Предмет и методология экономической теории. Экономическая теория: предмет, метод, функции, принципы

  • 7. Основные этапы развития экономической теории. Институционализм.
  • 8. Основные этапы развития экономической теории. Монетаризм.
  • 9. Экономические законы и экономические категории.
  • 2 Законы спроса и предложения. Главным фактором который оказывает влияние на спрос, является цена.
  • 10. Экономика как хозяйственная система. Функциональная структура экономики.
  • 11. Основные субъекты экономики.
  • 12. Альтернативные издержки и проблема экономического выбора
  • 13. Место производства в функциональной экономической системе.
  • 14. Факторы производства.
  • 15. Личные и вещественные факторы общественного производства. Производительные силы и производственные отношения.
  • 16. Производственная функция.
  • 17. Натуральное хозяйство и товарное производство.
  • 18. Собственность как экономическое явление.
  • 19. Модели организации экономических систем.
  • 20. Рыночная экономика как объект изучения экономической теории.
  • 22. Инфраструктура и функции рынка.
  • 1.По географическому положению:
  • 2.По объектам рынка:
  • 4.По степени насыщенности:
  • 23. Спрос, детерминанты спроса и факторы, влияющие на него.
  • 24. Закон спроса.
  • 25. Предложение, детерминанты предложения и факторы, влияющие на него.
  • 26. Закон предложения.
  • 27. Эластичность спроса и эластичность предложения.
  • 28. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
  • 29. Происхождение, сущность и функции денег
  • 30. Функции и виды цен.
  • 31. Признаки свободного рынка (совершенная конкуренция).
  • 32. Типы рыночных структур (несовершенная конкуренция). Монополистическая конкуренция.
  • 33. Типы рыночных структур (несовершенная конкуренция). Олигополия.
  • 34. Типы рыночных структур (несовершенная конкуренция). Монополия. Виды монополий.
  • 35. Несовершенства рыночной системы и функции государства. Антимонопольная политика государства.
  • 36. Потребительское поведение: сущность и характерные черты.
  • 37. Функция бюджетных ограничений (линии бюджетных ограничений).
  • 38. Потребительское поведение в категориях кривых безразличия. Максимизация полезности и точка потребительского равновесия.
  • 39. Факторы производства. Спрос и предложение на производственные факторы
  • 40. Фактор труда
  • 41. Капитал как экономический ресурс.
  • 43. Земля как фактор производства
  • 50. Макроэкономика как один из уровней функционирования национальной экономики
  • 51. Макроэкономические цели
  • 52. Макроэкономические показатели
  • 53. Система национальных счетов (снс)
  • 54. Совокупный спрос и совокупное предложение. Формирование экономического равновесия системы.
  • 58. Кредитная система
  • 60. Банковская система
  • 61. Центральный банк и его функции
  • 62.Коммерческий банк и его функции
  • 63. Финансы и финансовая система государства
  • 64. Функции и экономическая роль финансов
  • 65. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства. Функции налогов.
  • 66. Фискальная политика государства Типы фискальной политики
  • 67. Сущность, типы и виды инфляции
  • 68. Причины возникновения и механизмы инфляции
  • 71. Социальная политика государства и экономическое развитие общества
  • 69. Социально-экономические последствия инфляции
  • 70. Средства борьбы с инфляцией. Антиинфляционная деятельность государства
  • 72. Проблемы занятости и политика государства на рынке труда
  • 73. Формы и виды занятости
  • 74. Безработица и ее виды
  • 76. Типы экономического роста.
  • 77. Цикличность развития экономики.
  • 78. Виды экономических циклов
  • 79. Фазы экономического цикла и их характеристика
  • 80. Необходимость и сущность государственного вмешательства в экономику
    1. Предмет и методы экономической теории.

    Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

      Общемировоззренческие - эти методы материалистической диалектики, они предполагает изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.

      Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:

      метод научной абстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;

      метод анализа и синтеза. Анализ состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез состоит в том, что результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается внутренние взаимосвязи элементов системы в целом;

      метод индукции и дедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция наоборот, переход от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами);

      системный анализ - предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.

    Частные методы включают в себя следующие методы:

    • графический;

      статистический;

      метод экономико-математического моделирования;

      метод сравнительного анализа;

      экономический эксперимент.

    Экономическая теория широко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Форма описания моделей может быть графической и математической. Экономическая модель является инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономических принципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

    2. Основные этапы развития экономической теории. Меркантилизм.

    Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVIII веках. Это – период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (от англ. merchant – денежный).

    Сущность их учения – в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами , первоначально – только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса.

    Утверждение о том, что деньги – это абсолютная форма богатства возникло из-за того, что меркантилисты, являясь представителями купеческого сословия, отождествляли свои интересы с интересами государства.

    В рамках эпохи меркантилизма различают ранний и поздний меркантилизм. Различие этих двух эпох состоит в том, какими методами страна обогащалась благородными металлами.

    Представители раннего меркантилизма делают ставку на административные методы по удержанию благородных металлов в стране.

    Например, иностранным купцам под страхом суровых наказаний запрещалось вывозить из страны золото и серебро. Деньги же, вырученные от продажи товаров предписывалось тратить на территории данной страны. Конечно, это препятствовало развитию внешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике позднего меркантилизма, которая предполагала увеличение количества в стране золота и серебра с помощью не административных, а экономических методов, т.е. всех методов, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е. превышению экспорта товаров над их импортом, ибо положительная разница в виде драгоценных металлов останется внутри страны.

    Таким образом, составляющая позднего меркантилизма – политика протекционизма , направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.

    Например, Томас Ман (1571 – 1641 гг.), один из наиболее известных поздних меркантилистов, говорил, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, когда стоимость вывозимых товаров будет превышать стоимость ввозимых. Для этого он, помимо прочего, предлагал обрабатывать земли под такие культуры, которые помогли бы отказаться от ввоза некоторых товаров (например, конопли, льна, табака), а также рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных товаров путём введения соответствующих законов. Также Ман говорит, что не следует облагать чрезмерными пошлинами отечественные товары, чтобы препятствовать их удорожанию и не сделать их недоступными для иностранцев, тем самым препятствуя продаже.

    Антуан Монкретьен (1575 – 1621 гг.), другой известный меркантилист, ввел в научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактат по политической экономии» в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого «политейя» – «государственное устройство». Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни . С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.

    Шотландец Джон Ло (1671 – 1729 гг.), впоследствии ставший генеральным контролером финансов Франции, известен экономистам как «отец инфляции». Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он, однако, считал, что увеличение количества денег в стране способствует стимулированию предпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попытку введения в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрело понимание необходимости жесткого контроля за денежным обращением, и попытка оказалась неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило даже крупные состояния и экономику страны в целом.

    Ключевые слова: объект, предмет, методы, экономической, теории

    Экономическая наука предполагает изучение динамичной, по­стоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества.

    От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы - в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии - в накоплении богатства нации, марксис­ты - в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты - в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

    В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

    Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра Iполитическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.

    Конец XIX - начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием - «экономике».

    В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства.

    Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

    Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

    Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.

    Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

    Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный - в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства.

    В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.

    Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны - объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

    С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы.

    Что же такое экономический ЗАКОН?

    В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio - наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу.

    Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio - выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.

    ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.

    При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

    Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сме­няли друг друга.

    Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.

    К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.

    Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели.

    Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место.

    Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую.

    Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить?

    В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.

  • 10. Сущность собственности и раскрытие ее содержания на основе ряда категорий-элементов.
  • 11. Типы и формы собственности по субъектам.
  • 12. Натуральное хозяйство и товарное производство, их основные черты.
  • 13. Товар и его свойства. Величина стоимости товара. Закон стоимости.
  • 14. Возникновение и сущность денег, их функции. Закон денежного обращения.
  • 15. Понятие рынка, его функции, преимущества и недостатки.
  • 17. Структура и инфраструктура рынков. Классификация рынков.
  • 19. Круговорот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике. Методы регулирования рыночной экономики.
  • 20. Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса.
  • 22. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена. Регулирование рыночного равновесия государством.
  • 24. Точечная и дуговая эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.
  • 25. Эластичность предложения по цене, ее виды, показатели, факторы. Влияние фактора времени на эластичность предложения.
  • 26. Эластичность проса по цене и общий доход товаропроизводителя.
  • 27. Влияние налогов на рыночное равновесие.
  • 28. Экономические субъекты рынка.
  • 29. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.
  • 30. Правила потребительского поведения и максимизации полезности.
  • 31. Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения.
  • 32. Экономическая сущность предпринимательской фирмы. Виды фирм.
  • 33. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства. Изокванта.
  • 34. Общий, средний и предельный продукты переменного фактора производства. Закон убывающего предельного продукта.
  • 35. Бюджетные ограничения фирмы. Изокоста. Условие минимизации затрат.
  • 36. Содержание издержек производства и их классификация. Экономический и бухгалтерский подходы к издержкам.
  • 37. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки. Графическая интерпретация издержек.
  • 38. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.
  • 39. Понятие дохода фирмы. Общий, средний и предельный доходы.
  • 40. Сущность прибыли, ее функции и виды. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
  • 41. Рентабельность и ее виды.
  • 42. Факторы повышения эффективности производства.
  • 43. Национальная экономика и ее характеристика.
  • 44. Валовой внутренний продукт и способы его расчета.
  • 45. Номинальный, реальный и потенциальный ввп. Чистый национальный продукт (чнп), национальный доход (нд), личный доход (лд).
  • 46. Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса.
  • 47. Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.
  • 48. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели ad-as. Изменения в равновесии. Эффект храповика.
  • 49. Функция потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Правила совокупного потребления.
  • 50. Функция сбережений. Средняя предельная склонности к сбережению.
  • 51. Взаимосвязь потребления и сбережений. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережения.
  • 52. Инвестиции. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
  • 53. Основные проявления макроэкономической нестабильности. Циклические и нециклические колебания.
  • 54. Промышленный цикл и его фазы. Экономический кризис перепроизводства.
  • 55. Содержание и виды современной безработицы.
  • 56. Сущность и показатели измерения инфляции.
  • 1 . Предмет, функции, структура экономической теории. Экономическая теория есть наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей, о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной трудовой жизни людей, связанной с добычей средств для существования, об общественном богатстве. Важный вклад в развитие экономической теории сделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория , три предмета экономической теории:1) эффективное использование ресурсов для более полного удовлетворения потребностей, возрастания качества;2) взаимодействие производительных сил и производственных отношений;3) вся система общества, включающая производительные силы, производственные отношения и надстройку (политику). Таким образом, предметом курса экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии во взаимодействии их с производственными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и в потреблении на различных уровнях и звеньях микро- и макроэкономики. Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (праграматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом. Здесь имеется в виду разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической политики государства и т.д.Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук. В системе экономических наук она выступает фундаментальной методологической наукой. В систему экономических наук входят историко-экономические (экономическая история, история экономических учений); специальные, или функциональные (прогнозирование развития экономики, экономическая статистика, экономика труда, бухгалтерский учет и анализ, финансы, кредит и денежное обращение); отраслевые (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства и т.д.). Критическая функция экономической теории состоит в том, что явления рассматриваются критически, выявляются преимущества, достоинства явлений, целесообразность их использования.

    Познавательная функция является общей для всех наук. Применительно к экономической теории есть лишь одна особенность: проведение экспериментов здесь ограничено и слишком дорогостояще. Что касается использования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития. Такую задачу с 50-60 гг. стали выполнять экономисты во многих странах.

    2. Методы экономической теории.

    Каждая наука пользуется определенными методами познания своего предмета. Под методом обычно понимается способ, подход к исследуемым явлениям внешней реальности, приемы их анализа и описания. Кратко рассмотрим наиболее существенные методы экономических исследований, которые достаточно широко используются и другими науками.

    Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

    Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

    В экономической теории широко используется принцип сочетания исторического и логического в их единстве. Каждая экономическая система представляет собой органическое единство составных элементов, в котором все взаимосвязи представляют собой логическую систему.

    Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

    Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

    Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

    3. Школы экономической теории.

    Первой школой научной политэкономии был меркантилизм (от итальянского слова «меркантэ» -- торговец, купец). Эта школа исходила из того, что источником богатства общества является торговля. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. Затем возникает школа классической западной политэкономии. Ее представителями были физиократы во главе с Франсуа Кене. Они первые перенесли вопрос о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства. В дальнейшем возникает школа классической буржуазной политэкономии, блестящими представителями которой были У. Петти, А.Смитт, Д. Рикардо и С. Сисмонди. В 19 столетии К. Маркс и Ф. Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщающее название – марксизм. В границах этой концепции было сформулировано учение об общественно-экономических формациях. Во второй половине 19-20 столетия в западной политэкономии складывается несколько школ: 1.Австрийская школа, которая обосновала теорию предельной полезности благ. В соответствии с этой теорией полезность хозяйственных благ зависит от редкости и определяется той пользой, которую приносит последняя единица запаса. 2. Кембриджская школа (Великобритания). Ее родоначальником был Альфред Маршалл, основной труд которого «Принципы политической экономии». 3.Американская школа. Возглавил ее Джон Бейц Кларк. Главное в концепции Кларка – теория предельной производительности факторов, что прежде всего имеет важное значение для микроэкономики. 4.Лазанская школа. Лидер этой школы Леон Вальрас. Это математическая школа, школа математического моделирования. Леон Вальрас ввел в экономическую науку понятие экономического равновесия и разработал макроэкономическую теорию общего экономического равновесия. Леон Вальрас рассмотрел рыночную экономику, как систему, способную достигать равновесия на основе взаимодействия спроса и предложения. Современные экономические школы

    Кейнсианство. Представители: Кейнс. Кейнс основывался на рассмотрении деятельности хозяйственной системы в целом. Он считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

    Институционалисты. Представители: Джон Гелбрейт, Людвиг Эрхарт. Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. В 1956 году вышла книга "Благосостояние для всех" Людвига Эрхарта, сформулировавшая концепцию социально-ориентированного рыночного хозяйства.

    Василий Леонтьев - американский экономист, автор модели "Затраты и выпуск".

    Монетаристы. Представители: Фридмен. Предлагали регулировать экономическую систему только на основе элементов денежной политики.

    Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

    1. Материальные блага включают: a. естественные дары природы (земля, воздух, климат); b. продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие - форма присвоения полезности; c. внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.); d. внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). 2. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

    Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д. Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.

    Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ. Экономические блага делят на долговременные , предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, и т.д.), и недолговременные , исчезающие в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, и т.д.)

    Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе "свободно" , в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Экономическая теория представляет собой общественную науку, исследующую экономическую сторону общественной жизни.

    Экономическая теория больше является эмпирической наукой, которая основана на фактах реальной жизни. Для неё характерны определенные методы исследования: общенаучные и общемировоззренческие.

    В настоящие широко используются общенаучные методы, которые применяют и другие науки. Сюда можно отнести: метод научной абстракции, индукции и дедукции, системного анализа, анализа и синтеза. Экономическая теория нашла широкое применение в построении моделей экономических явлений и процессов. Формы описания моделей могут носить географический и математический характер.

    В процессе развития экономической теории разные научные школы по-разному определяли предмет экономической теории. Так, меркантилизм считал предмет экономической науки деятельностью, связанной с внешней торговлей. Физиократы определяли предмет в качестве сельскохозяйственного производства. Марксизм утверждал, что предметом экономической теории являются экономические законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ.

    С позиции маржинализма предметом являлось поведение отдельных субъектов, которые вовлечены в хозяйственные отношения. Если рассматривать такое направление как кейнсианство, то предметом с точки зрения Кейнса были формы и методы государственного регулирования экономики, которые создают основы макроэкономики и смешанной экономики.

    Институционализм вводит в предмет экономической теории социально-психологические аспекты. В целом предметом экономической теории являются экономические общественные отношения по поводу использования ограниченных ресурсов для того, чтобы производить блага, которые удовлетворяют безграничные общественные потребности. Также многие специалисты утверждают, что экономическая теория представляет собой науку о рациональности выбора.

    Методы экономической теории

    Если предмет науки описывает то, что она изучает, то методы отражают то, как познается определенный предмет. Предмет всегда характеризуется определенными методами исследования, а метод формирует предмет исследования.

    В экономической теории различают две группы методов: общие и локальные. Общие или общенаучные методы характеризуют общий уровень научных исследований и направлений экономической методологии. С помощью них предоставляются конкретные инструменты для изучения отдельных сторон системы экономики. Локальные методы способны выделить специфические методы, которые характерны для той или иной системы. Универсальные методы используются при реализации любой методологии.

    Универсальные методы экономического анализа

    Среди универсальных методов экономического анализа можно перечислить анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстракцию и обобщение. Анализ представляет собой расчленение объекта исследования на несколько элементов. Синтез представляет собой объединение элементов в одно целое.

    Индукция является выведением общего из частных факторов, а дедукция движение от общего к частному. Абстракция выделяет существенные свойства предмета, допущение может быть «при прочих условия», обобщение представляет собой усреднение.

    Экономическая теория также использует методы наблюдения, моделирования, эксперимента, графических изображений (схемы, графики, таблицы, диаграммы). Метод модели представляет собой исследование социально-экономических явлений в качестве теоретического образца или модели. Модели могут различаться по уровню обобщения, характеру действия и охвату.

    Примеры решения задач

    ПРИМЕР 1

    Задание В соответствии с маржинализмом предметом экономического анализа являлось:

    1. социально-психологические предпосылки поведения индивидов,

    Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

    Таким образом предметом экономической теории является противоречие между и неограниченностью человеческих потребностей.

    Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики : это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

    В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

    • — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
    • — раздел экономической теории, который изучает функционирование в целом.

    В особый раздел экономической теории макроэкономика оформилась лишь в 30-х годах 20-го столетия. Основу этому разделу заложила работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс сделал важный вывод о том, что если найти возможность воздействовать на потребления и инвестиции в национальном масштабе, то экономику можно либо притормозить, либо ускорить в её развитии.

    В масштабах национальной экономики все локальные рынки тесно связаны между собой. Опыт показывает, что несогласованность в действиях на одном рынке по цепочке порождают проблемы на других рынках. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и в экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков. Для того, чтобы успешно решать данные проблемы необходимо анализировать общее равновесие экономической системы.

    Общее равновесие (макроэкономическое) отражает сбалансированное согласованное функционирование всех рынков.

    Основные макроэкономические цели:
    • Стабильный рост национального производства. От объёмов национального производства зависит уровень и динамика благосостояния населения, экономическая мощь государства, экспортные возможности и политическая стабильность в обществе.
    • Стабильный рост цен. Стабильные цены создают условие предсказуемости в экономике, стимулирую процессы кредитования и инвестирования, укрепляют доверие к национальной денежной единице, способствуют экономической и социальной стабильности в обществе.
    • Высокий уровень занятости. Он является одним из главных условий социального спокойствия и высокого уровня жизни населения в стране.
    • Достижение равновесного внешнеторгового баланса.

    Для достижения макроэкономических целей общество использует целый набор инструментов и рычагов, которые реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.

    Её основными видами являются:
    • Фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы для стимулирования или сдерживания производства.
    • Монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы роста производства и цен по средствам изменения количества денег в обращении.
    • Политика ограничения доходов населения по средствам замораживания зарплаты и цен, используется для борьбы с инфляцией.
    • Социальная политика
    • Внешняя экономическая политика, позволяющая с помощью тарифов, квот и лицензий регулировать объёмы и структуру экспорта, воздействовать на обменный курс национальной валюты и на размеры национального производства.

    Нормативный и позитивный подход в экономике

    На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформировалась чистая (позитивная) экономическая теория.

    И сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

    Позитивный подход анализирует:
    • к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;
    • при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;
    • какова будет цена ее достижения
    Кроме того позитивный подход предполагает:
    • объяснение и прогнозирование экономических явлений;
    • изучение общеэкономических закономерностей;
    • выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

    Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

    Экономические показатели: поток и запас

    Экономисты различают показатели, измеряемые за определенный период времени, то есть имеющие размерность потока , и показатели, измеряемые на момент времени, то есть имеющие размерность запаса .

    Фактор времени играет большую роль в экономике. Так ценность денег для людей сегодня и в будущем различна. Сегодняшняя оценка будущих экономических показателей происходит в процессе дисконтирования.

    Дисконтирование — это процесс приведения экономических показателей будущих лет к их сегодняшней ценности.

    В экономической теории различают номинальные и реальные величины . Номинальные характеризуют стоимостные экономические показателив действующих, текущих ценах . Поскольку цены подвержены изменениям, то часто перед началом анализа у показателей устраняют влияние на них цен. Величины, очищенные от влияния изменения цен , называют реальными . Так в экономической теории различают реальную и номинальную заработную плату. Номинальная зарплата это зарплата в денежном выражении, а реальная — это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.

    В экономической теории выделяют три периода времени:
    • Мгновенный — когда все факторы, влияющие на экономическое явление, остаются постоянными
    • Краткосрочный — когда одни факторы рассматриваются как постоянные, другие — как переменные
    • Долгосрочный — когда все факторы рассматриваются как переменные

    Экономика — это общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества — поэтому тесто связана с другими общественными науками: социологией, юриспруденцией, психологией.

    Основные методы исследования экономической теории

    Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.

    Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

    Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.

    — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

    Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

    • Метод научной абстракции
      Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления
    • Метод функционального анализа
      Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений
    • Метод графических изображений
      Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации
    • Метод сравнительного анализа
      Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата
    • Метод Экономико-математического моделирования
      Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов
    • Индуктивный и дедуктивный методы
      Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
    • Метод позитивного и нормативного анализа
      Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе
    • Практические мероприятия
      Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

    Ошибки научного анализа

    При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.

    К наиболее часто встречающимся логическим ошибкам относятся следующие:
    • Ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного представления "что верно для части (отдельного человека), то верно и для целого (для общества в целом)".

    Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же в целом по стране приведет к росту цен, и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.

    • Логически ошибочное построение "после этого, следовательно, по причине этого".

    Например когда растет величина , сокращается величина . Это не означает, что всегда является причиной изменений в . Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора .

    Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к сокращению, а к увеличению объема продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж!? Но этот ложный вывод, противоречащий , поскольку в данном примере не учтен фактор ожидания и рост доходов населения.

    Функции экономики

    Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины происходило в XVIII в., хотя ее предыстория уходит вглубь веков. До сих пор экономисты продолжают спорить о том, что такое экономика, что она изучает, каковы ее функции, какими методами пользуются экономисты при анализе экономических взаимосвязей и закономерностей.

    Согласно современному пониманию - это наука о законах и закономерностях отношений людей в процессе производства, распределения, обмена, потребления и воспроизводства материальных благ и услуг, а также эффективного использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей людей. Такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития этой науки.

    Как и всякая наука экономика выполняет прежде всего познавательную функцию - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как спрос и предложение влияют на цены и т. п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть , формулирует принципы экономического повеления (так называемая позитивная экономическая теория).

    Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

    Экономика выполняет и практическую (рекомендательную) функцию : на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой.

    См.Также