Составляем учетную политику организации. Учетная политика малого предприятия Скачать учетную политику малого предприятия

бухгалтерский учет малый регистр

Учетная политика организации является основным элементом документооборота хозяйствующего субъекта. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/08 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухучета -- первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Структура учетной политики:

  • Ш рабочий план счетов;
  • Ш формы первичных документов, принимаемых для оформления хозяйственных операций по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также внутренней бухгалтерской отчетности;
  • Ш порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • Ш правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • Ш порядок контроля за хозяйственными операциями и т.п.

ПБУ 1/08 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Министерства финансов РФ №106н от 6 октября 2008 г. Положение включает четыре раздела:

I. "Общие положения" (в котором дано определение учетной политики и указана сфера его применения.

II. "Формирование учетной политики". Имущественная обособленность означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Непрерывность деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухучете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

III. "Изменение учетной политики". Изменения учетной политики на следующий год отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности и могут производиться в случаях:

  • · изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухучету;
  • · разработки организацией новых способов ведения бухучета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • · существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

IV. "Раскрытие учетной политики". Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухучета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Это амортизация основных средств, нематериальных и иных активов; оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

При разработке и утверждении учетной политики организации преследуются 2 основные цели: закрепление выбранных способов ведения бухучета и регулирование (на уровне внутреннего нормативного акта) максимально возможного количества элементов организации бухучета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

1. Основные принципы учетной политики

2. Обязательные требования к учетной политике

3. Классификация элементов учетной политики

4. Порядок составления учетной политики для целей налогообложения

Под учетной политикой предприятия, применяемой для целей бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ПБУ 1/98, понимается принятая совокупность способов (методов) ведения бухгалтерского учета. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

· организационно-правовая форма (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

· отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

· масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

· управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

· финансовая стратегия организации;

· материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

· степень развития информационной системы в организациях, в том числе управленческого учета;

· уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Исходя из вышеизложенного, при оформлении приказа об учетной политике по каждому из ее отдельных элементов может указываться законодательная норма, согласно которой регулируется возможность применения того или иного способа ведения учета или отражаться тот факт, что элемент учетной политики определен организацией самостоятельно.

Таким образом, учетная политика - это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбранных и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы наилучшим образом, соответствующим условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения.

Обязательные требования, предъявляемые к формированию учетной политики организации:

1. Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.

2. Формирование учетной политики должно осуществляться с учетом следующих допущений:

Допущение имущественной обособленности;

Допущение непрерывности деятельности;

Допущение последовательности применения учетной политики;

Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

3. Учетная политика должна содержать:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы учетных первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Методы оценки активов и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4. Учетная политика должна обеспечивать:

Полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

Рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказ, распоряжение) организации и утверждению руководителем организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения учетной политики. Разработанная и утвержденная учетная политика организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации оформляют избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

Методологические элементы учетной политики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, оказывающих влияние на показатели бухгалтерской финансовой отчетности. Например, способ списания сырья и материалов в бухгалтерском учете влияет на оценку остатков сырья и материалов, величину незавершенного производства, себестоимость готовой продукции.

Методические элементы учетной политики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета. Они регулируют технику отражения операций на счетах бухгалтерского учета и учетных регистрах. Данные приемы не оказывают влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Организационная часть учетной политики описывает организацию системы бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета, относящиеся к данной части учетной политики, закрепляют способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса.

Классификация элементов учетной политики по сфере регулирования :

1. Общие элементы учетной политики – регулируют организацию всей системы бухгалтерского учета организации. К таким элементам относятся формы бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов, форма бухгалтерского учета.

2. Специальные элементы учетной политики регулируютведение бухгалтерского учета на определенном участке. К таким элементам относятся: способ оценки незавершенного производства, метод начисления амортизации основных средств, порядок списания расходов будущих периодов.

Классификация элементов учетной политики по обязательности разработки:

Обязательные элементы необходимо разрабатывать и утверждать вне зависимости от того, какие объекты бухгалтерского учета присутствуют в организации. К таким элементам, например, относятся формы бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов, правила документооборота.

Факультативно – обязательные элементы учетной политики должны разрабатываться и утверждаться в учетной политике организации только в случае наличия у нее определенных объектов бухгалтерского учета или осуществления ею определенных операций. Например, метод начисления амортизации нематериальных активов должен быть утвержден в организации при наличии у нее данных объектов бухгалтерского учета. Однако если у организации нематериальных активов нет, то и вышеуказанный способ может в учетной политике не утверждаться. Аналогично формы первичных учетных документов должны утверждаться в учетной политике только при осуществлении операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов.

Наконец, факультативными элементами учетной политики являются такие, утверждение которых не обязательно даже при наличии у хозяйствующих субъектов объектов бухгалтерского учета, которые регулируют данные элементы. Например, субъекты малого предпринимательства вправе не применять положение по бухгалтерскому учету « Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18-02. Согласно п. 13 ПБУ 5-01 торговые организации затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, могут включать в состав расходов на продажу. Таким образом, если хозяйствующий субъект не утвердит в своей учетной политике этот способ, то будет использоваться общий порядок, т.е. все затраты по заготовке и доставке товаров до склада будут включаться в их себестоимость.

Организация должна формировать две учетные политики: одну - для целей бухгалтерского учета, другую - для целей налогообложения. Они могут быть оформлены как в виде отдельных документов, так и в виде разделов общей учетной политики организации.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

· если организация решила изменить применяемые методы учета;

· если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

· общие и организационно-технические вопросы;

· методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

· распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

· применение аналитических регистров налогового учета;

· технология обработки учетной информации.

Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность.

В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.

Регистрами налогового учета могут быть:

· регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;

· регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.

Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета - с использованием компьютерной техники либо ручным способом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы целесообразнее разбить на различные группы по отношению к конкретным налогам.

Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

В учетной политике для целей налогового учета по налогу на прибыль устанавливаются элементы, касающиеся как порядка исчисления налога на прибыль, так и способа уплаты авансовых платежей по налогу.

Учетная политика - это основополагающий документ для любого юридического лица. С 2019 года порядок составления учетной политики изменен. Рассмотрим порядок составления документа на конкретном примере и уточним особенности налогообложения для УСН и ОСНО.

Учетная политика: что это и зачем нужно

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем должны быть подробно раскрыты все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ может быть утвержден на год или на несколько лет. Но в 2019 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

В интернете можно найти конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно, он поможет быстро составить рабочий документ или подготовить изменения для действующего. В конце этой статьи вы сможете скачать бесплатно учетную политику организации: образец 2019 года с приложениями.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы, а также те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии также пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

Правила утверждения

Утвердить учетную политику должен руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Обратите внимание, что законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Однако речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Так, УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение.

Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре месяце. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите, как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для данной ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги данной категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль над исполнением приказа.

Пример приказа об утверждении УП в бюджетном учреждении

Общедоступный документ

С 2019 года положения УП должны быть общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а, следовательно, и составлять УП не обязаны.

А это значит, что все представители бюджетной сферы должны опубликовать положения УП на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении УП вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Такой подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжениям. Простыми словами, учредитель может проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Наименование пункта

Ответственные лица за формирование и утверждение

Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель.

Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главный бухгалтер (бухгалтер), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то составлением учетной политики в таком случае должен заниматься тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и другое.

Информация об учреждении

Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию.

Нормативная база

Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет.

Обратите внимание, что с 2019 года бюджетники обязаны в состав нормативной базы включать не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя.

Ознакомиться с положениями УП учредителя можно на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросить информацию напрямую.

Порядок внесения изменений

Законодательством установлено, что изменения следует вносить 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите данные нормы отдельным пунктом.

Обратите внимание, что новый ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ. Об этом более подробно мы рассказали ниже.

Организационно-техническая часть

Порядок ведения бухучета

Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Также необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы).

Формы первичных документов и регистров

На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки).

Право и порядок подписи документации

Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера.

Также определите ответственных, имеющих право подписи первичной документации, это может быть бухгалтер или другой специалист.

Рабочий план счетов

На основании Единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения.

Документооборот

Распишите порядок передвижения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц.

Учет и инвентаризация активов и обязательств

Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он должен применяться с 2018 года.

Порядок выдачи денежных средств подотчет

Установите предельный лимит выдачи подотчет, также определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, также укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании.

Исправление ошибок

Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Также пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок.

Обратите внимание, что для составления данного раздела учетной политики необходимо руководствоваться новым ФСБУ № 274н.

Формы отчетности

Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности, а также собственные отчеты, необходимые для организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике.

Внутренний финансовый контроль

Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю.

Методологическая часть в части бухучета

Учет доходов

Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана.

Учет расходов

Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов.

Учет основных средств и материальных запасов

Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС.

Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости).

Учетная политика для целей налогообложения

Вид системы налогообложения

Закрепите выбранную систему налогообложения. Также отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль.

Налоговые регистры

Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы.

Как правильно внести изменения

Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. Так, в Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения данной процедуры.

Итак, изменения в учетную политику можно внести только в трех случаях:

  1. Положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в свою УП.
  2. Учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета.
  3. Условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.

Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года. Однако могут быть исключения.

При внесении изменений в течение финансового года учреждению необходимо согласовать свои действия с учредителем, а также с финансовым органом. В противном случае нововведения могут быть расценены как нарушение действующего законодательства.

Но и это еще не все. Новый стандарт определил ситуации, которые не могут считаться изменением положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:

  • абсолютно новые правила по организации и ведению бухучета в рамках данного экономического субъекта;
  • способ бухучета, используемый для отличных по существу хозяйственных операций, имевших место ранее.

Обратите внимание, что новые положения ФСБУ не отличаются от положений Федерального закона № 402-ФЗ.

К тому же следует учитывать, что некоторые корректировки могут потребовать ретроспективного анализа. К таковым следует относить те изменения, которые повлияют или же способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.

В таком случае бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:

  • изменить данные входящих остатков по статье «Финансовый результат учреждения»;
  • скорректировать значения статей отчетности, которые связаны с финансовым результатом субъекта.

Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Однако при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.

Образец учетной политики УСН «Доходы», 2019 год

Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы же не имеют значения.

Если же организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.

При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не организовала такое разделение, оштрафуют налоговики.

Шаблон учетной политики для организации, совмещающей УСН и ЕНВД

Образец учетной политики предприятия 2019 года

Предлагаем ознакомиться с образцом учетной политики на 2019 год, составленным на примере бюджетного учреждения, порядок составления учетной политики для ОСНО.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 5

Отправной точкой для написания статьи послужил новый Закон о бухгалтерском учете <1>, который обязывает все применяющие УСНО организации вести с 2013 г. бухгалтерский учет. Казалось бы, куда торопиться - время еще есть. Но впечатление обманчиво, так как учетная политика "обкатывается" годами, прежде чем ведущийся по ней бухгалтерский учет будет соответствовать всем требованиям законодательства. Поэтому предлагаем заранее побеспокоиться о столь важном для любого торгового предприятия документе.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

В какой ситуации находятся "упрощенцы"?

Начнем с того, что по объектам ОС и НМА у организаций малого бизнеса, применяющих УСНО, уже должна быть минимальная учетная политика. К этому обязывает ныне действующий Закон о бухгалтерском учете <2>. Напомним, учетная политика должна применяться последовательно из года в год, поэтому правила учета ОС и НМА, которые организация применяет в настоящее время, можно взять как готовую наработку и включить их отдельным разделом в учетную политику на 2013 г. При этом целесообразно еще раз оценить, все ли устраивает в порядке бухгалтерского учета названных активов (критерии признания, способ начисления амортизации, сроки проведения инвентаризации и т.д.). Кроме того, следует проверить, все ли необходимые приложения разработаны к данному разделу: формы документов, регистры бухгалтерского учета и т.д.

<2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

Далее приведем подсказки, которые помогут бухгалтеру при составлении главного распорядительного документа. В частности, при составлении учетной политики "упрощенцам" с прицелом на 2013 г. целесообразно следовать требованиям, предъявляемым к данному документу уже новым Законом о бухгалтерском учете. В нем сказано, что организация при формировании учетной политики должна руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (среди основных документов: ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" <3>, ПБУ 6/01 "Учет основных средств" <4>, ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" <5> и т.д.). Особо хочется отметить ненормативные разъяснения рекомендательного характера. Одно из последних - Информация Минфина России N ПЗ-3/2010 <6>. В этом документе даны советы чиновников субъектам малого предпринимательства по организации ими бухгалтерского учета. Именно с данного документа предлагаем "упрощенцам" начать разработку учетной политики.

<3> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
<4> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
<5> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н.
<6> Данная Информация размещена на официальном сайте Минфина в подразделе "Обобщение практики применения законодательства" раздела "Законодательные и иные нормативные правовые акты" рубрики "Бухгалтерский учет", а также содержится в информационно-правовых базах.

Как составить учетную политику субъектам малого предпринимательства?

По мнению финансового ведомства, учетная политика субъектов малого предпринимательства должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации. Как этого можно достигнуть? Во-первых, не применять ряд сложных бухгалтерских стандартов. Во-вторых, вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке даже в отношении тех ПБУ, которые такие субъекты применяют наряду с остальными. В-третьих, сократить количество применяемых синтетических счетов. И, в-четвертых, составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (баланс и отчет о прибылях и убытках), ограничиваясь указанием наиболее важной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности компании (применительно к небольшим торговым организациям).

Полный перечень того, что должна включать в себя учетная политика предприятия, приведен в п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <7>. Не будем рассматривать все, выделим наиболее интересные и спорные для учетной политики "упрощенца" моменты.

<7> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

О плане счетов

Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 при составлении учетной политики бухгалтеру следует начать с разработки рабочего плана счетов, необходимого для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты представления финансовой информации. В Информации Минфина России N ПЗ-3/2010 приведен "упрощенный" план счетов для представителей малого бизнеса. Рациональность его заключается в том, что вместо нескольких похожих (аналогичных) счетов предлагается использовать один, например, для:

  • материальных запасов (счет 10 "Материалы" вместо счетов 07, 10, 11);
  • готовой продукции и товаров (счет 41 "Товары" вместо счетов 43, 41), что очень кстати для организации сферы торговли;
  • денежных средств в банках (счет 51 "Расчетные счета" вместо счетов 52, 55, 57, 51);
  • дебиторской и кредиторской задолженности (счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79);
  • затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) (счет 20 "Основное производство" вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29, 44, 20);
  • капитала (счет 80 "Уставный капитал" вместо счетов 80, 82, 83);
  • финансовых результатов (счет 99 "Прибыли и убытки" вместо счетов 90, 91, 99).

Организациям торговли целесообразно внести в этот перечень некоторые коррективы и использовать для учета затрат счет 44 "Расходы на продажу" (счет, который в малом бизнесе является основным и часто единственным счетом учета затрат). Если предприятие совмещает несколько направлений торговли, то на данном счете следует организовать раздельный учет. В частности, для этого могут быть использованы субсчета:

  • 44-1 "Расходы на продажу, связанные с ведением оптовой торговли";
  • 44-2 "Расходы на продажу, связанные с ведением розничной торговли";
  • 44-3 "Расходы на продажу, связанные с ведением комиссионной торговли";
  • 44-4 "Расходы на продажу, связанные с ведением всех направлений деятельности".

Другое отраслевое уточнение касается счета учета товаров (41), его целесообразно дополнить субсчетами:

  • 41-1 "Товары на складах";
  • 41-2 "Товары в розничной торговле" (при совмещении нескольких видов деятельности);
  • 41-3 "Тара под товаром и порожняя";
  • 41-4 "Товары в оптовой торговле" (при совмещении нескольких видов деятельности).

При этом независимо от масштабов бизнеса в целях контроля за сохранностью аналитический учет товаров ведется по наименованиям (сортам, партиям), местам хранения, ответственным лицам. При необходимости рабочий план счетов розничным продавцам следует дополнить счетом 42 "Торговая наценка". Напомним и о забалансовом учете: если организация занимается комиссионной торговлей, ей понадобится счет 004 "Товары, принятые на комиссию". Продавцы, ведущие свой бизнес на арендованных площадях, должны использовать счет 001 "Арендованные основные средства". После того как утверждены все балансовые и забалансовые счета, бухгалтер может переходить к формированию регистров бухучета.

О бухгалтерских регистрах

Субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухучета без использования (простая форма) или с использованием регистров учета имущества. Первый вариант предполагает регистрацию всех операций в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Но организациям торговли вряд ли он подойдет, так как большое количество операций вынуждает вести не одну книгу, а набор регистров в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Так советует делать Минфин в Информации N ПЗ-3/2010 и в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства <8>. Не будем углубляться в эту тему, а рассмотрим следующую ситуацию.

<8> Утверждены Приказом от 21.12.1998 N 64н.

Ревизоры, проведя первичные мероприятия налогового контроля и не найдя нарушений, о совершении которых у них имелись сведения, затребовали у организации регистры бухгалтерского учета. Проверяемая компания отказала в этом ревизорам, указав на то, что в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организация не утверждает и не ведет указанные регистры в бумажной форме (в виде журналов и карточек). Вместо этого организация предложила налоговикам ознакомиться с документами в электронном варианте (предоставить доступ к программе). Сотрудников ФНС такой ответ не устроил, и они решили привлечь "продвинутого" налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление требуемых документов. Кто прав в данной ситуации?

За ответом обратимся к Письму Минфина России от 25.01.2012 N 07-02-06/10. Утверждение регистров бухгалтерского учета является одним из обязательных требований законодательства о бухгалтерском учете, напоминают чиновники. Налоговым законодательством (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ) предусмотрено право налоговых органов истребовать у налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

В частности, при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). Однако в случае, если в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организацией не утверждаются и не ведутся регистры бухучета в определенной форме, у налоговиков отсутствуют основания для привлечения этой организации к ответственности за непредставление в налоговый орган регистров учета по форме, не соответствующей учетной политике компании. Согласитесь, ответ дает налогоплательщику хороший козырь, если он не готов сразу представить для проверки регистры бухгалтерского учета. С "упрощенцев" такие документы вряд ли будут требоваться в этом году, но в следующем, возможно, это будет "гвоздем программы", так как автор допускает, что не все "спецрежимники" сразу начнут вести бухучет, как это обязывает сделать новый Закон о бухгалтерском учете.

Об "отраслевых" активах предприятий торговли

В организациях торговли часто возникают вопросы по оценке товаров при их списании (Письма Минфина России от 20.03.2012 N 03-03-06/1/137, от 16.02.2012 N 03-03-06/1/88). Напомним, существует несколько способов, наиболее распространенный из которых - списание товаров по средней себестоимости. Ответы финансового ведомства касаются в основном списания товаров с позиции учета по налогу на прибыль, но "упрощенец" тоже может к ним прислушаться. Выводы такие. Если организация имеет обособленные подразделения, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, будет он формировать среднюю стоимость товара по каждому подразделению или по организации в целом, закрепив принятое решение в учетной политике. Также в случае изменения (пересчета) цены товаров поставщиком покупатель должен пересчитать (скорректировать) среднюю стоимость начиная с периода их оприходования до момента списания. Если в момент оприходования товаров допущена ошибка и она несущественна (или существенна, но допущена субъектом малого предпринимательства), то бухгалтер вправе не исправлять ее тем периодом, когда она была допущена, а исправить перспективно (п. 14 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" <9>). Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления ошибки, отражаются в составе прочих текущих доходов или расходов.

<9> Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

В этом же разделе статьи напомним о других моментах, которые следует зафиксировать в учетной политике. В связи с тем что организация торговли применяет УСНО, суммы "входного" НДС, предъявленные поставщиками, включаются в стоимость приобретенных товаров. Валовой доход для определения торговой наценки в рознице (если учет ведется по продажным ценам) рассчитывается: по общему товарообороту, по ассортименту товарооборота, по среднему проценту, по ассортименту остатка товаров. Обязательно нужно указать основания и способы предоставления скидок покупателям (скидка на будущее, скидка "задним числом" или скидка при реализации). Здесь же нужно обозначить порядок уценки товаров: с использованием резерва под снижение стоимости материальных ценностей (для товаров, учитываемых по покупным ценам) или с помощью корректировок торговых наценок (для товаров, учитываемых по продажным ценам). Товары, переданные в переработку, отражаются либо с использованием счета учета материалов (10), либо с использованием субсчета, открытого к счету учета товаров (субсчет 41-5 "Товары, переданные в переработку"). Отдельное внимание нужно уделить неотфактурованным поставкам товаров: для их учета можно использовать отдельный субсчет, либо довольствоваться обычными счетами и при поступлении документов корректировать стоимость корректировочными проводками, либо проводить "дооценку" ("уценку") начальной стоимости товаров. Транспортные расходы по доставке товаров либо включаются в их стоимость, либо относятся в состав расходов на продажу текущего периода. Предприятие вправе создавать или не создавать резервы по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров.

Обращаем внимание, все сказанное касается бухгалтерского учета товаров, их налоговый учет организация-"упрощенец" ведет в порядке, который должен быть установлен в налоговой политике, разработанной на основании норм гл. 26.2 НК РФ.

Иные решения "упрощенной" политики

Как следует из Информации Минфина России N ПЗ-3/2010, "упрощенцы" как субъекты малого предпринимательства вправе принять решение и:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов;
  • не проводить переоценку ОС и НМА в бухучете;
  • оценивать финансовые вложения в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется (то есть по стоимости приобретения);
  • не отражать оценочные и условные обязательства, условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание);
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • отражать все расходы по займам в составе прочих текущих затрат организации.

Напоминаем, все перечисленные допущения являются правом представителя малого бизнеса, которым он может воспользоваться или нет, при этом свой выбор следует зафиксировать в учетной политике.

К сведению. Если в бухгалтерском законодательстве не определен способ отражения в учете той или иной нестандартной хозяйственной операции, то бухгалтер вправе обратиться за ответом к МСФО, которые уже официально переведены и опубликованы в России.

Об отчетности субъектов малого предпринимательства

Бухгалтерская отчетность является итоговым результатом ведения бухучета и одним из элементов учетной политики организации. В Минфине считают, что представители малого бизнеса могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства. "Упрощенцам", которые начнут вести бухучет, целесообразно приводить в отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности. Все это следует упомянуть в учетной политике. Кстати, любые изменения учетной политики в отчетности субъекты малого предпринимательства вправе показывать перспективно (в текущем периоде, не возвращаясь назад). Также допускается исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате их исправления, в состав прочих доходов или расходов текущего периода. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех обособленных подразделений (вместе с выделенными на отдельные балансы) (Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 07-02-06/49) ("упрощенец" вправе иметь зарегистрированные в налоговых органах обособленные подразделения, ему не разрешается иметь только филиалы и представительства (п. 3 ст. 346.12 НК РФ)).

Еще об одном немаловажном моменте

Итак, описанные рекомендации можно использовать при написании учетной политики, но, чтобы начать ей пользоваться, необходимо, чтобы в бухгалтерском учете организации были сформированы начальные остатки. Действительно, ведь компания будет начинать 2013 г. не с нуля, а уже имея активы и обязательства, а также накопленную прибыль или убыток. Как их определить? Наиболее простой и доступный способ - провести инвентаризацию. Если бухгалтер решил начать вести учет в переходном периоде, то данное мероприятие следует приурочить к началу этого периода. Кстати, по отдельным активам и обязательствам у бухгалтера есть информация и без проведения инвентаризации. На любую дату у "упрощенца" есть данные по ОС и НМА, по которым он ведет бухучет в обязательном порядке на основании норм действующего пока Закона о бухгалтерском учете. Не составит труда определить остаток денежных средств по выпискам банков и кассовой книге организации. Если торговая организация периодически проводит сверку по налогам, сборам и взносам, то это поможет оценить кредиторскую задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. По остальным обязательствам и активам целесообразно провести инвентаризацию не только для оценки стоимости, но для ревизии фактического наличия имущества. Однако не все можно оценить в ходе ревизии активов и обязательств. Не получится определить этим способом такой важный показатель бухгалтерского баланса, как нераспределенная прибыль (убыток), без которого тоже не обойтись на начало 2013 г.

Один из практичных способов определения данного показателя заключается в использовании сущности метода двойной записи. Все балансовые проводки в итоге должны дать равенство актива и пассива баланса. Поэтому, если в нем по документам и в ходе инвентаризации определены все активы и обязательства, методом подстановки и прямого вычисления несложно будет определить накопленную прибыль (убыток). На практике для корреспонденции с начальными остатками активов и пассивов выбирается некий вспомогательный счет. На нем подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, а их разница есть как раз сальдо счета 84 "Нераспределенная прибыль (убыток)". Необходимость использования вспомогательного счета вызвана тем, что счет 84 корреспондирует не со всеми счетами, к тому же он используется для накопления и распределения прибыли, а не для формирования начальных остатков. Поэтому и вводится вспомогательный счет, который по окончании оценки всех активов и обязательств закрывается на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Пример. Торговой организацией (малое предприятие, применяющее УСНО) на основании документов и по итогам инвентаризации выявлены: основные средства на сумму 500 тыс. руб., по ним начислена амортизация - 300 тыс. руб., товары - 1 млн руб., денежные средства (на счетах в банках и в кассе) - 200 тыс. руб., дебиторская задолженность (по выданным авансам, проданным товарам) - 300 тыс. руб., кредиторская задолженность (по полученным авансам, приобретенным товарам) - 400 тыс. руб., задолженность по зарплате - 150 тыс. руб., по взносам во внебюджетные фонды - 60 тыс. руб., по единому налогу - 40 тыс. руб., уставный капитал - 50 тыс. руб.

По кредиту вспомогательный счет корреспондирует с активами (ОС, запасы, денежные средства, дебиторская задолженность). Кредитовый оборот составит 2 млн руб. (500 000 + 1 000 000 + 200 000 + 300 000). По дебету вспомогательный счет корреспондирует с пассивами - 1 млн руб. (300 000 + 400 000 + 150 000 + 60 000 + 40 000 + 50 000). Разница в 1 млн руб. есть кредитовый остаток вспомогательного счета, иначе говоря, прибыль торгового предприятия, накопленная до отчетной даты. Показатель вписывается в разд. III пассива баланса на дату формирования остатков активов и обязательств.

После проведенного подготовительного мероприятия можно переходить к непосредственному ведению бухучета, руководствуясь принятой учетной политикой.

Заметим, восстанавливать весь бухгалтерский учет "упрощенцу" не нужно, так как новый Закон о бухгалтерском учете к этому не обязывает. Для заполнения баланса достаточно оценить входные остатки на отчетную дату (и указать их во II графе бухгалтерского баланса "На 31 декабря 2012 года"), а отчет о прибылях и убытках бухгалтер может заполнить только по данным о доходах и расходах текущего периода. При этом рекомендуем все же ввести переходный период, например II полугодие или последний квартал уходящего года, в течение которого будет вестись "пробный" учет исходя из "чернового" варианта учетной политики. А на начало следующего года уже можно будет утвердить окончательную редакцию данного документа с учетом всех поправок и доработок по итогам ведения бухгалтерского учета в переходном периоде.

* * *

Остается добавить, что бухучет организаций-"упрощенцев", относящихся к субъектам малого предпринимательства, намного проще систематизации и обобщения финансовой информации остальных организаций (среднего и крупного бизнеса). Поэтому не стоит бояться начала 2013 г., и, перефразируя известное выражение, можно сказать: "Не так страшен бухучет, как его малюют". Главное, вести его аккуратно, правильно и систематично, не допуская пропусков хозяйственных операций, которых у субъектов малого предпринимательства, в том числе в сфере торговли, не так много. Результат покажет время.

С.В.Булаев

Эксперт журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая – четвертая.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н .

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н .

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/08. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. № 106 н .

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2006. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 ноября 2006 г. № 154 н .

9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43 н .

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44 н .

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26 н .

12. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты». ПБУ 7/98. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. № 56 н .

13. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные факты» ПБУ 8/10. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13.12.2010 № 167 н.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32 н .

15. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 33 н .

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 декабря 2007 г. № 153 н.

18. Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 22 декабря 1995 г. № 331.

19. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

20. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71 а .

21. О формах бухгалтерской отчетности организации. Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 № 66 н.

22. Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента и порядков их заполнения. Приказ Министерства финансов РФ от 31 декабря 2008 г. № 154 н.

23. О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 .

24. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н.

25. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившими силу приказа Министерства финансов РФ от 15 января 1997 г. № 3». Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 186 н.

7.2. Выбор системы бухгалтерского учета на малых предприятиях

В настоящее время применительно к малому предпринимательству можно выделить три системы учета:

Бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету (т. е. в общеустановленном порядке);

Бухгалтерский учет на основе упрощенной формы бухгалтерского учета;

Учет, осуществляемый в соответствии с нормами НК РФ.

Средние и большая часть малых предприятий обычно ведут бухгалтерский учет, используя первую систему.

Упрощенная форма бухгалтерского учета используется обычно на малых предприятиях с небольшой численностью работников и небольшим количеством хозяйственных операций, а также на микропредприятиях.

Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26 НК РФ. При этом учет основных средств и нематериальных активов они должны осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством по бухгалтерскому учету.

Индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Закона о бухгалтерском учете).

Следует, однако, отметить, что норма законодательства об акционерных обществах (ст. 97 и 103 ГК РФ, ст. 29, 35, 42, 52, 78, 83, 84.6, 87–89, 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») обязывает акционерные общества вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В соответствии с п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров.

Для принятия решения по выявленному несоответствию следует иметь в виду, что законодательство по бухгалтерскому учету устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц, а законодательство об акционерных обществах является специальным. При выявлении таких несоответствий следует руководствоваться специальными нормативными актами (в данном случае – положениями ГК РФ и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В определении Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. № 319-О также указывается на необходимость ведения бухгалтерского учета в акционерных обществах. В письме Минфина России от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/131 подтверждается мнение данного ведомства об обязанностях акционерных обществ, перешедших на УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ООО) также обязывают ООО вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую отчетность и утверждать распределение убытков (п. 3 ст. 91 ГК РФ, ст. 18,

23, 25, 45, 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Данные бухгалтерской отчетности необходимы ООО для принятия решения по выпуску облигаций (ст. 31 Федерального закона № 14-ФЗ), по увеличению уставного капитала (ст. 18), расчета доли участника в уставном капитале (ст. 25) и в ряде других случаев.

Учитывая изложенное, Минфин России в письме от 19 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/142 высказывает мнение об обязанности АО и ООО, перешедших на применение УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Это мнение подтверждается также письмом Минфина России от 22 декабря 2008 г. № 03-13-04/2/200: «Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям или физическим лицам, должны определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета».

В письме Минфина РФ от 31.05.2011 № 03-11-06/2/85 вновь указывается на необходимость вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность «…всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшими на упрощенную систему налогообложения».

Необходимость учета складочного капитала и составления баланса полным товариществом обусловлена п. 1 ст. 78 ГК РФ. Вкладчик товарищества на вере имеет право в соответствии с п. 2 ст. 85 ГК РФ знакомиться с годовыми отчетами и балансом товарищества.

Предприятия, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, также ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Кроме того, следует иметь в виду, что при потере права на применение УСН в течение года предприятие обязано восстановить бухгалтерский учет задним числом с начала квартала. При отказе от УСН с начала отчетного года для определения вступительных остатков по данным бухгалтерского года также требуется восстановление бухгалтерского учета задним числом.

При решении вопроса о необходимости ведения бухгалтерского учета нужно также принимать во внимание роль бухгалтерского учета в управлении предприятием, важность бухгалтерской отчетности в отношениях с банками, поставщиками, покупателями, инвесторами и другими пользователями информации.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости и целесообразности ведения бухгалтерского учета на средних и малых предприятиях всех организационно-правовых форм, а также на большей части микропредприятий. При этом на микропредприятиях можно использовать упрощенную форму бухгалтерского учета.

7.3. Элементы учетной политики на малых предприятиях, обусловленные изменениями в нормативных документах по бухгалтерскому учету

С целью упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности приказом Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) внесены существенные изменения в ПБУ 1/2008, ПБУ 2/2008, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 15/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 19/02, ПБУ 22/2010. Внесенные в указанные ПБУ поправки применительно к малым предприятиям носят разрешительный характер и их применение должно быть закреплено в учетной политике организации. Следует при этом отметить, что внесенные в перечисленные ПБУ изменения не распространяются на малые предприятия в форме кредитных организаций и на малые предприятия, являющиеся элементами публично размещаемых ценных бумаг.

В соответствии с п. 15.1 ПБУ 1/2008 малые предприятия могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики оказавшие (способные указать) существенное влияние на финансовое положение организации, ее финансовые результаты в перспективе.

Пункт 14 ПБУ 22/2010 разрешает малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного перерасчета. Это означает, что исправления вносятся в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, и прошлые периоды пересчитываться не будут.

В учетной политике малые предприятия обязаны указать что:

Они используют право на перспективное отражение последствий изменений учетной политики;

Они отражают последствия изменений учетной политики в общем порядке;

Они исправляют существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год без ретроспективного пересчета;

Они исправляют указанные ошибки в общем порядке.

По всем нижеизложенным элементам учетной политики малые предприятия отражают в учетной политике свое решение об использовании предоставленных им прав или они намерены осуществлять учет по перечисленным элементам в общем порядке.

Малым предприятиям строительной отрасли разрешено не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда (п. 7 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н).

Малые предприятия вправе признавать расходы после погашения задолженности, не дожидаясь передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию (товар, работу, услугу).

В соответствии с п. 1 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н малым предприятиям необязательно соблюдать все требования ПБУ 9/99 для признания в бухгалтерском учете выручки, в том числе требование о переходе прав на продукцию (товар, работы, услуги) от организации к покупателю (п. 1 приказа).

Малым предприятиям разрешено полностью включать в прочие расходы затраты по займам, в том числе проценты, включаемые прочими организациями в стоимость инвестиционного актива (п. 6 приказа). Согласно пункту 3 приказа

Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) малые предприятия не обязаны использовать ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» в отношении порядка раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

Малые предприятия вправе отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности все финансовые вложения на любую отчетную дату по первоначальной стоимости, т. е. не осуществлять корректировку оценки финансовых вложений, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость (п. 4 приказа).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие системы бухгалтерского учета могут применяться на малых предприятиях?

2. Могут ли акционерные общества осуществлять учет в соответствии с нормами НК РФ?

3. Каковы особенности упрощенной формы бухгалтерского учета?

4. Каким приказом Минфина РФ внесены существенные поправки в положениях по бухгалтерскому учету с целью упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности?