Население западной европы. Основные тенденции социально-экономического развития европейского общества

Занимали буржуазия и пролетариат. К этому вре-мени завершился процесс формирования новой элиты западных стран, в которую входили представители как аристократии, так и буржуазии.

Средний класс

К заметным явлениям в социальной сфере относится увеличе-ние численности среднего класса. В него входили мелкая буржуа-зия, служащие государственных и частных компаний, офицеры, учителя, врачи, юристы, инженеры.

Привилегированное положение занимали квалифицированные рабочие, то есть рабочая аристо-кратия.

Рабочий класс

Самой мощной социальной группой являлся пролета-риат, который не был однородным. Для неквалифицированных рабочих — подёнщиков, сезон-ных рабочих — уделом была борьба за существование : при ухудше-нии экономического положения они в первую очередь пополняли ряды безработных.

Крестьяне

Изменения коснулись и традиционных слоёв общества, прежде всего крестьянства. Главной фигурой становится фермер, приме-нявший современную технику и использовавший наёмный труд. Именно поэтому увеличивается количество сельскохозяйственных рабочих (например, к началу XX в. в Великобритании их насчиты-валось около 1,5 млн человек).

В структуре индустриального общества конца XIX в. от 35 до 45% населения европейских стран составляли крестьяне, только в Ве-ликобритании на долю крестьянства приходилось значительное меньшинство — 1 / 6 . Лишь в шести европейских странах в сельском хозяйстве не было занято большинство населения: Бельгии, Вели-кобритании, Германии, Франции, Голландии и Швейцарии.

Вследствие постепенного отхода крестьян от традиционных за-нятий предков или переезда сельских жителей в города начался процесс урбанизации и роста числа крупных городов.

В 1800 г. в Европе насчитывалось 17 городов с населением в 100 тыс. и бо-лее человек . К 1890 г. таких городов было уже 103. В целом в XIX в. 70 % на-селения Европы переселилось из деревни в город. К 1901 г. в 147 крупнейших городах жило 10 % европейского населения.

Характерной чертой социальной жизни Европы в конце XIX — начале XX в. стала масштабная миграция населения, вызванная са-мыми различными причинами. К ним следует отнести внедрение машин на производстве, вызывавшее массовые увольнения рабо-чих, развитие средств транспорта, а также кризисные явления в сельском хозяйстве. Основными направлениями миграции стали Северная Америка, Австралия, Южная Африка, Дальний Восток. Историки полагают, что подобные процессы можно назвать «эмиг-рацией бедных», поскольку речь шла о перемещении неимущего населения, которое и на новом месте оказывалось в незавидном положении.

Таким образом, большинство населения индустриальных стран составляли рабочие и сельские жители. Их тяжёлое материальное положение, отсутствие социальных гарантий, вопиющее неравен-ство в распределении доходов (например, в 1850 г. 9 % населения США имели 71 % всех богатств страны) могли привести к социаль-ному взрыву.

Громадную роль начало играть рабочее движение, которое посте-пенно принимало всё более организованный характер. Это нашло своё выражение в создании общенациональных федераций проф-союзов (Всеобщая конфедерация труда во Франции, Центральное объединение профсоюзов в Дании, «Всеобщий союз немецких профсоюзов»). Эти организации боролись в первую очередь за улучшение условий труда и материального благосостояния рабо-чих. Характерными требованиями становятся повышение зарпла-ты, введение восьмичасового рабочего дня, создание системы со-циального страхования. В Великобритании профсоюзные деятели образовали комитет рабочего представительства, который в 1906 г. был переименован в Рабочую (лейбористскую) партию, быстро став-шую влиятельной политической силой.

В рассматриваемый период определённое развитие получило крестьянское движение. В Италии в конце XIX — начале XX в. зна-чительного размаха достигли выступления малоземельных кресть-ян в южных районах страны, где социальные противоречия носи-ли особенно острый характер. Материал с сайта


Прежде чем вести речь о моделях реализации социальной политики в странах с развитой системой рыночных отношений, следует остановиться на общих условиях, в которых происходит данный процесс.
Огромное влияние на систему социальной политики оказывают основополагающие нормы и ценности того общества, в котором эта система функционирует. Социальная политика как бы зеркало отражающее глубоко укоренившиеся социальные ожидания населения в целом. Эти, формирующиеся вне формальной структуры социальной политики ожидания, зачастую определяют её общий характер и потенциал.
Ключевым показателем нормативных ценностей общества является сам характер социальной политики. В некоторых странах социальные услуги, предоставляемые в рамках этой системы, рассматриваются главным образом как общественное благо, от пользования которым в выигрыше остаются все граждане. Другая ценность аналогичного характера - принцип солидарности, в соответствии с которым основное бремя покрытия расходов на социальное обслуживание намеренно перекладывается с пожилых, бедных и больных людей на молодых, богатых и здоровых, чтобы обеспечить предоставление необходимой социальной помощи всем членам общества.
Однако в других обществах сильное влияние оказали радикальные и ориентированные на рынок концепции 80-х гг., когда результат деятельности отраслей социальной сферы во все возрастающей степени рассматривается как товар, который можно покупать и продавать на рынке. Эта концепция делает акцент на эффективность, которую рыночные стимулы могут привнести в систему предоставления социальных услуг, а также на тот вклад, который, как считается, эти стимулы вносят в сдерживание будущего роста расходов на отрасли социальной сферы. Тем не менее, концепция, в соответствии с которой социальные услуги рассматриваются как рыночный товар, хотя и обсуждалась в некоторых, определяющих политику кругах, не была принята ни в одной европейской стране.
Вторым, не менее мощным фактором, способствующим проведению реформ в социальной политике, является структура и состояние национальной экономики в целом. В Западной Европе макроэкономическая политика во все большей степени отражает глубокую озабоченность относительно конкурентоспособности каждой отдельной страны в период регионализации и глобализации промышленного производства и торговли. На макроэкономическую политику государств - членов Ев
ропейского союза критерии для вхождения в европейский монетарный союз, принятые в Маастрихте, также оказывали огромное влияние. Оба этих фактора привели к тому, что лица, определяющие экономическую политику, стали призывать к резкому снижению расходов на социальный сектор, особенно на службы социального обеспечения.
Обсуждение этих проблем в научной и общественно-политической литературе сводится к изучению перспектив европейских стран, проводимой в них социальной политики на фоне глобализации и интеграции внутреннего рынка.
Итак, социальная политика в странах европейского сообщества реализуется по трем направлениям.
Социал-демократическая модель. Типична для скандинавских стран. Направления и пути реализации социальной политики в этих странах определяется политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров и нацеливается на обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости. В. Ха- неш определяет эту модель как «скандинавскую» (Дания, Швеция, Финляндия). Модель характеризуется тем, что социальные услуги определяются как гражданские права, причем все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, основанное на принципе добровольности. В целом уровень социального обеспечения довольно высоки; финансируется в основном за счет налогов.
Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса). Предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. В. Ханеш называет данную модель «континентальной». В её основе социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе."
Либеральная модель. Данная модель определяется как предполагающая минимально необходимую государственную поддержку социальных низов. Эта модель нашла свое применение в англосаксонских странах. В. Ханеш называет данную модель «англосаксонской». Эта модель получила распространение з Великобритании и Ирландии и включает в себя социальное страхование, находящееся на довольно низком уровне, и социальную помощь, играющую для данной модели решающую роль. Внутри англосаксонской модели есть некоторые различия. В то время как в Великобритании государственная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услуги всем гражданам, в Ирландии государственным медицинским обслуживанием могут пользоваться только низкооплачиваемые граждане. Рассматриваемая модель в том или ином виде нашла распространение и за пределами европейского континента- в США, Австралии и Новой Зеландии.

В. Ханеш выделяет еще одну модель социальной политики - рудиментарную, представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все еще исходят из того, что социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется как развивающаяся или переходная."
Любые модели социальной политики не будут действенны без финансового обеспечения. Финансирование социальных программ, всей социальной политики находится в прямой зависимости от доли расходов во внутреннем валовом продукте (ВВП).
В 1995 году расходы на реализацию социальной политики в странах ЕС составляли в среднем 28,4% ВВП, причем доля социальных расходов колебалась от 35,6% в ВВП Швеции до 19,9% в ВВП Ирландии. В Германии эта доля составляла 29,4%. При сравнении этих цифр с ВВП на душу населения очевидна следующая тенденция - по мере увеличения уровня доходов населения увеличивается и относительная величина расходов на социальное обеспечение.
Структура расходов на социальные программы в странах ЕС выглядела следующим образом: в 1995 году почти во всех странах-членах ЕС больше всего средств расходовалось на пенсионное обеспечение - в среднем 42,4% всех социальных расходов ЕС; доля этих расходов в странах ЕС составила около 12,1% ВВП и варьировалась от 5% ВВП в Ирландии до 15,4% в Италии; вторая по величине статья расходов - здравоохранение. Это 26,2% всех социальных расходов ЕС и соответственно 7,5% ВВП; в отдельных государствах доля расходов на здравоохранение колебалась от 5% ВВП в Италии до 8,7% ВВП в Германии; средними можно назвать расходы на следующие сферы: социальное обеспечение безработных (8,1% общих социальных расходов ЕС; 2,3% ВВП ЕС), социальное обеспечение по нетрудоспособности и инвалидности (соответственно 8 и 2,3%) и помощь семьям и детям (7,3 и 2,1%) доля расходов на помощь безработным в отдельных странах колебалась от 0,5 % ВВП в Италии до 4,9% в Дании, на помощь нетрудоспособным и инвалидам - от 0,9% в Нидерландах до 4,7 % в Финляндии, на помощь семьям и детям - от 0,4% в Испании до 4,2% в Финляндии;
сравнительно невелики пособия для покрытия расходов на квартирную плату (1,9% общих расходов на социальные нужды и 0,6% ВВП ЕС).
Для финансирования системы социальной политики во всех странах-членах ЕС привлекаются взносы, вносимые как работодателями, так и самими работниками, а также налоговые средства. В некоторых странах - Бельгии, Франции и Люксембурге - дополнительно взимаются социальные налоги, размер которых пока незначителен. В целом расходы на социальное обеспечение в ЕС в 1995 году финансировались на 40% за счет взносов работодателей и на 24% из взносов работающих, в то время как доля общих налогов в финансировании социальной сферы составляла в среднем 30%, а социальных налогов - 2%.
В принципе эта структура финансирования социальной сферы характерна для всех стран-членов ЕС, хотя в каждой из них есть свои специфические особенности. Так, в странах, реализующих континентальную модель, социальная сфера в 1995 г. финансировалась на две трети и больше (до 71,5% во Франции) за счет взносов работодателей и работающих. В целом, начиная с 1998 г., происходит постепенное переструктурирование видов финансирования социальных услуг. Во всех странах-членах ЕС доля взносов на социальное страхование, выплачиваемых работодателями, сокращается; для финансирования социальной сферы в больше степени стали привлекаться взносы работающих, а также налоговые поступления.
Для всех стран-членов ЕС общим является то, что в финансировании сферы социального обеспечения (социальной политики) участвует как государство, так и предприятия и частные организации. Почти везде государство (правительство и местные органы власти) финансируют социальные программы; источниками финансирования являются налоговые поступления и взносы. Доля государства выше всего в странах, представляющих англосаксонскую и скандинавскую модели (в Дании - 74,2%). Доля государства в странах с континентальной (корпоративной) моделью сравнительно низка (в Голландии - 27,5%, в Германии - 37%), зато доля частных организаций в этих странах значительна (Голландия - 46,9%, Бельгия 35,2%, Германия - 29,3%).

К 60-70-м годам 19 века в Европе заканчивается содрогавший несколько десятилетий период национально-освободительных движений и революций. Несмотря на поражение некоторых выступлений по всей Европе прокатывается волна борьбы за устранение феодальных пережитков, национальную независимость. Мир, наступивший в странах Европы,дал толчок их политическому и социальному развитию. Особое место в государственной и общественной жизни заняла буржуазия. Начавшаяся индустриализация обеспечила выход из экономического кризиса и демографический рост населения Европы.

Политическое развитие стран Европы в конце 19 - начале 20 века

К 70-м гг. завершаются национально-освободительные движения и революции в Западной Европе. Здесь сложились буржуазные национальные государства в форме конституционных монархий или республик. Стал преобладать эволюционный характер социально-политического развития. Формировалась парламентская система на двух- или многопартийной основе. Парламентская трибуна давала возможность заявить о требованиях и запросах широких слоев населения. Утверждалось гражданское общество с его знанием принципов права и управления, автономностью мышления.

В политической жизни возрастала роль промышленной буржуазии, заинтересованной в покровительстве сильного государства для охраны ее собственности. Она поставила на службу государственный аппарат, партии , союзы предпринимателей, другие подсобные организации.

В Англии действовали режим парламентской монархии и двухпартийная система . У власти поочередно сменялись либералы и консерваторы. Усилились исполнительная власть и ее административный аппарат в лице кабинета министров.

Во Франции в 1870 г. установился республиканский строй , однако позиции монархистов еще были сильны. Французская буржуазия, побуждаемая демократическими слоями, повела длительную борьбу за упрочение республики. В 1875 г. была принята конституция Третьей республики, предусматривавшая создание двухпалатного парламента. Главой государства объявлялся президент, избираемый палатами парламента. Он обладал большими полномочиями. В борьбе за утверждение республики и ее демократизацию Франция пережила в конце XIX в. несколько серьезных политических кризисов.

В Германии в 1871 г. была принята конституция, по которой исполнительная и частично законодательная власть сконцентрировалась в руках императора. Высшим представительным органом являлся рейхстаг, избираемый на основе всеобщего избирательного права. Законы, принимаемые нижней палатой парламента, подлежали утверждению в верхней палате и императором. Он назначал канцлера - союзного министра, ответственного только перед ним. В Пруссии сохранялся трехклассный избирательный закон на выборах в местный ландтаг.

В Италии утвердилась буржуазная монархия . Законодательная власть принадлежала королю и парламенту, состоявшему из сената и палаты представителей. Король назначал и смещал высших должностных лиц государства, имел право роспуска парламента. Избирательное право получил крайне узкий слой имущих классов.

Обострение социальных противоречий, рост массового движения вынудили правящие круги многих западных стран пойти на демократизацию политического строя, главным образом по пути расширения избирательных прав. В Англии реформа избирательного права 80-х гг. увеличила число избирателей в парламент за счет мелкой буржуазии и верхушки рабочего класса. Реформа избирательного права в Италии (1882) предоставила право голоса средним и даже мелким собственникам. В Германии велась настойчивая борьба демократических сил за отмену трехклассной избирательной системы в Пруссии.

В начале XX в. к власти пришли политики новой формации, осознававшие необходимость применения новых методов руководства обществом. Они приступили к проведению реформ в социальных отношениях. Буржуазный реформизм проявился главным образом на почве либерализма , захватившего в период утверждения индустриального общества главенствующие позиции. Политические лидеры либеральной ориентации во Франции (Э. Комб, радикалы), Италии (Дж. Джолитти), в Англии (Д. Ллойд Джордж) провели некоторые реформы с целью снижения социальной напряженности. В Германии, где либерализм был слабее, но потребность в реформах ощущалась, реформизм был реализован на консервативной основе. Его проводником выступил имперский канцлер Б. фон Бюлов.

Социальная структура стран Европы в конце 19 - начале 20 века

В ходе индустриализации изменялась социальная структура европейского общества. В результате соединения промышленной и банковской деятельности сложилась финансовая аристократия, включавшая узкий круг лиц и семейств. Она составила элиту западного общества.

Символом могущества во Франции были «200 семейств», контролировавших Французский банк. В психологии финансовой аристократии переплетались крайний индивидуализм и чувство общности к себе подобным.

Заметную роль в обществе играли представители старой аристократии. В Англии, Германии, Италии и даже во Франции, где разрыв с феодальным прошлым произошел наиболее радикально, им был открыт доступ к власти, бизнесу. С ними стремились породниться выходцы из буржуазных слоев.

Индустриальная эпоха создавала условия для предпринимательства. Возник достаточно большой средний класс, объединивший буржуазию, чиновничество, интеллигенцию. Это были хорошо образованные люди, занятые трудом и обладавшие практическим умом. Для них интерес к обогащению сочетался с интересом к делу, в котором они видели часто смысл своей жизни.
Промышленный переворот повлек за собой формирование рабочего класса, лишенного средств производства. Наемные рабочие стали основными производителями материальных благ.

Применение машин создавало условия для использования труда женщин и детей. Достаточно высоким был разрыв в оплате квалифицированных и неквалифицированных рабочих.
В сельском хозяйстве большинства западных стран была занята значительная часть трудоспособного населения. В Англии крестьянство практически исчезло. Его заменили арендаторы и сельскохозяйственные рабочие. В других странах усилились позиции зажиточных крестьян и фермеров, но по-прежнему было много мелких крестьян, особенно во Франции.

Демографические процессы стран Европы в конце 19 - начале 20 века

Индустриализация, рост продуктивности сельского хозяйства создали материальные предпосылки для удовлетворения потребностей людей в продуктах питания, увеличения численности населения. Произошел «первый демографический взрыв». Население Европы за XIX в. удвоилось и составило к 1900 г. более 400 млн человек. Особенно резко увеличились темпы роста населения во второй половине XIX в., что объясняется снижением смертности при высокой рождаемости. Успехи медицины в борьбе с эпидемиями, улучшение здравоохранения способствовали снижению смертности. В последней трети XIX в. наблюдался наивысший прирост населения из-за низкой для того времени смертности и высокой рождаемости. Но на рубеже XIX - XX вв. резко обозначилась тенденция к снижению рождаемости. Во многих странах - Англии, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Скандинавских государствах - началась демографическая революция, означавшая снижение рождаемости и смертности, повышение продолжительности жизни.

Демографическая революция началась во Франции, что произошло на столетие раньше, еще на рубеже XVIII - XIX вв. Она непосредственно связана с преобразованиями, вызванными Великой французской революцией и последствиями наполеоновских войн.

Для стран Западной Европы характерны поздние браки. Средний возраст вступления в брак в западных странах составлял в конце XIX в. 25 - 28 лет. Складывался новый тип семьи, в которой наблюдалась практика сознательного регулирования рождаемости, что вызывалось социальным и культурным прогрессом. Рождаемость была ниже у имущих классов, средних слоев, выше - у неквалифицированных рабочих, в бедных семьях.

Характерной чертой семейно-брачных отношений стало увеличение нестабильности браков. Однако расторгнуть брак в XIX в. можно было лишь после длительной и дорогостоящей процедуры, поэтому добиться развода могли только представители обеспеченных слоев. Брак в большинстве случаев расторгался по инициативе мужчин. С ростом своей экономической самостоятельности женщины стали инициативнее при расторжении брака.

Миграции населения стран Европыв конце 19 - начале 20 века

XIX в. считается веком массовых переселенческих движений. Миграции или перемещения людей вызывались многими причинами - экономическими, политическими, национальными, религиозными.

Богатства недр Нового Света, земельные просторы требовали рабочих рук. Законодательства США, латиноамериканских стран покровительствовали иммиграции. Организовывались вербовочные пункты, широкая сеть поощрительных обществ по переселению. В 1800 - 1900 гг. из Европы в Америку эмигрировали 28 млн человек. Первое место по численности мигрантов занимала Англия, из которой за эти годы выехали около 13 млн человек. Основное значение переселенческих движений состояло в том, что они ускоряли экономическое развитие стран, нуждавшихся в притоке рабочей силы, приводили к колонизации слабо заселенных районов, способствовали вовлечению различных регионов в систему мирового хозяйства. При этом в начале XX в. существенно сократилась миграция из Англии и Германии, зато значительно возросла из менее развитых стран - Италии, Балканских стран, Восточной Европы. Возросло переселение из развитых стран в экономически отсталые с целью подчинения последних. Подобный характер носила миграция из Франции в Северную Африку. В целом же европейская миграция привела к заселению многих районов Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.

Урбанизация стран Европы в конце 19 - начале 20 века

Быстрое развитие промышленного производства влекло за собой урбанизацию, которая означает сосредоточение населения и экономической жизни в городах, рост городских жителей за счет сокращения сельских.

Процесс урбанизации начался прежде всего в Англии и был тесно связан с индустриализацией. В середине XIX в. в городах проживало более половины населения Англии, в начале XX в. - 2/3 общей его численности. Лондон вместе с пригородами насчитывал более 7 млн жителей.
Приток сельского населения в города расширял резервную армию труда, создавал новые массы потребителей, что стимулировало развитие массового производства. В период с 1880 по 1914 г. 60 млн европейцев переселились из деревень в города. В 1900 г. насчитывалось 13 городов-миллионеров.

Урбанизация развивалась стихийно, бесконтрольно, что приводило к распространению различных социальных болезней - преступности, алкоголизма, проституции, психических расстройств. Ухудшалось состояние городской среды, что вело к экологическому кризису. Поэтому городские власти стали больше уделять внимания процессу благоустройства городов. Развитие медицинских знаний позволило выявить возбудителей эпидемий, рассадниками которых являлись бедные кварталы, где население жило скученно, в антисанитарных условиях. В борьбе с эпидемиями требовались соблюдение личной гигиены, очистка воздуха и среды обитания.
Также начала меняться планировка городов. Через старый центр и предместья прокладывались новые широкие улицы - проспекты. Возросла потребность в сооружении общественных зданий - универмагов, библиотек, выставочных залов, спортивных сооружений. Произошли изменения в строительной технике, появились новые строительные материалы - металл, стекло, бетон.

Просвещение стран Европы в конце 19 - начале 20 века

Технический прогресс и связанный с ним переход к машинному производству потребовали грамотных квалифицированных работников. Поэтому в западных странах во второй половине XIX в. вводится всеобщее начальное обучение. Число грамотных мужчин к концу века достигло 75 - 90 % от общего числа. В общедоступной школе детей обучали чтению, письму, давали элементарные знания по арифметике, знакомили с историей, религиозными догматами. Характерным для школьного процесса обучения являлось зазубривание определенного минимума знаний.

Дети состоятельных родителей имели возможность получить среднее образование. С развитием промышленного производства наряду с гимназиями гуманитарного профиля появились технические и реальные училища, в которых большое внимание уделялось изучению математики, физики, химии. Средняя школа была недоступна основной массе детей и потому что была платной, и потому что дети бедняков уже с ранних лет вынуждены были зарабатывать на жизнь.
После окончания средней школы образование можно было продолжить в высших учебных заведениях и получить профессию инженера, агронома, учителя, врача. Высшее образование везде было платным. Женщинам был закрыт доступ в университеты.

Быт стран Европы в конце 19 - начале 20 века

Качество питания западноевропейцев в целом улучшилось, так как в рационе возрос процент мясной пищи, фруктов. Одновременно увеличилось употребление алкоголя и табака. В Германии ежегодная доля табака на одного человека возросла с 1 до 1,6 кг в 1870 - 1913 гг. Кофе превратился в общедоступный напиток, хотя небогатые люди часто довольствовались его суррогатом.

Семьи с достатком жили во дворцах, особняках, квартирах, обставленных дорогой мебелью. Интерьер менялся одновременно с переменами художественных стилей. В наполеоновскую эпоху мебель отличалась тяжеловесностью, четким геометризмом овала, круга, прямоугольника. Обстановка дома носила холодно-официальный, парадный характер. В середине века мебель стала более легкой и вычурной, обитой плюшем и бархатом (второе рококо). Стиль «модерн » конца века принес вялые очертания, обтекаемые формы, ассиметрию. Подчеркивались роскошь и благополучие - темные тона в интерьерах, мягкая стеганая мебель, тяжелая драпировка.

Мода в одежде, диктуемая двором, уступила место моде буржуазной. Мужской костюм в целом приобрел единообразие, деловитость, практичность Он стал строже делиться по функциональному назначению. Пиджаки и жакеты превратились в рабочую одежду, фрак - в парадную. В конце XIX в. в моду вошли смокинги (Англия), которые надевали, отправляясь в мужской клуб, театр, ресторан.

Одежда женщины отличалась большим разнообразием и была призвана подчеркнуть богатство и процветание ее мужа. В начале XIX в. женское платье напоминало тунику, пояс находился под самой грудью, внизу юбки и на рукавах - множество воланов. Женский наряд дополнялся дорогими украшениями. В середине века в женской моде, где тон задавала Франция, утвердился стиль Второй империи - одежда носила крайне вычурный характер. В употребление вошел кринолин, представлявший присборенную куполообразную юбку с множеством нижних юбок или стальных обручей. Особенно модными были в отделке золотые кружева. В конце XIX в. с появлением новых транспортных средств (автомобиль, трамвай), распространением спортивных упражнений женская одежда упростилась. Важным фактором, повлиявшим на перемены в одежде, стало стремление женщин к равноправию, их борьба за образование. Появились женщины-служащие, врачи, учителя. В обиход вошли юбка с блузой, костюм, состоящий из юбки и жакета, пальто.

Простые люди носили то, что не мешало работать и что можно было позволить себе по достатку. Народный костюм вытеснялся общеевропейским городского типа, хотя его многие детали сохранялись (орнамент, украшения).

Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производ ства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отноше ний. Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, то есть положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщающим показателем стратификации. Социальной стратификацией является дифференциация данной совокупности людей или населения в целом на социальные классы, группы и статусы в иерархическом ранге, выражается в неравномерном распределении собственности, доходов, власти, влияния и.т.д.За истекшие сто пятьдесят лет в социальной структуре общества Запада произошли существенные изменения.Если раньше в США, Великобритании и других западных странах в основе появления неравенства в обществе лежало имущество, то уже с 70-х годов 20 века в связи с построение постиндустриального общества происходит расслоение общества по признаку образования. Разделение народного хозяйства на традиционные отрасли и сектор производства информации и знаний привело к резкому росту доходов квалифицированных специалистов, и к снижению доходов неквалифицированных рабочих. В эти же годы Соединенные Штаты стали приобретать облик сверхдержавы, специализирующейся на производстве наиболее высокотехнологичных благ. В ряду тех же образованных специалистов происходит разделение на бакалавров, докторов наук,и т.д. В 90-е годы выпускники вузов стали "средними работниками" по отношению к имеющим ученые степени, звания, получившим высокий уровень послевузовской подготовки или проявившим себя в высокотехнологичных компаниях. Таким образом, сегодня становится очевидным, что знания, способности к созданию нового, к самостоятельной творческой деятельности ценятся превыше всего, а "существующие в наше время в Соединенных Штатах классовые различия объясняются главным образом разницей полученного образования.Обострение проблемы бедности на протяжении последних лет выглядит естественным следствием становления постиндустриального общества и отражает расслоение общества на "интеллектуальную элиту" и низший класс, оказывающийся отчужденным от процесса современного наукоемкого производства. Основной причиной происходящей сегодня в западных странах социальной стратификации выступает развитие экономики, базирующейся на потреблении и производстве информации и знаний. Таким образом, к 90-м годам сформировалась трактовка новой социальной структуры. На одном ее полюсе оказался высший класс


постиндустриального общества, представители которого происходят, как правило, из обеспеченных семей, имеют превосходное образование, исповедуют постматериалистические ценности, заняты в высоко технологичных отраслях хозяйства, имеют в собственности или свободно распоряжаются необходимыми им условиями производства, и зачастую занимают высокие посты в корпоративной или государственной иерархии. На другом располагается низший класс, представители которого происходят в большинстве своем из среды пролетариата или неквалифицированных иммигрантов, не отличаются высокой образованностью, движимы главным образом материальными мотивами, заняты в массовом производстве или примитивных отраслях сферы услуг, а иногда являются временно или постоянно безработными.Существует несколько моделей стратификационных систем. Среди них Западная Восточная.Западная; включает семь статусных групп:1 "Высший высший класс" - главные управляющие общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты;2. "Высший класс" - главные управляющие средних фирм, инженер-механик, газетные издатели, врачи с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа...;
3. "Высший средний класс" - банковские кассиры, преподаватели муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы; 4. "Средний средний класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов,..;
5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков...; 6. "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары...; 7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.

37.Социально-экономическая политика пятипарийной коалиции в Италии. Италии 80-х гг. характеризовалась сохранением политической нестабильности. В парламенте страны по-прежнему отсутствовало устойчивое большинство, продолжалась практика коалиционных парламентских и правительственных формирований. Роспуски парламента и внеочередные выборы его нового состава, как и в 70-е гг., проводились досрочно. Отдельные законы оставались на бумаге и не выполнялись.Настроения разочарования и политической апатии, неверие в возможности партий, в том числе, левых, усилилось. Росло число наркоманов и других жертв мафии. Терроризм и коррупция превратились в постоянный фактор политической жизни.

В 1980г. было создано правительство из представителей пяти партий: христианских демократов, социалистов, социал-демократов, либералов и республиканцев. Христианские демократы по-прежнему возглавляли правительства. Вместе с тем внутри ХДП продолжали существовать различные течения. Лидер ХДП Ч. Де Мита предлагал вернуться к линии Альдо Моро и повернуть курс ХДП влево, усилив борьбу с коррупцией. Правое крыло партии в

лице А. Фанфани не поддержало это предложение.

В то же время в Итальянской социалистической партии, третьей по значению политической партии страны, произошли перемены: Бенедитто (Беттино) Кракси,ставший политическим секретарём партии в 1976г., взял курс на приход социалистов к власти и поставил перед собой цель стать первым в истории страны премьер-министром социалистом. В своей брошюре «Социалистическоеевангелие» Кракси заявил об отсутствии у социалистов перспективсотрудничества с коммунистами и поддержал тезис о высоком экономическомпотенциале частного предпринимательства в условиях политическогоплюрализма,

В 1983 г. социалисты вышли из правительства, премьер Фанфани, не получиввотума доверия в парламенте, подал в отставку. Президент Пертини распустил парламент и назначил досрочные выборы, в результате которых ХДП потеряла более 5% голосов избирателей, а ИСП улучшила свои позиции. Христианским

демократам пришлось уступить место премьер-министра.

С 1983 по 1987 гг. пятипартийное правительство впервые в истории Италиивозглавлял социалист, сильный и властный человек, сторонник культа «двойнойморали» Б. Кракси. Стратегический курс правительства состоял в том, чтобы выйти из нового циклического кризиса 1980 – 1983гг., используя неолиберальные рыночные методы в интересах неоконсервативных предпринимательских кругов. Большое значение приобрёл вопрос о дальнейшем

использовании государственного сектора, в котором сосредоточено более 3\4 добывающей промышленности, добыча чугуна, свыше половины сталелитейной, 70% судостроительной и 2\3 электромеханической промышленности, почти вся инфраструктура страны. Новый подход к госсектору предусматривал частичную

приватизацию и ликвидацию убыточных государственных предприятий.Правительство наметило передачу в частные руки нестратегических предприятий в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. В то же время в стратегических базисных отраслях, входивших в госсектор, планировалось провести технологическую реконструкцию и усилить наукоёмкие производства.

Кроме того, на повестку дня вышла задача стабилизации платёжного баланса,«разбалансированного» дефицитом внешней торговли. Особым направлением политики кабинета Кракси стала «жёсткая экономия» главным образом за счёт трудящихся: было ограничено действие «скользящей» шкалы заработной платы (регулирующей рост зарплаты в зависимости от роста стоимости жизни) и сокращены расходы на здравоохранение, социальное обеспечение и просвещение.

В то же время правительство Кракси несколько ограничило влияние католической церкви на школу и семейное законодательство, повело более энергичную борьбу с терроризмом и мафией: были введены чрезвычайные меры, расширявшие полномочия полиции и судебных органов.В целом консервативный сдвиг вправо первой половины 80-х гг. в Италии происходил в условиях большей, по сравнению с другими странами активности левых сил. Например, в 1980 – 1982 гг. по всей стране бастовали 42 млн. человек, т.е. в два раза больше, чем в США, Великобритании, Франции, ФРГ иЯпонии вместе взятых. Особый накал приобрело антивоенное движение в связи с размещением американских крылатых ракет на Сицилии. Развернулось движение «зелёных» в защиту окружающей среды. Соперничество между социалистами и христианскими демократами выливалось в частые правительственные кризисы. В то же время консервативный поворот в Италии отличался от других стран меньшими масштабами приватизации сохранением высокого удельного веса и лидирующих позиций госсектора.

И в ГДР и в ФРГ население в национальном отношении однородно. По переписи 1946 г., 99,4% населения этих государств - немцы (самоназвание - Deutschen ; проживающих в Румынии немцев называют саксами и швабами, немцев в Венгрии - швабами). Немецкий язык, принадлежащий к западной ветви германских языков, делится в основном на три группы диалектов - верхненемецкую, средненемецкую и нижненемецкую (некоторые исследователи-лингвисты выделяют только две группы - верхненемецкую и нижненемецкую). Хотя со времени перевода Лютером Библии на немецкий язык существует письменный единый немецкий язык, тем не менее в силу длительной феодальной раздробленности страны литературный язык не стал единственным разговорным языком немцев. Еще и в наши дни население многих областей пользуется в разговоре диалектом. Особенно сильно отличается от литературного языка нижненемецкий диалект, так называемый платдейч (Plattdeutsch ). На этом диалекте, близком к голландскому, существует довольно обширная литература; многие священники читают проповеди на платдейч; в Гамбурге «Onosorgthea - ter » ставит пьесы на платдейч; этот театр пользуется большой популярностью.

Различия диалектов еще настолько сильны, что, например, житель Верхней Саксонии не понимает жителя приморских районов, если тот говорит на диалекте.

Кроме немцев, на востоке ГДР в округе Котбус и в районе города Бауцена живет небольшое национальное меньшинство - сорбы, лужицкие сербы или лужичане (см. гЛаву «Лужичане») - потомки западнославянских племен подвергавшиеся в течение столетий насильственной германизации. В настоящее время их насчитывают около 70-90 тыс. человек. В ГДР лужичане получили широкую культурную автономию. На границе с Данией (на юге Шлезвига) и с Нидерландами в ФРГ живут небольшие группы датчан (около 70 тыс. человек), фризов и голландцев (около 36 тыс. человек). В городах и поселках, по данным 1925 г., проживало 560 тыс. евреев. Почти все они после установления фашистского режима вынуждены были эмигрировать или были истреблены. По данным 1946 г., евреев насчитывалось только 7 тыс. человек. В ФРГ живет несколько сотен тысяч так называемых перемещенных лиц различных национальностей. Это в большинстве или обманутые и насильно задерживаемые граждане из стран Восточной и Юго- Восточной Европы, во время войны угнанные гитлеровцами, или изменники родины, главным образом из тех же стран, нашедшие приют в ФРГ. Кроме того, в ФРГ временно проживают несколько сотен тысяч иностранных рабочих - итальянцев, испанцев и др., вынужденных искать работу на чужбине.

Большие группы немцев живут в других странах. В течение нескольких веков (особенно в XIX и начале XX в.) эмиграция из Германии была довольно значительной. Так, за период 1841-1900 гг. выехало 4,8 млн. человек. Германия по числу эмигрантов занимала второе место после Великобритании (вместе с Ирландией). Эмиграция в ранние периоды, до конца XVIII в., шла в основном в страны Европы, позднее - в Америку. Начиная с 1920-х годов, когда в странах Америки стали вводить ограничения на въезд, эмиграция сюда сократилась, но продолжается вплоть до наших дней. Так, за 1946- 1955 гг. из ФРГ эмигрировало 500 тыс. человек, большая часть из них в США и Канаду. В настоящее время значительна эмиграция из ФРГ в Австралию, Южную Америку и Южную Африку. Причины эмиграции были в основном религиозные и социально-экономические, в период гитлеризма - преимущественно политические.

Наиболее крупные группы немцев за пределами ГДР и ФРГ живут в настоящее время в странах Америки: США (около 5 млн. человек), Канаде (около 1 млн. человек), Бразилии (600 тыс. человек), Аргентине. В СССР, по данным 1959 г., проживает 1 млн. 600 тыс. немцев. Более мелкие группы немцев живут в других странах Европы, а также в Австралии и в Южной Африке.

После второй мировой войны изменилась этническая территория немецкого народа. В последние месяцы войны и в связи с решением четырех держав (СССР, США, Англии и Франции) на германские земли переселилось более И млн. немцев из Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии и других стран Европы. Этнические границы немцев теперь почти совпадают с политическими границами ГДР и ФРГ. В ГДР были приняты все меры для устройства этих переселенцев (крестьяне получили землю, рабочие и интеллигенция - работу). В ФРГ довольно большая часть переселенцев была поселена в лагерях, созданных в сельскохозяйственных районах страны (в северных землях и в Баварии). Эти люди стали дешевой рабочей силой в сельском хозяйстве. Естественное недовольство переселенцев своим положением используется заинтересованными кругами ФРГ для раздувания реваншизма.

Довольно значительны, особенно в годы войны и после 1945 г., миграции в пределах самой Германии. В результате раскола страны некоторые семьи оказались разъединенными. Воссоединение семей было одной из причин миграций между ГДР и ФРГ. Недовольство проведением демократических реформ в ГДР вызвало уход некоторых групп населения (помещиков, капиталистов, позднее кулаков и части мелкой буржуазии) в ФРГ; с другой стороны, безработица, преследования по политическим мотивам, а также другие причины вызвали переселение рабочих и интеллигентов из ФРГ в ГДР.

Довольно значительна миграция внутри ФРГ в поисках работы.

Классовый состав

Своеобразие социальной структуры населения Германии в отличие от ряда других крупных капиталистических стран состояло в том, что вплоть до второй мировой войны в политической и экономической жизни страны наряду с крупными монополиями продолжало играть ведущую роль юнкерство - класс крупных землевладель- цев-дворян. Юнкерство оставалось замкнутой кастой, представители которой составляли верхушку бюрократии и высшее офицерство германской армии. Юнкерство было вдохновителем всех войн, которые вела Германия за последнее столетие, в том числе и второй мировой войны.

Юнкерство было естественным союзником крупной буржуазии, составляющей ничтожное меньшинство населения, но обладающей большой экономической силой. В конце XIX-XX в. благодаря бурному развитию промышленности, приведшему к концентрации производства и капитала, из среды крупной буржуазии выделилась группа монополистов - таких как Крупп, Стиннес, Тиссен, Флик и др., захвативших ключевые позиции в экономике страны.

Германские монополии поздно вышли на мировую арену, когда источники сырья и рынки сбыта были уже поделены буржуазией других стран. Это одна из причин крайней агрессивности немецкой монополистической буржуазии. Монополии способствовали установлению в Германии фашистского режима и наряду с юнкерством ответственны за развязывание как первой, так и второй мировых войн.

Значительной была прослойка городской средней буржуазии. Однако эта прослойка постепенно сокращалась из-за поглощения средних по величине предприятий крупными монополиями. Вплоть до 1945 г. в Германии очень многочисленным был слой мелкой буржуазии - среднее и мелкое крестьянство, ремесленники, мелкие торговцы. В их хозяйстве применялся главным образом личный труд и труд членов семьи. По удельному весу мелкой буржуазии, особенно сельской, накануне второй мировой войны Германия уступала Франции, но превосходила Англию.

Немецкую интеллигенцию составляли в основном выходцы из буржуазных слоев. В годы господства фашизма наиболее прогрессивные интеллигенты (в том числе крупные ученые, писатели, художники, врачи и др.)» подверглись преследованиям, и многие были вынуждены эмигрировать.

Самым многочисленным классом Германии был рабочий класс (по данным 1939 г., рабочие вместе с членами семей составляли более половины населения). Среди рабочих, как и в других ведущих капиталистических странах, выделилась обуржуазившаяся верхушка - так называемая рабочая аристократия. Влияние мелкобуржуазной психологии сказывалось и на части рабочего класса, ряды которого постоянно пополнялись мелкобуржуазными элементами.

Наиболее бесправной и угнетаемой группой рабочего класса были (как и сейчас в ФРГ) сельскохозяйственные рабочие, рабочий день и заработная плата которых не регулировались никаким официальным законодательством. Большинство этих рабочих были сезонными.

Наиболее передовой и сознательный слой рабочего класса составлял промышленный пролетариат крупных городов, таких как Гамбург, Берлин, Бремен и др. Рабочий класс Германии - родины марксизма - имел давние революционные традиции. Однако раскол рабочего движения, происшедший по вине правого руководства социал-демократии и усилившийся в годы первой мировой войны и в последующий период, привел к тому, что трудящиеся Германии, несмотря на героическую борьбу значительной части рабочего класса во главе с коммунистической партией не смогли помешать установлению фашистского режима в стране. Лучшие представители германского пролетариата погибли в гитлеровских застенках. Рабочему движению Германии был нанесен серьезный удар; но немецкие коммунисты не прекращали борьбы против фашизма.

Социальная структура в ФРГ осталась такой же, как в Германии накануне второй мировой войны. До сих пор здесь существует крупное помещичье землевладение, юнкерство сохраняет свое влияние на политическую жизнь. Треть депутатов бундестага ФРГ - представители помещиков и кулаков. Юнкеры, бежавшие сюда из восточных областей, стали вдохновителями реваншистской политики. После разгрома фашизма главы многих концернов (Кру.пп, Флик, банкир Абс и др.) были осуждены как военные преступники на длительные сроки тюремного заключения. Но прошло всего лишь несколько лет, и они снова оказались на свободе. Несмотря на то, что по решению великих держав - союзниц во второй мировой войне - должен был быть проведен демонтаж большей части предприятий тяжелой индустрии и ликвидироданы картели и концерны, это не было сделано в Западной Германии в нужной мере. И хотя некоторые концерны (ИГ-Фарбениндустри, Стальной трест и др.) были разукрупнены, по существу это ничего не изменило. Командные посты в западногерманской экономике снова заняли банкиры Пфердменгес (умер в 1962 г.), Абс, концерны Круппа, Флика, АЭГ, Сименса, наследники ИГ-Фарбениндустри и др. Все более тесные узы связывают германских монополистов с американским и французским капиталом.

Продолжается процесс концентрации богатств в руках кучкк монополистов, разорение мелких крестьян и ремесленников, наступление на жизненные права рабочих.

Несмотря на то, что в целом в ФРГ уровень жизни довольно высокий, жизнь большинства рабочих нелегкая. Реальная заработная плата рабочих значительно ниже номинальной из-за множества налогов (в том числе церковного, отчислений в больничную кассу, отчислений в «помощь» населению Западного Берлина и т. д.). К этому следует добавить, что до 25-30% заработной платы поглощает плата за квартиру и коммунальные услуги (газ, электричество, отопление и т. д.). Из-за высокой стоимости квартиры в новых домах часто пустуют, хотя спрос на жилье велик.

Коренным образом после 1945 г. изменилась классовая структура в другой части Германии - в ГДР. Как уже отмечалось выше, значительная часть юнкерских латифундий была расположена в восточных районах страны. При проведении демократической аграрной реформы юнкерское землевладение в ГДР было уничтожено. В промышленности были ликвидированы концерны и демонтированы некоторые предприятия тяжелой индустрии; банки и крупные предприятия переданы в собственность государства. Таким образом, главные эксплуататорские классы - юнкеры и крупная буржуазия - в ГДР ликвидированы. Основными классами стали рабочий класс и трудовое крестьянство. За годы существования Германской Демократической Республики рабочий класс стал качественно иным. Эта часть Германии сильнее пострадала в войну и понесла большой урон в промышленных кадрах. В первые годы значительная часть их состояла не из потомственных рабочих, а из вчерашних батраков, ремесленников (сапожников, портных, парикмахеров и др.). Придя на стройки новых предприятий чернорабочими, они через некоторое время получили квалификацию. В последующие годы кадры рабочих стали планомерно готовить в профессиональных училищах, на курсах при заводах и т. д.

Значительно пополнился рабочий класс за счет женщин и молодежи. В ГДР женщины и молодые рабочие получают равную с мужчинами оплату за равный труд. Государство создало все условия для их профессионального обучения. Рабочий день подростков до 18 лет короче рабочего дня взрослых.

Качественно изменился и состав сельскохозяйственных рабочих. В прошлом это были батраки, поденщики, работавшие по найму у помещиков и кулаков. Теперь это высококвалифицированные механизаторы, животноводы и другие специалисты, обслуживающие кооперативы.

Изменилось отношение к труду, без чего немыслимо было бы столь быстрое развитие экономики ГДР. Широко развернулось социалистическое соревнование. В последнее время на многих предприятиях возникли бригады социалистического труда.

В деревнях ГДР главной силой в настоящее время являются трудящиеся крестьяне, объединенные в кооперативы.

После проведения аграрной реформы еще оставались кулацкие хозяйства, однако их возможности по эксплуатации трудящихся были ограничены. В 1960 г. в ГДР закончился процесс сплошного кооперирования.

Наряду с трудовыми слоями в ГДР еще существует средняя и мелкая буржуазия - владельцы средних (до 100 человек рабочих и служащих) и мелких промышленных предприятий, ремесленных мастерских с наемной рабочей силой, оптовые и розничные торговцы, владельцы транспортных средств в речном и автомобильном транспорте.

Часть ремесленников-кустарей объединена в производственные кооперативы. Многие предприниматели сотрудничают с государством в смешанных частно-государственных, предприятиях. Численность буржуазии невелика, она не занимает ни господствующего, ни руководящего положения в обществе, однако в экономической жизни играет еще некоторую роль.

Качественно иной стала интеллигенция. Ее ряды пополнились выходцами из среды рабочих и крестьян. В ГДР с первых же дней было сделано все для того, чтобы рабочие и крестьяне могли учиться в высших учебных заведениях. При большинстве вузов были созданы рабоче-крестьянские факультеты, которые успешно выполнили свое назначение и в настоящее время упразднены.