Социально-экономическая безопасность государства. Курсовая работа: Налоговая и социальная политика в стратегии экономической безопасности

Субъект социальной политики - государство и органы включая органы местного самоуправления, а также крупные хозяйственные образования. Ее инструментами являются социальные нормативы и потребительские бюджеты. В разных странах и в разное время со­циальная политика имеет разную направленность.

Социальная сфера играет ключевую роль в обеспечении не толь­ко экономической, но и национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства.

Формы государственного регулирования социальной сферы многообразны: это государственное перераспределение доходов, программы государственной помощи, программы социального стра­хования, программы скрытого финансирования и т.д.

Социальная безопасность - это совокупность подвидов безопас­ности, обусловленная структурой человеческой жизнедеятельности

Социальные индикаторы характеризуют сложившиеся тенденции развития социальных процессов с позиции реализации принципа справедливости распределения благ.

На практике можно говорить прежде всего об ухудшении каче­ства жизни населения, проявляющемся в росте заболеваемости хро­ническими заболеваниями и смертности (в том числе детской и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин), снижении продолжи­тельности жизни, увеличении численности инвалидов, росте дет­ской беспризорности

Показатель,2002

Россия

Средняя продолжительность жизни мужчин, лет

Средняя продолжительность жизни женщин, лет

Показатель рождаемости на 1000 чел.

Показатель смертности на 1000 чел.

Показатель смертности от инсультов, инфарктов и т.д. на 100 000 чсл.

Показатель смертности от онкологических заболеваний па 100 000 чел.

Показатель заболеваемости туберкулезом на 100 000 чел.

Число врачей на 100 000 чел.

Расходы на медицину в стране, % к ВВП

Финансирование социальной сферы проводится по двум основным направлениям: на прямые со­циальные расходы, т.е. выплату пособий, пен­сий и т.д.; на образование и здравоохранение.

Кроме того, сохраняется большая группа субсидий - жилищно- коммунальному хозяйству и общественному транспорту. Прямые со­циальные расходы финансируются как из федерального бюджета, так и из внебюджетных фондов и местных бюджетов. Не существует также единого источника финансирования субсидий.

Уровень и качество жизни населения

Понятие, оценка и прогноз народного благосостояния всегда вызы­вали споры ученых и практиков двух противостоящих систем.

Одним из показателей, характеризующих уровень материальной обеспеченности населения, является совокупный денежный доход семьи (рис. 6.1).

В структуре и объеме потребляемых товаров и услуг питание относится к наиболее важным потребностям. Затраты на питание могут служить показателем материального уровня жизни населения: чем ниже эта доля, тем выше уровень благосостояния.

Доходы населения подразделяются на номинальные и реально располагаемые.

Номинальные доходы определяются как сумма денежных, нату­ральных и косвенных (бесплатные услуги) доходов. Особой частью поминальных доходов являются денежные.

Выделяют три источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии).

Реально располагаемые доходы определяются как разница между номинальными доходами и суммой налога и других обязательных выплат и рассчитываются с учетом уровня инфляции

Сравнительный анализ структуры расходов низко- и высоко- обеспеченных слоев населения свидетельствует о существенных структурных различиях в потреблении. По мерс роста уровня обес­печенности сокращается доля расходов на питание и увеличивается удельный вес расходов на непродовольственные товары; 10% самых обеспеченных тратят большую долю располагаемых ресурсов на по­купку транспортных средств, дорогостоящих предметов долгосроч­ного пользования, питание вне дома. Услуги в общей структуре расходов пизкообеспеченных слоев населения составляют большую долю, однако это обусловлено только расходами на минимально необходимые услуги. В частности, оплата жилищно-коммунальных платежей, услуг пассажирского транспорта и учреждений дошколь­ного воспитания составляют гораздо больший удельный вес в рас­ходах 10% самых бедных по сравнению с 10% самых богатых. Рас­ходы на оплату медицинских и образовательных услут, ремонт жи­лья и автотранспорта составляют существенно большую долю у высокообеспсчснных семей. В целом платные услуги туристиче­ские, медицинские и образовательные практически недоступны низкодоходным слоям населения.

    Модель социальной защиты в плановой экономике обладала рядом черт, которые делали ее несовместимой с рыночной экономикой. Новая же модель находится в стадии формирования, поэтому мно­гие конкретные политические решения принимаются не столько в рамках продуманной стратегии, сколько в срочном порядке.

    В настоящее время программы социальных преобразований декла­ративны, недостаточно состыкованы с финансовыми возможностя­ми государства, а темпы реформирования социальной сферы не увязаны с реальными доходами населения.

    Низкий уровень рождаемости в России дополняется высоким уровнем смертности, при этом российская модель смертности (структура причин смерти и возрастное распределение) не имеет аналогов ни в развитых, ни в развивающихся странах.

    Несмотря на появление новых источников доходов, заработная пла­та продолжает оставаться основным источником доходов. Анализ уровня жизни свидетельствует о том, что одним из главных факто­ров, стимулирующих рост бедности, является ограничение доступа к доходам, а система социальных трансфертов не способствует вырав­ниванию доходов в условиях высокой их дифференциации.

Валютный курс представляется простым коэффициентом пере­счета внутренней валюты в иностранную. Валютный курс стал фактором политической борьбы между государствами; кроме то­го, он непосредственно затрагивает уровень и качество жизни населения.

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА

Факультет экономический

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Социальная политика и экономическая безопасность»

Автор курсовой работы Цапкина М. А.

Специальность 061100 менеджмент организации

Обозначение курсовой работы КР-2069965-ЭТ-28-04

Руководитель работы Мишина О. Н.

Оценка________

Саранск 2004

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н. П. ОРАРЕВА

Факультет экономический

Кафедра экономической теории

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студентка Цапкина Мария группа 108

1.Тема «Социальная политика и экономическая безопасность»

2.Срок предоставления работы к защите 15.05.04

3.Исходные данные для научного исследования: научно-учебная литература, методическая литература, монография

4.1 Социальная составляющая экономической безопасности

4.2 Социальные проблемы с позиции экономической безопасности

4.3 Социальная политика как инструмент обеспечения

экономической безопасности

Перечень графического материала: таблицы, графики

Руководитель работы Мишина О.Н.

Задание к исполнению принял ________ ________

дата подпись

Реферат

Курсовая работа содержит 54 страницы, 5рисунков, 3 таблицы, 31 источник.

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ: экономическая безопасность, социальная политика, социальные факторы, дифференциация доходов, бедность, прожиточный минимум, занятость, безработица, человеческий капитал, уровень и качество жизни, социальные расходы.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: социальная политика с позиции экономической безопасности.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: рассмотреть сущность и механизм функционирования социальной политики в взаимосвязи с экономической безопасностью.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: абстрактно-логический метод, статистический анализ, экономико-математическое моделирование.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: рассмотрение роли социальных факторов в обеспечении экономической безопасности, анализ социальных проблем с позиции экономической безопасности, разработка рекомендаций, влияющих на повышение уровня и качества жизни населения.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: при формировании и реализации экономической политики.

Введение

1. Социальная составляющая экономической безопасности 7

1.1 Роль социальных факторов в обеспечении экономической

безопасности 7

1.2. Механизм взаимодействия экономической и социальной политики в

обеспечении экономической безопасности 11

2. Социальные проблемы с позиции экономической безопасности 15

2.1. Дифференциация доходов и рост бедности 15

2.2. Проблемы занятости и безработицы 23

2.3. Деградация человеческого капитала 34

3. Социальная политика как инструмент обеспечения экономической безопасности 40

3.1.Повышение уровня и качества жизни населения 40

3.2. Регулирование занятости 45

3.3. Политика социальных расходов 48

Заключение

Список использованной литературы 53

Введение

В каких бы исторических условиях не протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип не складывался, всегда есть круг более или менее сложных, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание.

Проблема бедности, безработицы, человеческого капитала очень важны в нашей стране. От них зависит как социальное, так и экономическое положение России.

Сегодня эти проблемы приводят к возрастанию роли социальной политики. Актуальность выбранной темы определяется тем, что в современных условиях развитие человеческого капитала является основным условием экономического роста и экономической безопасности страны. Однако не только эффективность социальной политики определяет уровень экономической безопасности страны, но и от должного уровня обеспечения экономической безопасности зависит эффективность социальной политики.

Основной целью курсовой работы является рассмотрение взаимосвязи социальной политики и экономической безопасности в РФ. Задачами, которые предлагается рассмотреть в рамках данного исследования, являются следующие:

1. рассмотреть роль социальных факторов в обеспечении экономической безопасности

2. выявить механизм взаимодействия экономической и социальной политики в рамках обеспечения экономической безопасности.

3. проанализировать дифференциацию доходов и рост бедности в РФ при переходе к рыночным отношениям.

4. рассмотреть занятость, безработицу и уровень развития человеческого капитала в России

Проблемами в области социальной политики в макроэкономике занимался Кейнс. В настоящее время это такие политики как А. Починок, в. Рожков, Н. Римашевская. Бывший министр труда и социального развития а. Починок говорил: « Наша задача состоит в том, чтобы не просто сократить, а оптимизировать государственные расходы на достижение социальных целей, выработать такие стимулы и механизмы страхования, которые бы позволили социальной сфере занять достойное место, отвечающее глобальным задачам развития человеческого капитала». Проблемами экономической безопасности занимается С. Глазьев.

Социальная политика- многогранный процесс и структурно сложное явление, так и экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Но несмотря на это, они взаимодействуют и должны быть направлены обеспечение стабильного уровня развития государства.

1.Социальная составляющая экономической безопасности

1.1 Роль социальных факторов в обеспечении экономической безопасности

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках, гарантировать защиту от различного рода угроз и потерь.

Социальная политика должна быть направлена на достижение следующих приоритетных задач: создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования); повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;
создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления; формирование правовых и организационных основ для развития институтов социально-культурной сферы, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этой основе высокого качества и возможности широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.
Последовательное осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям.

Высший уровень экономической безопасности достигается при учете и сбалансированности всех факторов. В настоящее время необходимо уделять важную роль социальным факторам в обеспечении экономической безопасности. Главными из них являются: бедность, безработица, доходы населения, человеческий потенциал, социальная стабильность, уровень и качество жизни.

Таблица1. Критические значения социальных показателей в обеспечении экономической безопасности

Одним из важнейших социальных факторов, представляющих угрозу экономической безопасности страны, является бедность. Бедными считаются те, у кого доход является ниже прожиточного минимума. Пороговое значение данного фактора в обеспечении экономической безопасности равно 7-10%. Это говорит о том, что любое превышение данного значения влечет за собой угрозу благополучного существования государства. Поэтому Правительство и другие уполномоченные органы власти должны отслеживать динамику этого показателя и не допускать превышения его критического уровня. Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, среди которых выделяются:

· Экономические (падение доходов населения, высокая дифференциация, низкая заработная плата, безработица)

· Социальные (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность)

· Демографические (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев)

· Политические (распад страны, разрыв межрегиональных связей и нарушение властной вертикали, военные конфликты)

· Регионально-гоеграфические (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом).

Угроза экономической безопасности также представляется тогда, когда разрыв между доходами богатых и бедных превышает 7-10 раз.

Следующим социальным фактором, представляющим угрозу экономической безопасности, является безработица. Уровень безработицы по методологии МОТ не должен превышать 7%. Иначе это грозит экономической безопасности страны.

  • 5.Структура национальной экономики как фактор экономической безопасности. Характеристика структуры экономики рф: проблемы, задачи.
  • 6.Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства. Сущность теневой экономики – типы, причины, последствия.
  • 7.Показатели-индикаторы оценки экономической безопасности государства и их пороговые значения. Группировка показателей экономической безопасности государства.
  • 8.Финансовая составляющая экономической безопасности государства. Финансовые показатели экономической безопасности государства и их пороговые значения.
  • 9.Регулирование фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности государства.
  • 10.Социальная политика в стратегии экономической безопасности государства. Социальные показатели экономической безопасности государства.
  • 12.Задачи и проблемы рыночного реформирования российской экономики для повышения экономической безопасности. Место экономики рф в мировой экономической системе.
  • 13.Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности на национальном уровне.
  • 14.Концепция и основные цели экономической безопасности предприятия.
  • 15.Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности предприятия.
  • 16.Классификация угроз экономической безопасности предприятия.
  • 17.Алгоритм анализа уровня экономической безопасности предприятия.
  • 18.Частные функциональные критерии экономической безопасности предприятия. Понятие пороговых значений показателей экономической безопасности предприятия.
  • 19.Управление внеоборотнымиактивами предприятия для обеспечения экономической безопасности.
  • 20.Управление оборотными активами предприятия для обеспечения экономической безопасности.
  • 21.Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия для обеспечения финансовой стабильности.
  • 22.Управление денежными потоками предприятия для обеспечения финансовой безопасности.
  • 23.Управление структурой капитала в целях обеспечения финансовой безопасности. Оценка эффективности привлечения заемного капитала.
  • 24.Управление финансовыми результатами и рентабельностью предприятия. Методы повышения рентабельности деятельности для обеспечения финансовой безопасности.
  • 25.Анализ условий безубыточности деятельности предприятия. Оценка запаса финансовой прочности.
  • 26.Бюджетирование как метод обеспечения финансовой стабильности. Виды бюджетов, их содержание и порядок формирования.
  • 27.Банкротство предприятий: нормативно-правовая основа, виды, причины.
  • 28.Процедуры банкротства предприятий, их характеристика, особенности применения.
  • 29.Разработка антикризисной политики предприятия в процессе реализации процедур банкротства.
  • 30.Анализ и мониторинг финансового состояния предприятия как метод обеспечения экономической безопасности.
  • 10.Социальная политика в стратегии экономической безопасности государства. Социальные показатели экономической безопасности государства.

    Социальная сфера играет важную роль в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности. В нее входят воплощение интересов личности, общества, семьи, классов, социальных групп, государства. Социальная сфера включает включат в себя удовлетворение интересов в области здравоохранения, образования, социальной поддержки и пенсионного обеспечения, культуры, искусства и др.

    Обеспечение достойного уровня благосостояния и качества жизни всех членов общества, его отдельных социальных групп, повышение этого уровня, социальное развитие государства является неотъемлемой частью экономической безопасности. Действительно, высокий уровень бедности населения страны, неэффективная и слабая система социальной защиты граждан, резкое имущественное расслоение на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, отсутствие условий для развития «среднего класса», перекосы в распределении средств бюджета, направляемых в экономику и социальную сферу, способны замедлять темпы социально-экономического развития государства. В свою очередь, достойный уровень доходов населения, адекватный степени социально-экономического развития страны, эффективно развивающиеся системы образования и здравоохранения, наличие пенсионной системы, способной обеспечить высокий уровень пенсий, являются базисом для экономического роста в государстве.

    Для измерения и оценки экономической безопасности в социальной сфере применяется система показателей индикаторов и их пороговых значений. Показателями оценки являются:

    Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (не более 6%);

    Продолжительность жизни населения (не менее 70 лет);

    Отношение доходов 10% самых высокодоходных групп населения к доходам 10% самых низкодоходных групп (не более 8);

    Уровень преступности (число преступлений на 100 тыс. населения – не более 5 тыс.);

    Расходы на образование в % к ВВП (не менее 10%);

    Уровень безработицы (не более 7%).

    Реальная социально-экономическая ситуация в России свидетельствует о том, что современное состояние социальной сферы представляет серьезную угрозу экономической безопасности государства.Так, динамика удельного веса численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения показывает, что в последние голы уровень бедности в России был весьма высок – от 10,7% (2012 г.) до 25% (по некоторым оценкам) в 2016 г. Самый высокий уровень бедности наблюдался в Республике Тыва – 34,7%.

    Также в последние годы в России наблюдается высокий уровень безработицы. В 2010г. – 7,5%, в 2016 г. – 5,4% от численности рабочей силы. Анализ ситуации в региональном аспекте показывает, что во многих субъектах Российской Федерации, проблема с безработицей имеет более внушительные масштабы, чем в целом по России. Например: в Мурманской области – 6,7%; в Адыгее – 8,6%; в Дагестане – 10,2%; в Республике Тыва – 19,1%. Наибольшее количество безработных граждан зафиксировано в Ингушетии – 29,8%.

    В течении последних десяти лет сохранялся высокий уровень дифференциации доходов граждан. Разрыв доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами составлял 15,6-16,6 раз.

    Таким образом, данные официальной статистики за последнее десятилетие показывают, что, хотя и происходят позитивные изменения в отношении развития социальной сферы, но до сих пор не удалось добиться кардинального изменения ситуации и локализации социальных угроз экономической безопасности. Более того, в последние два года социально-экономическая обстановка в России ухудшается в связи с кризисом, что говорит о возможности усиления социальных угроз в перспективе.

    Не случайно в новой Стратегии национальной безопасности, принятой в 2015 году, фактически продублированы основные направления противодействия угрозам национальной безопасности в социальной сфере, которые содержались в Стратегии национальной безопасности до 2020 года, принятой в 2009 году. Такая ситуация, а также поставленная в Стратегии задача по нейтрализации социальных угроз свидетельствуют о том, что в последние шесть лет не удалось добиться существенных положительных сдвигов в развитии социальной сферы. И в 2009 году, и в настоящее время размеры таких показателей как уровень бедности граждан, безработица, резкое имущественное расслоение населения не только не снизились до безопасного уровня, но в последнее время повышаются, что свидетельствует о недооценке государством степени остроты этих социальных проблем и их негативного влияния на всю социально-экономическую систему в целом.

    Кроме того, в сентябре 2016 г. Минэкономразвития России ухудшило прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2019 г., сделанный в апреле 2016 г., что вероятно затруднит решение проблем в социальной сфере.

    К основным задачам по обеспечению экономической безопасности в социальной сфере, следует отнести:

      выявление основных рисков экономической безопасности в социальной сфере, оценка степени их воздействия;

      определение основных причин возникновения и усиления рисков экономической безопасности в социальной сфере;

      определение сил, средств, методов, мер, направленных на снижение рисков и укрепление экономической безопасности в социальной сфере, работающих в согласованной взаимосвязи;

      оптимизация процесса принятия решений, направленного на снижение и минимизацию рисков и степени их воздействия при обеспечении экономической безопасности в социальной сфере;

      повышение эффективности работы органов и структур, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности в социальной сфере, в частности, работы государственных органов по вопросам контроля за использованием средств бюджета, направляемых на социальные цели.

    11 .Региональные аспекты экономической безопасности России. Методика оценки экономической безопасности регионов. Показатели оценки.

    Социальная политика как инструмент безопасности

    Тема 6. Социальная политика как инструмент безопасности

    1. Понятие социальной политики, объект социальной политики: социальная сфера и социальные отношения

    Составной частью национальной безопасности является социальная безопасность. Социальная безопасность в обществе зависит от социальной политики государства. Инструментом обеспечения социальной безопасности общества является социальная политика государства. Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Объекты социальной политики – социальная сфера и социальные отношения, развивающиеся на основе взаимодействия личностного и группового социального статуса, межличностных и групповых связей, обусловленных содержанием и дифференцированным характером трудовой деятельности, имущественного положения, материального благосостояния, направленностью политических ориентации и другими факторами;
    Социальная сфера – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. Социа́льные отноше́ния - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.

    Субъекты социальной политики - государство, муниципальные органы власти, общественно-политические организации, трудовые коллективы.
    В центре социальной политики находятся социальные потребности и интересы человека и группы, без удовлетворения и подержания которых общество не может быть благополучным.

    Построение и эффективное функционирование системы национальной безопасности находится в непосредственной зависимости от содержания и направленности политики. В рамках политической деятельности формируются ориентиры целеполагания, определяются национально-государственные приоритеты в сфере безопасности, создается правовой фундамент, регламентирующий принципы работы и пределы компетенции специальных органов, осуществляется непосредственное руководство механизмом защиты личности, общества и государства от негативных воздействий. В то же время не всякое политическое воздействие дает необходимый результат и положительно влияет на состояние национальной безопасности.
    Формирование политики, адекватной потребностям безопасности России, является насущной необходимостью в условиях современного общественного развития. Кардинальные изменения, происшедшие в нашей стране в последнее время, требуют новых подходов к определению принципиальных основ политической деятельности в сфере безопасности. Особое значение при этом приобретает социальный аспект проблемы. Как показывает прошлый и новейший исторический опыт, игнорирование социальных параметров политики ведет к серьезным провалам во многих областях общественной жизни, но особенно пагубно сказывается на состоянии национальной безопасности. Частью более общей категории - национальной безопасности является социальная безопасность. Социальная безопасность и социальная политика – две стороны одной медали. Чем реалистичнее социальная политика государства, тем выше уровень социальной безопасности каждого члена общества, каждой российской семьи. Более того, социальная политика - это своего рода инструмент обеспечения социальной безопасности общества как стратегической цели государства. Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.


    Функции социальной политики: 1. регулирование воспроизводства рабочей силы, воспроизводства самого человека;

    2. стимулирование социальной активности человека - трудовой, общественно-политической, духовно-познавательной; 3.обеспечение социальной защиты населения.
    4. регулирование отношений между обществом и личностью в целом. Наиболее существенными для понимания содержания социальной политики, ее целей и общей направленности являются такие категории как: уровень жизни, образ жизни, качество жизни. Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми благами и степень удовлетворения индивидуальных потребностей человека в них.
    Образ жизни выражает установившуюся структуру ценностных ориентации, жизненных интересов. Это своего рода этическая сторона в достигнутом уровне благосостояния, когда доступны все удовольствия, но человек выбирает только то, что считает нравственным, приличным и так далее. Качество жизни выражает меру индивидуальной доступности того, чем располагает общество (здоровье и здравоохранение, образование, отдых и так далее). Другими словами, речь идет об условиях жизнедеятельности, а также о том, насколько достигнутые обществом условия жизни могут способствовать существованию «Я», реализации его совокупного творческого потенциала и сохранению аналогичных возможностей для последующих поколений. Отмеченные категории имеют особое значение для понимания того, что мерилом социального прогресса является Человек и возможность его свободного развития, а социальная политика есть средство достижения намеченных целей: утверждение образа, качества и уровня жизни, достойных человека; достижение социального равновесия в обществе; гармонизация общественных отношений как один из способов укрепления политической стабильности государства и обеспечения его безопасности. Главным следствием отсутствия целенаправленной государственной политики является расширение угроз безопасности как личной, так и семьи.
    Угрозы социальной безопасности - это явления и процессы, вследствие возникновения и развития которых происходят резкие, возможно даже качественные изменения в образе жизни, ущемляются жизненно важные социальные права и интересы личности: права на труд, профессию, гарантированную заработную плату, на бесплатное образование, здравоохранение, отдых. Источники угрозы безопасности в социальной сфере можно классифицировать по четырем группам. Группа первая. Социальные угрозы, связанные с насилием, разгулом преступности в нашем обществе, его криминализацией. Значение этого источника столь важно, что выбор между "демократией" и "порядком" однозначно решается преобладающим большинством военнослужащих - 80,8% - в пользу "порядка", который, по их мнению, сегодня России нужен больше всего. За приоритет демократии высказались 5,9%.
    Второй группе - распространение таких негативных социальных явлений как наркомания, пьянство, рост смертности и сокращение продолжительности жизни. Третья группа - ухудшение медицинского обслуживания и здравоохранения.
    Четвёртую группу социальных угроз составляют факторы, связанные с низкой социальной защищённостью населения.

    Инструментами решения этих и других проблем жизнедеятельности государства являются следующие системы:

    Образования, науки и культуры;

    Здравоохранения страны и благосостояния народа;

    Физической культуры, туризма и спорта;

    Работы с молодежью; - социального страхования, пенсионного и другого обеспечения;

    Общественной безопасности, борьбы с правонарушениями и преступностью; - социальной защиты населения, реабилитации и адаптации лиц с девиантным поведением, отклонениями в развитии, лиц с ограниченными возможностями.
    Исходя из этого, стратегическими целями социальной политики являются:
    - достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

    Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

    Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
    - переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
    - нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской, и граждан трудоспособного возраста;
    - существенное улучшение социальной инфраструктуры.

    Направления социальной политики:

    1. социальная политика в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений;

    2. культурная, жилищная, семейная, пенсионная, женская и молодежная социальная политика. Образовательная политика - это целенаправленная деятельность государственных органов, образовательных организаций и иных социальных институтов в сфере воспитания и образования. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Приоритетные задачи:

    1. обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
    2. достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
    3. формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
    4. повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
    5. развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

    Политика повышения занятости и профессионального обучения - государственная политика, направленная на повышение эффективности рынка труда и сокращение безработицы и предусматривающая:
    1. ликвидацию безработицы и неполной занятости; 2. содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости;

    3. организацию профессионального обучения;
    4. предоставление информации о рабочих местах;
    5. противодействие дискриминации. Культурная политика - направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.

    UDK 314.01
    BBK 60.74 (2)

    The author considers the problems concerning the provision of demographic safety of the country, its role in formation of national security of Russia, proposes a number of indices of demographic safety and their limit values, substantiates the necessity of their use to assess the demographic safety level of the state.

    Keywords: State strategy of economic safety , demographic safety , demographic dangers , national security , economic security .

    В современном мире в условиях увеличения количества всевозможных угроз безопасности России, как государству взаимовлияние демографических изменений и социально-экономической стабильности в стране проявляется очень существенно. Когда речь идет о жизнеспособности и перспективах развития государства наиболее часто имеется ввиду такое понятие, как «экономическая безопасность страны». Существует множество трактовок данного понятия. В частности, по мнению академика РАН Л.И.Абалкина, «экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично и эффективно, решать социальные задачи и, в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» .

    Реализация приоритетов модернизационного развития России, ее регионов возможна в условиях обеспечения, прежде всего, экономической и демографической безопасности страны, с учетом постоянно растущей доли теневой экономики, а также глобализационных процессов. Некоторые специалисты акцентируют внимание на характеристике не только экономики, но и институтов власти, считая, что экономическая безопасность - это «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» .

    При этом характерно то, что решение социальных задач, социальная направленность политики являются важными компонентами экономической безопасности, в чем сходятся мнения специалистов. Отсюда напрашивается вывод, что обеспечение экономической безопасности предполагает не только стабильную деятельность институтов, но и то, ради чего они созданы и функционируют - достойное стабильное существование всех слоев населения, что сказывается и на демографических процессах - рождаемости, смертности, миграции. Поскольку экономическая безопасность государства и его демографическая устойчивость взаимозависимы и взаимообусловлены, то и рассматривать данные понятия целесообразно во взаимосвязи между собой. Таким образом, экономическая безопасность должна предусматривать и демографическую безопасность, целью которой выступает поддержание устойчивого демографического развития страны и ее регионов.

    Для того чтобы раскрыть взаимообусловленность экономической и демографической безопасности напомним, компонентами какого, более общего понятия они являются. При характеристике безопасности государства применяется категория «национальная безопасность», которая в научной литературе трактуется как «состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы, индивидами, государственными институтами как в рамках национального образования, так и в сфере международной деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации и защищенность жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз через достижение сбалансированности интересов каждого из участников отношений путем оптимального соотношения с интересами других субъектов». По мнению Д. Погорелого, В.Фесенко К.Филиппова, национальная безопасность - «категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества» .

    Национальная безопасность включает экономическую, демографическую, военную, политическую, социальную, информационную безопасность. Структуру национальной безопасности схематично можно представить следующим образом, в виде многогранной фигуры, вся форма и внутреннее пространство которой составляют национальную безопасность, а стороны фигуры выступают ее компонентами, причем опорными гранями, по мнению автора, являются демографическая, военная и экономическая:

    Рис. 1 - Структура национальной безопасности государства

    Социальная, внутриполитическая и информационная безопасность формируют внутреннюю устойчивость государства, скрепляют его подобно кристаллической решетке, обеспечивающей устойчивость элементарных частиц материи. Обратим внимание все же на демографическую безопасность и ее роль в обеспечении национальной безопасности, являющуюся предметом изучения данной статьи.

    Демографическая безопасность - один из видов безопасности страны и ее регионов. Наряду с ней присутствует экономическая, военная, социальная безопасность и др. Демографическая безопасность, взаимодействуя с другими областями социально-экономической реальности, не может рассматриваться только как сфера вспомогательных интересов государства, представляющих только утилитарное значение для решения геополитических задач.

    По мнению Л.Рыбаковского, «демографическая безопасность может быть представлена как такое состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводства населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства. Демографическая безопасность — это функционирование и развитие популяции как таковой в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение ее с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении существующего геополитического статуса» .

    Необходимо учитывать, что цели демографической безопасности, будучи приоритетными для общества, все же сосуществуют с другими такими же значимыми целями и социальной, и экономической, и политической безопасности, выполняя собой, тем не менее, системообразующую функцию, вокруг которой должны выстраиваться приоритеты обеспечения национальной безопасности. Кроме того, демографическая безопасность имеет самостоятельное значение, т.к. связана с одной из самых фундаментальных, интимных сторон жизнедеятельности людей - продолжением рода, а, следовательно, - и жизни. Только в случае обеспечения здоровья, долгожительства, репродуктивной активности населения, можно рассчитывать на успешное решение стоящих перед ним общественно-исторических задач .

    На демографическую безопасность государства влияют следующие факторы: исторические особенности; географическое и экономическое положение; ресурсная база; внутренние и внешние связи; образование, здравоохранение; состояние и процессы, происходящие в других государствах. Уровень демографической безопасности отражает состояние устойчивости общества и государства к различным неблагоприятным факторам, препятствующим его развитию. Если оценивать сокращение численности населения страны в рамках такой логики, то оно опасно потому, что указывает на наличие серьезного дефекта в организационно-государственном механизме обеспечения жизнедеятельности популяции, вследствие которого возникает угроза статусу страны.

    Воспроизводственный процесс, от которого зависит динамика численности и половозрастной структуры населения, по мере развития экономики, общества должен становиться более эффективным при создании государством условий посредством совершенствования социальных институтов и отраслей социальной сферы (здравоохранение, социальная защита, образование), обеспечивающих возобновление последующих поколений. В социуме высвобождаются ресурсы сил, времени, энергии, которые в традиционном обществе затрачивались на необходимое для выживания демографическое воспроизводство. С развитием технологий, здравоохранения, повышением уровня жизни появляется возможность использовать ресурсы для инновационного рывка в экономике, необходимого, в свою очередь, для повышения экономической безопасности. В этом и прослеживается фундаментальная взаимосвязь демографической и экономической безопасности.

    Таким образом, по мнению автора, демографическая безопасность - это категория, характеризующая демографическую систему и присущие ей режим воспроизводства, половозрастную, этническую структуру населения, а также - состояние социальных институтов, обеспечивающих социально-культурный аспект демографического воспроизводства, что в комплексе оказывает влияние на национальную безопасность государства.

    Параметры изменения демографической безопасности страны и регионов обусловлены, в первую очередь, динамикой общих коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста и миграции.

    «Наиболее актуальными для любого региона являются такие демографические угрозы, как:

    1) депопуляция;

    2) старение населения;

    3) нерегулируемые миграционные процессы;

    4) деградация института семьи.

    В свою очередь, демографические угрозы определяются следующими показателями:

    1. Нетто-коэффициент воспроизводства населения.
    2. Коэффициент витальности.
    3. Суммарный коэффициент рождаемости.
    4. Коэффициент смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста.
    5. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни.
    6. Сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования.
    7. Численность нелегальных мигрантов.
    8. Коэффициент брачности и разводимости» .

    Поскольку индекс жизненности характеризует режим воспроизводства населения, который отражает демографическую убыль, стагнацию или рост, его значение равное единице в случае совпадения количества родившихся и умерших за период времени является пороговым, ниже которого начинается депопуляция - естественная убыль населения.

    2) Суммарный коэффициент рождаемости.

    Данный показатель отражает число детей, которое в среднем родит женщина, за весь репродуктивный период при существующей интенсивности повозрастной рождаемости. Он является достаточно информативным для оценки демографической динамики и его значение для простого замещения поколений при существующей ожидаемой продолжительности жизни и половозрастной структуре населения должно быть равно 2,14. Это и есть пороговое значение, ниже которого проявляется суженный режим воспроизводства, когда каждое последующее поколение по численности меньше, чем предыдущее.

    3) Коэффициент эффективности миграции.

    В условиях устойчивого снижения рождаемости все большее значение приобретает миграционный фактор. Прибывающие мигранты восполняют естественную убыль и обеспечивают общий прирост населения. Поэтому преобладание иммигрантов над эмигрантами - важный компонент демографической безопасности. Степень этого преобладания можно определить показателем эффективности миграции, рассчитываемым как отношение миграционного сальдо к миграционному обороту, выраженным в процентах. Думается, что эффективность миграции менее 70% не может заметно улучшить демографическую и социально-экономическую ситуацию.

    4) Доля нелегальных мигрантов в миграционном приросте.

    Вместе с тем, неправильно относиться к миграционному притоку только положительно, поскольку существует такое негативное явление, как нелегальная миграция, которая является отрицательным фактором, влияющим как на демографическую, так и на национальную безопасность в целом по целому ряду причин (коррупция, теневой рынок, преступность, экономические потери для бюджета государства, социальная напряженность). Поэтому целесообразно для характеристики демографической безопасности определять долю нелегальных мигрантов среди всех иностранных мигрантов, въезжающих в Россию. По мнению автора, когда нелегальные мигранты начинают превышать по количеству тех приезжих, кто официально и правомерно живет и трудится в стране, это становится угрозой национальной безопасности. Отсюда пороговым значением следует считать 50% нелегальных мигрантов от всех иммигрантов.

    5) Доля монородительских семей.

    В настоящее время в развитых странах институт семьи переживает серьезный кризис, который начался еще в середине ХХ века, характеризующийся низкой устойчивостью браков, семей, высокими показателями разводов, увеличивающейся долей неполных, неблагополучных семей, начало ХХI века ознаменовалось чередой легализации в ряде европейских стран однополых браков, которые не в состоянии полноценно обеспечить воспроизводство новых поколений. Вероятность рождения последующих детей в монородительских, неполных семьях по статистике очень низкая, что не позволит в популяции обеспечить даже простое воспроизводство. В случае, если доля этих семей превысит треть от общего количества - это станет критическим для демографического развития.

    6) Средняя ожидаемая продолжительность жизни.

    Одним из определяющих параметров социально-демографического развития страны является средняя продолжительность жизни населения, поскольку она во многом зависит от уровня и качества жизни, что является индикатором экономической и социальной безопасности. Вместе с тем, высокая продолжительность жизни населения способствует повышению трудового долголетия и уровню экономической активности населения, а, следовательно, и величины валового внутреннего продукта. Но здесь следует уточнить, что по меркам Международной организации труда возрастные экономически активное население находятся в возрасте от 14 до 72 лет. Поэтому в определении порога средней ожидаемой продолжительности жизни населения целесообразно использовать верхнюю возрастную границу экономической активности, поскольку у большинства населения в старших возрастах стремительно снижается эта активность и, соответственно, участие в формировании экономической безопасности.

    7) Доля населения старше 65 лет.

    Во всех развитых странах мира происходит старение населения, что обусловлено закономерностями демографического развития, вступления индустриальных и постиндустриальных обществ в третью фазу демографического перехода. Шкала старения населения, разработанная Ж.Боже-Гарнье и Россетом в середине ХХ века, учитывающая долю населения старше 60 лет, теряет свою актуальность, поскольку по данной шкале наблюдается очень высокий уровень старости населения (доля населения старше 60 лет - 18% и больше) в большинстве развитых стран. В частности, в России уже в 2002 году людей старше 60 лет было 22,7%, в 2010 году- 21,6%. Организация Объединенных Наций использует критерием старости возраст 65 лет, и считается, что население считается старым, если доля людей старше 65 лет 7% и более. Население России также давно перешагнуло этот рубеж и в качестве порогового значения следует увеличивать долю пожилых минимум в два раза.

    8) Доля детей в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Важным параметром демографической ситуации является численность безнадзорных, беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, этот показатель сложно поддается подсчету, но те показатели, которые официально опубликованы, по мнению автора, не отражают полностью достоверную картину. Пока это десятые доли процента от числа всех детей. Все же критическим данный показатель станет, если достигнет порогового значения, составив существенную часть общей численности всех детей в стране - 15-20%.

    9) Доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в официальном браке. Несколько менее катастрофичным, но все-таки отражающим состояние института семьи является то, сколько детей рождается вне официального брака. Данная тенденция характерна для многих развитых стран, но в целом пока детей, родившихся у женщин, состоящих в официальных браках существенно больше - в 1,5 - 2 раза. Если наступит момент, что рожденных вне брака детей станет больше и это будет уже нарастающая закономерность, тогда можно говорить о необратимом кризисе института семьи, что скажется на социальной устойчивости государства и является серьезной угрозой демографической и национальной безопасности. В данном случае пороговое значение данного показателя - 50%.

    Таблица 1 - Динамика показателей демографической безопасности Российской Федерации

    №п/п Показатели Пороговые значения 2002 2009 2010 2011
    1 Индекс витальности (жизненности) 1,0 0,59 0,87 0,88 0,93
    2 Суммарный коэффициент рождаемости, чел. 2,14 1,51 1,542 1,567 1,582
    3 Коэффициент эффективности миграции, % 70 26,8 79,0 70,2 81,3
    4

    Доля нелегальных мигрантов в миграционном приросте

    50 н/д н/д н/д н/д
    5 Доля монородительских семей, % 30 17 18,2
    6 Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет 72,0 64,95 68,78 68,94 69,83
    7

    Доля населения старше 65 лет,%

    7-14 13,3 10,2 12,7 12,8
    8

    Доля детей в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, %

    15-20 0,38 0,41
    9

    Доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в официальном браке, %

    50 29,45 26,07 24,87 24,58
    10

    Соотношение абортов на 100 родов

    100 139 74 67 63

    10) Соотношение абортов и родов

    Заключительным показателем демографической безопасности является частота абортов в популяции или точнее соотношение абортов и родов. В конце 90-х годов ХХ века и начале 2000-х данный показатель в Российской Федерации был катастрофическим- когда на 100 родов приходилось более 200 абортов, что отражало, наряду с высоким уровнем смертности среди младенцев, людей в средних возрастах, происходящую депопуляцию и существующую, казалось, необратимую угрозу демографической и национальной безопасности. По мнению автора, пороговым значением является равное количество родов и абортов.

    Как видно из таблицы 1, приведенные показатели демографической безопасности отражают довольно неоднозначную динамику демографической безопасности за последнее десятилетие. Начнем с индекса витальности. С одной стороны происходит существенное увеличение данного показателя с 2002 по 2011 год, с другой - его значение до сих пор находится ниже порога простого воспроизводства населения, т.е. говорить о принципиальном улучшении естественного воспроизводства нельзя. О чем также свидетельствуют значения суммарного коэффициента рождаемости, который также последние годы неуклонно повышается, но все же находится на очень критическом уровне, который характерен для суженного воспроизводства населения, т.е. отражает продолжающуюся естественную убыль населения.

    Далее, что касается эффективности миграции, то этот показатель за 10 лет вырос более чем в 3 раза. Вместе с тем, следует учитывать структуру въезжающих и остающихся жить и работать в стране мигрантов, среди которых специалисты с высшим образованием составляют пятую часть, а по этническому происхождению преобладают мигранты из Средней Азии с отличающейся культурой, менталитетом, языком от российского населения. Серьезная государственная проблема - нелегальная миграция, которую достаточно сложно отследить, зафиксировать, официальная статистика не имеет четких данных, не разработана методика подсчета нелегальных мигрантов, которые по истечении трехмесячного срока выезжают за пределы России и тут же въезжают снова как туристы. По различным неофициальным источникам количество нелегальных мигрантов колеблется от 5 до 15 млн. человек.

    Следующий показатель демографической безопасности - доля монородительских семей, можно отследить лишь по результатам проведенных Всероссийских переписей населения в 2002 и 2010гг. Здесь наблюдается неблагоприятная динамика - доля таких семей за данный период увеличилась. Показатель средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни за десятилетие увеличился почти на 5 лет, но все же остается ниже даже верхней границы экономической активности населения, которую автор предлагает принять за пороговое значение демографической безопасности. Данное обстоятельство сказывается на увеличении доли населения старше 65 лет, которая при низкой рождаемости в ближайшей перспективе будет расти и дальше, хотя и пока этот показатель ниже, чем был в 2002 году. Негативной выглядит тенденция увеличения доли детей, оставшихся без попечения родителей, пусть незначительный, но все-таки рост с 2002 по 2009 год. Имеется определенная взаимосвязь данного явления с трансформацией института семьи, характеризуемой достаточно частым рождением детей у женщин, не состоящих в официальном браке. Динамика данного показателя выглядит благоприятной - с 2002года, когда таких детей родилось почти 30%, он снизился к 2011 году, составив 24,5%.

    Последний показатель - соотношение абортов и родов также свидетельствует об улучшении планирования деторождения и репродуктивного здоровья женщин, поскольку за 10 лет снизился более чем в 2 раза, существенно отдалившись от порогового значения.

    Основные угрозы демографической безопасности - низкая рождаемость, неустойчивость института семьи, неконтролируемая миграция, старение населения маркирует представленная система перечисленных показателей. Угрозы экономической безопасности отражены в нормативно-правовых актах, регламентирующих стратегию развития страны. В частности, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608, наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, названы:

    1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

    • расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
    • увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;
    • рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
    • задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

    2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

    • усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
    • отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
    • низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
    • свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
    • снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
    • завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
    • приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
    • рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

    3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

    Важнейшими факторами этой угрозы являются:

    • объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
    • нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
    • увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

    4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

    • рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
    • сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
    • ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли .

    Таким образом, проведенный анализ динамики демографической безопасности России в последнее десятилетие показал, что ситуация заметно изменилась в лучшую сторону в результате снижения смертности, числа абортов, повышения рождаемости, продолжительности жизни, укрепления семейной структуры населения благодаря комплексным мерам государства в социально-демографической сфере. Вместе с тем, приходится констатировать, что режим воспроизводства остается суженным, смертность, хотя и незначительно превышает рождаемость. Это свидетельствует о том уровне демографической безопасности, который недостаточен для устойчивого развития государства. Современные вызовы и угрозы экономической, демографической безопасности государства требуют всеобъемлющей и комплексной работы органов государственного управления по созданию необходимых условий для полноценной жизнедеятельности населения, экономических субъектов, отраслей социальной сферы. При этом основными приоритетами являются построение правового государства, включая действенную судебно-правоохранительную систему, искоренение системной коррупции, препятствующей эффективному государственному регулированию демографических, миграционных процессов; минимизация имущественной дифференциации населения с обеспечением равных возможностей доступа к ресурсам, повышая тем самым экономическую и предпринимательскую активность людей; переход к инновационной экономике, используя систему стимулирования развития компаний с высокотехнологичными и конкурентоспособными товарами и услугами; снижение неравномерности социально-экономического развития регионов. Кроме того, реализация данных программ позволит потенцировать проводимую демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, снижение смертности мужчин в трудоспособных возрастах, эффективности и организованности миграционных процессов.

    Литература

    1. Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. 1997. №5.
    2. Экономическая безопасность: Производство, финансы, банки/ Под ред. В.К.Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
    3. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный дом, 2003 г.
    4. Погорелый Д. Е., Фесенко В. Ю.,Филиппов К. В.Политологический словарь - справочник. Ростов н/Д: «Наука-Спектр», 2008.
    5. Миграция и национальная безопасность: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2003. Вып.11.
    6. Акьюлов Р.И. Демографическая безопасность региона как объект государственной политики / Экономика региона. 2008. №3.
    7. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    Bibliography

    1. Economic safety of Russia // Sotsialno-politicheskiy zhurnal. 1997. №5.
    2. Economicsafety: Production, finances, banks / Edited by V.K. Senchagov. M.: Finstatinform, 1998.
    3. Sociology: Encyclopedia / Comp. by A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evelkin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshchenko. Minsk: Knizhniy dom, 2003.
    4. Pogoreliy D.E., Fesenko V.Yu., Filippov K.V. Politological dictionary - reference. Rostov-on-Don: “Nauka-Spektr”, 2008.
    5. Migration and national security: Scientific series: International migration of population: Russia and modern world / Editor-in-chief V.A. Iontsev. М.: МАКS-Press, 2003. Issue 11.
    6. Akyulov R.I. Demographic safety of the region as an object of state policy // Ekonomika regiona. 2008. №3.
    7. On the State strategy of the RF economic safety (Magor provisions): The RF President’s Decree dated 29.04.1996 № 608 . Access from the reference-legal system “СonsultantPlus”.