Что не входит в финансовую систему рф. В финансовую систему рф не входят

Финансовая система России

Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

  1. Государственную бюджетную систему;
  2. Внебюджетные специальные фонды;
  3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
  4. Фонды страхования (имущественного и личного);
  5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет . Финансовые институты:

  1. Бюджетные фонды (БФ).
  2. Внебюджетные фонды ВБФ.
  3. Децентрализованные Фонды (ДФ).
  4. Страховые фонды.
  5. Государственный и муниципальный кредит.
  6. Валютно-денежная система (ВДС).
  7. Финансы предприятий различных форм собственности.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Финансовая комиссия кнессета
  • Финансово-промышленные группы Индии

Смотреть что такое "Финансовая система России" в других словарях:

    Финансовая система России - включает государственную бюджетную систему, внебюджетные специальные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, финансы предприятий различных форм собственности … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - (англ. financial system) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Состоит из финансовых институтов (орг ции, учр ния,… …

    Финансовая пирамида - (Financial Pyramid) Финансовая пирамида это денежная структура, которая аккумулирует денежные средства путем постоянного привлечения новых инвесторов Финансовая пирамида: список финансовых пирамид, борьба с финансовыми пирамидами, финансовые… … Энциклопедия инвестора

    Финансовая реформа Петра I - Рубль серебром. 1723 … Википедия

    Система (компания) - У этого термина существуют и другие значения, см. Система (значения). ОАО АФК «Система» Тип Открытое акционерное общество Листинг на бирже … Википедия

    Система чистого измерения

    ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - (англ. financial security) – понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. На макроуровне… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Экономика России - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    2000-е годы в экономике России - … Википедия

    Международная финансовая помощь - (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 10, 11 кл. Экономический профиль. , Киреев, Алексей Павлович. "Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Для каждого курса создан… Купить за 898 руб
  • Финансовая аналитика: проблемы и решения № 43 (277) 2015 , Отсутствует. Научно-практический журнал – информационно-аналитическое издание, посвященное вопросам повышения эффективности управления финансами как на макро-, так и на микроуровнях экономики.…

Финансовая система (ФС) – совокупность субъектов экономики, ведущим из которых является государство, и связывающим их отношения по поводу образования и использования финансовых ресурсов.

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая система РФ включает в себя:

1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

Основу экономической структуры РФ составляют экономические отношения, возникающие в нём. В этих отношениях участвуют 4-е субъекта: государство; регион, находящийся на самоуправлении; хозяйствующий субъект (т.е. фирма, корпорация, предприятие и т.п.); гражданин.

Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Финансовую систему можно рассматривать с позиции её функций или её институтов. С функциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность денежных отношений функционирующих в государстве. С институциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность финансовых учреждений (т.е. банки, биржи и т.п.).

§ Финансовая система РФ представляет собой 4-х блочную систему относительно самостоятельных компонентов (рис. 1).

К таким компонентам относятся:

§ государственные финансы;

§ территориальные финансы;

§ финансы хозяйствующих субъектов;

§ финансы граждан.

Где, – это двухсторонние финансовые связи и финансовые отношения, возникающие при 2-х противоположных денежных потоках.

Каждый компонент финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.


Существует два принципа построения финансовой системы:

1 .принцип демократического централизма;

2.принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение ит.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: Финансы предприятий, организаций; Страхование; Государственные финансы.

Министерство науки и образования РФ

Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина

Факультет социологии, экономики и управления

Кафедра Национальная экономика

Реферат

на тему:

Финансовая система РФ

Выполнила:

Студентка 3 курса группы Э32

Бойко С.Ю.

Проверил:

Ананьев А.А.

Рязань, 2008

1. Понятие финансовой системы. 3

2.Структура финансовой системы РФ. 4

3. Краткая характеристика звеньев финансовой системы.. 8

4. Государственная финансовая политика. 11

1. Понятие финансовой системы .

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

2.Структура финансовой системы РФ.

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

· Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

· Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

· Единстве и взаимодействии подсистем;

· Наличии специального обслуживающего аппарата;

· Наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

· государственные бюджеты;

· государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы домохозяйств.

Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

· фонды страхования: государственного, частного;

· финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):

· основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

· вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).


Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.

4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

· комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

· Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

· Центральный банк Российской Федерации;

· Счетную палату Российской Федерации;

· Федеральную таможенную службу;

· Федеральную службу по финансам и рынкам;

· Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

· комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

· министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

· главные управления Банка России субъектов Федерации;

· Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

· Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

· Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

· Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

От состояния финансовой системы полностью зависит уровень жизни страны. В макроэкономике она занимает одно из самых главных мест. По этой причине следует подробно изучать финансовую концепцию России и осознавать всю важность этой системы. Нужно глубоко вникать в принцип действия ее функционирования и механизмов.

Общие сведения

В настоящее время финансовая система Российской Федерации - это объект неугасающих споров и дискуссий. Существует множество современных проблем, с которыми она должна справляться. Например, недостаточный уровень удовлетворения потребностей каждого конкретного человека, большая социальная напряженность, непропорциональность развития экономических элементов, отрицательное воздействие на процесс воспроизводства, заметное отставание в приспособлении к изменениям финансовых и внешних товарных рынков и медленный темп развития. Финансовая система Российской Федерации - это экономические отношения, которые сгруппированы между собой по определенному признаку. Подобная взаимосвязь затрагивает практически все аспекты современной человеческой жизни. Эти отношения могут возникать между физическими лицами, несколькими юридическими сторонами, а также различными государствами. Таким образом, одну из сфер экономических взаимодействий представляют следующие элементы: семейный бюджет, финансы личных и домашних хозяйств. Проще говоря - капиталы населения.

Детальная информация

Понятие финансовой системы РФ рассматривается в качестве совокупности экономических отношений. В ее структуре выделяют отдельные сферы и звенья. На любом уровне хозяйствования финансы представляют собой элементы общественного производства, без которых существование и функционирование системы попросту неосуществимо. Также без них не представляется возможным:

1) скорейшее введение новых достижений науки и техники;

2) поддержание расширенного кругооборота фондов производства (как общественных, так и индивидуальных);

3) регулирование территориальной и отраслевой экономических структур;

4) удовлетворение остальных потребностей населения.

Определенные виды нужд есть у государства и хозяйствующих субъектов. Этим объясняется появление различных типов отношений, которые включает в себя финансовая система России. Сейчас некоторые специалисты в данной области не признают взаимодействие двух физических лиц экономической взаимосвязью. Тем не менее, существуют разнообразные издания, в которых освещается организация финансовой системы. Литература посвящена семейному и личному расходно-доходным планам, активам домашнего хозяйства.

Состав и структурные элементы

России состоит из нескольких взаимосвязанных органов и институтов. Главной целью экономики является удовлетворение великого множества общественных потребностей. Взаимодействием финансов охвачена вся система страны и сфера социальной деятельности. Общностью этих явлений объясняется существование специальных институтов внутри финансовой структуры. Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить несколько понятий экономики Российской Федерации. Финансовая система страны представляет собой:

1. Совокупность различных институтов, каждый из которых участвует в образовании и последующем использовании соответствующих ему денежных фондов.

2. Общность специальных учреждений и органов, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

Экономика образуется из взаимосвязи различных институтов, которые отвечают за регулирование создания, перераспределения и использования денежных фондов. Особенности развития страны в период перехода к рыночным условиям сильно отражаются на финансовой системе. Таким образом, в экономическую структуру России входят следующие денежные фонды и правовые институты, соответствующие им:

1. страны. Она включает в себя бюджеты органов местного самоуправления, субъектов Федерации и непосредственно Федеральный.

2. Фондовый рынок.

3. Государственный кредит.

4. Внебюджетные фонды страны.

5. Финансы хозяйствующих субъектов.

6. Фонды страхования.

Общегосударственные финансы. Понятие, структура и назначение

Основой общегосударственных финансов являются различные бюджеты соответствующих уровней. В эту группу также включаются такие понятия, как государственное кредитование и социальные внебюджетные фонды страны. В регулировке разнообразных экономических операций и распределительных отношений макроуровня главная роль принадлежит именно этому типу финансов. Их формирование и распределение централизованы. Данный элемент системы находится в распоряжении у местных органов самоуправления и самого государства. На микроуровне за урегулирование экономических операций отвечают финансовые элементы предприятий, страхования и кредитно-банковской системы. Тем не менее, нельзя считать, что эти звенья экономики связаны только на уровне хозяйствующих субъектов в их широком понимании. Это обусловлено существованием плотной взаимосвязи между всеми составляющими частями финансовой системы. Государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных ресурсов посредством экономики. Для осуществления подобной деятельности используются различные нормативные акты и соответствующие законы. Также его инструментами выступают механизмы ценообразования, система кредитования, налоги и многое другое. Общегосударственные финансы России неразрывно связаны с остальными элементами экономики. Однако здесь присутствует некая двойственность. ВВП является главным источником пополнения доходов бюджетов на всех уровнях. Он формируется в сфере материального производства. Затем посредством налогообложения создаются бюджет РФ и социальные фонды. В то же время процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за собственный счет. Ими используется государственный кредит или прямые ассигнации из бюджета.

Роль привлеченных средств

Собственные финансы предприятия неразрывно связаны с системой кредитования. В случае недостатка денежных средств можно воспользоваться услугами банков. Чаще всего заемный капитал задействован в пополнении оборотного. Также для решения своих экономических проблем предприятия могут прибегать к средствам иных хозяйственных субъектов. Например, к таким как различные организации, компании и прочие. Подобную деятельность можно проводить разными способами. Например, для того, чтобы увеличить собственный капитал, прибегают к помощи акционирования. В свою очередь, выпуск векселей и облигаций проводится для осуществления займов. В конечном итоге взаимосвязь разнообразных элементов финансовой системы объясняется их единой сущностью. Государство играет важнейшую роль в развитии общества, как в экономическом, так и в социальном плане. По этой причине в его распоряжении сосредоточена большая часть денежных ресурсов. Оно осуществляет их использование через бюджет РФ, государственный кредит и различные фонды. Активы разных банковских структур и страхования образуются посредством привлечения свободных капиталов. Собственными средствами коммерческих организаций являются их накопления.

Характеристика финансовой системы РФ. Особенности

Управление экономикой и финансами государства осуществляется при помощи важнейшего инструмента - многоуровневой структуры. На всех ступенях данной конфигурации решается в масштабах страны ключевая задача: формирование и расходование общего фонда денежных средств. Вся структура включает в себя местный, региональный и Федеральный бюджеты. В условиях современной глобализации хозяйственной деятельности активы каждой страны становятся основой ее экономической безопасности. От их размера и свойств зависит:

Проведение социальных программ;

Обеспечение органов управления всех уровней;

Развитие наукоемких и стратегически важных отраслей производства;

Поддержка экономики и ее субъектов в рамках государства, а также многое другое.

Финансовая система страны состоит из множества элементов. Одни из них финансируются в рамках принятого другие - нет. Например, для реализации программ, носящих социальную или медицинскую направленность, создаются внебюджетные фонды. Государство, как участник внутренней рыночной системы, может выступать в качестве заемщика денежных средств у других субъектов рынка. Кредиторами в таком случае будут являться юридические и физические лица, имеющие в своем распоряжении свободные денежные активы. Необходимости в займах наступают при образовании дефицита в бюджете. Кредитование используется и для кратковременного вливания денежных средств в определенные секторы экономики с целью поддержания финансовой стабильности страны. В случае, когда государство прибегает к займу у сторонних организаций или физических лиц, возникает госдолг. По своим характеристикам он делится на два типа: внутренний и внешний (в зависимости от места регистрации кредитора). По своей форме взятые на себя государством, могут быть представлены в виде:

Кредитов;

Государственных займов, проведенных с использованием выпуска на рынок ценных бумаг;

Иных задолженностей.

Изменения, внесенные после распада СССР

Развитие финансовой системы Российской Федерации в последние годы заметно приостановилось. В некоторых секторах государственной экономики наблюдается рост показателей, однако большинство отраслей переживают период застоя и незначительного прироста. Банковская система смогла после года практически полностью восстановить свою функциональность. Активно развивается сфера кредитования, тем самым оказывая существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. При этом доля займов, выданных частному сектору, постоянно увеличивается, что свидетельствует об улучшении благосостояния населения в целом. В последнее десятилетие выросли фондовые индексы, повысились международные рейтинги финансовой устойчивости России. Тем не менее, доля привлеченного иностранного капитала в финансовую систему страны, по сравнению с экономикой развитых государств (Германия, США, Франция), остается на сравнительно низком уровне. Однако стабильный рост индексов и рейтингов создает благоприятную обстановку для иностранных и отечественных инвесторов. В последние годы наблюдается положительная динамика роста финансовых ресурсов и падения процентных ставок по кредитам. Предпосылками для возникновения этих явлений следует считать увеличение объемов внешней торговли, рост продаж сырья в валютах иностранных государств, а также общую внешнеэкономическую политику государства. Доступность денежных средств в результате понижения кредитных ставок благоприятно сказалась на работе крупнейших предприятий страны, которые увеличением финансовой активности стимулировали рост экономики. Современная финансовая система РФ после череды преобразований стала выполнять свою основную задачу - обеспечение роста экономики страны.

Реформы в данной области

Управление финансовой системой в России долгое время не подвергалось существенным изменениям. В 2006 году в законодательстве происходят кардинальные реформы. Они коснулись, в первую очередь, формирования и расходования средств бюджета Российской Федерации. Появились новые структурные единицы. В частности были сформированы бюджеты отдельных муниципальных образований и городских поселений. В дальнейшем законодательная база этих проектов подверглась существенной переработке. Один из основных рисков, которым подвержена финансовая система Российской Федерации, - это просроченная задолженность по кредитным банковским обязательствам. Величина этого совокупного долга постоянно растет, что оказывает негативное воздействие на различные секторы экономики. В свою очередь, банки для продления кредитных обязательств нуждаются в постоянном притоке денежных средств. По расчетам экономистов, доля таких долгов может вырасти до 10 % от общей структуры кредитного портфеля, что отрицательно скажется на всей экономической структуре. Правительство РФ ищет пути решения данной проблемы. Предлагается увеличить капитализацию крупнейших банков за счет государственных облигаций. Также рассматриваются варианты повышения страховой части вклада и отзыва лицензий на ведение финансовой деятельности у ряда "ненадежных" финансовых учреждений.

Истоки возникновения современных проблем

Ряд крупнейших отечественных экономистов считают, что причина слабости, которую имеет финансовая система Российской Федерации, - это неумение быстро подстраиваться под динамично изменяющую конъюнктуру рынка, а также слишком большая сырьевая зависимость и отсутствие конкуренции в некоторых сегментах. Правительство, вводя новые экономические реформы, пытается выровнять непростое положение денежной сферы. Происходят регулярные вливания капитала из Резервного фонда, который, в свою очередь, сформировался в момент (до 2008 года). При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что его средства не безграничны и их хватит всего на несколько лет. Современная Россия переживает сложный процесс формирования своей экономической структуры. Многие отрицательные факторы, сопровождающие это действие, например, долги по кредитным обязательствам, в сложившейся ситуации сложно поддаются анализу и контролю. В таких условиях достаточно сложно наладить работу одной из основных функций стабильного рынка - перераспределение финансовых (ресурсных) потоков внутри него.

Заключение

Экономика, в основе которой находится система банковского финансирования, имеет широкие возможности оперативно реагировать на любые изменения. Центральный банк является конечным участником этой кредитной структуры. В связи с этим развитие финансовой системы в РФ предполагается начать с выделения банковского сектора, в котором будет происходить основное перераспределение ресурсных потоков. Для этого необходимо иметь устойчивую структуру, исключив из нее всех слабых участников. При этом необходимо параллельно развивать финансовые рынки Российской Федерации, которые, за исключением валютного, находятся на начальной стадии зарождения. Только в этих условиях возможно создать здоровую экономическую базу. Именно на нее в дальнейшем будет возложена основная задача перераспределения финансовых ресурсов в рамках страны.

Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте - это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды - бюджетные, внебюджетные и т. д. В литературе встречается применение термина «финансовая система» и в другом значении - как системы финансовых органов, что вряд ли заслуживает поддержки, поскольку в этом случае одним и тем же термином обозначаются существенно различающиеся между собой понятия.

Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных
бюджетов муниципальных образований;
- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
- финансы предприятий, организаций, учреждений;
- финансы страхования;
- кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Подобное мнение содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки. Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано мнение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Другие представители этой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы байковский кредит, государственный кредит в нее включают2. В то же время ученые-экономисты отмечают целесообразность расширительного толкования понятия финансов (которого придерживаются авторы настоящего учебника), включая в них и банковский кредит.

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Современная финансовая система Российской Федерации формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, на банковский кредит. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначение.

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.

Внебюджетные целевые государственные имуниципальныефонды - новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.

В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее целесообразное использование. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе, распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их внутреннего неэффективного использования значительная часть этих фондов ликвидирована.

Финансы предприятий, организаций, учреждений-обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций^. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ).

Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и т. д.). Различают следующие формы страхования: а) имущественное и личное; б) социальное; в) медицинское. По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные. страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников. Согласно законодательству различают две формы кредита: а) государственный и муниципальный; б) банковский.

Под государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг (гл. 14 БК РФ). Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в формах выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный долг может быть использован для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т. д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит.

Банковский кредит - это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях - бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширился. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.