2 мировая война экономика. Мировая экономика: до и после Второй мировой войны

Народное хозяйство СССР за 70 лет

Юбилейный статистический ежегодник

ЭКОНОМИКА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

«Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне со всей полнотой раскрыла преимущества социализма, его огромные экономические, социально-политические и духовные возможности. Это была Победа созданного великим Лениным Советского государства, самого передового общественного строя, социалистической экономической системы » (Постановление ЦК КПСС «О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов»).

Победа в Великой Отечественной войне была ярким подтверждением правильности политики партии, которая в предвоенные годы неуклонно проводила курс на значительный рост экономического и оборонного потенциала страны. На решение этой задачи были нацелены планы всех довоенных пятилеток.

Используя все ресурсы, промышленность и другие отрасли непрерывно развертывали производство продукции для нужд армии.

Основные показатели экономического развития СССР в военные годы

1940=100

1942=100

Произведенный национальный доход

Производственные основные фонды всех отраслей народного хозяйства (без скота)

Продукция промышленности

Продукция машиностроения

Валовая продукция сельского хозяйства

Капитальные вложения

Грузооборот всех видов транспорта

Среднегодовая численность рабочих и служащих

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли

Война резко изменила задачи, стоявшие перед советской экономикой. Особое значение в первые месяцы войны приобрели массовое перебазирование из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества ценностей, оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны, обеспечение в кратчайшие сроки на новом месте выпуска продукции, остро необходимой фронту. Всего было эвакуировано с июля по декабрь 1941 г. из угрожаемых районов 2593 предприятия. В их числе было 1523 крупных предприятия, из которых 1360 предприятий, главным образом военных, были эвакуированы уже в первые три месяца войны.

Из общего числа эвакуированных крупных предприятий 226 было направлено в Поволжье, 667-на Урал, 244-в Западную Сибирь, 78-в Восточную Сибирь, 308-в Казахстан и Среднюю Азию. В тыловые районы было вывезено железнодорожным транспортом более 10 млн. человек, водным-более 2 млн. человек.

За время войны из районов, которым угрожал захват противником, по железным дорогам проследовало около 1,5 млн. вагонов, или 30 тыс. поездов с эвакуированными грузами.

Из западных районов было перемещено 2,4 млн. голов крупного рогатого скота, 5,1 млн. голов овец и коз, 0,2 млн. свиней, 0,8 млн. лошадей, много сельскохозяйственной техники, зерна и другого продовольствия.

Временная потеря очень важных в экономическом отношении районов и индустриальных центров в первые месяцы войны тяжело отразилась на работе всех отраслей народного хозяйства. Конец 1941-начало 1942 гг. был самым сложным и критическим периодом для советской экономики. Народное хозяйство испытывало острую нехватку рабочей силы, топлива, электроэнергии, сырья, различных материалов. Объем валовой продукции промышленности с июня но декабрь 1941 г. уменьшился в 1,9 раза. Но уже в декабре 1941 г. снижение промышленного производства было приостановлено.

К середине 1942 г. утраченные мощности военной промышленности удалось не только восстановить, но и превзойти. Советский Союз создал слаженное военное хозяйство, способное обеспечить в возрастающих размерах производство военной продукции.

Коренной перелом в работе промышленности, начавшийся во второй половине 1942 г., был закреплен в 1943 г.; по сравнению с 1940 г. продукция оборонных отраслей увеличилась более чем в 2 раза.

СССР превзошел фашистскую Германию в целом за 1942 г. по производству танков и САУ в 3,9 раза, боевых самолетов-в 1,9, орудий всех видов и калибров-в 3,1, винтовок и карабинов-в 3 раза. Больше было выпущено и боеприпасов.

Кульминационным периодом роста военной экономики СССР был 1944 г. В 1944 г. в СССР производилось больше, чем в 1942 г., танков и САУ на одну пятую, боевых самолетов-в 1,5 раза.

Решающее значение для слаженной работы всех звеньев экономики имело создание прочной базы военно-промышленного производства на Востоке страны.

В 1942 г. в восточных районах стали давать металл 20 новых электропечей, 9 прокатных станов. Общая мощность турбин, введенных в действие в 1942 г. в этих районах, составила 672 тыс. кВт. Были введены в эксплуатацию Челябинская ТЭЦ, Карагандинская ГРЭС, Кирово-Чепецкая ТЭЦ.

Всего же за годы войны выпуск продукции на Урале возрос в 3,6 раза, в Сибири-в 2,8 раза, в Поволжье-в 2,4 раза.

Особенно высокими темпами в восточных районах страны увеличивался выпуск военной продукции. Так, в 1942 г. по сравнению с 1940 г. на Урале он возрос более чем в 5 раз, в Поволжье-в 9 раз, в районах Западной Сибири-в 27 раз.

В годы войны обеспечивалась высокая эффективность военной экономики, и в первую очередь-оборонных отраслей. За три года-с мая 1942 г. по май 1945 г.-производительность труда в промышленности возросла на 43%, а в оборонных отраслях-в 2,2 раза.

Наряду с ростом производительности труда существенно снижены затраты на производство важнейших видов вооружения, В 1944 г. себестоимость всех видов военной продукции по сравнению с 1940 г, сократилась в среднем в 2 раза. В целом экономический эффект от снижения себестоимости военной продукции за 1941-1944 гг. составил сумму, равную почти половине всех расходов Государственного бюджета СССР на военные нужды в 1942 г.

Советское. государство, опираясь на собственные ресурсы, решило труднейшую проблему перевооружения и материального обеспечения многомиллионной армии. Поставки по ленд-лизу в СССР составляли около 4% производства промышленной продукции нашей страны.

Испытание войной показало, что именно преимущества социалистической экономики позволили выстоять и победить в тяжелейших условиях.

Выплавляя примерно в 3 раза меньше стали и добывая почти в 5 раз меньше угля, чем фашистская Германия (с учетом ввоза из оккупированных стран, присоединенных территорий и импорта), «Советский Союз в годы войны создал почти в 2 раза больше вооружения и боевой техники.

Сложно представить, к каким результатам привела бы Вторая мировая война, если бы не титанический и самоотверженный труд миллионов крестьян и рабочих, инженеров и конструкторов, ведущих деятелей культуры и науки, мобилизовавших народ Советского союза на разгром агрессора.

Наполовину утраченный экономический потенциал и перебазирование сотен промышленных предприятий в восточную часть страны, невосполнимые людские потери и огромные разрушения в народном хозяйстве еще в самом начале войны привели к значительному сокращению промышленного производства. Экономика СССР вошла в период упадка. Особенно это было ощутимо для оборонных отраслей. В конце 1941 г. объемы валовой продукции советской промышленности уменьшились в два раза. В создавшихся условиях правительство страны было вынуждено принять жесточайшие меры по укреплению тыла. С самого начала агрессии со стороны фашистов, стали проводить массовые мобилизации гражданского населения на трудовые фронты.

К апрелю 1942 г. масштабы мобилизации расширились и на жителей сельской местности. Такие меры в первую очередь затронули подростков и женщин. К примеру, в 1942 году половину людей, занятых народным хозяйством, составляли женщины. Самым проблемным на тот момент был вопрос подбора квалифицированных кадров. На эвакуированных предприятиях осталось не более 27% специалистов и рабочих, поэтому к концу 1942 года был разработан специальный план подготовки, рассчитанный на проведение краткосрочных учебных курсов для 400 тыс. человек. Всего за 1942 год было подготовлено 4,5 миллиона человек. Но, как бы то ни было, численность рабочих сократилась до 18,4 млн. человек, по сравнению с 33,9 млн. в 1940 году.

СССР на тот момент сосредоточилась на обеспечении военных сил военной техникой и вооружением. Еще в начале войны из-за значительных потерь советская авиация сильно ослабла. Ситуация требовала немедленного выпуска новых боевых самолетов.

В танковой промышленности было развернуто серийное производство боевых машин новой конструкции.

Множество усилий было приложено инженерами и рабочими для увеличения количества изготавливаемого оружия и боеприпасов, которых так недоставало на фронтах.

Но к концу 1941 года потребности флота и армии в боевой технике и оружии были удовлетворены не полностью. Для выпуска танков, самолетов и прочей боевой техники нужно было много качественной стали. Из-за перебазирования оборонной промышленности в Западную Сибирь на Урале пришлось внести изменения в систему организации и технологии производства на множестве металлургических заводов.

Серьезный урон в военные годы был нанесен сельскому хозяйству. Несмотря на все силы, приложенные тружениками сельского хозяйства в 1941 году, зернозаготовля и производство другой продукции значительно сократились. Производственной и сырьевой базой стали юго-восточные и восточные районы страны, такие как Сибирь, Поволжье, Средняя Азия и Казахстан. Как бы то ни было, но к середине 1942 года в Советском союзе наладилось военное хозяйство, которое было в состоянии обеспечить производство военной продукции.

Уже с 1943 экономика СССР начала свой рост благодаря общему подъему производства.

Значительно возрос национальный доход, продукция промышленности, государственный бюджет, грузооборот транспорта. В середине 1943 года появилась возможность ускорить перевооружение флота и армии новейшей военной техникой.

Высшей точки военное производство достигло в 1944 году. Таких высот удалось достичь благодаря наличию прочного фундамента непрерывного развития главных отраслей Увеличение количества продукции происходило благодаря более эффективному использованию мощностей действующих заводов, вводу новых промышленных предприятий и восстановлению фабрик и заводов на отвоеванных территориях. Экономика СССР, а в частности химическая промышленность, металообработка, машиностроение и производство вооружения и боеприпасов значительно превысила довоенные нормы. Также увеличилось количество сельскохозяйственной продукции, капиталовложений и розничного товарооборота.

Особенно важную роль в производстве продукции тяжпрома играли восточные регионы страны. Также нарастал выпуск металла в южных и центральных частях СССР. В итоге, к концу военных действий было выплавлено практически в два раза больше стали, по сравнению с 1943 годом. Экономика СССР получила значительный толчок к развитию, благодаря увеличению производства проката, цветных металлов и специальных сталей. Расширилась топливно-энергетическая база. Стабилизировался уровень добычи угля.

Опыт доказал, что командная система управления производством, образовавшаяся накануне войны, располагала значительными возможностями для мобилизации экономических потенциалов страны. Для нее особенно характерна была маневренность и гибкость в сочетании с репрессивными мерами, игравшими важную роль в управлении кадрами и производством. Все это и стало причиной того, что экономика СССР в годы Великой Отечественной Войны не только не разрушилась, но и укрепила свои позиции.

Среди главных причин этой величайшей экономической катастрофы, пожалуй, следует выделить: забвение условий Версальского договора, всемерное западное и, прежде всего американское, содействие возрождению германского фашистского милитаризма с его мировыми претензиями, острейшие межгосударственные противоречия и соперничество стран-лидеров и пр. Во вторую мировую войну было вовлечено более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Она унесла около 55 млн человеческих жизней и уничтожила национального богатства на 316 млрд долл. Почти все страны-участницы вышли из войны экономически ослабленными: деформирована милитаризованная структура производства; разорваны связи в промышленности, финансах, торговле; устаревшее оборудование; острый дефицит в самых необходимых продуктах; растущая инфляция; неустойчивость европейских валют. Фактически страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить, к примеру, свои потребности в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце, цинке - на 30, сале и масле - примерно на 15, жидком топливе и мясе -только на. 10% т.д. Лишь США, умело используя сложившуюся конъюнктуру, за годы войны удвоили объем промышленного производства, а чистую прибыль корпорации даже утроили.

Определенное изменение соотношения сил на международной арене было обусловлено ростом национального освободительного движения и сопровождалось формированием социалистической системы хозяйства и распадом колониальной системы - многовекового неиссякаемого источника европейского экономического могущества.

Иные экономические задачи послевоенного периода выявили новые формы и методы их реализации, например, план Маршалла. Официальным автором программы «восстановления и развития Европы» стал государственный секретарь США Дж. Маршалл. Важно то, что США здесь выступили не благотворителями на общественных началах, поставляющими европейским странам сырье и товары первой необходимости. Их цели - глубже: обеспечение большей самоокупаемости экономического возрождения Европы, повышение отдачи от американской помощи и соответствие начавшемуся в конце 40-х гг. очередному обновлению технологической базы американской экономики.

За четыре года реализации плана Маршалла (1948-1951гг.) 17 европейских стран получили от США помощь в объеме 16 млрд долл. Более 2/3 этой суммы пришлось на ФРГ, Великобританию, Францию и Италию. Интересна структура поставок: 70% составили продовольствие, топливо, удобрения. Поучительным аспектом воплощения плана стали источники финансирования. Так, поставки предметов важнейшей жизненной необходимости (продукты питания, топливо, одежда) поступали в основном в виде дотаций, а не займов. А местная валюта, вырученная от продажи ввозимой продукции, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а следовательно, и темпов инфляции. Между тем поставки промышленного оборудования финансировались за счет займов международного банка, в то время как поставки сырья, сельскохозяйственных машин, промышленных товаров, запасных частей и т.д. - под гарантии американского правительства через специально созданное объединение эксйпортно-импортного банка США.

В свою очередь, условия для стран-участниц этого плана были довольно жесткими: отказ от национализации промышленности и предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др.

Послевоенная экономика характеризовалась также широким спектром экономических программ возрождения, реализация которых уже к началу 50-х годов позволила наполовину увеличить выпуск продукции в базовых отраслях, а по отдельным видам продукции и того выше (калийные удобрения - на 65%, сталь - на 70, цемент - на 75, транспортные средства - на 150, нефтепродукты - на 200%). Прогрессивные изменения затронули и экспорт, выросший в целом на 49 пунктов, а в США и Канаде - даже на 60 пунктов н энергично повернувший в сторону перспективных технологий.

В 40-е - середине 60-х гг. одним из ведущих факторов экономического подъема стал первый этап третьей научно-технической революции, связанный с развитием химии и нефтехимии (синтетические волокна и пластмассы), реактивной авиации, атомной энергетики, телевидения, производства транзисторов и ЭВМ. В производственных процессах утверждаются «жесткие варианты» автоматизации, полуавтоматические технологии, интенсивное расширение НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских работ).

Целям послевоенного возрождения служила широкая система мер, определявшая содержание многих национальных экономических программ. В ряде стран прошла национализация промышленности, банков, финансовых учреждений, транспорта, введен административный, а с середины 50-х гг. экономический контроль над ценами и заработной платой. Широко применялись разнообразные методы государственного регулирования, достигшего к концу 60-х гг. наибольших масштабов за всю зарубежную историю, государственное предпринимательство. прямое и косвенное регулирование, программирование.

Важно рассмотреть национальные модели и программы экономического возрождения, выявить, к примеру роль Франции - родины индикативного планирования и программирования. Уже в 1946г. здесь создается Генеральный комиссариат по планированию. А к началу 60-х гг. выполняются три плана, носящих индикативный (необязательный) характер и направленных на модернизацию национализированного сектора экономики и восстановление хозяйства (1947-1953гг.), укрепление конкурентоспособности частных фирм (1954-1957гг.), переход от протекционизма к «открытой экономике» (1958-1961гг.).

Комплекс мер, предложенный министром экономики, а затем и канцлером ФРГ Л.Эрхардом, с опорой на традиции германского народа, включал сосредоточение народного хозяйства на увеличении производства и дохода, широком использовании конкуренции и предпринимательства, как незаменимой силы хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. В 1948 г. проведены: денежная реформа, позволившая освободиться от ига огромной массы обесцененных денег; ценовая реформа, отпустившая цены на свободу; налоговая реформа, защитившая права потребителя и обеспечившая свободу предпринимательства. Уже в течение года «шоковые» последствия этих мер стали смягчаться. Магазины постепенно наполнялись товарами. Рост цен стабилизировался примерно на уровне роста заработной платы. На треть повысилась производительность труда и т.д. Уже в 1954г. был вдвое превышен уровень производства 1936г., и к середине 50-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. ФРГ стала передовой страной Западной Европы, обогнала в хозяйственном отношении своих былых победителей. Страна фактически выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали, стояла у истоков европейской экономической интеграции. К началу 60-х гг. на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, почти 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»).

Изучение данной темы, анализирующей экономику ведущих стран в годы второй мировой войны и первые послевоенные десятилетия, невозможно без определения роли СССР в мировом хозяйстве. Используя уникальную способность командно-административной системы в экстремальных ситуациях мобилизовать все ресурсы и поставить их на службу защиты Отечества, привлекая в общих своих затратах лишь 4% западной помощи, СССР чрезвычайно высокой ценой человеческих потерь и лишений добился количественного и качественного превосходства военной техники и обеспечил разгром Германии и Японии. Вместе с тем эйфория победы не предоставила возможности критически переосмыслить пройденный путь, отринуть все формы насилия и тирании как принципы государственного устройства. Командно-административные методы управления, централизованная до абсурда, затратная, невосприимчивая к техническим и технологическим достижениям, неэффективная экономика, сохранение на долгие годы деформированной милитаризованной эконо-мики времен войны, отчужденная от производителей общественная собственность осложнили выход нашей страны на новый уровень развития. Непримиримое противостояние во внешней политике западному миру периода «холодной войны», означавшее состояние политической, экономической, идеологической, «полувоенной» и прочей конфронтации между государствами и системами и втянувшее нас в изнурительную гонку вооружений, тяжелый груз затрат и забот «лагеря социализма и демократий»-все это замедлило социально-экономическое развитие нашего общества, изолируя его от внешнего мира, сформировало у руководства СССР завышенную оценку нового соотношения сил в мире, укрепило веру в правоту идей социализма, загнивание и гибель империализма.

Между тем, в ведущих зарубежных странах достижения НТР, успехи хозяйственного развития усилили процессы концентрации и централизации производства, а также акционерную форму капитала и монополий как ведущей хозяйственной формы. Эти тенденции переросли возможности отдельных стран и обусловили интернационализацию производства на частнохозяйственном и межгосударственном уровнях: возросло число международных монополий, образовались интеграционные объединения; Созданное в 1957г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, «Общий рынок») являет собой образец механизма межгосударственного регулирования социально-экономических процессов. К 1992г. здесь ликвидированы барьеры на пути движения товаров, капиталов, рабочей силы. Ныне «Общий рынок» дает около 90% европейского промышленного производства и включает 12 европейских государств (Бельгия, Великобритания, Греция, Нидерланды, Португалия, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Люксембург, Франция, ФРГ)

Казалось, Англия должна была выиграть в результате Первой мировой войны - она были одной из стран-победительниц. Ее главный конкурент, Германия, был разгромлен, к Англии перешла часть германских колоний. Но выигранная война ухудшила положение английской экономики. В ходе войны Англия потеряла половину своего торгового флота. Связи с колониями ослабли - между Англией и колониями лежали океаны, где караулили немецкие субмарины. Долг Соединенным Штатам был столь большим, что на его погашение ежегодно тратилось до 40% государственного бюджета.

Весь период между мировыми войнами английская промышленность испытывала хронический застой с массовой безработицей и недогрузкой производственных мощностей. Англии приходилось хуже, чем другим странам, потому что главную роль в ее хозяйстве играли традиционные “старые” отрасли - угольная, металлургическая, текстильная, а эти отрасли оттеснялись на задний план “новыми”.

Правда, в Англии стали развиваться и “новые” отрасли: химическая, автомобильная., электротехническая, авиационная. Но удельный вес этих отраслей пока был невысок, и они не могли стать основой нового промышленного подъема. Поэтому к 1929 г., к началу мирового экономического кризиса, английская промышленность еще не восстановила довоенный уровень производства, а к началу Второй мировой войны производство лишь на 22% превысило уровень 1913 г.

Однако по итогам Второй мировой войны Англия была в числе победителей, и снова это не обеспечило ей процветания. Промышленность Англии и в послевоенный период развивается медленней, чем промышленность других стран. К 1990 г. английское промышленное производство выросло по сравнению с довоенным (1938 г.) уровнем в 3,2 раза, а производство индустриальных капиталистических стран в целом - в 8,5 раза. К началу 90-х годов по объему промышленного производства Англию обогнала Италия, и Англия по этому показателю отошла на 5-е место в капиталистическом мире.

Но по сравнению с довоенным периодом промышленность Англии развивается теперь несколько быстрее. За 30 лет (с 1950 по 1980 г.) промышленное производство выросло втрое. Чем объясняется это относительное ускорение темпов?

Во-первых, государственным регулированием, стимулирующим экономический рост.

Во-вторых, обновлением основного капитала после войны. Пришлось восстанавливать разрушенные предприятия и обновлять оборудование остальных, потому что во время войны оно износилось. Большие строительные работы вызвали повышенный спрос на рабочую силу, стройматериалы, оборудование - возник строи-тель- ный бум, экономическое оживление. Но главное - при восстановлении промышленности происходит технический скачок, который и составляет основное содержание обновления основного капитала. А повышение технического уровня промышленности, естественно, повышает ее возможности, ее конкурентоспособность. К тому же при обновлении основного капитала происходит и структурная перестройка промышленности: капиталы идут в наиболее перспективные отрасли. И если прежде Англия отставала по развитию новых отраслей, то теперь именно в них наблюдался усиленный прилив капиталов.

В-третьих, в связи с распадом колониальной системы резко сократился вывоз капиталов из страны, и теперь те капиталы, которые прежде вывозились, стали вкладываться в свою про-мыш- ленность.

Наконец, в-четвертых, после открытия крупных месторождений нефти в Северном море Англия стала обеспечивать себя нефтепродуктами, получив в условиях энергетического кризиса существенное преимущество перед другими странами.

До Первой мировой войны, как уже отмечалось, Англия отставала от других стран по концентрации производства и образованию монополий. Однако в военные годы, когда выгоднейшие государственные заказы получали самые крупные фирмы, а также в годы межвоенных кризисов и депрессий, когда мелкие и слабые фирмы неуклонно разорялись, процесс монополизации промышленности Англии успешно завершился. В начале 80-х годов из 5 крупнейших монополий мира 3 были американскими и 2 английскими: “Роял Датч Шелл” и “Бритиш Петролеум” (обе нефтяные). Ни одна монополия ФРГ или Японии не входит в состав этой первой пятерки.

Среди остальных корпораций заслуживает внимания концерн “Юнилевер” - крупнейшая пищевая монополия мира. Этот концерн на своих предприятиях производит мыло, маргарин и другие продукты. Именно здесь производится подавляющая часть потребляемого в Европе маргарина. Значительная часть сырья поступает из Африки - пальмовое масло, кокосовые и земляные орехи и другие масличные культуры. Именно там, в Африке, работает половина занятых в концерне. Концерн номинально англо-голландский (как, впрочем, и “Роял Датч Шелл”), а фактически - с участием многих стран. Он имеет свыше 600 дочерних компаний в разных странах.

Из остальных корпораций Англии отметим табачную компанию “БАТ индастриз” и химическую “Империал кемикл индастриз”.

Уже из краткого перечня вырисовываются особенности английских корпораций - их колониальный и международный характер. Из 5 перечисленных компаний 4 используют сырье бывших колоний. Ведь нефтяные монополии возникли значительно раньше, чем в Англии нашли “свою” нефть, да и для выращивания табака климат Англии не подходит. Из 5 компаний две даже по названию - транснациональные. Фактически транснациональными являются и остальные.

Такие же особенности характерны и для финансового капитала Англии. В отличие от промышленных корпораций, в первую пятерку крупнейших банков мира не входит ни один английский, в первую же десятку - два: “Барклейз бэнк” и “Вестминстер бэнк”. Но “большая четверка” английских банков имеет больше заграничных филиалов, чем банки других стран.

Государственное регулирование хозяйства в Англии развивалось несколько иначе, чем в США. Как и в США, первым толчком стал кризис 1929 - 1933 гг. Государство в эти годы принимало антикризисные меры и для этого создавались специальные государственные органы. Но в Англии была еще одна форма организации - смешанные государственно-капиталистические компании, т.е. компании с участием государственного капитала, действующие под государственным контролем. Такую смешанную форму имели производство и распределение электроэнергии, радиовещание (Би- Би-Си) и некоторые другие отрасли.

Следующим толчком, усилившим тенденции государственного регулирования, стала Вторая мировая война. Государство стимулировало концентрацию промышленности. Военные заказы получали крупнейшие фирмы. Чтобы обеспечить выполнение этих заказов, государство брало в свои руки распределение сырья, топлива, энергии и обеспечивало всем этим в первую очередь те крупные фирмы, которые выполняли военные заказы. Более того, государство ликвидировало некоторые мелкие фирмы или подчиняло их крупным при выполнении военных заказов.

Но полностью государственное регулирование развернулось лишь после войны. В 1945 г. к власти в Англии пришли лейбористы, английская рабочая партия. В своей программе они провозглашали переход к социализму в Англии путем национализации промышленности.

С 1946 по 1951 г. они провели национализацию ряда отраслей хозяйства. Были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность, электростанции, радио и телевидение, железные дороги и другие виды транспорта. В 1967 г., когда лейбористы снова оказались у власти, была национализирована металлургическая промышленность.

При переходе фирм в собственность государства акции акционерам обменивались на облигации государственного займа, приносившие такой же доход, как и прежние акции. Точнее - несколько больший, потому что при национализации большинство предприятий оценивалось с существенным завышением их стоимости. Облигации можно было продать на бирже, получив капитал в деньгах.

Рассмотрим главные результаты этой национализации.

1. Национализированы были преимущественно “старые”, малорентабельные отрасли. Выкупая их, государство принимало на себя расходы по содержанию этих важных для хозяйства отраслей, а бывшим их хозяевам предоставляло возможность на полученный выкуп осваивать перспективные “новые” отрасли.

Национализированные отрасли, особенно угольная и металлургическая промышленность, нуждались в реконструкции. Прежним владельцам такая реконструкция была непосильна именно потому, что они не обеспечивали достаточно высоких прибылей. Теперь государство провело их реконструкцию за счет государственного бюджета.

2. В руки государства перешли главным образом те отрасли, которые обслуживают остальное хозяйство, обеспечивают его топливом, энергией, металлом, перевозками. После национализации они стали предоставлять частному сектору энергию, транспорт и сырье по сниженным ценам, часто по ценам ниже себестоимости. Таким образом, за счет государства расходы корпораций снизились, доходы увеличились и положение упрочилось.

Однако экономически государственный сектор оказался мало эффективным. Он требовал больших расходов на содержание. Государственное хозяйство управлялось преимущественно административными методами, недостатки которых нам хорошо известны. Поэтому каждый раз, когда консерваторы возвращались к власти, они предпринимали действия по денационализации.

В 80-х годах правительство М. Тэтчер приватизировало ряд фирм. В национализированные отрасли, которые до этого были монополией государства, был допущен частный сектор. Были уменьшены государственные инвестиции в хозяйство. Проводились меры по ограничению государственного регулирования, в какой-то степени близкие “рейганомике”. Однако эти меры лишь немного сократили государственный сектор хозяйства. В эти годы усиленно приватизировались предприятия коммунальных услуг и жилые дома, свыше миллиона англичан выкупили у государства дома, и теперь 65% населения владеет собственным жильем.

В ходе приватизации преимущественным правом при покупке акций пользовались работники приватизируемых фирм. В результате за годы правления М.Тэтчер число акционеров выросло с 7 до 25% взрослого населения страны.

К настоящему времени вес государства в хозяйстве страны определяется следующими величинами. В государственном секторе производится около 20% промышленной продукции Англии. Через государственный бюджет проходит до 40% валового национального продукта. Очевидно, что в Англии, как и в США, именно государственный бюджет, а не государственный сектор, является главным инструментом государственного регулирования хозяйства.

В сфере этого регулирования находится и сельское хозяйство. Выше говорилось, что к началу Первой мировой войны сельское хозяйство Англии свелось преимущественно к пригородному, а 2/ 3 потребляемого продовольствия поступало из-за границы. Во время Первой мировой войны, когда Германия топила суда, которые шли с продовольствием в Англию, в стране возник продовольственный дефицит, и сельскохозяйственное производство быстрыми темпами наращивало объемы. После войны потребности в “домашних” продуктах упали. Но ситуация повторилась в период Второй мировой войны. И после этой войны государство стало поддерживать искусственными мерами фермеров. Оно стало покрывать около четверти их производственных расходов: скупало их продукцию по гарантированным твердым ценам, платило премии за повышение урожайности, продуктивности животноводства и другие достижения. В результате с начала 50-х по начало 80-х годов сельскохозяйственное производство Англии выросло более чем втрое, и свыше 60% потребляемого продовольствия Англия стала производить сама.

Правда, со вступлением Англии в “Общий рынок” перед ее сельским хозяйством встали новые трудности. Сельскохозяйственная продукция Англии дороже аналогичной продукции партнеров по “Общему рынку”, поэтому при объединении рынков сельскохозяйственной продукции она оказывается неконкурентоспособной и требуются дополнительные государственные ассигнования в помощь фермерам. Это порождает конфликты Англии с партнерами по “Общему рынку”.

До Первой мировой войны Англия была крупнейшей торговой державой мира. Внешняя торговля для нее имела особое значение, потому что из-за границы она получала 90% необходимого сырья, 70% продовольствия, а треть ее промышленной продукции предназначалась для экспорта. Но после войны она утратила свои позиции на мировых рынках. Ее доля в мировом капиталистическом экспорте резко сократилась с 15% в 1913 г. до 11% в 1938 г.

Чтобы укрепить свои позиции во внешней торговле, английское правительство организует экономические союзы, создавая привилегированные рынки для сбыта английских товаров.

В 1931 г. был организован “стерлинговый блок”, который объединял Англию с ее колониальной империей, Голландию, Скандинавские страны, Португалию. Эти страны договорились при торговле между собой расплачиваться фунтами стерлингов, тогда как остальной мир уже торговал за доллары. Таким образом, между собой этим странам торговать было легче, чем с остальным миром.

В 1932 г. была введена имперская система преференциальных (предпочтительных) тарифов: страны Британской империи снижали пошлины при торговле между собой, а на товары других стран пошлины повышались. Таким образом, в 30-х годах возникают “полузакрытые” рынки, где преимуществом пользовались английские товары.

После войны доля Англии в мировой торговле продолжала падать. Она сократилась до 6% мирового капиталистического экспорта к началу 90-х годов. Сначала Англия пыталась проводить прежнюю внешнеэкономическую политику, создавая внешние заповедники для сбыта своих товаров. В конце 50-х годов в противовес “Общему рынку” она организовала “зону свободной торговли” из 7 стран. Кроме Англии, в этот торговый союз вошли Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Швейцария и Португалия - главным образом страны прежнего “стерлингового блока”. В торговле между собой эти страны снижали пошлины, обеспечивали преимущества товарам партнеров по союзу.

Распалась Британская империя. Английские колонии стали независимыми государствами. Потеря колоний была таким ударом по английской экономике, что, казалось, Англия уже не оправится. Но шок прошел. Английские дипломаты добились сохранения связей с бывшими колониями. Британская империя стала Британским содружеством. Страны содружества по-прежнему входили в стерлинговую зону, сохраняли предпочтительные тарифы (т.е. пониженные пошлины при торговле между собой), были связаны экономическими соглашениями с Англией. Сохранению позиций Англии и ее влиянию в странах содружества способствовало и то, что в этих странах были крупные английские капиталовложения, т.е. крупнейшие хозяйственные объекты оставались в собственности англичан, и то, что за время колониального господства Англии экономика этих стран развивалась как придаток к английской экономике, а это, естественно, затрудняло экономические связи с остальным миром.

Но и это уже не спасало. Страны содружества теперь поглощали меньше 30% британского экспорта, потому что освободившиеся страны предпочитали покупать товары Японии, ФРГ и США. Больше половины британского экспорта теперь шло в индуст-ри- альные страны.

Это и явилось основной причиной резкого изменения внешнеэкономической ориентации: в начале 70-х годов Англия, отказавшись от прежних связей, вступила в “Общий рынок”. Правительство надеялось, что таким образом Англия сможет занять более выгодные позиции в международном разделении труда, увеличить сбыт продукции в индустриальные страны, стать полноправным членом единой Европы.

И ныне хозяйство Англии все более интегрируется в мировое сообщество, в котором и она нашла свое достойное место.


К войне страна пришла недостаточно подготовленной. Не хватало самолетов и танков. Не-мецкая армия была моторизованной, наша - пешей. Немецкие солдаты были вооружены авто-матами, наши - винтовками, которые немногим отличались от винтовок первой мировой вой-ны. С одной стороны, СССР имел высокий военно-промышленный потенциал, значительно возросший в результате индустриализации, огромные природные и людские ресурсы. В отли-чие от царской России, оборудование, необходимое для военного производства, производилось в стране. В отличие от Германии, где не было своей нефти, в СССР имелись все виды стратегического сырья. С другой стороны, Советский Союз был недостаточно подготовлен к войне. Это заключалось не только в политических просчетах, следствием которых стала оккупация Германией огромной территории, и не только в недостатке самолетов и танков в начале войны. Германская экономика была уже переведена на военные рельсы до нападения на СССР, Наша страна начала такой переход лишь в ходе войны. А для такого перевода в условиях огромной страны требовалось много времени, около года. Иными словами, экономически страна стала готова к войне лишь через год после ее начала.
Следствием неподготовленности стало отступление и оккупация. В связи с этим одной из главных хозяйственных задач первого года войны стала эвакуация на восток предприятий из западных районов. На оккупированной территории находилась 1 /3 нашей промышленности, в том числе здесь добывалось 60% угля, выплавлялось 60% стали и алюминия. И дело было не только в количестве продукции. Например, высококачественные марки стали, необходимой для военного производства, выплавлялись, в основном, на западе страны, а на востоке ме-таллургия давала «рядовой» металл. Поэтому оказалось, что в 1942г. страна получила только 8 млн. т стали, а Германия - 32 млн. т, т.е. в 4 раза больше.
Но эвакуировать можно было не все: нельзя эвакуировать угольные шахты, железные руд-ники, доменные и мартеновские печи, электростанции и т.д. Перебазируясь на новое место, предприятия теряли прежние хозяйственные связи, источники сырья, топлива, энергии, А на новых местах металлургические заводы, шахты и электростанции были рассчитаны только на обслуживание местных потребностей. Это вызывало дополнительные трудности и вело к со-кращению выпуска продукции, Эвакуация загрузила железные дороги, а это на время прервало экономические связи между разными районами страны.
Для размещения эвакуированных предприятий уплотнялись цеха местных заводов, исполь-зовались помещения складов, школ, театров. Но все это были полумеры, приходилось строить новые цеха. Иногда станки ставились под открытым небом, и рабочие начинали выпускать продукцию, а вокруг уже работающих станков возводились стены.
Для размещения рабочих «уплотнялись» квартиры местных жителей, использовались клу-бы, кинотеатры и прочие помещения. Строились бараки. Приехавшие в Сибирь и на Урал южане в родных местах не носили валенок, их одежда не приспособлена к морозам. Нужно было этих людей одеть, накормить, обогреть.
Следует отметить и положительные стороны эвакуации. Предприятия перебазировались в основном на Урал и в Западную Сибирь. Урал стал центром военной промышленности. Суще-ственно было то, что эти районы были недосягаемы для противника. Кроме того, здесь были металлургические заводы, сырье, топливо. Здесь были незаконченные стройки, которые теперь спешно завершались, но уже по другому профилю.
Восстановление предприятий на новых местах иногда происходило с необыкновенной бы-стротой - за два-три месяца. Бывало так, что последние эшелоны предприятия еще были в пу-ти, а доставленные ранее цеха уже начинали работу.
Второй хозяйственной задачей первого года войны стала мобилизация промышленности, перевод ее на военные рельсы. Это выражалось в сокращении мирного и расширении военного производства. Тракторные заводы стали выпускать танки (впрочем, их мощности были частич-но переведены на выпуск танков еще до войны), металлургия перешла на производство тех ма-рок металла, которые требовались для производства вооружения; текстильные и обувные пред-приятия стали готовить обмундирование для солдат, пищевые наладили выпуск концентра-тов.
Был использован опыт Первой мировой войны по кооперированию предприятий для выполнения военных заказов. К каждому военному заводу прикреплялись невоенные заводы-поставщики для выполнения доступных им работ. Например, для одного из авиационных заво-дов 60% всех работ выполняли такие заводы-поставщики. Он получал от них моторы, винты, шасси, радио- и электроаппаратуру, бензобаки и т.д.
Эвакуация и мобилизация промышленности - эти два главных процесса с начала войны до середины 1942 г. - означали общее сокращение производства. При перестройке на военное производство предприятие сначала прекращает выпуск прежней продукции, перестраивается, и лишь потом начинает осваивать новую. Поэтому с начала войны до 1942 г. промышленное производство резко сократилось. В 1942 г. германская тяжелая промышленность была в 3-4 раза сильнее советской.
В 1942 г. чугуна в СССР было выплавлено в 3 раза меньше, чем в 1940 г., стали - в 2,2 раза меньше. В СССР выпускалось в 5 раз меньше металлорежущих станков, чем в Германии, добывалось в 4 раза меньше угля, производилось в 2,5 раза меньше электроэнергии. Но уже в том же 1942 г. в СССР было выпущено 25 тыс. танков, тогда как в Германии - только 9 тыс., самолетов советские заводы выпустили 25 тыс., а германские- 15 тыс., в Германии было изготовлено 19 тыс. артиллерийских орудий, в СССР-29 тыс.
Крайне тяжелое положение с начала войны сложилось на транспорте. Железные дороги бы-ли забиты военными эшелонами. Достаточно сказать, что для проведения Сталинградской опе-рации ежедневно разгружались 40 поездов, а во время летнего наступления 1944 г. для войск одного только 3-го Белорусского фронта - 25 поездов в сутки. На это накладывалась эвакуа-ция промышленности, когда на восток двигались одновременно десятки и сотни предприятий, каждое из которых занимало много эшелонов. Кроме того, в связи с перебазированием пред-приятий на восток намного увеличилась длина перевозок. Продукцию приходилось везти к фронту через всю страну. В 1942 г. перевозка грузов железной дорогой сократилась вдвое, по сравнению с довоенной. Это, включая военные и эвакуационные перевозки. Во столько же раз сократилась перевозка невоенных грузов. Лишь после 1942 г. железнодорожные перевозки ста-ли увеличиваться, и к концу войны железные дороги перевозили грузов уже на 40% больше, чем в 1942 г. По сравнению с довоенным периодом, все же пропускная способность железных дорог к концу войны составляла лишь 76%.
Со второй половины 1942 г. промышленное производство стало увеличиваться. К 1945 г. ведущие отрасли тяжелой промышленности увеличили производство, по сравнению с 1942 г.
Конечно, в основном росла военная промышленность. Уже отмечено, что даже в 1942 г. по производству танков, самолетов, артиллерийских орудий СССР обогнал Германию. За годы войны выпуск военной продукции увеличился в 2,5 раза, в том числе танков и самолетов - в 3 раза. Если в начале войны СССР имел втрое меньше танков и самолетов, чем Германия, то в начале 1945 г. танков у нас было в 2,8 раза больше, чем в Германии, артиллерийских орудий - в 3,2 раза, а самолетов - в 7,5 раза. Качество советского вооружения также сильно выросло. В необычайно короткие сроки были сконструированы и запущены в производство новые марки вооружения, превосходившие немецкую технику. Истребители Лавочкина и Яковлева, реактивные артиллерийские установки, танки Т-34 и другие военно-технические новинки появились на фронте в большом количестве и определили не только количественное, но и качественное превосходство советской техники.
Итак, нарастание количества и качества вооружения началось с 1942 г. и определило пере-лом в ходе войны. Но, естественно, поскольку все средства были брошены на военное произ-водство, поскольку теперь вооружение готовили и мирные предприятия, невоенные отрасли сократили производство. В 1942 г. военная продукция составляла до 80% всей промышленной продукции, а товаров народного потребления даже к концу войны, когда уже восстанавлива-лись мирные отрасли, производилось вдвое меньше, чем перед войной. Острый дефицит по-требительских товаров вызвал оживление кустарно-ремесленного производства, и значительная часть потребностей населения в военные годы удовлетворялась кустарями и ремесленниками. Таким образом, военное производство росло в значительной степени за счет невоенного, и общий объем промышленного производства в 1945г. составил91% от довоенного уровня.
Военная экономика - это не только станки и заводы. Это, прежде всего люди, промышлен-ные кадры. В период Второй мировой войны на одного солдата на фронте работали 6-7 человек в тылу. Они-то и составляли военно-промышленный потенциал. Война требовала увеличения количества рабочих в промышленности, причем рабочих квалифицированных. К 1943 г. численность рабочих и служащих сократилась на 40% по сравнению с довоенной.
В СССР это противоречие преодолевалось, в основном, «мерами военной дисциплины», т.е. административным принуждением. Рабочий день увеличивался до 11 часов, были ликвидированы отпуска. Была проведена мобилизация всего трудоспособного населения, т.е. женщин, подростков и стариков. Женщины составили в промышленности больше половины всех занятых, а в сельском хозяйстве - даже 80%.
Но эти меры не воспринимались, тогда как принуждение. По закону рабочий день продле-вался до 11 часов, а люди добровольно не уходили из цехов сутками. Развернулось движение «двухсотников» и «трехсотников», регулярно выполнявших по 2-3 нормы. На места опытных рабочих пришли женщины, дети и старики, к тому же голодные и плохо одетые, а производи-тельность труда росла. Подвиг народа в тылу был реальностью.
Сельское хозяйство страдало от войны больше, чем промышленность. Во-первых, на окку-пированных территориях находилось 47% посевных площадей. А если учесть, что оккупирова-ны были житницы страны - Украина, Дон, районы, где урожайность была намного выше средней, то очевидно, что хлеба там производилось больше половины.
Во-вторых, из деревни на фронт ушло все здоровое мужское население, остались лишь женщины, дети и старики. В деревне не было «брони», как в промышленности. В-третьих, рез-ко понизилась техническая база: тракторы во время войны не выпускались, а из тех, которые оставались, значительная часть была мобилизована на военные нужды. Лошадей же к этому времени оставалось уже мало, так что пахали теперь и на людях.
Интенсивность труда в колхозах повысилась, и даже в трудных условиях в восточных рай-онах страны посевные площади увеличились на 8-9%, но это, конечно, не могло компенсиро-вать потерю 47% посевных площадей на западе.
Конечно, сельскохозяйственное производство в годы войны сократилось. Например, в 1944 г. страна получила лишь 54% довоенного количества сельскохозяйственной продукции. В 2-3 раза уменьшилось производство технических культур: хлопка, сахарной свеклы, подсол-нечника. Сокращение притока сельскохозяйственной продукции в город заставило перейти к нормированному распределению продовольствия по карточкам. Рабочее снабжение не ограни-чивалось государственным пайком. При крупных предприятиях были созданы ОРСы (отделы рабочего снабжения), которые изыскивали дополнительные источники снабжения, создавали подсобные хозяйства, разводили овощи, выращивали поросят и т.д. В 1944 г. на долю ОРСов приходилось 30% рыночного товарооборота.
Централизованно распределялись и промышленные товары народного потребления. Но их поступало теперь для продажи населению настолько мало, что нормы и нормированное снаб-жение были невозможны. Поскольку легкая промышленность тоже обслуживала преимущест-венно военные нужды, для продажи населению оставалось только 9 % производимых в стране хлопчатобумажных тканей и только 28 % кожаной обуви. Промтовары продавались населению нерегулярно, часто используясь для материального поощрения.
Продовольствие и промтовары в магазинах продавались по твердым государственным це-нам, но на свободном рынке («колхозном», как его принято было называть, хотя продукция колхозов сюда обычно не поступала] цены повысились в 13 раз, потому что спрос превышал предложение.
Другой причиной повышения цен была бумажно-денежная эмиссия. Для покрытия военных расходов государство увеличило выпуск бумажных денег. Их количество в обращении к концу войны выросло приблизительно в 4 раза. Но если цены в магазинах оставались на довоенном уровне, а товаров по этим ценам продавалось намного меньше, чем до войны, значит, оборот денег в несколько раз уменьшился, и обратно государству возвращалась лишь незначительная часть денег, выданных в виде зарплаты. Основная часть их оставалась неиспользованной. Это, естественно, тоже вызывало рост цен. Надо было каким-то образом вернуть государству часть этих денег, уменьшить денежную массу в обращении.
Для этого в 1944 г. в городах были открыты «коммерческие» магазины, через которые госу-дарство продавало дополнительно к нормированным пайкам продукты и промтовары по повы-шенным ценам, близким к рыночным. Эта «коммерческая» торговля выполняла две функции. С одной стороны, она задерживала рост цен на вольном рынке, увеличивая товарную массу в обращении, а с другой - возвращала государству часть денег.
Для уменьшения денежной массы в обращении и увеличения государственных доходов бы-ли увеличены налоги с населения. Большой приток денег был обеспечен фондом обороны. Этот фонд состоял из добровольных взносов граждан. Некоторые колхозники вносили суммы, достаточные для постройки танка или самолета. В результате всего этого государственный до-ход вырос с 180 млрд. руб. перед войной до 300 млрд. руб. в 1945 г.
В годы войны административно-командная система показала высокую эффективность, она была приспособлена к экстремальным условиям, когда необходимо решать конкретные задачи. Не случайно государственное регулирование хозяйства впервые возникло в годы Первой мировой войны и в ведущих капиталистических странах, резко усилилось в годы второй мировой войны. Не случайно «новый курс» Рузвельта был введен в годы крупнейшего в истории мирового экономического кризиса.
В годы войны главным потребителем продукции становилось государство. Промышлен-ность работала на обеспечение военных потребностей. Товарно-денежные отношения при этом теряли прежнее значение. Централизованная система управления позволяла концентрировать все силы и ресурсы для решения главных задач - для развития производства танков, боевой авиации, переключения транспорта на перевозку важнейших грузов и т.д. Рыночные отношения не могли бы обеспечить такой мобильности и концентрации усилий.