Фундаментальные исследования. Курсовая работа: Кредитно-банковская система

Безопасность финансов – главное условие работы любой структуры (государства, компании), в основе которой лежат товаро-денежные отношения.

Безопасность финансов – одна из главных составляющих экономической безопасности при работе . Финансовая безопасность может рассматриваться глобальной позиции (для государства в целом) или являться частным случаем (для предприятия, компании, небольшой фирмы).

Финансовая безопасность государства и предприятия: виды, задачи

В зависимости от защищаемого объекта угрозы (внутренние и внешние), а также способов борьбы с ними финансовая безопасность может быть поделена на два основных вида:

1. Финансовая безопасность государства – это способность государственных органов эффективно вести финансово-экономическую деятельность, преследуя при этом исключительно национальные интересы.
Безопасность финансов страны зависит от способности государственных органов:

Обеспечить устойчивость платежных и расчетных систем государства;
- удерживать на высоком уровне экономические и финансовые параметры страны;
- гарантировать устойчивое экономическое развитие;
- сводить к минимуму действие мировых финансовых кризисов и не допускать их влияния на финансовую (экономическую) сферу;
- исключать любую утечку капитала за рубеж и защищать таким способом интересы экономики;
- предотвращать вероятные конфликты между различными секторами власти;
- заниматься привлечением средств из-за рубежа для восстановления экономики страны;
- препятствовать административным правонарушениям и серьезным преступлениям в финансовой сфере.


2. Финансовая безопасность компании – основной элемент экономической безопасности. Именно от него зависит стабильность работы организации, ее финансовые интересы, возможность развития и роста в условиях жесткой конкуренции, объем прибыли и так далее.

Эффективность системы финансовой безопасности предприятия обусловлена компетентностью соответствующих органов и их способностью решать следующие задачи:

Обеспечивать стабильное экономическое развитие компании в любых условиях;
- достигать целевых параметров деятельности с учетом удержания высокой ликвидности компании и ее независимости в экономическом плане;
- устранять негативные влияния на компанию кризисов, происходящих внутри страны или в мире. Препятствовать негативному влиянию конкурентов;
- исключать проведение любых операций с ценными бумагами, которые могут нести опасность правам собственности;
- формировать оптимальную систему учета денежных потоков, а также добиться максимальной эффективности контролирующих органов;
- привлекать и применять по назначению , а также держать под контролем уровень долговой нагрузки;
- защищать от мошенничества и предотвращать подобные случаи еще до их появления;
- работать с персоналом во избежание грубой халатности во время работы, а также совершения крупных финансовых ошибок;
- разрабатывать и внедрять в жизнь системы контроля финансового состояния компании, а также на раннем этапе выявлять признаки банкротства (кризиса) и эффективно с ними бороться.

Правовые основы финансовой безопасности РФ

Эффективным в экономическом плане можно назвать только такое государство, которое отстаивает свои экономические и национальные интересы в условиях жесткой рыночной экономики. На законодательном уровне доктрина экономической безопасности была разработана, одобрена Президентом РФ и введена еще в 29 апреля 1996 года. На основании этого документа было принято Постановление о мерах по реализации стратегии РФ в финансовой сфере.

В доктрине были четко определены пути дальнейшего развития, рассмотрены основные угрозы для экономики страны, приведены основные параметры и критерии различных состояний финансовой сферы, описаны механизмы противодействия и так далее. Без обеспечения финансовой безопасности решение серьезных вопросов внутри страны и на межгосударственном уровне невозможно.
Правовые основы финансовой безопасности имеют несколько основных уровней:


1. Конституция Российской Федерации. В документе четко указаны все органы, которые отвечают за безопасность финансов государства, расписаны их полномочия и особенности взаимодействия.
2. Федеральные конституционные законы и законы РФ . Данный «пласт» можно разбить на несколько основных групп:

Федеральные законы, регулирующие финансовую деятельность страны и субъекты хоздеятельности в целом;
- законы РФ, которые рассматривают порядок регулирования, полномочия и особенности деятельности институтов (государственных органов), задача которых – обеспечение безопасности финансов;
- федеральные законы, которые регулируют только вопросы финансовой безопасности;
- законы РФ, в которых четко прописана ответственно за невыполнение или же грубое нарушение законодательства в сфере безопасности финансов страны.

3. Отдельные Указы, отданные Президентом РФ . В них, как правило, определяется концепция национальной безопасности, действующая стратегия противодействия терроризму и его финансированию, а также особенность взаимодействия ответственных за финансовую безопасность органов.

4. Акты Правительства России определяют правила работы, организации и полномочия действующих государственных органов, задача которых – обеспечение безопасности финансов страны.

5. Соответствующие акты федеральных органов , которые предусматривают меры по обеспечению финансовой безопасности страны.

6. Акты других институтов и органов , которые работают над обеспечением финансовой безопасности. Здесь в большей степени речь идет об актах Центрального Банка Российской Федерации.

7. Международные соглашения и договоры РФ с другими странами.

8. Резолюции совета ООН , в котором Россия принимает непосредственное участие.

Угрозы финансовой безопасности РФ и причины их появления

На сегодня можно выделить несколько видов угроз финансовой безопасности для Российской Федерации:

1. Внутренние - те виды угроз, которые могут провляться по причине ошибочной политики, персональных оплошностей работников госструктур, мошешеннических действий и так далее. Среди них:

Просчеты органов власти или ошибки в управлении;
- ошибочная финансово-экономическая политика, направленная на разрушение экономики, а не на ее поддержание;
- злоупотребление должностными обязанностями представителей органов власти в корытных целях и в ущерб финансовой безопасности;
- бесхозяйственность;
- экономические преступление в органах власти и так далее.

2. Внешние угрозы имеют большие последствия для экономики страны и требуют особого рассмотрения. К причинам их появления можно отнести:

Постоянный рост объемов капиталов, их активное движение, концентрация денег., как на глобальном, так и на макроэкономическом уровне;
- активная интернационализация () мирового хозяйства, развитие экономических связей между различными странами;
- появление автономии в некоторых субъектах, таких как ТНБ или ТНК, в руках которых сосредоточены крупные финансовые «нити». Дополнительным фактором является их способность влиять на хозяйственную деятельность других стран;
- большой выбор финансовых инструментов и их изменчивость;
- высокий уровень мобильности существующих рынков, а также внедрение самых новых информационных технологий;
- взаимодействие внутренней и внешней экономик страны, а также их зависимость от мировых инвестиций. Большинство специалистов сходятся во мнении, что глобальная мировая система не видит никакой разницы между политиками страны (внутренней или внешней). Все взаимосвязано;
- зависимость экономики РФ от краткосрочных спекуляций на рынке. Все это делает финансовую систему страны крайне уязвимой;
- общая неустойчивость экономик многих стран мира, а также непредсказуемость их финансовых систем;
- неспособность контролирующих органов своевременно влиять на ситуацию и оперативно принимать «реанимационные» меры.

Стратегия финансовой безопасности РФ и пути противодействия угрозам

На основе вышесказанного стратегия безопасности финансов должна включать:


- четкое распределение секторов влияния РФ с учетом этнонациональной, климатической и экономической общности;
- выделение основных параметров и критериев финансовой системы РФ, которые бы отвечали основным нормам безопасности в финансовой сфере;
- работа над выявлением угроз и их устранением;
- разработка методик, которые бы позволили прогнозировать вероятные опасности, проводить своевременные исследования, выявлять негативные тенденции и эффективно им противодействовать;
- определение главных угроз, а также механизмов, которые могут нести риски для социальной, политической или финансовой системы страны;
- организация качественного взаимодействия органов контроля финансов, которые бы позволили контролировать финансовую деятельность страны по регионам и географическим участкам;
- выделение предметов, объектов или параметров, которые бы позволили держать под контролем всю финансовую безопасность страны.

Меры по обеспечению финансовой безопасности России

В условиях большого числа внешних и внутренних угроз должны быть приняты следующие меры совершенствования системы безопасности:

Четкое определение границ внешнего инвестирования, то есть предела вливаний иностранного капитала в отечественные компании;
- выделение требований к области производства, применения устройств для передачи технологий, использования местных компонентов и так далее;
- ограничение по каждой из отраслей по максимально допустимому объему иностранных инвестиций. При этом для наиболее важных секторов экономики доступ капиталу из-за рубежа должен быть закрыт или сведен к минимуму;
- принятие мер по отношению к структурам, которые принимают ограничительные меры и искажают нормальные условия конкуренции;
- разработка систем, позволяющих контролировать все потоки иностранного капитала из-за рубежа, а также видеть процессы их распределения.

Результатом работы системы должен обеспечить ряд выполнение следующих задач:

Удержание национальной валюты на стабильном уровне;
- создание условий, которые бы гарантировали конкурентоспособность национального капитала;
- насыщение финансового сектора деньгами в том объеме, который необходим для нормального развития страны и роста экономики;
- гарантия равного развития с партнерами по бизнесу, а в перспективе и доминирование на рынке.

Угроза финансовой безопасности предприятий


Как и в случае с государством, здесь можно выделить два вида угроз:

1. Внешние – те, которые не зависит от работы компании и представляют собой различные факторы риска:

Уровень инфляции в стране, изменение прогноза;
- негативные макроэкономические условия;
- устойчивость нормативно-правовой основы;
- нестабильная страны (изменчивый );
- низкая эффективность работы кредитных, страховых или налоговых структур;
- невыгодные условия кредитования компании (резкие изменения ставок процента);
- нехватка инвестиционного капитала;
- недобросовестные конкуренты, использующие «грязные» методы борьбы;
- природные катаклизмы;
- повышенный уровень преступности в стране (области), повышение процента финансовых преступлений;

Скупка ценных бумаг или долгов компании;

Наличие финансовых обязательств у компани и невозможность по ним расплатиться.


2. Внутренние угрозы вызваны исключительно деятельностью самой компании, недобросовестной работой персонала, мошенничеством, низким качеством работы финансового менеджмента. К таким угрозам можно отнести:

Недостаточная маркетинговая оценка рынка;
- низкое качество менеджмента, грубые ошибки в управлении;
- слабый уровень персонала;
- неправильная ценовая политика компании;
- устаревшая техническая база;
- сбои в работе оборудования, сетей, коммуникаций;
- минимальная ;
- ошибки при хранении материальных (финансовых) активов;
- плохая репутация компании;
- утечка к конкурентам финансовой или стратегической информации;
- невыполнение своих договорных обязательств;
- отсутствие плана деятельности (развития) или его невыполнение при появлении внештатных ситуаций, некорректное бизнес планирование .

Меры по обеспечению финансовой безопасности предприятия


Чтобы обеспечить безопасность финансов компании стоит сделать следующие мероприятия:

1. Определить параметры и критерии деятельности компании, которые бы отвечали основным требованиям финансовой безопасности.

2. Включить в элементы финансовой безопасности следующие составляющие:

Характеристику сфер проявления угроз;
- разработку качественных механизмов, способствующих выявлению потенциальных угроз для финансовой деятельности предприятия, а также своевременного их устранения;
- выделение основных угроз, особенности их работы, а также сферы воздействия на финансовую систему компании.

3. Разработать компоненты, которые бы определяли механизмы мониторинговой деятельности, выполнение предупреждающих мероприятий, своевременный контроль и эффективную защиту от различных видов угроз. В эту группу нужно включить:

Разработку методики по прогнозированию, определению и защите от негативных факторов, дестабилизирующих безопасность компании;
- составление регламента, в котором были бы определены угрозы для финансовой сферы компании, а также методы противодействия. Кроме этого, должны быть четко установлены критерии, по которым бы можно было судить о нарушении устойчивости;
- создание информационных систем, позволяющих проводить мониторинг различных угроз (как внешних, так и внутренних);
- создание структуры, осуществляющий финансовый контроль за финансовой безопасностью. При этом меры противодействия должны разрабатывать как для нормальных условий, так и для кризисных этапов;
- разработка комплекса предупредительных мероприятий, формирование четких механизмов финансовой политики, а также внедрение нормальной системы финансовой безопасности, которая бы позволила смягчить действие негативных факторов в случае необходимости.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Безопасность банковской системы

Термин безопасность может применяться по отношению к самым различным субъектам, например, международная безопасность, государственная безопасность, безопасность предприятия, безопасность граждан. Обычно под ней понимается текущая и перспективная защищенность субъекта от разнообразных угроз имущественного и неимущественного характера. Кроме того, рассматриваемое понятие включает в себя разнообразные функциональные направления, например, политическая безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность. Также выделяются угрозы внешнего характера - со стороны иностранных государств, изменения экономической политики собственного государства, неблагоприятной динамики конъюнктуры рынка. Существуют также и внутренние угрозы: низкая квалификация собственного персонала или недостаток финансовых ресурсов.

Безопасность банковской системы - это такое состояние банковской системы, при которой обеспечиваются условия для ее стабильного и эффективного функционирования, максимальной прибыли и оптимального использования ресурсов для социально-экономического развития страны.

Основные показатели безопасности банковской системы:

· отношение активов банка и ВВП;

· доля иностранного капитала в совокупном капитале банковской системы;

· доля проблемных кредитов в объеме активов банка;

· соотношение собственных и заемных средств;

· динамика прибыли;

· динамика процентных ставок как по депозиту, так и по кредиту;

· доля кредиторской задолженности населения в общем объеме кредитного портфеля.

Проблемы банковской системы тесно связаны с безопасностью отдельного банка, что обусловлено разнообразием интересов субъектов рынка банковских услуг, конкурентной борьбой, увеличением числа мошенничеств в кредитно-финансовой сфере.

1. Безопасность коммерческого банка

Безопасность банка - это его защищенность от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать финансовый, материальный и кадровый потенциал.

Главной целью системы безопасности является обеспечение устойчивого функционирования банка и предотвращение угроз его безопасности, защита законных интересов от противоправных посягательств, охрана жизни и здоровья персонала, недопущения хищения финансовых и материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения служебной информации, нарушения работы технических средств, обеспечения производственной деятельности, включая и средства информатизации.

Основными задачами обеспечения безопасности банка являются:

ь анализ и прогнозирование вероятных угроз;

ь создание механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности и проявление негативных тенденций в функционировании банка;

ь минимизация и возмещение причинённого ущерба;

ь взаимодействие с правоохранительными органами в сфере обеспечения безопасности;

Основные принципы построения системы безопасности:

1. Непрерывность. Считается, что злоумышленники только и ищут возможность, как бы обойти защитные меры, прибегая для этого к легальным и нелегальным методам;

2. Активность. Защищать интересы банка необходимо с достаточной степенью настойчивости, широко используя различные меры защиты;

3. Законность. Предполагает разработку системы безопасности на основе законодательства в области банковской деятельности;

4. Надёжность. Необходимо расширять использование средств безопасности отечественного производства;

5. Специализация. Предполагается привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области;

6. Целенаправленность и конкретность;

7. Обоснованность. Используемые возможности и средства защиты должны быть реализованы на современном уровне развития науки и техники, обоснованы с точки зрения заданного уровня безопасности и соответствовать установленным требованиям и нормам;

8. Комплексность. Для обеспечения безопасности необходимо использовать все имеющиеся в арсенале разрешенные законом виды и формы средств безопасности;

9. Экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности;

10. Взаимодействие и координация;

11. Совершенствование;

12. Централизованность. Даёт возможность скоординировать действия всех служб, правильно распределить выделенные ресурсы и обеспечить контроль;

13. Плановость. Формирование годового плана работы службы безопасности.

Существует три основных компонента безопасности современной кредитно-финансовой организации:

1. информационная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз разглашения или утери информации, имеющей коммерческую или иную ценность;

2. безопасность персонала банка, предполагающая его защищенность от любых угроз персоналу, прежде всего, высококвалифицированной его части;

3. имущественная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз денежным средствам, ценным бумагам, товарно-материальным ценностям и другим элементам активов.

3. Стратегия обеспечения безопасности банка.

Стратегия обеспечения безопасности - совокупность долгосрочных целей и управленческих подходов, реализация которых обеспечивает защиту кредитно-финансовой организации от потенциальных угроз разглашения коммерческой и банковской тайны, а также нанесения ей любых других форм ущерба имущественного и неимущественного характера. В своей основе стратегия обеспечения безопасности банка может иметь одну из трех рассмотренных ниже вариантов:

Вариант 1. Концепция упреждающего противодействия. Данная концепция является логическим следствием ранее избранной банком стратегии роста и вытекающей из нее агрессивной конкурентной стратегии. Она предполагает возможность использования службой безопасности наиболее активных методов профилактики и противодействия возможным угрозам. Основным критерием выбора служит максимальная эффективность того или иного метода, при этом вопросы этичности его применения отходят на второй план. При реализации рассматриваемой концепции допускаются, в частности, банковский шпионаж, не всегда легитимные методы контроля над лояльностью собственного персонала.

Преимущества данной стратегии:

безопасность банковская система банк

ь возможность эффективного решения возникающих у банка проблем, связанных с обеспечением собственной безопасности, практически без участия государства;

ь обеспечение приоритета методов профилактического противодействия потенциальным угрозам;

ь возможность обеспечения эффективной поддержки других направлений внутрибанковского менеджмента, в первую очередь, маркетинга и управления персоналом.

Недостатки:

ь высокая вероятность адекватного ответа со стороны пострадавших от подобной политики конкурентов;

ь неизбежные противоречия с действующим законодательством, следовательно, потенциальные проблемы с правоохранительными, судебными и надзорными органами;

ь необходимость более высокого уровня ресурсной поддержки финансовой, кадровой, материально-технической.

Вариант 2: Концепция пассивной защиты. Данная концепция является логическим следствием ранее избранной банком стратегии сокращения и вытекающей из нее пассивной конкурентной стратегии. Она предполагает приоритетную ориентацию банка на защиту со стороны государства в лице правоохранительных и судебных органов. Это позволяет резко ограничить функции собственной службы безопасности, сохранив в ее инструментарии лишь минимально необходимую номенклатуру методов профилактики и отражения потенциальных угроз.

Преимущества концепции:

ь минимальные затраты на ее практическую реализацию;

ь отсутствие угроз применения к банку соответствующих санкций со стороны государства в силу его полной законопослушности как хозяйствующего субъекта по рассматриваемому направлению деятельности.

Недостатки:

ь полная зависимость безопасности банка от эффективности деятельности правоохранительных органов государства;

ь ориентация на методы противодействия уже реализованным угрозам, которые являются менее эффективными по сравнению с профилактическими и пресекающими.

Вариант 3. Концепция адекватного ответа. Данная концепция является логическим следствием ранее избранной банком стратегии ограниченного роста и вытекающей из нее наступательной конкурентной стратегии. Она предполагает возможность использования службой безопасности всего комплекса легитимных методов профилактики и отражения потенциальных угроз. В порядке исключения допускается использование и не полностью легитимных методов, но лишь в отношении тех конкурентов или иных источников угроз, которые первыми применили подобные методы против конкретного банка. Вариант является компромиссом между первой и второй концепциями, смягчая их радикальные недостатки (однако, не позволяя в пол ной мере использовать и достоинства). В современных условиях применяется большинством кредитно-финансовых организаций.

Факторы, определяющие выбор базовой концепции:

ь ориентация на обслуживание высокорентабельных отраслей или теневой экономики;

ь степень агрессивности конкурентной стратегии банка;

ь степень "криминогенности" региона размещения банка;

ь финансовые возможности банка по обеспечению собственной безопасности;

ь квалификация персонала службы безопасности банка;

ь наличие поддержки со стороны местных органов государственной власти.

Список источников

1. Букин С. Безопасность банка // Банковские технологии. - 2005. - № 9. // www.bizcom.ru /security/ 2005 - 09/01.html;

2. Гриценко Р. Економічна безпека баеківської системи України // Вісник національного банку України. - 2003. - № 4;

3. http://books. google.com.ua/;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Основные понятия и принципы построения банковской системы России, ее целостность. Операции коммерческого банка как основного звена банковской системы. Проблемы становления эффективной банковской системы в России. Усиление позиций и роли ассоциаций.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2009

    Управленческие, экономические и правовые механизмы защиты финансовых интересов организации от потенциальных угроз. Принципы построения системы безопасности хозяйствующего субъекта. Основные блоки системы экономической безопасности торгового предприятия.

    статья , добавлен 26.08.2017

    Характеристика современной банковской системы Украины, тенденции подъема. Ключевые факторы устойчивости и конкурентоспособности банковской системы. Конкурентоспособность и ликвидность контактов. Воздействие банковской системы на экономику страны.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2009

    Система экономической безопасности предприятия как составной элемент общей системы корпоративного управления бизнесом. Теоретические основы изучения системы экономической безопасности предприятия. Организация процесса защиты коммерческой тайны компании.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Общая характеристика банковской системы. Сущность и основные функции коммерческих банков. Операции проводимые коммерческими банками. Характеристика банковской системы Республики Беларусь. Структура банковской системы РБ.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2006

    Понятие и критерии оценивания экономической безопасности предприятия, характеристика внешних и внутренних угроз и пути их избегания. Задачи, принципы построения и структура системы экономической безопасности предприятия, элементы и оценка эффективности.

    реферат , добавлен 04.04.2010

    Современное состояние развития проблем экономической безопасности. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности. Прикладные аспекты экономической безопасности. Методика определения ключевых проблем экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2006

    Анализ становления, принципов построения, структуры, механизма функционирования, конкуренции и государственного регулирования современной банковской системы. Изучение статуса и основных функций Центрального банка, его роли в современной экономике России.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Проблемы защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Определение сущности экономической безопасности. Разработка и реализация политики и стратегии, формирование системы обеспечения безопасности.

Безопасность банковского сектора является частью финансовой безопасности страны, так как банковская система является важнейшей составляющей финансово-кредитной сферы государства. Именно состояние банковского сектора и определяет уровень финансово-кредитной безопасности, а следовательно, и уровень финансовой безопасности государства.

Финансовая безопасность отдельного банка тесно связана с безопасностью банковского сектора в целом. Они взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, проблемы, возникшие в одном банке, способны вызвать эффект домино и привести к системному банковскому кризису.

Итак, финансовая безопасность банка является важной составляющей финансовой и национальной безопасности и является таким состоянием банковского учреждения, которое характеризуется сбалансированностью и устойчивостью к влиянию внешних и внутренних угроз, ее способностью достигать поставленных целей и генерировать достаточный объем финансовых ресурсов для обеспечения устойчивого развития

Основные виды внешних угроз банка

Виды внешних угроз

Возможные проявления

1.Нормативное регулирование банковской деятельности

Несовершенство законодательства (например, отсутствие закона о банковской тайне создает угрозу разглашение информации о деятельности банка и его клиентов);

Изменчивость законодательства;

Отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности или изменение условий лицензирования

2.Денежно-кредитная политика центрального банка

Ставка обязательного резервирования;

Объемы рефинансирования и размер учетной ставки;

Объем предложения денег в обращении;

Изменение учетной ставки;

Объем операций с ОВГЗ

3.Нестабильность внешней среды

Глобальные или локальные финансовые кризисы;

Невозможность получить доступ к внешним финансовым ресурсам;

Валютный, процентный и рыночный риски;

Блокирование активов банка в другом государстве;

Государственный дефолт

Виды внешних угроз

4. Доверие к банковской системе

Возможны проявления

Недоверие со стороны инвесторов;

Недоверие со стороны предприятий (кредиторов);

Недоверие со стороны населения (вкладчики);

Быстрое изъятие большого объема средств из банка;

Использование средств массовой информации для провоцирование банковского кризиса;

Ухудшение репутации банка;

Банкротство крупного банка

5.Конкурентная среда

Неконкурентоспособность банка;

Недобросовестная деятельность конкурентов;

Резкое увеличение рыночных ставок по депозитам;

Резкое снижение рыночных ставок по кредитам;

Задача экономических убытков предприятиям - ключевым контрагентам банка

6. Преступная деятельность

Мошеннические действия третьих лиц;

Грабеж и кража ценностей банка;

Взломе компьютерных сетей банка;

Рейдерские атаки на банк;

Махинации с акциями банка

7.Негативные макроэкономические условия

Высокий уровень инфляции и инфляционных ожиданий;

Дефицит инвестиционных средств и низкий уровень инвестиционной активности в стране;

Экономический кризис в стране;

Падение спроса на кредиты и банковские услуги

8. Деятельность государства

Нестабильной налоговой, кредитной и страховой политики;

Политическая нестабильность;

Военные конфликты

Основные виды внутренних угроз банка

Виды внутренних угроз

Возможные проявления

1. Качество кредитного портфеля

Уровень проблемных кредитов;

Невозврат кредитов;

Несбалансированная кредитная политика;

Увеличение просроченной задолженности

2. Уровень и компетенция менеджмента

Принятие неправильных управленческих решений;

Неэффективная деятельность вследствие неоптимального использования потенциала банка;

Ошибки в стратегическом планировании и прогнозировании;

Построение нерациональной структуры банка

3. Структура активов и пассивов

Дефицит собственных средств;

Низкий уровень ликвидности и недостаток ликвидных активов;

Завышенный уровень рисковых активов;

Увеличение активов низкого качества;

Нехватка капитала;

Несбалансированность активов и пассивов по срокам

4. Зависимость от инсайдеров

Льготное кредитование учредителей;

Принятие управленческих решений под давлением владельцев;

Отстаивание интересов собственников, а не интересов самого банка

5. Преступные действия персонала

Мошенничество;

Разглашение конфиденциальной информации;

Неэффективная работа персонала;

Переход ключевых сотрудников к конкурентам;

Недостаточный уровень квалификации персонала

6.Неэффективная деятельность банка

Низкий уровень доходов;

Несовершенная оценка кредитных рисков;

Низкий уровень доходности активов;

Слабое маркетинговое исследование рынка и, как следствие, недостаточный уровень диверсификации банковских операций

вопрос:

16.1. Сущность финансовой безопасности банковского сектора.

16.2. Методический инструментарий обеспечения финансовой безопасности банков.

16.3. Моральные риски и асимметрия информации в банковской деятельности и методы их минимизации.

Сущность финансовой безопасности банковского сектора

Банковская система является главной составляющей финансово-кредитной сферы страны. Состояние и развитие банковского сектора определяет уровень финансово-кредитной безопасности страны. Финансовая безопасность охватывает все составляющие финансово-кредитной сферы государства, а именно:

Безопасность бюджетного сектора;

Безопасность денежно-кредитного сектора;

Безопасность банковского сектора;

Безопасность валютного сектора;

Безопасность фондового сектора;

Безопасность инвестиционного сектора;

Безопасность страхового сектора.

Функционально банковская безопасность охватывает все звенья сферы денежно-кредитных отношений и рассматривается в двух аспектах:

С точки зрения результатов деятельности банков для страны;

С точки зрения устранения угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны (НБУ и отдельных банков).

Финансовая безопасность отдельного банка тесно связана с безопасностью других банков, а также банковского сектора в целом. Это обусловлено функционированием банков в едином законодательном и нормативно-правовом поле, индикативным регулированием банковской политики со стороны государства.

К ключевым характеристикам финансовой безопасности банков относят:

Обеспечение стабильного финансового состояния банка;

Содействие эффективной деятельности банка;

Определение на ранних стадиях проблем и влияние на их устранению;

Нейтрализация кризисных ситуаций и предотвращения банкротства.

Основными задачами финансовой безопасности банков являются:

Обеспечение достаточной финансовой устойчивости и независимости банка;

Поддержка конкурентоспособности, развитие высокого технического и технологического потенциала;

Постоянная оптимизация организационной структуры, усовершенствования функций менеджмента;

Правовое сопровождение всех видов деятельности банка;

Защита информационной среды и коммерческой тайны;

Формирование условий для производительного труда сотрудников банка;

Сохранение и эффективное использование финансовых, материальных и информационных ресурсов банка.

Финансовая безопасность банка является важной составляющей национально экономической безопасности и характеризуется возможностью банковского учреждения противодействовать влиянию как внешних так и внутренних угроз.

К внешним угрозам безопасности банков относят угрозы, которые содержат в себе негативное влияние окружающей среды, деятельность государства, экономическая конъюнктура в стране и мире, конкуренты (табл. 16.1).

Внутренние угрозы связаны с обеспеченностью финансовыми ресурсами, структурой активов и пассивов, деятельностью высшего руководства и персонала банка, информационной безопасностью (табл. 16.2).

Таблица 16.1

Основные виды внешних угроз банка

Виды внешних угроз

возможны проявления

1. Нормативное регулирование банковской деятельности

Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы;

Изменения условий лицензирования

Отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности

2. Денежно-кредитная политика НБУ

Ставки обязательного резервирования;.

Размер учетной ставки;

Объем рефинансирования;

Предложение денег в обращении;

Объем операций с ОВГЗ;

3. Нестабильность

внешнего

Финансовые кризисы (глобальные, локальные);

Ограничение доступа к внешним финансовым ресурсам;

Банковские риски (валютный, процентный)

Блокирование активов банка за рубежом

Государственный дефолт

4. Степень доверия к банковской системе

Недоверие со стороны инвесторов;

Недоверие со стороны кредиторов;

Недоверие со стороны населения;

Изъятие единовременно большого объема средств;

Информационное провоцирование кризиса банковской системы;

Банкротство крупного банка

5. Конкурентная среда

Неконкурентоспособность банка;

Резкий рост рыночных ставок по депозитам;

Резкое снижение рыночных ставок по кредитам;

Непредвиденная деятельность конкурентов;

Экономический ущерб предприятий-контрагентов банка

6. Преступная деятельность

Мошеннические действия третьих лиц;

Кража имущества и ценностей банка;

Рейдерские атаки на банк;

Махинации с акциями банка.

7. Негативные макроэкономические условия

Высокий уровень инфляции;

Низкий уровень инвестиционной активности;

Экономический кризис в стране;

Падение спроса на кредитные ресурсы

8. Деятельность государства

Несовершенство налоговой, кредитной и страховой политики;

Политическая нестабильность;

Военные и межнациональные конфликты

Таблица 16.2

Основные виды угроз банка

Виды угроз

возможны проявления

1. Качество кредитного портфеля

Невозврат кредитов;

Уровень проблемных кредитов

Несбалансированная кредитная политика;

Рост просроченной задолженности.

2. Уровень банковского менеджмента

Невозврат кредитов;

Неэффективная деятельность потенциала банка;

Ошибки в планировании стратегии банка;

Нерациональная структура банка.

3. Структура активов

Дефицит собственных средств

Недостаток ликвидных активов;

Повышенный уровень рисковых активов;

Недостаток капитала;

Увеличение активов низкого качества;

Расхождение активов и пассивов по срокам.

4. Зависимость от инсайдеров

Льготное кредитование учредителей;

Принятие непопулярных решений под давлением владельцев;

Превышение интересов владельцев над интересами самого банка

5. Преступные действия персонала

Мошенничество;

Неэффективная работа персонала;

Разглашение закрытой информации;

Низкий уровень квалификации персонала;

Переход квалифицированных работников к конкурентам.

6. Неэффективная деятельность банка

Снижение уровня доходов;

Низкий уровень доходности активов;

Недооценка кредитных рисков;

Низкий уровень маркетинга и диверсификации банковского портфеля

В условиях сформировавшейся рыночной экономики банковский сектор выступает как один из важнейших компонентов финансовой системы страны. Так, в Концепции развития финансового рынка России до 2020 г. была отмечена его значимая роль в модернизации экономики Российской Федерации.

Действительно, банковский сектор играет огромную роль в аллокации ресурсов (т.е. в процессе перераспределения ресурсов из финансового сектора в реальный), в трансформации сбережений в инвестиции, а также в формировании механизмов для реализации основных функций государства.

Структура рынка банковских услуг может служить своего рода индикатором состояния финансовой системы государства, т.к. она отражает уровень доверия бизнеса и населения к банковской системе, эффективность взаимодействия данной системы с государственными структурами, а также позволяет сделать вывод о стабильности экономики и инвестиционном климате государства.

Динамика основных показателей российского банковского сектора определяется преимущественно ситуацией на внешних рынках, динамикой роста экономики, а также изменением курса рубля.

На рисунке 2.5 представим динамику количества действующих в РФ кредитных организаций за 2010-2014 гг.

Рис.2.5. Динамика количества действующих в РФ кредитных организаций за 2010-2014 гг.

По рисунку видно, что общее число кредитных организаций в РФ за 2010-2014 гг. сократилось на 178, в том числе за 2014 г. - на 89 (из них 76 банков). Тем снижения за 5 лет - 82,4%.

Как уже было отмечено, на рынке банковских услуг происходя типичные для рынка любого товара или услуги процессы. Одни банки выходят на рынок, другие уходят с рынка, идут процессы слияния, поглощения и т.д. Однако, в данном случае следует отметить такое существенное событие, как увеличение ЦБ РФ норматива по минимально допустимому размеру уставного капитала кредитных организаций со 180 до 300 млн. руб. (с 1 января 2015 г.). Т.е произошло не что иное, как повышение барьеров для вступления на рынок.

Докапитализация банков, как и в предыдущие годы (к 2010 г. банки должны были пополнить капитал до 90 млн. руб., к 2012 г. - до 180 млн. руб.) идет медленно, особенно, если учесть, что в середине 2014 г. только 136 кредитных организаций обладали уставным капиталом, превышающим 300 млн. руб. Общая сумма нехватки капитала составляла более 9 млрд. руб. За второе полугодие 2014 г. докапита- лизироваться удалось менее чем 50 банкам.

В связи с вышесказанным банки с небольшим капиталом вынуждены либо прибегать к слиянию с более крупными банками (с целью увеличения и сохранения капитала), либо поглощаться крупными банками, либо уходить с рынка вследствие невозможности выполнять требования ЦБ РФ по размеру уставного капитала. Кроме того, банки закрываются и принудительно, в связи с нарушениями законов.

Очевидно, что сокращение числа кредитных организаций продолжится и будет происходить за счет ухода с рынка мелких региональных банков. По нашему мнению, стремление регулятора к повышению эффективности регулирования банковского рынка именно таким образом не вполне оправдано. Возможно, следовало бы лучше сориентировать региональные банки на работу с местным малым бизнесом и населением. При этом - ограничить размер кредитов и вкладов в зависимости от величины уставного капитала. В настоящее же время следует констатировать дефицит качественных банковских услуг в регионах и ожидать улучшения ситуации нет оснований.

Проанализируем динамику совокупных активов, объема кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, а также собственных средств (капитала) российских банков (рис.2.6).

Рис.2.6. Основные показатели деятельности кредитных организаций

РФ за 2010-2014 гг.

По рисунку видно, что все основные показатели деятельности кредитных организаций РФ в период с 2010 по 2014 гг. росли. Так, совокупные активы увеличились за 5 лет на 129,7%, капитал - на 67,5%, объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств - на 119,4%.

Стоит отметить, что только за 2014 г. прирост совокупных активов составил 35,2%, а прирост совокупного капитала - 12,2%. Таким образом, несмотря на введение антироссийских санкций и структурные проблемы в российской экономике, банковские активы демонстрируют не просто уверенный рост, а рост на уровне, который ранее наблюдался исключительно в благоприятные периоды.

Однако, рост совокупного капитала банков значительно отставал от роста активов под риском в связи с обесцениванием российского рубля. Если бы процесс девальвации продолжился, сумма активов под риском у многих банков достигла бы критического уровня, т.е. нарушился бы норматив достаточности капитала. Укрепление рубля в первом квартале 2015 г. вызвало к жизни снижение большинства балансовых показателей банков, в том числе - активов под риском. Несмотря на это, улучшение капитализации банков, скорее всего, будет временным, т.к. из-за ухудшения состояния экономики ожидается рост дефолтов заемщиков, что неизбежно повлечет за собой рост отчислений в резервы и убытки.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что надежность банковской системы РФ в настоящее время снижается в силу ее высокой валютизации и «раздувания» активов вследствие девальвации рубля.

Одной из важнейших характеристик любого рынка является активность (интенсивность) конкуренции. Для того, чтобы оценить конкуренцию на рынке банковских услуг принято использовать коэффициент Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов удельных весов заданного показателя в общем объеме показателя банковского сектора и показывает, какое место (какую долю) на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяют три типа рынка:

Низкоконцентрированные - при HHI - умеренноконцентрированные - при 1,0 На основании данных, представленных в Отчетах о развитии банковского сектора и банковского надзора за 2012 и 2014 годы, сформируем сводную диаграмму значений индекса Херфиндаля- Хиршмана (рис. 2.7) по следующим показателям:

Совокупные активы;

Объем кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым организациям - резидентам;

Объем вкладов физических лиц;

Совокупный капитал.

Рис.2.7. Показатели концентрации банковского сектора РФ (индексы Херфиндаля-Хиршмана) в 2010-2014 гг.

По рисунку видно, что концентрация банковского сектора РФ в 2010-2014 гг. по основным группам активов и обязательств находилась на среднем уровне при наличии тенденции к росту (за исключением рынка вкладов). За 2014 г. индекс концентрации активов увеличился с 0,107 до 0,108, индекс концентрации капитала - с 0,098 до 0,103, индекс концентрации кредитов нефинансовым организациям - резидентам - с 0,131 до 0,144. Таким образом, можно сделать вывод, что концентрация банковской деятельности в РФ находится на среднем уровне, что соответствует рынкам с высокой степенью конкуренции (олигополистическим рынкам).

Таким образом, рынок банковских услуг РФ развивается под давлением негативных явлений, происходящих в российской экономике. Его основными чертами можно назвать высокий уровень валю- тизации и монополизации, наличие региональных диспропорций и устойчивую тенденцию к сокращению числа действующих на нем кредитных организаций.

Одной из важнейших характеристик рынка банковских услуг РФ является его институциональная структура, а точнее структура институтов - непосредственных участников кредитных отношений, и институтов, организующих эти отношения (рис. 2.8).

Рис.2.8. Институциональная структура банковской системы РФ

По рисунку видно, что институциональная структура банковской системы РФ имеет двухуровневую систему. Первый уровень представлен Банком России и Г осударственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», которое осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая, ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов, управляет средствами фонда страхования вкладов. На втором уровне находятся коммерческие банки, небанковские кредитные организации, «Внешэкономбанк», представительства иностранных банков, а также институты банковской инфраструктуры.

В структуре российского банковского сектора традиционно выделяют шесть основных групп кредитных организаций:

1) банки, контролируемые государством;

2) банки, контролируемые иностранным капиталом;

3) крупные частные банки;

4) средние и малые банки Московского региона;

5) региональные средние и малые банки;

6) небанковские кредитные организации.

Институциональную структуру банковского сектора РФ по состоянию на 01.01.2015 г. и представим ее графически на рис. 2.9.

Рис.2.9. Институциональная структура банковского сектора РФ по состоянию на 01.01.2015 г.

Видно, что в структуре банковского сектора преобладают средние и малые банки регионов (34%), а также средние и малые банки Московского региона (31%). При этом на их долю приходится соответственно 1,4 и 1,6% совокупных активов и 2,4 и 2,9% совокупного капитала. 17% всех кредитных организаций приходится на крупные частные банки, доля в совокупных активах которых составляет 28,3%, доля в совокупном капитале - 24,4%. Банки, контролируемые иностранным капиталом, составляют 9% от общего числа кредитных организаций, с долей в активах - 9,8%, в капитале - 12,4%. Удельный вес небанковских организаций - 6%, их доля в активах и капитале банковского сектора незначительна.

Следует обратить внимание на банки, контролируемые государством. При доле в банковском секторе, составляющей 3%, они владеют 58,5% совокупных активов и 57% совокупного капитала. Это говорит о высокой роли государства в развитии банковского сектора РФ.

Если проанализировать динамику численности отдельных групп кредитных организаций, то можно сделать вывод, что сокращение происходит всего за счет ухода с рынка средних и малых банков (как Московского, так и иных регионов). За 2010-2014 гг. прекратили свое существование в общей сложности 149 таких банков. Сократилось и количество иностранных банков - со 108 до 78. При этом количество крупных частных банков увеличилось на 8 и на 01.01.2015 г. составило 139 организаций. Количество государственных банков стабильно (сократилось за 5 лет на 1 организацию).

Все вышеизложенное позволяет подтвердить вывод о высоком уровне монополизации рынка банковских услуг РФ.

На основе данных Банка России об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям РФ за 2010-2014 гг. (см. Приложение 1) рассчитаем структуру кредитного рынка РФ по типам заемщиков (см. Приложение 2).

Структура рынка рублевых кредитов на 01 января 2011 и 2015 годов представлена на рис.2.10, структура кредитов в иностранной валюте на те же даты - на рис.2.11.

Рис.2.10. Структура рублевых кредитов в РФ

На рынке рублевого кредитования в РФ преобладают кредиты юридическим лицам. Их доля на 01 января 2011 г. составляла 69%, на 01 января 2015 г. - 60%. То есть за анализируемый период произошло снижение удельного веса кредитов организациям в пользу кредитов физическим лицам. Доля последних выросла за тот же период с 24 до 31%. На 2 п.п. возросла и доля межбанковских кредитов. Таким образом, в настоящее время практически 1/3 потребителей рублевых кредитов в РФ - это физические лица, которые все интенсивнее пользуются банковскими услугами, особенно с началом массового использования кредитных карт.

Рис.2.11. Структура кредитов в иностранной валюте

На рынке рублевого кредитования в РФ преобладают кредиты юридическим лицам. Их доля на 01 января 2011 г. составляла 69%, на 01 января 2015 г. - 60%. Т.е. за анализируемый период произошло снижение удельного веса кредитов организациям в пользу кредитов физическим лицам. Доля последних выросла за тот же период с 24 до 31%. На 2 п.п. возросла и доля межбанковских кредитов. Таким образом, в настоящее время практически 1/3 потребителей рублевых кредитов в РФ - это физические лица, которые все интенсивнее пользуются банковскими услугами, особенно с началом массового использования кредитных карт.

Что касается рынка кредитов в иностранной валюте, то здесь доля населения очень невысока (6% на 01 января 2011 г. и всего 2% на 01 января 2015 г.). Основная масса кредитов приходится на юридических лиц (63-71%), третья часть приходится на межбанковские кредиты. Следует отметить, что в 2015 г. стоит ожидать дальнейшего снижения доли кредитования физических лиц в связи с событиями 2014 г. Дело в том, что девальвация российского рубля привела практически к троекратному увеличению кредитной нагрузки по валютным кредитам. И самыми незащищенными в данной ситуации оказались именно физические лица, которые при заключении кредитного договора сделали выбор в пользу валютного кредита из-за более низкой по сравнению с рублевыми кредитами процентной ставки. Данную ситуацию банкам следует обязательно учитывать при разработке

продуктов для населения, в том числе путем включения в договор условий реструктуризации долга при колебаниях валютных курсов.

Однако, наиболее крупной группой заемщиков являются организации. Именно на эту группу сориентированы продуктовые линейки российских банков, предлагая бизнесу кредиты на пополнение оборотных средств, инвестиционные и ипотечные кредиты, автокредиты и т.д. Проанализируем структуру кредитов юридическим лицам по срочности, чтобы получить представление о преимущественных целях их привлечения (рис.2.12).

Рис.2.12. Структура кредитов (в валюте РФ и иностранной валюте) юридическим лицам по срочности погашения

Видно, что совокупная доля краткосрочных кредитов (до полу- года) возросла с 11,8 до 13,3%. Чаще всего такими кредитами предприятия пользуются для возмещения дефицита оборотных средств, т.е. на текущую деятельность. Доля кредитов, привлекаемых на срок от полугода до 1 года, снизилась с 18 до 11%. Скорее всего, это можно объяснить тем, что для восполнения оборотных активов такие кредиты привлекать уже менее выгодно, а для покупки основных фондов - не всегда такой срок достаточен. То же можно сказать и о снижении доли кредитов на срок от 1 до 3 лет (с 29 до 23%). Обратная сторона - это увеличение доли долгосрочных кредитов (на срок свыше 3 лет). Причин тому множество: активизация инвестиционной деятельности, необходимость обновления устаревшего фонда машин и оборудования, рост популярности ипотечного кредитования и т.д. Бизнес сегодня предпочитает более длительный срок погашения кредитов, зачастую прибегая, если это возможно, к отсрочке выплат

суммы основного дола, прекрасно осознавая основной постулат теории временной стоимости денег: сегодняшний рубль всегда дороже завтрашнего. Банки относят такие кредиты к наиболее рискованным, также осознавая нестабильность экономических условий и пытаясь покрывать свои риски за счет высоких процентных ставок.

На основании сведений об объемах кредитования юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств за 2010-2014 гг. (см. Приложение 3) рассчитаем структуру кредитного рынка РФ в разрезе отраслей экономики (см. Приложение 4) и представим ее графически на рис.2.13.

Рис.2.13. Структура кредитного рынка РФ в разрезе отраслей экономики

в 2010-2014 гг., %

По рисунку видно, что основным потребителем кредитных услуг банков выступают торговые предприятия. На них на 01 января 2010 г приходилось 23,37% всей задолженности, а на 01 января 2014 г. - уже 28,03%. Около 15% долга приходится на предприятия обрабатывающей промышленности, около 6% - на строительные организации. Такая структура говорит о неэффективном использовании кредитных ресурсов в масштабах экономики. В идеале они призваны обеспечивать развитие наиболее важных отраслей, обуславливающих экономическую безопасность страны (сельского хозяйства, обрабатывающих производств и т.д.), а не обеспечивать торговлю.

Возвращаясь к кредитованию физических лиц, отметим, что информация по направлениям использования населением кредитных средств Банком России не предоставляется, поэтому анализ структуры потребительского кредитного рынка представляется затруднительным. Полагаясь на различные источники, можно сформировать примерную структуру, которая сложилась в 2014 г. (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Структура потребительского кредитного рынка в 2014 г., %

По рисунку видно, что половина кредитов, предоставленных физическим лицам была выдана на неопределенные цели; 27% составили ипотечные кредиты; примерно по 9% приходится на автокредиты и кредитные карты. Отметим, что рынок ипотечного кредитования в России в последние годы рос значительными темпами, при этом незамедлительно реагируя на негативные явления в экономике. Начиная с 2010 г., средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам колебалась около отметки в 12%. То есть именно такой уровень обеспечивал ежегодный прирост ипотечного рынка, удовлетворяя потребность российской экономики в так называемых «длинных» деньгах.

17 марта 2015 г. Правительство РФ поддержало предложение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субсидированию ипотечной ставки до 12%. При этом Сбербанк решил снизить ставку по субсидируемой ипотеке до 11,9%. Критерии выдачи субсидируемых кредитов остались прежними (первоначальный взнос 20%, максимальный срок кредита - 30 лет). При этом жилье должно быть приобретено у юридических лиц в объектах, которые строятся или построены в рамках 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Субсидируя процентную ставку по ипотеке, Правительство РФ достигает нескольких целей (рис.2.15).

Рис.2.15. Цели субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам

Таким образом, решение о субсидировании процентной ставки - это мера по стабилизации ситуации в российской экономике за счет создания «длинных» денег (ипотека позволяет аккумулировать весомый объем денежных средств в долгосрочном периоде). Кроме того, это и мера поддержки граждан, и мера поддержки жилищного строительства. За счет такой «комлексности» данная мера представляется разумной и позволяет ожидать от ее реализации устойчивого положительного эффекта.

Проанализируем также и структуру рынка депозитов (см. Приложение 5, рис.2.16), рассчитанную на основе данных об общей сумме банковских депозитов (вкладов) юридических и физических лиц в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах за 2010-2014 гг. (см. Приложение 6).

Рис.2.16. Структура рынка депозитов РФ в 2010-2014 гг.

Анализируя рисунок 2.16, приходим к выводу, что на рынке депозитов РФ преобладают рублевые депозиты физических лиц, доля которых при этом снижается в динамике (с 52,39% на 01 января 2011 г. до 45,91% на 01 января 2015 г.). Чуть менее четверти всего объема депозитов приходится на рублевые депозиты организаций. Доля депозитов в иностранной валюте и драгоценных металлах довольно ощутимо выросла в 2014 г., составив в общей сложности около 32% от всего объема вкладов. Это связано с динамикой валютных курсов последнего года и ростом недоверия к отечественной валюте.

Что касается объемов депозитов, то за 2010-2014 гг. они выросли более, чем в 2 раза, причем наиболее существенно росли депозиты именно в иностранной валюте.

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.

Во-первых, на развитие рынка банковских услуг РФ оказывают влияние негативные явления, происходящие в экономике на протяжении последнего года. Современный рынок серьезно валютизирован и монополизирован, подвержен существенному влиянию государства.

Во-вторых, рынок кредитных услуг динамично развивается, несмотря на рост кредитных ставок, однако, кредитуется в основном сфера торговли, что неблагоприятно для экономики. Все более интенсивно пользуются кредитными услугами банков физические лица, использующие заемные средства для организации бизнеса, покупки

жилья, автомобилей и удовлетворения прочих нужд. Все более прочно входят в российскую действительность кредитные карты банков.

В-третьих, рынок депозитных услуг РФ также развивается. Основным потребителем здесь в отличие от кредитного рынка выступает население. Отмечено, что в последний год растет объем депозитов в иностранной валюте и драгоценных металлах в связи с девальвацией российского рубля.

В целом видно, что рынок банковских услуг достаточно подвижен и гибко реагирует на конъюнктурные изменения. Однако, высокий уровень рисков как со стороны банков, так и со стороны потребителей их услуг, требует понимания и изучения наиболее важных факторов, влияющих на структуру данного рынка.

Для установления наличия, степени и направления влияния отдельных факторов на структуру рынка банковских услуг необходимо оценить совместную динамику показателей объемов той или иной услуги и факторов, предположительно на них влияющих.

Рассмотрим влияние на рынок банковских услуг такого довольно нового регулятора как ключевая ставка. Данная ставка была введена Банком России 13 сентября 2013 г. в рамках реализации комплекса мер по совершенствованию системы инструментов денежно- кредитной политики (с целью таргетирования инфляции).

Слово «таргетирование» происходит от английского «target» (цель, мишень) и «targeting» (установление целевых ориентиров и стремление их достичь). Таким образом, таргетирование представляет собой регулирование уровня инфляции в стране с помощью установления целевых ориентиров роста денежной массы и других показателей для достижения планируемых результатов. В рамках таргетирования устанавливаются пределы роста нескольких показателей, вырабатываются способы воздействия на эти показатели и достигается контроль над уровнем инфляции.

Ключевая ставка Банка России введена путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя.

Банк России принял решение использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики, что должно способствовать улучшению понимания субъектами экономики принимаемых Банком России решений.

В настоящий момент ключевая ставка является ставкой, по которой ЦБ России предоставляет кредиты коммерческим банкам.

Исторически, эту роль выполняла ставка рефинансирования, однако, в настоящий момент она служит в основном для определения процентов по банковским депозитам и прочим денежным расчетам. К 1 января 2016 года Банк России планирует скорректировать ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. До указанной даты ставка рефинансирования имеет второстепенное значение.

Роль изменения ключевой ставки в той или иной мере ощутили все в нашей стране. На протяжении кризисного 2014 г. ключевая ставка менялась 5 раз, за 5 месяцев 2015 г. - 3 раза (рис.2.17).

Рис.2.17. Динамика ключевой ставки, %

Вторым фактором, влияние которого на структуру банковского рынка РФ следует оценить, является курс доллара США. Действительность такова, что российский рубль находится в зависимости от мировых цен на нефть: при снижении цен рубль начинает стремительно обесцениваться по отношению к доллару, что мы наблюдали во второй половине 2014 г. - первом квартале 2015 г. В настоящее время цены на нефть стабилизировались, рубль несколько укрепился, однако, это негативно отражается на наполняемости бюджета РФ, зависящего от объемов валютной выручки. Именно поэтому ЦБ РФ предпринимает усилия (манипулируя ставками РЕПО и ключевой ставкой) по удержанию курса рубля на отметке около 55 руб. за 1 долл. США.

Динамику курса доллара США за период существования ключевой ставки представим на рис.2.18.

Рис. 2.18. Курс доллара США, руб. за 1 долл.

По рисунку 16 видно, что динамика курса доллара в целом повторяет динамику ключевой ставки.

В качестве третьего фактора выбираем уровень инфляции.

Формируем таблицу с исходными данными (см. Приложение 6) и посредством использования Пакета анализа ППП MS Excel (инструмент «Корреляция») строим корреляционную матрицу (см. Приложение 7).

Матрица представляет собой совокупность парных коэффициентов корреляции (г), посредством которых оценивается теснота связи между двумя величинами. Коэффициент корреляции изменяется от +1 до -1, достигая значения +1, когда показатели полностью положительно коррелируют между собой, и (-1), когда показатели коррелируют между собой полностью отрицательно.

На основе полученной корреляционной матрицы сформулируем выводы относительно влияния отдельных факторов на структуру рынка банковских услуг РФ.

1. Как и следовало ожидать, между ключевой ставкой и средневзвешенными ставками по кредитам и депозитам существует сильная связь (г = 0,69-0,87). Изменение ключевой ставки вызывает немедленное повышение ставок по кредитам (и это в полной мере обосновано), а также рост ставок по вкладам.

2. Курс доллара очень сильно коррелирует со ставками по кредитам и депозитам организаций (г > 0,9), т.е. удорожание доллара влечет за собой рост стоимости кредитных средств для бизнеса, что объясняется повышением рискованности осуществления хозяйственной деятельности в условиях девальвации российской валюты. Влияние на ставки для населения также оценивается как сильное, но выражено гораздо менее существенно.

3. Неожиданным является тот факт, что ставки по кредитам и депозитам чрезвычайно слабо увязаны с объемами кредитного и депозитного рынков. Причем по матрице видно, что рост ставок не всегда приводит к снижению объемов кредитования, наблюдается и обратная динамика. Наиболее существенно рост курса доллара сказывается на объеме кредитования предприятий обрабатывающей промышленности и торговли. При этом зависимость прямая. Возможно, здесь сказывается ситуация с импортозамещением: в условиях подорожания импортных товаров начинают развиваться отечественные отрасли и, прежде всего, реагирует именно легкая промышленность.

4. Рост курса доллара приводит к снижению объемов кредитов в иностранной валюте из-за негативных и волне обоснованных ожиданий заемщиков относительно дальнейшей динамики курсов валют.

В целом же следует отметить присутствие большой доли стихийности в формировании структуры рынка банковских услуг РФ, что может свидетельствовать о недостаточной степени финансовой грамотности как среди представителей бизнеса, так и среди населения. Объемы долга растут из-за попыток решать финансовые проблемы за счет заемных средств, при этом заемщики далеко не всегда верно оценивают свои возможности. Отсюда, рост просроченной задолженности и, как следствие, снижение устойчивости всей финансовой системы страны. Все это требует внимания со стороны государства, учитывая опыт США 2007-2008 гг., когда в стране разразился настоящий ипотечный кризис. Таким образом, эффективный, но не чрезмерный контроль государства - залог стабильного развития банковской системы РФ.