Население кндр на год составляет. Население северной и южной кореи

В ближайшие 10 лет 80% стран G20 столкнутся с беспрецедентным снижением численности населения, которое глубоко изменит глобальную экономику. Развитые экономики буквально находятся на пути к исчезновению, в то время как менее развитые экономики растут, как сорняки.

Прогнозы ООН в отношении населения слишком оптимистичны и имеют мало общего с реальностью. Крайне низкие показатели рождаемости в промышленно развитых странах противоречат прогнозам ООН.

Прогноз правительства Южной Кореи показывает, что в течение 7 лет население страны начнет сокращаться и если эта тенденция сохранится, в будущем население страны просто вымрет.

Демографический крах Южной Кореи совпадает с демографическим крахом в Китае, население Японии уже сокращается. Вторая, третья и одиннадцатая экономики мира столкнутся с тем, что их рабочая сила и потребительская база будут становиться все меньше и меньше, при этом известные аналитики не видят в этом никаких проблем. Как правило, население трудоспособного возраста, которое производит и потребляет больше всего, начинает сокращаться на 10 лет раньше.

Страна с самым однородным населением и 4-я по величине экономика Азии скоро начнут снижаться. Южная Корея является страной с самым низким уровнем рождаемости (16 лет подряд), в результате чего ее население стремительно стареет. В 2016 г. был отмечен самый низкий уровень рождаемости за 7 лет.

Несмотря на то что с 1946 г. население быстро росло, с 1966 г. оно начало снижаться из-за программы контроля над рождаемостью.

Урбанизация, доступность высшего образования и более активное участие женщин в рабочей силе повлияли на численность населения. Как и во многих культурах, в южнокорейской культуре потомки мужского пола очень важны для принципа преемственности семьи, поскольку они оказывали финансовую поддержку и заботились о своих родителях в старости, поэтому все стремились к рождению сыновей.

Если первый ребенок был не мальчиком, приходилось производить на свет столько детей, сколько потребуется, пока не родится сын. В 1973 г. был принят закон о селективных абортах, но, как оказалось, наблюдались злоупотребления законом в том случае, если женщина была беременна ребенком женского пола.

В целом численность населения выросла в большинстве провинций. Тогда вмешалось правительство, внедрив в массы лозунг «Лучше произвести на свет одного ребенка и дать ему полноценное воспитание». В 2016 г. общая численность населения Южной Кореи составляла более 51 млн человек, 1 млн составляли иностранцы.

Любой демографический прогноз предсказывает резкий спад населения. В 2050 г., вероятно, будет 40-48 млн корейцев, а в 2100 г. — около 20 млн.

Все эти социальные явления и правительственные меры способствуют снижению рождаемости населения страны и его старению. Хотя рост численности населения в Корее, вероятно, продолжится еще в течение нескольких лет, вскоре он начнет стремительно сокращаться, так что к 2750 г. население Южной Кореи просто вымрет.

Уже к 2045 г. Корея может стать самой старой страной в мире: средний возраст жителей здесь будет составлять 50 лет. Пирамида населения начала расширяться, что означает, что число пожилых людей растет, а число молодых людей и детей уменьшается.

В 2016-2017 гг. впервые было отмечено снижение численности трудоспособного населения в возрасте 15-64 лет, что означает, что уровень потребления в Корее начал сокращаться. Сейчас люди в возрасте 65 лет составляют 14,12% общества, а в возрасте 0-14 лет — только 13,21%.

Вероятно, менее чем за 50 лет численность пожилых людей достигнет более 40% от общей численности жителей Южной Кореи.

Некоторые из причин низкой рождаемости в Корее аналогичны тем, что были в Японии в начале 90-х гг. Пары не хотят иметь большую семью из-за высокой стоимости жизни, в том числе жилья и образования. У южнокорейцев самый длинный рабочий день в мире, поэтому у них нет времени на создание семьи.

В то же время наблюдается высокий уровень безработицы среди молодежи. Женщины не хотят иметь детей на ранней стадии жизни, предпочитая строить карьеру, не имея возможности получить отпуск по беременности и родам, сталкиваясь с низким уровнем участия мужчин в воспитании детей и в работе по дому. В среднем женщины заводят своего первого ребенка в возрасте 31 года. Многие не чувствуют потребности в том, чтобы создавать семью.

Низкая рождаемость не единственная проблема в Южной Корее: смертность — еще одна проблема. Южная Корея является одной из стран с самым высоким уровнем самоубийств в мире. 40 корейцев ежедневно совершают самоубийства. Эта проблема очень часто касается пожилых людей.

Половина лиц в возрасте 65 лет живут в относительной бедности, а 1/4 из них живут в одиночестве. Они не отложили капитал для выхода на пенсию. Они не могут найти работу, и уровень изоляции и депрессии растет в стареющем обществе.

Среди молодежи наиболее частая причина самоубийства — стрессы на рабочем месте и в системе образования. 40% случаев самоубийств совершаются под воздействием алкоголя: Южная Корея является крупнейшим в мире потребителем крепких алкогольных напитков.

В среднем в этой стране совершается 14 самоубийств в неделю (по сравнению с тремя в США). Корейцы испытывают непреодолимый стыд за психологические проблемы, которые они переживают, при этом они не соглашаются проходить соответствующее лечение.

Злоупотребление алкоголем здесь считается более приемлемым вариантом, чем попытка обратиться за помощью к специалисту в решении проблемы. Несомненно, это способствует большому количеству самоубийств.

Демографическая ситуация негативно скажется на экономическом росте Южной Кореи. Сеул, жители которого составляют 20% от всей нации, больше всего ощутит перемены в структуре населения: сократится его рабочая сила. Ожидается, что к 2040 г. население Сеула снизится как минимум на 1 млн человек. Уже во всей стране выросли расходы на здравоохранение (с 3,8% до 7,2% от ВВП).

Экономисты предположили, что лучшим выходом для Японии и Кореи может стать отказ от гендерной дискриминации и привлечение большего числа женщин в рабочую силу. Конечно, экономисты с Уолл-стрит знают, что эта политика привела к снижению уровня рождаемости в Европе. Тем не менее нью-йоркские финансовые аналитики отчаянно ищут способы увеличить численность рабочей силы в самых производительных странах мира.

Президент Кореи Мун Джэин придает большое значение пожилым людям, которые в настоящее время составляют большую часть общества, и отмечает потребность в создании подходящих условий жизни для такой большой группы населения. Поскольку ожидаемая продолжительность жизни увеличилась, стоит создать рабочие места для категории этого возраста, особенно когда падает рабочая сила.

План президента заключается в повышении пенсий, удвоении числа рабочих мест для пожилых работников, увеличении ежемесячной заработной платы, финансировании лечения болезни Альцгеймера и деменции, повышении доступности социального жилья для пожилых людей.

Правительство Южной Кореи нуждается в помощи в создании большего числа роботов в домохозяйствах. Хорошим решением демографического кризиса в Южной Корее станет воссоединение с Северной Кореей, где ситуация с населением выглядит более стабильной. Однородность расы будет сохранена, хотя пока это выглядит нереальным.

Ситуация Южной Кореи, 11-й мировой экономики и 5-го экспортера, затронет многие страны. Это глобальный производитель телефонов, интегральных схем, автомобилей, деталей для автомобилей, ЖК-дисплеев и нефтепродуктов, специализирующийся на технологиях и дизайне. В сфере торговых отношений обстоятельства в Южной Корее окажут наибольшее влияние на Китай, США, Японию, Германию, Австралию и Саудовскую Аравию.

Демографический кризис также повлияет на безопасность страны. Это изменит геополитический баланс, поскольку Япония и Южная Корея являются продолжением военных сил США в Восточной Азии.

Будущее Южной Кореи крайне неопределенное. И на то, чтобы избежать худшего, осталось совсем немного времени. Тем не менее некоторые аналитики прогнозируют, что тенденция к снижению неизбежна.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Так ли счастливы жители Северной Кореи?

Мы плохо представляем себе, как воспринимают нынешнее обострение ситуации вокруг Северной Кореи сами жители КНДР, так как режим Ким Чен Ына жестко контролирует всю информацию, поступающую в страну.

В западных СМИ часто пишут о Северной Корее как о стране, полностью изолированной от внешнего мира и живущей в прошлом веке.

Статистических данных очень мало, и часто они основаны на экстраполяциях. Но что они могут рассказать о жизни на севере Корейского полуострова? Какова эта жизнь в сравнении с южным соседом КНДР?

Ким Ир Сен стал первым лидером КНДР в 1948 году, основав династию Кимов, и с тех пор его потомки правят страной.

За тот же исторический период в Южной Корее сменилось шесть республик, случились революция, пара военных переворотов и переход к свободным, демократическим выборам. Всего в стране сменилось 12 президентов.

3 миллиона мобильных телефонов в КНДР - казалось бы, немалая цифра, но для страны с населением в 25 миллионов человек это означает, что владельцев мобильных телефонов здесь в лучшем случае чуть больше 10 процентов населения. Большинство их проживает в Пхеньяне.

В Южной Корее, где население превышает 51 миллион человек, мобильных телефонов больше, чем людей.

В КНДР до недавнего времени существовала компания мобильной связи Koryolink. Это небольшая компания, но она продолжает расти. Первоначально она была создана в сотрудничестве с египетской компанией Orascom и в течение многих лет была единственной на северокорейском рынке мобильной связи.

Однако в 2015 годы Orascom обнаружила, что в КНДР создается другая мобильная сеть под названием Byol. Египетская компания была вынуждена признаться инвесторам, что она практически утратила контроль над тремя миллионами подписчиков компании.

Есть основания скептически относиться к заявленному числу подписчиков. Оказывается, многие северокорейцы считают, что им дешевле купить новую подписку, чем платить за дополнительные минуты разговора по телефону.

Кроме того, доступ к интернету в стране остается ограниченным - владельцы телефонов могут подключаться только к закрытой сети типа интранет, которая не имеет внешнего выхода в глобальную сеть.

В 2016 году сообщалось, что в КНДР имеется всего 28 зарегистрированных доменных имен.

Имеются данные о том, что мужчины в КНДР в среднем ниже ростом, чем в Южной Корее.

Профессор Даниель Швекендик из университета Сонгюнгван в Сеуле изучил данные о росте мужчин-перебежчиков из Северной Кореи и обнаружил, что разница в росте составляет 3-8 см.

Швекендик указывает, что эта разница не может объясняться генетическими причинами, так как население обеих стран составляет одну этническую группу.

Он также не согласен с теми, кто доказывает, что перебежчики должны принадлежать к малоимущим слоям населения и поэтому иметь низкий рост.

Недоедание считается основной причиной столь резкого различия в физическом облике корейцев на севере и юге полуострова.

Фотографии столицы КНДР Пхеньяна изображают пустые широкие проспекты и чистые улицы без машин. Реальность выглядит несколько иначе.

В КНДР общая протяженность автомобильных дорог составляет 25 тысяч 554 км по данным на 2006 год, но только 3% из них заасфальтированы, то есть всего 724 км.

По другим оценкам, автовладельцев в КНДР всего 11 человек на тысячу, что означает, что большинство жителей страны пользуются автобусами и другими видами общественного транспорта.

Северная Корея в основном экспортирует каменный уголь, но объемы этого экспорта остаются государственной тайной, о них можно судить только по данным стран, закупающих этот уголь.

Большая часть северокорейского угля экспортировалась в Китай, который официально прекратил закупки в феврале 2017 года. Однако есть эксперты, подвергающие этот факт сомнению.

"Есть люди, которые отслеживают прибытие судов из Северной Кореи на угольные терминалы в Китае даже после введения запрета на импорт. Я считаю, что этот запрет существует, но выполняется не полностью", - говорит Кент Бойдстон, сотрудник института международной экономики Петерсона.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Общественный транспорт в Северной Корее развит плохо

До 1973 года экономики Северной и Южной Кореи находились примерно на одном уровне по размерам ВВП.

С тех пор Республика Корея рванулась вперед, превратившись в одну из ведущих стран мира с развитой промышленностью. Компании типа Samsung или Hyundai стали известны во всем мире.

В 1980-е годы экономика КНДР прекратила рост, никаких реформ там не проводилось, в стране господствует государственный монополизм сталинского типа.

КНДР занимает 52-е место в мире по численности населения, но при этом численность вооруженных сил ставит ее на четвертое место.

Расходы на военные цели составляют до 25% ВВП, и почти все мужчины проходят военную подготовку в той или иной форме.

Неурожаи и голод, неоднократно поражавшие страну с конца 1990-х годов, привели к резкому снижению продолжительности жизни в КНДР, но даже без учета этого фактора Северная Корея отстает от Юга на 12 лет.

В КНДР сохраняется острый дефицит продуктов питания; жители Южной Кореи живут заметно дольше отчасти потому, что лучше питаются.

В 2017 году уровень рождаемости в Южной Корее упал до рекордно низкой отметки, несмотря на усилия правительства по ее стимулированию.

Власти Южной Кореи потратили уже около 70 млрд долларов на выплату премий за рождение ребенка, увеличение срока декретных отпусков и отпусков по уходу за новорожденными детьми, а также на оплату лечения от бесплодия.

1 января 2017 года миллионы жителей Северной Кореи прослушали очередную новогоднюю речь, с которой, как и полагалось, выступал наследственный глава северокорейского государства, или, если пользоваться его официальными титулами, Первый Председатель, Высший Руководитель, Маршал Ким Чен Ын. Надо сказать, что на экранах своих телевизоров они увидели картину, по северокорейским меркам, весьма необычную. Ким Чен Ын вступал не в традиционном полувоенном френче, а в костюме западного образца, и, что самое главное, на лацкане его костюма отсутствовал значок с изображением его деда Генералиссимуса Ким Ир Сена и его отца Генералиссимуса Ким Чен Ира – несмотря на то, что ношение таких значков стало в Корее обязательным для всех граждан с начала 1970-х годов. Правда, в последние годы без значка разрешили ходить беспартийным, но появление самого Высшего Руководителя в таком виде вызвало немалое удивление.

Означает ли это, что в Северной Корее начинается перестройка? Отчасти да, но надо помнить, что северокорейские реформы, которые, вообще-то, идут уже пятый год, во многом отличаются даже от китайских реформ времён Дэн Сяопина, не говоря уж о советской перестройке времен Горбачева. По сути, их можно кратко определить формулой, которую в разговоре с автором этих строк как-то предложила успешная северокорейская предпринимательница: «То, что нашей стране действительно необходимо, – это реформы без открытости». Северокорейская бизнесвумен намекала на хорошо известную всем корейцам официальную китайскую формулировку, которая описывала происходящие после смерти Мао Цзядуна перемены, как «политику реформ и открытости».

Под открытостью она здесь имела в виду, конечно же, не столько открытость внешнему миру, сколько внутриполитическую либерализацию. Кажется, что именно эта политическая формула – проведение экономических реформ при сохранении жёсткости во внутренней политике – и является основой нового курса Ким Чен Ына. Надо сказать, что, если относиться к политике здраво и цинично, то именно эта политическая линия наилучшим образом соответствует интересам северокорейской элиты – как старой, так и новой.

ВРЕМЕНА ИСПЫТАНИЙ

Для Северной Кореи последние 25 лет были очень непростым временем. Ещё в конце правления Ким Ир Сена, деда нынешнего Великого Руководителя, который руководил страной в 1946-1994 гг., Северная Корея столкнулась с резким замедлением темпов экономического роста. Причиной стагнации стали, скорее всего, крайняя милитаризация экономики, а также использование советской модели в её жесткой, порою чуть ли не карикатурной форме (достаточно вспомнить, например, полный переход на карточную систему и запрет на возделывание приусадебных участков с площадью большей, чем одна сотка). На практике, несмотря на постоянные разговоры о «революционном духе опоры на собственные силы» и частые выпады против Советского Союза и Китая, страна крайне зависела от иностранной, в первую очередь советской, экономической помощи, причём зависимость эта с течением времени возрастала.

Объём промышленного производства за 1990-2000 гг. сократился почти в два раза. Значительная часть заводов закрылась – точнее, прекратила производство, так как об их формальном закрытии никто не объявлял, и от рабочих по-прежнему требовалось, чтобы они продолжали ходить на работу. При этом им перестали платить зарплату, и что гораздо хуже, прекратили отоваривать продовольственные карточки. В стране, где ещё с 1960-х годов карточная система стала тотальной и где большинство товаров в принципе не подлежали свободной продаже, паралич карточной системы означал паралич всей системы снабжения населения продовольствием и базовыми потребительскими товарами. В 1996 г. в КНДР начался голод, который продолжался до 1999 г. и унёс более полумиллиона жизней.

Простые северокорейцы стали искать выход из катастрофического положения, вооружившись тем самым «революционным духом опоры на собственные силы». В стране возникло и стало стремительно расти частное мелкотоварное производство, до этого полностью там отсутствовавшее. Крестьяне, спустя рукава отработав несколько часов на полях сельскохозяйственных кооперативов, отправлялись в горы, где они создавали собственные нелегальные или полулегальные поля на крутых горных склонах. Рабочие использовали оборудование остановившихся заводов, чтобы производить ширпотреб для продажи на рынках, а во многих случаях воровали всё, что только можно, дабы сбыть это в качестве металлолома в Китай. Значительная часть населения – в отельные моменты до 200 тысяч человек – находилась в качестве гастарбайтеров в Китае, граница с которым тогда особо не охранялась. Стали стремительно расти рынки, которые вообще-то существовали в Северной Корее и до этого, но играли незначительную роль. К концу 1990-х именно рынки превратились в основные центры экономической жизни.

Поскольку официальные государственные законы и инструкции не предусматривают самой возможности существования частных структур, в большинстве случаев северокорейские предприниматели стали вступать в соглашения с чиновничеством, договариваясь о том, что им разрешат открывать то или иное предприятие, которое будет формально считаться государственным, а фактически будет управляться ими. Подобное соглашение предусматривает, что какая-то фиксированная сумма будет выплачиваться фактическим владельцем такого предприятия в государственный бюджет, а вот остальными доходами он (или зачастую она – значительная часть предпринимателей являются женщинами) сможет распоряжаться по своему усмотрению.

В последние годы стали появляться частные предприятия и в сфере промышленного производства, в основном, но не исключительно, среди предприятий легкой промышленности.

При этом северокорейское руководство в лице Великого Руководителя Полководца Ким Чен Ира (именно так полагается именовать его в печати) было в целом в курсе происходящего. Однако, в отличие от руководства китайского, оно стало признавать происходившие в стране стихийные перемены. Отношение Ким Чен Ира и его окружения к стихийной приватизации и росту рыночной экономики с течением времени менялось, но в большинстве случаев их подход заключался в том, что государство не мешало росту рынков, но и не способствовало ему. Более того, в течение 2005-2009 годов северокорейское руководство пыталось искоренить рынки и по возможности вернуть экономику страны на старые рельсы (эти попытки, впрочем, окончились полной неудачей).

В политической жизни северокорейская идеология по-прежнему ориентировалась на идеи чучхе, которые представляют собой своеобразный сплав трёх элементов: советской идеологии начала пятидесятых, маоизма и корейского национализма.

Явное нежелание Ким Чен Ира признать происходящие перемены и осуществлять реформы многим казалось иррациональным, причём такое мнение часто высказывали не только западные, но и китайские чиновники. Однако при более внимательном взгляде на то, как устроена КНДР, становится ясно, что политика Ким Чен Ира была вполне разумной и соответствовала как интересам самого Ким Чен Ира, так и тогдашней элиты – к тому времени уже давно ставшей наследственной по своему характеру (большинство ключевых постов в правительстве и ЦК уже полвека занимают выходцы из примерно 100-120 семейств, потомки партизан, которые в свое время воевали под командованием Ким Ир Сена в Маньчжурии).

Главная проблема Северной Кореи – это необходимость сохранять политическую стабильность в очень непростых условиях. Северная Корея соседствует с Кореей Южной, которая на протяжении последнего полувека постоянно била мировые рекорды по темпам экономического роста. Возникла ситуация, при которой уровень жизни и доходов в Южной и Северной Корее стал различаться самым радикальным образом. Оценки этого разрыва существуют самые различные, но даже самые закоренелые оптимисты считают, что уровень душевого дохода в Северной Корее примерно в 14 раз ниже, чем в Корее Южной. Это означает, что разрыв по этому показателю между двумя корейскими государствами больше, чем между другой парой государств, имеющей общую сухопутную границу (напоминаю, что речь идёт о самой оптимистической оценке, ибо разрыв, скорее всего, не 14-кратный, а существенно больший).

Существование такого разрыва создает крайне неприятную ситуацию. В том случае, если контроль за населением – как административно-полицейский, так и идеологический – резко снизится, то возникнет большая вероятность того, что северные корейцы поведут себя так же, как повели себя восточные немцы в конце 1980-х годов.

Во многом необходимостью удержать население Северной Кореи в максимальной изоляции от внешнего мира вызваны и те беспрецедентные меры по изоляции страны, которые осуществлялись в КНДР на протяжении десятилетий. С 1960-х годов в КНДР владение радиоприёмником со свободной настройкой является уголовно наказуемым преступлением. Практически вся нетехническая иностранная литература, включая и издания других социалистических стран, с начала 1960-х гг. поступает в спецхран (в 1968-1970 гг. в стране даже проводилась массовая кампания по изъятию и уничтожению «ревизионистских», то есть советских, и «реакционных», то есть западных и японских, изданий из домашних библиотек). Поездки за границу в частном порядке были практически запрещены до начала 2000-х годов, да и сейчас остаются редкостью, а любой продолжительный разговор на улице с иностранцем является поводом для расследования со стороны компетентных органов – хотя, вопреки слухам, такое расследование редко заканчивается арестом.

Постоянная угроза поглощения Севера богатым Югом означает, что для северокорейской элиты невозможной является даже та сделка, на которую пошла советская и восточно-европейская номенклатура в конце 1980-х годов. В СССР и других странах социалистического лагеря (равно как и в Китае – хотя там эта сделка приобрела другие формы) номенклатура фактически отказалась от старой государственно-социалистической системы, сохранив при этом руководящие позиции в новой системе рыночной экономики.

Напротив, представители наследственной северокорейской верхушки полагают, что в случае падения нынешней системы и объединения страны на южнокорейских условиях их ждут репрессии и расправы, а в самом лучшем случае – полное отстранение от рычагов политической и экономической власти, которая при таком раскладе будет целиком принадлежать победителям-южанам. Эти страхи, возможно, несколько преувеличены, но в целом, скорее всего, обоснованы, так что северокорейская элита и при Ким Чен Ире, и при Ким Чен Ыне чувствует себя загнанной в угол и ведёт себя соответствующим образом.

НОВЫЙ ЛИДЕР, СТАРЫЙ ЛИДЕР

С приходом к власти Ким Чен Ына стало ясно, однако, что молодой руководитель собирается отказаться от той линии, которую проводил его отец и что он намерен начать реформы. Это решение представляется весьма логичным – точно так же, как было логичным и решение его отца реформ не проводить. Дело в том, что между Ким Чен Ыном и Ким Чен Иром есть одно существенное различие, и различие это заключается в их возрасте.

Ким Чен Ир в 1990-е годы отлично знал, что система, созданная его отцом Ким Ир Сеном, постепенно распадается, но он также понимал, что при соблюдении определённой политической осторожности, запасов прочности, заложенных ещё во времена Ким Ир Сена, должно хватить на пару десятилетий. Для Ким Чен Ира, которому в начале 2000-х было около шестидесяти, пара десятилетий казались вечностью. Он, вероятно, понимал, что в долгосрочной перспективе радикальные перемены неизбежны, однако он также знал, что перемены могут как спасти систему, так и ускорить её разрушение. Поэтому, будучи человеком пожилым, он предпочел ничего не менять и дожить до своей естественной смерти, которая, как известно, благополучно воспоследовала в декабре 2011 года.

Ким Чен Ир унаследовал власть возрасте 52 лет, а вот его сыну Ким Чен Ыну в тот момент, когда он оказался во главе северокорейского государства, было всего 28 лет – то есть почти в два раза меньше. Одно это обстоятельство заставляет его смотреть на вещи по-иному.

Ким Чен Ын, являющийся выпускником элитарной швейцарской школы, понимает, что рост рыночной экономики и распространение информации о внешнем мире (в первую очередь, благодаря распространению в КНДР компьютеров и видеомагнитофонов) постепенно снижает шансы на сохранение стабильности. Нет у него и идеологической преданности социалистической модели, которая (в сочетании с крайним национализмом) была характерна для его деда Ким Ир Сена, и в остаточной форме существовала и у его отца Ким Чен Ира.

Ким Чен Ыну нужно дожить до глубокой старости и умереть в собственном дворце, окруженным почестями и находясь у власти (или же сдав эту власть в организованном порядке, без неприятных последствий для себя). Это обстоятельство вынуждало Ким Чен Ына всерьёз задумываться о реформах. В то же время было понятно, что проведение реформ по китайскому образцу представляет крайнюю опасность для Северной Кореи. Поэтому нужны были свои варианты, и эти варианты появились.

НОМЕНКЛАТУРА И БУРЖУАЗИЯ: В ОДНОЙ ЛОДКЕ?

Лучше всего, пожалуй, политика Ким Чен Ына может быть описана уже процитированной фразой: «реформы без открытости», и неслучайно, что фразу эту я услышал от северокорейской предпринимательницы. Действительно, новая северокорейская буржуазия парадоксальным образом заинтересована в сохранении существующего строя ничуть не меньше, чем старая номенклатура.

Связано это с тем, что в силу своей политической и экономической слабости, новая буржуазия, сформировавшаяся в последние 20 лет, не имеет шансов на то, чтобы выдержать конкуренцию со своими южнокорейскими братьями по классу в том случае, если дело действительно дойдёт до объединения страны. Понятно, что нынешние северокорейские бизнесмены, в лучшем случае – владельцы десятка старых китайских грузовиков, пары сейнеров или даже нескольких угольных шахт, не имеют никаких шансов выжить и уж тем более преуспеть на едином корейском рынке, в котором будут доминировать гигантские южнокорейские концерны-чэболь. Многие из северокорейских бизнесменов, как мне удалось убедиться в этом при личных контактах с ними в третьих странах, отлично понимают это обстоятельство.

Сохранение не просто жесткого, а исключительно жестокого режима, является необходимым условием сохранения политической стабильности и, если называть вещи своими именами, условием выживания северокорейского государства как такового. Если северокорейское руководство позволит хотя бы такую степень свобод, которые существовали, скажем, в Советском Союзе 1970-х годов, не говоря уж о тех вольностях, которые допускаются в современном Китае, то результатом, скорее всего, в самое ближайшее время станет политический кризис и падение режима, которого, как уже говорилось, и в старой, номенклатурной, и в новой буржуазной элите не хочет никто.

Именно этими обстоятельствами и определена нынешняя политика Ким Чен Ына – политики «реформ без открытости».

РЕФОРМЫ КИМ ЧЕН ЫНА: ЗЕМЛЯ – КРЕСТЬЯНАМ, ФАБРИКИ – ДИРЕКТОРАМ!

Сельское хозяйство

28 июня 2012 года Ким Чен Ын утвердил так называемые «Инструкции от 28 июня», которые предусматривали радикальные перемены в структуре сельского хозяйства КНДР. Инструкции эти не подлежали публикации, но содержание их довели до нескольких миллионов человек, так что секретность в данном случае была чисто символической. Дополнительные изменения в сельскохозяйственную политику были введены в мае 2014 года, когда ЦК ТПК и Кабинет Министров приняли так называемые «Меры от 30 мая».

В соответствии с новой системой, крестьяне работают в составе хозрасчётных звеньев (пунчжо), каждое из которых состоит из 5-7 человек. Подразумевается, что обычно в состав звена входит одно или, реже, два соседних домохозяйства. Каждому звену (то есть фактически крестьянской семье) выделены свои поля, которые, как обещают крестьянам, семейные «звенья» будут обрабатывать на протяжении многих лет – таким образом, создается заинтересованность в надлежащем уходе за почвой.

В соответствии с новой системой, крестьяне больше не получают зерно по фиксированным нормам, которые на протяжении многих десятилетий составляли 650-700 граммов за трудодень. Вместо этого осенью они выплачивают сельхозкооперативу, который сейчас стал, скорее, формальной управленческой единицей, натуральный налог, а остальной урожай оставляют себе. Размер этого налога зависит от качества закрепленного за данным звеном поля и составляет от 35% для самых урожайных полей до 10% для неудобий.

Теоретически предполагается, что кооператив будет бесплатно предоставлять крестьянам удобрения и технику в соответствии с установленными нормами, но на практике эти нормы недостаточны, так что и за удобрения, и за использование тракторов, крестьянским хозяйствам приходится платить в частном порядке, из своего кармана (благо, полулегальный рынок удобрений в Северной Корее существует уже около 20 лет).

Всё это сильно напоминает перемены, начавшиеся в Китае в конце семидесятых, хотя в КНДР стремятся представить переход к семейному мелкотоварному земледелию как некую административную реформу в рамках старой (по сути колхозной) модели. Именно этим, скорее всего, вызвано то обстоятельство, что крестьянские домохозяйства должны зарегистрироваться как хозрасчётные звенья. Тем не менее, новая схема работает и предсказуемо даёт результаты.

Годовой объем производства зерновых, который в 2005-2010 гг. колебался на уровне от 4 до 4,5 миллионов тонн, в годы новой системы приблизился к отметке в 5 миллионов тонн или даже слегка превзошел её. В прошлом, 2016 г., сбор зерновых вырос на 7% по сравнению с 2015 г., а сбор риса – даже на 23%.

Промышленность

Как уже упоминалось, в 2014 году ЦК ТПК и Кабинет Министров приняли закрытое постановление, известное как «Меры по 30 мая». Это постановление, которое стало осуществляться с конца 2015 года, предусматривает резкое расширение прав государственных предприятий и в особенности их директоров. Помимо всего прочего, им разрешено закупать сырьё и комплектующие на рынке и платить за них по рыночным ценам, а также продавать на рынке часть произведённой продукции. Директора также получили право устанавливать размер зарплаты персонала – хотя платить дополнительные зарплаты можно только за счёт заработанных на рынке средств (способ не допустить инфляции). Реформы также предусматривают дальнейшую либерализацию внешней торговли, которой сейчас предприятия могут заниматься напрямую.

В результате существенно выросла заработная плата, и на наиболее успешных частных предприятиях рабочие получают зарплаты, эквивалентные 50-70 долларам США в месяц. Для того, чтобы понять масштаб перемен, следует вспомнить, что до введения новой системы среднемесячная зарплата в Северной Корее составляла примерно один доллар США.

Отношение к рынкам и частному бизнесу

Пожалуй, наименее заметным, но, возможно, наиболее важным аспектом «новой экономической политики» Ким Чен Ына являются радикальные изменения в отношении к рыночной экономике. Как уже говорилось, во времена Ким Чен Ира официальная позиция в отношении рынков была крайне непоследовательной: периоды относительной терпимости и «закрывания глаз» чередовались с антирыночными кампаниями. Ким Чен Ын, напротив, однозначно взял курс на поддержку частного капитала и новой буржуазии, которая сейчас в КНДР известна как «тончжу», то есть «хозяева денег».

Последние статистические данные показывают, что после прихода Ким Чен Ына к власти численность рынков в Северной Корее резко выросла. По данным спутниковой съемки, к концу 2015 года в Северной Корее действовало 406 средних и крупных постоянных рынков, в то время как в 2010 году, незадолго до смерти Ким Чен Ира, их было не более 200.

При Ким Чен Ыне стало поощряться сотрудничество между официальными государственными и рыночными структурами: государственные структуры обеспечивают решение формальных вопросов, а частные предоставляют капитал. Характерно, например, что государственные строительные компании активно привлекают капиталы частных инвесторов, а построенные таким образом дома продаются за наличность (цена хорошей квартиры в Пхеньяне составляет 80-100 тысяч долларов).

ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ?

Хотя о КНДР часто думают как о стране, балансирующей на грани голода, такое представление давно уже устарело. При том, что КНДР относится к числу беднейших стран Восточной Азии, с душевым доходом, который, по разным оценкам, составляет от 1000 до 2000 долларов в год, о голоде речи нет. Улучшение ситуации наметилось ещё в последние годы правления Ким Чен Ына, а с началом сельскохозяйственных реформ это улучшение стало набирать темпы.

Сложнее обстоят дела с такими макроэкономическими показателями, как рост ВВП. Точный темп роста экономики Северной Кореи не может быть измерен из-за почти полного отсутствия статистических данных, так как вся экономическая статистика в КНДР засекречена с начала шестидесятых. По оценкам Банка Кореи, то есть центрального банка Южной Кореи, ВВП Северной Кореи в период с 2012 по 2014 год увеличивался на уровне от 1,1-1,3% в год, однако большинство специалистов – как южнокорейских, так и российских, китайских и западных, считает эти оценки заниженными и полагает, что рост, скорее, составляет 3-4%.

В любом случае, улучшение ситуации заметно даже визуально – по облику корейских городов. Города лучше освещены, на улицах появилось немало машин, а по вечерам непросто заказать место в одном из многочисленных ресторанов и кафе. Косвенным показателем перемен является и бум недвижимости – при том, что формально частная собственность на недвижимость в КНДР не признаётся, на практике это правило, как и многие иные времён Ким Ир Сена, давно уже игнорируется. Северокорейцы активно продают и покупают жильё, хотя с формальной точки зрения речь идёт лишь о передаче ордеров на право проживания, а не несуществующих документов на право собственности.

НИКАКИХ СВОБОД

При этом, однако, экономическая либерализация в КНДР не сопровождается либерализацией политической. Скорее, дело обстоит ровно наоборот: давая послабления в сфере экономики, Высший Руководитель усиливает политический контроль.

В западных СМИ правление Ким Чен Ына часто называют «временем террора». Это, бесспорно, преувеличение – или, скорее, взгляд на ситуацию с определённых классовых позиций. Действительно, после прихода к власти Ким Чен Ына в высшем руководстве КНДР развернулись чистки такого масштаба, которого там не видели со времен ликвидации просоветской и прокитайской фракций в конце 1950-х годов. Фактически за пять лет правления произошла замена большей части высших руководителей в силовых ведомствах (хотя показательно, что репрессии коснулись только силовиков, в то время как руководителей экономики почти не трогали). При этом многие из снятых с постов чиновников исчезли бесследно, а упоминания о них задним число удалили из старой кинохроники и переиздаваемых исторических документов – верный признак того, что исчезнувшие сановники были репрессированы.

Однако надо иметь в виду, что усиление репрессий коснулось лишь верхушки режима. Ким Чен Ын, скорее всего, стремится показать высшему государственному аппарату, что его следует воспринимать всерьёз, несмотря на возраст, и именно поэтому он ликвидировал тех, кого считал потенциальными сторонниками оппозиции. Если же говорить о подавляющем большинстве населения страны, то для них шансы на арест по политическим причинам остались очень высокими, но, в целом, такими же, как и раньше. По сравнению с той ситуацией, что существовала в 2000 или 1990 гг., ни о каком увеличении массовой репрессивности режима речи не идёт – напротив, данные аэрокосмической съемки показывают, что размеры лагерей для политзаключённых сокращаются. Иначе говоря, сейчас в Корее стало много опаснее быть генералом, но не слесарем и, тем более, не владельцем кустарной мастерской или шахты (все предприниматели говорят, что при Ким Чен Ыне гонения на частный бизнес, который формально остаётся незаконным, совершенно прекратились).

В последние 10-15 лет в связи с распространением видеопроигрывателей едва ли не большинство жителей КНДР стало время от времени смотреть южнокорейские фильмы, которые контрабандно ввозят в страну китайские торговцы. Ким Чен Ын, однако, резко ужесточил наказания за просмотр, копирование и распространение иностранной видеопродукции.

Куда строже стали охранять и границы страны. Времена, когда китайская граница была фактически открыта и не охранялась, закончились в 2011-2012 годах, то есть как раз тогда, когда к власти пришёл Высший Руководитель. В последние годы резко усилена пограничная охрана, оборудованы многочисленные посты вдоль пограничных рек, активно идёт работа с населением. Именно при Ким Чен Ыне удалось дипломатическими методами добиться того, что границу оборудовали и с китайской стороны, устроив вдоль китайского берега пограничных рек на всём их протяжении проволочную ограду.

Причины подобных мер понятны – для сохранения стабильности крайне важно не допускать распространения в стране не одобренной официально информации о внешнем мире. Поскольку в Корее главными источниками такой информации являются видеофильмы и рассказы гастрабайтеров-нелегалов, то с этими явлениями в первую очередь и ведётся борьба.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Итак, Ким Чен Ын решился на то, на что так и не решился его престарелый отец – он начал в КНДР рыночные реформы, нацеленные на то, чтобы превратить страну в очередной вариант «диктатуры развития». Иначе говоря, их цель – повторение китайского пути: построение рыночной, но регулируемой государством, экономики в условиях авторитарного политического режима. Понятно, что в условиях КНДР во главе такого режима останутся те же семейства, которые правят страной уже более полувека.

Конечно, перед ним стоят непростые задачи. Страну надо развивать в условиях крайне сложной международной обстановки, сохраняя внутриполитическую стабильность, несмотря на существование по соседству другого, куда более богатого, но говорящего на том же языке государства. Политические сложности означают невозможность резких идеологических поворотов: дабы не вводить народ в смущение, Ким Чен Ын и его окружение, даже осуществляя реформы на практике, пока опасаются говорить о реформах открыто и уж тем более как-то оформлять эту новую экономическую политику на законодательном уровне.

Тем не менее, учитывая единство северокорейского правящего класса (как старого, так и нового), высокую степень административно-полицейского контроля над населением и заинтересованность основных геополитических игроков (в особенности Китая) в сохранении статус-кво, можно считать, что у Ким Чен Ына есть шансы на успех. Остаётся только пожелать ему удачи: старается Высший Руководитель, третий из рода Кимов, конечно, в основном для себя и своих братьев по классу, но в конечном итоге от его усилий выиграет, пусть и в разной степени, и подавляющее большинство населения Северной Кореи.

Андрей Ланьков

В ближайшие 10 лет 80% стран G20 столкнутся с беспрецедентным снижением численности населения, которое глубоко изменит глобальную экономику. Развитые экономики буквально находятся на пути к исчезновению, в то время как менее развитые экономики растут, как сорняки.

Прогнозы ООН в отношении населения слишком оптимистичны и имеют мало общего с реальностью. Крайне низкие показатели рождаемости в промышленно развитых странах противоречат прогнозам ООН.

Прогноз правительства Южной Кореи показывает, что в течение 7 лет население страны начнет сокращаться и если эта тенденция сохранится, в будущем население страны просто вымрет.

Демографический крах Южной Кореи совпадает с демографическим крахом в Китае, население Японии уже сокращается. Вторая, третья и одиннадцатая экономики мира столкнутся с тем, что их рабочая сила и потребительская база будут становиться все меньше и меньше, при этом известные аналитики не видят в этом никаких проблем. Как правило, население трудоспособного возраста, которое производит и потребляет больше всего, начинает сокращаться на 10 лет раньше.

Страна с самым однородным населением и 4-я по величине экономика Азии скоро начнут снижаться. Южная Корея является страной с самым низким уровнем рождаемости (16 лет подряд), в результате чего ее население стремительно стареет. В 2016 г. был отмечен самый низкий уровень рождаемости за 7 лет.

Несмотря на то что с 1946 г. население быстро росло, с 1966 г. оно начало снижаться из-за программы контроля над рождаемостью.

Урбанизация, доступность высшего образования и более активное участие женщин в рабочей силе повлияли на численность населения. Как и во многих культурах, в южнокорейской культуре потомки мужского пола очень важны для принципа преемственности семьи, поскольку они оказывали финансовую поддержку и заботились о своих родителях в старости, поэтому все стремились к рождению сыновей.

Если первый ребенок был не мальчиком, приходилось производить на свет столько детей, сколько потребуется, пока не родится сын. В 1973 г. был принят закон о селективных абортах, но, как оказалось, наблюдались злоупотребления законом в том случае, если женщина была беременна ребенком женского пола.

В целом численность населения выросла в большинстве провинций. Тогда вмешалось правительство, внедрив в массы лозунг "Лучше произвести на свет одного ребенка и дать ему полноценное воспитание". В 2016 г. общая численность населения Южной Кореи составляла более 51 млн человек, 1 млн составляли иностранцы.

Любой демографический прогноз предсказывает резкий спад населения. В 2050 г., вероятно, будет 40-48 млн корейцев, а в 2100 г. - около 20 млн.

Все эти социальные явления и правительственные меры способствуют снижению рождаемости населения страны и его старению. Хотя рост численности населения в Корее, вероятно, продолжится еще в течение нескольких лет, вскоре он начнет стремительно сокращаться, так что к 2750 г. население Южной Кореи просто вымрет.

Уже к 2045 г. Корея может стать самой старой страной в мире: средний возраст жителей здесь будет составлять 50 лет. Пирамида населения начала расширяться, что означает, что число пожилых людей растет, а число молодых людей и детей уменьшается.

В 2016-2017 гг. впервые было отмечено снижение численности трудоспособного населения в возрасте 15-64 лет, что означает, что уровень потребления в Корее начал сокращаться. Сейчас люди в возрасте 65 лет составляют 14,12% общества, а в возрасте 0-14 лет - только 13,21%.

Вероятно, менее чем за 50 лет численность пожилых людей достигнет более 40% от общей численности жителей Южной Кореи.

Некоторые из причин низкой рождаемости в Корее аналогичны тем, что были в Японии в начале 90-х гг. Пары не хотят иметь большую семью из-за высокой стоимости жизни, в том числе жилья и образования. У южнокорейцев самый длинный рабочий день в мире, поэтому у них нет времени на создание семьи.

В то же время наблюдается высокий уровень безработицы среди молодежи. Женщины не хотят иметь детей на ранней стадии жизни, предпочитая строить карьеру, не имея возможности получить отпуск по беременности и родам, сталкиваясь с низким уровнем участия мужчин в воспитании детей и в работе по дому. В среднем женщины заводят своего первого ребенка в возрасте 31 года. Многие не чувствуют потребности в том, чтобы создавать семью.

Низкая рождаемость не единственная проблема в Южной Корее: смертность - еще одна проблема. Южная Корея является одной из стран с самым высоким уровнем самоубийств в мире. 40 корейцев ежедневно совершают самоубийства. Эта проблема очень часто касается пожилых людей.

Половина лиц в возрасте 65 лет живут в относительной бедности, а 1/4 из них живут в одиночестве. Они не отложили капитал для выхода на пенсию. Они не могут найти работу, и уровень изоляции и депрессии растет в стареющем обществе.

Среди молодежи наиболее частая причина самоубийства - стрессы на рабочем месте и в системе образования. 40% случаев самоубийств совершаются под воздействием алкоголя: Южная Корея является крупнейшим в мире потребителем крепких алкогольных напитков.

В среднем в этой стране совершается 14 самоубийств в неделю (по сравнению с тремя в США). Корейцы испытывают непреодолимый стыд за психологические проблемы, которые они переживают, при этом они не соглашаются проходить соответствующее лечение.

Злоупотребление алкоголем здесь считается более приемлемым вариантом, чем попытка обратиться за помощью к специалисту в решении проблемы. Несомненно, это способствует большому количеству самоубийств.

Демографическая ситуация негативно скажется на экономическом росте Южной Кореи. Сеул, жители которого составляют 20% от всей нации, больше всего ощутит перемены в структуре населения: сократится его рабочая сила. Ожидается, что к 2040 г. население Сеула снизится как минимум на 1 млн человек. Уже во всей стране выросли расходы на здравоохранение (с 3,8% до 7,2% от ВВП).

Экономисты предположили, что лучшим выходом для Японии и Кореи может стать отказ от гендерной дискриминации и привлечение большего числа женщин в рабочую силу. Конечно, экономисты с Уолл-стрит знают, что эта политика привела к снижению уровня рождаемости в Европе. Тем не менее нью-йоркские финансовые аналитики отчаянно ищут способы увеличить численность рабочей силы в самых производительных странах мира.

Президент Кореи Мун Джэин придает большое значение пожилым людям, которые в настоящее время составляют большую часть общества, и отмечает потребность в создании подходящих условий жизни для такой большой группы населения. Поскольку ожидаемая продолжительность жизни увеличилась, стоит создать рабочие места для категории этого возраста, особенно когда падает рабочая сила.

План президента заключается в повышении , удвоении числа рабочих мест для пожилых работников, увеличении ежемесячной заработной платы, финансировании лечения болезни Альцгеймера и деменции, повышении доступности социального жилья для пожилых людей.

Правительство Южной Кореи нуждается в помощи в создании большего числа роботов в домохозяйствах. Хорошим решением демографического кризиса в Южной Корее станет воссоединение с Северной Кореей, где ситуация с населением выглядит более стабильной. Однородность расы будет сохранена, хотя пока это выглядит нереальным.

Ситуация Южной Кореи, 11-й и 5-го экспортера, затронет многие страны. Это глобальный производитель телефонов, интегральных схем, автомобилей, деталей для автомобилей, ЖК-дисплеев и нефтепродуктов, специализирующийся на технологиях и дизайне. В сфере торговых отношений обстоятельства в Южной Корее окажут наибольшее влияние на Китай, США, Японию, Германию , Австралию и Саудовскую Аравию.

Демографический кризис также повлияет на безопасность страны. Это изменит геополитический баланс, поскольку Япония и Южная Корея являются продолжением военных сил США в Восточной Азии.

Будущее Южной Кореи крайне неопределенное. И на то, чтобы избежать худшего, осталось совсем немного времени. Тем не менее некоторые аналитики прогнозируют, что тенденция к снижению неизбежна.

Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР, Северная Корея) расположена в восточной Азии, в северной части Корейского полуострова. Имеет сухопутную границу с тремя государствами: Китаем по реке Ялуцзян, Россией по реке Туманган и Южной Кореей. На западе омывается Жёлтым морем и Корейским заливом, а на востоке - Японским морем.

Площадь всего: 120 540 км2, суша: 120 410 км2, вода: 130 км2. Сухопутная граница: всего 1 673 км. Длина границы с: Китаем - 1 416 км, Южной Кореей 238 км, Россией 19 км. Длина береговой линии: 2 495 км.

Правительством КНДР территориальными водами страны объявлена акватория, прилегающая к берегу в пределах 12-мильной зоны (22,224 км). Кроме того, в зону, лежащую от берега на расстоянии до 92,6 км в Японском море и 370,4 км в Жёлтом море, не могут заходить без разрешения иностранные суда и залетать летательные аппараты.

Воды в Жёлтом море между КНДР и Южной Кореей разделяет являющаяся предметом споров Северная пограничная линия, в одностороннем порядке созданная американским военным командованием в начале 50-х годов XX века и не признаваемая официально правительством КНДР.

Топография и водная система Северной Кореи

Территория КНДР преимущественно горная, изрезана множеством долин и оврагов. Прибрежные равнинные участки относительно велики только в западной части страны. Высшая и низшая точки: Низшая точка: Японское море 0 м, Высшая точка: Пэктусан 2 744 м. Ранние европейские исследователи Кореи отмечали, что она похожа на море в сильный шторм из-за того, что 80 % её территории покрыто горами. Горные районы, однако, малозаселены в сравнении с равнинными.

Район горы Пэктусан возле границы с Китаем имеет вулканическое происхождение и включает в себя базальтовое плато высотой 1 400-2 000 метров над уровнем моря. В КНДР расположены живописные коры Кымгансан («Алмазные горы»), высотой до 1 638 метров, куда разрешён въезд туристов даже из Южной Кореи.

Горные массивы в северной и восточной частях государства являются источниками многих рек, текущих в западном направлении и впадающих в Жёлтое море и Корейский залив. Самая длинная - река Ялуцзян длиной 790 километров. Река Туманган, впадающая в Японское море имеет длину 521 километр. Другая крупная река - Тэдонган - течёт через Пхеньян и имеет длину 397 километров.

Климат Северной Кореи

Северная Корея имеет муссонный климат с четырьмя отдельными временами года. Зима относительно сухая и холодная (средняя январская температура в Пхеньяне -3 °C днём и -13 °C ночью), а лето жаркое и влажное (средняя августовская температура в Пхеньяне 29 °C днём и 20 °C ночью). Около 60% годового количества осадков выпадает в период между июнем и сентябрём. Весна и осень мягкие, относительно сухие.

Статистические показатели КНДР
(по состоянию на 2012 год)

Климат Северной Кореи умеренный, муссонный. Зимой погода холодная и сухая, летом – жаркая и дождливая. Наблюдаются существенные межрайонные различия, определяемые широтой местности, абсолютной высотой и удаленностью от моря. Для внутренних северных районов характерны сильные морозы (средние температуры января до –25° C, а минимальные – до –41° C) и отрицательные средние месячные температуры в течение пяти месяцев в году. На равнинах и в низких горах на северо-западе лето знойное (средние температуры августа выше 23° С), зимы суровые (средние температуры января до –17,5° С). На северо-восточном побережье климат умеренный, лето теплое (средние температуры августа ок. 20° C), а зимы мягкие (средние температуры января –5° C). Крайний юг страны, включая о.Чеджудо, характеризуется положительными январскими температурами и обильными летними осадками, часто ливневыми, с грозами. Осенью нередко проходят тайфуны с сильными дождями и шквальным ветром.

На юге страны средние температуры самого теплого месяца несколько выше 25° С, нередко воздух прогревается до 27–32° С. Годовое количество осадков от 600 до 1700 мм, причем бoльшая их часть выпадает на восточном побережье и на юге. На период летних муссонных дождей приходится до 500–700 мм осадков (с максимумом в июне). В целом агроклиматические условия благоприятствуют выращиванию риса и интенсивному земледелию. Весенние осадки способствуют успешному проведению посадок рассады, а сухая осенняя погода – сбору урожая риса. Зимы мягкие, несмотря на отрицательные температуры. Снежный покров надежно защищает от заморозков посевы озимого ячменя, который выращивают на суходольных землях.

Природные ресурсы Северной Кореи

Северная Корея богата полезными ископаемыми. Разведанные запасы угля в Северной Корее оцениваются в 6,6 млрд. т. т. Запасы представлены антрацитом (Пхеньянский бассейн, среднее течение р.Тэдонган, Восточно-Корейские горы) и бурым углем (бассейны Туманганский и Анджу). Крупные месторождения железной руды Мусан и Ыллюль находятся на северо-востоке и западе КНДР. Железорудные месторождения залегают обычно неглубоко и разрабатываются открытым способом. Содержание железа в руде оценивается в 40–65%. Из рудных месторождений выделяются полиметаллические с высоким содержанием свинца и цинка (Комдок, Кандон), меднорудные (Капсан), марганцевых руд (Кимхва), хромовых руд (Пурён), никелевых руд (Наджин – КНДР), кобальтовых руд (Танчхон), вольфрамовых руд (Маннён), молибденовых руд (Косан, Кымган). Из металлических полезных ископаемых разрабатываются также месторождения золота (Унсан, Суан – КНДР). В Северной Корее находится крупнейшее в мире месторождения графита (Обок – КНДР), значительные месторождения магнезита (Танчхон и др.). Разрабатываются месторождения бария. Обнаружены монацит и торий, которые используются в атомной энергетике и военной промышленности.

Растительный и животный мир Северной Кореи

Склоны Северо-Корейских гор покрыты хвойными, смешанными и широколиственными лесами, а склоны отрогов Восточно-Корейских гор - широколиственными лесами. В 20 веке леса начали интенсивно вырубаться, а на их месте на террасах расположились рисовые поля и сельскохозяйственные угодья. На территории страны растёт множество лекарственных растений, самым популярным растением, которое экспортируют в другие государства, является женьшень.

В лесах обитают лисицы, кабаны, горалы, косули, пятнистые олени, изюбри, колонки, выдры, белки, иногда можно встретить тигров, леопардов, рысей и уссурийских и белогрудых медведей. В прибрежных районах отмечается наибольшее разнообразие птиц: воробьиные, цапли, журавли, аисты, гуси, утки, кулики, чайки, бакланы, гагарки, кайры и чистики. Кроме того, на территории Северной Кореи встречаются такие хищные птицы, как камчатский орлан, и крупные птицы отряда куриных - фазаны, тетерева и рябчики. В прибрежных и внутренних водах страны обитает несколько сотен видов рыбы.

Население Северной Кореи Северной Кореи

Корейский полуостров изначально был населён представителями тунгусских народов, которые пришли сюда из северо-западной части Азии. Некоторые из этих племён заселили северный Китай (Маньчжурию). Корейцы - гомогенная нация. Хотя в КНДР нет больших национальных общин, достаточно многочисленно китайское (около 50 000 человек) и японское (около 1800 человек) меньшинство.

Начиная с 60-х годов XX века КНДР прикладывала значительные усилия для привлечения иностранцев в страну, прежде всего технических специалистов из стран социалистического лагеря. Кроме того, с 60-х до конца 80-х годов в северокорейских ВУЗах (в основном в Университете им. Ким Ир Сена) училось много студентов из Восточной Европы, Сомали, Анголы и Вьетнама. Сегодня в КНДР (главным образом в районе Пхеньяна) проживают иностранные граждане в основном из России, Восточной Европы и Вьетнама.

Население: 23,11 млн. человек (2006 год, оценка). Возрастная структура: 0-14 лет: 24 % (мужчины 2 788 944; женщины 2 708 331), 15-64 лет: 68 % (мужчины 7 762 442; женщины 7 955 522), 65 лет и старше: 8 % (мужчины 667 792; женщины 1 229 988) (2006, оценка). Рост населения: 0,84 % (2006, оценка).

Рождаемость: 15,54 новорождённых/1 000 населения (2006, оценка) Смертность: 7,13 смертей/1 000 населения (2006, оценка) Эмиграция: 0 эмигрантов/1 000 населения (2000, оценка). Продолжительность жизни: Всё население: 63 года; мужчины: 61 год; женщины: 66 лет (2009).

В соответствии с системой «сонъбун» все население КНДР поделено на три слоя: «основной», «колеблющийся» и «враждебный». Принадлежность к тому или иному слою определяется по социальному происхождению и роду деятельности в период японского господства и Корейской войны и наследуется по мужской линии. Члены ТПК автоматически относятся к «основному» слою, лица, исключенные из политической партии - к «враждебному». Репатрианты из Китая и Японии относятся к «враждебному» слою.

Лица, отнесённые к «враждебному» слою, в частности, не могут служить в армии, вступить в ТПК и поступить в большинство ВУЗов. В то же время, до 1990-х годов принадлежность к тому или иному слою (за исключением номенклатуры) не влияла на размер продовольственного пайка.

В соответствии с постановлением «О дальнейшем усилении работы с различными слоями и группами населения» принятым восьмым пленумом ЦК ТПК четвёртого созыва в конце февраля 1964 года была проведена существенная детализация категорий населения, в соответствии с которой в каждом слое были выделены отдельные группы (всего 51). Работа эта проводилась в 1964-1969 годах силами так называемых «групп 620», специально сформированных для этой цели. Эта деятельность сопровождалась высылками, арестами и казнями врагов режима (как реальных, так и потенциальных или просто выдуманных). Оценить хотя бы приблизительную численность даже слоёв, не говоря об отдельных группах, практически невозможно.