Фонды денежных средств на всех. Денежные фонды предприятий; виды, назначение, источники формирования

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение - фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение - перфекциопизм (от лат.peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения(mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч.ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» - эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.

Обществознание изучает очень много базовых вопросов, касающихся не только непосредственно социума, но и затрагивающих так называемые междисциплинарные проблемы. То есть те, к которым в дальнейшем придётся обращаться в политологии, в социологии, при изучении литературы, философии и так далее. И понятие и виды социальных норм относятся именно к таким вопросам. Они также непосредственно имеют отношение к юриспруденции, а то, какое место занимает право в системе социальных норм, презентация может наглядно показать.

Как уже и было сказано, эта тема неоднократно всплывает. Будущим юристам могут сказать: выберите верные суждения о социальных нормах. И они должны будут разобраться, продемонстрировать, насколько глубоко освоили эту тему. Тех, кто предпочтёт в качестве основного направления социологию и политологию, ждут нормы и санкции как способ управления обществом, яркие примеры успешно реализованной программы и провалы. Причём шпаргалка и таблицы здесь не помогут, важно понимание. Как, кстати, не всегда срабатывает и голое знание законодательства.

И всё это легко показать на жизненных примерах. Очень часто общественный контроль оказывается эффективнее того, что формально установлен в нормативно-правовых актах. Даже самая хорошая концепция не будет работать, если она не воспринимается обществом. А для этого нужно понимать, какие стандарты в конкретном социуме на самом деле действуют, чтобы разобраться в том, в какую сторону их необходимо менять.

В идеале система социальных норм отражается в законодательстве. Именно тогда появляется больше всего шансов, что регулирующие и контролирующие функции законов будут реализованы. Однако особенности современной правовой системы таковы, что отдельные виды социальных норм не только не отражаются в законодательстве, но часто вступают с ними в противоречие. Например, в отдельных регионах, где авторитет криминальных элементов довольно высок.

Для понимания социальных норм необходим краткий экскурс в историю. Первыми появились именно они, а не право. Это были традиции, обычаи, определённые порядки. Как право сильного, они устанавливались вождями, главами племён, но могли меняться после того, как власть переходила к другому. Даже позднее, уже в эпоху феодализма при более развитом строе приход к власти другого правителя мог серьёзно отразиться на проводимой политике.

Впрочем, это можно наблюдать и в современном обществе, когда один президент сменяет другого и отменяет многое из того, что сделал предыдущий. Но давайте вернёмся к тому, что собой представляют социальные нормы и их виды. Итак, под ними подразумевают некие правила поведения, часто довольно общего характера, которые устанавливаются и регулируются обществом, а не законом, в отличие от права. Для них характерна расплывчатость формулировок в отдельных случаях и предельная конкретизация – в других.

Например, трудно точно сказать, что собой представляет вежливое поведение, за исключением некоторых ограничений и довольно определённой картины того, что уже будет грубостью по отношению к собеседнику. Однако большинство людей более-менее точно описывают хамство в свой адрес.

В то же время проведение свадеб, похорон и многое другое часто детально регламентировано. И это тоже является разновидностью социального регулирования. Таких примеров можно привести очень много.

Признаки социальных норм

Сами по себе социальные нормы разнообразны во времени и пространстве, их реализация сильно зависит от того общества, в котором они появились. Культура, менталитет конкретного народа и его религиозные взгляды оказывают решающее влияние на характер реализации тех или иных предписаний. Поэтому понятие социальных установок становится более очевидным через изучение признаков. Итак, нормы:

  1. Специально установлены или исторически сформировались, направлены на регулирование поведения отдельных членов общества (групп, категорий). В них отражаются права и обязанности индивидуумов.
  2. Одинаковые для определённых категорий населения. Существует разница между предписаниями, адресованными правителям и крестьянам, но для царской семьи в целом существовали одни и те же порядки с учётом полового и возрастного статуса, а также роли (царь, наследник и т. п.). Но для наследников, например, нормы были одним и теми же, исключений не существовало. Меняться они могли со временем и под воздействием объективных факторов. Попытки выделиться натыкались на противодействие со стороны общества.
  3. Имеют свойство развиваться. Разные виды социальных установок со временем претерпевали ту или иную трансформацию. Крестьяне могли получать дополнительные права, а дворяне – новые функции в государстве. Что же касается современного общества, то в нём скорость преобразований увеличилась.
  4. Отличаются предписывающим характером. Фактически, речь идёт об эталонах поведениях и о существующих запретах. В них как в отражении просматривается та или иная эпоха. Например, виды социальных норм и их характеристика применительно к СССР позволяют в целом сделать интересные выводы, касающиеся этой страны, государственного строя, того, что именно тогда происходило.
  5. Обеспечение исполнения определёнными способами воздействия. Функции таких установок не были бы реализованы, если бы права правящих групп не подкреплялись реальными возможностями. И наоборот, разные виды запретов остаются формальными, если только за их нарушение не идёт непосредственно наказание. Под последним может подразумеваться как реакция со стороны государства (уголовное заключение, разные виды преследования), так и со стороны общества (порицание, бойкот, давление).

Рассматривая понятие «признаки и виды социальных норм», стоит учитывать, что классификация на практике очень сильно отличается. Как и сама реализация. Так, права человека и гражданина в России и в США сегодня имеют разную наполненность. Что непосредственно связано с тем, как именно государство выполняет свои функции.

О типологии социальных норм

Итак, переходим непосредственно к классификации. Существует довольно много делений. Если говорить о стандартных, то это нормы права, которые санкционируются и закрепляются государством, чем и отличаются от всех остальных. Они устанавливаются законодательной ветвью властью, отличаются формальным характером, наличием конкретных определений, прописанной процедурой. Зафиксированы в виде соответствующих документов.

Также рассматривают нормы морали. Они тоже выполняют регулирующие функции, но при этом негласно. Их действие подкрепляется как внутренними установками, так и общественными способами воздействия. Самым эффективным считается сочетание того и другого.

Помимо этого, есть ещё нормы обычаев. Здесь решающее значение имеет установившийся порядок, необходимость соблюдать традиции из уважения к предкам, культуре и менталитету определённого народа. Как и в предыдущем случае, за исполнением следит общество. Однако нарушение в настоящем считается не настолько серьёзным, кроме отдельных ситуаций, например, исполнения похоронного обряда.

К нормам нередко относят деловые обычаи и этикет. Есть ещё правила, касающиеся религиозной сферы, культуры, эстетики. В отдельную категорию обычно выделяют корпоративные нормы, как правило, они устанавливаются внутри отдельно взятой организации, но если речь идёт о крупной корпорации, то могут при этом затрагивать большое количество лиц.

Стоит отметить, что в современном мире существует большое количество разных подходов к классификации таких правил. Многое зависит от того, что именно ставится во главу угла. Кроме того, большинство обществоведов выделяют ещё и смешанные подвиды, когда одни и те же нормы могут регулировать разные ситуации, находиться на стыке сфер (политики и религии, к примеру).

Урок № 16

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право в системе социальных норм

Человеческое общество является сложной социальной системой. Помимо указанных ранее элементов в структуру этой системы входит и совокупность многочисленных связей и отношений, в которые вступают люди в процессе своей жизнедеятельности. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Норма (от лат. norma - правило, образец, стандарт) указывает на те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными. - естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Понятие и виды социальных норм

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали - это правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы. Ритуалы представляют собой обычаи, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Они характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Понятие и признаки права

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения -экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. Опираясь на право, государство формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Нормы права определяют также и систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма, устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан.

Таким образом, право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.

Право характеризуется следующими признаками:

1) нормативностью: право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

2) общеобязательностью: правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, - вне зависимости от того, как те к ним относятся;

3) формальной определенностью: правовые нормы выражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников права и благодаря этому отличаются большой степенью определенности и ясности;

4) системностью: все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;

5) гарантированностью государством: реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения;

6) многократностью применения: нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права

Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

1) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

2) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

3) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

4) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;

5) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

Все функции права находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

Являясь универсальным регулятором общественных отношений, право закрепляет основы существующего строя. Устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, оно вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активной и эффективной деятельности. В практической работе государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка. Наконец, право развивает в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для всего общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает его от произвола со стороны государства.

Право и мораль

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Мораль (от лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам) - форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных людей, социальных групп и общества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль - это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение человеческого в человеке. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Единство между правом и моралью выражается в том, что:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у норм морали и права единый объект регулирования - общественные отношения;

3) как и нормы права, нормы морали исходят от общества;

4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.

Однако между нормами права и морали существует много отличий:

1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития общественных взглядов и идеалов;

2) в правовых актах выражается государственная воля, в моральных же нормах - общественное мнение;

3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в силу внутренних побуждений. Гарантом морали выступают совесть человека и общественная оценка поведения людей;

4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, чем та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. п.);

Лекция:

Социальные нормы, их функции

Важную роль в обществе играют правила поведения, упорядочивающие и регулирующие общественные отношения. Эти правила принято называть социальными нормами, в них отражаются ценности отдельных социальных групп или общества в целом. Также социальные нормы формируют модели должного поведения. Запомните определение:

Социальные нормы – установленные в обществе правила, предписания, требования, образцы дозволительного либо запрещающего характера.

Социальные нормы выполняют ряд общественно значимых функций:

    Интегративная функция – объединение индивидов в группы, групп в общество и сохранение сплочённости.

    Регулирующая функция – социальные нормы служат своего рода эталонами поведения, содержат в себе определённые инструкции того, как следует вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.

    Воспитательная функция – подготовка подрастающего поколения к жизни, социализация.

    Контролирующая функция – предупреждение отклоняющегося поведения и наказание за отклонения.

Виды социальных норм

Существует несколько классификаций социальных норм. Наиболее общая классификация подразделяет их на нормы – правила и нормы – ожидания. Нормы – правила являются самыми важными нормами, регулирующими общественные отношения. Их исполнение обеспечивается силой государственных законов, а нарушение влечёт к юридической ответственности. Примерами таких норм являются уплата налога, охрана окружающей среды, соблюдение правил дорожного движения и т.д. Нормы – ожидания обеспечиваются и контролируются силой общественного мнения, их нарушение не влечёт серьёзных наказаний. К ним относятся моральные нормы, гостеприимство, этикет и т.д.

По способам регулирования общественных отношений социальные нормы делятся на нормы – дозволения, нормы – предписания, нормы – запреты. Нормы – дозволения указывают на желательное, но не обязательное поведение (пример: празднование дня рождения). Нормы – предписания указывают на требуемое поведение (пример: соблюдение правил этикета за столом), а нормы – запреты на поведение, от совершения которого следует воздержаться (пример: проезд на красный свет светофора).

Более детальная классификация подразделяет социальные нормы на:

  • Морально-этические – нормы, основанные на представлениях людей о добре и зле, хорошем и плохом, которые обеспечиваются силой общественного мнения (пример: уступить место пожилому человеку в общественном транспорте).
  • Правовые нормы – общеобязательные нормы, установленные и охраняемые государством, сформулированные и закрепленные в нормативных актах (примеры: обязанность платить налоги, право на образование).
  • Политические нормы – нормы, регулирующие отношения между людьми и государственной властью, межгосударственные отношения (пример: Президент РФ избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет).
  • Религиозные нормы – нормы, регулирующие поведение людей той или иной конфессии (пример: мусульманин обязан совершать ежедневную пятикратную молитву).
  • Эстетические нормы – нормы, основанные на представлениях людей о прекрасном и безобразном (пример: ношение бело-синей школьной формы).
  • Традиции – многократно повторяющиеся нормы, передающиеся из поколения в поколение (примеры: наряжать ёлку на Новый год, печь куличи на Пасху, дарить подарок имениннику).
  • Обычаи – нормы, основанные на привычках и стереотипах, воспроизводящаяся в определённой социальной группе (примеры: праздновать Новый год, Пасху, день рождения).

норма право юридический лицо

В юридической науке вся действующие в обществе нормы подразделяются, прежде всего, на две большие группы - социальные и технические. Под техническими нормами в данном случае понимаются все несоциальные нормы, куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости все их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Юристы не занимаются техническими нормами - это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности.

Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе Определяя должное либо возможное поведение человека они создаются коллективами людей. Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка; норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства; норма неотделима от отношении обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Социальные нормы - это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе, нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.). Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям механизма (регулятивным особенностям) и сферы действия. По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным. Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостоятельных выделить следующие виды социальных норм:

Эстетические (А. М. Айзенберг, М. Н. Кулажников);

Культуры (С. И. Вильнянский, И. Е. Фарбер);

Политические (А. М. Айзенберг, В. И. Подкучейко);

Организационные (А. М. Айзенберг, П. Е. Недбайло);

Нормы религиозных организаций (М. Н. Кулажников);

Нормы трудовых коллективов (А. М. Айзенберг);

Правила общежития (Ю. С. Ращупкин);

Нормы традиций и ритуалов (В. Н. Хропанюк).

Второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные вопросы классификации социальных норм, - по содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, этические, эстетические нормы и т. п.

Есть и иные критерии классификации социальных норм:

по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно); по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования. ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему

общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на ихразвитие, но и преобразование.

Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».