Неоклассическая теория экономики.

Неоклассическое направление экономической мысли

Экономическая неоклассическая теория(neoclassical economics) - преобладающее в XX в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм».

Сущность неоклассицизма

В конце XIX в. в экономической теории обозначилось неоклассическое направление. Такое название оно получило в связи с тем, что представители, входивших в него школ, ориентировались на исходные принципы классической буржуазной политической экономии - свободу предпринимательства и ценообразования, автоматизм рыночного саморегулирования и т. д. Неоклассики ставили задачи исследовать данные принципы в новых условиях и стремились к разработке моделей, имеющих практическое значение для функционирования капиталистических фирм в системе рыночного механизма.

Возникновение неоклассического направления связано с разработками представителей кембриджской школы А. Маршалла, Ф. Эджуорт, А. Пигу, А. Кларка, которые поставили задачу создания политически и идеологически нейтральной, «чистой» экономической теории, что нашло отражение и в изменении самого названия науки с «политически экономии» на «экономикс».

Неоклассическая теория не рассматривала сущность таких экономических категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточилась на внешних проявлениях рыночного хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки.

Особенностью неоклассической теории явилась ее микроэкономическая направленность на изучение механизма движения отдельных товаров, функционирования отдельных хозяйственных единиц и рынков. Анализ осуществляется по следующему алгоритму: из совокупности взаимодействующих элементов рыночного механизма выбирается один как изменяющийся, и исследуется его влияние на другие элементы, считающиеся неизменными, и так по каждому эле менту. Неоклассический анализ рассматривает взаимовлияние элемента рынка преимущественно не в качественном, а в количественном аспекте.

Таким образом, «экономикс» и «политическая экономия» в англо-американской литературе рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль наук.неоклассический экономическая теория маржиналистская

Школы неоклассического направления экономической теории.

Основными школами, которые представляют неоклассицизм, являются:

  • 1. Австрийская (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк);
  • 2. Лозаннская (Л. Вальрас);
  • 3. Американская (Дж.Б. Кларк);
  • 4. Кембриджская (А. Маршал).

Австрийская школа политической экономии

Основателем австрийской школы является Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета. Он родился в дворянской семье и получил образование в Венском и Пражском университетах. В 1871 г., ещё до начала своей будущей университетской карьеры, К. Менгер издал произведение «Основания политической экономии». Второе издание названного фундаментального труда вышло в свет только в 1923 г., через два года после смерти автора. Вторая крупная работа К. Менгера - «Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности» (1883).

Одним из крупных представителей австрийской школы является Фридрих фон Визер (1851-1926), барон, получивший образование в университетах Германии и Австрии, ученик К. Менгера и его преемник на кафедре политической экономии в Венском университете. Основные работы Ф. Визера: «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884), «Естественная ценность»(1889), «Закон власти» (1926).

Наиболее ярким представителем австрийской школы стал Евгений Бём-Баверк (1851-1919), дворянин, профессор Венского университета, министр финансов Австрии, президент Австрийской академии наук, как и Ф. Визер, по жизненный член верхней палаты парламента. Основные произведения Бём-Баверка: «Права и отношения», рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889), «Позитивная теория капитала» (1891).

В основе экономической концепции австрийской школы лежит теория предельной полезности. Само понятие «предельной полезности» трактуется как ключевое. Термин «предельная полезность» и ввел в научный оборот Ф. Визер.

До появления концепции австрийской школы полезность определялась как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из товаров обладает своей особой потребительной стоимостью, а обмен товаров есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен веществ в общественном организме. Поскольку товары как потребительные стоимости несоизмеримы, постольку основу пропорций обмена искали в затратах на их производство: либо в затратах труда, либо в издержках производства.

Австрийская школа дала противоположное толкование полезности: она определила полезность в субъективной форме, т.е. в связи с важностью для человека различных потребностей и настоятельностью, напряженностью каждой из них. Иначе говоря, субъективная полезность - это значимость данной вещи для удовлетворения потребностей данного человека.

План:

Страницы:
Введение 3-4
1. Основы экономической теории 5-14
1.1. Содержание экономической теории как предмета и базисной экономической науки 5-14
5-6
7-8
§3. Предмет экономической теории 8-9
§4. Задачи и функции экономической теории 9-11
§5. Методы экономической теории 11-14
2. Основные направления развития экономической мысли 15-22
2.1. Обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории 15-22
§1. Маржиналистская революция 16-17
§2. Суть и особенности маржиналистской революции 17-19
§3. Начало «неоклассического возрождения» 19-22
3. Неоклассическая экономическая теория 23-31
3.1. Неоклассическое направление экономической мысли 23-31
§1. Сущность неоклассицизма 23-24
§2. Школы неоклассического направления экономической теории 24-31
§2.1.Австрийская школа политической экономии 24-26
§2.2.Лозаннская школа политической экономии 26-27
§2.3.Американская школа политической экономии 27-29
§2.4.Кембриджская (английская) школа политической экономии. 29-31
Заключение 32-34
Список литературы 35
Рецензия 36-37

Введение

Данная курсовая работа направлена на рассмотрение и понимание неоклассического направления экономической теории, его проблемы и место в экономической теории.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы:

Раскрыть сущность экономической теории и выделить ее задачи, функции и методы;

Раскрыть основные направления развития экономической теории;

Показать предпосылки возникновения неоклассического направления в экономической науке;

Описать сущность неоклассического направления в экономической теории;

Раскрыть основные положения теорий неоклассиков;

Сделать вывод о понимании неоклассического направления экономической теории и применении теорий неоклассицизма в наши дни.

Экономическая теория – одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории – реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.

Особенностью современного этапа развития России является формирование стабильного эффективного рыночного хозяйства (рынка). Основой такого мышления служат знание тенденций развития экономики, сущности и механизмов действия экономических законов, умение использовать эти знания на практике. Необходимые знания и умения можно приобрести в процессе изучения экономической теории, которая не только служит базовой для разработки современной экономической политики, но и помогает каждому субъекту рыночных отношений понять суть происходящих процессов.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономики) все более возрастает, объясняется это тем, что умение мыслить по – новому необходимо любому специалисту, работающему в условиях рынка. Необходимость изучения экономической теории обусловлена так же тем, что она является теоретической и методологической основой всех конкретных экономических дисциплин. Поэтому освоение конкретных наук, методов управления экономикой на разных уровнях хозяйствования и в разных сферах деятельности невозможно без знания основ экономической теории. Благодаря этому специалист может мыслить масштабно, видеть не отдельную экономическую проблему, а ее место и взаимосвязи с другими экономическими системами.

Для изучения экономической теории важно знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления экономической теории как науки. Понимание настоящего без прошлого чревато ошибками. Изучению одного из главных направлений развития экономической мысли, к которому относят неоклассическое направление, включающее теорию А.Маршала (теория спроса и предложения), что напрямую связано с рыночными отношениями, которые, на мой взгляд, в наше время играют большую роль в жизни общества.

1. Основы экономической теории

1.1. Содержание экономической теории как предмета и базисной экономической науки

§1. Сущность экономической теории

Предмет экономической теории как науки определился не сразу. Экономическая наука длительное время, начиная со времени меркантилистов, по своему названию оставалась наукой о богатстве. Затем в период становления капитализма, в начале XVII в., экономическая наука превращается в науку об исследованиях отношений производства, характера распределения продукта и существенных социально – экономических противоречий общества. Она получает название «политическая экономика ».

Современное слово «экономика » происходит от древнегреческого «ойкономия » :

- «ойкос » - дом

- «ном » - закон, «нем » - регулировать, организовывать

т.е. наука о доме или искусство управления домом.

Как науку или учебную дисциплину экономику обычно называют «экономической теорией ». Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины произошло на рубеже XVI-XVIIвв., хотя ее предпосылки относятся к более ранним периодам.

Теория в общем виде есть выраженная в системе категорий, понятий система взаимосвязей и процессов объективного мира. Экономическая теория выражает закономерности развития экономики.

Существуют различные представления об экономике. В обыденном понимании экономика - это все народное хозяйство страны, все его отрасли и виды материального производства и непроизводственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. В более строгом понимании экономика представляет собой совокупность всех отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Наконец, существует наука об экономике, дающая цельное представление обо всей экономической жизни людей.

Экономическая теория представлена совокупностью наук, которые можно разделить на две группы: общая и частная экономические теории. Первая раскрывает сущность, содержание, а также закономерности развития экономических процессов в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности. Вторая рассматривает отдельные функции экономического управления - теорию учета, теорию статистики, теорию финансов и т.п.

Экономическая теория изучает не все, а лишь главные, самые важные процессы экономической жизни общества и каждого человека в нем. Чтобы жить, люди должны удовлетворять свои нужды, запросы в пище, одежде, жилье, образовании и т.п. Возникает необходимость производить их, используя природные ресурсы, орудия производства, машины, знания и накопленный опыт людей. Складываются отношения между людьми, отношения людей к природе, формируются субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, отдельные предприниматели, общества). В сложном многообразии этих отношений и процессов добывания благ для удовлетворения потребностей людей проявляются объективные связи, принципы, зависимости и закономерности. Их и должна выявить экономическая теория.

§2. Подходы к определению экономической теории

Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

Первый подход состоит в том, что, поскольку материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограниченны (или редки), эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен за счет сокращения производства другого. Кроме того, соизмеряются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей. При этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в этом подходе - соотношение "потребности - ресурсы", которое и выступает предметом исследования экономической теории. Данный подход характерен для представителей "Экономикса", предметом изучения которого является деятельность человека, домашнего хозяйства, фирмы, общества, роль государства в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

Второй подход сводится к определению предмета экономической теории и заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только внешние, хозяйственные проявления тех или других, но и их социальная (общественная) сущность, взаимодействие общественных организаций и законы развития. Данный подход характерен для марксистской экономической теории, политической экономии. Однако это не означает, что поставленные вопросы не изучаются в "Экономиксе", но здесь они исследуются через ресурсы, факторы производства, рыночные отношения, а в политической экономии рассматриваются непосредственно.

Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служит общество как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.

В объяснении ценности (стоимости) и цен только полезностью выдающийся английский экономист А. Маршалл , разработавший принципы теории неоклассического синтеза, увидел односторонность. С его точки зрения, спорить о том, регулируется стоимость полезностью или издержками производства, равносильно дискуссии о том, каким лезвием ножниц - верхним или нижним - разрезается кусок бумаги.

Именно с работами А. Маршалла связан отход от попыток создания монистической теории стоимости и цены. Принцип монизма предполагает поиск единого источника (субстанции) стоимости, единого основания цены. Так, в теории К. Маркса таким источником признается живой труд. Для теоретиков австрийской школы это предельная полезность.

В теории А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предложения (издержки производства). Ценность товара в равной степени определяется полезностью и издержками производства.

Стоимость, таким образом, выступает как отношение: отношение продавца и покупателя. Взаимодействие сил спроса и предложения приводит к формированию рыночной цены. Поэтому интерес представляют факторы спроса и предложения.

Рыночный спрос связан с индивидуальным спросом. Понять его изменения позволяет теория поведения потребителя и субъективной полезности.

Предложение определяется в конечном счете поведением фирмы. Поэтому для его изучения необходима теория производства и теория издержек. Для ответа на вопрос о стоимости и цене товара важно обратить внимание на отношение людей к двум фундаментальным экономическим явлениям - потребностям и ресурсам - в их соотношении и взаимодействии, не ограничиваясь только сферой производства или только сферой потребления.

Стоимость как отношение между производителем и потребителем товара устанавливается обычно с помощью денег , а значит, в форме цены товара. В определении цены участвуют и продавец, и покупатель. Каждый из них руководствуется собственными представлениями о приемлемом уровне цены, поэтому сначала появляются цена предложения и цена спроса, иначе говоря, цена продавца и цена покупателя. Однако взаимодействие сил спроса и предложения приводит к формированию «цены согласия» - рыночной цены, по которой реально осуществляется купля-продажа товара.

Величина стоимости товара, таким образом, определяется на основе равноправного отношения между расходами продавца (производителя) и доходами покупателя (потребителя) , в котором каждая сторона оценивает, т. е. выражает в деньгах, эту величину по-своему, руководствуясь предельно возможными уступками друг другу.

Трудовая теория стоимости, теория предельной полезности, теория спроса и предложения (неоклассический синтез) основные подходы к определению стоимости в истории экономической мысли.

Прежде чем продолжить рассказ о неоклассической теории, необходимо отметить весьма любопытный факт: большинство ученых, создававших эту теорию, были представителями физико-математических наук. Исключение составляют лишь представителя австрийской школы и Дж. Б. Кларк. Поэтому во многом созданная ими наука напоминает классическую механику Ньютона. В целом существует семь основных принципов, на которых базируются идеальные неоклассические модели экономики:

1. Принцип ограниченности ресурсов утверждает, что в большинстве случаев имеющихся ресурсов недостаточно для удовлетворения всех человеческих потребностей. Ресурсы, не удовлетворяющие этому определению, называются даровыми (вода у А. Смита). Этот принцип является основой самого толкования предмета экономической науки неоклассиками. Если бы ресурсов хватало на удовлетворение всех потребностей, то у общества не было необходимости выбирать между использованием ресурсов для удовлетворения различных потребностей. Острие неоклассического анализа направлено на изучение методов распределения ресурсов между потребностями и обоснование оптимальности метода распределения ресурсов через свободный рынок. Поэтому неоклассическое определение экономики как науки звучит следующим образом: "Экономика - это наука об оптимальном распределении ограниченных ресурсов".

2. Принцип максимизации полезности (прибыли) говорит о том, что потребитель действует таким образом, чтобы максимизировать собственную полезность, а производитель - чтобы максимизировать прибыль. Следует отметить один очень важный момент: тогда как прибыль имеет четко выраженную денежную оценку, понятие функции полезности представляется гораздо более туманным. Поэтому понятие полезности очень часто трактуется совершенно неверно, как некое выражение пользы, принесенной данной единицей продукции. На самом деле, бутылка водки очень вредна для алкоголика, тем не менее, ее полезность для алкоголика весьма велика.

Кроме того, как указывал А. Маршалл, полезность товара определяется покупателем не после его употрбеления, а до этого момента, как ожидаемое удовлетворение от процесса потребления.

Дело в том, что понятие "полезность" (utility) имеет в английском языке оттенок "вожделенность", т. е. степень желания, имеющегося в данный момент, получить данную вещь. В этом смысле теория полезности представляет тавтологию: она утверждает, что человек принимает такие решения, чтобы максимизировать свои вожделения в данный момент времени, а о вожделениях человека мы можем судить потому, как он себя повел.

3. Принцип убывающей предельной полезности (предельной производительности) утверждает, что по мере увеличения количества потребляемой продукции снижается предельная полезность этой продукции для потребителя. То же самое относится и к предельной эффективности капитала или труда: при фиксированных объемах всех прочих факторов производства, начиная с некоторого момента, увеличение объема одного фактора сопровождается снижающимся приростом выпуска продукции. Например, если в цехе количество рабочих существенно превышает количество станков, то часть рабочих можно занять на подсобных работах, но при дальнейшем возрастании их количества все сложнее будет находить для них занятие, тем не менее, они будут все больше мешать работать друг другу. Поэтому прирост выпуска при увеличении занятости в цехе на одного рабочего будет меньше, чем соответствующий прирост для предыдущего.

4. Принцип независимости экономических агентов подразумевает, что одни агенты принимают решения независимо друг от друга, и никто ни принуждением, ни личным примером не способен оказать влияние на другого. Это означает, что функции полезности одних экономических агентов не зависят от функций полезности других агентов. Каждый лучше других знает, что он хочет, и его убеждения не подвержены воздействию мнения других. В нереалистичности этого принципа можно убедиться хотя бы на примере следования моде.

5. Принцип непрерывности предполагает, что мы можем производить изменения переменных очень малыми порциями, так что в пределе они оказываются непрерывными. Например, мы можем покупать масло с точностью до десятков граммов, а если на предприятии работает 100 рабочих, то найм еще одного можно рассматривать как малое приращение количества рабочей силы. С другой стороны, покупка крупных товаров (дом, машина) или дорогостоящего оборудования, или найм рабочих в малом предприятии могут не удовлетворять данным критериям.

Предположение о непрерывности функций дает нам возможность применить обычный аппарат максимизации функций, который используется в классической механике. Для наглядности в экономике часто графически иллюстрируется процесс нахождения максимума функции, однако эта операция также опирается на предположение о непрерывности функций.

С другой стороны, это предположение используется при анализе рынков, на рынке совершенной конкуренции число продавцов и покупателей должно быть так велико, чтобы количество продукции покупаемой и продаваемой одним агентом было малой величиной по сравнению с объемом торгуемой продукции. Тогда поведение одного агента не способно изменить рыночную конъюнктуру. В действительности это предположение практически никогда не выполняется, но рынок совершенной конкуренции считается эталоном (так как обеспечивает в определенном смысле оптимальное распределение ресурсов), с которым должны сравниваться все реально существующие рынки.

6. Принцип универсальности в определенном смысле является продолжением принципа непрерывности, так как он постулирует неразличимость агентов и товаров: ни один из покупателей на рынке не предпочитает одну единицу данного товара другой единице. Отсутствуют предпочтения, связанные с личностью конкретного продавца, его торговой маркой и т. п. Также не имеет значение расположение продавцов: считается, что рынок концентрирован в одной точке и издержки покупателя на поход к продавцу и обратно равны 0.

7. Принцип полноты информации подразумевает, что все продавцы и покупатели располагают полной информацией относительно всего, что касается деятельности данного рынка. То есть, невозможна такая ситуация, когда я покупаю товар по 10 рублей, не зная, что за углом он продается по 8.

Ниже будет показано, как на основе комбинации этих семи базисных принципов возникает неоклассическая картина экономической действительности.

Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы.

Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас(математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа -- предельные величины (см. Маржинализм).

Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842--1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А. Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal -- предельный, крайний) -- это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX века. Экономисты-маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником).

Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А. Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория так же, как и классическая, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.