение, чем операции на открытом рынке, поскольку объемы рефинансирования не полностью находятся под контролем, как объемы купли-продажи государственных ценных бумаг. Центральный банк может изменить учетную ставку, но не может заставить банки обращаться за кредитами.

Изменение учетной ставки рассматривается как индикатор денежно-кредитной политики. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками коммерческих банков. Например, повышение учетной ставки сигнализирует о начале ограничительной (жесткой) денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки по ссудам коммерческих банков, предоставляемым ими небанковскому сектору. Таким образом дисконтная политика имеет эффект сигнала для субъектов хозяйствования о намерениях Центрального банка.

Манипулирование нормой обязательных резервов. Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. В современных условиях обязательные резервы служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов. Чем выше установленная Центральным банком норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. На практике данный инструмент используется достаточно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия его через мультипликатор довольно значительна и сложно измерима.

Основное преимущество механизма обязательного резервирования при осуществлении контроля над денежной массой состоит в том, что он в равной степени воздействует на все банки и оказывает мощное воздействие на предложение денег. Однако сила этого инструмента, возможно, является скорее отрицательной, чем положительной характеристикой, т.к. небольших изменений объема предложения денег трудно достичь изменениями нормы обязательного резервирования. Еще одним недостатком использования нормы обязательных резервов для контроля над денежным предложением является то, что ее увеличение может непосредственно привести к возникновению проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов.

В последние годы Центральные банки многих стран мира снижали либо полностью отказывались от резервных требований. Из-за того, что Центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческим банкам, банки ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы получить, если бы, например, выдавали эти деньги в ссуду. Издержки, с которыми связано обязательное резервирование, говорят о том, что стоимость привлечения средств для банков выше, чем для других финансовых посредников, на которых не распространяются резервные требования. По этой причине банки оказываются менее конкурентоспособными, и Центральные банки снижали нормы обязательных резервов для того, чтобы повысить конкурентоспособность коммерческих банков. Тем не менее, полностью отказываться от обязательного резервирования не имеет смысла, поскольку его существование обеспечивает большую стабильность денежного мультипликатора и, следовательно, более качественный контроль над предложением денег.

5.4. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Политика "дешевых денег". Политика "дорогих денег"

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики представляет собой каналы ее влияния на организацию и функционирование экономики. Эти каналы охватывают процесс от принятия решений денежными властями до конкретного механизма воздействия денежных шоков на реальный сектор экономики с учетом обратных связей, то есть реакции денежных властей на изменение ситуации в экономике после реализации мер в области денежно-кредитной политики. Структура трансмиссионного механизма состоит из цепочек макроэкономических переменных, по которым передаются изменения в денежно-кредитной политике, и зависит от конкретных условий, особенностей поведения экономических субъектов, структуры финансовой системы страны и методов денежно-кредитной политики. Существуют теоретические разногласия между кейнсианцами и монетаристами относительно трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Кейнсианский подход : Общий спрос на деньги изменяется обратно пропорционально процентной ставке. Рост номинального ВНП будет сдвигать кривую спроса вправо. Предложение денег – некоторая постоянная величина, не зависящая от процентной ставки. Денежно-кредитная политика способствует установлению ставки процента, но сама процентная ставка не воздействует на предложение денег. В данном случае именно реальная, а не номинальная ставка процента будет влиять на принятие инвестиционных решений. Здесь мы исходим из постоянства цен и предполагаем, что равновесная ставка процента является реальной (см. рис.5.4).

Рис. 5.4. Денежный рынок

Равновесная ставка процента определяет кривую спроса на инвестиции. При r* предприятиям выгодно инвестировать I* (см. рис.5.4). Изменение процентной ставки скорее влияет на инвестиционный компонент общих расходов, чем на изменение расходов на потребление. Инвестиционные расходы являются более крупными по размеру и долгосрочными по природе по сравнению с потребительскими, поэтому процентные ставки именно через этот канал способны воздействовать на производство, занятость и уровень цен.

Рис. 5.5. Спрос на инвестиции

Рис. 5.6. Равновесный ВНП

На рисунке 5.6 представлена простая доходно-расходная модель частной закрытой экономики для определения равновесного уровня ВНП (Y*), при котором сбережения равны инвестициям I*.

Какие варианты денежно-кредитной политики могут применяться:

· Если равновесному ВНП на уровне Y* сопутствует безработица и недоиспользование производственных мощностей, то Центральный Банк прибегает к политике дешевых денег (кредит дешевый и легкодоступный). Рост денежного предложения приведет к снижению процентной ставки, вызывая рот инвестиций и ВНП.

· Если равновесному уровню ВНП (Y*) соответствует инфляция спроса, то Центральный банк прибегает к политике дорогих денег , которая понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Сокращение предложения денег повысит процентные ставки, в результате чего сократятся инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию спроса.

Изменение величин процентных ставок, инвестиций и ВНП будут зависеть от определенной формы кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем круче кривая спроса на деньги, тем сильнее будет влияние изменения предложения денег на процентную ставку (см. рис.5.4). Каждое данное изменение процентной ставки будет тем сильнее влиять на объем инвестиций и на ВНП, чем более пологой будет кривая спроса на инвестиции (см. рис.5.5).

Существует проблема обратной связи, которая усложняет результативность денежно-кредитной политики.Надо признать, что уровень ВНП также может определять равновесную ставку процента (движение от рис.5.6 к рис.5.4). Эта связь существует, т.к. относящийся к спросу на деньги для сделок компонент кривой спроса на деньги прямо зависит от уровня номинального ВНП. Рост ВНП, вызванный политикой дешевых денег, в свою очередь увеличивает спрос на деньги, частично тормозя и притупляя усилия политики дешевых денег по понижению процента, и наоборот.

Таким образом, кейнсианский трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики можно представить следующим образом:

Изменение денежно-кредитной политики – изменение резервов коммерческих банков – изменение денежного предложения – изменение процентной ставки – изменение инвестиций – изменение номинального ВНП.

Если первоначально экономика работает не на полную мощность, изменения в инвестициях влияют на номинальный ВНП посредством изменения реального объема производства через эффект мультипликатора. Если же экономика достигает полной занятости, изменения в инвестициях воздействуют на номинальный ВНП через изменение уровня цен.

По мнению кейнсианцев, в цепи причинно-следственных связей есть много слабых звеньев, в результате чего денежно-кредитная политика является ненадежным средством стабилизации по сравнению с фискальной политикой. Она будет неэффективной в случае, если:

· кривая спроса на деньги относительно полога, а кривая спроса на инвестиции относительно крута (см. рис.5.4, рис.5.5).

· возможно нестабильное смещение кривой спроса на инвестиции, при котором влияние изменений процентной ставки на инвестиционные расходы не проявится или ослабнет (см. рис.5.5).

· Если коммерческие банки не будут отвечать, к примеру, политике дешевых денег выдавать ссуды, а население не проявит желания брать кредиты.

Монетаристский подход к определению трансмиссионного механизма: Монетаристы видят в денежном предложении единственный важнейший фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Они утверждают, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов – реальные и финансовые, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной, в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменения самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывают предсказуемое воздействие на уровень номинального ВНП.

Монетаристы полагают, что, хотя изменение денежного предложения (М) может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к таким изменениям, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаристы считают экономику внутренне устойчивой и стремящейся к объему производства на уровне полной занятости. Конкретный уровень этого объема зависит от таких реальных факторов, как количество и качество труда, земли, капитала и технологий. Здесь важно отметить, что если объем производства в условиях полного использования мощностей постоянен, то изменения М приведут только к изменениям цен (Р).

Коммерческие банки обычно считают минимальную норму резервирования вкладов чересчур низкой для поддержания нормальной платежеспособности. К тому же обязательные резервы хранятся в Центральном банке. Поэтому коммерческие банки, как правило, предпочитают часть своих избыточных резервов не отдавать в ссуду, а хранить в самом банке. Та доля вкладов, которую коммерческие банки в среднем считают необходимым хранить в виде избыточных резервов, называется нормой избыточного резервирования вкладов (er):

где ER - объем избыточных резервов

При наличии избыточных резервов коммерческие банки используют для выдачи ссуд не весь свой ссудный потенциал, а за вычетом суммы хранящихся в банке избыточных резервов.

Экономический смысл денежного мультипликатора

показывающий во сколько раз конечный прирост денежной массы (предложения денег) превосходит первоначальный прирост денежной базы при наличии денежных остатков у населения и избыточных резервов у коммерческих банков.

Так как (cr + r) < 1, то денежный мультипликатор всегда больше единицы.

Поскольку любое расширение денежной массы всегда является следствием расширения денежной базы, то при наличии денежных остатков у населения и избыточных резервов у коммерческих банков:

Билет №34. Кредитно-денежная политика: ее виды, цели и воздействие на экономику.

Одним из важнейших факторов, оказывающих воздействие на со-стояние всей экономики, является предложение денег. Возможность и необходимость использования денег с целью воздействия на экономику никем не оспаривается, но существуют большие расхождения во взгля-дах кейнсианцев и монетаристов по поводу механизма и последствий использования денежных инструментов.

Количество денег в обращении не может быть произвольным; для поддержания экономической стабильности необходимо соблюдать оп-ределенные пропорции между денежной массой и массой товаров. Это соотношение с очень большим упрощением может быть выражено фор-мулой И.Фишера MV = PQ , где

М - денежная масса (предложение денег);

V - скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за год);

Р - средняя цена единицы продукции (товаров и услуг);

Q - общий объем произведенной за год продукции

Изменяя денежную массу, государство может оказывать активное воздействие на всю экономику. Монетарная политика – экономическая политика, предполагающая изменение денежного предложения с целью достижения безынфляционного экономического роста и полной заня-тости.

Изменение денежной массы возможно не только путем эмиссии де-нежных знаков, но - с учетом действия денежного мультипликатора - и с помощью инструментов кредитной политики. Поэтому содержание монетарной политики включает в себя использование всех инструмен-тов, воздействующих на денежную массу.

Следует различать активную и пассивнуюмонетарную политику. Пассивной монетарная политика выступает в том случае, когда измене-ние денежных параметров является следствием дискреционной фис-кальной политики, то есть является вынужденным. Активной политика называется тогда, когда государство воздействует на денежные парамет-ры, преследуя цели экономического роста и занятости

Основные (глобальные) цели активной монетарной политики:

Рост реального объема валового национального продукта;

Обеспечение полной занятости;

Стабильность цен.

Билет №35. Инструменты кредитно-денежной политики.

В мировой экономической практике используются следующие ин-струменты воздействия на денежную массу в обращении:

1. изменение норматива обязательных резервов;

2. изменение учетной ставки;

3. операции на открытом финансовом рынке.

Операции на открытом рынке . В настоящее время в мировой эко-номической практике операции на открытом рынке являются основным инструментом текущей монетарной политики. Суть его заключается в том, что государство начинает осуществлять активную кампанию либо по скупке, либо по продаже ценных бумаг на открытом финансовом рынке, выступая в качестве обычного рядового его участника. Этим создается очень мягкое экономическое воздействие на денежный рынок, так как не затрагиваются никакие административно устанавливаемые нормативы.

Рассмотрим механизм воздействия этого инструмента на денежную массу.

Предположим, что на денежном рынке сложилась высокая процент-ная ставка и центральный банк ставит задачу по ее снижению путем увеличения денежного предложения. Для этого он начинает скупать правительственные и корпоративные ценные бумаги на открытом рынке. Поскольку спрос на ценные бумаги увеличивается, их рыночная цена повышается, и доходность начинает падать. Это делает ценные бумаги все менее привлекательными для их владельцев (основную массу кото-рых составляют банки), и от них начинают избавляться. В результате к государству уходят ценные бумаги, а от него в сферу обращения – де-нежные средства. У банков в результате продажи ценных бумаг возрас-тают объемы избыточных резервов, и в результате действия денежного мультипликатора – значительное увеличение предложения денег. Кри-вая денежного предложения сдвигается вправо, процентная ставка па-дает.

расширенная продажа государством ценных бумаг.

Политика учетной ставки . Учетная ставка (в российской прак-тике ее принято называть ставкой рефинансирования)- это процент, под который центральный банк страны предоставляет кредиты коммер-ческим банкам. Эти ссуды не должны использоваться банками для кре-дитования своих клиентов. Они предоставляются банкам только в слу-чаях, когда у них возникают временные трудности с ликвидностью. Но это правило не является очень строгим и не всегда соблюдается.

Устанавливает учетную ставку сам центральный банк, исходя из текущих целей монетарной политики. Если ставится задача снизить банковскую процентную ставку, центральный банк снижает учетную ставку . Это создает у коммерческих банков стремление получить больше дешевых кредитов у центрального банка. В результате возрас-тают избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультиплика-ционное увеличение количества денег в обращении.

К противоположному результату приводит повышение учетной ставки.

Для повышения эффективности своей монетарной политики цен-тральный банк может использовать одновременно оба инструмента. Со-четание расширенной продажи ценных бумаг с резким снижением учет-ной ставки (ниже текущей доходности ценных бумаг) побуждает ком-мерческие банки занимать резервы у центрального банка, а все свои средства направлять на скупку ценных бумаг у населения, которое заин-тересовано в их продаже.

Политика обязательных резервов. Как уже отмечалось ранее, норма обязательных резервов– это установленный для коммерческих банков норматив минимального резервирования депозитов. При его снижении происходит увеличение избыточных банковских резервов и мультипликационное расширение предложения денег. Противополож-ный результат получается при повышении нормы резервных требова-ний.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению мно-гих специалистов, наиболее мощным, но в то же время слишком грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. По этой при-чине в странах с развитой и хорошо настроенной экономической систе-мой он используется редко. В российской переходной экономике с ее низкой чувствительностью к «деликатным» экономическим воздействи-ям использование данного инструмента весьма эффективно. В условиях жесткой нехватки денежных средств в обращении снижение нормы обя-зательных резервов способно заменить эмиссию денег.

Билет №36. Равновесие на товарном рынке. Кривая IS, ее графическая, алгебраическая и экономическая интерпретация.

Кривая IS - кривая равновесия на товарном рынке. Она представляет собой геометрическое место точек, характе­ризующих все комбинации Y и R, которые одновременно удовлетворяют тождеству дохода, функциям потребления, инвестиций и чистого экспорта. Во всех точках кривойIS соблюдается равенство инвестиций и сбережений. ТерминIS отражает это равенство (Investment = Savings). Простейший графический вывод кривойIS связан с использованием функций сбережений и инвестиций

На рис.2.1,А изображена функция сбережений: с ростом дохода от Y до У сбережения увеличиваются с S до S

35 . Модель Баумоля-Тобина

Модель спроса на деньги с учётом альтернативных затрат держания кассы была

предложена независимо друг от другадвумя экономистами- У.Баумолем и Дж. Тобином. Она является наиболее популярной моделью спроса на деньги, рассматривающей егос точки зренияоптимизации денежных запасов. Здесь показано, что индивид поддерживает денежные запасы так же, как фирма поддерживает свои денежные запасы. В каждый данный момент домохозяйство держит часть своего богатства в денежной форме для будущих покупок. Если в денежной формехранится значительная часть богатства, то, с одной стороны, домохозяйство всегда располагает необходимой суммой денег для совершения сделок, а с другой – оно лишается процента, если бывместо денег держало приносящие проценты активы. Если в денежной форме хранится незначительная часть богатства, топеред домохозяйством может возникнуть проблема конвертации частисвоего богатства в деньги из-за недостаточности средств для совершения покупок. Таким образом, перед домохозяйством стоит проблемаопределения оптимального объёма денежных средств.

Из модели Баумоля-Тобина следует вывод:спрос на деньги – это спрос на реальные денежные остатки, он возрастает при росте реального национального продукта и сокращается при росте ставки процента.

Существует компромиссный выбор между удобством хранения наличности для сделок и процентом, которыйм.б. получен если эти деньги положить в банк. Перед д/х стоит проблемаопределения оптимального объёма денежных средств. Предполагается, что индивид тратит деньги равномерно Y /2 N -кол-во денег на руках

На счете в банке – Y , N -походы в банк, F – издержки похода в банк, i - годовая ставка процента. Тогда совокупные издержки от хранения денег на руках (ТС) равны TC = FN + iY /2 N

Индивид старается минимизировать TC , TC = FN + iY /2 N » min (0) С ростом дохода спрос на деньги растет, а с ростом ставки процента падает.

3 6 . Предложение денег. Денежная база

Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платёжных средств, которыми располагают частные лица, фирмы, гос-во.

Денежная база(B ) (деньги повышенной мощности, резервные деньги) - наличность вне банковской системы(C ), а также резервы(R ) коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. B = C + R. Увеличение денежной базы приводит к многократному (мультипликативному) расширению вкладов в коммерческих банках и денежной массы.

Предложение денег (М) равно сумме на­личных денег (С) и сумме средств на текущих счетах (D ).М = С + D .

Резервы-сумма средств, внесенных на банковские счета и не выдан­ных в качестве кредитов,.

Если бы банки только хранили деньги в качестве резервов на случай востребования их вкладчиками и не выдавали в каче­стве кредитов, то каждая положенная на текущий счет денежная сумма увеличивала бы объем средств на текущих счетах и соот­ветственно уменьшала бы количество наличных средств. При этом предложение денег остается прежним. Такая система назы­вается 100%-ым банковским резервированием, и при ней банки не оказывают влияния на предложение денег.

Если же банки держат часть вкладов (rr -норма резервов) в качестве резервов, а остальную выдают в качестве кредитов, то такая система носит название частичного банковского резервирования. Тогда из каждой единицы вкладов rr остается в качестве ре­зерва, а (1 - rr ) выдается в качестве кредита. Если получивший этот кредит кладет его в другой банк на текущий счет, и этот банк придерживается той же нормы резер­вов, то он оставит в качестве резервов rr (1 - rr ) и выдаст в каче­стве кредитов

(1 - rr ) - rr (1 - rr ) = (1 - rr ) 2 . Пусть данный процесс продолжается до бесконечности, то­гда каждая вложенная в банк денежная единица породит 1/ rr денежных единиц. Так как 0 < гг < 1, то 1/ rr >1-кредитный мультипликатор. Таким образом при системе частичного банковского резервирования банки увеличи­вают предложение денег.

Пусть с r - коэффициент наличность/депозиты, показываю­щий как население распределяет деньги между наличностью и средствами на текущих счетах. cr = C / D ; rr = R / D (Сг>0, 0< rr <1); M / B =(cr +1)/(cr + rr )

Денежный мультиплика­тор - (cr +1)/(cr + rr ). Он показывает, на сколько увеличивается предложение денег при приросте денежной базы на единицу.

1.предложение денег пропорционально денежной базе;

2. чем ниже норма резервов (rr ), тем выше денежный мультип­ликатор;

3. чем ниже коэффициент наличность/депозиты (cr ), тем выше денежный мультипликатор.

Таким образом, на предложение денег оказывает влияние не только Центральный Банк, но и коммерческие банки, а также решения населения.

3 7 . Кредитный и денежный мультипликаторы

Экономический смысл депозитного (кредитного) мультипликатора


показывающий во сколько раз конечный прирост денежной массы (предложения денег) превосходит первоначальный прирост денежной базы при отсутствии наличных денег в обращении и избыточных резервов.

Так как rr < 1, то депозитный мультипликатор всегда больше единицы.

Поскольку любое расширение денежной массы всегда является следствием расширения денежной базы, то:

Коэффициент "наличность-депозиты"

В более реалистичном виде:

Население обычно не вносит все попадающие к нему наличные деньги на банковский вклад, а часть их оставляет на руках в наличной форме (в форме денежных остатков). Пропорция, в которой денежная масса распределена на денежные остатки и вклады до востребования, описывается коэффициентом "наличность-депозиты" (cr).

Распределение прироста денежной массы .

Тогда любой прирост денежной массы будет распределен между приростом денежных остатков и приростом вкладов в определенной пропорции:

Поскольку M = D + C, и
,

то

Норма избыточного резервирования.

Коммерческие банки обычно считают минимальную норму резервирования вкладов чересчур низкой для поддержания нормальной платежеспособности. К тому же обязательные резервы хранятся в Центральном банке. Поэтому коммерческие банки, как правило, предпочитают часть своих избыточных резервов не отдавать в ссуду, а хранить в самом банке. Та доля вкладов, которую коммерческие банки в среднем считают необходимым хранить в виде избыточных резервов, называется нормой избыточного резервирования вкладов (er):

где ER - объем избыточных резервов

При наличии избыточных резервов коммерческие банки используют для выдачи ссуд не весь свой ссудный потенциал, а за вычетом суммы хранящихся в банке избыточных резервов.

Экономический смысл денежного мультипликатора

показывающий во сколько раз конечный прирост денежной массы (предложения денег) превосходит первоначальный прирост денежной базы при наличии денежных остатков у населения и избыточных резервов у коммерческих банков.

Так как (cr + r) < 1, то денежный мультипликатор всегда больше единицы.

Поскольку любое расширение денежной массы всегда является следствием расширения денежной базы, то при наличии денежных остатков у населения и избыточных резервов у коммерческих банков:

38. Кредитно-денежная политика: контроль над денежной массой.

ЦБ может контролировать предложение де­нег путем воздействия на денежную базу. Измене­ние денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликатив­ный эффект на предложение денег. Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых ЦБ осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1) изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), то есть ставки, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки;

2) изменение нормы обязательных резервов, то есть минималь­ной доли депозитов, которую коммерческие банки долж­ны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в ЦБ;

3) операции на открытом рынке: купля или продажа ЦБ государственных ценных бумаг.

Эти операции связаны с изменением величины банковскихрезервов => денежной базы и мультипликатора.

ЦБ не может полностью контролировать предложение денег, поскольку:

1) коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов, что влияет на отношение rr и на мультипликатор;

2) ЦБ не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам;

3) величина cr определяется поведением населения и другими причинами, не всегда связанными с действиями ЦБ.

Обязательные резервы – часть депозитов коммерческих банков, которую последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке или иной организации, выполняющей функции регулятора банковской системы. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема привлеченных банками депозитов и могут различаться по видам вкладов. Если в стране существует система обязательного страхования банковских депозитов, то данные резервы уже не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для выполнения контрольных и регулирующих функций Центрального банка.

Избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов, которые банки могут хранить по собственной инициативе на случай непредвиденных ситуаций (например, непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах).

Чем выше норма обязательного резервирования, тем меньше средств может использоваться банками для активных операций (в том числе кредитных). Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает действие банковского (денежного) мультипликатора и должно вести к снижению денежной массы. Таким образом Центральный банк через норму обязательного резервирования воздействует на денежное предложение.

Ставка обязательных резервов обычно применяется в качестве вспомогательной меры, так как изменение ставки может оказать существенное влияние на банковские прибыли, но на практике, увы, слабо воздействует на денежное предложение. Денежное предложение подвержено влиянию слишком большого числа разнонаправленных факторов, которые в итоге могут нейтрализовать воздействие изменения ставки обязательного резервирования.

Изменение учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – ставка, по которой Центральный банк как кредитор последней инстанции кредитует коммерческие банки. Механизм воздействия изменения учетной ставки следующий. Повышение учетной ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента. В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют. Учетная ставка обычно ниже ставки межбанковского кредитного рынка, что должно (теоретически) сделать этот инструмент денежного регулирования более действенным. Однако получение кредита о ЦБ может быть ограничено и административно, так как далеко не любой банк может к нему обратиться.

Операции на открытом рынке – купля-продажа Центральным банком ценных бумаг. Покупая, ЦБ способствует увеличению денежных средств, находящихся в распоряжении комбанков. Это приводит к увеличению объема предоставляемых банками кредитов, снижению ставки ссудного процента, удешевлению денег и росту денежной массы. Продавая, ЦБ обеспечивает противоположный результат. Часто эти операции проводятся в форме РЕПО (соглашений об обратном выкупе). Банк продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной цене через определенный срок. Плата за данную услугу – разница между ценами покупки и продажи.



Применение операций на открытом рынке сказывается на банковских резервах практически мгновенно. Считается, что операции на открытом рынке – наиболее гибкий и точный инструмент кредитно-денежной политики, имеющий более тонкое косвенное воздействие на денежный рынок, чем другие.

Виды монетарной политики:

1. Жесткая монетарная политика – поддержание денежной массы на определенном уровне.

2. Гибкая монетарная политика – поддержание ставки процента на определенном уровне.

Выбор варианта монетарной политики зависит от причины изменения ситуации на денежном рынке. Например, рост спроса на деньги связан с инфляцией. В этом случае уместна жесткая политика поддержания денежной массы.

Следует иметь в виду, что одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента ЦБ не в состоянии. Например, если растет спрос на деньги, то для поддержания устойчивой ставки процента ЦБ вынужден расширять предложение денег, чтобы сбить влияние на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Например, повышение процентной ставки на денежном рынке может вызвать уменьшение избыточных резервов, но одновременно побудить население увеличить свои депозиты и, следовательно, сократить наличность. Это отразится на денежном мультипликаторе и, вместо уменьшения предложения денег мы получим увеличение этого предложения.

В зависимости от сложившейся экономической ситуации и целей экономической политики государство может проводить политику дешевых денег или политику дорогих денег.

Политика дешевых денег. Если реальный объем производства существенно ниже объема производства в условиях полной занятости (реальный ВВП существенно ниже потенциального ВВП), то экономика страдает от безработицы. В этих условиях следует проводить политику дешевых денег, то есть предложение денег должно быть существенно увеличено. Для этого используются следующие приемы:

· покупки на открытом рынке;

· снижение нормы обязательного резервирования;

· снижение учетной ставки.

Результатом перечисленных мер будет увеличение избыточных резервов комбанков, что, возможно, приведет к расширению предложения денег и к росту денежной массы. Расширение предложения денег вызовет снижение процентной ставки и, следовательно, рост инвестиций. Совокупный спрос под воздействием эффекта мультипликатора изменится (в данном случае возрастет) в большей степени, чем изменятся инвестиции, что, в свою очередь, сдвинет экономику в нужном направлении – к уровню полной занятости. Политика дешевых денег проводится, если основная проблема экономики – безработица и спад производства.

Политика дорогих денег. Если в экономике наблюдается ситуация инфляции спроса, то целесообразно проводить политику дорогих денег. Применяются следующие меры:

· продажи на открытом рынке;

· повышение нормы обязательного резервирования;

· повышение учетной ставки.

Комбанки в результате перечисленных мер начинают испытывать нехватку средств и вынуждены уменьшить объемы выдаваемых кредитов. Это приводит к снижению денежного предложения и росту процентной ставки. Высокая процентная ставка приводит к сокращению инвестиционных расходов, через них – к сокращению совокупного спроса, что должно сдерживать инфляцию спроса. Политика дорогих денег проводится, если основная проблема экономики – инфляция.

Результативность кредитно-денежной политики осложняется обратным воздействием ВВП на процентную ставку. Безусловно, процентная ставка в значительной степени определяет равновесный уровень ВВП, так как она воздействует на инвестиции и совокупный спрос. Однако существует и обратная связь. Уровень ВВП влияет на равновесную процентную ставку, так как спрос на деньги для сделок зависит напрямую от уровня номинального ВВП. Это означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, ослабляя тем самым результативность данной политики в отношении понижения процентной ставки. Политика же дорогих денег ведет к уменьшению номинального ВВП. Однако это уменьшает спрос на деньги и ослабляет результативность данной политики как средства повышения процентной ставки.

Политика дешевых денег неприменима в экономике полной занятости. Если экономика достигла/приблизилась к уровню полной занятости, то увеличение совокупного спроса никак не скажется на реальном объеме выпуска и занятости, так как свободных ресурсов, за счет которых можно нарастить выпуск уже нет. Результатом проведения политики дешевых денег в этой ситуации будет раскручивание инфляционной спирали.

Политика дорогих денег неприменима (неуместна) в условиях спада и безработицы. Она приведет только в дальнейшему сокращению реального производства и усилению безработицы.

Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики.

I. Преимущества: считается, что кредитно-денежная политика – основной инструмент стабилизации экономики.

1. Кредитно-денежная политика поддается быстрому изменению. Считается, что ее воздействие на денежный рынок (особенно, если речь идет об операциях на открытом рынке) практически мгновенное.

2. Кредитно-денежная политика может проводиться относительно независимо от политических структур и не слишком подвержена воздействию политических мотивов (так называемому «предвыборному влиянию).

3. Воздействие кредитно-денежной политики на экономику и экономических агентов мягче и тоньше, чем воздействие изменений в государственных расходах или налоговой политике.

II. Недостатки: применение кредитно-денежной политики имеет определенные пределы.

1. Контроль за предложением денег со стороны ЦБ ослабляется с развитием альтернативных каналов вложения денег (например, электронных денег). В этом же направлении влияет интернационализация экономики: потоки финансовых ресурсов из данной страны или в данную страну могут существенно затруднить контроль над денежной массой.

2. Политика дешевых денег может создать условия для расширения кредитования, но не может заставить комбанки выдавать кредиты, а экономических агентов – их брать.

3. Современный экономический цикл зачастую характеризуется сочетанием спада производства и инфляции (стагфляцией), то есть одновременно присутствуют и причины для проведения политики дорогих денег, и причины для проведения политики дешевых денег.

4. Скорость движения денег обычно меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что тормозит или полностью нивелирует изменения денежного предложения, вызванные кредитно-денежной политикой. Например, в период инфляции кредитно-денежная политика направлена на ограничение денежного предложения, но при инфляции скорость движения денег возрастает. Результативность проводимой политики – нулевая. Напротив, в период спада кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, но скорость движения денег замедляется, что так же приводит к нулевому результату предпринимаемых мероприятий (бег вверх по эскалатору, который идет вниз).