Программа аудиторской проверки. План и программа аудиторской проверки ооо "альянс-м"

Планирование является начальным этапом проведения аудита. Оно включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторская организация должна начать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть срок проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

распределение аудиторов по конкретным участкам аудита;

инструктирование всех членов команды об их обязанностях; 4) контроль руководителя за выполнением плана

и качеством работы ассистентов аудитора и т. д.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы - одновременно и средством контроля качества работы. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля - это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры по существу - это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

Подготовка и составление программы аудита регу- труются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита».

могла быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости».

В Кодексе особо рассматриваются проблемы, возникающие в том случае, когда аудитор оказывает клиенту услуги по расчетам налогов, налоговому планированию, налоговой оптимизации, налоговому аудиту и тому подобному, поскольку при оказании услуг такого рода аудитору нередко приходится отстаивать позицию клиента, стремящегося минимизировать налоговые выплаты, перед налоговыми или иными контролирующими органами.

В соответствии с Кодексом аудитор не должен одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому несовместимы с оказанием профессиональных услуг.

Весьма подробно рассмотрены в Кодексе проблемы, связанные с взаимоотношениями одной аудиторской организации с другими аудиторскими организациями.

Речь идет об отношениях при переходе клиента от одного аудитора к другому или при одновременной работе нескольких аудиторских организаций с одним и тем же клиентом.

В Кодексе этики специально рассматриваются этические аспекты профессиональных бухгалтеров и аудиторов, которые являются сотрудниками организаций, предоставляющих бухгалтерские и аудиторские услуги, а также профессиональных бухгалтеров, работающих на коммерческих предприятиях различного профиля.

и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

получение сотрудниками при недостатке опыта ит знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторских организаций, так и вне их;

разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта;

осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы; СО

принятие необходимых мер в отношении сотрудни- СМ ков аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника такой организации.

Руководитель аудиторской организации обязан утвердить до начала аудита руководителя проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, которые наи- лу^шм образом подхода к данной конкретной аудиторской проверке.

Текущий консоль работы исполнителей аудиторской проверки включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.

При проведении аудита стоит придерживаться определенной программы, если вы желаете получить отличные результаты по выявлению недостатков в работе предприятия. Рассмотрим, какой схеме нужно следовать.

Аудиторская проверка – процедура, без проведения которой невозможно гарантировать, что отчетность компании является полной и составленной в соответствии с законодательными требованиями, а учет – полноценным.

Но для осуществления аудита стоит составить программу – распланировать свои действия. Выясним все нюансы подробнее.

Важные аспекты

Важно понимать не только, что собой представляет аудиторская проверка и программа по ее проведению, но и знать основные понятия, с которыми вам придется сталкиваться в ходе аудита.

Ведь это важный момент, без которого будет минимизировано сложности, возникающие в процессе.

Необходимые термины

Аудит – проверка, по итогам которой можно выразить независимое мнение о деятельности предприятия – о правдивости и достоверности, а также полноте отчетности, правильности ведения учета.

Проводится аудиторскими организациями, которые являются членами СРА. Аудитором считают лицо, что имеет квалификационный аттестат и также входит в состав СРА.

СРА – некоммерческое предприятия, что создается на условиях членства, чтобы обеспечить условия выполнения аудиторских мероприятий.

Понятия, с которыми вы столкнетесь при проведении процедуры:

  • аудиторские заключения;
  • существенность и уровень существенности;
  • аудиторские риски;
  • выборочная проверка;
  • аудиторские доказательства;
  • аудиторская процедура;
  • система внутреннего контроля.

Программа аудита – это один или несколько аудитов, что запланированы в конкретные сроки и направлены на достижение определенной цели. При составлении программы планируются действия, организуется проверка и т. д.

Выполняемые функции

Функции аудита:

Экспертная Проверяется отчетность предприятия – соответствуют ли формы тем, что были утверждены на законодательном уровне, правильно ли оформлены отчеты, правильно ли ведется бухучет, какое состояние внутреннего контроля
Аналитическая Анализируются финансовые отчеты и финансовые прогнозы, вырабатывается ряд рекомендаций. Стоит оценить финансовое положение компании и рассмотреть перспективы ее развития
Консультативная Оказываются консультации по вопросам относительно учета, обложения налогами, подготовки деклараций, финансовым отчетам и т. д. Аудиторская организация осуществляется проверку и дает рекомендации относительно общего руководства, управления финансами, кадрами и их подготовки и др.
Производственная Аудитор в соответствии с договором предоставляет услуги бухгалтера. Они могут заняться налаживанием учета, внедрением передовых форм и методов, составлять отчеты и декларации о прибыли, вести учет. Но в таком случае аудиторская проверка должна проводиться иными независимыми специалистами

Действующие нормативы

Есть ряд нормативных актов, на которые можно ссылаться:

  1. Правила, что были утверждены президентским .
  2. (редакция 21.07.1997).
  3. Указ от 22.12.1993 о деятельности аудиторов.

Принципы проведения аудита

Рассмотрим программу по аудиту финансовой отчетности. Определим основную специфику проведения процедуры.

Фундаментальные принципы проверок:

  • честность;
  • объективность;
  • тщательность;
  • независимость;
  • конфиденциальный характер;
  • регламентирующая документация.

Применяемая методика

Методы финансового контроля, что применяются при проверках:

При сплошной проверке изучают первичные документы, регистры учета, бухгалтерскую отчетность. Выборочная предусматривает рассмотрение определенных областей деятельности.

Документальный аудит основан на изучении первичной и сводной документации, финансовых и налоговых отчетов. Но при этом не проводится , устные опросы.

Его проводят, не выезжая на фирму заказчика, в отличие от фактической проверки:

Важный элемент методологии – процесс получения аудиторских доказательств. Обязательно осуществление:

К документальным аудиторским доказательствам относят:

  • доказательства, что создавались третьим лицом и находятся у него;
  • доказательства, созданные третьим лицом, но находящиеся у проверяемого предприятия;
  • доказательства, которые создало предприятие, и они находятся у него.

Составление договора

Договор об осуществлении аудиторской проверки – основной документ, которым может удостоверить договоренность заказчика и исполнителя (аудитора) о проведении процедуры.

Сначала стороны обязаны обменяться письмами, после чего составляют в соответствии с требованиями законодательных положений.

Форма соглашения должна отвечать требованиями практики. Обязательно содержание преамбулы и соответствующих разделов.

Имеет место отражение:

  • предмета договора (названия услуги, цели, масштабы);
  • обязательств каждой стороны;
  • правил, в соответствии с которыми сдается и принимается работа;
  • сроков осуществления аудита;
  • цены;
  • особых условий, что были оговорены сторонами (вероятность того, что аудитор не выявит существенные ошибки, условия, когда договор будет продлен, правила, в соответствии с которыми стоит решать споры и т. д.);
  • реквизиты каждой стороны.

При наличии договора будет гарантировано предоставление услуг со стороны исполнителя, и их оплаты – со стороны заказчика.

При подготовке договора стоит опираться на нормы, прописанные в .

Документирование процедуры

При проведении аудита все действия стоит документировать. Рабочая документация представлена:

  • планом и программой осуществления процедуры;
  • описаниями процессов и результата;
  • объяснениями, пояснениями и заявлениями экономических субъектов;
  • копиями документации аудируемого предприятия;
  • описаниями систем внутреннего контроля и организации бухучета компании;
  • аналитической документацией аудиторской фирмы;
  • иными документами.

Рабочую документацию создает аудитор, что осуществляет проверку. Она также может быть получена от компании, в которой проводится аудит, или от третьего лица.

Перечень документов, их содержание должна определить аудиторская организация, учитывая:

  • характер проверки;
  • сложность работы компании;
  • состояние бухучета предприятия;
  • надежность системы внутреннего контроля фирмы;
  • уровень руководства и контроля работы сотрудников аудиторской фирмы при выполнении определенной процедуры.

Форма рабочих документов должна разрабатываться аудитором, если акты, что регулируют его деятельность, не имеют предписаний по таким формам.

Рабочие документы – собственность аудиторской фирмы. Но стоит помнить, что все данные, что представлены в документах, являются конфиденциальными.

В рабочих документах должны содержаться данные, которых будет достаточно, чтобы:

  • составить аудиторское заключение;
  • подтвердить факт того, что проверка проводилась в соответствии с нормативной документацией;
  • спланировать аудит предприятия.

Документы готовят своевременно. На момент предоставления рабочие документы должны быть оформлены. Их сдают на бумаге или в электронном формате.

Все бланки после проведения аудита стоит передать в архив аудиторской фирмы. Документы хранят в укомплектованных папках, что заводятся для каждой проверки. Срок хранения – 5 лет.

Пример на предприятии

Рассмотрим на примере, как осуществляется проверка на фирме. Сначала стороны составляют договор (отметим, что аудит является инициативным).

Основанием для этого служит письмо, в котором отражено согласие аудиторской компании на проведение аудиторской проверки.

Готовят программу аудита.

При определении границы степени существенности будет составлена такая таблица:

По итогам проверки составляется заключение аудиторов.

Подается руководителю отчет такого плана:

Оценивается система внутреннего контроля предприятия и перечисляются нарушения, что были выявлены, а также даются рекомендации руководителю проверяемой фирмы.

Программа гарантии и повышения качества

При наличии Программы гарантии и повышения качества можно понять, как совершенствуется качество внутренней проверки.
В ПГПК входит аудит соответствия всем международным стандартам внутренней проверки.

По завершению проверки при подтверждении соответствия аудита стандартам, аудитор вправе применять формулировку «в соответствии с международными профессиональными стандартами внутреннего аудита».

В ПГПК также включают действия, направленные на предоставление заказчикам, руководству фирмы, руководителю Комитета по проверкам, аудитору обзора работы по внутренним проверкам.

Цель – расширить представление о ценностях внутреннего аудита, о функции и воздействии на работу фирмы. Основные требования прописаны в Практических указаниях 1300-1.

Порядок проведения при проверке поставщика

Аудит поставщика является затратным мероприятием, требующим немало времени. Могут включаться затраты и на .

А значит, стоит определять приоритеты для осуществления проверки. Стоит ответить:

  • по какой товарной группе осуществляется аудит;
  • какой поставщик проходит проверку;
  • какая требуется полнота проверки;
  • какая частота проведения аудита;
  • кто должен осуществить процедуру.

Проверка может проводиться как самой организацией-получателем, так и независимой компанией. Получатели должны учесть свои затраты на проведение проверки.

Опросный лист должен быть сориентирован на элементы аудита, что проводится сертифицирующим предприятием. Обязательно дополнение рядом требований:

  • отборами образцов;
  • процессами контроля;
  • процедурами и форматами документирования результата;
  • процессами совершенствования;
  • требованиями к технологиям и логистике.

Процедура аудита может быть такой:

Готовится извещение Поставщик получает уведомление о том, что будет осуществляться проверка. В документе прописываются объемы проверки, сроки, длительность, ответственные лица
Далее следует подготовительный этап поставщиков к аудиту Они получают опросные листы. Заранее нужно подготовить необходимую документацию и подать документы аудитору по управлению качеством
Осуществляется аудит Используется принцип пересечения функций. В состав команды входят работники отдела снабжения и гарантии качества, представители производственного и научного конструкторского отдела. Проводится вводная беседа, проверка всех процессов. Все мероприятия согласовываются при переговорах
Когда завершается аудит, проверяющие лица излагают результат в письменных отчетах, где осуществляется анализ слабых мест Затем все имеющиеся недочеты рассматриваются предприятием и поставщиком. По результату отчетности проводят разбивку по категориям, выводят мероприятия, направленные на коррекцию недостатков. Прописывается срок, в течение которого изменения стоит внести. Поставщику в обязательном порядке подает отчет о результатах проверки, что была проведена

Поставщиком по итогам проверки составляется план корректирующих мероприятий. Сначала можно остановиться на простых формах аудита.

Поставщики самостоятельно по опросному листу проводят проверку, или же представитель фирмы-покупателя проводит наблюдение по опросному листу.

Если же планируется провести сложный аудит, тогда создают межфункциональную команду покупателей. Если предприятие желает подойти к контролю производительности поставщика со всей серьезностью, тогда создают аудиторские отделы.

Можно также обращаться к независимым специалистам. Плюс проверки для покупателя:

  • можно получить данные о положении поставщика;
  • есть возможность изучить слабые места поставщика и рассмотреть проблемы, которые имеются;
  • возможно формирование четких требований к поставщикам и исследование способности осуществления;
  • осуществляется системный подход к оцениванию поставщика.

Есть преимущества и для поставщика:

Мы кратко рассмотрели, какой программы стоит придерживаться при проведении аудита. Если вы сомневаетесь в своих силах, всегда можно обратиться к специалистам, которые компетентны в данном вопросе.

Аудиторская организация возьмет на себя все обязательства по осуществлению проверки и представит максимально точные результаты. Вам останется только выполнить рекомендации по исправлению недостатков в работе.

Планирование аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета включает следующие основные этапы:

предварительное планирование;

подготовка и составление плана;

подготовка и составление программы.

На этапе предварительного планирования аудитору следует получить и изучить информацию о деятельности предприятия, его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции, структуре уставного капитала, технологических особенностях производства, основных покупателях и поставщиках, системе внутреннего контроля.

Важное место на предварительном этапе планирования занимает анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, который позволяет аудитору оценить финансовое положение предприятия, а также определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, помогает установить плановый уровень существенности. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

По окончании предварительного планирования руководитель проверки должен составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

При планировании проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности (см. параграф 5.1 главы 5).

При разработке плана аудита системы бухгалтерского учета необходимо учитывать:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;

особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

общий уровень компетентности руководства;

учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;

влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т. Д.

Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита.

Программа аудита системы бухгалтерского учета более детально определяет характер, временные рамки и объем заплани-рованных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.

Таким образом, программа является более подробным разви-тием плана аудиторской проверки для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о системе бухгалтерского учета предприятия.

Программа аудита включает набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку системы бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде программы тестов и аудиторских процедур по существу. Программа тестов представляет собой перечень процедур для сбора информации о функционировании системы бухгалтерского учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.

Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия. С этой целью уже на стадии планирования аудитору необходимо предварительно оценить систему бухгалтерского учета. Для этого изучению, анализу и оценке подвергаются самые существенные стороны деятельности предприятия (критериями выбора служат максимальные суммы по оборотам и сальдо счетов бухгалтерского учета), и, основываясь на том, как осуществляется учет и контроль на этих самых больших и ответственных участках, аудитор формирует свое мнение о состоянии системы бухгалтерского учета в целом.

На стадии планирования руководитель аудиторской проверки разрабатывает аудиторские процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.

При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверить:

имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;

есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;

назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;

соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;

соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации; полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;

проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;

Первым начальным этапом аудиторской проверки является этап планирования . Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Аудитор должен планировать аудиторскую проверку так, чтобы обеспечить эффективное проведение аудита.

Планирование аудита начинается еще до написания письма-обязательства и заключения договора с субъектом о проведении аудиторской проверки. Цель планирования аудита – определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

1) предварительное планирование;

2) подготовка и составление общего плана;

3) подготовка и составление программы.

Общие принципы планирования аудита регламентируются МСА 300 «Планирование»:

· комплексность – т.е. обеспечение взаимоувязки всех этапов работы от предварительного планирования до составления плана и программы аудита;

· непрерывность – т.е. выражающаяся во взаимосвязи стратегического и тактического планирования аудита особенно при постоянной работе аудиторской фирмы с клиентом в течение длительного времени;

· оптимальность – предусматривает разработку нескольких вариантов плана и выбор оптимального;

· мобилизующий – базирующийся на реальных, но эффективных нормах использования времени специалистов.

Планированию уделяется большая часть времени (при повторном аудите – 5-10 % времени, при первичном аудите – 20-25 % и более), которое затрачивается на аудиторскую проверку, хотя масштабы планирования зависят в каждом конкретном случае от условий работы с клиентом.

В соответствии со стандартом 300 «Планирование» работа с субъектом хозяйствования должна начинаться с предварительного планирования .

Именно стадия предварительного планирования предшествует написанию письма-обязательства и заключению договора на проведение аудиторской проверки, т.е. моменту, когда стороны выразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные с этим обязательства. На этой стадии происходит знакомство аудитора с клиентом, в результате чего аудитор должен принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен изучить всю имеющуюся и доступную ему информацию об организации клиента.

Для этого в первую очередь он использует материалы, хранящиеся в постоянном архиве аудиторской фирмы, может использовать информацию, полученную от других аудиторских фирм и организаций. Для уяснения спорных вопросов аудитор выезжает к клиенту, предварительно согласовав с ним перечень вопросов подлежащих обсуждению.



Источниками информации могут быть: устав организации; документы о его регистрации; протоколы заседаний Совета директоров и собраний акционеров; договоры; приказы об учетной политике; внутренние отчеты аудиторов; внутрифирменные инструкции; организационная структура; список филиалов и дочерних компаний; материалы судебных и арбитражных исков; статистическая отчетность; сведения, полученные из бесед с руководством и персоналом предприятия, а также при осмотре организации и ее основных подразделений.

В процессе предварительного планирования аудитору следует ознакомиться с историей становления организации, ее организационно-управленческой структурой, видами деятельности, структурой уставного капитала, системой оплаты труда и распределения прибыли, системой внутреннего контроля и т.п.

Приобретение знания бизнеса является важной частью планирования работы аудитора. Согласно МСА 310 «Знание бизнеса» при выполнении аудита финансовой отчетности аудитор должен иметь или приобретать знания о бизнесе в объеме, достаточном для выполнения и понимания событий, операций и принятой практики, которые, по мнению аудитора, могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторский отчет.

Уровень знаний аудитора, необходимый для оказания услуг, включает общее знание экономики и отрасли, в рамках которой субъект осуществляет свою деятельность, а также более конкретное знание о том, каким образом функционирует субъект.

В приложении к данному стандарту приведен список вопросов, подлежащих рассмотрению в случае оказания конкретных услуг.

В целях эффективного использования знания бизнеса клиента аудитор должен рассмотреть, каким образом данное знание влияет на финансовую отчетность в целом, и соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности полученным аудитором знаниям о бизнесе клиента.

Знание о бизнесе аудитор получает из различных источников, которые приведены в п. 8 МАС 310. Здесь же подробно рассмотрен порядок получения таких знаний.

Очевидно, что понимание бизнеса, в условиях которого функционирует организация, помогут аудитору:

  • Оценить риски и выявить проблемы;
  • Планировать и проводить аудит эффективно и рационально;
  • Оценить аудиторские доказательства;
  • Обеспечить лучшее проведение аудита

Вопросы, подлежащие рассмотрению при изучении бизнеса, приводятся в приложении к МСА 310.

По окончании предварительного планирования аудитор должен владеть информацией о:

· внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, отражающих экономическую ситуацию и отраслевые особенности;

· внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, связанных с его индивидуальными особенностями;

· независимости аудиторской фирмы по отношению к организации-клиенту.

Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и субъект хозяйствования пришли к соглашению о возможности аудита и в устной форме согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений.

Основные условия проведения аудита и связанные с ним права и обязанности сторон согласовываются в договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу субъекта хозяйствования письма-соглашения аудиторской организации о согласии на проведение аудита, целью которого является исключение возможного неправильного понимания сторонами условий предстоящего договора на проведение аудиторской проверки. Таким письмом аудитор в документальной форме обобщает договоренности, достигнутые сторонами на стадии предварительного планирования.

В зависимости от конкретных условий руководство аудиторской организации может выбрать оптимальный вариант документального оформления отношений с клиентом. Если применяется письмо-соглашение, то необходимо придерживаться формы и содержания документа, предписанных МСА 210 «Условия соглашений по аудиту». Согласно данного стандарта, основное содержание письма должно включать следующие аспекты:

  1. Цель аудита финансовой отчетности.
  2. Ответственность руководства субъекта за предоставляемую финансовую отчетность.
  3. Масштаб аудита, включая ссылки на действующее законодательство, нормативные акты или специальные документы профессиональных органов, которые аудитор соблюдает в своей работе.
  4. Формы каких-либо отчетов или иной способ предоставления результатов работы аудитора.
  5. Указание на то, что в силу присущих процессу аудита объективных ограничений, включая выборочный характер проверки данных, а также ограничений, присущих любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения могут остаться необнаруженными.
  6. Неограниченный доступ ко всем учетным записям, документации и прочей информации, запрашиваемой в связи с аудитом.

Дополнительно в данном документе может быть приведена другая информация.

Письмо-соглашение пока не применяется широко в деловом обороте. Свои отношения аудиторские организации с клиентами оформляют путем заключения договора на проведение аудиторской проверки.

На основе сведений, полученных в ходе предварительного планирования, аудитор приступает к разработке общего плана аудита , являющегося руководством в осуществлении программы аудита. Общий план аудитора представляет собой совокупность наиболее важной информации, которая влияет на организацию проверки и должна приниматься во внимание при определении хода и особенностей аудита финансовой отчетности. Согласно МСА 300 «Планирование» аудитор должен разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемого масштаба и порядка проведения аудита. Документальное отражение общего плана аудита должно быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудиты, при этом его точная форма и содержание будут изменяться от размеров субъекта, сложности аудита, а также от конкретной методологии и технологии, используемых аудитором.

При разработке общего плана аудита необходимо включить следующие вопросы:

1 Знание бизнеса

2 Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

3 Риск и существенность

4 Характер, сроки и объем процедур

5 Координация, направление, руководство и обзор работы,

6 Прочие аспекты.

В общем плане аудита должны быть предусмотрены:

· сроки и график его проведения;

· даты подготовки и представления письменной информации аудитора руководству компании по итогам аудита, аудиторского заключения, а также промежуточных отчетов.

В плане обязательно следует предусмотреть способ проведения аудита – сплошной или выборочный.

Основной и заключительной частью работы над планом является формирование бригады аудиторов, распределение их в соответствии с профессиональными качествами по конкретным участкам аудита, инструктаж, ознакомление с планом и программой аудита и порядком контроля качества работы.

Общий план аудита должен быть составлен до начала конкретной проверки или в начале такой работы. При соответствующих обстоятельствах положения общего плана могут корректироваться в ходе аудита. Изменения, вносимые в план, и их причины аудитор должен подробно документировать

После составления плана разрабатывается программа аудита , предусматривающая собой перечень аудиторских процедур, необходимых для его организации. Программа является инструментом реализации плана аудита.

Согласно вышеназванного стандарта аудитор должен разработать и документально оформить программу аудита, которая устанавливает характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита служит в качестве набора инструкций для ассистентов аудита, принимающих участке в аудите, а также в качестве способа контроля за надлежащим выполнением работы и его отражения.

Программа составляется до начала проверки. Для удобства работы программу лучше оформлять не как единый документ, а по разделам, посвященным отдельным сегментам проверки.

Общий план аудита и программа аудита должны пересматриваться в ходе проведения аудита по мере необходимости. Планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего срока оказания услуг для учета изменений в обстоятельствах или непредвиденных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины значительных изменений должны оформляться документально.

Некоторые положения общего плана и программы могут быть по усмотрению аудиторской организации согласованы с руководством аудируемой компании.

Выводы аудитора по каждому разделу плана и программы отражаются в его рабочих документах и служат основанием для составления заключения и формирования мнения о достоверности финансовой отчетности во всех ее существенных аспектах.

Программа аудита - это документ, содержащий перечень задач в определенной последовательности их выполнения, с помощью которых получаются достаточные и надежные аудиторские доказательства в соответствии с целью проверки соответствующего клиента. Другими словами, программа аудита - это подробные инструкции, которым должны следовать работники аудиторской фирмы в процессе осуществления аудита финансовой отчетности или выполнении других задач.

Для разработки программ можно использовать стандартные аудиторские программы или контрольные листы по проведению аудита, которые разрабатываются аудиторской фирмой. Стандартные аудиторские программы являются собственными разработками аудиторской фирмы, они воплощают в себе накопленный профессиональный опыт выполнения различных видов работ и поэтому является своеобразным ноу-хау.

Вместе с тем невозможно разработать универсальные программы проверки, потому что нет полностью похожих предприятий, даже если они работают в одной отрасли, имеют схожие производственные и организационные структуры. Всегда будут существовать обстоятельства по конкретному предприятию, которые формируют факторы свойственного риска и риска существенных искажений. Поэтому когда используются стандартные программы или контрольные листы, необходимо их дорабатывать в соответствии с условиями конкретной задачи.

При подготовке программы аудитору для выполнения работ по конкретному договору уместно учитывать следующие обстоятельства:

Определены оценки риска существенных искажений;

Уровень уверенности, который должен быть обеспечен при получении аудиторских доказательств в процессе выполнения процедур по существу;

Запланированные сроки выполнения тестов контроля и процедур по

существу;

Возможность координации любой позиции в плане проверки, например, замена одного работника на другого, оказание технической или методической помощи;

Количество ассистентов (т.е. работников аудиторской фирмы, которые имеют меньший опыт работы по сравнению со старшим персоналом);

Необходимость привлечения других аудиторов или экспертов. Программа аудита, как и другие документы, формируемые в процессе

проверки, является важным инструментом, который позволяет обеспечить качественное предоставление профессиональных услуг, а также уменьшить риск обнаружения существенных ошибок.

Итак, в программе конкретизируются процедуры, необходимо выполнить для получения аудиторских доказательств утверждений, которые содержат показатели и информация в финансовой отчетности.

Выполнение определенного комплекса процедур зависит от выбранного аудиторского подхода.

Во-первых, процедуры получения аудиторских доказательств можно построить относительно информации, систематизируется на счетах бухгалтерского учета и затем служит основанием для формирования соответствующего показателя финансовой отчетности.

Во-вторых, процедуры получения аудиторских доказательств можно построить для проверки информации о хозяйственных операциях в разрезе хозяйственных циклов, происходящих на предприятии, и связанных с ними счетов бухгалтерского учета.

Традиционно в теории аудита выделяют такие циклы хозяйственных операций:

Финансово-инвестиционный,

Цикл приобретения и расходов,

Производственный,

Цикл реализации и получения доходов.

В первом случае организация процесса выполнения аудиторских процедур привлекает своей простотой, но главным недостатком является то, что такой подход требует дублирования отдельных процедур, а также механическое подтверждение остатков на счетах без учета их взаимосвязи. Например, если исследуются операции, которые были зафиксированы на бухгалтерском счете 311 "Счета в банке в национальной валюте", то по дебету этого счета будут накапливаться суммы, связанные с получением выручки от погашения дебиторской задолженности покупателей. В то же время при исследовании операций по бухгалтерскому счету 361 "Расчеты с отечественными покупателями и заказчиками" по кредиту фиксируются соответствующие суммы погашения дебиторской задолженности.

При применении второго подхода к процессу организации выполнения аудиторских процедур всего привлекает системный характер и устранения главного недостатка, который существует в первом случае. Однако на практике иногда очень сложно бывает сделать группировки счетов бухгалтерского учета, участвующих в накоплении и систематизации последствий хозяйственных операций по циклам. Это связано, главным образом с тем, что не всегда рабочий план счетов на предприятии позволяет четко разделить информацию о хозяйственных операциях. Например, на бухгалтерском счете 361 "Расчеты с отечественными покупателями и заказчиками" по кредиту может учитываться кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и авансы полученные от покупателей. Кроме того, даже если предприятие корректно использует счета бухгалтерского учета, в их составе есть такие, которые используются для накопления информации о хозяйственных операциях разных циклов, например, бухгалтерский счет 311 "Счета в банке в национальной валюте" содержит операции движения денежных средств, эт "связаны с циклом приобретение, получение доходов и финансово-инвестиционным циклом. Поэтому каждая аудиторская фирма проводит распределение счетов, содержащиеся в рабочем плане

счетов предприятия исходя из условий конкретного предприятия, отчетность которого проверяется, и собственного профессионального опыта.

Независимо от выбранного подхода к организации процесса проведения аудиторских процедур, программа должна определять комплекс действий для получения доказательств в отношении отдельных утверждений, которые содержат финансовые

отчеты, а именно:

Существование,

Права и обязательства,

Полнота,

Оценка стоимости и распределение,

Наличие,

Точность,

Отсечки,

Операции и события, отраженные на соответствующих счетах,

Права и обязательства,

Классификация и понятность.

Один из вариантов программы аудита приведены в Приложении Е.5.

Программа может быть представлена в форме таблицы, содержащей перечень аудиторских процедур, необходимых для выполнения. Процедуры или тесты можно записывать под заголовками, отражающими утверждение руководства по финансовой отчетности (цели) и тесты для любой сферы аудита. Так, под определенным номером (кодом) указывают утверждение (цель) "Права и обязательства", после чего перечисляются под соответствующими порядковыми номерами (кодами) процедуры аудита, нацеленные на проверку соблюдения или несоблюдения данного утверждения (или достижения или недостижения данной цели) . Далее приводится следующее утверждение и т.д.

Программа аудита также может быть составлена в виде программы тестов контроля и тестов (процедур) по существу. Программа тестов контроля представляет собой совокупность действий, направленных на сбор информации об эффективности функционирования системы внутреннего контроля клиента. Программа тестов по сути - это детальная проверка правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и остатков по счетам, то есть перечень действий для детальных конкретных проверок. В этом случае аудитор определяет конкретные сферы аудита (разделы бухгалтерского учета), которые он будет проверять, и составляет программу по каждой из них.

С каждого раздела программы формируются документально подтверждены выводы, которые являются основой для формирования и выражения мнения аудитора в аудиторском отчете и заключении.

Программа аудита, как и общий план, следует просматривать в ходе проверки (если это необходимо). Причины всех изменений должны быть задокументированы.

Контрольные вопросы к главе

1. Определите место и роль планирования в аудите.

2. Классифицируйте процедуры планирования в зависимости от стадии аудиторской проверки.

3. Сравните цель, регламентации и результаты планирования деятельности аудиторской фирмы и конкретной проверки.

4. Перечислите основные документы, которые использует аудитор в при планировании, и документы, которые являются следствием планирования.

5. В чем состоит назначение бюджета затрат времени.

6. Назовите условия, при которых бюджет затрат времени может быть пересмотрено.

7. Дайте краткую характеристику циклам хозяйственных операций в контексте аудиторской проверки.

8. Назовите утверждение руководства и управленческого персонала, содержащиеся в отчетах.

9. Определите место программы аудита в процессе планирования и назовите основные требования к ее составлению.

10. Назовите возможные причины пересмотра плана и программы аудита.