Бюджет великобритании на год в цифрах. Государственные бюджеты ведущих стран мира

Бюджет стран мира - это денежный фонд, который используется их правительствами для финансирования собственной деятельности. Он представляет собой своеобразную общенациональную смету доходов и расходов. Государственный бюджет взаимодействует со многими звеньями финансовой системы страны. Именно с помощью денег из него происходит оказание помощи перспективным и ключевым отраслям.

Основные понятия

Бюджет стран мира отличается рядом особенностей. Его структура зависит от целого ряда факторов, важное место среди них занимает административно-территориальное устройство государства. Бюджет обычно составляется правительством, а утверждается парламентом или другим высшим законодательным органом. Следует отметить, что само понятие появилось с появлением государства. Однако форму документа, утверждаемого высшим законодательным органом, он приобрел только с приходом к власти буржуазии. Казначейством принято называть финансовое ведомство, которое занимается исполнением бюджета, то есть хранением и использованием его денежных средств.

Данный документ расписывает доходы и расходы государства за год. Зачастую во внимание принимается период с 1 января по 31 декабря. Таким образом он отображает денежные отношения, которые возникают у правительства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода. Он включает две статьи. Доходы формируются за счет:

В РФ около 84% бюджетных поступлений приходится на налоговые доходы.

Расходы - это те средства, которые направляются правительством на финансирование определенным им целей и задач. С макроэкономической точки зрения их разделяют на следующие группы:

  • Государственные закупки.
  • Трансферты.

Расходы можно разделить и по их назначению:

  • На политические цели. Здесь можно выделить расходы на обеспечение безопасности и содержание государственного аппарата.
  • На Это расходы на обеспечение функционирования государственного сектора и субсидирование частного.
  • На социальные цели. Это расходы на выплату пенсий, пособий и стипендий, а также на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.

В историческом контексте

В странах мира появилось в 18 веке. Сама идея учета доходов и расходов государства принадлежит сэру Роберту Уолполу. В то время он был канцлером казначейства и стремился восстановить доверие общественности к системе после краха компании Южных морей в 1720 году. В 1733-м Уолполу огласил свои планы по введению акциза на потребление множества товаров, в том числе на вино и табак. Налоговая нагрузка на мелкопоместное дворянство, напротив, предполагалось уменьшить. Это вызвало волну общественного возмущения. Была опубликована брошюра под названием «Бюджет открыт, или ответ на памфлет». Ее автором был Уильям Пултень. Именно он первый использовал слово «бюджет» в связи с фискальной политикой государства. Инициатива Уолполу была отменена. Однако уже к середине 18 века учет доходов и расходов правительства стал обычной практикой в развитых странах.

Виды бюджета

Обычно их выделяют три. Чаще всего встречается означает, что расходы правительства превышают поступления. Выделяют дефицит доходов, финансовый и первичный. Излишек бюджета возникает тогда, когда поступления превышают расходы. Это достаточно редкая ситуация. Наиболее оптимальным вариантом является сбалансированный бюджет. Он подразумевает, что поступления равны расходам. Именно к такому положению дел стремятся все страны мира.

Назначение

У бюджета стран мира есть четыре основных функции:

  • Распределительная. Это означает, что бюджет формируется за счет централизованных фондов и используется на различных уровнях власти. Распределение доходов способствует сбалансированному развитию регионов.
  • Стимулирующая. Государство с помощью бюджета регулирует экономику страны. Оно может целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производств в отдельных регионах.
  • Социальная. Бюджет аккумулирует средства, которые могут быть использованы для развития здравоохранения, образования, культуры и поддержки незащищенных слоев населения.
  • Контрольная. Государство следит за поступлением и использованием бюджетных средств.

Принципы составления

Считается, что любой бюджет должен быть полным, единым, реальным и гласным. От соблюдения данных принципов зависит доверие к правительству, а также сбалансированность и скорость развития экономики страны. Под полнотой понимается то, что в бюджет обязательно должны быть включены все поступления и расходы. Все неучтенное способствует тенизации экономики и увеличению неравномерности развития. Единство бюджета подразумевает наличие единого документа, в котором все доходы и расходы классифицируются определенным образом. Поэтому их можно сравнивать и сопоставлять. Реальность или, как еще называют этот принцип, правдивость бюджета указывает на то, что все статьи данного документа должны быть обоснованными и правильными. Для этого и нужно его публичное обсуждение правительством и утверждение парламентом. Как раз с последним и связан такой важный принцип, как гласность. Он также включает необходимость периодических отчетов об исполнении бюджета различными органами.

Казначейство как особый финансовый орган

Данное ведомство занимается кассовым исполнением бюджета. В различных странах он может иметь различные названия. Однако везде казначейство выполняет сходный набор функций. Среди них:

  • Обеспечение учета всех бюджетных доходов.
  • Подтверждение обязательств правительства по расходованию средств.
  • Осуществление платежей от имени получателей денег от государства.

Бюджеты стран мира в 2017 году

Данный показатель можно рассматривать по-разному. Например, имея в виду самые большие бюджеты стран мира, можно учитывать доходы, размера дефицита (излишка). Рассмотрим сначала страны мира по объему поступлений. Доходы бюджета стран мира варьируются от 3,4 триллионов долларов США у США до 1 миллиона у Питкерных островов. В первую пятерку по данному показателю вошли, кроме Соединенных Штатов, такие государства, как Китай, Япония, Германия и Франция. Они же являются лидерами по расходам. Но гораздо интереснее рейтинг бюджетов стран мира по дефициту (профициту). На первом месте - Германия. Профицит ее бюджета составляет 23 миллиарда долларов США. В первую пятерку также вошли такие страны, как Норвегия, Макау, Швейцария и Исландия. Если рассматривать по проценту профицита, то лидерами являются несколько другие государства. Это Макау, Тувалу, Исландия, Палау и острова Теркс и Кайкос.

Военные бюджеты стран мира

Данный показатель рассчитывается двумя организациями. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, военный бюджет стран мира в 2017 году превысил 1,686 миллиардов долларов. Это 2,2% мирового На первом месте по объему расходов на данную сферу Соединенные Штаты. В 2017 году они потратили 611,2 миллиарда долларов или 3,3% ВВП. На втором - Китай. Но его расходы почти в три раза меньше, чем у США - только 215,7 миллиардов долларов или 1,9% ВВП. В тройку лидеров также вошла потратила на военную сферу 69,2 миллиардов долларов или 5,3% ВВП. В пятерку по данному показателю также вошли такие страны, как Саудовская Аравия и Индия. По оценке Международного института стратегических исследований, на первом месте по военным расходам также США, а на втором - Китай. Однако затем идут такие страны, как Саудовская Аравия, Россия, Великобритания и Индия. Немного отличаются и сами цифры, однако несущественно.

Бюджет является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Он необходим для того, чтобы вести хозяйство, осуществлять планирование и развивать национальную экономику.

Правительство России совместно с Государственной Думой утвердило проект на 2016 год. Каждый гражданин страны уже может ознакомиться с параметрами будущего бюджета и сферами финансирования, однако мало кому удастся оценить сухие цифры чиновников в масштабе целого государства. Именно поэтому мы предлагаем вам ознакомиться с выводами специалистов, касательно основных параметров бюджета на 2016 год.

Недостаточный размер бюджета

По заложенному правительством курсу (64 рубля за 1 США) размер бюджета России в 2016 году составит 247,4 миллиарда долларов. На первый взгляд, этот показатель выглядит весьма впечатляюще. Однако сумма в 247,4 млрд. долларов отнюдь не является значимой, учитывая, что примерно такой же бюджет был у Швеции, Бельгии и Мексики в 2008 году. То есть, даже если не брать во внимание в мире, финансирование в РФ можно сравнивать разве что со странами третьего мира, учитывая население страны.

Для сравнения: бюджет США в 2016 году составит 3990 миллиардов долларов, что в 16 раз больше, чем в России или в 8 раз больше на душу населения. При этом за последние годы в США наблюдается самый маленький дефицит бюджета (474 млрд. долларов). Что примечательно, сумма американского дефицита больше, чем размер всей российской казны.

Ошибки прошлых лет

По мнению специалистов, в новом бюджете не были учтены ошибки прошлых лет. По сути, в нем нет абсолютно никаких кардинальных изменений, рычагов экономии или антикризисных мер. Весь бюджет строится с учетом того, что на протяжении трех лет средняя цена нефти составит 50-55 долларов за баррель, а средний курс – 62,5-63,3 рубля за доллар. Если раньше правительство прогнозировало постепенное увеличение стоимости нефти, то сейчас на это никто не надеется. Однако бюджет совершенно не рассчитан на возможное снижение стоимости «черного золота». А учитывая последние мировые события, специалисты не сомневаются, что совсем скоро мы услышим от политиков новость об очередном снижении цены на нефть .

Большие расходы при маленьких доходах

В очередной раз расходы РФ превысят доходы. По средним подсчетам, дефицит бюджета составит примерно 3%. По мировым меркам этот показатель не является катастрофичным. Например, у США превышение расходов колеблется приблизительно на таком же уровне – 2,8%.

Однако средства для покрытия образовавшего дефицита будут взяты из Резервного фонда, что всего лишь за год уменьшит его на 2/3 части. Сейчас в Резервном фонде находится 3210 млрд. рублей, а уже через год его размер уменьшится до 1074 млрд. рублей. При этом, вернуть потраченные средства будет очень сложно, учитывая, что внешние заимствования невозможны из-за наложенных на государство .

Правительство верит в лучшее

Правительство обещает, что в 2016 году инфляция снизится до 5,1%. При этом, через год должно вырасти как минимум на 0,7%, в 2017 году – на 1,9%, а в 2018 на 2,4%.

Нужно отметить, что по общемировым меркам это довольно скромный уровень прироста. Однако учитывая нынешнее и перспективное экономическое положение России, даже столь незначительное улучшение можно назвать сверхоптимистичным прогнозом. На сегодняшний день не осталось ни одного ресурса, который мог бы поспособствовать росту ВВП. Если раньше нашим козырем являлась нефть, то сейчас на нее не рассчитывают даже самые оптимистичные эксперты.

Более того, в будущем году ситуация с бюджетом может неоднократно ухудшиться, т.к. есть основания полагать, что нефть подешевеет еще больше, а Россию ждут новые санкции. Во-первых, часть покупателей перейдет на нефтяные запасы Ирана. Во-вторых, война в Сирии рано или поздно закончится. И, в-третьих, на экономическое положение России не самым лучшим образом влияют конфликты с Турцией, Украиной и Западным миром.

Бюджет войны

Наибольшая часть расходов бюджета РФ традиционно приходится на две статьи – пенсионное обеспечение (66,1 миллиард долларов) и оборона государства (51,8 миллиардов долларов). Только на две эти сферы уходит половина всего бюджета страны. Когда в развитых государствах наступает и расходы превышают доходы, их правительства снижают объемы финансирования обороны. В России же эти показатели растут из года в год.

Перед подписанием бюджета правительство намеревалось снизить обеспечение силовиков на 165 млрд. рублей, однако это решение не было поддержано Госдумой. В итоге, расходы на 2016 год составляют 4,17% от ВВП.

Для сравнения: большая доля расходов на военное обеспечение есть только в бюджетах Саудовской Аравии и ОАЭ. Но, во-первых, экономическое положение этих стран позволяет увеличивать собственную обороноспособность. А, во-вторых, данные государства граничат со странами, на территории которых ведутся полномасштабные войны.

Стоит отметить, что по меркам экономически развитых стран финансирование обороны на уровне в 51,8 млрд. долларов не является большим показателем. Например, США тратит на военные расходы 3,3% от своего ВВП, но при этом средств на оборону выделяется в 11 раз больше, чем в России.

Антисоциальные меры

В бюджете на 2016 год отсутствуют положительные социальные меры. Правительство обещает в течение года повысить дважды на 4% каждый раз. На первый взгляд, это кажется очень приятной новостью. Но учитывая, что индексация в любом случае будет отставать от запланированной инфляции, благосостояние пенсионеров в следующем году ухудшится. Кроме того, в 2016 году часть на сумму в 342,2 млрд. рублей будет заморожена.

Еще более неутешительно выглядят остальные изменения, касающиеся социальной сферы государства. Например, финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, упав с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. рублей. Финансирование образования уменьшится на 7,9%, составив 579,8 млрд. рублей вместо текущих 629,3 млрд. рублей.

Однако хуже всего дела обстоят с финансированием системы здравоохранения. Согласно утвержденному бюджету, в 2016 году на эту сферу будет выделено 473,7 млрд. рублей, что на 10,9% меньше, чем сейчас (531,4 млрд. рублей в 2015 году).

Практически во всех развитых странах финансирование здравоохранения является одной из самых больших статей расходов. В США, например, на медицину тратят 1006 млрд. долларов, В РФ же выделено всего 8,4 млрд. долларов. Если пересчитать эти показатели с учетом количества населения в государствах, окажется, что на здоровье одного человека в США тратят на 54 раза больше, чем в России.

Государства получают эту плату в виде налогов – это пошлины и НДС от внешней торговли, это налоги с бизнеса и с доходов физических лиц. Чем больше государству удается собрать налогов – тем лучше, ведь тогда оно становится богаче и сильнее, а ещё сможет больше потратить на жизнь своих же граждан.

Как и в бизнесе, доходы государств неодинаковы. Чаще всего всё зависит от ресурсов, от “численности” трудящихся и технологического развития, а также важную роль играет то, насколько эффективно работает руководство такой компании.

Ежегодно ЦРУ США, которое, к слову обладает обширной статистической базой по многим вопросам, сравнивает и объемы государственных бюджетов разных стран. Естественно, в долларах, чтобы их можно было сопоставить.

По итогам 2016 года первое место по размеру бюджета заняли США, бюджет которых составил более 3,267 трлн долларов. На втором месте Китай с доходами в размере 2,402 трлн долларов. На третьем месте оказалась Япония с доходами в 1,684 трлн долларов. Следом за ними идут страны Европы – Германия, Франция, Великобритания и Италия – они “зарабатывают” в среднем от 1 до 1,5 трлн долларов в год.

Доходы России, несмотря на природные богатства и лидирующие мировые позиции по производству и экспорту многих товаров, выглядят скромно. В пересчете на доллары наш бюджет составил 200,7 млрд долларов. Среди других стран мы занимаем 23 место. Примерно такой же бюджет, как у нас, у таких стран, как Австрия, Турция и Дания. Согласитесь, как-то немного неловко, учитывая количество нашего трудящегося населения, площадь территории и количество природных ресурсов.

Впрочем, есть и страны, которые зарабатывают намного меньше нас. В основном, это небольшие островные государства или страны Африки. Так, например, доходы Тувалу за 2016 год составили только 42,7 млн долларов, Тонго – 135,4 млн долларов, Сомали – 145,3 млн долларов, Сан-Томе и Принсипи – 105,6 млн долларов.

Ниже представлена интерактивная карта – можно кликнуть на страну и посмотреть, какой бюджет был у каждого государства в миллиардах долларов.

Белый дом предложил проект бюджета на 2016 финансовый год в размере 4 трлн. долларов. Всего бюджет предусматривает траты в 561 млрд. долларов на военные нужды, эта сумма включает в себя расходы в 117 млн. долларов на «противодействие России» на Украине и еще в 51 млн. долларов - на помощь Молдавии и Грузии.

Кроме того, 8,8 млрд. долларов планируется потратить на продолжение борьбы с боевиками «Исламского государства» в Сирии и Ираке, а 14 млрд. долларов будет припасено для возможного противодействия растущему числу киберугроз. Еще 58 млрд. долларов Белый дом хотел бы направить на «внеплановые зарубежные операции» (большой войны на 58 лярдов не устроить, но пару локальных бигбадабумов вполне реально).

Ниже представлен список стран с самыми мощными военными бюджетами в мире.

  1. США – 561 млрд. долларов

Согласно проекту бюджета оборонные расходы страны достигают 561 млрд., однако еще в 2013 г. они составляли 640 млрд. Соединенные Штаты тратят на оборону больше, чем следующие 10 стран рейтинга, вместе взятые . Самым большим преимуществом США является флот из 19 авианосцев. Общее число военного персонала составляет 1,43 млн. человек, а кадровый резерв – еще 850 тыс.

  1. Китай – 188 млрд. долларов

Оборонные расходы страны достигают 188 млрд. долларов. Китай активно и сильно увеличивает военные расходы. Силы китайской армии действительно впечатляют. Действующий персонал – это более 2,285 млн. человек, а еще 2,3 млн. находятся в резерве. По некоторым данным, Китай активно практикует промышленный и военный шпионаж, что позволяет ему создавать аналоги зарубежной военной техники.

  1. Россия – 87,8 млрд. долларов

Спустя два десятилетия после распада Советского Союза российская военная мощь снова растет. Военные расходы увеличилось почти на треть с 2008 г. и, как ожидается, вырастут еще на 44% в течение следующих трех лет. Общее число военного персонала составляет более 766 тыс. человек, а кадровый резерв – 2,485 млн. человек. И эти войска подкреплены крупнейшей танковой силой в мире, насчитывающей 15,5 тыс. танков.

  1. Саудовская Аравия – 67 млрд. долларов

Военный бюджет Саудовской Аравии с 2006 по 2010 гг. вырос с 31 млрд. до 45 млрд. В 2012 г. Саудовская Аравия на военные нужды потратила уже 52,5 млрд., а в 2013 г. – 67 млрд. Страна постоянно наращивает свой военный потенциал: закупает огромные партии оружия, в основном у США. Так, одной из крупнейших сделок по поставкам оружия стала сделка, в рамках которой США продали Саудовской Аравии партию истребителей F-15.

  1. Франция – 61,2 млрд. долларов

Франция активно участвует в операциях по всему миру, включая Центрально-Африканскую Республику, Чад, Мали, Сенегал и другие страны. Оборонный бюджет на 2015 г. предусматривает получение значительного количества систем вооружения, оборудования и боеприпасов.

Заказы, которые будут размещены в 2015 г., станут продолжением начавшихся в 2014 г. мероприятий по реформированию вооруженных сил. В частности, в 2015 г. МО Франции рассчитывает заключить контракты на поставку 8 многоцелевых транспортов-заправщиков, одного средневысотного беспилотного авиационного комплекса большой продолжительности полета (MALE), 100 транспортных средств для сил специальных операций.

  1. Великобритания – 57,9 млрд. долларов

Великобритания планирует сократить размер своих вооруженных сил на 20% к 2018 г., небольшое сокращение также коснется Королевского флота и ВВС. Оборонный бюджет страны в 2013 г. составил 57,9 млрд. По мнению некоторых военных аналитиков, несмотря на сокращение военных расходов, Великобритания все еще может получать преимущество над новыми военными державами, такими как Китай. В первую очередь этого можно достичь за счет новой техники, которую планируется принять на вооружение, включая авианосец HMS Queen Elizabeth. Общее число военного персонала составляет 205,3 тыс. человек, кадровый резерв – 188 тыс.

  1. Германия – 48,8 млрд. долларов

Страна играет важную роль в международных операциях и военных отношениях. Оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,8 млрд. долларов, и это седьмой показатель в мире. После окончания Второй мировой войны население страны в основном высказывало антивоенные настроения. Первоначально все ограничивалось силами для обороны, но после распада Югославии Германия стала принимать активную роль на международной арене. Общее число военного персонала составляет 183 тыс. человек, кадровый резерв –145 тыс. Обязательная военная служба в Германии была упразднена в 2011 г. в попытке создать профессиональную армию.

  1. Япония – 48,6 млрд. долларов

Япония начала увеличить расходы на оборону в ответ на все более активные территориальные споры с Китаем. Страна также начала свою первую военную экспансию впервые за более чем 40 лет, создав новую базу на отдаленных островах. Годовой оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,6 млрд. Армия Японии достаточно хорошо экипирована, а недостатка в технике нет.

В настоящее время военный персонал достигает 247 тыс., а еще 57,9 тыс. находятся в резерве. Кроме этого, у Японии есть 1595 самолетов и 131 военный корабль. Тем не менее, страна не может иметь наступательную армию согласно своей конституции.

  1. Индия – 47,4 млрд. долларов

Расходы на оборону в Индии, как ожидается, будут расти, так как необходимы большие средства на модернизацию армии. В 2013 г. по оценкам Индия потратила на оборону 47,4 млрд. При этом страна является крупнейшим импортером военной продукции. На вооружении Индии стоят баллистические ракеты, дальности которых достаточно для поражения целей на территории Пакистана и большой части Китая. Общее число военного персонала составляет 1,33 млн. человек, а кадровый резерв – еще 2,14 млн.

  1. Республика Корея – 33,9 млрд. долларов

Южная Корея увеличивает расходы на оборону в ответ на увеличение этого показателя в Японии и Китае, а также в связи с постоянной угрозой со стороны Северной Кореи. Военная сила Южной Кореи достаточно большая для небольшой страны. Общее число военного персонала составляет 640 тыс. человек, кадровый резерв –2,9 млн. Южнокорейские военные регулярно принимают участие в военных учениях с США.

Начало 10-х годов 21 века ознаменовалось резким увеличением сторонников теории о «российской супердержаве» и «особенной» роли российского государства в мире. Но ситуация в мире серьезно изменилась после падения цен на энергоносители в 2014 году, что намного поубавило ряды приверженцев «вставания с колен».

На самом деле все довольно просто: Россия, с начала 2000-х годов, жила на деньги от продажи нефтеуглеродов, которые сильно выросли на фоне растущей мировой экономики. Никакой реальной конкурентной экономики, которая бы могла предложить миру качественные продукты, в РФ за годы «нефтяного изобилия» не было создано, а большинство вырученных средств от продажи нефти и газа, банально были разворованы и остались в карманах чиновников.

Но давайте обратимся к языку цифр, чтобы определить, является ли Россия такой могущественной и богатой, как утверждают некоторые российские политики, сравнив величину государственных бюджетов России и других стран мира за 2016 год.

Государственные бюджеты ведущих стран мира за 2016 год

Страны Млн. долл. США
1 США 3 251 000
2 КНР 2 426 000
3 Германия 1 515 000
4 Япония 1 439 000
5 Франция 1 253 000
6 Великобритания 1 101 000
7 Италия 876 000
8 Канада 585 000
9 Испания 473 600
10 Австралия 425 700
11 Нидерланды 336 500
12 Республика Корея 291 300
13 Мексика 259 600
14 Швеция 250 800
15 Индия 236 000
16 Бельгия 226 800
17 Швейцария 221 900
18 Норвегия 230 300
19 Россия 216 000
30 Венесуэла 203 400

Как видно из приведенной выше таблицы, размер российского не входит даже в первую 15-ку бюджетов стран мира, его величина меньше, чем у Бельгии и Швеции (!), в 7 раз меньше, чем у Германии, в 12 раз меньше, чем у Китая и 16 раз меньше, чем у США. К слову, расходы тех же США превышают федеральный бюджет России в 3 раза.

Федеральный бюджет России на 2017 год: конец истории

Новым Федеральным бюджетом на 2017 год ни правительство, ни Госдума ничем не удивили: это бюджет проедания и продолжения агонии социально-экономической модели, утвержденной в начале 2000-х годов. Не смотря на падение уровня жизни населения в уходящем году, продолжилась тенденция по укреплению власти за счет силовых ведомств, на которые в бюджете страны денег не экономят. Так на военные расходы и силовые ведомства в новом бюджете заложено около 4,7 трлн. рублей, что превышает совокупные расходы на здравоохранение, образование и культуру более чем в 4 раза. Бюджет страны рассчитан из среднегодовой цены нефти марки Urals 40 за баррель, что является оптимистическим сценарием, учитывая мировые тенденции, а также приход в США республиканской партии во главе с Дональдом Трампом, обещающими открыть доступ на мировой рынок американской нефти.