Теория мультипликатора. Мультипликационный эффект

Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов. Как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, т.е. инъекции, «впрыснутые» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста национального дохода и занятости. Не случайно в макроэкономике для описания этого эффекта используется слово «мультипликатор» - дословно оно означает «множитель».

Рассмотрим влияние, например, автономных инвестиций на рост национального дохода. Тем самым будет исследован мультипликатор автономных расходов.

Возьмем условный цифровой пример, иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта. Допустим, первоначальный объем автономных инвестиций, направленных на строительство нового моста, равен 1000 млн руб. Все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации строительства, получат свой доход. Например, рабочие одну часть своего заработка (выделенное курсивом слово очень важно!) предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например телевизоров. Другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Одну часть дохода производители телевизоров тоже потратят на покупку потребительских товаров, например автомобилей. Другую же часть дохода они также отложат в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.

Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 млн руб. в виде автономных инвестиций вызовут рост совокупного спроса и дохода более чем на 1000 млн руб., т.е. 1000 млн руб. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор. Как же определить его? Не случайно было выделено слово «часть», когда мы говорили о расходовании заработной платы. Как известно, с приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберегается. Допустим, что 1000 млн руб. первоначальных инвестиций вызвали рост доходов. Владельцы этих доходов часть из них израсходуют. Предположим, предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,75. Следовательно, из 1000 млн руб. только 750 млн руб. будет израсходовано, остальное будет сберегаться, т.е. MPS = 0,25. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 750 млн руб. тоже будет направлено лишь 75% на потребление, значит, прирост национального дохода, используемого на потребление, составит 750 х 0,75 = 562,5 млн руб. Процесс будет распространяться на все новых и новых экономических агентов. Каков же будет рост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями? Нужно сложить 1000 + 750 + 562,5 + ... млн руб. Предел суммы геометрической прогрессии, с которой мы в данном случае имеем дело, составит 4000 млн руб. Эта цифра подсчитана по формуле

т.е. 1000 х (1 + 0,75 + 0,75 2 + 0,75 3 + 0,75 4 + ...) = 1000 х 1: 1 - МРС = = 1000 х (1: 0,25) = 4000 млн руб. Величина, рассчитанная по формуле 6.14, и есть мультипликатор автономных расходов:

Таким образом, инвестиции в 1000 млн руб. вызвали четырехкратный рост национального дохода, используемого на потребление. Мультипликатор, как это видно из формулы (6.14), в которую мы подставили цифры из нашего примера, равен 4.

Формулу мультипликатора можно выразить и через предельную склонность к сбережению:

Чем выше склонность к потреблению и, соответственно, ниже склонность к сбережению, тем больше к и тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций. Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов, в данном случае к = AY: AJ.

Первоначальный толчок, который дают инвестиции, может осуществляться как частным сектором, так и государством. Примечательно, что Кейнс отводил особую роль государству в стимулировании совокупного спроса. В его теоретических построениях инвестиционные проекты реализуются в виде организации общественных работ, финансируемых из государственного бюджета, - строительства дорог, мостов, плотин и т.п.

Кейнсианские рецепты стимулирования инвестиционного процесса во многом послужили основой «Нового курса» Ф. Рузвельта, когда в США и других странах свирепствовала Великая депрессия. Широкое осуществление общественных работ, финансируемое государством в те годы, служит яркой иллюстрацией политики наращивания государственных расходов для поддержания высокого уровня инвестиций и национального дохода, а точнее, стремления вывести экономику из состояния застоя и депрессии с высоким уровнем безработицы. Не случайно английский экономист Дж. Хикс рассматривал теорию Кейнса как экономическую теорию депрессии.

До настоящего момента мы рассматривали эффект мультипликатора, связанный с ростом совокупных расходов. Однако первоначальные инвестиции воздействуют также и на объем занятости. Вообще принцип мультипликатора был впервые описан английским экономистом Р. Каном в 1931 г., еще до выхода в свет работы Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Р. Кан исследовал, как первоначальные инвестиции, увеличивая доходы и создавая занятость в каком- либо секторе экономики, способствуют вторичной занятости в отраслях или сферах производства, которые производят товары потребительского назначения. В нашем примере первичная занятость создала, например, доходы рабочих, которые приобрели телевизоры. Рост спроса на этот товар побудит производителей телевизоров расширять производство, закупать оборудование, нанимать новых рабочих. Таким образом, первоначальные инвестиции дают толчок расширению национального производства, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и увеличивая в целом национальный доход.

Эффект мультипликатора графически можно показать при помощи модели «Кейнсианский крест» (см. рис. 6.5). Так, государственные расходы составляют 200 млрд долл. До их осуществления график совокупных расходов был представлен кривой Y = С + I и уровень макроэкономического равновесия в точке Е 2 соответствовал доходу, равному 1000 млрд руб. После того как государство осуществило расходы на сумму 200 млрд руб., график совокупных расходов сдвинулся вверх. Теперь точке равновесия Е 3 соответствует уровень дохода 1800 млрд руб. На сколько рублей увеличился доход в результате государственных инъекций в экономику? Ответ очевиден: 1800 - 1000 = 800 млрд руб. Таким образом, первоначальные 200 млрд руб. автономных расходов государства привели к четырехкратному приращению дохода с 1000 до 1800 млрд руб. Расстояние по оси абсцисс, соответствующее увеличению дохода на 800 млрд руб., в 4 раза превосходит расстояние по оси ординат, соответствующее 200 млрд руб. государственных расходов.

Так и должно быть, поскольку мультипликатор в нашем примере равен 4. Мы исходили из формулы (6.13):

Чем больше величина MPS, тем более пологим становится наклон кривой совокупных расходов и тем меньше мультипликатор. Мультипликационные эффекты, как отмечалось выше, может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов.

Эффект мультипликатора действует не только в сторону повышения уровня дохода, или выпуска. Сокращение любого из компонентов автономных расходов будет вести к кратному сокращению дохода и занятости. Тогда график совокупных расходов будет сдвигаться вниз и макроэкономическое равновесие будет устанавливаться при все более низком уровне дохода.

И наконец, важно подчеркнуть, что эффект мультипликатора может проявиться лишь в условиях экономики неполной занятости. Такой вывод не кажется неожиданным. Действительно, если все ресурсы общества задействованы полностью, то откуда же будут черпаться дополнительные рабочие руки и производственные мощности? В экономике, достигшей уровня потенциального выпуска, эффект мультипликатора не сможет работать на дальнейшее расширение дохода, а выльется лишь в повышение общего уровня цен, или инфляцию. Этот пример говорит нам о том, что при анализе мультипликационных эффектов очень важно знать, на каком из отрезков кривой совокупного предложения функционирует экономика - кейнсианском или классическом.

Мультипликативный эффект

Равновесный уровень выпуска Y 0 может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных расходов или чистого экспорта. Увеличение любого из этих компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.

Приращение любого компонента автономных расходов

вызывает несколько большее приращение совокупного дохода ΔY благодаря эффекту мультипликатора .

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.

m – мультипликатор автономных расходов;

ΔY – изменение равновесного ВНП;

ΔA – изменение автономных расходов, независимых от динамики Y .

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВНП. В случае если, к примеру, автономное потребление увеличивается на какую-то величину ΔC A , то это увеличит совокупные расходы и доход Y на ту же величину, что, в свою очередь, вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину MPC *ΔC A . Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину MPC *ΔC A и так далее по схеме кругооборота ʼʼдоходы-расходыʼʼ. Возникает цепочка:

и т.д.

Из этой простой схемы видно, что совокупный доход Y многократно реагирует на первоначальный импульс ΔС A , что и отражается в величинœе мультипликатора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или X n могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска.

Эффект мультипликатора состоит по сути в том, что он может увеличивать рост национального дохода, а может и сокращать данный прирост. Как дестабилизирующий фактор, мультипликатор тем сильнее будет воздействовать, чем больше величина предельной склонности к сбережению, и наоборот.

Вспомним понятие парадокса бережливости, суть которого состоит по сути в том, что стремление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателя инвестировать. В случае если домашнее хозяйство больше сберегает, то предприниматель не имея возможности привлекать эти средства в качестве инвестиционного фонда, значит, предприниматель будет меньше инвестировать, поскольку у кредитной системы будет меньше ресурсов для того, чтобы осуществлять кредитование инвестиционного процесса. Суть парадокса бережливости состоит по сути в том, что стремление домашних хозяйств больше сберегать будет опережать стремление инвесторов больше вкладывать в историю развития экономики. А результат будет один, будет сокращаться производственный процесс, будет сокращаться прирост национального дохода. Такое явление есть результат того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, т.к. всœе труднее становится выходить на высокоприбыльные капиталовложения. Парадокс бережливости является следствием того, что, во-первых, с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, т.к. всœе труднее будет находить высокоприбыльные капитальные вложения. Во-вторых, с ростом дохода увеличивается доля сбережения, поскольку сбережения - ϶ᴛᴏ функция дохода. С ростом сбережения уменьшаются совокупные расходы, а в результате предприниматели будут сокращать производство, а это влияет и на занятость.

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

В случае если фактический равновесный объём выпуска Y 0 ниже потенциального Y * , то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, крайне важно простимулировать совокупный спрос и ʼʼпереместитьʼʼ равновесие из точки A в точку B . При этом приращение совокупного равновесного дохода ΔY составляет:

Величина величина

ΔY = рецессионного х мультипликатора

разрыва автономных расходов

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

В случае если фактический равновесный уровень выпускаY 0 больше потенциального Y * , то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширить производство адекватно растущему совокупному спросу, так как всœе ресурсы уже заняты.

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и ʼʼперемещениеʼʼ равновесия из точки A в точку B (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода ΔY составляет:

Величина величина

ΔY = ­− инфляционного х мультипликатора

разрыва автономных расходов

Мультипликативный эффект - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мультипликативный эффект" 2017, 2018.

23. Мультипликатор Кейнса. Мультипликативный эффект.

Измеряет темп роста (падения) национального дохода, зависящего от динамики платежеспособного спроса. Мультипликатор можно исчислить по формуле I/(1- с), где C обозначает долю потребления в каждом долларе прироста национального дохода. Разница между I и C показывает квоту сбережений в приросте национального дохода. Связь между предельной склонностью к потреблению и приростом национального дохода является одной из конституирующих догм макроэкономики.

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.

Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода).

Мультипликатор показывает роль инвестиции в росте объема НД и занятости.

Эффект мультипликатора сродни эффекту снежного кома: приращение инвестиций в одной из отраслей вызывает приращение потребления и дохода не только в данной отрасли, но и в сопряженных отраслях. Итоговое приращение национального дохода оказывается больше первоначальной суммы инвестиций.

Величина мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению. Чем больше потребляемая часть прироста дохода, тем энергичней и дольше действует мультипликационный эффект.

Мультипликатор расходов рассчитывается по формуле

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что, в свою очередь, увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления и т.д.

Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных расходов приведет к сокращению ВНП и доходов, на величину большую, чем уменьшились правительственные расходы.

Изменение налогов также порождает мультипликационный эффект. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных расходов. Потому что правительственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса. А налоги влияют как на потребление, так и на сбережение.

Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликационных эффектов налогово-бюджетной политики. Если будет равное увеличение правительственных расходов и налогов, то под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос расширится, а под влиянием увеличения налогов – сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов «сильнее» налогового мультипликатора, суммарный результат будет состоять в приросте ВНП, равном увеличению налогов.

(Multiplier effect ) - это изменение в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах.

На планируемые расходы могут влиять не только изменения дохода. Изменение дохода приводит к движению вдоль линии планируемых расходов. В то же время изменение структуры расходов, увеличение или уменьшение инвестиций , правительственных закупок, потребления, налогов , чистого экспорта будут приводить к движению самой линии планируемых расходов и даже изменению ее наклона.

Если мы рассмотрим влияние изменения расходов, не связанных с изменением наклона линии планируемых расходов, т.е. не будем брать в расчет изменения чистого экспорта и подоходного налога, то ограничимся только лишь движением линии планируемых расходов вверх или вниз. Предположим, что в результате увеличения правительственных расходов или увеличения частных инвестиций, в данный момент не имеет значения какой источник послужил увеличению планируемых расходов, последние возросли на 100 млрд. ден. ед. Именно на эту сумму сократились запасы продавцов. Реакцией производителей на сокращение запасов будет увеличение объема производства, влекущее за собой увеличение национального дохода, который будет расти до тех пор, пока не произойдет выравнивание национального продукта и планируемых расходов.

В модели с гибкими ценами увеличение объема производства будет сопровождаться еще и повышением цен. Выравнивание планируемых расходов и национального продукта или совокупного спроса и совокупного предложения будет означать достижение нового уровня равновесия. В нашем случае увеличение планируемых расходов на 100 млрд. ден. ед. привело к новому равновесию, при котором национальный доход превышает прежний уровень на 400 млрд. ден. ед. Каждая денежная единица увеличения в расходах принесла 4 ден. ед. увеличения в национальном доходе или национальном продукте. В таком случае мы говорим, что мультипликатор равен 4.

Сущность мультипликативных эффектов – изменение составляющих совокупного спроса оказывает умноженное (мкльтиплицированное) воздействие на национальный выпуск и доход.

Мультипликативный эффект – это изменение национального дохода (или ВНП) в большее количество раз, чем первоначальное изменение автономных расходов.

Эффекты были раскрыты в 30-ых годах 20вв, когда стали исследовать результаты политики проведения общественных работ в США. В ходе анализа выяснилось, что первичная занятость породила вторичную, третичную…,т.е. имеет место эффект умножения занятости и совокупного спроса.

Термин мультипликатора ввел в эк.теорию английский ученый Канн, а автор теории мультипликатора - Кейнс.

Мультипликатор работает только в тех экономических системах, в которых есть неиспользованные ресурсы (т.е. безработные, свободные производственные мощности, финансовые ресурсы).

Мультипликативный эффект основан на двух экономических явлениях:

Для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов;

Любое изменение в доходах влечет за собой изменение в потреблении и сбережении.

На основе этих явлений дополнительное увеличение инвестиций предпринимателей превращаются в дополнительный доход домохозяйств, которые часть своего дополнительного дохода направляют на потребление. ТО потребительские расходы одних домохозяйств являются доходами других. Т.к. домохозяйства тратят не весь располагаемый доход, то процесс расширения национального дохода (сумма доходов всех владельцев факторов производства) конечен. Он заканчивается, когда дополнительный прирост дохода становится бесконечно малой величиной.



Мультипликационные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов.

Коэффициент, характеризующий зависимость изменения объема ВНП от изменения объема инвестиций называется мультипликатором инвестиций.

М I =изменение ВНП / изменение инвестиций;

I - Инвестиции; S – сбережения.

Пример: доход (или объем инвестиций) вырос на 6000, из него 2/3 расходуется, а 1/3 идет на сбережения. Таким образом, 6000*2/3=4000 – является доходом других субъектов, которые в свою очередь 2/3 от 4000 (=2666) расходуют…В результате дополнительный доход всех участников = 6000+4000+2666+…=1/(1-2/3)*6000=18000. ТО увеличение инвестиций на 6000 привело к росту ВНП на 18000.

Мультипликатор оказывает двухстороннее воздействие на экономику. С одной стороны увеличение инвестиций приводит к мультипликационному росту дохода. С другой стороны, уменьшение инвестиций приводит к многократному уменьшению дохода.

Мультипликатор государственных расходов – отношение изменения объема национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.

Mg=изменение ВНП / изменение государственных расходов.

т.А – точка равновесия. При росте государственных расходов кривая расходов сдвигается вверх на ∆G. т.В – точка нового равновесия. Объем производства (или ВНП) вырос с Q 1 до Q 2 , на ∆Q. Причем ∆Q > ∆G.


99. Фискальная политика и ее эффективность.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

Государство обладает возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса и косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.

Цели фискальной политики:

 Сглаживание колебаний экономического цикла;

 Обеспечение устойчивости экономического роста;

 Достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства парламента. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических амортизаторов колебаний совокупного спроса.

Эффективность фискальной политики.

К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики:

1. Разрыв восприятия, под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений. Порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

2. Административный разрыв. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда происходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются.

3. Функциональный разрыв - разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.

4. Эффект вытеснения, сущность которого состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна.

Относительная эффективность бюджетно-налоговой определяется в зависимости от:

а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента

б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента.