Эссе на тему. Перелом в убеждениях

Сегодня о законе Парето или принципе 80/20 знают очень многие. Распространение информации произошло благодаря повсеместному описанию важности принципа многими стартап-площадками и соцсетями, практическому применению теории в бизнесе и других сферах для повышения эффективности. Теперь не только студенты экономических и социологических специальностей, которые изучали модель на лекциях и семинарах, получали задание написать реферат о кривой или оптимуме Парето, имеют представление о законе и могут его использовать.

Вместе с этим, возросший интерес со стороны различных ресурсов приводит к «размыванию» границ понятия, а, порой, наделению и подтверждению принципа Парето не совсем точными характеристиками и примерами. Это может привести к ложному пониманию закона 80/20 как очередной бессмысленной экономической модели. Чтобы показать, что это не так, сайт подготовил этот материал, в котором вы найдёте критерии, методики и примеры этой теории.

Вильфредо Парето

Вильфредо Парето (15 июля 1848 – 19 августа 1923) – итальянский инженер, социолог, экономист, политолог и философ. Родился в Париже, в семье дворянина, инженера по профессии, который по политическим убеждениям был вынужден иммигрировать из Лигурии. Мать – француженка.

В 1858 г. семья вернулись в Италию, где В. Парето получил образование. Учился в Политехническом университете Турина. В 1869 г. защитил докторскую диссертацию в области машиностроения на тему «Основополагающие принципы равновесия в твердых телах». Его будущий интерес к равновесию в социологии и экономике можно проследить уже на примере этого труда.

После завершения учебы работал инженером-строителем, сначала в качестве госслужащего итальянской железнодорожной компании, а затем в частной промышленности. Позже стал управляющим металлургическим заводом «San Giovanni Valdarno», входящим в группу «Iron Works», а через некоторое время главным управляющим всей итальянской «Iron Works».

До 40 лет В. Парето мало интересовался наукой, в частности её теоретической стороной. С 1886 г. он начал преподавать экономику и управление в университете Флоренции, заявив о себе как о яром противнике государственного вмешательства в свободный рынок. С 1893 г. и до конца жизни работал в Лозаннском университете.

В 1906 г. впервые сформулировал в общих чертах принцип 80/20, который получил его имя позже. Кроме того, наряду с Г. Моска, разработал теорию элит, широко известную в политологии и социологии. Основоположная концепция – циркуляция элит. В. Парето называл политическую историю «кладбищем аристократов», имея в виду, что власть всегда находится в руках элиты, а не большинства. Когда одна элита приходит к упадку, в среде неэлиты выделяется новая. Так происходит круговорот. Детальнее о теории элит .

Завершая краткую библиографическую справку, отметим, что В. Парето в некоторой мере опередил свое время. Большинство его работ по экономике больше напоминают современные труды, чем исследования начала ХХ века. Изучавшие творческое наследие биографы говорят о сложных расчётах, графиках, диаграммах, собранной со всего мира статистике, которые автор проводил и размещал на страницах своих работ. Неудивительно, что некоторые его выводы актуальны и сегодня.

Теория Парето

Не многим известно, что принцип Парето был введен в научный оборот не самим В. Парето. Он первым открыл закономерность, посчитав, что 80% всех богатств Италии принадлежат 20% людей. Существует и история, что перед тем как провести глобальный расчет, Парето, работая на грядке, заметил, что 80% горошин находятся в 20% гороховых стручков. Трудно сказать, правда это или нет, но как бы там ни было, факт его заинтересовал и в процессе дальнейшей разработки и сопоставления данных, экономист пришел к выводу, что подобная тенденция распределения богатств сохраняется в различные исторические эпохи вне зависимости от государственного строя. Собрав подтверждения, ученый так и не предложил теоретическую основу для своего открытия и о нем на некоторое время забыли.

В 1941 г. американский бизнес-консультант в области управления Дж. Джуран наткнулся в труде Парето на заинтересовавшее его правило распределения. Сопоставив данные со своей практикой, он убедился в действенности принципа и назвал его в честь итальянского ученого. Распространение названия «20/80» произошло благодаря книге Р. Коха «Принцип 20/80: секреты достижения больших результатов при затрате меньших усилий», которая была впервые издана в 1997 г., а позже переведена на 34 языка.

Перейдем к теоретической сути принципа Парето : небольшая доля причин, вкладываемых средств или прилагаемых усилий, отвечает за большую долю результатов, получаемой продукции или заработанного вознаграждения. В более привычном для нас понимании, с подачи авторов Википедии, она звучит так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». Из этого определения следует:

  • Значимых факторов немного, а факторов тривиальных множество – лишь единичные действия приводят к важным результатам;
  • Большая часть усилий не даёт желаемых результатов;
  • То, что мы видим, не всегда соответствует действительности – всегда имеются скрытые факторы;
  • То, что мы рассчитываем получить в результате, как правило, отличается от того, что мы получаем (всегда действуют латентные силы);
  • Обычно слишком сложно и утомительно разбираться в том, что происходит, а часто это и не нужно – необходимо лишь знать, работает ваша идея или нет, и изменять ее так, чтобы она заработала, а затем поддерживать ситуацию до тех пор, пока идея не перестанет работать;
  • Большинство удачных событий обусловлено действием небольшого числа высокопроизводительных сил; большинство неприятностей связано с действием небольшого числа деструктивных сил;
  • Большая часть действий, групповых или индивидуальных, являет собой пустую трату времени. Они не дают ничего реального для достижения желаемого результата.

Принцип Парето – эмпирическое правило. Говоря другими словами, его истинность можно подтвердить на практике.

Он находит свое применение во многих областях. Но, памятуя о том, что правильно выбрав 20% необходимых действий можно получить 80% желаемого результата, стоит учитывать и то, что последующие усилия могут не принести результата вовсе. Эту идею иллюстрирует кривая Парето (изображение взято с сайта Esquire).

Следует помнить, что само распределение, как и цифры 80 и 20, нельзя считать безусловно точными, так как они отображают правило, а не конкретную истину. Используется оно в экономике, менеджменте, политологии, для саморазвития.

Современная экономическая наука также важное место отводит определению оптимума Парето , с которым неразрывно связаны первая и вторая теоремы благосостояния. При оптимуме благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы. Детальнее .

Нельзя не отметить, что правило 80/20, именуемое также законом Ципфа или распределением по степенному признаку, работает не всегда. Вооружившись школьными знаниями по процентов и журналом «Forbes», можно заметить, что первая тройка из 100 самых богатых людей планеты (Б. Гейтс, К. Слим, и А. Ортега) вместе имеют столько же средств, сколько и последующие 7 человек из первого десятка. Даже с поправкой на то, что принцип Парето не всегда идеально подходит под рамки 80/20, но стремится к ним, налицо несоответствие. Если взять первую десятку, то её доходы также равны доходам последующих 40 человек. В числовом эквиваленте выходит такое равенство: 20% = 50%, 80%=50%. Снова нарушение принципа Парето. Действительное распределение вклада большей и меньшей части факторов в реальной жизни бывает каким угодно, оно необязательно равно 80/20.

Закон 80/20: применение и примеры

Почему принцип Парето так важен? Мы привыкли думать, что в любом деле имеет значение не какой-то фактор, а комплекс. Что в бизнесе нужно заботиться о каждом клиенте. Что каждый звонок одинаково значимый. Объяснений этому может быть множество – от прививаемых в школе знаний о среднем арифметическом и третьем законе Ньютона до приобретённых в процессе жизнедеятельности установок. Это не делает их ненужными, просто сфера действия принципа Парето специфична. Он указывает нам на то, что при анализе двух наборов данных, относящихся к причине и следствию, мы не обязательно получим баланс в конце. Как и необязательно получим распределение 80/20, как было показано выше. Это очень ценное знание, но нужно понимать, когда и где его применять.

Как и в случае с горохом на грядке В. Парето, обнаруженная им закономерность, проявляется в разных областях – от науки до бытовой жизни. Пожалуй, одним из самых известных примеров, применяемых для иллюстрации принципа Парето, является президентская кампания 1960 г. в США. Последние месяцы предвыборной гонки Р. Никсон провёл в постоянных разъездах, поскольку дал опрометчивое обещание объехать все штаты, даже такие малонаселенные, как Гаити. Его соперник, Дж. Кеннеди, наоборот, сосредоточился на выступлениях в нескольких наиболее густонаселенных штатах. Позже он победил.

Закон 80/20 успешно применяла компания IBM. В начале 1960-х ее инженеры определили те 20% задач, которые использовались в 80% случаев работы с компьютерами. Был изменен алгоритм, и самые популярные вычисления стали совершаться гораздо проще, удобнее, а главное – быстрее. Это дало результат – ІВМ оставила конкурентов далеко позади.

Но оставим практику больших компаний, основанную на применении закона 80/20, в стороне и рассмотрим, чем он может быть полезен конкретному человеку. Без преувеличений, принцип Парето пригодится в жизни каждому, кто практикует тайм-менеджмент и задается вопросами повышения эффективности, как личной, так и своего дела. Говоря о составлении , мы писали, что лучше всего выделять не более 10 задач на день, из которых 2 – глобальные, требующие основного внимания. При пересчете в процентном соотношении становится ясно, что это условие является вариацией теории 80/20.

Если у вас несколько работ и видов дохода, не считая пассивного, сосредоточьтесь на не более чем двух из них. Это должны быть те, которые приносят вам максимальную прибыль. Старайтесь увеличить свои показатели продуктивности в них за счет избавления от других, малоэффективных занятий. Такой установки следует придерживаться и в собственном деле, уделяя внимание главным аспектам, второстепенные задачи.

Повысить работоспособность и в целом благоприятно повлиять на жизнь поможет развитие . Психологи выяснили, что 20% стрессовых ситуаций становятся причиной 80% всех испытываемых тревог и беспокойств. Научитесь избегать их или, по крайней мере, минимизировать негативное влияние.

К сожалению, принцип Парето не дает подсказку в том, каким 20% дел мы должны уделять основное внимание, чтоб достичь 80% результата. Он лишь указывает на то, что они есть, но определять их каждый должен сам, исходя из многих факторов: специфики профессии, занятости, интересов. Желаем вам успехов в их дефиниции!

Исторический экскурс

Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto, 1848–1923) – итальянский экономист и социолог, ученик Вальраса (развивший его идеи), представитель математической школы в буржуазной политической экономии; в 1893–1906 гг. – профессор политической экономии Лозаннского университета. По убеждениям Парето являлся противником марксизма и революционного движения.

Парето считал, что политическая экономия должна изучать механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными средствами их удовлетворения, для чего необходимо применение математического метода анализа. Кроме того, он стремился теоретически и математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая и цену. Парето стремился усовершенствовать теорию общего экономического равновесия Л. Вальраса. В отличие от последнего, он рассматривал ряд состояний равновесия во времени, а также допускал варьирование коэффициентов производственной функции в зависимости от размеров выпуска продукции. Широкую известность получил "закон Парето" о распределении доходов, который был изложен в "Курсе политической экономии" (1896). Суть закона заключается в наличии устойчивой зависимости между величиной дохода и долей получающих его лиц в населении. Тем самым Парето хотел доказать, что распределение дохода неизменно во все эпохи и во всех странах.

Парето разработал исходные положения теории благосостояния . По его мнению, достижение максимума благосостояния обеспечивает совершенная конкуренция. Предмет этой теории – описание экономического оптимума и выработка рекомендаций но экономической политике государства.

Парето сформулировал четкий критерий равновесия (критерий наилучшего распределения ресурсов, получивший впоследствии название "оптимум Парето"): распределение ресурсов признается оптимальным, если нельзя улучшить положение какого-либо участника экономического процесса, одновременно не снижая благосостояния хотя бы одного из остальных . Согласно Парето, экономический оптимум – это конфигурация цен, получающая всеобщее одобрение; при этом любая другая конфигурация цен могла бы улучшить чье-либо положение, но только за счет ухудшения положения кого-нибудь другого .

"Оптимум Парето" – относительный критерий эффективности (оптимальности) функционирования экономической системы, который конкретизирует состояние оптимальности в следующем принципе: это достижение ситуации, когда никто не может улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения кого-либо другого. Данная формулировка "оптимума Парето" относится к потреблению. Обеспечение экономического равновесия – необходимое условие достижения оптимума. Однако более важным В. Парето считал все-таки определение оптимума применительно к производству : определенная структура производства при данных ресурсах производства и данной технике становится, согласно его подходу, оптимальной тогда, когда увеличение производства одного блага неосуществимо без одновременного снижения производства какого-либо другого блага. Эта оптимальная ситуация возникает тогда, когда предельные производительности факторов производства во всех вариантах их применения равны.

Выделяют три условия обеспечения оптимальности но Парето:

1) оптимальное распределение благ между потребителями исходит из соблюдения условия, согласно которому предельная норма замещения двух благ должна быть одинаковой для обоих потребителей. Предположим, что в экономике производятся два блага X и У и имеются два потребителя А и В, то:

2) оптимальное распределение ресурсов в производстве. Для производства благ X и Y имеется два ресурса i и j. В этом варианте должно соблюдаться равенство, согласно которому соотношение предельных продуктов i и j, используемых для производства блага X, равно соотношению предельных продуктов i и j в производстве блага Y , а именно:

3) оптимальный объем производства. Граница производственных возможностей показывает количество благ X и Y , которые могут быть произведены в условиях полного использования ресурсов. Оптимальный объем производства для любых двух благ будет при соблюдении следующих соотношений:

MU х: МС Х = MU Y: MC Y,

где MU – предельная полезность блага; МР – предельный продукт ресурса; МС – предельные издержки производства блага.

Кроме того, Вильфредо Парето предложил ординалистский (лат. ordinalis – порядковый), более современный и реалистичный подход к оценке полезности. Он выдвинул положение о невозможности абсолютных измерений предельной полезности.

Важно запомнить!

Парето также разработал "правило 80/20" (принцип, закон), согласно которому 20% прилагаемых усилий дают 80% результата, а оставшиеся 80% усилий добавляют лишь 20% в результат. Такое же соотношение Парето применял относительно затраченного времени на проведение определенных работ: затраты времени на выполнение плана: 20% труда реализуют 80% результата, но остальные 20% результата требуют 80% общих затрат.

Вместе с тем существуют также и следующие интерпретации закона Парето:

  • 20% товарного ассортимента дают 80% объема продаж;
  • 20% покупателей дают 80% прибыли;
  • 20% менеджеров по продажам обеспечивают 80% продаж;
  • за 20% времени, которое вы тратите на управление своим бизнесом, вы успеваете выполнить 80% своих дел;
  • инвестор, сформировавший портфель из инвестиций, получает 80% прибыли всего от 20% денег, формирующих инвестиционный портфель.

Кроме того, Парето занимался также проблемами экономических кризисов, ренты, денег и процента.

В отношении кризиса Парето считал, что он порождается внутренне присущими экономике сдвигами. По причине того, что значительная часть продукции пребывает в стадии обработки, в экономике страны складывается внутренний фактор, который ограничивает дальнейший рост. Следовательно, кризис – явление не случайное.

Ренту Парето определил как излишек, который порождается существующими многочисленными препятствиями к оптимальному размещению имеющихся ресурсов. При этом стоит отметить размытость данного определения, так как его по большому счету можно применить не только к земле, но и к любому фактору производства.

Касаемо процента, Парето считал его порождением капитала. Размер процента определяется механизмом общего равновесия цен.

В области денег Парето рассмотрел лишь категорию их предельной полезности и определил ее как предельную полезность товара, используемого в качестве numeraire (меры ценности, условной счетной единицы).

Несмотря на то что Парето по своим убеждениям был крайним либералом, он также защищал ценность протекционистских тарифов, так как последние облегчали смену группировок элиты.

В области теории международной торговли Парето рассмотрел факторы, оказывающие косвенное влияние на стоимость экспорта. К ним он отнес альтернативные издержки, которые связаны с переводом национальных ресурсов на выпуск экспортоориентированной продукции.

  • Лукашевич В. В., Пеньковский Д. Д. История экономических учений. М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2013. С. 139.

Эссе на тему:

«Социология Вильфредо Парето»

Василишин В.В.

204 группа

Вильфредо Парето (1848 - 1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье. С детства, свободно разговаривал на обоих языках, но при этом все же ощущал себя гораздо больше итальянцем, чем французом. Парето получает классическое среднее образование, как гуманитарное, так и техническое. Учится в Политехническом университете в Турине и получает диплом инженера. В 1869 г. Защищает диссертацию на тему «Основные принципы равновесия твердых тел». Впоследствии понятие равновесия станет одним из центральных в его социологических и экономических работах. В 1889г. Парето женится на Александре Бакуниной, русской по происхождению. Но в 1901г. жена оставляет его и уезжает в Россию. В 1902г. он связывает свою личную жизнь с Жанной Режи. Именно ей Парето посвятил главный труд своей жизни – «Трактат по общей социологии». В 1897г. Парето начал читать курс социологии в Лозаннском университете параллельно с преподаванием политэкономии. В 1902г. в Париже была издана книга «Социалистические системы». В начале 1920-х годов социолог публикует несколько важных и интересных работ. Одна из них – «Трансформация демократии». В некоторых трудах социолог сочувствует итальянскому фашизму и выражает ему идеологическую поддержку. Как известно итальянский ученый достаточно поздно, будучи уже совсем взрослым и широко известным специалистом в области политэкономии, обратился к социологии. Он проявляет интерес к новой модели человека и новым объяснениям социальных процессов. Этот интерес оказался реализованным в полной мере в «Трактате по общей социологии». На его социологические взгляды большое воздействие оказали идея Н. Макиавелли, Г. Лебона, Г. Тарда, французского социолога Ж. Сореля и итальянского политического мыслителя Г. Моски. Также следует учитывать эволюцию взглядов самого итальянского социолога – от демократических, либеральных, гуманистических убеждений молодости и начального периода периода зрелости до разочарования в прежних идеалах. Пессимизм и цинизм прочно входят в мировоззрения мыслителя, усиливая негативистский настрой и желание разоблачать все и вся. Социология превращается у Парето в средство именно такой деятельности. Как полагает Парето, человек сначала совершает действия, а затем объясняет их, стремясь к правдоподобности и обоснованности собственных интерпретаций. Собственно говоря, на этом базируется одна из основных концепций Парето – теория нелогического действия. Он стремится усилить рационализм за счет «ультрарационализма», включая в дискурс, в систему рассуждений не только логику, но и эксперимент и наблюдение для того, чтобы разоблачать иллюзии, с помощью которых люди обманывают себя и других, скрывая действительные мотивы своих действий и поступков. Это дает основания считать Парето сторонником позитивизма, хотя и непоследовательным, поскольку у него связан с волюнтаризмом, отрицающим объективный характер законов общественного развития.

Основные концепции В. Парето, касающиеся его трактовки общества, понимания предмета социологии как науки, теорий нелогического действия и элиты. Для итальянского социолога общество – это социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия. «Общественный порядок – он писал, - никогда не бывает совсем неподвижным: он находится в непрерывном движении. Но превращения могут происходить с разной скоростью».

Применяя понятие системы к обществу, Парето рассматривает последнее скорее как механизм, чем организм. Основными факторами, влияющими на состояние системы общества той или иной конкретный период его существования, итальянский социолог считал внешние природные условия, внешние социальные условия, внутрисистемные социальные условия. Все элементы социальной системы у Парето взаимосвязаны и взаимозависимы на основе действия многофакторных влияний, что обеспечивает достижение равновесия в обществе. Эта идея была заимствована Парето из экономической теории Л. Вальраса, а также из химии и механики, которыми социолог много занимался в молодом возрасте. Равновесие, о котором пишет социолог, - не статистическое, а динамическое, поскольку общество постоянно эволюционирует. Кроме того, динамизм равновесия определялся, согласно его позиции, тем, что изменения, приходящие в одной части системы, передаются немедленно другой ее части. Идеи Парето о системном подходе к обществу находились в русле тех социологических традиций, в соответствии с которыми главной задачей социального организма было обеспечение стабильности социальной системы и порядка в ней. Наиболее подробно и детально итальянский социолог проанализировал такую подсистему общества, как экономика. Это и понятно: ведь Парето был профессиональным экономистом, прошедшим серьезную школу итальянской политэкономии и оставившим свой след в этой области знания, причем именно в теории равновесия экономической жизни. По мнению Парето, экономическая подсистема общества включает в себя в качестве основных элементов индивидов, ставящих конкретные экономические цели и действующих на основании экономических потребностей и интересов, в основе которых лежат определенные чувства людей.

Общество для Парето – это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части. Это прежде всего система взаимодействия людей. Каждый индивид осуществляет действие наблюдаемое извне. Общественной основной этого действия Парето считает психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально независимо от его желаний, чувств, эмоций, стремлений, и т.д. Парето критиковал своих предшественников, в первую очередь О. Конта и Г. Спенсера, за то, что они совершенно не учитывали психическое состояние индивидов как объективную базу их деятельности, а тем самым и функционирования общества в целом. Социолог, считает Парето, не в состоянии раскрыть и проанализировать сущностный, необходимый характер связей между социальными фактами, поскольку это ему не дано в тех методах, которые он использует. Будучи сторонником позитивизма, итальянский ученый критиковал априорные суждения и понятия в социологии, которыми увлекались многие его предшественники и современники. Социология, считал он, должна давать эмпирически обоснованное знание. Главное в этой науке – описание социальных фактов, поскольку именно оно дает знание об обществе. Что касается законов социологии, то их задача – усиливать функциональные зависимости между фактами. По мнению Парето, подлинное социологическое исследование должно быть связано с выявлением и изучением психических установок и психического склада людей, определяющих подавляющее большинство их действий и взаимодействий. Поскольку общество представляет собой, сточки зрения Парето, систему взаимодействия индивидов, а для последних типичными и характерными являются нелогические действия, поскольку социология выступает наукой, прежде всего об этих действиях. Само же социальное действие трактуется социологом преимущественно на психологическом уровне и уровне чувств. Именно чувства являются движущими силами человеческой истории, основным механизмом ее изменения. Социолог писал: «Выражение чувств и интересов могут быть различны, как различаются их логические последствия. Эти выражения и последствия обычно служат предметом изучения для историков. Среди современных отраслей истории те, которые занимаются происхождением государственных и общественных структур, очень высоко ценятся» . И далее «…история в действительности никогда не повторяется. Бесконечное число сочетаний может рождаться из составляющих их человеческих поступков, а история ведет не только хронику этих сочетаний»

Приоритет, отданный чувствам и иррациональной индивидуальной деятельности, - такова одна из основных особенностей социологии Парето. Не случайно именно в этом подходе итальянского социолога к трактовке социальной системы и источников ее движения многие его исследователи и критики усматривали психологический и даже биологический редукционизм.

Специфика понимания социологии как науки, ее характеристика изложены В.Парето в теории нелогического действия. Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечиваю эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача – описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Эти действия имеют как логический, так и не логический характер. Большинство имеет нелогический характер, они – то и выступают предметом и содержание социологической науки. Главная концепция Парето получила название теории нелогического действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах. Итальянский социолог писал: «Чувства и интересы постояннее всего, и потому они – самые важные составляющие сущности явлений» В нелогических действиях людей есть тоже своя логика – логика чувств. Эту логику и сами нелогические действия изучает социология.

Чтобы преодолевать домыслы и предубеждения людей, она должна стать логико-экспериментальной наукой. Парето пишет: «Люди смотрят на факты сквозь собственные предубеждения. …Больше того, для них естественно высказывать домыслы о том, почему и как что-то происходит. Логическая экспериментальная наука позволяет нам отвечать на вопросы в определенных рамках. Но люди презирают случайности и отказываются принимать такие рамки. С тех пор как люди стали редко изучать общества экспериментальным путем, настоящую науку заменяет псевдонаука в поисках абсолютных ответов, которых страстно желают люди. Толкование фактов определяется чувствами, желаниями, предрассудками и интересами, которые очень часто незаметно для человека мотивируют его действия»


Федеральная таможенная служба

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра __________ гуманитарных дисциплин ____________

РЕФЕРАТ

по дисциплине __ Социология________________ ____________

студента __Иванова Ивана Ивановича_______ ________________________

группа __333________отделение ________заочное______________________

_______________юридического _____________________________факультета

на тему: __Социологические идеи Вильфредо Парето _______________ _

    Введение. Жизнь и научная деятельность

    Идейные истоки и особенности мировоззрения

    Общество как система в состоянии равновесия

    Теория элиты

    Заключение. Значение социологических идей Парето

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ. ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из Генуи, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.

В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению математики. После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах. Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.

В 90-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов.

В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса.

В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод. Умер Парето 19 августа 1923 г. в Се-линьи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.

Как уже отмечалось, первые научные труды Парето были посвящены экономике. В качестве экономиста он занимает видное место в истории науки. Он внес важный вклад в исследование распределения доходов, монополистического рынка, в становление эконометрии и т. д. Но постепенно он осознает недостаточность и неадекватность представлений о человеке как о homo oeconomicus. В свою очередь это осознание было связано с его общим отрицательным отношением к рационалистическим концепциям человека, которое со временем усиливалось. В поисках более адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социологии. Обращение это происходит сравнительно поздно, когда он был уже зрелым и известным ученым, но происходит оно не сразу, не вдруг, а исподволь, постепенно. Оно заметно еще в его несоциологических по жанру научных трудах, таких, как Курс политической экономии (1896-1897), Социалистические системы (1902) и Учебник политической экономии (1906). Уже в 1897 г. Парето читал курс социологии в Лозаннском университете, который он продолжал читать и впоследствии, даже тогда, когда из-за болезни был вынужден отказаться от преподавания экономики.

Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его социологические теории, - Трактат по общей социологии. Автор писал его с 1907 по 1912 г. В итальянском оригинале Трактат был впервые опубликован в 1916 г., во французском варианте, проверенном и одобренном автором, он вышел в 1917-1919 гг. Это огромное и весьма громоздкое по своей структуре сочинение написано в нарочито наукообразном стиле; оно насчитывает около 2 тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, не считая приложений.

ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Истоки социологического мировоззрения Парето многообразны. На него несомненно повлияли познания и опыт инженера, математика и экономиста, привыкшего иметь дело с точными данными и практической эффективностью. Но были и такие влияния, которые исходили из сферы гуманитарного и социального знания. В связи с этим помимо Леона Вальраса, автора теории экономического равновесия, следует назвать, в частности, Никколо Макиавелли (прежде всего), а также социальный дарвинизм, ин-стинктивистскую психологию, Г. Лебона и Г. Тарда, итальянскую криминологическую школу, французского философа Жоржа Сореля с его теориями насилия и социального мифа, итальянского политического мыслителя Гаэтано Моску и его деление общества на управляющих и управляемых.

При этом в области общего мировоззрения Парето был антиподом Вальраса.

Хотя Парето в целом отрицательно относился к теории Маркса, рассматривая ее главным образом как одну из идеологий, он признавал известное научное значение исторического материализма и марксовой концепции классовой борьбы. Последняя, с его точки зрения, должна интерпретироваться шире, так как она имеет место на протяжении всей истории человечества, и классовые конфликты отнюдь не исчезнут с исчезновением конфликта труда и капитала.

Исторический материализм, согласно Парето, заключает в себе часть истины, которая состоит в существовании взаимной зависимости экономики и других социальных явлений. Ошибка состоит в превращении этой взаимозависимости в отношение причины и следствия.

Исследователи научного творчества Парето единодушно подчеркивают огромное влияние эволюции, а точнее, радикальной метаморфозы его ценностных ориентации на формирование его социологических воззрений. Первоначально он, как и его отец, был сторонником демократических, либеральных и гуманистических взглядов. Но затем, примерно к 1900 г., наблюдая политическую жизнь современной ему Италии, Парето испытал глубокое разочарование в идеалах своей молодости. Это разочарование было обострено его эгоизмом, аристократическими предрассудками, неудачами в политической карьере и личной жизни. Как это нередко бывает с глубоко разочарованными людьми, пережившими серьезный идейно-психологический кризис, доминирующими чертами его мировоззрения и характера постепенно становятся пессимизм и цинизм.

Парето постоянно и энергично, часто со злобной иронией срывает маски с различных политических, моральных, метафизических учений, разоблачает разнообразные социальные идеалы своего времени, такие, как демократия (называемая им не иначе как плутодемократия), свобода, гуманизм, солидарность, прогресс, равенство, справедливость и т. д. Прирожденный бунтарь, он приветствовал всех, кто конфликтовал со своими правительствами. Его воображаемые враги были повсюду; это и демократы, и пангерманцы, и женщины, воюющие против алкоголя, и жеманницы, и те из его сограждан, которые пытались замалчивать его сочинения, - пишет американский экономист Б. Селигмен.

Сама наука, социология, становится для Парето средством срывания масок, орудием разоблачения социальных идеалов. Этот взгляд на призвание социальной науки роднит его с такими разными мыслителями, как Маркс, Гобино или Гумплович, которые также стремились доказать, что за фасадом красивых слов обычно скрывается неприглядная реальность, стремились принизить идеалы, считая, что социологическое объяснение предполагает сведение их к чему-либо низменному.

В то же время подобная позиция противостояла точке зрения Дюрк-гейма, который, наоборот, видел задачу социологии в том, чтобы обосновать идеалы, доказать, что они глубоко и основательно укоренены в социальной действительности. Если Дюркгейм подчеркивал, что все религии истинны на свой лад, так как все они так или иначе выражают социальную реальность, то Парето, наоборот, стремится, по существу, доказать, что все религии ложны, так как они лишь камуфлируют истинные мотивы социального поведения. Если Дюркгейм утверждает, что наука не может и не должна разрушать объект, который она изучает, то Парето как раз стремится разрушить этот объект.

Сам Парето называл себя атеистом всех религий. Эта самохарактеристика любопытным образом перекликается с позицией молодого Маркса, выраженной им словами эсхиловского Прометея: По правде, всех богов я ненавижу.

Парето, как и Дюркгейм, считает идеалы реальной действующей силой, но в отличие от последнего он не верит ни в один из них. Для него это лишь эффективно действующие мифы, теории (это понятие в его истолковании часто носит саркастический оттенок), которые являются либо результатом добросовестного заблуждения, либо инструментом обмана, с помощью которых элиты осуществляют свое господство.

В свете изложенного неудивительно, что Парето невысокого мнения о человеческой природе. Ему глубоко близка позиция его духовного предшественника Н. Макиавелли, утверждавшего в Государе, что о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива.

Философская антропология Парето направлена, прежде всего, против рационалистической модели человека, основанной на представлении о том, что человек сначала обдумывает свои поступки, а затем действует сообразно тому, что он задумал. С точки зрения итальянского социолога, человек, наоборот, сначала действует, а затем, post festum, придумывает обоснования своим уже совершенным действиям, объясняет (чаще всего ложно), рационализирует их. Эта позиция неожиданным образом оказывается близкой разработанной 3. Фрейдом концепции рационализации как одного из механизмов психологической защиты.

Сравнение с Фрейдом в связи с этим уместно продолжить. Подобно основоположнику психоанализа Парето рассматривает человека как существо иррациональное, управляемое чувствами, инстинктами, бессознательными импульсами. Как и Фрейд, он стремится исключительно рационально объяснить иррациональные основания человеческого поведения. Он подчеркивал, что единственная цель его Трактата состоит в исследовании экспериментальной реальности посредством применения в социальных науках методов, которые оправдали себя в физике, химии, астрономии, биологии и других подобных науках.

Парето утверждал это 6 июля 1917 г. в речи по случаю 25-й годовщины его назначения на должность профессора Лозаннского университета. Опубликовано в качестве приложения к книге.

Таким образом, выступая против рационалистической модели человека, Парето стоит на позициях ультра рациональной науки, целиком основанной на логике и эксперименте. Этот рационализм ученого-социолога призван разоблачить те ложные мотивы, иллюзии, теории, которыми человек рационализирует свое поведение, обманывая себя и других, скрывая истинные мотивы. Учитывая общие теоретико-методологические ориентации Парето, его несомненно можно было бы считать сциентистом, если бы вера в науку не представлялась ему столь же иллюзорной, как и любая другая.

Он подчеркивает, что экспериментальная истинность определенных теорий и их социальная полезность - это совершенно разные вещи: они не только не совпадают, но чаще всего противоречат друг другу. Объяснение истинных оснований социального устройства опасно для самих этих оснований, разрушительно для них. Вот почему Парето с присущим ему снобизмом писал, что если бы он думал, что его Трактат будет доступен многим читателям, то он бы его не написал.

Парето противопоставляет свою трактовку социологии трактовке догматической; последняя же свойственна почти всей социологии, в том числе теориям О. Конта и Г. Спенсера. До сих пор социология почти всегда толковалась догматически. Название позитивная, данное Контом его философии, не должно вводить нас в заблуждение; его социология столь же догматична, как и Рассуждение о всеобщей истории Боссюэ. Это разные религии, но все же религии; и такого рода религии мы находим в произведениях Спенсера, де Греефа, Летурно и бесчисленного множества других авторов. В противовес догматической, гуманитарной, метафизической социологии подлинно научной является социология экспериментальная. Для того чтобы стать таковой, она должна базироваться на логико-экспериментальной точке зрения. Эта точка зрения означает, что основаниями научного доказательства служат исключительно наблюдение, опыт и построенные на них логические выводы. Если метафизика продвигается от абсолютных принципов к конкретным фактам, то экспериментальная наука восходит от конкретных случаев не к абсолютным принципам (они для нее не существуют), но лишь к общим принципам, затем она устанавливает их зависимость от других, более общих и так далее до бесконечности. При этом общие принципы следует рассматривать лишь как простые гипотезы, цель которых - обеспечить нам познание синтеза фактов, связать их посредством теории, обобщить их. Теории, их принципы, их дедукции, целиком подчинены фактам и не имеют иного критерия истинности, кроме хорошего представления фактов.

Вильфредо Парето

Трансформация демократии

Парето и демократия

Вильфредо Парето (1848–1923) известен широким образованным массам как автор теории круговорота элит (и принципа, названного его именем, который на самом деле сегодня не вполне однозначно соотносится с его творчеством).

Как ученый, Парето принадлежит к той эпохе, которая своими корнями уходит в позитивизм XIX в., проникнутый верой в науку и ее всемогущество, и вместе с тем открывает период господства технологий и разочарования во всем, начиная с социальных утопий и заканчивая демократией, если говорить только о гуманитарной сфере.

Человек, который оставил больше 30 томов сочинений по социологии, математике, экономике, политологии и т. д., создал себе собственный памятник и, наверное, заслуживает пристального внимания, хотя сегодня в полной мере такое внимание способны уделять только узкие специалисты. Но и для широкой публики многие из оригинальных текстов Парето могут быть интересны. Сегодня его считают классиком социологии; существуют институты и фонды, носящие его имя и посвященные изучению его жизни и деятельности.

Как и многие другие классики, Парето сконструировал систему, основанную не только на общеупотребительных или общепризнанных концепциях, вытекающих из культурной традиции и опыта предшественников, но и на выработанных им самим специальных понятиях и идеях. С одной стороны, такие термины, как «деривации», «остатки», «цикл демагогической плутократии», придают его статьям более однозначный и определенный, с авторской точки зрения, смысл; они лучше выражают авторское «Я», индивидуальный стиль и особое понимание общества; с другой стороны, если эти понятия не входят в общий оборот и не становятся всеобщим достоянием, их не используют другие исследователи, их понимание затруднено, и если сам Парето был вынужден в статьях постоянно давать пояснения и делать ссылки на свой фундаментальный труд по социологии, то сегодня, несмотря на популярность его имени в определенных ученых кругах, эта терминология выглядит еще более экзотичной. Впрочем, таковы недостатки всех систем, по крайней мере систем, описывающих общество; текучесть социальной жизни обрекает на неудачу любые попытки отразить ее в строго однозначных понятиях, и даже если таковые кажутся ясными и определенными, когда становятся привычными, – это лишь иллюзия, о чем никогда не следует забывать. Демократия, капитализм, даже свобода суть слова, впитавшие столько мифологии, что для строгой науки (насколько таковая возможна) их использование становится проблематичным.

Создание систем – традиция XIX–XX веков, попытка сблизить методы гуманитарных наук и естествознания. Практически в известных рамках она осуществима, но эти рамки довольно узки, и при желании выйти за них ученый начинает сильно обманываться. Не об этом ли пишет сам Парето, рассуждая о возможностях и пределах опытного познания, или «логико-экспериментальной науки», как он его называет?

Выведение общих законов истории и социологии выливается в банальность, когда человек пытается формализовать некоторые природные принципы – повторяемость и чередование, природные циклы, рост, упадок и т. п. или в более или менее удачно зашифрованную догматическую схему. Вильфредо Парето отдавал себе отчет в этих трудностях, когда писал статьи, прогнозирующие развитие событий и в той степени, в какой он видел это возможным, приоткрывающие завесы будущего. Его статьи недогматичны; это не значит, что они ненаучны; напротив, постоянные оговорки, отсылки к другим работам и авторам, сомнения, которые могут вызвать и раздражение у читателя, желающего большей определенности, – как раз черты научного подхода.

Сложно до конца четко определить круг интересов Парето и область его деятельности. Принято называть его социологом, так как его главный труд называется «Социология», но ему принадлежит также учебник по политической экономии, не говоря уже о том, что начинал он как инженер. Биография ученого – это хронологический перечень его трудов, но Парето не сразу пришел к занятиям наукой и до конца жизни сохранил пристрастие к политической деятельности и публицистике. Разнообразие его интересов было, предопределено разнообразием судеб членов его семьи и обстоятельств жизни. Он родился в Париже в революционном 1848 г. в семье выходца из Генуи Раффаэле Парето. Предки занимались торговлей, как многие генуэзские нобили, и в начале XVIII в. получили титул маркизов. Дед избирался в городские мэры. Парето принадлежали к республиканскому и либеральному лагерю, играли заметную политическую роль в эпоху Наполеоновских войн. В 1836 г. Раффаэле, инженер по профессии, эмигрировал в Париж вместе с другими сторонниками революционной борьбы за объединение Италии; здесь он женился на Мари Маттенье, от которой у него было трое детей. Фриц Вильфрид получил свое имя, вероятно, в связи с событиями, происходившими в 1848 г. в германских землях. Он получил начальное образование и в 1858 г. последовал за отцом в его родной город, а в 1870 г. закончил Туринскую инженерно-техническую школу, старейшую в Италии. Занятия естественными науками и математикой повлияли на общие воззрения будущего ученого и его подход к социальным исследованиям, в частности на его представление о социальном организме как системе динамического равновесия циклических процессов.

С этого времени до 1889 г. Парето служил инженером, в железнодорожной компании в Риме и во Флоренции, затем на сталелитейном заводе. Одновременно он занимается политической экономией и вращается в кругах флорентийской интеллигенции, где в эти годы оживленно дебатировались политические и социальные проблемы эпохи Рисорджименто. Парето сотрудничает с газетами и журналами, где публикует критические статьи. Неудачные попытки баллотироваться в парламент молодой Италии на платформе сторонников свободной торговли укрепили скепсис начинающего ученого в отношении перспектив общественного благоустройства.

В 1889 г. происходят перемены. Парето оставляет инженерную службу и посвящает себя политике и публицистике. Тогда же он женится на Александрине Бакуниной. Этот брак был неудачным, через 12 лет жена оставила его. Вскоре он нашел себе подругу в лице француженки Жанны Режи, которая была почти на 30 лет моложе его и на которой он женился лишь незадолго до своей смерти в 1923 г., поскольку не мог раньше получить развод. Последние годы XIX в. Парето провел на вилле во Фьезоле близ Флоренции, много писал и выступал с публичными лекциями по политической экономии. Либеральные и отчасти социалистические взгляды помешали ему получить место в итальянском университете. Такая возможность представилась лишь в 1893 г., когда по рекомендации известного экономиста Леона Вальраса он занял его место в университете Лозанны. В 1896 г. выходит фундаментальный труд «Курс политической экономии», в котором Парето разрабатывает идею маржинальной теории стоимости и проблему экономического равновесия. Он формулирует принцип, согласно которому (в упрощенном виде) во всех обществах соотношение бедных и богатых остается примерно одинаковым. Разработка этого принципа укрепила его пессимизм относительно возможности коренного преобразования общественного устройства, вместе с тем сама идея покоится на убеждении о наличии социальных констант, исследуя которые можно научно прогнозировать ход событий.

В 1898 г. Парето получил наследство, благодаря которому смог купить небольшое имение в Селиньи на Женевском озере. Здесь он провел последнюю треть жизни, продолжая преподавать политэкономию, а затем социологию, но постепенно замыкаясь в обществе гражданской жены и двух десятков ангорских кошек. Он продолжал в течение некоторого времени вести активную научную и публицистическую деятельность, вел переписку с друзьями и коллегами. В статье «Приложение социологических теорий» он развивает некоторые принципы своей будущей системы волнообразного развития общественных явлений, восходящей к принципам, заложенным еще Макиавелли. В частности, он говорит о типах человеческого поведения, присущих группам политической элиты, – с одной стороны, консервативном и последовательном, с другой – гибком и приспособительном. Эти типажи он называет «львами» и «лисицами» – образы почерпнуты из «Государя», хотя и переосмыслены. Нарастающий пессимизм Парето в отношении радикального преобразования общества обрел форму в новом труде «Социалистические системы», посвященном критике утопических, на его взгляд, построений Маркса. Следует заметить, что исторический материализм как научную теорию Парето не отвергал и в какой-то степени разделял его положения о наличии социальных законов, об определяющей роли борьбы классов. В то же время мысль Парето движется от классической политэкономии в сторону зарождающейся новой науки – социологии, по мере того как он осознает важность изменчивой ментальной составляющей в жизни общества, в том числе в хозяйственных отношениях. Эти идеи отразились уже в «Курсе политической экономии» и в коренным образом переработанных его изданиях – «Руководстве по политической экономии» 1907 г. и во французском переводе 1909 г. Парето делает акцент на нелогичности, иррациональности поведения (не исключая экономического) человеческих индивидов и вводит вместо базового понятия «полезность» образованное на греческой основе слово ophelimité, которое можно перевести как «желательность». Свои взгляды на общество Парето изложил в уже упоминавшемся капитальном труде «Трактат по общей социологии», написанном в 1907–1914 гг. и изданном в 1916 г. Четыре тома огромного трактата изобилуют ссылками и историческими примерами; история всегда занимала важное место в построениях писателя, который обладал обширными познаниями в этой области. Впрочем, исторические параллели, проводимые в этом труде, используются Парето и в других его работах, в том числе в «Трансформации демократии», как и основные понятия, вводимые для описания социальных процессов. Они образуют более или менее определенную схему, что позволяет отражать систему Парето даже в виде таблиц, однако ее создатель на деле не стремился дать исчерпывающее (тем более полностью формализованное) описание социальной действительности. Некоторая причудливость его терминологии как раз и подчеркивает, может быть, принципиальную неосуществимость подобной задачи. Из главных терминов два («чувства» и «интересы») употребляются в более или менее распространенном значении, но основу построений Парето составляют два класса, на которые делятся социальные явления и которые выражают соотношение между устойчивым и изменчивым, реальностью и представлениями о ней или объяснениями ее. Residui (или в буквальном переводе «остатки») суть проявления реальных чувств, не всегда или смутно осознаваемых, но лежащих в основе поступков. Возможно, это слово родилось как результат математической операции, заключавшейся в вычитании из суммы психических феноменов, переживаний и объяснений реальности ее чисто субъективной, объясняющей составляющей, служащей для оправдания поступков. Остаток – это реальность, сущностный мотив, то, что в действительности движет людьми, отражение их истинных чувств. Все прочее, придуманное в ходе культурной и социальной эволюции, выработки идеологий и культов, – это деривации, косвенные производные от действительных чувств. Остатки и деривации соотносятся между собой, как иррациональное и рационализующее, как реальность и способ ее использовать, объективный смысл и более или менее соответствующее ему объяснение. Парето выделил шесть классов остатков, из которых наиболее важны с точки зрения его теории социальной динамики два. Первый тип остатков выражает склонность к комбинациям; это желание перемен, поиск выгоды, готовность манипулировать людьми и цинизм; второй тип – групповая или агрегатная устойчивость (persistenza di gruppo, di aggregati) – инертность, консерватизм, упорство в вере. Эти типы поведения более или менее соответствуют упоминавшемуся выше делению на «львов» и «лисиц». Они также лежат в основе объяснения разработанной Парето теории циркуляции элит. Во всех обществах, согласно Парето, существуют элиты и руководимые ими массы. Понятие элиты также не имеет у Парето четкого и однозначного определения. С одной стороны, элиту составляют люди, достигшие выдающегося результата в своем виде деятельности, которым может быть и мошенничество. Знаменательно, что здесь, как и во многих случаях, социолог следует по стопам Макиавелли, который в гл. Х кн. I «Рассуждений» говорит об иерархии разного рода профессий и об успехах людей в рамках этих занятий. С другой стороны, элита – это группа, управляющая обществом и концентрирующая в своих руках максимум доходов. В ней могут преобладать, например, «лисицы», которые склонны к методам достижения согласия путем обмана и манипуляций; во времена Парето это была прослойка, называемая им демагогической плутократией. Другой способ управления – силовой – практиковался военно-бюрократическими слоями, оттесненными демагогической плутократией в ходе Первой мировой войны от власти почти во всех странах Европы. Двум лагерям плутократии – военному и демагогическому – Парето противопоставляет классы землевладельцев и трудящихся. Ни одна из элит не может удерживаться у власти до бесконечности; рано или поздно происходит их смена, но ротация может осуществляться и относительно незаметно, если правящие верхи открыты для проникновения наиболее способных и достойных лиц снизу, и насильственным путем – по мере деградации правящего класса и усиления оттесненных от власти групп. Такая смена тоже происходит не одномоментно, о ее приближении или удалении можно судить по степени ослабления или укрепления центральной власти. Через деградацию элит и их ротацию, через централизацию и децентрализацию осуществляются циклы, определяющие судьбы общества и отражающие множество волнообразных процессов, из которых складывается динамическое равновесие.