Заполнение платежного поручения с октября. Пошаговая инструкция по заполнению платежного поручения

В 2017 году платежные поручения на уплату налогов и страховых взносов заполняйте по форме, которая утверждена Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П (приложение № 3). Форма платежки в 2017 году, как прежде, включает себя определенные поля, которым присвоены номера (выделены красным). Каждое такое поле предназначено для уникального реквизита, который заполняется (или не заполняется) в целях перечисления налогов и страховых взносов в 2017 году.

Правила заполнения

Правила заполнения платежных поручений при перечислении платежей в бюджет в 2017 году определены приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Эти правила распространяются на всех, кто перечисляет платежи в бюджетную систему РФ:

  • плательщиков налогов, сборов и страховых взносов;
  • налоговых агентов;
  • плательщиков таможенных и других платежей в бюджет;
  • третьих лиц, которые платят налоги или страховые взносы «за других». См. « ».

Перечисленные лица должны правильно понимать, как заполнять платежные поручения в 2017 году, чтобы их платежи поступили по назначению и не пришлось разыскивать уплаченные налоги или страховые взносы. В этих целях рекомендует обратить внимание на таблицу, в которой содержится расшифровка полей платежного поручения и даны рекомендации по составлению и заполнению отдельных кодов. В таблице уже учтены все изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 года.

Поле платежки Заполнение
Сведения о плательщике
ИНН Впишите ИНН плательщика платежей в бюджет (в т. ч. налогового агента). При этом первый и второй знак сразу не могут быть нулями. Поле можно не заполнять физическим лицам, если они указали СНИЛС в поле 108 или УИП в поле 22. Во всех остальных случаях обязательно нужно указать ИНН
КПП Укажите КПП плательщика платежей в бюджет (в т. ч. участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента). Плательщики – физические лица в данном поле указывают ноль («0»). Для организаций первый и второй знак одновременно не могут быть нулями
Плательщик Организации (обособленные подразделение) указывают свое наименование организации
Индивидуальные предприниматели указывают фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках – «ИП», адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства). До и после информации об адресе укажите знак «//»
Нотариусы, занимающиеся частной практикой указывают фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках – «нотариус», адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства). До и после информации об адресе укажите знак «//»
Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты указывают фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках – «адвокат», адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства). До и после информации об адресе укажите знак «//»
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств указывают фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках – «КФХ», адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства). До и после информации об адресе укажите знак «//»
Сведения о плательщике (при уплате налогов ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков)
ИНН Укажите ИНН ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Первый и второй знак одновременно не могут быть нулями.
Если платежное поручение составляет участник консолидированной группы, в поле указывается ИНН ответственного участника консолидированной группы, чья обязанность по уплате налога исполняется
КПП Укажите КПП ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Первый и второй знак одновременно не могут быть нулями.
Если платежное поручение составляет участник консолидированной группы, в поле указывается КПП ответственного участника консолидированной группы, чья обязанность по уплате налога исполняется
Плательщик Укажите наименование ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Если платежное поручение составляет участник консолидированной группы, указывается наименование участника консолидированной группы налогоплательщиков и в скобках сокращенное наименование ответственного участника, чья обязанность по уплате налога исполняется
Номер поля Код поля Значение кода поля
Статус плательщика
101 1 Налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо
2 Налоговый агент
6 Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо
8 Организация (индивидуальный предприниматель), которая перечисляет в бюджет другие обязательные платежи
9 Налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель
10 Налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой
11 Налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета)
14 Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам
16 Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством России возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы, удержавшие средства из зарплаты (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков
24 Плательщик – физическое лицо, которое перечисляет в бюджет другие обязательные платежи
26 Учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве
27 Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему
28 Законный или уполномоченный представитель налогоплательщика
29 Иные организации
30 Иные физические лица
КБК
104 Код бюджетной классификации (20 цифр)
ОКТМО
105 В платежном поручении организация должна указывать ОКТМО в соответствии с Общероссийским классификатором, утвержденным приказом Росстандарта от 14 июня 2013 № 159-СТ (8 цифр)
Основание платежа
106 0 Взносы на травматизм
ТП Налоговые платежи (страховые взносы) текущего года
ЗД Добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования налоговой инспекции об уплате налогов (сборов)
ТР Погашение задолженности по требованию налоговой инспекции
РС Погашение рассроченной задолженности
ОТ Погашение отсроченной задолженности
РТ Погашение реструктурируемой задолженности
ВУ Погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления
ПР Погашение задолженности, приостановленной к взысканию
АП Погашение задолженности по акту проверки
АР Погашение задолженности по исполнительному документу
ИН Погашение инвестиционного налогового кредита
ТЛ Погашение учредителем (участником) организации-должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе банкротства
РК Погашение должником задолженности, включенной в реестр требований кредиторов в ходе банкротства
ЗТ Погашение при проведении указанных процедур текущей задолженности
Налоговый период и номер документа
Значение поля 106 «Основание платежа» Значение, которое должно быть указано в поле 107 «Показатель налогового периода» Значение, которое должно быть указано в поле 108 «Номер документа»
При заполнении поля знак «№» не проставляйте
ТП, ЗД См. таблицу ниже 0
ТР Срок уплаты, установленный в требовании об уплате налогов (сборов). Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер требования об уплате налогов (страхового взноса, сборов)
РС Дата уплаты части рассроченной суммы налога в соответствии с установленным графиком рассрочки. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер решения о рассрочке
ОТ Дата завершения отсрочки. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер решения об отсрочке
РТ Дата уплаты части реструктурируемой задолженности в соответствии с графиком реструктуризации. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер решения о реструктуризации
ПБ Дата завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017»)
ПР Дата завершения приостановления взыскания. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер решения о приостановлении взыскания
ИН Дата уплаты части инвестиционного налогового кредита. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита
ВУ Дата завершения внешнего управления. Данные укажите в формате «ДД.ММ.ГГГГ» (например, «04.09.2017») Номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом
АП 0 Номер акта проверки
АР 0 Номер исполнительного документа и возбужденного на основании его исполнительного производства
0 0 0
Налоговый период, если основание платежа имеет значение «ТП, ЗД»
Описание
Первые два знака показателя предназначены для определения периодичности уплаты налога (страхового взноса, сбора), установленной законодательством о налогах и сборах
МС Месячные платежи
КВ Квартальные платежи
ПЛ Полугодовые платежи
ГД Годовые платежи
В 4 и 5 знаках показателя налогового периода проставьте номер:
от 01 до 12 Месяца
от 01 до 04 Квартала
01 или 02 Полугодия
В 3 и 6 знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставьте точки
В 7–10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который перечисляется налог
При уплате налога один раз в год в 4 и 5 знаках показателя налогового периода проставьте нули
Если по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налога (сбора) и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода укажите эти даты
Например, показатель периодичности уплаты платежа указывается так:
«МС.03.2017»; «КВ.01.2017»; «ПЛ.02.2017»; «ГД.00.2017»
Дата документа основания платежа
Код основания платежа (поле 106) Какая дата проставляется в поле 109
ТП дата подписания налоговой декларации (расчета)
ЗД «0»
ТР дата требования налогового органа об уплате налога (страхового взноса, сбора)
РС дата решения о рассрочке
ОТ дата решения об отсрочке
РТ дата решения о реструктуризации
ПБ дата принятия арбитражным судом решения о введении процедуры банкротства
ПР дата решения о приостановлении взыскания
АП дата решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
АР дата исполнительного документа и возбужденного на его основании исполнительного производства
ИН дата решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита
ТЛ дата определения арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении погасить требования к должнику
Очередность платежа
Номер поля Значение, которое принимает поле Основания для списания денежных средств
21 3 При перечислении налогов и обязательных страховых взносов (а также пеней и штрафов по этим платежам) в поле 21 «Очередность платежа» могут быть указаны значения «3» и «5». Эти значения определяют, в каком порядке банк будет проводить платежи, если денежных средств на счете организации недостаточно. Значение «3» указывается в платежных документах, выставленных налоговыми инспекциями и отделениями внебюджетных фондов при принудительном взыскании задолженности. Значение «5» указывается в платежных документах, которые организации составляют самостоятельно. Таким образом, при прочих равных условиях поручения организаций на перечисление текущих налоговых платежей будут исполняться позже, чем требования контролирующих ведомств на погашение недоимок. Это следует из положений пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 20 января 2014 г. № 02-03-11/1603
5
Уникальный идентификатор платежа (УИП)
Номер реквизита Значение реквизита
22 В поле «Код» должен быть указан уникальный идентификатор платежа (УИП). Это 20 или 25 знаков. УИП нужно отражать в платежном поручении только в том случае, если он установлен получателем средств. До плательщиков значения УИП тоже должны быть доведены получателями средств. Об этом сказано в пункте 1.1 указания Банка России от 15 июля 2013 г. № 3025-У.
При уплате текущих налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных плательщиками самостоятельно, дополнительная идентификация платежей не требуется – идентификаторами служат КБК, ИНН, КПП и другие реквизиты платежных поручений. В этих случаях в поле «Код» достаточно указать значение «0». Банки обязаны исполнять такие поручения и не вправе требовать заполнения поля «Код», если указан ИНН плательщика (письмо ФНС России от 8 апреля 2016 г. № ЗН-4-1/6133).
Если уплата налогов, сборов, страховых взносов производится по требованию контролирующих ведомств, значение УИП должно быть указано непосредственно в требовании, выставленном плательщику. Аналогичные разъяснения содержатся на официальном сайте ФНС России и в письме ФСС России от 21 февраля 2014 г. № 17-03-11/14–2337

Образец заполнения платежки

С помощь приведенной таблицы вы можете заполнить в 2017 году платежное поручение на уплату налогов и страховых взносов. Приведем образец заполнения платежного поручения.

Вид платежа в платежном поручении 2017 года - один из ключевых реквизитов, позволяющих совершить перевод средств. При неверном оформлении обозначенного реквизита осуществить перечисление будет невозможно, и денежные средства не попадут к адресату в нужный срок.

Чем регламентируется порядок заполнения вида платежа

Расчеты между организациями, банками, государственными учреждениями должны сопровождаться юридически правильно оформленными документами. Роль такого документа выполняет платежное поручение, правила формирования которого регулируются законодательством. В связи с этим специалистам до начала оформления перевода нужно в обязательном порядке ознакомиться с соответствующей нормативной базой. В качестве наиболее значимых нормативных актов можно привести положения ЦБ РФ:

Помимо этого есть еще указания ведомств и подзаконные акты, отражающие частные вопросы в сфере применения платежных поручений.

Цель указания вида платежа

Какую же функцию выполняет вид платежа в платежном поручении ? С его помощью идентифицируется способ осуществления перевода финансовым учреждением. На данный момент существует 3 метода отправки денежных средств на счет получателя:

  • используя почтовые каналы;
  • телеграфным переводом;
  • посредством применения системы БЭСП.

Использование телеграфа автоматически наделяет денежные перечисления статусом срочных, на что указывает п. 1.3 гл. 1 указания ЦБ РФ от 25.04.2007 № 1822-У.

Условиями для отнесения транзакции к срочным служат на основании п. 3.12 гл. 3 положения № 384-П:

  • передача платежки по телекоммуникационным каналам;
  • указание в поле «Вид платежа» категории «срочно».

Если отправка денег и их получение адресатом необязательно должны пройти быстро, при использовании почтового и телеграфного каналов в данной строке можно вообще ничего не указывать. При этом допускается оформление расчетного документа как в электронном, так и в печатном виде.

Еще одна задача, которая решается указанием вида платежа, заключается в проведении текущего мониторинга достаточности остатка на расчетном счете контрагента. На основании п. 4.5.1 гл. 2 положения № 384-П такая проверка должна осуществляться по каждому расчетному документу, поступившему в банк, если в качестве значения описываемого реквизита указано «срочно» или на то есть соответствующее указание в электронном сообщении.

Не стоит ошибочно принимать строку вид платежа идентичным полю 18 в бланке под названием «Вид операции». Для последнего используются следующие кодовые обозначения:

  • 01 - для платежных поручений;
  • 02 - для платежных требований;
  • 06 - для инкассовых поручений.

Они должны учитывать требования, установленные ПБУ Банка РФ или учетной политикой банка, с которым работает компания.

В каких платежно-расчетных документах отражается вид платежа

Реквизит «Вид платежа» в соответствии с п. 1.10 гл. 1 положения № 383-П необходимо указывать в следующих документах:

  • платежное поручение;
  • платежный ордер;
  • инкассовое поручение;
  • платежное требование.

Перечисленные выше распоряжения на перевод средств применяются для погашения обязательств и авансовых платежей в бюджет и частным компаниям. Допускается их оформление в электронном или бумажном виде.

Особо важную роль поле «Вид платежа» играет для компаний при налоговых расчетах с госбюджетом. Связано это с тем, что при выборе в поле неверного значения средства не поступят на счет адресата, поскольку платеж будет отклонен. Это влечет за собой риски просрочки при погашении обязательств.

Условия, соблюдение которых обязательно при заполнении

Для значений, используемых при заполнении строки «Вид платежа», установлен следующий перечень требований:

  • данные значения должны соответствовать правилам банка или оформляться с использованием слов «срочно», «телеграфом», «почтой»;
  • кредитное учреждение вправе установить случаи, когда указанный раздел бланка остается незаполненным;
  • для отправки распоряжений на перевод в электронном формате используются специализированные коды, утвержденные банком.

Приведенные выше условия распространяются на все расчетные операции, однако в положении № 384-П предусмотрены и специфические случаи, которые связаны с оформлением платежей иностранным компаниям. При таких обстоятельствах в качестве значений реквизита № 5, который и называется «Вид платежа», могут быть использованы следующие варианты:

  • указание категории «срочно» при оформлении бумажного бланка;
  • либо с использованием утвержденных для этого шифров при передаче электронной формы.

Кроме того, возможны ситуации, в которых указание на вид платежа не используется, независимо от наличия каких-либо требований конкретного кредитного учреждения. Они нашли свое отражение на законодательном уровне и требуют отдельного рассмотрения.

В каких обстоятельствах разрешено обойтись без указания вида платежа

Норма, фиксирующая право плательщика не вносить данные в поле «Вид платежа», была закреплена Федеральным казначейством. Сделано это в письме от 11.06.2013 № 42-7.4-05/5.3-350, которое ввело в действие с 2013 года следующие положения:

  • при использовании средств электронных расчетов БЭСП в поле «Вид платежа» должно стоять «срочно»;
  • строка для указания вида платежа может оставаться пустой при задействовании для переводов системы межрегиональных расчетов, почты или телеграфа.

При этом, если нет указания на срочность при обращении к БЭСП или, наоборот, реквизит заполнен тогда, когда он должен оставаться пустым, казначейство отказывает в проведении платежа и перечисления денежных средств не происходит, а платежный документ возвращается инициатору.

Данное указание учитывают все банки, в большинстве случаев информируя клиентов, самостоятельно формирующих расчетные документы. Указанные положения никоим образом не противоречат пп. 3.12, 3.14 гл. 3 положения № 384-П.
В итоге у компаний, составляющих платежные документы, остается только один из двух вариантов для заполнения реквизита «Вид платежа»:

  • вписывать «срочно» при использовании БЭСП;
  • оставлять его незаполненным.

Система БЭСП - определение и сущность

Чтобы лучше понимать необходимость правильного оформления вида платежа, следует подробнее остановиться на сущности системы БЭСП. Ее функционирование регулируется нормами положения ЦБ РФ от 25.04.2007 № 303-П. В нем закреплено, что механизмы БЭСП используются для выполнения срочных денежных переводов и взаиморасчетов в режиме реального времени в пределах структуры организации платежей ЦБ РФ.

Помимо нее применяются еще два средства для осуществления электронных расчетов в обычном режиме:

  • ВЭР - используется только для перечислений внутри региона с задействованием телекоммуникационных каналов;
  • МЭР - аналогичная система для расчетов между регионами.

К процедурам БЭСП обращаются в случаях, оговоренных в положениях № 383-П и 384-П, когда платежный документ содержит оформленные в соответствии с оговоренными в них условиями реквизиты, в том числе о виде платежа.

В зависимости от роли, которую при этом играет банк, его воздействие на процесс расчетов в БЭСП может быть:

  • Прямым - в этом случае банк или его клиент, имеющий БИК, подключается к сети.
  • Ассоциированным - в этом случае не происходит прямого подключения к сети, поскольку задействованное отделение кредитного учреждения или ЦБ РФ или их клиент не имеют БИК. Они получают только некоторые услуги системы посредством участия территориального отделения ЦБ РФ.

Достоинство данного способа расчетов - быстрота, поскольку денежные средства в большинстве случаев поступают на счет получателя в течение 60 минут. Максимальный срок перевода не может превышать одного дня. Однако подобные переводы безотзывные, то есть платеж не может быть прерван с момента списания денег со счета отправителя.

Данное направление расчетов приобретает все большую популярность среди клиентов финансово-кредитных учреждений. Таким способом ускоряется оборачиваемость активов компании, входящие потоки наличности становятся более прогнозируемыми. Негативной стороной подобных расчетов выступает их относительная дороговизна, поскольку банковские комиссии по ним довольно высоки.

Последствия ошибок в строке «Вид платежа»

Допущение ошибок при отражении вида платежа в нарушение правил положения № 384-П, а также указаний Федерального казначейства может быть чревато отказом в переводе денежных средств и возврата платежных документов инициатору перевода. Вот примеры подобных ситуаций:

  • Любое значение, указанное в реквизите «Вид платежа» для перевода, который ни по одному из критериев не относится к срочным и в отношении которого не предполагалось использовать сеть БЭСП.
  • При перечислении средств через систему БЭСП в поле для указания вида платежа вписано слово или код, отличный от «срочно».

Результатом отказа в проведении налогового платежа вследствие некорректно оформленного реквизита может стать признание ФНС факта недоимки по бюджетному обязательству. Основанием для этого служит п. 4 ст. 45 НК РФ, где в качестве обстоятельств для подобных действий налоговиков приведен возврат платежных документов кредитным учреждением или казначейством. На практике могут иметь место оба данных факта, так как учетные базы банков автоматически отклоняют некорректные платежи еще до того, как они поступят в казначейство. При этом, если за это время истечет срок оплаты, вероятнее всего, компании придется уплатить пени при переоформлении платежа. Кроме того, не исключена выписка штрафных санкций налоговой инспекцией.

***

Как следует из изложенного выше, даже одно незаполненное или некорректно заполненное поле платежного поручения может стать основанием для отказа в переводе средств. Одной из таких строк может стать реквизит «Вид платежа». Его содержание регулируется несколькими положениями ЦБ РФ и разъяснениями Федерального казначейства. Ошибки при его заполнении в случае перечисления налоговых платежей могут привести к несвоевременной или неполной их уплате. В результате компания может понести дополнительные потери из-за возможных санкций ФНС.

Одним из преимуществ применения реквизита «Вид платежа» является возможность его использования для ускорения перевода денежных средств, в случае если платеж соответствует определенным критериям. Для этих целей применяется специально созданная система БЭСП, обеспечивающая сокращение времени поступления отправленных средств на счет получателя максимум до 60 минут. Однако за такое ускорение компаниям придется заплатить, потому что банки взимают повышенный комиссионный сбор за срочность.

Хотя перечень значений описанного реквизита довольно ограничен, специалисту следует быть предельно внимательным при его заполнении, поскольку даже незначительные несоответствия чреваты негативными финансовыми результатами и репутационными рисками для организации. Строгое соответствие нормам законодательства в данном случае обязательно для любой компании.

Платежное поручение — поле 108 должно быть заполнено при осуществлении бюджетных и таможенных обязательств наряду с другими необходимыми к заполнению полями. Поле 108 заполняется дополнительно к полю 106. Если платеж не носит бюджетного характера, то эти поля заполнять не требуется.

О чем информирует поле 108 платежного поручения в 2016 году

Поле 108 в платежном поручении должно быть заполнено в том случае, если перечисления производятся для бюджетных, внебюджетных и таможенных целей. В этом поле отражается информация о номере документа - основания для осуществления платежа, причем в некоторых случаях перед номером необходимо проставлять код вида указываемого документа.

Как заполнить поле при налоговых перечислениях

В случае если перечисление предполагает уплату текущих регулярных налоговых обязательств либо самостоятельно выявленной недоимки на добровольной основе, то в графе 108 проставляется нулевое значение, а в графе 106 нужно указать «ТП» (текущий платеж) либо «ЗД» (задолженность).

Другое дело, если платеж совершается на основании документов-решений, подготовленных налоговиками или судом. Тогда в графу 108 необходимо вписать номер документа-основания (причем символ № писать не надо). Графа 106 также заполняется в зависимости от вида документа-основания, для чего предусмотрено использование специальных кодовых сокращений.

Возможны следующие варианты заполнения графы 106:

  • «ТР» используется, если налоговики обнаружили в обязательствах недоплату и выставили плательщику требование погасить налоговую задолженность. В данном документе должно быть указано наименование налога, точного размера недоимки и крайнего возможного срока уплаты.
  • «РС» означает оплату задолженности по частям, в рассрочку. Для этого плательщику необходимо получить разрешение от налоговиков, которое позволит распределить налоговые платежи в пределах годового периода. Следует отметить, что для получения такого разрешения от налоговых органов нужно иметь серьезные основания, действительно создающие затруднительную ситуацию для своевременного перечисления налоговых обязательств (форс-мажор, сезонность в получении дохода) и документы - подтверждения таких событий.
  • «ОТ» пишется, если налоговики решат дать отсрочку по налоговому обязательству. Для этого плательщик должен подать соответствующее заявление с просьбой предоставить отсрочку, а налоговые органы примут документ и вынесут решение в течение месяца с момента подачи заявления.
  • «РТ» означает то, что налоговые органы вынесли решение о реструктуризации задолженности. Процесс по выстраиванию льготного планирования налоговых платежей может быть начат, если у плательщика не хватает средств для уплаты налога, а также имеются веское обоснование сложившейся ситуации.
  • «ПБ» пишется при уплате должником обязательств, выявленных и перечисляемых в ходе процесса банкротства.
  • «ПР» указывается, если есть судебное решение о приостановке процедуры взыскания задолженности, и плательщик перечисляет данную сумму.
  • «АП» указывается при уплате налоговых штрафов после совершившейся налоговой проверки на основании составленного налоговиками итогового акта.
  • «АР» пишется при уплате долга на основании исполнительного документа по судебному решению.
  • «ИН» указывается, если организации предоставили возможность использования инвестиционного кредита по налогу. Такой инструмент фактически означает возможность отсрочить момент уплаты, однако за подобные условия нужно дополнительно платить проценты. Для получения кредита необходимо, чтобы бизнес-деятельность велась для определенных целей, названных государством - научно-исследовательские проекты, социально-экономические услуги, выполнение государственного заказа по обороне. Срок кредитования может быть значительным: для обычных плательщиков максимальный срок составляет 5 лет, а тех, кто находится на территории развития, - до 10 лет. Такая процедура широко используется при уплате налога на прибыль, но может быть применена также к региональным и местным налоговым обязательствам.
  • «ТЛ» применяется, когда задолженность погашается третьим лицом (например, учредителем, участником при процедуре банкротства, правопреемником обанкротившейся организации).

ВАЖНО! При заполнении поручения на перечисление средств в бюджет необходимо также заполнять графу 101, указывающую на статус плательщика.

Как заполнить поле при таможенных перечислениях

Если организации необходимо осуществить таможенный платеж, то ей придется придерживаться аналогичной схемы заполнения полей платежки. То есть нужно также заполнить графы 106 (вид документа-основания) и 108 (номер соответствующего документа).

Виды документов-оснований в поле 106 могут быть следующие:

  • «ДЕ» - означает таможенную декларацию, тогда в поле 108 нужно прописать конечные 7 знаков номера декларации;
  • «КТ» - корректировочный документ декларации, в поле 108 также прописываются 7 знаков;
  • «ПО» - приходный документ-ордер;
  • «ИД» - исполнительный документ;
  • «ИП» - поручение инкассо;
  • «ТУ» - выставленное требование;
  • «БД» - документ, составленный таможенными сотрудниками бухгалтерии;
  • «КП» - договор о порядке уплаты таможенных платежей крупными плательщиками.

При осуществлении таможенных платежей также необходимо заполнить поле 101.

Как заполнить поле 108 на основании документов физического лица

Если при перечислении платежей необходимо указывать информацию о физических лицах (например, при переводе денежных средств в страховые фонды), то бухгалтеру в графе 108 нужно первоначально проставить двузначный код вида документа, а далее указать номер этого документа. После указания кода следует проставить символ «;» и затем вписать номер документа.

Например, нужно указать номер СНИЛС. В этом случае заполненное поле 108 выглядит так: «14;05795399420».

Существуют следующие коды документов, отражающие данные физических лиц:

  • общегражданский российский паспорт - код «01»;
  • свидетельство о рождении - код «02»;
  • удостоверение личности сотрудника морской службы - код «03»;
  • удостоверение военного сотрудника - код «04»;
  • военный билет - код «05»;
  • временный документ, подтверждающий российское гражданство - код «06»;
  • документ об освобождении из мест лишения свободы - «07»;
  • удостоверение личности иностранного гражданина - код «08»;
  • вид на жительство - код «09»;
  • документ, выдаваемый лицам без гражданства - код «10»;
  • документ, выдаваемый беженцу - код «11»;
  • миграционная карточка - код «12»;
  • советский паспорт - код «13»;
  • пенсионное свидетельство - код «14»;
  • водительское удостоверение - код «22»;
  • свидетельство о регистрации автотранспорта - код «24».

Погашение бюджетных обязательств для юридических лиц возможно только в безналичном порядке путем списания с расчетного счета. При переводе средств с помощью сервиса интернет-банка бухгалтеры часто испытывают затруднения при подготовке платежного поручения. Много вопросов может вызвать поле 106 (назначение платежа), тем более правила его заполнения претерпели изменения с 2015 года (к списку допустимых обозначений добавились новые «ИН» и «ТЛ»). Также непроста процедура заполнения поля 108, где нужно корректно прописать номер документа с указанием кодов в зависимости от вида документа-основания.

Стоит отметить, что обязательства по бюджетным платежам считаются выполненными только после поступления денежных средств на соответствующие счета. Таким образом, если плательщик неправильно заполнит платежный документ, то есть вероятность, что деньги не дойдут по назначению, и налог (взнос, таможенный платеж) будет считаться неуплаченным. В этом случае штрафа не полагается, зато последуют пени за каждый день просрочки. Поэтому важно, чтобы все поля были заполнены корректно во избежание последующих финансовых потерь и претензий со стороны контролирующих органов.

В Российской Федерации уже давно есть практика проведения безналичных платежей. Основным способом перевода денег на сегодня остается использование платежного поручения. Оно представляет собой финансовый документ, предписывающий банку перевести средства со счета клиента на счет получателя. При этом одним из важных условий для совершения такого перевода выступает правильно оформленное поле 108, равно как и некоторые другие позиции такого бланка. Оно служит для того, чтобы плательщик проставил в платежном поручении номер налогового документа.

Подробнее о платежке

На основании действующих нормативных актов в области финансового законодательства, платежное поручение выступает правомерным приемлемым способом безналичного перевода денег адресату.

Центробанк РФ изложил в положении от 19 июня 2012 года № 383-П порядок и правила заполнения полей в бланке платежки. Там же уделено внимание и предмету нашей консультации – номеру налогового документа в платежке: что это и зачем.

Однако в указанном положении ЦБ РФ речь идет не только о правилах и методах занесения данных в бланк поручения на уплату, но и о самой его форме и внешнем виде. Они тоже приведены в этом положении.

Таким образом, во всех финансовых учреждениях России, принимающих платежное поручение на перевод, его бланк выглядит одинаково. Видоизменять форму по своему произволу ни одному банку не разрешено.

Заранее проясним вопрос, где искать номер налогового документа в платежке. Его переносят из соответствующего документа, пришедшего из ИФНС. А указывают – в самой нижней строке справа (см. рисунок).

Когда заполнение обязательно

Помимо остальных реквизитов, в платёжке необходимо заполнять и поле 108. Причём отправитель денежных средств должен знать, что эта графа обязательна к заполнению, только если происходит оплата в тот или иной бюджет России. На этот важный нюанс указывает п. 4 Приложения № 1 к упомянутому Положению № 383-П.

Если платеж адресован не в государственный бюджет, и сотрудник банка увидит заполненную графу 108, перевод денег адресату произведен не будет по причине ошибки и последующего отказа. Ведь это поле показывает в платежном поручении 2018 года номер налогового документа. Это нельзя не учитывать при заполнении платёжки.

Что указывать

Минфин России 12 ноября 2013 года издал приказ под номером 107н о введении в практику правил написания данных при оформлении денежных переводов от плательщика в бюджеты.

Пункт 9 Приложения № 2 к Приказу № 107н Минфина определяет, что в поле 108 бланка платежки должно отражать номер соответствующего документа.

Ниже приведены сокращения для поля 108, которые оговорены в законе. По их расшифровкам видно, что показатель поля 108 имеет зависимость от наименования документа, на основании которого происходит перечисление денег в казну.

ТР Номер требования ИФНС об уплате налога/сбора/взносов
РС Номер решения о рассрочке
ОТ Номер решения об отсрочке
РТ Номер решения о реструктуризации
ПБ Номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом
ПР Номер решения о приостановлении взыскания
АП Номер решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таковом
АР Номер исполнительного документа и возбужденного по нему производства
ИН Номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита
ТЛ Номер определения АС об удовлетворении заявления о намерении погасить требования к должнику

ПРИМЕР

Из таблицы видно, что при перечислении транспортного налога поле 108 должно отражать индекс «ТР». Если же имеет место уплата текущих сумм по этому налогу в добровольном порядке, то проставляют «0».

Важно отметить, что в поле 108 вписывают только символьно-числовую часть номера, а сам знак номера «№» исключают.

Помните, что указание других кодов, не обозначенных Минфином России, не разрешено!

Кроме того, необходимо понимать, что графу 108 бланка платежки заполняют только при совершении платежей на основе изданных ИФНС/судом/приставами документов, упомянутых в приказе Минфина № 107н.

Если предприятие добровольно совершает оплату в бюджет государства, в поле 108 вписывают цифру ноль «0». Физическое лицо при уплате в госбюджет России тоже прописывает ноль в графе 108.

Заключение

Теперь понятно, что это – номер налогового документа в контексте оформления платёжки на перечисление в бюджет обязательного платежа. Обойти стороной этот реквизит нельзя. Иначе в перечислении денег будет отказано.

Перечисление предпринимателями и организациями различных платежей в бюджет должно осуществляться с использованием специальных платежных поручений. Работа с ними должна происходить в соответствии с нормами законодательства России. На основе каких бланков необходимо формировать платежки? Каковы особенности заполнения соответствующих документов?

В документе необходимо корректно отражать сведения о нем, непосредственно о платеже, его получателе, а также о кредитно-финансовых структурах, с участием которых осуществляется перечисление денежных средств.

Особое внимание стоит уделить заполнению реквизита 104, в котором указывается КБК по платежу. Если он будет некорректным, то орган власти, администрирующий поступления в бюджет, может не отразить в своих реестрах факт корректного исполнения налогоплательщиком соответствующего обязательства.

При неверном КБК может потребоваться повторить платеж с указанием верных реквизитов. В некоторых случаях может возникнуть необходимость во взаимодействии с администратором налога по поводу уточнения платежа в бюджет.