Противоречия экономического развития.


ЭПОХА «ОТТЕПЕЛИ»

С именем Н.С. Хрущева связан период, вошедший в историю нашей страны под названием «оттепели». В 1954 году были созданы центральные и местные комиссии по пересмотру дел лиц, осужденных по политическим обвинениям. Начались массовые реабилитации незаконно осужденных – руководителям министерств и ведомств вменялось в обязанность трудоустройство реабилитированных. Время пребывания в заключении засчитывалось в непрерывный трудовой стаж, предусматривалось назначение пенсии и предоставление льгот реабилитированным. Была проведена амнистия всех бывших военнопленных, интерниро­ванных по возвращении в СССР.

В феврале 1956 г. проходил XX съезд КПСС – пер­вый съезд после смерти И. Сталина. На закрытом заседа­нии съезда Н. Хрущев прочел доклад «О культе личности и его последствиях». Основу доклада составили выводы комиссии Поспелова. По итогам доклада было опубликовано постановление ЦК КПСС. Репрес­сии объяснялись негативными личными качествами И. Сталина, о которых в свое время писал еще В.И. Ленин. Сложная обстановка 1930-х гг., вызвавшая неизбежные ог­раничения социалистической демократии, создала условия для проявления этих качеств. В постановлении правильность политического курса на построение социализма и коммунизма в СССР не подвергалась сомнению, подчерки­валось, что «культ личности не изменил и не мог изменить демократической природы социалистического строя».

Доклад Хрущева и развернувшаяся после съезда кри­тика культа личности И. Сталина вызвали широкий ре­зонанс в стране и за рубежом. Серьезные инциденты произошли в Грузии, в Прибалтике. Реакция за рубежом привела к драматическим событиям в Венгрии. Положение Н. Хрущева оказалось под угрозой. Большинство членов Президиума ЦК – Н. Булганин, В. Молотов, К. Ворошилов, Г. Маленков, Л. Каганович и др. – выступили против Хрущева. Они противи­лись резкой переоценке исторического прошлого, так как сами принимали непосредственное участие в репрессиях. В июне 1957 г. они потребовали отставки Н. Хрущева. Был срочно созван пленум ЦК, на котором большинст­во поддержало Н. Хрущева. В. Молотов, Г. Маленков, Л. Каганович были обвинены в создании «антипартий­ной группы» и сняты со всех постов.

После XX съезда КПСС процессы социалистической демократизации общества усилились. Из уголовного кодекса была убрана 58 статья об ответственности за политические преступления. Были восстановлены права народов, переселенных в годы войны с прифронтовых районов вглубь страны (кроме крымских татар и немцев Поволжья). В 1957 г. была восстановлена ав­тономия балкарцев, чеченцев, ингушей, калмыков, карача­евцев.

В начале 60-х гг. политическое развитие страны проходило под влиянием программы КПСС, принятой в 1961 г. и провозглашавшей построение коммунистического общества. Были намечены задачи по созданию материально-технической базы коммунизма, перерастание социалистических общественных отношений в коммунистические, формирование человека коммунистического общества. Программой КПСС намечались при построении коммунизма возрастание роли общественных организаций и передача им функций государственных органов. В ноябре 1962 г. партийные комитеты всех уровней были разделены на промышлен­ные и сельскохозяйственные. Это вело к вмешательству партийных органов в решение производственных вопросов, а в конечном итоге к перерастанию партии в хозяйственный орган, что и соответствовало духу программы партии.

Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х - начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ.

Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукция на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с развития их личных хозяйств.

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе В. С. Немчинов, Л. М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет).

Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялиеь Советы народного хозяйства и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления, но не затрагивала основ командно-административной системы.

Индустриальное развитие

С 1966 г. приступили к работе на новых условиях хозяйствования свыше 700 производственных коллективов. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения (ПО). Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственной кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработкой сырья. Одним из крупнейших объединений стал «АвтоЗИЛ». В его состав вошли Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева и несколько заводов-филиалов в других городах (в частности, в Рославле и Мценске). Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках.

Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция - на 50% (официальные данные). В больших масштабах велись капитальное строительство и реконструкция действующих производств. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. Начали действовать Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове. Сооружались новые и реконструировались действующие предприятия химической промышленности. Особенностью нового строительства являлось его смещение в районы добычи нефти и природного газа. Окончилась прокладка газопровода Средняя Азия - Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км.

Как и в предшествующие десятилетия, в годы 8-11-й пятилеток труженики промышленности выступали с многочисленными трудовыми начинаниями. Десятки тысяч рабочих участвовали в движении изобретателей и рационализаторов, соревновались за высокую производительность труда.

Массовое распространение получило возникшее еще в начале 60-х голов движение за коммунистическое отношение к труду. Многочисленные инициативы появлялись в периоды подготовки к знаменательным датам - 50- и 60-лстию Октябрьской революции, к 50-лстию образования СССР, 40-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне. Соревнование тружеников индустрии приносило определенный экономический эффект. В то же время в нем присутствовало немало показухи и элементов формализма. Многие трудовые инициативы оказывались надуманными (например, борьба за бездефектное изготовление продукции).

Характерной чертой индустриального развития 70-х годов являлось увеличение масштабов нового строительства. Вступили в строй подшипниковый завод в Курске, заводы автоматических линий в Костроме и атомного машиностроения в Волгодонске («Атоммаш»). Достиг проектной мощности Волжский автомобильный завод (ВАЗ). В Набережных Челнах возводился завод по производству автомобилей большой грузоподъемности (КамАЗ). Начали действовать тепловые электростанции в Запорожье и Сургуте. Велось техническое перевооружение действующих предприятий (Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения и др.).

Высокими темпами развивались энергетика, химия, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная промышленность. Особое внимание уделялось развитию оборонной промышленности. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. «Пятилетка эффективности и качества»- так называлась она в официальных документах. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Более того, наметилось серьезное отставание во всех индустриальных отраслях.

Индустриальное развитие 70-х - начала 80-х годов характеризовалось углублением тенденций, вызванных политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. В основе планов социально-экономического развития лежала подчиненность экономик всех союзных республик единому народнохозяйственному комплексу. С целью «взаимодополнения» республиканских хозяйств и их объединения в единый комплекс развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджанской ССР преимущественное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Ее продукция поставлялась в другие республики Закавказья.

Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов. С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. Были сформированы территориально-производственные комплексы в Сибири (Красноярско-Ачинский), в Казахстане (Чимкентеко-Джамбулский), в Таджикистане и других районах. Прокладывалась Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ).

Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Латвии, Литве и Эстонии на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

К началу 80-х годов в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности. Директивное управление, недостаточный учет региональных особенностей производства вели к падению экономических показателей индустриального развития.

Тенденции аграрного развития

Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства. Увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта. Как и прежде, допускались нарушения в политике планирования заготовок, устанавливались дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукция. Закупочные цены на нее не всегда были достаточно обоснованными. Многие виды продукции продавались государству по символическим сдаточным ценам. Это стало одной из причин увеличения числа убыточных хозяйств.

С конца 60-х и особенно в 70-е годы с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. К середине 80-х годов в агросфере экономики действовачо 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий. Однако агропромышленная интеграция в условиях нарастающего экономического кризиса не принесла ожидаемого эффекта.

Принимались и другие меры для подъема аграрного производства. Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Вводились надбавки к закупочным ценам на продукцию, производимую хозяйствами в худших природных условиях. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах - районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В 1971-1975 гг. он составлял 13% совокупного общественного продукта, а в 1981-1985 гг.- лишь 6%.

Низкие темпы развития сельского хозяйства вызывали перебои в снабжении населения продовольственными товарами. Для преодоления сложившихся трудностей с продуктами питания была разработана Продовольственная программа СССР (1982 г.). Программой предусматривалось комплексное развитие сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей промышленности, заготовок, хранения, переработки. Агропромышленный комплекс (АПК) был выделен в самостоятельный объект планирования и управления.

На рубеже 70-80-х годов значительно ухудшились условия народнохозяйственного развития. Осложнилась демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости населения в 60-х годах (одно из последствий Отечественной войны) привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей. Из каждого рубля государственного бюджета 70 копеек направлялись на военные нужды. В тяжелой индустрии, прежде всего в машиностроении, не выполнялись планы научно-технического прогресса. Перемещение центров добывающей промышленности в восточные районы повысило себестоимость топливно-энергетического сырья. Развитие атомной энергетики, введение в строй новых энергоблоков на атомных электростанциях сопровождались поспешностью и показухой.

Для повышения производительности труда была предпринята попытка внедрения новых форм его организации - коллективный подряд на условиях полного хозрасчета. Бригадный характер труда получил распространение в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, но в конечном счете он не принес ожидаемого эффекта. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть - важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика (неучтенные статистикой предприятия в сфере промышленности, торговли и т. д.). Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция.

Задания одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю.

Социальная сфера. Противоречия в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика). Медленнее, чем планировалось, росли реальные доходы населения. Были увеличены размеры ежемесячной зарплаты низкооплачиваемым категориям работников. Одновременно велось неоправданное сближение оплаты труда инженерно-технического персонала и рабочих. Рост зарплаты велся без учета реальных результатов труда работающих.

В 70-х - начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по «остаточному» принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем составе населения страны превысила 62%.

В социальную сферу, так же как и в другие области жизни, глубоко проникли негативные явления. В значительной мере это было связано с появлением нового социального слоя в обществе - так называемой номенклатуры. Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. Номенклатура была надежной опорой проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л. И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии.

Важнейшей проблемой этого периода стало недостаточное производство сельскохозяйственной продукции. В отрасли была низкая производительность, недостаточная механизация, у колхозников отсутствовали стимулы к труду.

Правительство стало предпринимать меры для реорганизации сельского хозяйства. В августе 1953 г. с принятием нового бюджета увеличились дотации на производство товаров в пищевой промышленности. На сентябрьском Пленуме ЦК 1953 г. было принято решение о повышении закупочных цен, списании долгов колхозов и уменьшении налогов.

Февральский Пленум ЦК принял решение о начале сельскохозяйственного производства в полузасушливой зоне на востоке страны - в Заволжье, Казахстане, Сибири, на Алтае и Нижнем Урале.

С этой целью в 1954 г. 300 тыс. добровольцев отправились на освоение целины. Планировалось ввести в оборот 42 млн га пашни и к концу 1960 г. увеличить производство зерна на 40%.

Изначально невысокие урожаи со временем упали, земли истощились, потребовались средства на проведение мелиорации, агрономические мероприятия, развитие инфраструктуры. Почва гибла от эрозии и сорняков. Тем не менее за счет освоения огромных площадей удалось повысить валовой сбор зерновых культур. За три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25%.

После посещения Н.С. Хрущевым США Пленум ЦК в 1955 г. принял решение сделать кукурузу профилирующей культурой. 18 млн га засеяли в районах, не подходящих для этого производства.

Следующий этап реорганизации сельского хозяйства начался в мае 1957 г., когда Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!». В 1957 г. были распущены МТС. В результате колхозы получили технику, но остались без ремонтной базы. Это привело к сокращению парка сельскохозяйственных машин и изъятию у колхозов значительных денежных средств.

Вторая реформа ставила своей целью укрупнить колхозы, создать объединения, способствующие индустриализации сельского хозяйства. Руководители хозяйств стремились выполнить обязательства перед государством за счет ущемления интересов простых колхозников (уменьшились приусадебные участки, принудительно забирали личный скот в колхозы).

Большое внимание уделялось развитию тяжелой промышленности и обороне. В результате была упущена ситуация в производстве товаров народного потребления, образовался дефицит в этой области.

В 1954 г. 11-й съезд профсоюзов вскрыл серьезные недостатки в управлении промышленностью и положении рабочих. Были возрождены производственные совещания, усилен контроль за сверхурочными работами поощрительными мерами. Представители администрации объединились со специалистами.

В 1957 г. для облегчения взаимодействия между отраслями промышленные министерства заменили совнархозами. Однако «административная лихорадка» не дала положительных результатов, темпы экономического развития страны снижались. В целом уровень жизни в стране вырос.

Для этого государство предприняло ряд мер:

  • регулярно повышалась заработная плата;
  • был принят закон о пенсиях;
  • сокращена рабочая неделя;
  • увеличилась продолжительность отпуска по беременности;
  • прекратилась практика навязывания покупок, обязательных государственных займов;
  • отменены все виды платы за обучение;
  • началось массовое строительство жилья.

На рубеже 50-60 гг. были допущены серьезные просчеты в аграрной политике и экономике. Производственный сектор был деструктурирован необдуманными реформами и штурмовщиной. С 1963 г. правительство вынуждено было пойти на регулярные закупки зерна за границей. Кризисную ситуацию пытались выправить за счет изъятия средств у населения, повышения розничных цен и снижения тарифных расценок на производстве. Это привело к социальной напряженности и стихийным выступлениям рабочих (например, в Новочеркасске в 1962 г.).

СССР, реформы 50-60 годов

Борьба за власть и начальный этап десталинизации.

5 марта 1953 года умер Сталин. Главой правительства становится Маленков, министром объединенного МВД – Берия. Берия требовал отстранить ЦК партии от руководства экономикой страны, согласен на создание единой Германии.

По инициативе Хрущева Берия офицерами (руководил маршал Жуков). В к 1953 закрытый судебный процесс над Берией и его сподвижниками. Предъявлено обвинение в осуществлении массовых репрессий и подготовке гос-ного переворота.

В 1956 прошел 20 съезд КПСС, где Хрущев прочел доклад «О культе личности и его последствиях» (приводились факты репрессий над руководителями партии, гос-ва и армии во времена Сталина). Подтверждалось наметившееся изменение политич. курса как во внутренней политике, так и на международной арене. Этот доклад, опубликованный много позже, положил начало процессу ликвидации последствий «культа личности», либерализации общества, процессам демократизации. Внес серьезный раскол в международное коммунистич. движение. Начался процесс реабилитации осужденных за политич. преступления в период 30-50 гг.

В 1957 г. приняты законы о реабилитации «осужденных народов»: была восстановлена Чечено-Ингушская АССР (в составе РСФСР), образована Калмыцкая автономная область. Высланным представителям этих народностей дана возможность вернуться на историч. родину.

Разоблачительная деятельность Хрущева вызывала опасения у мн. представителей партийной номенклатуры. На международной арене падал авторитет КПСС.

Воронов, Булгарин, Молотов сделали попытку сместить Хрущева с поста секретаря ЦК КПСС.

В борьбе с группировкой Хрущев опирался на «силовиков» (министр обороны Жуков, председатель КГБ Серов), на специально созванный Пленум ЦК партии. Противники отстранены от власти. Хрущев сосредоточил в своих руках всю партийную и гос-ную власть.

В 1961 г. на 22 съезде КПСС принята новая, 3-ья программа партии. В ней отмечалось, что «социализм полностью и окончательно» победил. Страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма». Для построения коммунистич. общества следовало создать «материально-техническую базу коммунизма», воспитать «нового, всесторонне развитого чел.». Задача должна быть решена в короткие историч. сроки. Конкретные программы сводились к решению продовольственного вопроса, удовлетворению спроса на потребительские товары, решению жилищного вопроса и ликвидации неквалифицированного труда.

В 1964 г. Хрущев обвинен в «субъективизме и волюнтаризме», снят со всех постов. Осн. мотивом к его смещению стало недовольство партийной номенклатуры административными экспериментами Хрущева и проводимыми им чистками партийных и гос-ных постов.

Экономические преобразования.

В 50-х гг. в стране проведен ряд экономич. реформ. Лозунгом реформ «поворот экономики лицом к чел.», народнохозяйственное произ-во должно было обеспечить рост благосостояния народа путем развития сел. хоз-ва и произ-ва товаров нар. потребления.

Гл. причина успеха реформ - они возродили экономич. методы рук-ва нар. хоз-в., начаты с сельского хоз-ва, а потому получили широкую поддержку в массах.

Гл. причина поражения- не подкреплены политич. системой. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно-административную систему. Поэтому уже через 5-6 лет мн. реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным номенклатурой.

В 1955 постановлением правительства «Об изменении практики планирования сел. хоз-ва» отменялся старый порядок планирования. По новым правилам, местные органы власти стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.

В 1956 колхозам предоставлено право самим определять размеры приусадебных участков, кол-во скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней.

В 1958 отменяются обязательные поставки сельхозпродукции и натурплата, вместо этого установлен порядок закупки сельхозпродукции гос-вом. Изменены принципы оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников, денежная оплата труда по дифференцированным расценкам. Колхозникам выдали паспорта. Они стали получать пенсии.

С 1954 гос-во проводит политику освоения целинных и залежных земель. Признано осн. направлением развития сел. хоз-ва. На целину поехала масса добровольцев, на работу в колхозы направлялись специалисты, партийные работники.

После неск-ких лет целинной эпопеи вместо 13 млн. га земли по плану распахано 33 млн. га. В рекордном урожае зерновых 1956 (125 млн. т), доля целинного хлеба сост. около 40 %. Но проявилась проблема доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты материалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Началась кампания по увеличению посевов кукурузы. В СССР это злак начали внедрять насильно. Результаты 1955 оказались плачевны. Только лишь на 37,5 % в удовлетворительном состоянии. На сельхозработы привлекались рабочие, служащие Ленинграда и области. Организован ручной полив кукурузы. Только после смерти Хрущева мода на кукурузу сошла на нет. Однако, был допущен др. перегиб – кукурузу приходилось отстаивать даже в тех районах, где она возделывалась мн. годы подряд.

С 1958 началась работа по реорганизации МТС (машинно-тракторных станций). Техника, кот. ранее принадлежала гос-ным организациям, теперь в обязательном порядке должна выкупаться колхозами. Для колхозов не выгодно было тратить все свои финансовые ресурсы. В 1958-1961 в стране отмечалось сокращение парка сельскохозяйственных машин. Находясь в пользовании колхозов, техника быстро выходила из строя, а необходимых ремонтно-технич. служб вовремя создать не удалось. Параллельно проводилась кампания на сокращение личных хоз-в колхозников. Предполагалось их потребности удовлетворять из общественных фондов.

С 1962 стимулирование животноводства путем повышения цен на мясо. Одним из результатов этой политики выступление рабочих в Новочеркасске, подавленное силой оружия. Начались перебои с мясом, хлебом, маслом. СССР вынужден закупать зерно за границей. В сельском хоз-ве продолжался хронич. кризис.

В области промышленности производство средств, производства опережало развитие обрабатывающей и легкой промышленности. Много усилий направлено на механизацию, автоматизацию производства. Настала очередь химизации производства, как гл. звена научно-технич. прогресса. Приоритетную роль играло исследование космоса.

В хрущевское десятилетие с настойчивостью реализовывалась политика децентрализации управления. В 1957 проведена реформа управления промышленностью и строительством: осуществлен переход от отраслевого (вертикального) к территориальному (горизонтальному) принципу управления. Вместо министерств создавались советы нар. хоз-ва, призванные приблизить управление к местным нуждам.

Тенденция к децентрализации управления не смогла развиться. В ноябре 1962 число совнархозов сокращено, в марте 1963 вновь воссоздается централизованная система управления: образуется ВСНХ СССР, вставший над всей системой органов управления экономикой. Но ожидаемого эффекта от преобразований не последовало, что послужило поводом для ликвидации данных органов, дискредитации самого понятия «территориальное управление».

К. 50-х стал окончанием периода в экономич. политике Хрущева, кот. охарактеризовался ростом темпов развития во мн. отраслях нар. хоз-ва. Стали набирать силу процессы торможения. В 1959 формируется 1-ый семилетний план развития нар. хоз-ва, призванный решить некот. глобальные проблемы (освоение Востока страны). Планом ставились конкр. цели – «догнать и перегнать» Америку, выйти на 1-ое место в мире по производству продукции на душу населения. За 7 лет намечалось увеличить объем валовой продукции сел. хоз-ва в 1,7 раз. Производительность труда колхозников должна была возрасти в 2 раза, а в совхозах – на 55-60 %. Гос-ные капитальные вложения в сел. хоз-во предусматривались в сумме 150 млрд. руб.

В нач. 60-х правительство пошло на непопулярный шаг – объявило о повышении цен. 31 мая 1962 ЦК КПСС информировал население о повышении с 1 июня закупочных цен на скот, птицу, животное масло и пр. на 35 %. Одновременно розничные цены возрастали на 25 %. Решение о повышении цен немедленно повлекло выступления в целом ряде городов: Риге, Киеве, Ленинграде. Но своего апогея недовольство трудящихся достигло в Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. Забастовка рабочих переросла в демонстрацию, кот. была расстреляна войсками.

Экономич. преобразования Хрущева на рубеже 50 – 60-х начали давать серьезные сбои. Проведенная в 1961 денежная реформа не привела к улучшению жизни населения. В нар. хоз-ве продолжалось снижение темпов роста. В сел. хоз-ве они упали. Советский Союз вынужден начать закупку зерна за границей.

Международное положение СССР.

В это время мирная политика СССР проявилась в сокращении вооружения (почти в 2 раза), в прекращении (в 1958 г.) испытаний ядерного оружия.

В 1958 переговоры между СССР, США и Британией о запрещении ядерных испытаний, продолжавшиеся 5 лет завершились подписанием договора. Вскоре к договору присоединились еще более 100 гос-в. В 1968 подписан договор о нераспространении ядерного оружия.

В 1962 на Кубе создана советская ракетно-ядерная база. Американский флот установил блокаду Кубы с воздуха и моря. Вооруженные силы НАТО и ОВД были приведены в боевую готовность. «Карибский кризис» разрешился политическим путем: СССР демонтировали свои ракетные установки на Кубе, а США вывели свои ракеты из Турции.

В 60-х обострились отношения СССР и Китая. Разоблачение «культа личности» Сталина в КПСС вызвало протест китайского руководства. В 1960 СССР отозвал своих специалистов из КНР и сократил научно-технич. помощь стране.

Несмотря на все противоречия и сложности, это десятилетие ознаменовалось рядом существенных достижений: за годы семилетки жилой фонд возрос на 40 %, В 1964 впервые введены пенсии для колхозников.

Послесталинский экономический курс был впервые изло­жен Маленковым в августе 1953г. на сессии Верховного Сове­та СССР. Главным его направлением объявлялась необходи­мость повернуть экономику к нуждам человека.

В сентябре 1953г. состоялся Пленум ЦК КПСС , посвя­щенный развитию сельского хозяйства. С докладом выступил Хрущев. Он отметил в качестве главных проблем тяжелое по­ложение в аграрном секторе экономики, нерешенность зерно­вой проблемы, низкую отдачу от животноводства, убыточ­ность многих колхозов, слабую материальную заинтересован­ность колхозников в результатах труда. Было решено увели­чить финансирование сельского хозяйства, повысить закупоч­ные цены на сельскохозяйственную продукцию, уменьшить вдвое сельхозналог с приусадебных крестьянских хозяйств, списать долги с колхозов за прежние годы, расширить само­стоятельность колхозов и совхозов. Эти меры позволили в 1954-1958 гг. на треть увеличить валовую продукцию сельско­го хозяйства.

В результате Пленума (февраль-март) 1954г. было принято решение об освоении целинных и Залежных земель в Казахстане, Сибири, Южном Урале и дру­гих районах страны. Подобным путем Хрущев стремился в кратчайшие сроки решить зерновую проблему. Против освое­ния целины выступал Молотов, который предлагал вклады­вать средства в развитие сельского хозяйства центральных районов России, но к его мнению не прислушались.

Используя патриотический порыв молодежи, освоение це­лины осуществляли поспешно, нередко непродуманно, без учета экологических последствий. Целина оказалась зоной рискованного земледелия, где редкие урожайные годы сменя­лись неурожайными. Это был шаг в направлении экстенсив­ного (развития вширь), а не интенсивного земледелия.

В 1957г. Хрущев поставил задачу в течение трех-четырех лет догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения. Не будучи научно обоснованной и подкрепленной соответствующими ресурсами, эта задача бы­ла обречена на провал. В ряде мест, стремясь выполнить на­правленные сверху планы сдачи мяса, практически полностью вырезали скот.

В 1958г. было принято решение ликвидировать МТС (ма­шинно-тракторные станции) и продать сельскохозяйственную технику колхозам. Эта нужная реформа также не была хорошо продумана и привела к тому, что колхозы, выкупив у МТС технику, оказались в долгах у государства. В результате снизилась оплата труда колхозников, уменьшились объемы сельскохо­зяйственного производства.

Неудачей завершилась и «кукурузная эпопея» Хрущева. Бездумное и принудительное внедрение кукурузы значитель­но снизило сбор традиционных зерновых культур.

Серьезной ошибкой стала кампания по ликвидации скота в личных хозяйствах рабочих и служащих. В результате значитель­но уменьшились закупки животноводческой продукции.

Непродуманной оказалась и идея Хрущева о ликвидации так называемых неперспективных деревень, что также нанес­ло весьма ощутимый удар по производству сельскохозяйст­венной продукции.

Сельское хозяйство оказалось в начале 60-х гг. в полосе кризиса. В 1963г. впервые были произведены закупки зерна за границей.

Реформы затронули также промышленность, строительство, транспорт, т. е. экономику в целом. В 1957г. был принят закон о переходе с отраслевого на территориальный принцип управле­ния экономикой. Вместо столичных министерств на местах со­здавались советы народного хозяйства (совнархозы), которые должны были руководить экономикой в своих регионах.

Первоначально создание совнархозов дало положительные результаты, так как усилилась кооперация между предприяти­ями на местах. Однако реформа не затронула сами админист­ративно-командные принципы управления предприятиями. Диктат центра сменился диктатом совнархозов. Стало труднее проводить общегосударственную политику. В конечном итоге реформа управления экономикой потерпела неудачу, и вскоре после отстранения Хрущева от власти вновь вернулись к от­раслевому принципу управления народным хозяйством.

В 1953-1964 гг. в СССР наука и техника добилась выдаю­щихся достижений. В 1954г. дала ток первая в мире атомная электростанция под Москвой в г. Обнинске. В 1957г. Совет­ский Союз запустил первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961г. впервые в мире совершил полет во­круг Земли на космическом корабле советский космонавт Ю. А. Гагарин. Это были несомненные успехи советской науки и техники. Конечно, большинство из них было напрямую связано с военно-промышленным комплексом, а отрасли, не­посредственно удовлетворявшие потребности людей, остава­лись слабыми.

В 1953-1964 гг. произошли и существенные социальные преобразования. Начался рост зарплаты низкооплачиваемых ка­тегорий трудящихся. В 1956г. был принят Закон о государствен­ных пенсиях, который увеличил средний размер пенсий рабочих и служащих примерно в два раза. Колхозники пенсий по-преж­нему не получали. С 1957г. началось массовое индустриальное жилищное строительство в городах. Жители постепенно рассе­лялись из бараков, подвалов, коммунальных квартир.

Были снижены налоги и отменены обязательные государ­ственные займы, но одновременно правительство ввело 20-летний мораторий (запрет) на выплату по всем предыду­щим займам.

Отменялась плата за обучение в вузах и старших классах средней школы.

25 апреля 1956г. был отменен антирабочий закон о при­креплении рабочих и служащих к определенному производст­ву и суровых наказаниях за опоздания и прогулы. Колхозни­кам разрешалось получать паспорта.

В 1961г. была проведена денежная реформа: 10 старых руб­лей обменивались на один новый рубль; в такой же пропорции изменялись и розничные цены. Однако в 1962г. были повы­шены розничные цены на мясомолочные продукты от 25 до 30%. Это вызвало волнения в ряде мест. Массовую демонстра­цию рабочих в г. Новочеркасске 2 июля 1962г. подавили вой­сками. Погибли 24 демонстранта. Правду об этих событиях со­ветские власти скрывали до начала 90-х гг.

В 1963г. в связи с непродуманной сельскохозяйственной политикой и засухой резко ухудшилось продовольственное снабжение населения. Возникли очереди за хлебом и другими продуктами питания. В ряде мест продажа продуктов стала нормированной, по карточкам.

Таким образом, стремление повернуть экономику к нуж­дам человека во многом оставалось благим пожеланием, не подкрепленным конкретными результатами.