Предсказания Ванги по годам — что случится с нами в будущем? Человеческий мозг за $1000.

А какие сюрпризы ждут нас еще через пару десятков лет - году эдак в 2025-м? Мнения на этот счет разделились.

Нас ждет нашествие варваров

Михаил Веллер, писатель, философ:

В 2025 году евро-атлантическая белая цивилизация будет стремительно приближаться к своему закату и распаду. На смену ей в Европу придет варварство, которое будет носить оттенок восточный и юго-восточный. Национальные, расовые, религиозные противоречия обострятся до предела. Коренные народы окажутся на грани исчезновения.

У России в этой ситуации может быть два варианта. Первый - распад на несколько частей: европейскую, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Такой прогноз я делаю с учетом того, что сегодня нашей страной правят бизнес-структуры, ставящие целью превратиться в полноправные транснациональные корпорации, которым целостность России не нужна - она уменьшает их прибыль и требует дополнительных расходов.

Альтернатива - изменение политического курса и рождение авторитарного режима, который сможет спасти страну от распада властной и жесткой рукой. К сожалению, при всех недостатках и издержках авторитаризма другого пути нет. Или России в сегодняшнем виде не будет.

Впереди - войны за нефть, газ и воду

Юрий Ласточкин, гендиректор авиадвигателестроительного объединения "Сатурн":

Хотим мы этого или нет, но к 2025 году России придется встряхнуться. На кону не просто судьба высокотехнологичных отраслей, но само существование страны. Ведь человечество еще не навоевалось. И это имеет к нам самое прямое отношение: с таким небольшим населением, такой огромной территорией и еще большими запасами полезных ископаемых наша страна снова может оказаться лакомым куском для агрессора. Ведь посмотрите: сегодня 2 процента населения контролируют 40 процентов сырьевых запасов мира. Остальные 98 процентов смотрят и думают: это несправедливо. И прикидывают, какими способами это можно отнять.

Уже сегодня в США есть программы создания авиационных боевых комплексов, способных двигаться в 4-6 раз быстрее скорости звука. А оружие, размещенное на этих платформах, будет развивать скорость в 7-8 раз быстрее звуковой. Если эта программа будет реализована, а Россия не наладит производство стратегических комплексов в количестве, достаточном, чтобы заменить снимаемые с дежурства советские ракеты, наши ядерные зубы могут оказаться гнилыми. С помощью высокоточного оружия шахты, где размещены российские ядерные силы, могут быть внезапно уничтожены. Отсюда вывод: ядерных сил для поддержания обороноспособности страны скоро будет уже недостаточно.

Потому мой прогноз неутешителен. Будут ресурсные войны за воду, за минеральные ископаемые. Мы еще будем живы, а они начнутся. И чтобы быть конкурентоспособными, нужны современные способы ведения боевых действий. Александр III называл единственными союзниками России армию и флот. Время внесло коррективы: теперь главный союзник страны - ВВС.

К нам прилетят инопланетяне

Георгий Гречко, космонавт:

В 2025 году все проблемы, которые у нас сейчас есть, будут решены. И знаете, кто это обеспечит? Инопланетяне. Есть же специалисты, очень серьезно изучающие вопрос появления жизни на Земле и убежденные, что нас сюда завезли жители иных цивилизаций. И научили сельскому хозяйству. А прилетев в очередной раз, увидели, что мы такие слабенькие вегетарианцы, научили нас скотоводству, и мы стали мясоедами. И каждый раз они прилетают и решают какую-то нашу очередную проблему. Потому что мы сами не любим особо напрягаться. Всегда хотим, чтобы кто-то за нас все сделал. Вспоминаем о Боге, просим его или находим героев среди своих.

Все побегут в деревню

Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства РФ:

Я верю, что через 20 лет одной из крупнейших экономик мира станет российская. Наша страна достигнет этого только благодаря людям, прежде всего - крестьянам. Деревня - это и наши таланты, и наша совесть. Мне кажется, через 20 лет люди будут мечтать жить в деревне, да не у всех получится.

Но мои надежды сбудутся, только если в десятки раз ускорить то, что начало наконец делать правительство: поощрять культуру, промыслы, демографию, помогать крестьянину в бизнесе. Если же на все это махнут рукой и вернутся к "либерально-сырьевой" модели 90-х, Россию ждут тяжелые времена - утрата темпов роста вместе с истощением углеводородных ресурсов, вымирание народа, продовольственная зависимость от других стран.

Тюрьмы останутся, но будут похожи на санатории

Юрий Калинин, директор Федеральной службы исполнения наказаний:

Если места лишения свободы в России к этому времени и будут называть тюрьмами, то скорее по привычке. Это будут уже центры ресоциализации оступившихся людей. Для осужденных там будут созданы комфортные бытовые условия, с попавшими за решетку станут работать психологи и социальные работники. Они постараются восстановить социальные связи осужденных, а главное - приучить к мысли, что свое благосостояние надо обеспечивать трудом, а не преступным путем.

По ТВ будут по-прежнему показывать проституток

Сергей Марков, директор Института политических исследований:

В худшем случае Россия к 2025 году в очередной раз распадется. Причина понятна: центры силы вокруг нас - Китай, США, Евросоюз, арабский мир - растут и развиваются быстрее, чем мы. В стране может возникнуть и диктат сырьевиков, которые в свою очередь возьмут под контроль силовиков и установят мягкую диктатуру, что-то наподобие режима Туркменбаши. При этом народ окончательно будет отлучен от участия в политической жизни и сосредоточится на телевизоре, по которому будут, как и сейчас, показывать сплошь криминал и проституток.

В ином же, более удачном случае Россия в 2025 году видится мне лидером большого восточно-европейского блока стран, куда могут войти Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Молдавия, Грузия и даже Турция. Причем качество жизни у нас будет на уровне ЕС, а с самим Евросоюзом Россия станет поддерживать партнерские отношения.

Наступит "золотой век", и все будут счастливы

Татьяна Кудрявцева, астролог:

За предстоящие 20 лет высшие планеты сильно изменят свое положение. В январе 2025 года Уран будет в Тельце, Нептун - в Рыбах, а Плутон - в Водолее. Социальные планеты будут расположены так: Юпитер - в Близнецах, а Сатурн - в Рыбах. Что это сулит России?

Наиболее вероятно, к этому времени у власти будут компромиссные и дипломатичные правители, не только укрепляющие государство, но и уважающие свободу личности. Борьба славянофилов и западников обострится, но взрыва быть не должно, обе тенденции, как ни парадоксально, послужат развитию.

К тому времени в стране сложится общество не потребления, а созидания и развития. Мы будем жить так, как сейчас живет Европа. Наступит экономическая и финансовая стабильность. Россия преодолеет демографические трудности - возможно, путем ассимиляции с соседними народами. Вероятно, помощь придет с Востока. Новый человеческий потенциал укрепит нацию генетически - физически и морально. Уйдут в прошлое биржи и казино, так как люди овладеют интуитивными технологиями, а значит, игра станет предсказуема. Наш народ станет более зрелым духовно и социально, и в России настанет долгожданный "золотой век".

Дикий Запад

Пентагон учится управлять стихиями

В прогнозе американских исследователей Owning the weather in 2025 ("Подчинение погоды в 2025 году") говорится, что к указанному году военные научатся управлять погодой. И, в частности, овладеют новым средством запугивания и подавления потенциальных противников, которым, вместо того чтобы сражаться на поле боя, придется тратить все силы на борьбу со стихийными бедствиями. Авторы доклада предполагают, что многие регионы окажутся "под колпаком" у милитаристов, диктующих погоду на дворе. А в перспективе военные научатся менять климат неугодных стран.

Группа исследователей из Массачусетского технологического института вот уже несколько лет опробует методы управления ураганами на практике. Например, с борта самолета, который летит перед надвигающимся ураганом, поливают поверхность моря маслом. На воде образуется пленка, которая препятствует испарению влаги. По идее, ураган может остановиться над этим участком океана. На практике же волны рвут пленку в клочья, и скорость урагана нередко только растет.

Пока неизвестно, удавалось ли американским военным вызвать ураган искусственным путем. В США вся информация по этому вопросу засекречена. Успокаивает одно: вызывать ураган имеет смысл, если только ветер устойчиво веет в направлении противника, но пока никто, к счастью, не научился управлять ветром. Буря, вызванная, чтобы разметать армаду вражеских сил, может вернуться и уничтожить собственные войска.


2025 год очень сейчас любим прогнозистами. Он достаточно далек, чтобы никто не уличил автора предсказания в ошибке, но достаточно близок, чтобы события через семь лет можно было предсказывать рационально, с опорой на реалии сегодняшнего дня. Огромное количество принятых российским правительством программ и стратегий по разным вопросам рассчитаны именно на период времени до 2025 года. Многие независимые аналитические центры также публиковали прогнозы на этот срок. Поэтому, обобщая все, что говорили эксперты и официальные лица, сегодня мы можем увидеть, как будет выглядеть Россия в 2025 году и каких параметров достигнет ее экономика. Разумеется, мы увидим не подлинную картину, а ту, которую нам рисуют прогнозы, официальные документы и аналитические доклады.

Рост несмотря на проблемы

Темпы роста российской экономики в ближайшие семь лет не будут удивительно высокими, однако ситуация будет постепенно улучшаться. В подготовленном Российской академией наук (РАН) докладе «Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста России» утверждается, что среднегодовые темпы роста российской экономики в ближайшие три года составят 3,3% и превысят среднемировые. А в 2021-2025 годах темпы роста будут опережающими - почти 5% в год.

Экономический рост позволит увеличиться платежеспособному спросу: согласно прогнозам правительства, в 2025 году для покупки жилья средней семье необходимо будет только 2,3 годового дохода вместо нынешних 2,7. Примечательно, что, например, в 1998 году для покупки жилья были необходимы 7,4 годового дохода.

Курс рубля по отношению к доллару, согласно прогнозу российского Министерства финансов, останется достаточно стабильным, хотя рубль и будет падать. Согласно базовому сценарию развития российской экономики, в 2017-2020 годах средний номинальный курс доллара составит 64,8 рубля, а в 2021-2025 годах в базовом сценарии заложен средний номинальный курс доллара, равный 71,5 рубля.

Однако, кроме количественных показателей, существуют еще качественные и связанные с ними структурные проблемы. Например - доля теневой экономики. По данным исследования ACCA (the Association of Chartered Certified Accountants), доля теневой экономики в глобальном ВВП составила в 2016 году 22,66%, но она уменьшится до 21,4% в 2025 году. Жаль только, что процесс уменьшения не затронет Россию: как сообщает РБК, в России показатель практически не меняется год от года: в 2011 году он составлял 39,33%, а к 2025 году (прогноз АССА) останется на том же уровне - 39,3 процента.

Ухудшится и демографическая ситуация. По данным Министерства труда и социальной защиты, с 2016-го по 2025 год доля людей старше трудоспособного возраста существенно вырастет - с 24,6% до 27% населения, их будет почти 40 миллионов человек. Однако ухудшение демографии не помешает росту отдельных городов: сейчас в Новой Москве (недавно присоединенным к российской столице районах) живет более 363 тысяч человек, к 2025 году эта цифра может вырасти до 2,5-3 миллионов жителей. Старение населения будет способствовать социальной напряженности, которую усилят структурные изменения на рынке труда. Согласно исследованию «Россия-2025: от кадров к талантам», подготовленному компаниями The Boston Consulting Group, WorldSkills Russia и Global Education Futures, в ближайшем будущем на российском рынке труда образуется дефицит специалистов, способных к аналитическому мышлению и выполнению творческой работы, а лишиться работы могут более десяти миллионов человек в сферах, требующих от специалистов лишь формальных и рутинных действий.

Что будем экспортировать?

Важнейший вопрос, который стоит сегодня перед российской экономикой, - увеличение экспорта. Если задачу решить не удастся, Россия, как предсказывают эксперты, столкнется к 2025 году с серьезными проблемами. Глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщает, что рост российской экономики к 2025 году до 3-4% невозможен без повышения доли несырьевого экспорта. Декан факультета истории Кубанского государственного университета Александр Ващенко считает, что к 2025 году в мире будут иметь реальную власть только страны-экспортеры. Таких стран, по подсчетам декана, будет десять.

«Если Россия не войдет в их число, со страной сделают все, что захотят», - заявил он.

Однако и правительственные ведомства, и независимые аналитики предвидят рост российского экспорта. Глава Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин в кулуарах парламентских слушаний, прошедших 16 октября, сказал журналистам, что объем экспорта продукции отечественного пищевого машиностроения при системной господдержке может увеличиться к 2025 г., если сравнивать с 2016 г., более чем в 3 раза - с 4,2 млрд до 14 млрд рублей.

Не менее амбициозны экспортные планы ведомства в сфере железнодорожного машиностроения. По расчётам Министерства промышленности и торговли, уже к 2020 году экспорт вагонов и локомотивов увеличится на 44% и достигнет 630 млн долларов. Прогноз на 2025 год: прирост 172% и общая сумма отгрузок 1,2 млрд долларов. Основные рынки сбыта - страны СНГ, Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока.

В сельском хозяйстве возможны большие успехи в экспорте растительного масла. По прогнозу директора по стратегическому развитию Группы компаний «ЭФКО» Владислава Романцева , если по итогам 2016-2017 маркетингового года РФ экспортировала рекордные 2,9 млн т растительных масел, то к сезону 2025-2026 этот показатель может достигнуть 5,4 млн т. Страна увеличит свою долю в мировой торговле растительным маслом с нынешних 11% до 15%.

Неплохо будут обстоять дела и с экспортом российского топлива, поскольку Европа сохранит потребность в нем. Bloomberg со ссылкой на исследование консалтинговой компании Wood Mackenzie утверждает, что по мере реализации программ перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) зависимость Германии от российского газа будет только расти. В настоящее время около 40% газа страна получает из России; к 2025 году российский газ займет более 50% немецкого рынка. По прогнозам ведущего аналитика ГК TeleTrade Марка Гойхмана , доля России на европейском рынке газа может составить даже 60%. Именно поэтому «Газпром» смело прогнозирует рост добычи. В планах «Газпрома» на 2017 год - повысить годовой показатель по добыче на 8,2%, до 453,6 кубометров, а к 2025 году - до 500 млрд (хотя это и не рекордные показатели).

На экспорт рассчитывают даже в сфере услуг - образовательных и туристических. По заявлению министра образования России Ольги Васильевой , число студентов из-за рубежа в российских вузах до 2025 года должно увеличиться до семисот двадцати тысяч. Туристический поток в Россию из зарубежных стран планируется увеличить на 71%.

Спутники и крейсеры

Например, заместитель директора акционерного общества «Российские космические системы» Евгений Нестеров сообщил, что к 2025 Россия намерена запустить 31 космический спутник для дистанционного зондирования Земли (сейчас российская группировка насчитывает всего 8 спутников). Вообще, в следующие десять лет - 2016-2025 - Россия потратит на Федеральную космическую программу 1,4 трлн руб., то есть расходы составят примерно 140 млрд в год. На эти деньги должно быть организовано 5 лунных миссий, которые помогут разработать космический корабль для углублённого изучения Луны. Также до 2025 года Россия запустит автономные станции к Луне, Венере и спутникам Марса. Планируется и запуск аппарата для изучения Солнца, который должен получить изображения высокого качества короны звезды.

Российские Вооруженные силы планируют до 2025 года получить 8 новых подводных крейсеров стратегического назначения. К этому сроку также будет построен новый авианосец (авианесущий крейсер). Вообще, в планах Министерства обороны гиперзвуковое оружие, интеллектуальные робототехнические комплексы и оружие на «новых физических принципах» - например, гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон».

В ближайшее семилетие в России собираются возродить производство экранопланов - судов на динамической воздушной подушке, которые могут перемещаться на небольшой высоте над водой или сушей. Новый экраноплан, по информации «Известий», транспортно-десантную машину большой грузоподъемности для использования в Арктике и на Тихом океане, построят в России как раз к 2025 году.

К 2025 году в Российской Федерации будет создана национальная система противоракетной обороны - новый эшелонированный комплекс ПРО будет развернут на базе системы ПРО А-135, которая защищает столицу и центральную промышленную область.

Сельское хозяйство, промышленность, хайтек

Но вернемся к мирным отраслям. Министерство сельского хозяйства РФ уверено, что выпуск сельхозпродукции к 2025 году вырастет на 25%. Почему-то особенно часто представители аграрного ведомства озвучивают свои планы по расширению посева винограда: к 2025 году площадь российских виноградников вырастет с 90 тыс. га до 130 тыс. га.

К этому же времени Министерство связи и массовых коммуникаций обещает обеспечить все населенные пункты России, в которых проживает более тысячи человек (97% всех домохозяйств), широкополосным доступом в интернет. В планах также предоставить высокоскоростной интернет труднодоступным населенным пунктам. В городах размером от 300 тысяч жителей будут развернуты сети 5G. К 2025 году, согласно прогнозам министерства, доля России на мировом рынке хранения и обработки данных должна достигнуть 10%. Есть прогнозы отдельно по спутниковой связи: специалисты J’son & Partners предсказывают, что рынок спутниковой связи в России постепенно приблизится к насыщению и к 2025 году достигнет величины 24,5 млрд руб., то есть вырастет на 30% по сравнению с 2015 годом.

Стоит отметить, что Россия вообще довольно неплохо идет по пути дигитализации. Именно поэтому некоторые консалтинговые компании уже начали подсчитывать выгоды страны от этой активности. Так, PricewaterhouseCoopers вычислила, что эффект от внедрения «интернета вещей» (IoT) в России в электроэнергетике, здравоохранении, сельском хозяйстве, логистике, а также в сегментах «умного города» и «умного дома», составит около 2,8 трлн рублей к 2025 году. Эксперты McKinsey оценивают потенциальный экономический эффект от цифровизации российской экономики до 2025 года в 4,1-8,9 трлн руб. (в ценах 2015 года), или 19-34% общего прироста ВВП.

Любопытный прогноз из сферы хайтека: главный попечитель «российской Кремниевой долины», президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг высказал предположение, что к 2025 году «Сколково» выйдет на самоокупаемость.

О других отраслях промышленности: согласно официальным прогнозам, к 2025 г. производство легковых автомобилей может вырасти в 1,9 раза - до 2,1 млн машин. Эти планы отчасти подтверждаются заявлениям отдельных компаний. Так, руководитель российской автокомпании «АвтоВАЗ» Николя Мор заявил, что к 2025 году на российский автомобильном рынок выйдет восемь новых автомоделей отечественного бренда «Лада». При этом российское правительство намерено стимулировать спрос на электромобили. В Министерстве экономического развития считают, что к 2025 году российские производители электрических автомобилей могут достичь уровня развития ведущих мировых компаний. Сейчас разработками в этой сфере занимаются «АвтоВАЗ» и «КамАЗ».

В Российской Федерации к 2025 г. появятся зоны свободного воздушного пространства. Полеты внутри них смогут выполняться без привязки к маршрутам.

Выводы

Итак, что мы видим, читая наиболее актуальные прогнозы? И независимые аналитические центры, и правительственные ведомства не могут предсказать какие-то качественные изменения в экономике. В их прогнозах мы, в основном, наблюдаем улучшения и рост показателей в тех сферах, где и сегодня дела идут неплохо. Катастрофы, внезапные смены трендов - вне компетенции прогнозистов. При этом многие прогнозы - например, связанные с новыми космическими миссиями - зависят от бесперебойности государственного финансирования, которое, в свою очередь, зависит от общих темпов экономического роста. Последние всерьез не может предвидеть никто - поскольку никто не может предвидеть финансовые или политические кризисы. Тем не менее, читая прогнозы, мы, по крайней мере, видим те отрасли, которые сегодня уверенно смотрят в будущее. Поглядим на их самочувствие через 7 лет.

Команда аналитиков из агентства Thomson Reuters сделала подробный прогноз инноваций на ближайшие 10 лет. Эксперты составили список радикальных изменений, которые переживёт мир к 2025 году, и опубликовали его под названием "The World in 2025: 10 Predictions of Innovation" ("Мир в 2025 году: 10 предсказаний инноваций"). Исследование было направлено на изучения перспектив сфер бизнеса, интеллектуальной собственности и науки, и было основано на анализе глобальных тенденций в этих сферах.

По словам учёных, лицензия пилота будет храниться в кошельке у каждого, как водительские права сегодня, поскольку электролёты станут очень распространены, безопасны и удобны в использовании. , а неизлечимые ныне болезни по простоте лечения будут сродни современному гриппу.

Исследователи в рамках своей работы использовали сервис Thomson Reuters Web of Science и выявили 10 самых перспективных научных направлений, основываясь на анализе популярных тем. Также эксперты обратились к базе данных Derwent World Patents Index для определения 10 лучших новых патентных сфер с наибольшим числом изобретений.

В этих сферах, обладающих самым высоким уровнем коммерческого и научно-исследовательского интереса, были определены "горячие точки" — технологии и области знаний, где в самое ближайшее время произойдёт научный прорыв.

"У нас нет хрустального магического шара для предсказаний, но мы использовали самые точные данные, цитаты в научной литературе и информацию о патентах, чтобы сделать наш прогноз. Анализируя текущие исследования, опытно-конструкторские разработки и коммерческие проекты, мы смогли осветить некоторые интереснейшие аспекты ближайшего будущего", — рассказывает президент отдела науки и интеллектуальной собственности агентства Thomson Reuters Бэзил Мофта (Basil Moftah).

Как рассказывают авторы исследования, выбрать 10 лучших было самой сложной задачей. Дело в том, что в последние годы наблюдается инвестиционный бум в научные компании, однако самые эффективные и перспективные исследования до сих пор проводятся в университетах и НИИ.

Нетрудно догадаться, что в ближайшие годы произойдёт переворот в энергетике — это первое, что бросается в глаза, когда начинаешь анализировать перспективы и тенденции в технологиях и промышленности. С каждым днём растёт число исследований, а государства всё лояльнее начинают относиться к идее перехода на альтернативные источники. Через 10 лет, по мнению исследователей, солнечная энергия будет использоваться большинством населения мира.


Вторая особенность — это снижение числа возрастных заболеваний, в особенности болезни Альцгеймера и других форм деградации мозга и тела. Крупное поколение, родившееся во время беби-бума , как раз к 2025 году достигнет порядка 80 лет, поэтому спрос на лечение возрастных заболеваний возрастёт и множество инвестиций будет направлено как раз в эту сферу.

Грандиозный переворот должен произойти и в сфере лечения и профилактики заболеваний. Учёные связывают этот момент с неминуемым распространением , что сделает возможным лечение ныне смертельных генетических недугов.

Мечта о прекращении голода и жажды во всём мире также сбудется. Колебания цен на продукты продовольствия станут пережитком прошлого, благодаря новейшим технологиям .

Вместо водительских прав у каждого будет лицензия пилота. Эксперты уверены, что аэрокосмическая промышленность развивается семимильными шагами, что позволит к 2025 году каждому приобретать себе небольшое транспортное средство для индивидуального перемещения по воздуху на небольшие расстояния.

Всё, что нас будет окружать, будет цифровым. "Умные" дома и траспортные средства будут адаптироваться под пользователей и выполнять их команды ещё до того, как прозвучал приказ. Останутся ли книги и журналы или же мы всё будем читать с планшетов — пока непонятно. Однако и такой вариант не исключён, ведь даже в век потокового телевидения некоторые люди хранят дома виниловые проигрыватели и пластинки.


Нефть останется в далёком прошлом. Вместо неё повсеместно будет использоваться целлюлоза, которая является на 100% разлагающейся, а значит экологичной.

Лечение рака будет таргентным, то есть нацеленным исключительно на опухоль без повреждения здоровых клеток организма. Также снизятся токсичные побочные эффекты, которые сами по себе вредят организму не меньше опухолей.

Каждому рождённому ребёнку будут проводить секвенирование генома и картографирование ДНК. Так будут выявляться скрытые бессимптомные заболевания и предрасположенности к различным недугам. Данные будут прикрепляться к медицинской карте, что облегчит дальнейшую диагностику.

Последнее, о чём упомянули эксперты, — это распространение квантовой телепортации. Разумеется, предметы и людей телепортировать сквозь пространство по-прежнему будет нельзя, но , которая гораздо безопаснее и быстрее обычной, станет нормой повседневной жизни.

Проблема будущего России волнует не только россиян, но и западный мир. Время от времени появляются прогнозы сценарного развития мира и будущего, в которых Россию не обходят вниманием.

Отличие иностранных прогнозов от российских состоит в том, что они лишены пропагандистского компонента, который затмевает реальные угрозы безопасности России и выдает желаемое за действительное. Выполнены на высокопрофессиональном уровне, чем явно не блещут государственные документы России. Становятся не просто прогнозом, а своего рода методичкой, по которой Запад выстраивает вполне продуманную политику, направленную на воплощение сценария в жизнь.

Интересен в этой связи прогноз 2015 года известной и авторитетной частной разведывательно-аналитической организации «Стретфор» и позиция ее руководителя Джорджа Фридмана. Изучение и анализ прогноза помогут заострить внимание на скрытых или явных угрозах, которые могут привести к негативным сценариям развития страны. Впрочем, российская власть предпочитает почивать на лаврах и не обращать внимания на разработки западных противников, а ведь зря, их прогнозы сбываются. Согласно прогнозу развития мира до 2025 года Россию ожидают следующие явления:

Стремление к реинтеграции на постсоветском пространстве в попытке отсрочить надвигающуюся демографическую катастрофу. Собственно это видно уже сейчас, когда российская демографическая проблема решается не за счет естественного прироста, а посредством миграционного приращения, особенно из республик СНГ (рис. 1).

Рис. 1. Естественный и миграционный прирост России (по данным Росстата)

Проведение демонстративно более агрессивной внешней политики вследствие давления со стороны иностранных государств;

На западных границах России будут расти антироссийские настроения. Лидерами этого движения станут Польша и Румыния, которые постепенно втянут в свою орбиту Украину, Белоруссию и продвинутся еще дальше на Восток. Конфликт на Украине не исчезнет, а будет и далее вялотекущим, влияющим на расстановку сил в регионе. Россия потеряет влияние в Кавказском регионе и в Центральной Азии. Это в свою очередь приведет к дестабилизации в республиках. Так уже сейчас рост исламских настроений в Таджикистане, который остается слабо прикрытым форпостом перед угрозой исламского терроризма, указывает на возможность данного сценария;

Геополитический распад в условиях обвала цены на нефть, ставший возможным из-за подавляющей зависимости российской экономики от экспорта энергоресурсов. Москва не сможет далее удерживать контроль над территорией. Сырьевая экономика, зависимая от нефтекотировок, перераспределение доходов из регионов в Центр создали предпосылки роста самостоятельности регионов на фоне ухудшения экономической ситуации. Россию ждёт сценарий 90-х, когда способность Москвы поддерживать национальные регионы будет резко снижена. И хотя исторический опыт показывает, что такие проблемы Москва постарается решить с помощью ФСБ, как в свое время посредством КГБ, силовые ведомства не смогут скомпенсировать центробежные силы.

Прогноз этот уже в действии - Кремль создал Нацгвардию для подавления любой протестной активности. Процесс распада по прогнозу будет проходить по всему периметру границ. Карельский регион сориентируется на Финляндию, Дальний Восток - на Японию и Китай. Учитывая фактор притяжения более процветающей Финляндии, Японии и Китая, а также саму политику российских властей по передаче в аренду Китаю сотен, если не тысяч гектаров земли восточной Сибири и Дальнего Востока, стоит говорить о реальности данного прогноза. И самое удивительное, что власть только ускоряет своими инициативами эти процессы. Зачем привязывать энергоресурсы востока страны к Китаю? Зачем допускать китайского инвестора к освоению российских полезных ископаемых? Зачем столько земли передавать в аренду Китаю? Зачем закрытые переговоры с Японией, которые ставят под вопрос . Очевидно, что это либо скрытая стратегия геополитического распада, либо беспримерная глупость политики «а после нас хоть потоп». Прочие регионы, хотя и не будут стремиться к большей автономности, по мере ослабления контроля из Москвы станут независимее. Учитывая диспропорции территориального развития, перекладывание ответственности по заботе граждан на субъекты, можно говорить о росте региональной самостоятельности, но не в положительном значении, а в негативном - более суверенны в своих бесчинствах по отношению к народу, пребывающему под гнетом как региональных, так и федеральных властей;

Геополитический распад вызовет проблему ядерного арсенала России. Стоит вспомнить, что после распада Советского Союза США активно ликвидировали угрозу распространения ядерного оружия, оставшегося на территории постсоветских государств. Сейчас, согласно прогнозу, США отводится та же роль. И наиболее приемлемым решением предлагается создание экономически стабильных и жизнеспособных в регионах правительств;

В отношении Президента России В.Путина свой прогноз дал сам руководитель фонда Джордж Фридман. По его оценке в ближайшие два года внешняя политика Путина будет все более агрессивной на мировой арене, поскольку перед президентом стоит задача отвлечь россиян от накопившихся внутренних проблем. И в этой связи прогноз Фридмана - это более агрессивные действия России в отношении Украины в 2017 году, то есть в канун президентских выборов. Что ж, еще одна война вписывается в стратегию отвлечения внимания россиян от внутренней экономической катастрофы. И ведь россияне в 2017 году уже не вспомнят, что в 2014 Россия бросила Донбасс, позволила уничтожить десятки тысяч мирных жителей, ввергнув миллионы уже не украинцев, но еще и не россиян в состояние страха и социально-экономической разрухи.

Какой будет Россия без Путина? По мнению политолога практически такой же, как сейчас. «Путин не ведет правительство в одиночку. Он просто видимое лицо службы безопасности, которая в действительности и управляет страной. Если с Путиным что-то случится, то еще один сотрудник ФСБ возьмет все под свой контроль». А это уже напоминает древнегреческий миф о гидре - отрубаешь одну голову, а вырастает новая. Правда на каждую гидру должен быть и свой Геракл, и хочется верить, что Россия в этом отношении не исключение…

Из возможных сценариев для Путина Фридман называет вариант с Н. Хрущевым, которого подвинули собственные коллеги из-за неудачных экономических реформ и волюнтаристской внешней политики. Чего только стоил Кубинский кризис, едва не закончившийся ядерной катастрофой. Рассуждая на эту тему, Фридман указывает, что из окружения Путина популярны Шойгу и Собянин, и рост их популярности будет только нарастать. Но если борьба развернется в стиле советского времени, то потенциальными претендентами на пост президента могут стать Сергей Иванов и Николай Патрушев.

По убеждению Фридмана у Путина есть коллеги, которые считают, что справились бы с управлением страной гораздо лучше. Чувствуя эту потерю почвы под ногами, российский лидер будет действовать все более репрессивными методами. И в этом трудно не согласиться с Фридманом в контексте создания Нацгвардии, ужесточения законодательства об экстремизме, объявления тендера на разработку нового пулемета для нужд Министерства внутренних дел РФ, который будет предназначен для «уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника при проведении специальных операций в городских условиях». К этому стоит отнести и политические лозунги не раскачивать лодку государственности, защищать президента как гаранта стабильности и прочее.

Свой собственный прогноз сценарного будущего России имеет и Центр Сулакшина. Публичной огласке он будет представлен 8 июня - на научно-экспертной сессии

Прогноз «Стретфора» - это пролонгация тех трендов, которые существовали и во , и во на протяжении последней четверти века. Конечно, у «Стретфора» бывали ошибочные прогнозы, когда тренд менялся под действием неожиданного события.

Хочется верить, что и в отношении России может произойти то же, и приход по настоящему патриотически ориентированной власти переломит уже набирающий силу тренд геополитического распада. Кстати, и сам прогноз оставляет возможность изменения тренда, но лишь в том случае, если страна приступит наконец-то к успешной стимулирующей деятельности в области политики, военной сферы, экономики. Однако пока укрепление России, видимо, противоречит интересам кремлевской верхушки. Работает консервативный вариант.

…рост населения обеспечивает новый
человеческий капитал (трудовые ресурсы),
обороноспособность страны (есть кому
служить…) и работать в ОПК, рынки сбыта (есть кому продавать и кому покупать)…

Я. Симчера

Наиболее прогнозируемым в 2018 году является направление развития ВПО и России, основанное на известных парадигмах и тенденциях мирового развития, названное мною условно «Направлении № 1». Объяснений этому, на мой взгляд, несколько, но главные из них следующие:

Во-первых, вероятные сценарии развития России после 2025 года рассматриваются в среднесрочной перспективе 7–10 лет, когда основные тенденции развития в экономике, демографии, научно-технической области и других областях относительно хорошо известны и не ожидаются, что в них произойдут революционные перемены и смена парадигм. Так, в 2025 году, например, потенциал ЯО США и России не изменится качественно, а изменения в стратегических системах ВТО и ПРО ожидаемы и достаточно определенно контролируемы.

Во-вторых, мы не знаем, какие именно социальные и политические качественные изменения могут произойти в ВПО (например, не ожидаем революции в США), но не исключаем полностью такой возможности, т.е. резервируем свою позицию.

В-третьих, мы предполагаем, что в период после 2025 года будет доминировать сложившихся до этого «Военно-силовой сценарий ВПО», т.е. развитие России будет проходить в условиях нарастающей враждебности, инерционно, предполагая, что такая враждебность (в силу логики эскалации) неизбежно приведет к вооруженным формам противоборства уже до 2025 года.

Следует признать, что у всех этих сценариев развития России после 2025 года есть и общие черты. В частности, темпы и качество развития России в возрастающей степени, можно сказать, практически абсолютно, после 2025 года будут обеспечиваться за счет количественного и качественного роста национального человеческого капитала. Этот вывод вытекает из того, что уже к 2018 году все экстенсивные ресурсы нации были фактически исчерпаны (за исключением борьбы с коррупцией) и выбор сводился к росу за счет НЧК или продолжения стагнации 2014–2017 годов. Последние «остатки» экстенсивного роста были ликвидированы вместе с обвалом цен на энергоресурсы в 2008 году.

Вместе с тем следует признать, что до 2018 года ни количественного демографического прироста, ни качественного увеличения НЧК России не происходило. Как и в социально-экономической области, в 2014–2018 годы наблюдалась в лучшем случае стагнация, а в худшем – деградация НЧК. Это говорит о том, что переход России к качественному развитию отнюдь не гарантирован.

Преодолеть эту тенденцию после 2018 года являлось главной задачей политической элиты России, но если она не была решена до этого времени, то нет уверенности в том, что она будет решена до 2025 года. Тем более, что само правительство планирует на 2018–2020 годы инерционный сценарий развития страны. Это означает, что к 2025 году не только ВПО, но и положение России относительно других стран может ухудшиться. Это и станет точкой отсчета для развития страны после 2025 года с вероятностью до 90% потому, что власть так и не решится на реализацию мобилизационного сценария развития, а инновационный сценарий в очередной раз окажется провальным.

На перспективу развития России в 2025–2050 годы, в рамках «Направления № 1», как уже говорилось, условно можно выделить три основных и наиболее вероятных сценария, основанных на известных в настоящее время парадигмах, тенденциях и факторах.

Во-первых, это Сценарий № 1 («Мобилизационный») – как возможная и наиболее желательная экстраполяции мобилизационного сценария развития России (в случае его существования до 2025 года) на период до 2050 годов в условиях ведущихся фактически против России военных действий.

Этот сценарий предусматривает не только дальнейшее обострение и эскалацию ВПО до состояния прямого военного конфликта с Россией, но и вероятного затягивание этого состояния на несколько лет.

Если допустить, что переход в это качество произойдет до 2025 года (например, в форме военных действий в бывших советских среднеазиатских республиках или на Украине), то можно прогнозировать возможное затягивание противостояния на несколько лет. Примером этому может быть конфликт на Украине, который продолжается уже более трех лет, но который может быть в таком замороженном состоянии находиться и после 2025 года. В принципе западной ЛЧЦ выгодно как сохраняющаяся напряженность на Украине, так и в отношениях между Украиной и Россией. Подобное (или близкое к нему) состояние существовало в Молдавии и Грузии.

Детали ВПО и СО не так, уж, и важны потому, что подобный сценарий ВПО был бы выгоден Западу в самых разных вариантах. Но такой сценарий был бы крайне невыгоден для России потому, что требовал бы бесконечной затраты ресурсов для поддержания возможности борьбы. Этот сценарий, надо признать, вполне вероятен и может быть удобен для Запада еще и потому, что связал бы на многие годы руки и ресурсы России. Особенно если западной военно-политической коалиции удалось бы создать и поддерживать боеспособность «облачного противника», на Украине и в Европе, как она это делала в последние годы в Сирии. Рост военно-силового противоборства неизбежно вел бы к росту не только военного бюджета России и других расходов по обеспечению безопасности, но и общегосударственных расходов в условиях ограниченного роста ВВП и доходов.

Эта экстраполяция на период после 2025 года вполне закономерна и объяснима, ибо только мобилизационный сценарий до 2025 года, на мой взгляд, способен по сути дела сохранить Россию в качестве суверенного субъекта МО–ВПО в будущем, на 2025–2050 годам. В настоящее время бюджет России составляет порядка 20% ВВП, но при мобилизационном сценарии он может быть увеличен до 25–35%, что позволит увеличить расходы на безопасность и оборону в 1,5–2 раза, а в случае роста ВВП – еще и пропорционально этому росту. Как видно из графика, резервы для этого существуют, хотя этот шаг, безусловно отразится и на социально-экономической ситуации в стране.

Во-вторых, наиболее вероятным в 2018 году представляется Сценарий № 2 («Инерционный») военно-политического развития России в условиях нарастающих санкций и силового давления со стороны западной коалиции. Это традиционный для России в последние десятилетия инерционный сценарий, которые неизбежно угрожает в конечном счете утратой части суверенитета России. Инерция стагнации в развитии России, сложившаяся к 2018 году, может сохраниться до 2025 года, но уже в условиях обострения враждебности ВПО. В этом случае России в целом удается обеспечить минимальный уровень внутриполитической стабильности и развития обороноспособности до 2025, но после этого периода она неизбежно столкнется с непреодолимыми трудностями. Инерционный сценарий развития после 2025 года будет сопровождаться:
  • неизбежной внутриполитической дестабилизацией, вытекающей из растущего социально-экономического отставания России, которая в условиях быстрого развития в мире доли среднего класса и душевых доходов, вряд ли сможет заметно увеличить свой уровень душевого дохода и качество жизни. Ситуация в еще большей степени будет осложнена, двумя обстоятельствами:
  • разрывом между богатыми и бедными, достигшим максимальной дистанции в мире;
  • разрывом в душевом доходе между отдельными регионами (например, Бурятии и Москвой – 1: 15);
  • отставанием в научно-техническом и технологическом развитии, сложившимся в последние десятилетия, а также невозможностью перехода к новым видам и системам ВВСТ;
  • отставанием в военной мощи и мощи военно-политической коалиции, которое изменится в пользу Запада и новых центров силы (например, соотношения 1: 20 в пользу западной коалиции, к соотношению 1: 50 в 2035–2040 годах).

Есть определенные основания для предположений о сохранении в основном тенденций, парадигм и политики, существующих в настоящее время, на более длительную перспективу до 2050 года. Этот изматывающий Россию экономически инерционный сценарий требует постоянного противоборства во всех сферах от России и крайне выгоден Западу, который всегда может «торговаться» по поводу тех или иных уступок.

Кроме того, этот сценарий не только инерционен, но и находится в плену своей логики и людей, связанных годами с его реализацией. Как показывает история, некоторые тенденции в экономике, политике, идеологии, а также программы ВВСТ существуют длительное время. Так, с 1990 года, например, по настоящее время развитие России происходит в рамках макроэкономической и политической либеральной парадигм, на протяжении всего периода в 27 лет. За этот период они претерпели, естественно, изменения, которые однако не выходят за рамки либеральной парадигмы и сценария развития.

В эти же 30–45 лет продолжали сохраняться многие системы ВВСТ: вертолеты Ми-8, ТБТ-95 и Ту 150 и т.д., созданные в советский период, но крайне медленно современные российские системы.

Таким образом можно с некоторым основанием констатировать, что экстраполяция инерционного сценария развития России после 2025 года вполне возможна.

В-третьих, возможен и даже вполне вероятен, впервые после 2008 года, и качественно новый сценарий развития России, – «Сценарий № 3» и его варианты, – который предполагает, что к 2025 году будут созданы новые политические, геополитические и военные парадигмы, способные качественно повлиять на развитие всего человечества.

Это влияние отразится и на России. Например, в случае войны западной ЛЧЦ с другими ЛЧЦ, что сделает дальнейшее продолжение фактической войны с Россией затруднительным. Именно такой сценарий развития МО-ВПО сработал в 1939–1941 годах, когда Великобритания и США с союзниками были вынуждены сконцентрировать усилия на борьбе с Германией и Японией, а не с СССР.

Таким образом в период 2025–2050 годов развитие России может происходить под влиянием 3 основных и наиболее вероятных сценариев развития, реализуемых в 7 вариантах. Эти сценарии будут оказывать решающее влияние на возможности социально–экономического развития страны, которые будут определяться следующими критериями относительно доли ВВП, например, выделяемой на нужды безопасности и обороны.

В рамках этого подхода к сценариям можно выделить таким образом три принципиально различных сценария для России на период 2025–2050 годов и их варианты, которые похожи отчасти на сценарии развития до 2025 года. Их вероятность в 2018 году может оцениваться экспертами по-разному в зависимости от их личных субъективных предпочтений, знаний и политической ориентации. Тем не менее можно предположить, что вероятность развития этих трех сценариев и их вариантов, оцениваемая в 2018 году, выглядит, на мой взгляд, следующим образом:

в 2017 году: прогноз в 2018 году

Вероятность развития «Сценария № 1» – 30% → 60%

Вероятность развития «Сценария № 2» – 60% → 30%

Вероятность развития «Сценария № 3» – 10% → 10%

Причем на вероятность реализации того или иного сценария после 2025 года оказывает существенная динамика развития ВПО в мире и состояния дел в России в 2016–2017, а именно – наблюдается устойчивая тенденция ухудшения прогноза после 2025 года . Так, если в 2014 году я прогнозировал вероятность перехода к военно-силовым действиям Запада в 2025 году, то в 2018 году – уже в 2021–2023 годы, что неизбежно оказывает влияние на прогноз развития России после 2025 года.

Вместе с тем резкое ухудшение ВПО в 2017 году может потребовать от руководства страны в период решительных действий мобилизационного характера как в политической, так и экономической областях, в частности, реорганизации всей военной организации страны и корректировке военного бюджета. Другими словами, не исключается, что руководство страны решится на радикальные меры, предусматривающие переход от инерционного сценария к мобилизационному уже в начале 2018 года.

Сказанное означает, что стратегическое планирование, в т.ч. в области обороны и безопасности, ГПВ и др. решения, должны исходить, на мой взгляд, из наибольшей вероятности развития после 2025 года «Сценария № 1», в котором будет доминировать логика эскалации военно-силового противоборства при стремлении Запада сохранить свой контроль над этой эскалацией. При этом наиболее вероятным после 2025 года может быть «Вариант № 2» сценария развития России потому, что этап развития «Варианта № 1» того же сценария в 2018 году может быть уже фактически пройден.

При этом, реализация такого сценария требует известных мер по подготовке со стороны России не только в области военной политики, но и военного искусства. Так. если говорить, например, о наиболее вероятных способах применения военной силы, то можно акцентировать внимание на стратегии иррегулярной войны, вероятность которой стремительно усиливается. Ее описал достаточно подробно в России Арзуманян Р.В. следующим образом: «Конфликты последних лет на примере Югославии, Ирака, Ливии и Сирии показывают, что копившийся годами военный потенциал в том виде, в котором он создавался, в большинстве случаев в условиях обострения обстановки либо не работает вообще , либо оперативно требуется его перестройка и адаптация к условиям, которые, как правило, кардинально отличаются от тех , к которым готовилась армия. Как результат – крайне низкая эффективность боевого применения сил и средств для решения стоящих задач.

С другой стороны, попытка государства применить военную силу для решения задач обеспечения безопасности и наведения порядка (как это было в России в ходе трех чеченских кампаний, либо в событиях на Украине и в Крыму), т.е. для решения именно тех задач, для которых, в том числе, и создавался многие годы военный потенциал, на деле упирается в крайне отрицательное «общественное мнение» и последующие международные санкции.

Также необходимо учитывать, что широкомасштабному применению военной силы предшествует этап наращивания сил, а с началом применения необходимо заботиться и о поддержании группировки (особенно это важно, если войска привлекаются для решения долгосрочных задач на оккупированной территории). Эти шаги крайне дороги и могут быть оправданы лишь на очень короткий период времени, либо только в условиях ведения широкомасштабной войны и перевода экономики на мобилизационный план.

Анализ показывает, что Запад первым осознал происходящие изменения. Формирование и поддержание группировки сил и средств, к примеру, по той же Югославии или по Ираку обошлись американским и европейским налогоплательщикам в очень значительную сумму. При этом необходимо учитывать, что от всей мощи созданных группировок эффективно применялись лишь несколько процентов (как правило, это авиация и силы специального назначения).

Понимание происходящих изменений отразилось в усиленном развитии невоенных средств и методов борьбы (включая экономические, информационные и др.). Сегодня Госдепартамент США в сфере ведения противоборства занимает гораздо более весомую позицию, чем Пентагон, поскольку координирует и интегрирует все элементы национальной мощи для решения стоящих задач .

Результатом такой работы стала, к примеру, концепция «цветной революции», когда поставленные политические цели достигаются за счет использования внутреннего протестного потенциала без широкомасштабного применения военной силы.

Сегодня наиболее перспективной концепцией на Западе является концепция иррегулярных военных действий, подразумевающая широкое применение партизанских, диверсионных и специальных форм и способов борьбы.

Как видно из предложенных сценариев и их вариантов, «Сценарий № 1» и отчасти даже «Сценарий № 2» являются по сути продолжением сценариев развития России до 2025 года, реализуемых преимущественно на основе прежних парадигм мирового развития. С той небольшой разницей, что «Сценарий № 2» можно отнести к развитию «Военно-силового сценария» до 2014 года, а «Сценарий № 1» – после 2014 года.

Их модернизация до 2025 года и в особенности в 2025–2050 годы носит важный, но не принципиальный характер и не предполагает появление в период 2025–2050 годов принципиально новых политических, экономических или военных парадигм.

Иными словами эволюция военно-политических особенностей развитии России (в сценариях № 1 и № 2) – будет экстраполяцией развития ВПО и России в 2014–2017 годы с частными различиями, имеющими второстепенный и (часто) субъективный характер.

Соответственно развитие России после 2025 года по тому или иному сценарию требует от руководства страны в настоящее время, т.е. в 2018 году, учета этих факторов. Например, прямые военные действия на ТВД в 2025–2050 годы потребуют огромных запасов не только ВВСТ, прежде всего, средств ведения неядерной войны, но и боеприпасов. Достаточно сказать, например, что боезапас КР США «расстреляли» в Ираке в течении одного месяца.

В значительной степени прогноз сценария развития России в 2025–2050 годы будет влиять на ту часть национальных ресурсов, которая выделяется через федеральный бюджет. На мой взгляд (очень условно), можно было бы говорить о следующих пропорциях военного бюджета в общефедеральных расходах для того или иного сценария и его вариантов.

Доля ВВП, выделяемая на потребности безопасности и обороны
в 2025–2050 годы, в соответствии с разными сценариями
и вариантами развития России

Характеристика
сценария
Характеристика
варианта сценария
(в %)
Степень внешней
угрозы
(от 1 до 10)
Доля ВВП (в %),
выделяемая на оборону России
Сценарий № 1 :
(«Мобилизационный»).
Предполагает, что развитие России крайне затруднено в условиях военно-силового давления и противоборства с западной ЛЧЦ
Вариант № 1 . Конфликт с использованием «облачного противника» 8 баллов: наиболее вероятен 8–10% ВВП
Вариант № 2 . Участие США и НАТО в прямых военных действиях против России 7 баллов: вероятен 10–15% ВВП
и даже до 30% ВВП
(как в Израиле)
Вариант № 3 . Глобальная война на различных ТВД 5 балла: наименее вероятен до 40% ВВП
(как в СССР
в 1939–45 гг.)
Сценарий № 2 :
(«Инерционный»).
Предполагает, что развитие России сдерживается расходами на безопасность
Вариант № 1 . Сохранение существующего военно-силового противоборства 3 балла: вероятен в отдельные периоды до 5% ВВП
(на уровне 2011–2015 гг.)
Вариант № 2 . Усиление силового противоборства 6–7 баллов: вероятен до 7% ВВП
Сценарий № 3 :
(«Оптимистический»).
Новые центры силы переносят противоборство в иную плоскость
Вариант № 1 . Война западной коалиции с КНР 3 балла: мало вероятен до 5% ВВП («вооруженный нейтралитет)
Вариант № 2 . Война с исламской ЛЧЦ 3 балла: вероятен до 5% ВВП (участие в коалиции)
Вариант № 3 . Война западной ЛЧЦ с другими центрами силы 2–3 балла: очень маловероятен до 3% ВВП

Сказанное выше означает, что формальное сокращение оборонного бюджета в 2017 году не основано на долгосрочном прогнозе, а опирается на иную аргументацию и решения, а именно на стагнацию российской экономики в 2014–2017 годы и некоторое «перенасыщение» военного бюджета в эти годы.

Предлагаемая выше таблица представляет собой скорее логическую модель, а не реальные оценки военно-политического прогноза, а тем более планирования. Она является, скорее, «приглашением» к совместному прогнозу будущего России.

Тем не менее из нее можно сделать вывод о том, что наиболее вероятен «худший сценарий», когда России предстоит до 2025 года и вплоть до 2050 годов опираться на собственные силы в условиях усиления военной опасности. Это означает, что «мобилизационный», сценарий в одном из своих вариантов неизбежен и самая лучшая стратегия – начинать его реализацию самим по принципу «чем раньше – тем лучше».

В этой связи можно сопоставить военные расходы России по тому или иному сценарию и его варианту с расходами других стран. Так, относительно расходов бюджета, можно говорить о том, что «Мобилизационный СЦЕНАРИЙ России после 2025 года вполне допустим на уровне расходов в 10–15% (Азербайджан, Иран, США, но меньше чем Саудовская Аравия, ОАЭ или Израиль), что будет приблизительно соответствовать 3–5% уровня ВВП, т.е. сегодняшнему уровню военных расходов России.

Вероятно, что это – минимальный уровень военных расходов России в условиях реализации «Мобилизационного» сценария после 2025 года, который, скорее всего, будет недостаточным для эффективного противоборства. Это означает, что еще до 2025 года должны будут сделаны дополнительные инвестиции и накопления стратегические запасы ВВСТ и боеприпасов.

Очевидно, что доля военных расходов в ВВП России после 2025 года будет высокой, может быть, очень высокой, что отнюдь не означает, что эти расходы бесполезны. Важно, чтобы они были сконцентрированы в рамках «Мобилизационного» сценария на наиболее важных не только для обороны и безопасности, но и экономики и социальной области приоритетах, а именно:

  • на НИОКР, которые могут стать двигателями технологического развития (как в 40–50-е годы XX века ракетная и ядерная области);
  • на НЧК, который может не только резко повысить качество ВС, но и всей нации;
  • на эффективности управления в государстве, ОПК и ВС.

После 2025 года расходы на оборону России в решающей степени будут зависеть не от абсолютных величин или соотношения расходов с основными оппонентами (они будут абсолютно не сопоставимыми), а от других факторов. Таких, прежде всего, как:

  • состояния МО и ВПО в мире;
  • угроз национальной безопасности, среди которых военные угрозы могут быть не самыми главными;
  • внутриполитической стабильности и др.

Так, в частности, можно ожидать, что величина душевого дохода или, например, заработной платы, к 2025 году станет примерно одинаковой в большинстве развитых стран. Более того, к ней «подтянутся» доходы значительной части граждан новых центров силы, а их средний уровень достигнет 35–40 тыс. долларов в 2025 году. Это означает, что большинство стран создадут ведущую «прослойку» населения, состоящую из представителей среднего класса, когда внутриполитическая стабильность будет определяться не только доходами, но и отношениями в нематериальной области, а внешняя безопасность не будет непосредственно зависеть от объема финансирования, выделенного на оборону. Так, если в настоящее время существует огромная разница в зарплатах и доходах между группами развитых стран, с одной стороны, и развивающихся стран, с другой стороны, то после 2025 года это соотношение может практически сравняться для большинства населения, как это произошло в КНР. Учитывая налоги, разница может составить уже не 1: 10, а 1: 3 или даже 1: 2, что сравняет в принципе доходы основных групп населения в большинстве стран.

Это означает, что в России в 2025 году заработная плата для представителей среднего класса (которые увеличатся с 20–25% до 45–60%) вырастет с нынешних 1 тыс. долл. до 2,5–3 тыс. долл., что сделает возможным эффективную реализацию различных сценариев обеспечения безопасности, особенно, если речь будет идти о «Мобилизационном» сценарии.

У России есть огромные ресурсы, которые не используются в настоящее время, но могут быть использованы в случае выбора в пользу «Мобилизационного» сценария. как минимум речь идет:

  • о ликвидации оффшоров и активов за рубежом;
  • снижения коррупции;
  • более эффективного использования природной ренты что, как показывает опыт зарубежных стран, может быть сделано в очень широком диапазоне.

Иными словами, у России есть огромный ресурс для маневра при выборе того или иного сценария развития, если уйти от механического следования рекомендациям финансистов – «макроэкономистов». В частности, можно использовать даже опыт финансирования военных расходов на Украине в период 2014–2017 годов, который был достаточно показателен:

Динамика военных расходов Украины в 2013–2016 гг.

2013 18,8 млрд. гривен (1,11% ВВП)

2014 – первоначально, принятый в середине января 2014 года государственный бюджет на 2014 год включал военный бюджет в размере 14,6 млрд. гривен; 10 мая 2014 года министр финансов А. Шлапак сообщил, что в период с января 2014 года, когда был утвержден военный бюджет, военные расходы увеличились уже на 50%, а военный бюджет – с 14 млрд. гривен до более чем 20 млрд. гривен. 21 мая 2014 года для оплаты военных расходов начался выпуск казначейских облигаций «Военные» на общую сумму 100 млн. гривен. В июне 2014 года военный бюджет Украины составил 20,1 млрд. гривен (1,25% ВВП).

2015 – в декабре 2014 года было объявлено, что военные расходы на 2015 год составят не менее 50 млрд. гривен ; 8 января 2015 года было объявлено, что военный бюджет Украины составит 44,6 млрд. гривен; 17 июля 2015 было принято решение о выделении на нужды министерства обороны и вооружённых сил Украины дополнительных средств в размере 5,3 млрд. гривен.

2016 – по предварительным расчётам, военный бюджет 2016 года планировали в размере не менее 100 млрд. гривен (5% ВВП), а с учётом средств из специальных фондов – 113 млрд. гривен .

2017 – по предварительным данным, военный бюджет на 2017 год должен составлять не менее 5% ВВП (150 млрд. гривен).

Таким образом развитие военных возможностей «облачного противника» России за 3 года прошло путь от 18,8 млрд. до порядка 150 млрд., что (даже, с поправкой на инфляцию) означает рост в 3–4 раза!

Основные критерии сценариев развития России
и их вариантов в период 2025–2040 годов,
основанных на известных парадигмах

И это привело во многом к обострению кризиса на Украине в социально-экономической области, но отнюдь не к социальному взрыву. Прежде всего потому, что власти удалось внедрить в сознание граждан необходимость «защиты» от внешней угрозы.

Подберезкин Алексей Иванович

Подберёзкин А.И. Национальный человеческий капитал. – М.: МГИМО-Университет, 2011. –Т. 3.

Стратегическое прогнозирование и планирование внешней и оборонной политики: монография: в 2 т./ под ред. А.И. Подберёзкина. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – Т. 1. – 796 с.

См. подробнее: Подберёзкин А.И. Взаимодействие официальной и публичной дипломатии в противодействии угрозам России. В кн.: Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. – С. 36–53.

Подберёзкин А.И. Третья мировая война против России: введение к исследованию. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 169 с.

Арзуманян Р.В. Стратегия иррегулярной войны: теория и практика применения. – М.: АНО ЦСОиП, 2015. – 334 с.

Сравнительная история нефтезависимых экономик конца XX – начала XXI века / http://carnegieendowment.org/files/200317_CarnegieReport_2017_layouts.pdf

Сравнительная история нефтезависимых экономик конца XX – начала XXI века / http://carnegieendowment.org/files/200317_CarnegieReport_2017_layouts.pdf

Подберёзкин А.И. Национальный человеческий капитал. – М.: МГИМО-Университет, 2011. – Т. 3.

Сравнительная история нефтезависимых экономик конца XX – начала XXI века / http://carnegieendowment.org/files/200317_CarnegieReport_2017_layouts.pdf

Сравнительная история нефтезависимых экономик конца XX – начала XXI века / http://carnegieendowment.org/files/200317_CarnegieReport_2017_layouts.pdf

См. подробнее: Подберёзкин А.И. Взаимодействие официальной и публичной дипломатии в противодействии угрозам России. В кн.: Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. – С. 36–53.