Сбалансированность бюджета. Доходы и расходы бюджета

Сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации в 2013 - 2015 годах целесообразно обеспечивать, прежде всего, за счет выявления резервов действующей налоговой системы, в том числе за счет улучшения администрирования уже существующих налогов и страховых взносов, исполнения администраторами доходов планов поступления доходов и исключения случаев потерь бюджетных доходов, увеличения доходов от использования природных ресурсов и государственной и муниципальной собственности.

Важнейшей для финансовых, контролирующих и правоохранительных органов должна стать системная работа, направленная на легализацию доходов от экономической деятельности, и наведение порядка в системе учета и взимания налогов, таможенных и других платежей, поступающих от субъектов экономической деятельности. По данным Росстата, доля не наблюдаемой прямыми статистическими методами экономики Российской Федерации в процентах к ВВП составила в 2010 году до 15,5 % (в 2008 году - 14,1 %). Согласно отдельным экспертным оценкам, доля теневой экономики в Российской Федерации составляет около половины ВВП.

Существенным резервом увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации является устранение недостатков в налогообложении сферы производства и оборота алкогольной продукции. По данным Росстата, уровень использования мощностей по производству водки и ликероводочной продукции за период с 1995 по 2009 год снизился в 2 раза (с 49 % до 24 %). Такой низкий уровень использования мощностей свидетельствует о том, что объемы фактически произведенной продукции декларируются далеко не полностью.

Значительным резервом получения дополнительных доходов может быть повышение результативности налогового контроля в части возмещения НДС из федерального бюджета. Согласно информации Минфина России, за счет проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, повышения эффективности налоговых проверок, принятия комплекса мер по взысканию задолженности по уплате налога, привлечения к налогообложению организаций, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщиков, и других мер уровень собираемости ежегодно будет увеличиваться на 1 процентный пункт. В результате указанных мероприятий прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в 2013 году на 22,3 млрд. рублей, в 2014 году - на 25,9 млрд. рублей, в 2015 году - на 30,8 млрд. рублей.

Значительным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации будут оставаться поступления от реализации природных ресурсов, результатов финансово-хозяйственной деятельности добывающего сектора промышленности, топливно-энергетического комплекса. Необходимо повысить прозрачность процесса ценообразования и предсказуемость цен и тарифов на производимую продукцию и услуги, обеспечить достоверный учет финансово-хозяйственной деятельности организаций, в первую очередь монополизирующих внутренний рынок нефтепродуктов.

Ключевым потенциальным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации должны стать доходы, полученные в результате реализации мероприятий, направленных на диверсификацию экономики страны.

Дополнительные поступления в бюджетную систему Российской Федерации могли бы быть обеспечены в результате принятия более действенных мер по сокращению имеющейся задолженности по налогам, сборам и таможенным платежам.

Требует совершенствования система региональных налогов. В настоящее время доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в основном за счет доходов от уплаты таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доля в доходах консолидированных бюджетов в 2011 году составила 25,2 %), налог на доходы физических лиц (26,1 %), акцизов (4,9 %).

Налог на доходы физических лиц является весомым источником доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в целях соблюдения принципов социальной справедливости и увеличения доходов региональных и местных бюджетов целесообразно рассмотреть в перспективе возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ, что особенно актуально в условиях резкого расслоения населения по уровню доходов. Переход на дифференцированную шкалу налогообложения не только позволит более равномерно перераспределять налоговую нагрузку и иметь целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы, но и обеспечит восполнение выпадающих доходов бюджета от снижения налоговой ставки поступлениями налога от высокодоходных категорий граждан. Повышение самостоятельности местных бюджетов может быть обеспечено в результате введения налога на недвижимость. Следует отметить, что задача введения главы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей налогообложение недвижимости, впервые была четко сформулирована в 2002 году в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2003 году". Вместе с тем до настоящего времени указанная задача не решена. На формирование доходной базы регионов заметное влияние оказывает предоставление налоговых льгот, устанавливаемых федеральным законодательством, по региональным налогам и сборам. В 2010 году оценка выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по указанной причине составила около 200 млрд. рублей. Поэтапная отмена указанных налоговых льгот будет способствовать увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, назрела необходимость в подготовке комплекса мер по развитию доходного потенциала бюджетной системы Российской Федерации в объемах, позволяющих обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

1. Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален , несбалансированность делает его фиктивным.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней . Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета , в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета относятся: лимитирование бюджетных расходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений. Сбалансированность бюджета это также планирование направлений бюджетных расходов; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, последовательный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств и т.д.

Концепции сбалансированности госбюджета:

1) концепция ежегодного балансирования бюджета (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования экономики, т.к. любое сознательное воздействие правительства на доходы или расходы может привести к нарушению этого баланса)

2) концепция балансирования в ходе экономического цикла (бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. В периоды подъема формируется бюджетный резерв. В периоды спада может образоваться дефицит бюджета и на его покрытие могут использоваться накопленные бюджетные средства)


3) концепция функциональных финансов (главная цель финансов гос-ва – это обеспечение макроэкономического равновесия в экономике, поэтому считается необходимым поддерживать и стимулировать эк рост, расширяя для этой цели госрасходы, несмотря на то, что это может привести к дефициту бюджета)

Как известно, в целом состояние сбалансированности бюджета зависит от трех основных параметров:

· основных направлений и применяемых инструментов текущей государственной политики в сфере доходов и расходов бюджета;

· определенной стадии экономического цикла развития экономики страны;

· приоритетов и перспектив на долгосрочный период поступлений в бюджет налоговых и иных обязательных платежей, а также сумм других государственных доходов (в том числе заемных).

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Его результатом является недостаток свободных оборотных средств вэкономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.

до 12 августа 2000 г. в бюджетный кодекс входила глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», которая была затем исключена (Федеральный закон от 05.08.2000 № 116-ФЗ).

Депутаты Госдумы предлагают вернуть в бюджетное законодательство норму о профиците бюджета. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму (в январе 2014 г).

Предлагается установить в Бюджетном кодексе РФ порядок использования профицита бюджета . Так, установлено, что бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет) должны быть составлены и утверждены без профицита бюджета.

При этом в случае обнаружения в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета превышения доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета предписывается осуществить сокращение профицита бюджета. Для такого сокращения предусмотрены действия в следующей последовательности:

сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств ;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если указанные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

В соответствии же с российским законодательством бюджет не должен быть ни дефицитным, ни профицитным. Нормой для экономик большинства стран является именно состояние сбалансированности доходов и расходов. Поэтому не случайно из БК РФ вообще была исключена глава 12.

Центральным направлением расходования профицитных средств является использование их на дополнительное (и, как правило, досрочное) погашение долговых обязательств. Используются эти средства и на увеличение расходов бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Сбалансированность бюджета РФ [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В статье рассматривается вопрос эффективного исполнения бюджета Российской Федерации, его сбалансированности, в контексте обеспечения стабильной национальной экономики. Сбалансированный бюджет является объективной потребностью при стабилизации национальной экономической системы.

Доходы и расходы бюджета

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Бюджет, как основной инструмент системы государственных финансов, позволяет сопоставлять потребности государства и размер средств для их удовлетворения. Бюджет состоит из доходной и расходной части.

Доходы и расходы бюджета РФ

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Формирование государственного бюджета осуществляется посредством доходов и расходов, которые отражают процесс перераспределения валового национального продукта в соответствии с целями и задачами государственной политики.

Доходы бюджета формируются из налоговых и неналоговых поступлений за счет перераспределения национального дохода. Доходы бюджета отражают выполнение фискальных и экономических задач государства. За счет доходной части финансируется реализация задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета отражают процесс перераспределение доходов бюджета путем использования по различным направлениям государственной политики.

Сбалансированность бюджета – это паритетное соотношение доходов и расходов бюджета.

Проблема сбалансированности бюджета РФ

Когда все расходы бюджета покрыты его доходами, считается, что расходы уравновешены доходами, такое положение является условием нормальной бюджетной деятельности. Однако доходы могут быть больше расходов и наоборот.

  1. Доходы превышают расходы – бюджетный профицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения расходов бюджета по финансированию государственных фондов.
  2. Доходы меньше расходов – бюджетный дефицит. Сбалансировать бюджет можно за счет увеличения доходов, сокращения расходов или комбинацией.

Возникновение дефицита бюджет может быть обусловлено разными причинами:

  • Структурный дефицит – реализация политики по стимулированию экономической активности и спроса в период спада производства, когда государство увеличивает расходы, в частности на создание рабочих мест;
  • Циклический дефицит – вызывается общим спадом производства в период кризиса вследствие , когда снижаются налоговые поступления и доходы государства;
  • Активный дефицит – возникает в результате превышения расходов над доходами, т.е. несбалансированного бюджетного процесса;
  • Пассивный дефицит – возникает в результате снижения налоговых поступлений вследствие замедления темпов .

Проблема сбалансированности бюджета обусловлена базовым принципом бюджетного процесса – обеспечение количественного соответствия бюджетных расходов и источников их финансирования. Отсутствие бюджетного паритета порождает несбалансированность.

Несбалансированность бюджета может быть отрицательной и положительной, соответствуя дефициту и профициту бюджета.

При дефиците бюджета он, в принципе, не исполним, так как нереален и фиктивен. Поэтому государству требуется изыскать дополнительные денежные средства для покрытия своих расходов, чтобы обеспечить бюджетный паритет, либо отказаться от части расходов.

Профицит бюджета также является нежелательным, так как означает повышенную нагрузку на экономическую систему и снижает эффективность использования бюджетных средств. Излишние доходы следует направлять в специальные государственные фонды, в том числе внебюджетные.

В обоих случаях речь идет о существенном дисбалансе – когда доходы и расходы бюджета несовпадают в пределах десятых процента, добиться сбалансированности бюджета можно за счет небольших коррекций.

Таким образом, сбалансированность бюджета РФ – это необходимое условие нормального функционирования государства.

Методы достижения сбалансированности бюджета

Различают две группы методов сбалансированности бюджета:

  1. Методы, применяемые при формировании бюджета;
  2. Методы, применяемые при исполнении бюджета.

Виды несбалансированности бюджета

Несбалансированность бюджета может быть краткосрочной или долгосрочной.

Краткосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходам нарушен в течение одного финансового года и является отражением макроэкономической ситуации. Обычно это происходит вследствие изменения ситуации, в которой планировался бюджет. Незапланированные тенденции могут оказать пагубное воздействие на налоговые поступления: падение экспортных цен, сокращение объемов производства, изменение спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности.

Долгосрочная несбалансированность бюджета – паритет между доходами и расходами нарушается на протяжении нескольких лет подряд. Разрыв между доходами и расходами бюджета обуславливается системными или фундаментальными проблемами в национальной экономической системе, которые носят устойчивый характер.

Факт наличия дефицита бюджета – не обязательно сигнал экономических проблем. Дефицит выступает инструментом макроэкономического регулирования, позволяя решать различные социально-экономические задачи. Однако недопустимо длительный период пользоваться данным инструментом – все хорошо в меру. При долгосрочной отрицательной несбалансированности бюджета появляются негативные последствия снижения совокупного спроса и доходов.

Стратегической целью государства является сбалансированность бюджета .

Концепции сбалансированности бюджета

Современные концепции сбалансированности бюджета предполагают три основные модели:

  1. Бюджет должен быть сбалансированным ежегодно.
  2. Бюджет должен быть сбалансирован на протяжении .
  3. Сбалансированность бюджета является второстепенным аспектом бюджетного процесса.

Данные концепции исходят из разных теоретических обоснований:

  1. Концепция ежегодной сбалансированности бюджета повсеместно применялась до середины XX века, когда государства добивались равенства доходов и расходов, порой даже тогда, когда можно было обойтись без жестких мер. Исходная предпосылка – позволяет государству проводить более ответственную политику, "жить по средствам".
  2. Концепция сбалансированности бюджета в пределах экономического цикла появилась в результате развития , который обосновал возможность использования дефицита бюджета для стимулирования экономики. При экономическом спаде государство должно сократить налоги и увеличить расходы – бюджет становится дефицитным, но государство компенсирует падение спроса. Во время государство рассчитывается по долгам за счет повышения ставок налогообложения или роста налоговых поступлений. Избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса. Бюджет может быть дефицитным даже несколько лет, но по итогам экономического цикла он становится сбалансированным. Применяется большинством стран в практике .
  3. Концепция вторичности сбалансированности бюджета исходит утверждения, что основной задачей является стимулирование экономического роста. Отвергается принцип "жить по средствам" – если доходов бюджета не хватает для финансирования расходов, то необходимо использовать заемные средства. Государственный кредит способен компенсировать разрыв в доходах и расходах, а также привлечь сбережения для инвестирования в экономику. Данная концепция применяется в США, где государственный долг превысил величину годового ВВП, а государство уже давно живет не по средствам.
Сбалансированность бюджета

Концепция сбалансированности бюджета

Преимущества

Недостатки

Ежегодная сбалансированность бюджета

Повышенная ответственность государства

Долги на накапливаются

Умеренное стимулирование экономического роста

Сбалансированная бюджетно-фискальная политика

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Не учитывается вероятность того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по продолжительности и глубине

Наиболее рациональная концепция, сочетающая все инструменты макроэкономического регулирования

Подходит для любых стран

Сбалансированность бюджета вторична

Постоянное стимулирование экономического роста

Привлечение инвестиций

Сохранение устойчивого дефицита бюджета

Постоянный рост расходов бюджета

Сокращение инвестиций в реальный сектор экономики

Снижение количества производительных рабочих мест

Рост государственного долга

Бесперспективность концепции доказана негативным опытом США

Недостатки превалируют над преимуществами

Не подходит для современных развитых стран

Сбалансированность бюджета Российской Федерации

В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Государственная Дума может принять только сбалансированный бюджет.

Если обнаружен профицит, реализуются следующие действия для сбалансированности бюджета:

  1. направить дополнительные доходы на погашение долговых обязательств;
  2. увеличить расходы бюджеты на национальные проекты и общественно-значимые мероприятия;
  3. прекратить привлечение доходов от реализации государственного и муниципального имущества;
  4. сократить налоговые доходы.

При обнаружении дефицита, определяются источники финансирования дефицита бюджета для его сбалансированности:

  1. выпуск государственных ценных бумаг;
  2. бюджетные ссуды;
  3. поступления от реализации принадлежащих государству финансовых активов, собственности, ценных бумаг;
  4. привлечение внешних займов.

Идеальное исполнение бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т. е. превышение доходов над расходами, или профицит бюджета. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат или перевести его в бюджет следующего года.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Размеры дефицита входят в число важных макроэкономических показателей. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Согласно ст. 92 БК РФ, в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В законодательстве указываются следующие источники покрытия дефицита федерального бюджета.

  • 1. Внутренние источники следующих видов:
    • - кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
    • - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • - бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • 2. Внешние источники следующих видов:
    • - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • - кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Но в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Согласно ст. 88 БК РФ, если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета, а именно:

  • - сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета -- сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
  • - предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • - увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;
  • - сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Принцип сбалансированности бюджета, сформулированный в ст. 33 БК РФ, означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Согласно этой статье БК РФ, сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год. Все расходы, которые государство (субъект РФ либо муниципальное образование) планирует произвести в предстоящем году, в суммарном количестве не могут превышать суммарного количества планируемых на предстоящий год доходов и средств, поступающих из источников финансирования бюджетного дефицита. При этом органы исполнительной и законодательной (представительной) власти при составлении и утверждении проекта бюджета, его последующем выполнении должны учитывать принцип сбалансированности бюджета и предпринять все меры, необходимые для уменьшения показателя дефицита бюджета, т.е. превышения его расходной части над доходной.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, а также не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Если при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность бюджета. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет.

Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволило прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой -- механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме сбалансирования бюджета.

1. Ежегодно балансируемый бюджет - сводится с нулевым сальдо (доходы равны расходам). Недостатки: такой бюджет не является экономически нейтральным.

Например, в экономике наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. государственный бюджет сбалансированность профицит

2. Бюджет, балансируемый на циклической основе, должен балансироваться не ежегодно, а в пределах экономического цикла. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Так, в период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

3. Сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Снижению дефицита бюджета способствует его гласность, т. е. доступность всей информации об утвержденном бюджете, отчетах по его исполнению, по решениям органов местного самоуправления и вопросам, вызывающим среди них разногласия.

Также сбалансированность бюджета зависит от надежности показателей прогноза социально-экономического развития.

Не меньшее значение имеет реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Кроме того, бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Первостепенное внимание надо обратить и на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Так, едва ли можно упрекнуть правительство РФ, если оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Таким образом, сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что создание сбалансированного государственного бюджета является важнейшей задачей правительства страны, в достижении экономического роста, что, в свою очередь, повысит уровень благосостояния общества.

Экономический рост – это увеличение объемных показателей экономической деятельности, в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии. Экономический рост – то состояние экономики, к которому стремится каждое государство, поскольку при этом происходит увеличение объема национального дохода государства и в распоряжении государственного бюджета появляются дополнительные средства .

Для достижения экономического роста государство вносит изменения в принятый государственный бюджет, перераспределяет денежные средства на те статьи бюджета, цели которых – удовлетворение экономических, политических, социальных интересов общества.

Сбалансированность государственного бюджета – это важнейший вопрос, от которого зависит благосостояние граждан. Государственный бюджет – финансовый документ, в соответствии с которым определяется уровень благосостояния того или иного государства. А это оказывает колоссальное влияние на обстановку в обществе, обеспечивает государству определенное место и репутацию на мировой арене.

Федеральный бюджет в России принимается в форме федерального закона Государственной думой по представлению правительства РФ и затем выносится на утверждение Совета Федерации Федерального собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство Российской Федерации. Действует утвержденный бюджет ровно один календарный год .

Доходы бюджета поступают в пользу государства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. В доходах бюджета различных государств налоги составляют 80-90%.

Неналоговые доходы бюджета образуются:
- доходы от государственной собственности;
- от продажи объектов государственной собственности (приватизации);
- реализации государственных запасов;
- получение процентных платежей по займам, предоставленных государством в предшествующие периоды и других источников.

Расходы бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства .

Государственный бюджет может находиться в следующих состояниях:

1. Сбалансированный бюджет

2. Дефицит

3. Профицит

Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать сбалансированное. Дефицит бюджета имеет негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны, но и профицит также является источником проблем для государства: проблем рационального использования высвободившихся средств, создания стабилизационного фонда и выработки направлений и целей их дальнейшего использования.

Длительное время российская бюджетная политика строилась на таком важном и обязательном требовании, как бездефицитность бюджета. В настоящее время правительство страны в большей степени придерживается следующей концепции - сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла, то есть государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. В случае, если избежать дефицита бюджета невозможно, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнении .

В России в последние 15 лет происходят значительные изменения в бюджетной системе направленные, на совершенствование бюджетного планирования в целях повышения эффективности бюджетных расходов .

В наше время наибольшим приоритетом при составлении бюджета РФ пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. Приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

После кризисного спада эпохи радикальных экономиче­ских реформ и застоя 1996-1999 гг. в 2000-2006 гг. экономика России продемонстрировала серьезную положительную динамику, при которой реальный ВВП вырос на 47,4 %. А ежегодный рост ВВП составил около 7 %.

Однако, необходимо отметить, что экономический рост, наблюдаемый в эти годы являлся восстановительным, во многом вызван реформами после смены общественного строя. Его темпы постепенно начали спадать .

Рассмотрим итоги исполнения бюджетов в 2006-2011х гг:

В 2005- 2008 гг. бюджет России профицитный, это связано с впечатляющим непрерывным экономическим ростом в 1999-2008 годах, с резким увеличением реальных доходов населения и повышением качества жизни.

В 2009 – 2010 гг. наблюдался дефицит бюджета. В 2008 году произошел мировой экономический кризис, который отразился и на российской экономике. В 2009-2010 годах экономика находилась в состоянии экономического спада и стагнации .

Затем состояние экономики стабилизировалось, в 2011 году российская экономика вошла в фазу экономического роста и бюджет России стал профицитным.

Экономика России в 2012 году характеризуется следующими достижениями, которые естественно оказывают влияние на бюджет:

1.Завершение вступления России в ВТО

2. Невысокие темпы инфляции и стабильный валютный курс
3. Относительно невысокий уровень безработицы

В то же время:

1.Произошло замедление роста экономики практически до нуля

2.Отток капитала за рубеж (более $70 млрд), который наблюдался даже в условиях экономического роста;

3. Сохранение доминирования государства в экономике;

4.Сохранение зависимости от нефтяных цен и отсутствие сдвигов в этой сфере .

Однако уже в 2013 году экономический рост в России начал замедляться. Причины такой ситуации глава Дмитрий Медведев видит в снижении промышленного производства, замедлении темпов роста строительства, которое формирует крупнейшие инвестиции в основной капитал, а также торговли. Также на российской экономике сказывается неблагоприятная конъюнктура в Евросоюзе, и повышение цен на продовольствие.

Можно сделать вывод, что оптимальным состоянием государственного бюджета России является сбалансированный бюджет.

При профиците бюджета хоть и появление дополнительных денежных средств вызывает определенные проблемы их рационального использования, но эти средства можно направить на различные благие цели, среди которых:

  • развитие экономики
  • инновации
  • выплата государственных трансфертов

И таким образом достигать сбалансированности экономики.

Но и в случае дефицита бюджета существует необходимость и возможность его покрытия и достижения сбалансированности. Сбалансированность при дефиците достигается следующими мерами:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте .

Государство всегда должно стремиться к сбалансированности бюджета. Этот принцип утвержден Бюджетным Кодексом РФ. Сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год.

Таким образом, хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной мере покроет всех необходимые общественные потребности. Основной целью цивилизованного государства должно являться обеспечение экономического роста и благосостояния народа. А для России – достижение высоких темпов экономического роста, являющееся основой повышения уровня жизни населения. Причем рост должен быть интенсивным.