Всемирный банк и его деятельность. Всемирный банк как инструмент колонизации Всемирный банк история создания

Всемирный Банк является инвестиционным банком, оказывающим посреднические услуги между инвестором и получателем, занимая у одного и давая в займы другому. Владельцами Банка являются правительства 156 стран-членов, имеющих акционерный капитал в Банке, стоимость которого в 1991г. оценивалась примерно в 175 млрд. долларов.

Всемирный Банк (ВБ) включает в себя две большие организации: Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) и Международную Ассоциацию Развития (МАР). Помимо того, в ВБ входит ряд других организаций: объединенная с ВБ, но юридически и финансово независимая от него – Международная Финансовая Корпорация, которая мобилизует финансирование частных предприятий в развивающихся странах; Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров и Многостороннее Агентство по гарантии инвестиций (МАГИ).

Персонал ВБ насчитывает более 6000 человек, работающих в 40 отделениях по всему миру (однако 95% его служащих работают в Вашингтонской штаб-квартире). Персонал Банка представляет собой коллектив разных специалистов: экономистов, инженеров, градостроителей, агрономов, статистиков, адвокатов, экспертов по портфелю ценных бумаг, сотрудников по вопросам кредитования, экспертов по оценке стоимости проектов, специалистов по телекоммуникации, водоснабжению и канализации, перевозкам, образованию, энергетике, застройке сельской местности, народонаселению и здравоохранению и во многих других областях.

МБРР получает большинство финансовых средств, которые он использует для кредитования развития стран, посредством займов на рынке через выпуск облигаций (имеющих категорию ААА, т.к. их погашение гарантируется правительствами стран-членов) отдельным лицам и частным организациям в более чем 100 странах. МАР, занимающаяся выдачей льготных кредитов, в основном финансируется пожертвованиями от стран-доноров. Банк является главным заемщиком на мировых рынках капитала и самым большим заемщиком – не резидентом практически во всех странах, где продаются его ценные бумаги.

Банк также берет взаймы посредством продажи облигаций и векселей напрямую правительствам, их представительствам и центральным банкам. Поступления от продажи этих облигаций в свою очередь ссуживаются развивающимся странам под приемлемые нормы процента для оказания помощи в финансировании тех проектов и программ по изменению политики, которые имеют шансы на успех.

Всемирный Банк ссуживает деньги только кредитоспособным правительствам развивающихся стран. Чем беднее страна, тем благоприятнее условия, на которых она может получить кредиты у Банка. Те развивающиеся страны, у которых валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения превышает 1 200 долларов, могут получить кредиты от МБРР. (Подушный ВНП представляет собой долю материальных ценностей, полученных путем деления стоимости товаров и услуг, произведенных в стране за один год, на численность населения, проживающего в этой стране). Эти кредиты выдаются под процент немного выше рыночного, под который занимает сам Банк, и, как правило, должны быть выплачены в течение 12- 15 лет.

МАР дает кредиты только правительствам очень бедных развивающихся стран, чей подушный ВНП составляет меньше чем 1 200 долларов, и примерно 80% всех кредитов МАР получают страны с ежегодным подушным доходом ниже 700 долларов. По МАР- кредитам проценты не выплачиваются, и срок их погашения обычно составляет 35-40 лет.

Всемирный Банк существует для содействия развитию бедных стран посредством оказания им технической помощи и финансирования проектов и экономических курсов, которые смогут реализовать экономический потенциал этих стран. Банк рассматривает развитие как долговременную целостную задачу.

В течение первых двух десятилетий его существования две третьи общего размера помощи, предоставляемой Банком, шло на проекты по производству электроэнергии и обеспечению транспортных перевозок. Хотя такие проекты по организации инфраструктуры остаются важным звеном, в последние годы Банк разнообразил виды своей деятельности, что связано с обогащением его опыта и приобретением нового понимания процесса экономического развития.

Особое внимание Банк уделяет проектам, от которых выигрывают наибеднейшие слои населения в развивающихся странах. Прямое привлечение этих групп к экономической деятельности осуществляется через выделение кредитов на развитие земледелия и сельской местности, малых предприятий и городов. Банк помогает повысить их производительность и организовать доступ к пользованию такими первостепенными нуждами, как надежные системы водоснабжения и уничтожения отбросов, здравоохранение, регулирование рождаемости, питание, образование и жилищное строительство.

В проектах по организации перевозок большое значение придается строительству дорог между фермами и рынками сбыта продукции. Энергетические проекты существенно увеличивают долю электроэнергии, поставляемой для деревень и небольших ферм. Проекты по развитию промышленности делают больший акцент на создание рабочих мест и малых предприятий. Где это практично, используется трудоемкое строительство. Наряду с электроэнергией Банк поддерживает развитие других источников энергии: нефть, газ, уголь, древесина и биомасса.

Основная доля финансовой и технической помощи развивающимся странам осуществляется Банком в виде поддержки конкретных проектов. Хотя кредитование через МБРР и МАР осуществляется на различных финансовых условиях, критерии оценки проекта, которые применяют обе организации, являются одинаковыми, при оценке обоснованности проектов используются одни и те же стандарты. Решение о том, какая из организаций МБРР или МАР будет финансировать проект, зависит от экономической ситуации в стране, а не от характеристик самого проекта.

Страны-заемщики рассматривают Банк в качестве источника оказания технической помощи. В большой степени техническая помощь, оказываемая Банком в последние годы, превышающая 1 млрд. долларов в год, включает в себя кредиты и ссуды, предоставляемые для других целей. В последнее время произошло значительное увеличение количества финансируемой Банком технической помощи с целью самостоятельного кредитования и предоставления авансов посредством механизмов подготовки проектов Банка. Банк также является исполнительным органом по реализации проектов технической помощи, финансируемых Программой Развития ООН, в особенности в области земледелия и сельского хозяйства, энергетики и планирования хозяйства. Банк в настоящее время уделяет большее внимание технической помощи по организации управленческой структуры и формированию макроэкономической политики в странах, являющихся его членами.

Каждый, поддерживаемый Банком проект, разрабатывается в тесном сотрудничестве с национальными правительствами и местными органами и зачастую в сотрудничестве с другими организациями по оказанию многосторонней помощи. На практике около половины всех поддерживаемых Банком проектов получают также софинансирование из других официальных источников, включая правительства и правительственные организации, другие учреждения многостороннего финансирования, органы по кредитованию экспорта, которые непосредственно связаны с финансированием поставок товаров и услуг из определенной страны, а также коммерческие банки и другие частные финансовые учреждения.

Предоставляя кредиты развивающимся странам, Банк не конкурирует с другими источниками финансирования. Он предназначен для оказания помощи проектам только в тех случаях, когда невозможно получить необходимые средства из других источников на приемлемых условиях. В процессе работы Банк старается укреплять экономику стран, пользующихся его кредитами таким образом, чтобы они смогли отказаться от пользования ресурсами Банка и удовлетворить свои финансовые потребности непосредственно из традиционных источников капитала на тех условиях, которые они могут себе позволить.

Сфера деятельности Банка простирается гораздо шире, чем выполнение кредитных операций. Так как решение о предоставлении Банком займов зависит от экономической ситуации данной страны, МБРР тщательно изучает ее экономику и нужды тех отраслей экономики, для которых он предполагает кредитование капиталовложений или коррективных мероприятий. Такой анализ позволяет выработать основные принципы для формулирования стратегии оказания помощи по долговременному развитию экономики страны в целом и ее основных отраслей.

По мере развития стран-заемщиц необходимость в кредитах от МБРР и МАР отпадает. Из 34 наибеднейших стран, которые пользовались ссудами МАР в течение многих лет, более 24 стран достигли успехов, что позволило им не пользоваться более кредитами МАР. Аналогично, около 20 стран, которые прежде занимали деньги у МБРР, достигли таких успехов, которые избавили их от необходимости делать это. Примером этому является Япония. В течение 14 лет она пользовалась кредитами МБРР. Теперь Банк берет в займы большие суммы у Японии.

Активная деятельность ВБ продолжается и в 1999г., что подтверждается тем, что за этот год уже была выделена рекордная сумма кредитов - 30 млрд. долл. При этом приоритетными направлениями кредитования стала поддержка беднейших слоев населения, а значит борьба с последствиями финансово-экономических кризисов и природными катаклизмами /14/.

В рамках этого Международный банк реконструкции и развития (МБРР), член Группы Всемирного банка, объявил о новых видах займов и финансовых продуктах с хеджированием для своих заемщиков, которые, как ожидается, будут введены в сентябре 1999г.

Новыми финансовыми продуктами являются:

основанный на ставке заем с фиксированной маржей, отличающийся повышенной гибкостью и позволяющий заемщикам корректировать сроки погашения и управлять валютными рисками и рисками по банковским процентам в течение всего срока займа;

самостоятельные продукты с хеджированием, связанные с текущими займами МБРР и призванные помочь заемщикам в управлении валютными рисками, рисками по банковским процентам и рисками товарных цен.

Заем с фиксированной маржей имеет следующие характеристики:

банковская ставка, рассчитываемая на основе специальной ставки, плюс маржа, которая фиксируется на весь срок займа;

возможность выбора валюты, включая евро, японскую иену и доллар США. Использование других валют возможно по желанию клиента;

возможность для заемщиков устанавливать фиксированную ставку процента, ее верхний или верхний и нижний пределы по всем израсходованным суммам в любое время в течение срока займа;

возможность отменять или устанавливать новую фиксированную ставку процента по израсходованным суммам в течение всего срока займа;

возможность менять валюту по израсходованным и/или неизрасходованным суммам в течение всего срока займа;

возможность в момент предоставления займа корректировать условия погашения в рамках действующей финансовой политики, что даст возможность заемщику полнее удовлетворить потребности конкретного проекта или обеспечить соответствие условиям стратегии управления национальным долгом.

Предлагаемые самостоятельные продукты с хеджированиемпозволят заемщикам управлять валютными рисками, рисками по банковским ставкам и товарным ценам. К ним относятся:

валютные свопы по всем займам МБРР;

свопирование банковских ставок, установление верхних или верхних и нижних пределов для существующих моновалютных займов и займов с фиксированной маржей;

товарные свопы на пилотной основе для существующих моновалютных займов и займов с фиксированной маржей, которые устанавливаются путем переговоров в каждом конкретном случае.

МБРР надеется воспользоваться рамочными соглашениями по деривативам, чтобы позволить заемщикам модифицировать финансовые условия своих текущих обязательств перед МБРР. По просьбе заемщиков будет разрешаться хеджирование в пределах сумм и сроков, выбранных заемщиками. МБРР намерен предложить хеджирование для займов со сроком погашения 10 – 12 лет.

Займы МБРР с более продолжительными сроками погашения могут хеджироваться в зависимости от сроков погашения, действующих на рынках свопов соответствующей валюты. За конверсию существующих займов в займы с фиксированной маржей и за использование самостоятельных продуктов с хеджированием будет взиматься комиссия в размере от 1/8 до 3/8 процента от основной суммы.

МБРР также предлагает мультивалютные займы – пулы, моновалютные займы с переменной маржей, рассчитываемые по специальной ставке и с коррекцией маржи каждые полгода, а также моновалютные займы с фиксированной ставкой, которая рассчитывается отдельно для каждой израсходованной суммы. МБРР будет и далее предлагать первые два из указанных продуктов наряду с новым займом с фиксированной маржей, однако существующий займовый продукт с фиксированной ставкой будет действовать только до 1 декабря 1999г., когда в силу вступят новые специальные обязательства по займам.

Введение новых финансовых продуктов будет сопровождаться широкой информационной кампанией, направленной на то, чтобы позволить заемщикам лучше понять смысл новых займов и продуктов с хеджированием и принимать более обоснованные решения, позволяющие им наиболее полно использовать функциональную гибкость новых продуктов.

Новые вводимые займы и продукты с хеджированием являются естественным продолжением процесса разработки продуктов самими клиентами, который начался в 1993г. с введением моновалютных займов и продолжился с предоставлением возможности выбора валюты в пул-займах, предлагавшихся заемщикам с 1996 по 1998гг. С 1996г. заемщики МБРР предпочли условия моновалютных займов в 95% своих обязательств перед МБРР. Заемщики также перевели суммы в разных валютах пул-займов, эквивалентные б7 млрд. долл. (58%), в моновалютные займы на основании конвертационного предложения от 1 июля 1998г.

Всемирный банк утвердил для России заем на Второй проект ремонта и содержания автомобильных дорог на сумму 400 млн. долл.

Этот проект:

будет способствовать существенному улучшению дорожного финансирования, в частности, за счет значительного повышения платы за пользование дорогами, взимаемой с тяжелых грузовиков;

улучшит состояние отдельных приоритетных дорог и мостов федеральной дорожной сети, включая Сибирь и Дальний Восток, а также территориальных дорог Красноярского и Хабаровского краев; при этом неблагоприятные экологические и социальные воздействия дорожных работ будут либо полностью предотвращены, либо сведены к минимуму, и расширятся институциональные возможности Федеральной дорожной службы России (ФДС) в том, что касается управления и мониторинга таких воздействий;

улучшит управление контрактами со стороны ФДС и дорожных администраций участвующих регионов и укрепит их возможности в области содержания дорог;

будет способствовать дальнейшему развитию частной дорожно-строительной и консалтинговой индустрии и выведет применение конкурсных торгов за пределы проектов, финансируемых за счет займов Всемирного банка; .

улучшит распределение местных ресурсов, выделяемых на дорожные работы, обеспечив экономически более обоснованный отбор проектов.

Для достижения целей проекта будет увеличена доля издержек, связанных с проездом тяжелых грузовиков, которая будет компенсироваться за счет платы за пользование дорогами; будет увеличена протяженность федеральных и территориальных дорог, состояние которых улучшится; будет повышен процент дорожно-мостовых работ, финансируемых из местных источников, контракты на которые присуждаются частным фирмам по результатам конкурсных торгов; будет проводиться ежегодный финансовый и технический аудит Федерального дорожного фонда; будет увеличена доля местных ресурсов, выделяемых на дорожно-мостовые работы по результатам анализа затрат и выгод.

Заем предоставляется в долларах США под стандартную ставку процента ВБ, установленную для моновалютных займов на основе ставки ЛИБОР; срок погашения составляет 17 лет, включая 5-летний льготный период.

Таким образом, Всемирный банк:

старается способствовать экономическому развитию наиболее бедных стран мира;

оказывает помощь развивающимся странам посредством долгосрочного финансирования проектов и программ по их развитию (предоставляет кредиты развивающимся странам, имеющим ВНП на душу населения более 1200 долл. в год, через МБРР);

предоставляет наибеднейшим странам, имеющим ВНП на душу населения меньше 1200 долларов в год, специальную финансовую помощь через Международную Ассоциацию Развития (МАР);

поддерживает частные предприятия в развивающихся странах через свой филиал – Международную Финансовую Корпорацию;

приобретает большинство своих финансовых ресурсов через займы на международном рынке облигаций;

имеет уставный капитал в 175 млрд. долларов, из которого около 9 процентов оплачивается странами-членами;

имеет численность сотрудников около 6000 человек из более чем 100 стран-членов.

Всемирный банк

Всемирный банк – структура, состоящая из нескольких самостоятельных финансовых организаций. Основные декларируемые задачи – создание условий для устойчивого экономического роста в мире, борьба с бедностью путем направления инвестиций и помощи государств-лидеров развивающимся странам, повышение уровня жизни.

Датой создания Всемирного банка считается 27 декабря 1945 года, когда большинство стран ратифицировали Бреттон-Вудское соглашение 1944 года. Первый предоставлен в 1947-м Франции на восстановление после Второй мировой войны - в размере 250 млн долларов США.

Займы Всемирного банка, как правило, должны гарантироваться правительствами стран-участниц. Они предоставляются на реализацию конкретных обоснованных проектов. Приоритетными считаются инвестиции в структурные преобразования: либерализацию рынков, приватизацию, социальные реформы (образование, здравоохранение).

Государства заинтересованы в получении кредитов Всемирного банка, так как, во-первых, проценты по ним ниже, чем по другим займам, а во-вторых, вложение банка в страну, как правило, открывает дорогу для частных инвестиций.

В структуру Всемирного банка входят пять организаций:

  • реконструкции и развития, специализирующийся на финансировании долгосрочных проектов под гарантии государства;
  • , помогающая беднейшим странам путем предоставления долгосрочных займов;
  • , отвечающая за привлечение инвестиций в частный сектор экономики развивающихся стран;
  • , предоставляющее инвесторам защиту от действий правительств и локальных войн;
  • , оказывающий арбитражные услуги в области инвестирования.

Россия считается полноправным участником Всемирного банка с 1992 года. При этом она входит в четыре из пяти организаций, не участвует только в деятельности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

Крупнейшие акционеры Всемирного банка - США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Каждые три года вырабатывается стратегия взаимодействия со странами-участницами в виде отдельного рамочного документа, который увязывает предоставление кредитов с экономическими рекомендациями. Текущее руководство осуществляется президентом Всемирного банка.

Главный офис Всемирного банка в Вашингтоне


Смотреть что такое "Всемирный банк" в других словарях:

    Всемирный банк - англ. World Bank фр. Banque mondiale исп. Banco Mundial нем. Weltbank … Википедия

    Всемирный Банк - World Bank Banque mondiale Banco Mundial Weltbank логотип Всемирного банка Членство … Википедия

    Всемирный банк - Группа из трех международных финансовых институтов, объединяет более чем 180 стран членов. В группу входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР, Всемирный банк), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая… … Финансовый словарь

    ВСЕМИРНЫЙ БАНК - (World Bank) См.: Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.… … Экономический словарь

    ВСЕМИРНЫЙ БАНК - (World Bank) международная экономическая организация и специализированное учреждение ООН. Находящиеся в Вашингтоне учреждения Всемирного Банка включают в себя Международный банк реконструкции и развития (МБРР, создан в 1945 г.) и его филиалы:… … Политология. Словарь.

    Всемирный Банк - См. Банк всемирный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Всемирный банк - (Международный банк реконструкции и развития, МБРР) (World Bank), междунар. кредитная орг ция, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Идея создания В.б. была предложена на Бреттон Вудской конференции в 1944 г., открытие состоялось в… … Всемирная история

    Всемирный банк - Крупнейшая международная финансовая организация, образованная в 1944 45 году, вместе в МВФ – Всемирным валютным фондом, по соглашению участников Бреттонвудской конференции (точное ее название Валютно финансовая конференция Организации… … Справочник технического переводчика

    ВСЕМИРНЫЙ БАНК - одно из 14 специализированных учреждений ООН, включает: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Международную ассоциацию развития (MAP) … Юридический словарь

    ВСЕМИРНЫЙ БАНК - одно из 14 специализированных учреждении ООН, группа из трех международных финансовых институтов, включающая в себя Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Международную ассоциацию развития… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Куда ведут Россию МВФ, Всемирный Банк и ВТО? Книга 2. Россия в неолиберальной петле , А. А. Ждановская. Сокращение социальных расходов, приватизация здравоохранения и образования, повышение тарифов на ЖКХ, повышение пенсионного возраста, отмена прогрессивного налогообложения, низкие зарплаты…

Всемирный банк, многостороннее кредитное учреждение, состоит из 5 тесно связанных между собой институтов, общая цель которых – повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран:

    Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1945 г. – предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам. МБРР – главная составляющая группы Всемирного банка. Часто этот банк называют Всемирным.

    Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 г. – предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.

    Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 г. – содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

    Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) основано в 1988 г. – поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых некоммерческими рисками.

    Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 г. 1 – содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве различных стран.

Международный банк реконструкции и развития был создан в 1945 г. после того, как 28 стран подписали «Статус соглашения о международном банке реконструкции и развития», который был разработан на конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк, как специализированное учреждение ООН, входит в систему Объединенных Наций.

Местопребывание – Вашингтон. В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставной капитал составляет 142 млрд. долл. Страны оплачивают 20 % своих квот в Уставном капитале, причем 2% – в конвертируемой валюте, а 18 % – в национальной.

В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в т.ч. СНГ. Россия вступила в МБРР 16 июня 1992 г.

Вступить в МБРР могут только государства МВФ в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна-член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком.

Цели:

    содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

    поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;

    стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.

Структура:

    Совет управляющих.

    Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет), комитеты.

    Комитет по развитию.

    Президент Банка.

Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих, высший орган МБРР. Каждое государство представлено в Совете одним управляющим (плюс 1 заместитель управляющего), назначаемым каждой страной-членом на 5 лет (возможно повторное назначение). Обычно им является правительственное должностное лицо на уровне министра (министр финансов или председатель центрального банка). Раз в год Советы управляющих, как МВФ, так и МБРР, проводят раздельные и совместные сессии в рамках Ежегодного совещания. За исключением определенных полномочий, специально сохраненных за ними в соответствии со Статусом соглашения (прием новых стран, увеличение или сокращение Уставного капитала, приостановление членства какого-либо государства и др.), управляющие делегируют свои полномочия Совету директоров-исполнителей. Решения принимаются большинством поданных голосов, если специально не предусмотрены иные правила процедуры (по важным вопросам необходимо собрать 85 %). Вес голоса каждого государства находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка (у США более 17 % голосов, т.е. столько же, сколько у 140 развивающихся государств, а квота России – 1,8 %, а Украины – 0,8 %).

Совет директоров-исполнителей (избирается на 2 года) отвечает за осуществление основной текущей (оперативной) деятельности (политика Банка, предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов, административные бюджеты, ежегодные доклады о политике и операциях Банка). Пять из 24 директоров-исполнителей назначаются пятью государствами – крупнейшими держателями акций Банка (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания); другие страны объединены в 19 групп, каждая из которых представлена одним директором-исполнителем, избираемым страной или группой стран. Количество стран, которые представляет каждый из этих 19 директоров-исполнителей, значительно колеблется. То, как будут сгруппированы государства, решают они сами – зачастую в соответствии с географическим положением, а также с учетом политических и культурных факторов. В своей работе Совет директоров-исполнителей опирается на помощь различных комитетов: совместный аудиторский и временные комитеты, комитеты по вопросам кадровой политики, по выработке регламента, по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике, по административным вопросам.

Комитет по развитию, совместный министерский комитет Совета управляющих МБРР и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам, состоит из 24 человек (министры финансов или должностные лица сопоставимого уровня) был создан в 1974 г. Он дает консультации и подготавливает доклады для Советов управляющих Банка и Фонда. Комитет рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности и передача ресурсов. Рекомендации комитета направляются Советам управляющих МБРР и МВФ.

Президент МБРР, кандидатура которого, согласно давней традиции, выдвигается директором-исполнителем, представляющим США и избирается директорами-исполнителями на 5 лет. Он не может быть ни управляющим, ни директором, ни их представителем. Он отвечает за управление повседневной деятельностью Банка, организацию которой, назначение и увольнение штатных сотрудников он осуществляет под общим контролем директоров-исполнителей. Его помощники – 3 директора-распорядителя. Президент является председателем Совета директоров-исполнителей, которые избирают его на этот пост и снимают с него. Он руководит штатом оперативных служащих и управляет, согласно указаниям директоров-исполнителей, текущими делами Банка.

Источники финансирования.

МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Деятельность.

В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Группа Всемирного банка осуществляет банковское кредитование в основном двух типов:

    представление займов развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР.

    кредиты предназначены только для беднейших стран, которые обычно некредитоспособны на международных финансовых ранках и не в состоянии платить процентные ставки, близкие к рыночным. Предоставление займов таким странам осуществляет Международная ассоциация развития (МАР).

Приоритетные для МБРР – такие структурные преобразования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы систем образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются кредиты по льготным, сильно заниженным процентным ставкам. Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначены для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций. Программные кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэкономических связей. В этом случае кредит – не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением экономической политики.

В 1995 г. МБРР сформулировал 4 основных направления своей деятельности:

    Стремление к заключению нового соглашения с целью привлечения достаточных ресурсов для удовлетворения потребностей развивающихся стран.

    Единый подход к политике развития Банка для ее продолжения в неизменном виде.

    Укрепление и расширение круга партнеров Всемирного банка, как на глобальном, так и на локальном уровне.

    Совершенствование функций Банка.

Деятельность Банка по оказанию технической помощи подразделяется на 3 основные категории:

    техническая помощь, финансируемая как составные части займов и кредитов Банка, бессрочные займы и кредиты на техническую помощь, и техническая помощь, финансируемая через Фонд подготовки проектов (ФПП);

    техническая помощь, предоставляемая, но не финансируемая Банком (Банк в качестве административного учреждения; проекты, осуществляемые под руководством Банка), и программа оплачиваемой технической помощи для развивающихся стран с высоким уровнем доходов, например, нефтеперерабатывающих и для Международного фонда сельского развития;

    техническая помощь, обеспечиваемая по линии административного бюджета.

Гарантийная политика Банка предоставляет 2 возможности для получения гарантий: частичные рисковые гарантии, допускающие ограниченный регресс при проектном финансировании, и частичные кредитные гарантии, используемые для распределения рисков.

Проектный цикл у МБРР состоит из 6 этапов: определение проекта, подготовительная работа, предварительная оценка стоимости, переговоры и представление проекта руководству Банка, практическое осуществление и контроль за ним, оценка результатов.

Инспекционная группа, состоящая из лиц, отбираемых на основе их знаний и опыта в области развития, может при соответствующей просьбе рассматривать жалобы о случаях несоблюдения Банком своих процедур и политики.

Институт экономического развития, основанный в 1995 г., занимается организацией и проведением учебных курсов и семинаров для служащих из развивающихся стран. Он оказывает помощь учебным и исследовательским институтам управления, подготавливает, издает и распространяет учебные материалы.

Банк осуществляет большую программу исследований для поддержки своей оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые проблемы, с которыми сталкиваются его члены. Цели таких исследований: обеспечение информацией по экономической и технической тематике, а также по вопросам разработки и осуществления программ, связанных с его кредитной, аналитической, учебно-подготовительной деятельностью и оказанием технической помощи; повышение уровня знаний в области развития; содействие политическому диалогу со странами-членами и увеличению их исследовательского потенциала.

С 1995 г. МБРР – член консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Голландией, США, АзБР (Азиатский банк развития), МФСР (Международный фонд сельскохозяйственного развития) и Фондом развития капитала ООН для координации деятельности стран-кредиторов по систематическому финансированию программ и для обеспечения этих стран и стран-заемщиков необходимым инструментом.

Фонд институционального развития представляет собой своего рода инструмент быстрого реагирования для финансирования небольших, ориентированных на динамичные действия планов, определяемых в ходе общеэкономической отраслевой работы Банка и его политического диалога, в странах с низким и средним уровнем доходов населения.

Глобальный фонд окружающей среды является механизмом финансирования, с помощью которого развивающимся странам предоставляются средства на проекты и деятельность по охране окружающей среды посредством содействия щадящему окружающую среду развитию. Банк при этом выполняет задачи попечителя и секретариата Фонда, а также заказчика проектов.

Всемирный банк – 1 из спонсоров Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСИ), созданной в целях использования современной науки в интересах развития устойчивого сельского хозяйства в бедных странах. Банк и около 40 доноров оказывают совместную поддержку 18 международным центрам сельскохозяйственных исследований, которые в тесном сотрудничестве с национальными исследовательскими институтами разрабатывают более эффективные, с точки зрения потребляемых ресурсов, технологии производства продовольствия, что одновременно способствует охране и улучшению состояния природных ресурсов как основы этого производства.

МБРР сотрудничает на национальном и местном уровнях с рядом негосударственных организаций, консультируя и финансируя их и помогая им при реализации различных проектов.

Региональные миссии Банка функционируют в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке.

Информация

В 1994 г. Банк открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио информационные центры, предлагающие информацию о проектах в странах-членах, одобренных исполнительным директором после 3 января 1994 г. Здесь можно получить проектную документацию, результаты экспертиз, национальные программы охраны окружающей среды, доклады об отдельных странах и секторах экономики (информация о народном хозяйстве стран, их специфических особенностях, уровне жизни, государственных расходах).

В 1992-98 гг. МБРР предоставил России кредиты на 14,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта (по состоянию на конец 1998 г. освоено 5,4). В 1998 г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997-98 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает 5-е место).

В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем.

В августе 1998 г. на заседании Совета директоров Всемирного банка был утвержден проект кредитования России на сумму 105 млрд. долл. Срок погашения – 7 лет с 3-летним льготным периодом. Выделение кредита было предусмотрено тремя траншами: 300 млн. долл. (немедленно), 500 (в декабре 1998 г.) и 700 (в июне 1999 г.).

Став членом МБРР, Россия вступила и в МАИГ.

Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. как филиал МБРР. В качестве специализированного учреждения она принадлежит к системе Объединенных Наций. МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют 1 и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главные различия между этими двумя организациями в том, как они приобретают финансовые средства для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Источники ее финансирования – взносы стран-доноров.

Цели:

    содействие экономическому развитию;

    повышение производительности труда;

    повышение уровня жизни в развивающихся странах-членах МАР.

Государства-члены разделены на 2 группы:

    группа I – экономически более развитые страны (более 25 стран);

    группа II – менее развитые страны (более 130 стран).

Членство открыто для всех стран-членов МБРР в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться МАР.

Структура:

    Совет управляющих.

    Исполнительный директорат.

    Президент.

Члены Совета управляющих, Исполнительного директората и президента в силу занимаемой должности, а также должностные лица и штатные служащие МБРР по совместительству выполняют аналогичные обязанности в Международной Ассоциации развития. Штат сотрудников МАР разделен на 4 сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования.

Источники финансирования

Основная часть финансовых ресурсов МАР состоит из трех источников: переводов из прибыли МБРР; капитала, подписчики которого – государства-члены; взносов в основном более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним уровнем доходов (пополнение средств происходит, как правило, каждые 3 года). 34 государства-члены согласились предоставить 18 млрд. долл. США в ходе Десятого привлечения средств МАР (МАР-10), проходившего в 1993-96 гг. в целях наращивания усилий по борьбе с нищетой, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и обеспечения экономически устойчивого развития.

Деятельность

Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее 1305 долл., могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР предоставляется странам с годовым доходом на душу населения в размере 800 долл. или меньше. Погашение займов начинается по истечении 10 лет льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без %.

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его территории.

В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами. Директора-исполнители публикуют нормы и условия предоставления кредитов МАР.

МФК была создана по инициативе США в качестве филиала МБРР в 1956 г. путем ратификации устава Международной финансовой корпорации. МФК является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка и принадлежащей к системе Объединенных Наций в качестве специализированного учреждения. Местопребывание – Вашингтон. В состав МФК входят более 170 государств. Россия вступила 12 апреля 1993 г.

Цель:

Содействие экономическому росту стран-членов путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, т.е. на микро уровне, дополняя, таким образом, деятельность МБРР.

Структура:

      Совет управляющих.

      Директорат.

      Президент, исполнительный вице-президент.

      Банковская консультативная комиссия.

      Деловой консультативный комитет.

Высшим органом Международной финансовой корпорации яв­ляется Совет управляющих. Каждый управляющий и заместитель управляющего МБРР, назначаемые членом Банка, являющимся одновременно членом Международной финансовой корпорации, являются в силу занимаемой должности управляющим и заместите­лем управляющего в составе ее Совета управляющих. За исключе­нием отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами Совета (такие, как прием новых членов, опре­деление условий приема, повышение или понижение уставного капитала, приостановка членства, внесение поправок в устав), управляющие делегировали свои полномочия Директорату. Ежегод­ное собрание МФК проводится одновременно с ежегодным собра­нием МБРР.

Директорат, состоящий из 24 директоров, которыми по долж­ности являются все директора-исполнители Банка (и их заместите­ли), назначаемые/избираемые членом или группой членов Корпо­рации, отвечает за проведение текущей деятельности МФК.

Президентом Корпорации является президент Всемирного бан­ка. отвечает за общее управле­ние и текущие операции. В процессе планирования и принятия решений он опирается на группу менеджеров, включающую семь вице-президентов. Три вице-президента по операциям осуществля­ют надзор за работой региональных и отраслевых департаментов. Кроме того, каждый вице-президент курирует отдельную сферу деятельности. Вся работа ведется через 5 региональных (Афри­ки южнее Сахары; Азии; Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки; Европы; Латинской Америки и Карибского бас­сейна) и четыре отраслевых (агробизнеса; химии, нефтехимии и удобрений; инфраструктуры; нефти, газа и горнодобывающей промышленности) департамента. Департамент рынков капитала и корпоративных финансовых услуг оказывает платные консульта­ционные услуги государственным предприятиям и правительствам по вопросам приватизации и частным компаниям по вопросам финансовой реструктуризации.

Банковская консультативная комиссия , состоящая из 10 руководящих работников ведущих междуна­родных финансовых институтов, проводит регулярные встречи с управленческим составом МФК для обмена мнениями о политике и деятельности Корпорации.

Деловой консультативный комитет состоит из известных промышленников, банкиров и государствен­ных деятелей всех частей мира, которые делятся своими знаниями, опытом и взглядами по вопросам бизнеса с руководством МФК.

Источники финансирования

Ресурсы МФК состоят главным образом из взносов государств-членов, кредитов МБР, процентов с предоставленных займов, фи­нансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами, а также из средств, извлеченных на международных рынках капитала.

Деятельность

МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР, без гарантии правительства. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, реализуемых частным сектором. При этом МФК обычно ограничивает свое участие в каждом конкретном проекте 25-ю % его стоимости. Но она помогает найти инвесторов.

Три принципа определяют региональные и отраслевые задачи МФК:

    принцип катализатора: привлечение к участию в проекте частных инвесторов;

    принцип рентабельности для обоснования сотрудничества с частным сектором;

    принцип участия МФК как меры, дополняющей естествен­ный рыночный процесс.

МФК содействует развитию частного сектора путем:

Финансирования (займы, собственный капитал, совместные средства);

Мобилизации ресурсов (объединение предоставляемых зай­мов, страхование, предоставление гарантий, капиталовложения в частные компании);

Управления рисками (своп операции, связанные с валютны­ми курсами и процентными ставками, механизмы хеджирования);

Технической помощи и консультирования (изменения на рынке капитала, прямые иностранные инвестиции, приватизация, корпоративная реструктуризация, подготовка и оценка проектов);

Разработки стратегии сотрудничества с МБРР по вопросам оценки частного сектора (в целях налогообложения для отдельных стран, разработки национальных стратегий, реформы финансового сектора).

Международная финансовая корпорация является инвестицион­ным банком Группы Всемирного банка для развивающихся стран. МФК – крупнейший в мире источник прямого финансирования проектов частных капиталовложений в развивающихся странах. Она предоставляет займы непосредственно частным компаниям и инвестирует в них собственные средства, не располагая гарантиями правительств, а также привлекает другие источники финансирова­ния для проектов частного сектора, таких, как:

1) содействие предпри­нимательской деятельности, включая малый бизнес;

2) мобилизация финансовых средств;

3) инвестиции в проекты по развитию инфра­структуры;

4) инициативы по охране окружающей среды;

5) консульта­ционные услуги и техническая помощь.

МФК предлагает различные финансовые сделки и услуги ком­паниям в развивающихся странах-членах:

    долгосрочные займы,предоставляемые в основных валютах по фиксированным или ме­няющимся ставкам;

    вложения собственного капитала, другие меха­низмы кредитования (субординационные займы, ценные бумаги с доходом);

    предоставление гарантий и вспомогательное финансиро­вание;

    менеджмент рисков (мобилизация капиталов за счет своп операций с валютами и процентными ставками; обеспечение средств хеджирования).

Корпорация консультирует деловые круги и правительства раз­вивающихся стран по различным вопросам, включая физическую и финансовую реструктуризацию, разработку планов предпринима­тельской деятельности, идентификацию рынков, продукции, технологий, финансовых и технических партнеров, а также мобилиза­цию ресурсов для финансирования проектов.

Созданная в 1986 году Консультативная служба по иностранным инвестициям (КСИИ), конт­роль за деятельностью которой осуществляет комитет во главе с исполнительным вице-президентом МФК, оказывает правитель­ствам помощь в удовлетворении долгосрочных потребностей раз­вития путем извлечения максимальной выгоды из иностранных инвестиций (капиталы, технологии, управленческие опыт и зна­ния). КСИИ предоставляет правительствам консультации по во­просам законодательства, стратегий, правил и процедур, знание которых необходимо для создания привлекательного инвестицион­ного климата.

Консультативное бюро по разработке проектов для Африки, созданное в 1986 году, предо­ставляет консультации африканским предпринимателям, стремя­щимся расширить или модернизировать существующие предпри­ятия или создать новые.

Консультативное бюро по разработке проектов для южной час­ти Тихого океана оказывает помощь предпринимателям девяти островных государств - членов МФК в разработке приемлемых для банков проектов либо создании новых предприятий, либо расширении и диверсификации деятельности существующих.

В последние годы МФК обращает особое внимание на оказание технической помощи 1 частным фирмам, финансирование которойосуществляется с помощью Фонда технической помощи.

Представители МФК работают в странах Африки, Азии, Европы и Латинской Америки.

ИНФОРМАЦИЯ

В 1994 году МФК определила политику по вопросам раскрытия информации и предлагает информацию об оперативной деятель­ности Корпорации, документы, касающиеся окружающей среды, а также другие данные о проектах, финансовую информацию и дис­куссионные материалы МФК (экономика и исследования).

Открытая для общественности информация о деятельности МФК может быть получена в Центре общественной информации Всемирного банка (ЦОИ) в Вашингтоне; запрашивать нужную информацию можно через Интернет или в отделениях Всемирного банка в Лондоне, Париже и Токио.

База данных по новым рынкам предлагает информацию о новых рынках. Введение в действие инвестиционных индексов МФК, отражающих степень открытости отдельных новых рынков для иностранных инвесторов, предназначено для удовлетворения возрастающих потребностей инвесторов. База данных будет постоянно расширять сферу предлагаемых услуг.

С 1956 г. МФК выделила более 21,2 млрд. долл. собственных средств на осуществление различных проектов и организовала финансирование 852 предприятий в 129 развивающихся странах на сумму 15 млрд. долл.

С 1993 г. МФК утвердила финансирование 38 российских проектов на 563 млн. долл. из собственных средств и 223 млн. долл. – из средств участников программы по привлечению синдицированных средств. Совокупная стоимость этих проектов составила 1,9 млрд. долл.

Общий объем кредитов и инвестиций по всем направлениям деятельности корпораций составляет 7 млрд. долл.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям было создано в 1988 г. как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение, Агентство входит в систему ООН. В состав МАИГ входят более 130 государств, включая РФ. Членство открыто для всех членов МБРР.

Цель:

Поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, в особенности в развивающихся странах, путем:

    предоставления гарантий, включающих совместное перестрахование от некоммерческих рисков в форме размещения капитала в одних странах-членах, который привлекается в других;

    осуществление надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Функции:

    увеличение возможностей других страховщиков путем совместного страхования или перестрахования;

    страхование инвестиций в страны, не подлежащих такому страхованию другими страховщиками в силу политики последних;

    обслуживание инвесторов, не имеющих доступа к другим официально признанным страховщикам;

    предоставление гарантий инвесторам различных национальностей, входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает благоприятные условия для заключения страховых контрактов и урегулирования претензий.

Структура:

    Совет управляющих.

    Директорат, председатель Директората.

    Исполнительный вице-президент.

Высший орган Агентства – Совет управляющих. Он может делегировать свои полномочия Директорату, за исключением специально закрепленных за Советом (прием новых членов, приостановка членства, увеличение или сокращение капитала). Совет состоит из управляющих и их заместителей (по 1 от каждой страны-члена). Председатель Совета избирается из числа управляющих.

Директорат состоит из 20 директоров (у каждого – по 1 заместителю) и отвечает за общую оперативную деятельность Агентства. Председатель Директората – президент МБРР.

Исполнительный вице-президент МАИГ назначается Директоратом по представлению председателя и выполняет свои функции под общим контролем Директората. Он отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала. Должностные лица и другие штатные сотрудники МБРР работают в Агентстве по совместительству.

Источники финансирования

Важнейший источник финансирования – основной капитал (948млн. долл.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму 745 млн. долл. Конвенция МАИГ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10 % своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10 % каждая страна вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. Остаток представляет собой резервный капитал. До 25% взносов развивающихся стран может вноситься в их собственной валюте.

Деятельность

МАИГ дополняет деятельность существующих страховщиков инвестиций посредством сострахования и перестрахования. Агентство предоставляет выбираемым им инвесторам гарантии (покрывающие до 90 % объема инвестиций) сроком на 15-20 лет на инвестиции в государствах-членах (развивающиеся страны) от некоммерческих рисков, т.е. обеспечивает своего рода страхование от политических, экономических и иных видов рисков. МАИГ предлагает четыре основных типа гарантий:

Не конвертируемость валюты

Защита от потерь, возникающих в связи с невозможностью кон­вертировать местную валюту в иностранную для ее перевода за пределы страны.

Экспроприация

Защита от потерь, вызванных действиями правительства страны пребывания по ограничению или ликвидации права собственности или контроля над нею, а также права на застрахованные инвес­тиции.

Война и гражданские волнения

Защита от убытков, вызванных военными действиями или гражданскими волнениями, ведущими к разрушению или нанесе­нию ущерба материальным активам предприятия или к созданию препятствий для его деятельности.

Нарушение контракта 1

Защита от убытков, связанных с тем, что инвестор не может добиться принятия решения суда или арбитражного суда и/или его выполнения по иску против страны пребывания, аннулировавшей или нарушившей инвестиционный контракт.

МАИГ изучает проекты в ходе процесса подачи заявок в целях обеспечения их финансовой, экономической и экологической обоснованности и их полезного вклада в удовлетворение потреб­ностей развития страны пребывания.

МАИГ предоставляет разнообразные услуги по оказанию техни­ческой помощи в целях содействия усилиям стран-членов по сти­мулированию прямых иностранных капиталовложений. В 1994 году МАИГ оказывало целый ряд услуг, начиная от консультационных услуг по политике улучшения инвестиционных режимов до помо­щи в увеличении притока иностранных инвестиций и консульта­ций по правовым вопросам, касающимся иностранных инвестиций.

В 1994 году в центре внимания МАИГ стали находиться во­просы создания потенциала поощрения "инвестиций; началась разработка электронных средств (глобальная электронная сеть, предназначенная для конкретных секторов «CD-ROM») в целях ускорения распространения информации об инвестиционных воз­можностях в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Отказ от консультационных услуг по разработке по­литики с целью сбережения ресурсов, необходимых для содействия расширению деятельности по предоставлению гарантий, привел к прекращению финансовой поддержки, которую МАИГ оказывало Консультативной службе по иностранным инвестициям. Функции МАИГ по консультативной деятельности, касающейся разработки стратегической политики, за исключением поощрения капитало­вложений и распространения информации, были переданы КСИИ. Структурное подразделение МАИГ по разработке политики и кон­сультационным услугам было переименовано в Службу инвестици­онного маркетинга.

Содействие инвестициям включает проведение встреч, конфе­ренций, учебных программ и семинаров, а также ознакомительные поездки отраслевого и межгосударственного характера. Инфор­мационная политика Агентства предусматривает использование новейших средств коммуникации с целью установления и поддер­жания контактов с потенциальными инвесторами.

В 1994 году МАИГ провело ряд практикумов в целях оказания помощи странам-членам в "создании потенциала маркетинга для улучшения услуг, предоставляемых инвесторам, и укрепления свя­зей с ними, а также осуществления миссий по привлечению инвес­тиций.

ИНФОРМАЦИЯ

МАИГ издает, среди прочего, бюллетень «MIGA News» (с 1994 г. на французском языке) и публикует ежегодный отчет.

ИПАНЕТ является глобальной сетью информационного обмена и коммуникаций в сети «Интернет».

ЕБРР

ЕБРР – III влиятельная кредитная организация. Он был создан в 1990 в результате подписания Соглашения о создании Европейского банка реконструкции и развития (приступил к операциям в апреле 1991 г.). Местопребывание – Лондон.

Цели:

    поддержание перехода стран Центральной и Восточной Европы и к ориентированной на открытый рынок экономике;

    содействие развитию частного предпринимательства в странах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

Функции:

      поддержка стран-членов – получателей помощи в проведении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в мировую экономику путём содействия:

      • организации, модернизации и расширению производст­венной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего малых и средних предприятий;

        мобилизации национального и иностранного капитала и эффективному управлению;

        инвестициям в производство с целью создания конкурентной среды и повышения производительности, качества жизни и улучшения условий труда;

        оказанию технической помощи в подготовке, финансирова­нии и реализации проектов;

        стимулированию и поощрению развития рынков капитала;

        реализации солидных и экономически обоснованных проек­тов, включающих более чем одну страну реципиента;

        экологически устойчивому развитию.

В ЕБРР входят около 60 стран и институты (Европейский Союз, Европейский инвестиционный банк).

Членами Банка могут стать:

    Европейские страны.

    Неевропейские страны, являющиеся членами МВФ.

    Европейское сообщество (Европейский Союз).

    Европейский инвестиционный банк.

Структура:

    Совет управляющих.

    Директорат, комитеты.

    Президент, вице-президенты.

    Консультативный совет по вопросам окружающей среды.

Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним его заместителем (всего 118 членов), является высшим органом, определяющим основные направления деятельности Банка. Каждый член Банка представлен в Совете управляющих и Совете директоров. Собрания проводятся один раз в год, дополнительные собрания могут созываться Советом управляющих или Директоратом. Совет управляющих может полностью или частично передавать свои полномочия Директорату, за исключением приема и определения условий приема новых членов, изменения размеров уставного капитала, приостановления членства, избрания директоров и президента, определения жалованья директоров и заместителей директоров, утверждения общего баланса, внесения поправок в Соглашение и прекращения операций Банка. При этом Совет управляющих сохраняет всю полноту власти в отношении всех задач, выполнение которых поручено Директорату. Количество голосов, которым располагает каждый член, равно количеству его подписных акций в акционерном капитале Банка.

Президент (четырехлетний мандат, возможно переизбрание) руководит текущими делами согласно указаниям Директората. Он председательствует на заседаниях Директората и может принимать участие в собраниях Совета управляющих. Он является полномочным представителем Банка. Возглавляя штатный персонал Банка, президент, согласно установленным Директоратом правилам, отвечает за организацию работы ЕБРР, а также за прием и увольнение штатных сотрудников. Вице-президенты назначаются по рекомендации президента Директоратом, который определяет сроки пребывания на этом посту, а также их полномочия и функции. В структуру ЕБРР входят девять департаментов (банковских операций, финансовый, оценки проектов, отдел главного экономиста и др.). Департамент банковских операций имеет три отдела: групп по странам, 1 групп по отраслям, 2 групп по поддержке операций. Каж­дый отдел состоит из групп, в состав которых входят специалисты из частного и государственного секторов стран - членов Банка.

Консультативный совет по вопросам окружающей среды со­стоит из экспертов-экологов из Центральной и Восточной Европы и из стран ОЭСР, а также из консультантов по вопросам политики и стратегии, касающимся «экологического мандата» Банка.

Источники финансирования

Капитальные ресурсы Банка включают уставной капитал, заем­ные средства и средства, полученные за выплату кредитов или га­рантии Банка, доходы, извлекаемые из инвестиций Банка, и любые другие финансовые средства и доходы, не являющиеся частью ре­сурсов специальных фондов Банка.

Акционерный капитал составляет 10 млрд. евро (евро является официальной валютой банка, все его активы, обязательства и финансовые отчеты выражаются в евро) и разделен на 1 млн. акций номинальной стоимостью 10000 евро. Общая номинальная сумма оплачиваемых акций равна 4,3 млрд. долл., т.е. 30 % от первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала. Квота России в капитале ЕБРР – 40 тыс. акций, что обеспечивает ей собственного директора в Совете директоров.

В соответствии с учредительным соглашением был создан ряд фондов:

1) с участием Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции Балтийский специальный инвестиционный фонд содейст­вия частному сектору путем поддержки малых и средних пред­приятий в балтийских странах и Балтийский специальный фонд технической помощи для содействия развитию рыночной экономи­ки в балтийских странах;

2) Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного сектора;

3) Российский специаль­ный фонд технического содействия малому бизнесу.

Деятельность

ЕБРР стремится оказывать помощь государствам-членам в осу­ществлении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию с учетом потребностей этих стран на различных этапах перехода к рыночной экономике. Его деятельность включает содействие раз­витию частного сектора, укреплению финансовых институтов и правовых систем, созданию или модернизации инфраструктуры, необходимой для деятельности в частном секторе. Банк поощряет совместное финансирование 1 и прямые иностранные капиталовло­жения, осуществляемые частным и государственным секторами. ЕБРР сотрудничает с международными финансовыми институтами и другими международными организациями.

ЕБРР работает на коммерческой основе, предоставляя займы на условиях рыночных процентных ставок, учитывающих риски (фи­нансовые инструменты: займы, инвестиции собственных средств и гарантии). Банк осуществляет прямое финансирование проектов развития частного сектора, структурные реформы и проводит при­ватизации, а также развивает инфраструктуру. Совместные пред­приятия являются основным объектом кредитования Банком, в особенности те, которые имеют иностранных спонсоров.

В рамках программы технического сотрудничества Банк финан­сирует исследовательские и связанные с проектами аналитические работы, консультационные услуги и подготовку кадров.

Приоритетными областями являются приватизация и струк­турные реформы, финансовая система, энергетика (включая без­опасность атомных реакторов), телекоммуникации, транспорт и экологическая инфраструктура, сельское хозяйство, природные ре­сурсы и туризм.

В 1993 паду «Группа 7-ми» официально предложила ЕБРР учре­дить «Счет ядерной безопасности» для привлечения вкладов стран-доноров в целях субсидирования проектов обеспечения ядерной безопасности в регионе. Банк под­готавливает проекты и представляет их на рассмотрение Ассамб­лее вкладчиков. Он действует как секретариат «Счета ядерной безопасности». Первоочередное внимание уделяется реакторам, представляющим высокую степень риска, которая должна быть сокращена путем оперативных и экономически эффективных дей­ствий по их усовершенствованию в целях обеспечения безопас­ности. ЕБРР – универсальное учреждение и объединяет различные направления: предоставляет кредиты правительствам 25 стран и одновременно уделяет внимание поддержке частного сектора в этих странах.

Банк открыл представительства в странах Восточной и Цент­ральной Европы (Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия (для государств Балтии), Польша, Румыния, Российская Федерация (Москва с региональными бюро в Санкт-Петербурге и Владивостоке), Словакия, Украина, Узбекистан и Чехия).

ИНФОРМАЦИЯ

Банк публикует общую информацию о деятельности ЕБРР, пе­риодику, материалы о политике в отношении различных секторов, документы по вопросам окружающей среды и приватизации, а так­же исследования и рабочие материалы.

Созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам .

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития , осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в г. была создана , которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

  • Международный банк реконструкции и развития
  • Международная ассоциация развития

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка . В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

История

Всемирный банк является одной из двух (наряду с Международным валютным фондом) крупных финансовых организаций, созданных по итогам Бреттон-Вудской конференции , состоявшейся в США в 1944 году Делегаты из 45 стран, в том числе представители Советского Союза , обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны .

Советский Союз являлся одним из активных участников Конференции, однако впоследствии отказался от участия в деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, так как в соответствии с уставом не имел возможности влиять на принимаемые решения в отличие от Соединённых Штатов Америки.

На первых этапах своей деятельности с по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активное кредитование вследствие повышенных требований к заёмщикам . Под руководством первого президента банка Джона МакКлоя (John McCloy) в качестве первого заёмщика была выбрана Франция , ей был выдан кредит в сумме 250 млн долларов США. Причём условием предоставления Франции кредита было неучастие в коалиционном правительстве коммунистов . Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы , которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя план Маршалла . Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

В 1968-1980 годах деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся странам. Увеличивались объёмы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Руководивший в этот период Всемирным банком Роберт Макнамара привнёс в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве Министра обороны США и президента компании Форд . Макнамара создал новую систему предоставления потенциальными странами-заёмщиками информации, что позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления кредита.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заёмщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

Мобилизация денежных средств

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения финансовых ресурсов в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Служба Интернет-трансляций B-SPAN - это Интернет-портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.

Направления (сферы) деятельности

Деятельность Всемирного банка охватывает широкую область деятельности:

  • Проблемы бедности
  • Проблемы снабжения продовольствием
  • Сельское хозяйство , лесное хозяйство и развитие других секторов
    экономики, связанных с использованием земель
  • Проблема борьбы со СПИДом в развивающихся странах
  • Борьба с коррупцией
  • Борьба с распространением вирусных заболеваний
  • Борьба с малярией
  • Проблемы детства и юношества
  • Проблема эксплуатации детей
  • Проблемы развития энергетики , доступа к источникам и поиска
    новых источников энергии
  • Экономическая политика и проблемы задолженности развивающихся стран
  • Выработка стратегий развития
  • Проблемы инвестиций в развивающиеся страны
  • Проблемы образования
  • Проблемы окружающей среды
  • Проблемы изменения климата и его влияния на жизнь людей
  • Стратегические задачи развития человечества и отдельных регионов
  • Проблемы экономического роста, налогообложения , задолженности
  • Развитие банковской системы, финансовых рынков , платежных систем
  • Рост цен, проблемы стран-доноров
  • Проблемы сохранения наследия
  • Проблемы водоснабжения и канализации сточных вод
  • Публикации, семинары
  • Гендерные проблемы
  • Проблемы миграции
  • Горнодобывающая промышленность
  • Право и развитие
  • Развитие частного сектора экономики

В настоящее время Банк участвует в финансировании более 1 800 проектов практически во всех секторах экономики развивающихся стран. Финансируются проекты в самых разных областях деятельности. Примерами являются развитие микрокредитования в Боснии и Герцеговине , повышение эффективности профилактики СПИДа в Гвинее , поддержка образования девочек в Бангладеш , повышение эффективности здравоохранения в Мексике , содействие восстановлению провозгласившего независимость Восточного Тимора и оказание Индии помощи в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в штате Гуджарат .

Управление деятельностью банка

Всемирный банк представляет собой акционерное общество , акционерами которого являются 184 стран-членов этой организации. Количество голосов, которыми обладают страны-участницы зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов стран-участниц. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда .

Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 25 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне . Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: США , Япония , Германия , Франция и Великобритания . Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

Совет директоров обычно проводит свои совещания два раза в неделю и осуществляет общее руководство работой банка, в том числе отвечает за утверждение всех займов и принятие других решений, затрагивающих деятельность Банка:

  • утверждение займов и гарантий,
  • определение общих принципов деятельности банка
  • утверждение бюджета Банка
  • выработка стратегий содействия странам
  • принятие решений, касающихся заимствований и других вопросов финансовой деятельности.

Президент Всемирного банка (в настоящее время Джим Ён Ким) председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США - страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента (англ. Senior Vice-Presidents ) и два исполнительных вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents ) отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции.

Всемирный банк имеет представительства более чем в ста странах мира, в которых работает около 10000 человек.

Президенты Всемирного банка

Президент Сроки работы в должности
Юджин Мейер (Eugene Meyer) 18 июня 1946 - 17 марта 1947
Джон Макклой (John Jay McCloy) 17 марта 1947 - 1 июля 1949
Юджин Р. Блэк (Eugene Robert Black) 1 июля 1949 - 1 января 1963
Джордж Д. Вудс (George D. Woods) 1 января 1963 - 1 апреля 1968
Роберт С. Макнамара (Robert S. McNamara) 1 апреля 1968 - 1 июля 1981
Элден В. Клозен (Alden W. Clausen) 1 июля 1981 - 1 июля 1986
Барбер В. Конэбл (Barber B. Conable) 1 июля 1986 - 1 сентября 1991
Льюис Т. Престон (Lewis T. Preston) 1 сентября 1991 - 4 мая 1995
Ричард Фрэнк (Richard Frank), и.о. 4 мая 1995 - 1 июня 1995
Джеймс Д. Вулфенсон (James David Wolfensohn) 1 июня 1995 - 1 июня 2005
Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) 1 июня 2005 - 1 июля 2007
Роберт Зеллик (Robert Zoellick) 1 июля 2007 - 1 июля 2012
Джим Ён Ким (Jim Yong Kim) с 1 июля 2012

Членство

Условием членства во Всемирном банке является членство в Международном валютном фонде , то есть каждая страна-член МБРР должна прежде стать членом Международного валютного фонда. Только те страны, которые являются членами МБРР, могут быть членами других организаций, входящих в Группу Всемирного банка .

Международный банк реконструкции и развития состоит из 184 стран-членов . Последней (18 января 2007 года) принятой страной была Черногория . В соответствии с Уставом Международного банка реконструкции и развития каждая страна имеет определенную квоту в уставном капитале, пропорционально квоте распределяются голоса при принятии решений. По состоянию на 2006 г. голоса распределялись следующим образом:

Международная ассоциация развития насчитывает 164 стран-членов

Всемирный банк и Россия

Осознавая ценность знаний и опыта местных специалистов, Всемирный банк активно сотрудничает с ними в процессе реализации своих проектов. 80% сотрудников представительства Всемирного банка в Москве - национальные кадры. Как и в других странах, Всемирный банк в рамках решаемых им задач большое внимание уделяет аналитической деятельности и консультациям.

Он регулярно публикует доклады об экономической ситуации в России . Кроме того, расположенные в Москве Центр обучения вопросам глобального развития и Центр общественной информации Банка помогают делиться опытом и знаниями с российскими партнерами.

Критика

Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями , учёными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц .

В частности Дж. Стиглиц назвал политику по отношению к развивающимся странам, разработанную МВФ , Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали США , значительного экономического роста не произошло бы . Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.

В частности Джозеф Стиглиц резко отрицательно выразился по поводу политики Всемирного банка в отношении России, критикуя шоковую терапию переходного периода.

Анализ развития мировой экономики показывает, что программы Всемирного банка в том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать давление на Банк. Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.

В настоящее время (2010 г.) заметным критиком Всемирного Банка стал американский академик Радж Патэл. Он опубликовал множество критических статей о политических и псевдонаучных методах Всемирного банка.

Примечания

  1. Официальный сайт Всемирного банка на русском языке
  2. ЧАВО о Всемирном банке
  3. Goldman, Michael. Imperial Nature: The World Bank and Struggles for Social Justice in the Age of Globalization . New York: Yale University Press, 2005 pp. 52-54
  4. Проекты и цели Всемирного банка
  5. Всемирный банк. Цели
  6. Продукты и услуги Всемирного банка
  7. Операции Всемирного банка
  8. Всемирный банк. Проекты
  9. Всемирный банк. Организационная структура
  10. Всемирный банк. Основные факты
  11. World Bank. Presidents
  12. Общая информация о членстве в Группе Всемирного банка (рус.) . The World Bank. Архивировано
  13. World Bank Group Members (англ.) . The World Bank. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 3 мая 2010.
  14. Информация о членстве в организациях Группы Всемирного банка
  15. Всемирный банк: направления деятельности, критика его политики. Информационно-аналитический бюллетень № 98 CiG Business Consulting
  16. Адюльтер по-банковски . Эксперт Online (13 апреля 2004).

Всемирный банк поддержит беднейшие станы в ситуации текущего финансового кризиса, заявил на пресс-конференции в Вашингтоне председатель комитета по развитию министр финансов Мексики Агустин Карстенс.

Группа Всемирного банка (ВБ) или Всемирный банк — многостороннее кредитное учреждение, состоящее из нескольких тесно связанных между собой финансовых институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни развивающихся государств путем финансовой помощи развитых стран.

Официально ВБ был создан 27 декабря 1945 года, после того, как большинство стран‑участниц ратифицировало Бреттон‑Вудские соглашения 1944 года.

ВБ начал работу 25 июня 1946 года, первый кредит был выдан 9 мая 1947 года ($250 млн. получила Франция на реконструкцию экономики, разрушенной Второй мировой войной).

Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. При этом приоритетными для него являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру.

Каждый заем Всемирного Банка должен гарантироваться соответствующим правительством и за исключением особых обстоятельств должен предоставляться для осуществления конкретных проектов.

Главное преимущество сотрудничества с ВБ для страны‑получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи ВБ состоит в том, что за кредитами ВБ идут международные кредиты.

В Группу Всемирного банка входят:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - основное кредитное учреждение группы Всемирного банка. МБРР ‑ самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был учрежден одновременно с Международным валютным фондом (МВФ) в соответствии с решениями Международной валютно‑финансовой конференции в Бреттон‑Вудсе в 1944 году. Соглашение о МБРР официально вступило в силу в 1945 году, но банк начал функционировать с 1946 года.

Международная ассоциация развития (МАР) ‑ организация, входящая в группу Всемирного банка. Создана в 1960 году. Ее цель - оказание помощи самым бедным странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $835.

Международная финансовая корпорация (МФК) — международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. МФК была создана в 1956 году, чтобы обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - автономное международное учреждение, целью которого является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг. МИГА было основано в 1988 году.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), основанный в 1995 году, содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

Членство во Всемирном банке

В пяти финансовых институтах Всемирного Банка участвует разное количество государств. Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, то есть почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) ‑ 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям ‑ 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) — 134 государства.

Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка в июне 1992 года. Помимо Международного банка реконструкции и развития, Россия является членом Международной финансовой корпорации (МФК), Международной Ассоциации Развития (МАР) и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Согласно уставу Всемирного Банка, для принятия стратегических решений требуется получить не менее 85% голосов акционеров.

По состоянию на конец 2007 года, крупнейшими акционерами Всемирного Банка являются США (16.4% акций), Япония (7.9%), Германия (4.5%), Великобритания и Франция (по 4.3%).

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: "Стратегия деятельности Группы Всемирного банка", который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны‑заемщика.

Руководство

Президент Всемирного банка, глава совета директоров‑распорядителей ВБ, глава Международной ассоциации развития, глава совета директоров Международной финансовой корпорации, глава Агентства по многостороннему гарантированию инвестиций ‑ Роберт Зеллик (занимает этот пост с 1 июля 2007 года).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников