Право экономической интеграции.

Благодаря деятельности ТНК начинают стираться грани между мировым и внутренним рынками отдельных стран. Это не только открывает новые возможности развития, но и создает новые противоречия.

1 элемент глобализации – ТНК и ТНБ – господа мировой экономики.

Государства объективно заинтересованы в привлечении капиталов ТНК. Создаются новые рабочие места, увеличивается объем продукции, выпускаемой на национальной территории, обеспечивается доступ к новым технологиям.

В то же время ТНК обычно настаивают на либерализации внешней торговли, налоговых льготах, ограничении государственного вмешательства в экономику. Эти запросы нередко противоречат социальным ориентирам развития национальных экономик, которые поддерживает большинство избирателей.

В условиях, когда стабильность национальных экономик определяется устойчивостью мировых рынков валюты, капиталов и товаров, многие действия ТНК и ТНБ становятся источником серьезных проблем. Их капитал при появлении более выгодных сфер приложения немедленно перетекает в экономику других стран, что дестабилизирует положение на обширных территориях. Многие ТНБ обогащаются на разнице валютных курсов, т. е. прибегают к спекулятивным валютным операциям, подрывая устойчивость всей международной финансовой системы.

Использование преимуществ привлечения ресурсов ТНК и защита интересов отдельных государств обеспечиваются межгосударственным сотрудничеством, интеграцией.

2 элемент глобализации – слияние национальных экономик в единый комплекс.

Наиболее полного развития интеграция, приводящая к слиянию национальных экономик в единый комплекс, достигла в Западной Европе. Успешно развивается она в Северной Америке, где США, Канада и Мексика создали зону свободной торговли (НАФТА), в Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Разрабатываются проекты создания Североатлантической зоны свободной торговли, Азиатско - Тихоокеанской интеграционной зоны.

3 элемент глобализации – создание единых правовых пространств.

Развитие интеграционных процессов привело к созданию так называемых единых пространств. В их рамках действуют согласованные (чаще всего единые) правовые нормы, включая антимонопольное законодательство, принципы социальной, таможенной, налоговой, финансовой политики. При создании государствами обширных единых пространств, гиганты транснационального бизнеса оказываются вынуждены принимать согласованные правительствами экономические правила игры. В то же время интеграция не противоречит интересам ТНК и ТНБ. Она обеспечивает открытость экономических границ, свободу перемещения капиталов, товаров, рабочей силы, увеличивает стабильность положения в государствах, где находятся филиалы ТНК.

Переход ключевых позиций в мировой экономике к ТНК и ТНБ, развитие интеграционных процессов между самыми развитыми государствами мира на основе информационных технологий породили явление, которое в 1990-е гг. стало определяться как глобализация.

4 элемент глобализации – Интернет.

Глобализация - это новый этап мировою развития, начавшийся в связи с возникновением информационных технологий. Он характеризуется резким ускорением темпов взаимовлияния всех сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной). На этом этапе качественно возрастает степень взаимовлияния народов друг на друга, что раскрывает беспрецедентные возможности взаимообогащающего развития, но в то же время порождает новые противоречия.

В условиях глобализации сотрудничество между народами и государствами стало важнейшей предпосылкой их успешного развития. Именно по этой причине государства, которые сумели найти наиболее эффективные модели сотрудничества, заняли лидирующие позиции в современном мире. Совместными усилиями они решали достаточно сложные проблемы, возникавшие в ходе модернизации их экономики.

В то же время потребность в сотрудничестве вступает в противоречие с традициями политики, основанной на защите национальных интересов. В формирование единых пространств вовлекаются страны с различным уровнем развития, неодинаковым экономическим, научно-техническим потенциалом. Каждая из них стремится к тому, чтобы правила игры в рамках этих пространств в наибольшей мере отражали (или по крайней мере не ущемляли) ее интересы. В итоге развивается новый тип соперничества, протекающий в форме борьбы за влияние на политику международных институтов.

5 элемент глобализации – Мировое правительство.

Передача (делегирование) полномочий национальных правительств наднациональным институтам, рождающимся в ходе углубления интеграции, ведет к возникновению нового уровня власти, не подотчетной парламентам и избирателям отдельных стран. Эти процессы в 1990--е гг. воспринимались во многих государствах Западной Европы и Северной Америки как создающие угрозу демократии, правам и свободам граждан.

В 1990-е гг. протест против углубления интеграции, контроля ТНК и ТНБ над мировой экономикой выражали интеллектуалы, студенчество, довольно широкие слои общества, не получающие выгод от глобализации -- от представителей мелкого и среднего бизнеса, не выдерживающих конкуренции с ТНК, до маргиналов.

6 элемент глобализации – глобальное гражданское общество.

Заметную роль в политической жизни многих стран в конце ХХ в. стало играть движение антиглобалистов, Оно объединяет различные неправительственные организации (НПО), озабоченные переходом контроля над экономикой в руки ТНК и ТНБ, расширением их политического влияния. Особенно возросла активность антиглобалистов после того, как в 1997 г. ведущие страны мира начали переговоры о заключения соглашений, гарантирующих защиту инвестиций и собственности ТНК. В ответ на это антиглобалисты провели в Канаде (Торонто) учебу для 2000 активистов из различных стран под лозунгом «Бросая вызов власти корпораций». Начиная с этого времени, все встречи государств «Восьмерки», заседания руководства влиятельных международных организаций сопровождаются массовыми акциями протеста.

Движение антиглобалистов крайне неоднородно, оно не имеет ни организационной структуры, ни руководящего ядра. По примерной оценке, в него входит около 20 тыс. различных НПО - экологических, анархистских, троцкистских, марксистских и других. Антиглобалистское движение - международная инициатива «Акция без границ» 2000 г, участники которого в разных странах координируют свои действия через Интернет, является типичной сетевой структурой. Подобным термином называют организации, спонтанно и стихийно формирующиеся «снизу». НПО, выразившие желание принять участие в той или иной акции протеста, согласовывают действия, собирают средства. Как показала практика, они способны перебросить почти в любую точку земного шара до 100 тыс. своих активистов, организовать их проживание и пропитание.

У антиглобалистов отсутствует единая программа. Тем не менее их идеи имеют черты, близкие к взглядам новых левых 1960-1970-х гг. Это говорит о становлении новой радикальной политической силы международного масштаба.

Антиглобалисты негативно относятся к большинству существующих международных организаций, органам власти своих стран, ведущим политическим партиям и их лидерам, считая, что они защищают интересы транснационального бизнеса.

Антиглобалисты выступают против стремления высшего и среднего классов к повышению своих доходов и уровня жизни, увеличения прибылей ТНК за счет нанесения урона окружающей среде, переработки в предметы потребления невосполнимых ресурсов.

Антиглобалисты считают аморальным положение, когда меньшинство населения мира, проживающее в богатых странах Севера, пользуется всеми благами прогресса и тратит огромные средства на военные цели.

Антиглобалисты не отрицают преимуществ международного разделения труда, но считают, что оно должно развиваться не под контролем и по желанию ТНК, а на основе соблюдения интересов участвующих в нем государств и народов.

Развитие связанной через Интернет сети НПО свидетельствует о начале процесса становления глобального гражданского общества, которое в XXI в. сможет стать весьма весомой силой в мировой политике.

Сложились и международные организации сторонников глобализации, такие, как «Новая атлантическая инициатива» (учреждена в Праге в мае 1996). Ее активными участниками выступают концерн «Даймлер - Крайслер», другие представители транснационального бизнеса, военных и политиков стран НАТО.

Экология и проблема модернизации стран «Юга»

Проблемы экологии привлекли внимание мировой общественности еще в 1970-е гг. Только за период 1950--1960-х г - объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Соответственно возросло потребление энергоресурсов, сырья, воды, увеличились отходы производственной деятельности.

В 1970 г; группа ведущих ученых мира, объединившихся в Римский клуб, создала компьютерную модель развития мира. В нее были заложены параметры роста производства и потребления, наличия природных ресурсов, состояния биосферы и т. д. Оказалось, что при сохранении прежних темпов роста численности населения и прироста производства человечество в очень короткие сроки столкнется с истощением материальных ресурсов развития, ухудшением экологического положения.

Перевод промышленности на высокие энерго- и ресурсосберегающие технологии, безотходное производство на основе замкнутого цикла, которыми владеют ТНК, в принципе решает экологические проблемы.

Благодаря новым технологиям с начала 1960-х по начало 1990-х гг. расход энергоресурсов на производство каждых 100 долларов ВНП в странах Азиатско - Тихоокеанского региона сократился со 137 кг условного топлива до 37 кг, в арабских государствах - с 228 до 76 кг, в США - со 166 до 26 кг. Без увеличения объема природного вещества, вовлекающегося в производственный цикл, было обеспечено значительное увеличение выпуска готовой продукции.

Принятое в большинстве развитых стран жесткое природоохранное законодательство обязывает компании, корпорации принимать меры по предотвращению промышленного загрязнения окружающей среды. Уже в 1980-е гг. доля условно чистой продукции (производимой без ущерба экологии) в развитых странах достигла 27%, в развивающихся - 19%.

Увеличились общие государственные расходы на природоохранные цели. Во многих странах Северной Америки и Западной Европы к концу 20 в. они превысили 2% ВНП (5-7% бюджета), что позволяет частично исправить ущерб, ранее нанесенный природе. Так, в Германии удалось восстановить чистоту воды в реке Рейн, на берегах которого находятся крупнейшие производственные комплексы. В США были очищены от загрязнения Великие озера. Повсюду в мире создаются национальные парки и заповедники, где запрещена промышленная деятельность.

В то же время большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки не имеют средств на внедрение экологически безопасных технологий. ТНК во имя получения наибольшей прибыли используют заинтересованность многих развивающихся стран в привлечении капиталов для эксплуатации их ресурсов.

ТНК рассматриваются международной общественностью как виновники ежегодного уничтожения 20 млн га тропических лесов, представляющих собой «легкие» планеты; хищнической эксплуатации почв в странах Азии и Африки, ведущей к наступлению пустынь; сброса отходов производства в Мировой океан или их захоронения без соблюдения норм экологической безопасности в слаборазвитых странах.

В условиях глобализации совершенно новое измерение приобрели проблемы модернизации бывших колониальных и зависимых стран. Еще в 1970-е гг. существовали надежды, что постепенно будет преодолено отставание в уровне жизни населения этих стран от уровня жизни населения Западной Европы и Северной Америки. Однако с овладением ими высокими технологиями неравномерность мирового развития в целом возросла.

На долю 24 государств Севера (США, Канада, страны Западной Европы и Япония) к концу ХХ в. приходилось лишь 16% населения мира, но 77% мирового производства ВНП, 96% всех капиталовложений. Именно на их территории находятся центры «производства знаний», создаются и внедряются новые технологии. Основное движение капиталов ТНК и ТНБ осуществляется между этими странами.

Некоторые из государств Латинской Америки, Азии, Африки или страны Юга, как их иногда называют, смогли занять довольно весомое положение в новой системе международного разделения труда. Прежде всего это нефтедобывающие страны, такие, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Венесуэла, Мексика, ряд других. Многие государства, для которых свойственно сочетание довольно высокого уровня внутренней стабильности с наличием относительно дешевой рабочей силы, оказались привлекательны для капиталов тнк. К ним можно отнести Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Бразилию, Мексику и др. На их территорию стали переводиться экологически опасные производства, предприятия по сборке автомобилей, электронного оборудования, бытовой техники.

Модернизация с помощью ТНК имела ограниченный эффект. Благодаря ее осуществлению во многих странах "Юга» сложились высокотехнологичные производства. Однако они не стали органичной частью национальных экономик, которые во многом сохраняли традиционный, полунатуральный характер. Увеличились острота внутренних противоречий, неравномерность и нестабильность в развитии. Созданные крупные предприятия обслуживали преимущественно внешние рынки, их процветание зависело от положения дел в странах "Севера».

Вместе с тем такие страны, как Китай и Индия, обладающие огромными людскими и природными ресурсами, смогли добиться определенных успехов в модернизации своих экономик.

В наихудшем положении оказались те государства, которые стали непривлекательны для транснационального бизнеса по ряду причин. К ним относятся внутренние конфликты, отсутствие квалифицированной рабочей силы и обширных запасов полезных ископаемых. В этих странах «Юга», включающих большинство государств Центральной и Экваториальной Африки, ряд стран Центральной Америки и Азии (в частности, Афганистан), не решена проблема снабжения населения минимальным количеством жизненных благ и продовольствия. Здесь значительная часть населения (около 50%) не имеет доступа к услугам медицины, пользуется недоброкачественной водой, живет в городах и населенных пунктах, лишенных канализации, где бытовые отходы сбрасываются в окружающую среду. /

Правительства данных государств не имеют ресурсов для самостоятельного решения проблем развития. В большинстве из них рост численности населения превышает увеличение объема производства ВНП, что ведет к постоянному ухудшению положения. По некоторым оценкам, разрыв в уровне доходов, производимых на душу населения стран «Севера» и наименее развитых государств «Юга», в начале ХХ в. составлял 10: 1, в 1960-е гг. - 30: 1, к концу 1990-х гг. - 74: 1.

Существующие международные программы содействия развитию недостаточны, чтобы решить возникающие проблемы.

Эффективность содействия в развитии, оказываемого по линии международных организаций, не бесспорна. Международный валютный фонд (МВФ), задачей которого является поддержание стабильности курсов валют, в 1986-1997 гг. оказал помощь 54 странам. За все эти годы рост производства ВНП на душу населения в них составил лишь 4%.

Всемирный банк, созданный для помощи в развитии странам, которые не могут получить кредиты частных банков, за последние три десятилетия оказывал помощь в развитии 68 странам. Однако большинство из них не достигли успеха. Напротив, у государств, принимавших помощь МВФ и Всемирного банка, наблюдался быстрый рост внешней задолженности.

Низкая эффективность помощи развитию частично объясняется нецелевым использованием кредитов, расхищением средств местной знатью, бюрократией. В то же время условия выделения помощи, предъявлявшиеся МВФ и Всемирным банком, нередко не отвечали местному положению дел, их вынужденное принятие лишь ухудшало положение.

Таким образом, наряду с «центром» мирового хозяйства, развитым «Севером», и его периферией, государствами «Юга», выделилась группа наименее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки (их население - около 1 млрд человек) с крайне низким уровнем жизни, оказавшихся в стороне от процессов глобализации. Это создает серьезные проблемы для всех участников международной жизни.

Страны «Юга» становятся зонами военно-политической нестабильности, очагами возникновения эпидемий. Потоки беженцев из стран, охваченных кризисами и конфликтами, наводняют соседние государства, что обостряет и их внутренние сложности.

Во многих государствах нарастает недовольство в связи с ограниченностью программ содействия развитию. Высокий уровень жизни в странах «Севера» рассматривается как вызов народам, с трудом решающим проблемы обеспечения минимального выживания. Многие лидеры «Юга» стремятся любой ценой, в том числе и военными средствами, повысить статус своих стран в мировых делах.

Некоторые государства «Юга» (к их числу в конце ХХ в. относят Афганистан, Сомали, Судан, Заир и другие) становятся базой деятельности международных террористических организаций. Выступая под религиозными, националистическими, классовыми лозунгами, они пытаются методами насилия и террора «отомстить» ведущим державам мира за бедственное положение своих народов.

Все это создает новые проблемы на пути обеспечения международной безопасности и стабильности, требует новых решений от правящих кругов высокоразвитых стран мира.

Вопросы и задания

1.Как вы думаете, какие из объединений стран Западной Европы и Северной Америки и почему достигли наибольших результатов в интеграции?

2.В чем состоят проблемы и противоречия интеграционных процессов?

3.Проанализируйте основные черты двух моделей экономического развития евроатлантических стран: северо - американскую и западноевропейскую. В чем их отличие?

4.На какой стадии интеграции находятся в настоящее время страны Западной Европы? Каковы перспективы их дальнейшего сближения? При ответе на этот вопрос используйте материалы Интернета и текущей прессы.

5.Как определялись цели создания ЕЭС, какие методы их достижения предполагалось использовать?

6.Дайте определение понятий «транснациональная компания» и «транснациональный банк». Чем вызвано их появление? Какую роль они играют в современном мире?

7.Неизбежен ли процесс глобализации? Выскажите свое мнение.

8.Как связаны между собой проблемы экологии и модернизации стран «Юга»?

9.Почему некоторые государства «Юга» не могут решить проблемы, связанные с модернизацией? К каким последствиям это приводит?

10.В чем значение движения антиглобалистов?


Уважаемые друзья! Вашему вниманию предлагаю статью, посвященную такой актуальной теме, как “Интеграция и глобализация”. Эти процессы определяют лицо современной цивилизации, и в тоже время они неоднозначны и весьма спорны.

Для начала давайте определимся с понятиями: что такое интеграция?; и что такое глобализация"?

Современная обществоведческая наука дает следующие определения этим процессам.

Глобализация – процесс стирания традиционных границ между странами и народами, превращение человечества в единое целое

Интеграция – это форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок, зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов .

Одной из моделей интеграционного процесса является создание единого европейского дома. Европейский Союз, образован в 1993 году в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1994 году подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, так называемую концепцию “Европа без границ ”, завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, в 1999 введена единая валюта — евро (кроме Великобритании, Дании) осуществляется единая денежно-кредитная политика. Кроме полноправных членов в ЕС входят страны, которые считаются ассоциированными членами, ждущими окончательного приема. Турции, Мальте и Кипру это обещано после выполнения ими определенных условий. Заявки Венгрии и Польши были приняты к рассмотрению. Евросоюз заключил также соглашение о сотрудничестве с Болгарией и Румынией. В 1994 году тесные связи начали устанавливаться между ЕС, Россией и Украиной. Сегодня же Россия является главным поставщиком нефти и газа, древесины другого сырья на общеевропейский рынок.

История образования Европейского сообщества

1951 г. - ФРГ (Западная германия), Франция, Италия и страны Бенилюкса образовали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

1957 г. - Римский договор об образовании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС)

1967 г. - образование Европейского Сообщества, в которое вошли организации ЕЭС, ЕОУС и Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом)

1973 г. - присоединение к ЕС Великобритании, Ирландии, Дании

1979 г. - учреждение Европейской валютной системы

1981 г. - в ЕС входит Греция

1986 г. - членами ЕС становятся Испания и Португалия

1991 г. - члены ЕС подписывают Маастрихтский договор о создании ЕС

1999 г. - введение единой европейской валюты – Евро

Другая форма интеграции проходит в рамках Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, созданной в 1960 году. Эта организация включает Иран, Ирак, Венесуэлу, Кувейт, Саудовскую Аравию, Катар, Индонезию, Ливию, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерию, Эквадор, Габон. На начало 90-х годов ХХ века страны ОПЕК добывали около 40% нефти в мире, экспортировали свыше 50%. ОПЕК устанавливает единые продажные цены на нефть. Штаб-квартира находится в Вене. Благодаря высоким ставкам на нефтяном рынке страны ОПЕК сегодня получают сверхприбыли, обращая их на развитие своей инфраструктуры, созданию процветающих городов. Но надо сказать, что интеграция в рамках ОПЕК менее тесна, чем в Европейском Сообществе. Благодаря высоким ставкам на нефтяном рынке страны ОПЕК сегодня получают сверхприбыли, обращая их на развитие своей инфраструктуры, созданию процветающих городов. Но надо сказать, что интеграция в рамках ОПЕК менее тесна, чем в Европейском Сообществе.

Какие же факторы играют главенствующую роль в процессах интеграции и глобализации? В-первую очередь необходимо упомянуть информационный бум, вызванный развитием телевидения, радио, и конечно-же интернета. Телевидение и Интернет стали важнейшими факторами объединения современного мира. Они глубоко влияют на формирование образа жизни человека, на понимание цивилизационных процессов, происходящих сегодня. Они также формируют планетарное мышление, и массовую культуру.

Не менее важным фактором глобализации и интеграции является развитие транспорта, в частности воздушного. На карте показаны основные воздушные пути, по которым человечество объединяется в одно целое.

Таким образом, интеграция и глобализация стали сегодня уже реальностью, которые невозможно не принять.

Интернационализация – наиболее общее понятие, отражающее возрастание международных взаимосвязей и взаимозависимости различных стран и регионов мира.

Глобализация – это количественная трансформация, которая придала международному взаимодействию новое качество, при котором интернационализация приобрела всемирный охват. Глобализация представляет собой современную нам, всемирную стадию интернационализации хозяйственной жизни, в рамках которой мировое хозяйство приобретает новые, неизвестные ранее характеристики и особенности своего развития. К ним относятся: кардинально возросшая целостность мирового хозяйства и резко усилившаяся взаимозависимость экономик практически всех стран мира; вовлечение ранее закрытых стран в международные экономические отношения; тенденция (не всегда последовательная) к экономической гомогенизации мира, формирование глобальных рынков (товарных и финансовых).

Интеграция – наивысшая ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, факторов производства, формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики соответствующих государств. Следует заметить, что она происходит лишь в региональных масштабах (в рамках развитых регионов мира). Поэтому современный этап международной экономической интеграции определяется формулой открытого регионализма, цель которого расширить взаимовыгодное сотрудничество между разными интеграционными союзами.

Регионализация – образование региональных блоков. Регионализация экономической деятельности есть глобализация в ограниченных масштабах, охватывающая группу стран, создающих объединения, в которых происходят большая или меньшая либерализация торговли, движения капитала и людей в рамках соответствующей интеграционной группировки. Трактовка понятия «регион» предопределяет смысл термина «регионализация». Отличают регионализацию как: внешнеполитический курс; идеологию государственного вмешательства; экономико-политическое сотрудничество государств, образующих региональные союзы и группировки; как некую форму межгосударственного интегрирования. В третьей трактовке региональная экономическая интеграция формирует предпосылки для углубления процесса глобализации.

Все эти понятия связаны между собой. Глобализация, интеграция и регионализация являются частями интернационализации, и отражают возрастание международных экономических взаимосвязей. Интеграция и регионализация носят региональный характер, а глобализация – приобрела всемирный охват.

В начале 21 века наступил качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни – глобализация, которая охватывает прежде всего промышленно развитые страны, укрепляет их экономику. С экономической глобализацией параллельно идет регионализация международных экономических отношений. Это наглядно проявляется на примерах Западной Европы и Восточной Азии.

Регионализация приводит к опережающему росту внутрирегиональных экономических потоков (торговля, прямые инвестиции) по сравнению с их общей динамикой. На долю внутрирегиональной торговли в трех главных регионах (Западная Европа, Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион) приходится примерно половина мирового экспорта. А в Западной Европе, удельный вес внутрирегиональной торговли (экспорт) в общем экспорте западноевропейских стран превышает 70%.

Назовите основные страны (группы стран), определяемые как развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Какие признаки лежат в основе данной классификации стран? В чем проявляется ее некорректность?

Существуют разные критерии для включения страны в ту или иную группу. Основными из них являются: характер экономики (рыночная или переходная) и уровень ее социально-экономического развития (ВВП на душу населения, отраслевая структура ВВП, уровень и качество жизни).

Одна из самых известных классификаций стран в мировой экономике разделяет их на:

1. развитые;

2. развивающиеся и с переходной экономикой (до 2005 г. эта группа разбивалась на две подгруппы).

В основе группировки – два критерия: 1) уровень экономического развития, 2) тип развития на предшествующем этапе (страны с переходной экономикой – это не страны, трансформирующиеся из развивающихся в развитые, а – переходящие из группы стран с централизованно-планируемой экономикой в группу стран с рыночной экономикой). Критериями отнесения стран к развитым и развивающимся являются: колониальное прошлое, среднедушевой доход, интегральные индексы (типа индекса человеческого развития – ИЧР), степень социального расслоения, рождаемость, внешняя задолженность, распространение коррупции и теневой экономики, энергоёмкость единицы ВВП, уровень информатизации и т.д.

К развитым странам в документах Международного валютного фонда (МВФ) причисляются государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – своеобразный клуб богатых стран (30 стран). В рамках данной группы стран выделены следующие подгруппы: Большая семерка (G-7) – США, Япония, Германия, Франция, Италия, Соединенное королевство, Канада; новые индустриальные страны (НИС) – Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань; зона евро – Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Словения, Испания, Кипр, Мальта. Следует отметить, что в данном случае к НИС отнесены так называемые страны первого поколения («драконы»), которым удалось перейти из группы развивающихся стран в группу развитых. На сегодняшний день существует второе поколение НИС, к ним относят четыре страны Восточной Азии – Малайзию, Индонезию, Таиланд, Филиппины («азиатские тигры») и четыре страны Латинской Америки – Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили.



НИС отличает специфическая политика правительства. Правительственные меры азиатских стран (включая первое поколение НИС) соответствовали экспортно-ориентированной стратегии (модели) развития. Несмотря на некоторые отличия по странам они характеризовались общими чертами: высоким уровнем вложений в физический и человеческий капитал, быстрым ростом продуктивности сельского хозяйства и снижающейся рождаемостью. Правительства защищали отрасли, неготовые конкурировать на мировом рынке, и продвигали производства, подготовленные к экспорту (например, через интервенции посредством льготных кредитов, путем ограничения конкуренции со стороны импорта, сдерживания внутренних конкурентов, развитие институтов экспортного маркетинга). Кроме того, проводилась активная политика привлечения иностранных многонациональных корпораций и поощрения становления вокруг них «кустовых» производств.

Латинская Америка проводила политику импортозамещения (импортозамещающая модель развития) через «большой толчок» в области новых инвестиций во многие секторы экономики, политику «управляемой индустриализации». Импортозамещение основывалось на положении о том, что временная поддержка промышленности со стороны правительства способствует долгосрочному развитию. Наращивалось производство в отраслях тяжелой промышленности, увеличивался экспорт сырья. Начиная с 80-х гг. XX в. модель оказалась тупиковой – рост стал снижаться и скатился почти до нуля. С 90-х гг. XX в. экономическая политика этих стран направлена на открытость региона для международной торговли и инвестиций, региональную экономическую интеграцию и развитие инфраструктуры региона и внутреннего рынка.

Группа развивающихся стран и стран с переходной экономикой состоит из 143 государств, куда включены все страны, не вошедшие в первую группу. Внутри данной группы выделяются следующие подгруппы:

по географическому признаку: Африка, СНГ, Развивающаяся Азия, Ближний Восток и Западное полушарие;

по аналитическому признаку: страны-чистые кредиторы, страны-чистые должники, страны-экспортеры топлива, страны-импортеры топлива, наименее развитые страны.

Приведённая классификация является достаточно упрощённой классификацией, так как в состав выделенных групп включены недостаточно однородные страны. Более или менее однородной группой являются группа развитых стран. Что касается других групп, то они включают страны с разным уровнем экономического и социального развития.

4. Прокомментируйте следующие утверждения:

а) российская экономика неконкурентоспособна, поэтому для России нет места в мировом разделении труда;

Место России в мировой экономике. Характеризуя место и роль современной России в мировом экономическом сообществе необходимо выделить ее сильные и слабые стороны и, исходя из этого, определить возможные пути позиционирования страны на мировых рынках. Россия объективно по размеру среднедушевого дохода относится к числу развивающихся стран. Перспективы ее перехода в группу развитых стран обусловлены наличием определенных преимуществ, среди которых выделяют: обладание мощной природно-ресурсной базой (минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы), наличие значительного производственного потенциала, несмотря на физический и моральный износ основных производственных фондов, а также научно-технического и интеллектуального потенциала. На базе этого в ряде отраслей промышленности (прежде всего, в оборонно-промышленном комплексе) имеются и развиваются передовые уникальные технологии. К слабым позициям относят: высокую затратность и ресурсоемкость производства, отставание от ведущих стран мира по уровню производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, нарастание технологического отставания, увеличение физического и морального износа основных производственных фондов, инфраструктуры и ее несоответствие современным требованиям, значительный удельный вес в экономике страны теневого сектора, ее бюрократизацию и криминализацию.

Однако благодаря благоприятной внешней конъюнктуре и внутренней политики государства сегодняшние темпы роста России сопоставимы с динамичной развивающимися Китаем и Индией. Именно эта тройка стран определила половину мирового прироста в 2007 г. В последние годы, особенно с 2002–2003-го гг. наметились относительно высокие, опережающие по сравнению со среднегодовыми в мире и в экономически развитых странах (≈3–4 %) темпы прироста российского ВВП – 5,8–7 %. Объем суммарного ВВП стран мира составил (в текущих ценах) – 48,7 трлн. долл., а России, соответственно, – 925,4 млрд. долл. (24,5 трлн. руб.). Относительный показатель удельного веса России в мировом ВВП обозначился, таким образом, на уровне ≈2 %.18 Поэтому у России есть все шансы войти к середине текущего столетия в первую десятку стран по величине ВВП19. Но для реализации этого шанса необходима взвешенная политика государства.

На сегодняшний день в научном сообществе существует три базовых сценария развития России и определении ее места в международном разделении труда.

1. Экспортно-сырьевая модель с элементами инерционной диверсификации. Она предполагает рост только за счет добычи, переработки и экспорта природных ресурсов, а также привлечения новых товаров, незначительно корректирующих специализацию. Такая модель развития обеспечит присутствие России на узких сегментах мировых рынков, а в долгосрочной перспективе может привести к потере экономической и политической значимости страны, вытеснению ее на периферию мирового развития.

2. Эволюционный факторный апгрейдинг. Определяет необходимость опережающими темпами развивать экспорт продукции обрабатывающих отраслей, прежде всего полуфабрикатов с глубокой степенью переработки, а также изделий машиностроения, включая узлы, детали и компоненты. Использовать сложившуюся благоприятную внешнюю конъюнктуру для расширения внутренних инвестиций. Такая модель хороша для индустриального типа общества.

3. Сверхиндустриальная модель, инновационная диверсификация. Экспорт высокотехнологичной продукции. Усиление инновационных начал и внедрение нанотехнологий в структурообразующих отраслях промышленности. Расширение оказания интеллектуальных услуг. Использование транзитного потенциала страны, обусловленного ее расположением между Евросоюзом и Китаем, Европой и странами Среднего Востока (коридоры «Запад-Восток» и «Север-Юг» с выходом на Иран и Индию). Капитализация сравнительных преимуществ (кроме сырьевого) на основе реализации долгосрочных проектов, и модернизация производства, ориентированного на массовые рынки, на основе капитализации доходов, полученных от капитализации сравнительных преимуществ. Данная модель развития позволит России занять достойное место в постиндустриальном мире.

Будущее России, ее место в международном разделении труда и в мировом хозяйстве зависит от выбора государством модели экономического развития страны и последовательности проведения взвешенной внешнеэкономической политики.

Глобализация Процесс образования наднациональных
структур в сфере экономики, политики,
культуры, которые оказывают влияние на
мировые процессы
Процесс складывания единого мирового
сообщества, мировой цивилизации
Цель заключается в построении единого
всемирного государства с единым
правительством, единым пространством,
единой валютой, единым народом,
культурой и проч.

Глобализация - процесс всемирной
экономической, политической и
культурной интеграции и унификации.
Основным следствием этого
является мировое разделение труда,
миграция в масштабах всей планеты
капитала, человеческих и
производственных ресурсов,
стандартизация законодательства,
экономических и технологических
процессов, а также сближение культур
разных стран.

Интеграция

Развитие устойчивых экономических,
политических, социальных и
культурных связей между
государствами, процесс их
сближения, объединения

Причины интеграции

Для развитых стран:
Выход на новые рынки сбыта
Доступ к более дешевым факторам
производства
Снижение издержек производства
Установление мирового господства

Причины интеграции

Для остальных стран:
Привлечение инвестиций
Приобщение к экономическому и
технологическому опыту развитых
стран
Помощь в решении экономических
проблем
Решение своих внутриполитических
проблем
Защита во внешней политике

Мировая система общества по У. Валерстайну

ядро- это развитые страны, за которыми
тянется весь мир, включает
самые сильные и могущественные государства
с усовершенствованной системой производства
полупериферия- занимает
промежуточную позицию между
ядром и периферией.
ядро
полупериферия
периферия
Входят интенсивно
развивающиеся страны с
динамичной политикой,
набирающим силы средним
классом
Периферия- это самые отсталые
и бедные государства

Аналогично предыдущей схеме мы можем рассмотреть схему № 2, которая несет такой же смысл

Ядропостиндустриальное
о-во
Полупериферияиндустриальное
о-во
Перифериядоиндустриальные
страны

Ядро

В ядре находятся такие развитые страны
как:
Япония

10.

США

11.

Западная Европа

12. Полупериферия

Россия

13.

Китай

14.

Восточная Европа

15. Периферия

Индия

16.

Африка

17.

Океания

18.

Латинская Америка

19. Уровни экономической интеграции

1. Торговые соглашения на 2-х или
многосторонней основе
2. Зона свободной торговли (ЕFTA, NAFTA,
EEA)
3. Таможенный союз
4. Общий рынок (Совет сотрудничества
арабских стран Персидского залива,
Андский общий рынок)
5. Экономический союз (ЕС, Бенилюкс,
СНГ, Магриб)

20. Направления и проявления интеграции

1. Экономическая интеграция – ТНК,
МВФ, МБРР, ЕС, ВТО
2. Политическая интеграция – ООН,
Совет Европы, НАТО
3. Социальная интеграция – миграция,
смешанные браки
4. Духовная интеграция –
интернационализация культуры

21.

22. Последствия интеграции и глобализации

1. Положительные:
Рост производства, торгового оборота,
развитие инфраструктуры,
распространение новейших технологий
Способствуют решению глобальных
проблем
Гарантирует целостность мира и его
развитие
Взаимовыгодное сотрудничество
разных стран и народов

23. Последствия интеграции и глобализации

2. Отрицательные последствия
Вестернизация культуры
Закрепление неравноправного положения стран
в экономической системе
неравномерность распределения преимуществ
от глобализации в разрезе отдельных отраслей
национальной экономики
Деиндустриализация национальных экономик
возможность перехода контроля над
экономикой отдельных стран от суверенных
правительств в другие руки, в том числе к
более сильным государствам, ТНК или
международным организациям;

24. Последствия интеграции и глобализации

2. Отрицательные последствия
возможная дестабилизация финансовой
сферы, потенциальная региональная или
глобальная нестабильность из-за
взаимозависимости национальных экономик на
мировом уровне. Локальные экономические
колебания или кризисы в одной стране могут
иметь региональные или даже глобальные
последствия.
Политический диктат развитых стран
Ущерб национальному суверенитету
Порождение новых проблем

25. Последствия для стран «третьего мира»

увеличение технологического отставания от
развитых стран;
рост социально-экономического расслоения;
обнищание основной массы населения;
усиление зависимости менее развитых стран от
стабильности и нормального функционирования
мирохозяйственной системы;
ограничение ТНК способности государств
проводить национально ориентированную
экономическую политику;
рост внешнего долга международным финансовым
организациям, который препятствует дальнейшему
прогрессу.

26. Международные организации

1 группа – ЕС
2 группа – Совет Европы
3 группа – ООН
Подготовить ответ по плану:
1) Образование и состав
2) Руководящие органы
3) Деятельность

27. Мировое правительство

Директор информационного аналитического
агентства при Управлении делами президента РФ
Александр Игнатов:
«Ключевым фактором, влияющим на современные
глобализационные процессы, является
деятельность Мирового правительства... Эта
надгосударственная структура эффективно
исполняет роль штаба «нового мирового
порядка». В своей работе эта организация
ориентируется на интересы малочисленной
элиты, объединенной этническим родством и
инициацией (т. е. посвящением) в ложах
деструктивной направленности. [«Независимая
газета» от 7 сентября 2000 г.]

28.

Социальная
в региональной
Высшее
“знахарство”
стратификация
цивилизации
запада

29. Глобалисты и антиглобалисты

Глобалисты – сторонники
глобализации
Антиглобали́зм - политическое
движение, направленное против
определённых аспектов процесса
глобализации в её современной
форме.
Антиглобалисты регулярно
проводят в разных странах мира
социальные форумы, различные
акции протеста.

30. Ресурсы

Ресурсы
М. М. Шумилов. Социальные последствия
глобализации // www.credonew.ru
Владимирова И.Г. Глобализация мировой
экономики: проблемы и последствия
//Менеджмент в России и за рубежом/№3 2001
И. Медведева, Т. Шишова. Что такое
глобализация и ее последствия для
России//«Православные вести», 29 марта 2001
года
Проблемы культуры мира в контексте
глобализации// www.nasledie.ru
Государство в условиях глобализации
//www.ref.by/
М. Кузнецов. Концепция глобалистов//
www.patriotica.ru

31. Домашнее задание

1. § 28, конспект выучить.
2. Подготовиться к прессвонференции «Последствия
глобализации для мира и для
России» по группам:
1-я группа – Глобалисты
2-я группа – Антиглобалисты
3-я группа – Представители прессы

Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XX-XXI веков, стала глобализация. Ее суть состоит в расширении взаимосвязей людей, государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка и интернационализации в разрешении экологических проблем, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий и конфликтов.

Глобализация призвана содействовать взаимопроникновению культур, взаимопониманию цивилизаций, утверждению норм международного права и соблюдению прав личности при сохранении самобытности народов и их особой ментальности, не допуская духовной и политической стандартизации. Глобализация включает и многие другие стороны усиления взаимосвязи и интеграции человеческих сообществ: повышение роли транснациональных структур и участников международных отношений – региональных и общественных организаций, универсализацию правовых норм, социальных стандартов и т. д.

Согласно определению МВФ, глобализация – это в возрастающей степени интенсивная интеграция. В широком понимании имеется в виду общемировая система, возникающая в результате слияния национальных экономик. Она должна быть основана на беспрепятственном перемещении капитала, снижении тарифных барьеров и либерализации движения товаров, капитала, коммуникационном и информационном сближении.

Процесс глобализации призван приводить к размыванию экономических границ, сближению уровней социально-экономического развития стран в рамках региональных объединений. В реалиях глобализации именно финансово-экономические критерии приобретают решающее значение. Чем сильнее, устойчивее и конкурентоспособнее будет экономика страны, чем более интегрированной будет ее участие в процессе глобализации, тем прочнее окажутся ее позиции в международном сообществе.

В XX веке значение национального государства подверглось переоценке. Более популярной становится модель региона как части мирового сообщества. Международный опыт свидетельствует, что значимость и вес отдельного региона может возрастать по мере углубления в нем интеграционных тенденций.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей, это процесс сближения, взаимоприспособления национальных хозяйственных систем, в основе которого лежит экономический интерес хозяйствующих субъектов и международное разделение труда. В конце ХХ века она стала инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок. Интеграция представляет собой также процесс движения и развития определенной системы, в которой усиливается связь ее участников и уменьшается их самостоятельность, при этом появляются новые формы взаимодействия, которых не было в прежней системе.

Термин «интеграция» происходит от латинского слова integratio – восполнение, integer – целый. Общее определение интеграции формулируется следующим образом: интеграция – это сближение, слияние, объединение частей, образующих единое целое, но при сохранении их идентичности, т. е. страны сближаются, образуют единый торговый, экономический, валютный и политический союз, но при этом сохраняется их национальная идентичность.

Известный российский ученый В. Г. Барановский подразумевает под интеграцией «состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию». В системе международных отношений интеграция подразумевает создание некоей целостности системного характера. Однако понятие «целостность» у же, чем понятие «системность». По мнению В. Г. Барановского, участие государств в той или иной подсистеме межгосударственных отношений далеко не во всех случаях свидетельствует об их интеграции. В связи с этим он выделяет три критерия интеграции:

1) выделение, обособление связей и отношений, существующих между государствами;

2) управление в интеграционных процессах, целенаправленные действия и регулируемость в интеграционном комплексе;

3) соотношение в интеграционном комплексе целого и частных структурных элементов.

Определение понятия интеграции было предложено и основателем структурного функционализма Т. Парсоном, который включает два основных компонента: внутреннюю совместимость элементов интеграции и поддержание специфических условий, при этом интеграционная система как бы отделяется от другого, внешнего по отношению к ней, окружения.

Современное российское понимание интеграции отличается более конкретным характером, без идеологического подтекста. Так, экономическая интеграция определяется как форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. В советское время к этому определению добавлялась идейно-политическая компонента – однотипность общественного строя, подчеркивались глубокие различия между социалистической и капиталистической интеграциями по социально-экономической природе, формам, методам, экономическим и политическим последствиям.

Региональная интеграция государств – это процесс сближения и взаимодействия национальных хозяйств, формирования региональных экономических группировок. В основе региональной интеграции лежат естественные процессы усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем. Цель – устранить национальные барьеры на пути взаимного торгового и инвестиционного взаимодействия, поставить в равные условия хозяйствующие субъекты государств. На основе согласования, унификации и гармонизации бюджетной, налоговой, валютной политики создается единое экономическое пространство.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи, которые обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств. За этим следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем до определенного сращивания управленческих структур. Основная цель интеграции – наращивание объемов и расширение набора товаров и услуг на основе обеспечения эффективности хозяйственной деятельности.

Понятие интеграции включает целую группу явлений и процессов, протекающих в культурной, экономической, политической и других сферах. Интеграция бывает военно-политической, научно-технической, технологической и т. д.

Интеграция на микроуровне протекает через взаимодействие капитала отдельных фирм, предприятий путем формирования экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На региональном уровне – в форме кооперации региональных инфраструктур, создания экономических зон. На межгосударственном уровне интеграция осуществляется на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. В результате происходит создание региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, общими органами и т. д.

Основными предпосылками интеграции являются:

1. Сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран. В случае несовместимости экономических параметров заключаются преференциальные соглашения либо между отдельными странами, либо между интеграционным объединением и страной. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Преференциальные соглашения рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса. Действие данных соглашений продолжается до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы экономические условия, сопоставимые с условиями более развитых стран.

2. Территориальная близость интегрирующихся стран, наличие общих границ, признание территориальной целостности и сложившихся границ. Данный фактор позволяет минимизировать затраты на транспортные перевозки.

3. Демонстрационный эффект: в интегрирующихся странах происходит ускорение темпов экономического роста, увеличивается занятость населения, наблюдается снижение инфляции и прочие положительные сдвиги, что оказывает стимулирующее воздействие на другие страны.

4. Политические режимы понимают выгодность интеграции, стремятся выработать общий курс и определить этапы интеграции, а также обеспечить постепенную передачу отдельных полномочий наднациональным органам. Появление таких органов является показателем ступеней интеграционного развития.

Интеграция, в свою очередь, может быть мирового и регионального масштабов. Интеграция мирового масштаба основывается на развитии мирового производства, мирового рынка и коммуникаций.

Международная экономическая интеграция позволяет странам получить следующие преимущества:

Дает более широкий доступ к ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на рынок всей интеграционной группировки;

Экономическое сближение стран создает привилегированные условия для фирм стран – участниц интеграции, защищая их от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

Позволяет интегрирующимся странам совместно решать острые социальные проблемы;

Углубление международного разделения труда (МРТ) способствует сокращению затрат на продукцию и обеспечивает экономическую эффективность;

Расширяется экономическое пространство, между предприятиями интегрирующихся стран усиливается конкурентная борьба, которая стимулирует их и приводит к повышению эффективности производства;

Создается более стабильная ситуация для развития взаимной торговли, выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной торговой политики;

Страны имеют возможность использовать преимущества национальных экономик для расширения масштабов рынка сбыта, поддерживать своих производителей, сокращать межгосударственные торговые издержки;

Расширенное экономическое пространство обеспечивает условия для привлечения иностранных инвестиций;

Создается благоприятная внешнеполитическая среда, усиливается сотрудничество стран не только в экономической, но и в политической, культурной и других областях;

Преодолевается фактор ограниченности, «закомплексованности» и страна превращается в полноправного и равного всем остальным субъекта международных отношений.

Предыдущая