Международные экономические отношения (МЭО). Субъекты международных экономических отношений

Введение

Зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки.

Сущность и основы международных экономических отношений

Международные экономические отношения - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - это особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т.п.) и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий. Указанные выше практические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:



Международная торговля;

Международная специализация производства и научно-технических работ;

Обмен научно-техническими результатами;

Информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

Движение капитала и рабочей силы;

Деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Возможности, перспективы и роль МЭО, значение и соотношение их основных форм и направлений определяются углублением международного разделения труда, переходом к высшим его типам. Общий тип международного разделения труда предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности, товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип международного разделения труда означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т.п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста ёмкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.

Из сказанного можно сделать вывод, что в принципиальных характеристиках международные экономические отношения, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. Как известно, исходя из принципа свободы выбора для продавцов и покупателей, и в этой сфере рыночные отношения предполагают:

Множественность их объектов и субъектов;

Определяющее воздействие спроса и предложения;

Их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;

Конкуренцию.

В качестве основных признаков МЭО как сферы развитого рыночного хозяйства могут быть названы следующие:

1. Международные разделение труда и обмен, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой.

2. Участники МЭО экономически обособлены.

3. Действие законов спроса, предложения и свободного ценообразования.

4. Мировой рынок МЭО характеризуется конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей.

5. Международная торговля, представляющая собой множество межстрановых потоков продукции.

6. Обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредствовано движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид.

7. Собственная инфраструктура, специальные институты. Общемирового (ВТО, Международный валютный фонд и т.д.), так и регионального значения (КЕС, ЕБРР и т.п.).

8. Монополизация. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК), и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (к примеру, ОПЕК).

Объекты и субъекты МЭО в условиях рынка

В качестве объектов МЭО выступают, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объём которой превышает в настоящее время 8 трлн. долларов. Важная особенность здесь - устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами и услугами отличается крупными объёмами, широтой ассортимента, дифференциацией по качеству, как правило, большей конкурентоспособностью. Предметом МЭО являются непосредственные связи по специализации и кооперированию в области производства и научно-технических работ. Особое значение приобрело перемещение факторов производства между странами, хотя, как отмечалось, в мирохозяйственных отношениях тому есть ряд препятствий. Сюда относится, прежде всего, движение капитала в разных формах, международное использование финансово-кредитных ресурсов, интернациональная миграция рабочей силы, обмен интеллектуальной собственностью. В качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области экологии и по решению других проблем глобального характера. Больше особенностей в субъектах МЭО. Но и здесь, как в целом в рыночной среде, отношения между партнерами из разных стран - это по преимуществу связи на уровне частных фирм, предприятий, отдельных предпринимателей, составляющие несущую основу мирохозяйственных контактов, при необходимой свободе выбора. Практически для большинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких-то особых условий и разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности, для них нет принципиальной разницы между внутренним и внешним рынком. Тем не менее их маркетинговая задача усложняется: необходимы постоянное изучение внешнего рынка, данной и перспективной ситуации на нём, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастает роль и объём макроэкономического анализа. В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации.

2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ МЭО В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Объекты и субъекты МЭО, в принципе, не отличаются от таковых в рамках национального рыночного хозяйства. Новые количественные и качественные моменты характери­зуют их множественность. В качестве объектов МЭО высту­пают прежде всего товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объём которой превышает в насто­ящее время 8 трлн. долларов /2/. Важная особенность здесь - устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен това­рами и услугами отличается крупными объёмами, широтой ассортимента, дифференциацией по качеству, как правило большей конкурентоспособностью. Предметом МЭО являют­ся непосредственные связи по специализации и коопериро­ванию в области производства и научно-технических работ. Особое значение приобрело перемещение факторов производ­ства между странами, хотя, как отмечалось, в мирохозяй­ственных отношениях тому есть ряд препятствий. Сюда относится прежде всего движение капитала в разных фор­мах, международное использование финансово-кредитных ресурсов, интернациональная миграция рабочей силы, об­мен интеллектуальной собственностью. В качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в об­ласти экологии и по решению других проблем глобального характера. Больше особенностей в субъектах МЭО. Но и здесь, как в целом в рыночной среде, отношения между партнера­ми из разных стран - это по преимуществу связи на уровне частных фирм, предприятий, отдельных предпринимателей, составляющие несущую основу мирохозяйственных контак­тов, при необходимой свободе выбора. Практически для боль­шинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких-то особых условий и разрешений на ведение внешнеэконо­мической деятельности, для них нет принципиальной раз­ницы между внутренним и внешним рынком. Тем не менее их маркетинговая задача усложняется: необходимы посто­янное изучение внешнего рынка, данной и перспективной ситуации на нём, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастает роль и объём макроэкономического анализа. В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают госу­дарственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (цент­ральные, региональные, муниципальные), а также государ­ственные предприятия и организации. Такие варианты государственного участия различны:

Прямое осуществление операций центральными ми­нистерствами и ведомствами;

Региональными и муниципальными органами управ­ления, в том числе целевые закупки и продажи продук­ции на внешнем рынке;

Предоставление полномочий отдельным предприяти­ям, фирмам, коммерческим и банковским структурам, в том числе частным, по осуществлению конкретных опе­раций, совершению тех или иных внешнеэкономичес­ких сделок;

Гарантирование экспортно-импортных операций.

Наконец, в роли субъектов МЭО выступают междуна­родные организации, в частности системы ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестирова­нии средств в отдельные проекты. Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляется так же транснациональными корпорациями и международными объединениями. Роль этих субъектов МЭО тем более значительна на рынке капиталов, финансово-кредитных и валютных ресурсов.

К содержанию книги: Международные экономические отношения

Смотрите также:

В качестве ОБЪЕКТОВ международной экономики выступают, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объем которой сегодня составляет около 9 трлн долларов США. Обмен товарами и услугами в международной экономике отличается крупными объемами, широтой ассортимента, дифференциацией по качеству.

Как объект международной экономики особо рассматриваются факторы производства и их перемещение между странами. Сюда относится, прежде всего, движение капитала в разных формах, международное использование финансово-кредитных ресурсов, интернациональная миграция рабочей силы, обмен интеллектуальной собственностью. В качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области экологии и по решению других проблем глобального характера.

СУБЪЕКТАМИ международных экономических отношений являются:

1. Частные фирмы, предприятия, отдельные предприниматели, составляющие несущую основу мирохозяйственных контактов при необходимой свободе выбора. Практически для большинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких- то особых условий и разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности. Для них нет принципиальной разницы между внутренним и внешним рынком. Тем не менее, их маркетинговая задача состоит в необходимости постоянно изучать внешний рынок, ситуацию на нем, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастает роль и объем макроэкономического анализа.

2. Государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации.

Варианты участия этих структур во внешнеэкономической деятельности различны. Это:

Прямое осуществление операций центральными министерствами и ведомствами, региональными и муниципальными органами управления, в том числе целевые закупки и продажи продукции на внешнем рынке;

Предоставление полномочий отдельным предприятиям, фирмам, коммерческим и банковским структурам, в том числе частным, по осуществлению конкретных операций, совершению тех или иных внешнеэкономических сделок;

Гарантирование экспортно-импортных операций.

3. Международные организации, в частности системы ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестировании средств в отдельные проекты.

4. Транснациональные корпорации и международные объединения, осуществляющие масштабную деятельность в сфере международной экономики. Роль этих субъектов значительна на рынке капиталов, финансово-кредитных и валютных ресурсов.

В экономической науке всех субъектов международной экономики, реализующих свои экономические интересы, делят на резидентов страны и нерезидентов.

Резиденты страны - это хозяйственные субъекты, реализующие свои интересы и хозяйственную деятельность внутри страны в течение года или более длительного срока.

Нерезиденты - это экономические субъекты, экономические интересы которых находятся за пределами данной страны.

МЭО имеют несколько определений:

- это совокупность общественно-производственных связей субъектов мирового хозяйства.

Международные экономические отношения - система связей национальных экономик разных стран, основанная на международном разделении труда.

Международные экономические отношения - система хозяйственных связей физических и юридических лиц на интернациональном уровне, на уровне государств, группы государств, международных экономических организаций, которые ориентированы на реализацию их потребностей.

Система МЭО - это динамическая совокупность взаимосвязей субъектов мирового хозяйства, которая проявляется как целостное образование.

Между странами существуют различные отношения: политические, научные, культурные. Страны сотрудничают в различных областях: организуют международные выставки картин, обмениваются артистами, учеными, опытом в области техники, защиты окружающей среды.

Международные экономические отношения (МЭО) - одна из форм международных отношений. МЭО опосредующие осуществление других форм международных отношений. Например, для нормального функционирования научно-технических связей между странами необходимым является международный рынок научно-технической продукции. Кроме того МЭО - это система экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления продуктов, вышедших за рамки национальных границ.

Продукт может производиться на основе кооперации производственных ресурсов двух или нескольких стран. Субъекты разных стран могут обмениваться товарами вследствие чего производство и потребление определенного товара будет находиться в разных странах. Международные отношения распределения - это отношения, которые возникают по поводу а) распределения факторов производства (средств производства, рабочей силы) между странами; б) распределения продуктов экономической деятельности среди субъектов из разных стран; в) распределения доходов между участниками МЭВ.

Экономическое содержание БЭВ проявляется между субъектами мирового хозяйства по фазам процесса воспроизводства:

1. МЭО в сфере производства - это отношения, складывающиеся между субъектами мирового хозяйства непосредственно в материально производстве.

Основные формы МЭО:

Совместное строительство хозяйственных объектов;

Международная специализация и кооперация производства;

Прямые производственные связи.

2. МЭО в сфере распределения - это отношения, складывающиеся между субъектами мирового хозяйства по поводу распределения материальных, трудовых ресурсов и финансовых средств.

Основные формы МЭО:

Развитие совместного предпринимательства;

Международное движение капитала;

международная миграция рабочей силы.

3. МЭО в сфере обмена - это отношения, складывающиеся между субъектами мирового хозяйства по поводу купли-продажи товаров, капиталов, рабочей силы и услуг.

Проявляются в международных торговых отношениях.

4. МЭО в сфере потребления - это отношения, складывающиеся между субъектами мирового хозяйства по поводу покрытия их потребностей за счет взаимных поставок продукции или совместных хозяйственных объектов.

Объекты МЭО - это то, на что направлена хозяйственная деятельность субъектов мирового хозяйства (предмет ых хозяйственной деятельности):

Экспорт (импорт) товаров;

Экспорт (импорт) услуг;

Осуществление хозяйственной деятельности за рубежом;

Международная специализация производства;

Международная кооперация производства;

Международные финансовые операции;

Международные научно-технические связи;

Экспорт (импорт) капитала;

Совместное предпринимательство;

Аренда машин и оборудования (международный лизинг);

Встречная торговля;

Организация и участие в международных выставках, ярмарках и тендерах. Субъекты МЭО - это физические и юридические лица, которые принимают участие в реализации международных хозяйственных контрактов, договоров, соглашений.

1. Государство - как субъект международных экономических отношений это суверене образование, которое имеет верховную власть на своей территории и независимость в отношении других государств.

Государственные учреждения, предприятия покупают на мировом рынке продукцию и услуги; пос экономическим субъектам из других стран товары. Кроме того, государства призваны создавать для отечественных предпринимателей благоприятные условия выхода на международные рынки. Таким образом государство реализует как * прямое участие в МЭО (через межгосударственные отношения, государственные предприятия, государственные органы власти), так и косвенное (формирование условий для осуществления МЭО всеми другими участниками).

Каждое государство имеет институты, которые прямо или косвенно влияют на состояние МЭВ. Среди таких институтов выделяют:

o Министерство иностранных дел - способствует определению внешнеэкономических ориентиров страны, обеспечению внешнеэкономических интересов национальных экспортеров и импортеров;

o Министерство внешней торговли - осуществляет функции регулирования и контроля в области внешней торговли; разрабатывает проекты торговых соглашений и конвенций по вопросам внешней торговли; проводит переговоры с иностранными государствами; занимается вопросами таможенной политики; выдает экспортные и импортные лицензии;

o Центральный банк страны - влияет на внешнеэкономическую деятельность экономических субъектов валютно-финансовыми инструментами и прежде всего, регулированием курса национальной валюты. Последний непосредственно влияет на экспортно-импортные потоки.

2. Группы государств - интеграционные объединения государств.

3. Международные организации - формирование и объединения, которые принимают участие в МЭО в зависимости от целей, задач и направлен их деятельности. Международные организации систематизируют по следующим признакам:

Юридическая природа (межправительственные, неправительственные);

Состав участников (универсальные, региональные);

Масштабы деятельности (общего характера, специальной компетенции);

Характер деятельности (координирующие, оперативной действия, консультативные);

Срок деятельности (постоянного действия, периодического действия, временные). Некоторые международные организации, аккумулируют значительные средства и имеют

соответствующие полномочия. Они существенно влияют как на развитие тот или иной сферы международной деятельности, так и на экономическом развитии.

4. Физические лица - это лица, наделенные правоспособностью и дееспособностью, преимущественно выступают как коммерсанты и предприниматели.

5. Юридические лица - это объединения, которые наделении обособленным имуществом, действуют от своего имени и в пределах своего имущества, имеют права и обязанности и от своего имени выступают как сторона громадських отношений (все это закреплено в учредительных документах юридического лица, усилена собственной печатью и отображена на банковском счете).

Деятельность предприятий в международной сфере проявляется в:

а) покупки иностранных факторов производства;

б) продажи произведенной продукции на международном рынке;

в) операциях на международных финансовых рынках. Специфическими субъектами МЭО являются международные предприятия:

Многонациональные корпорации (международные по капиталу, управлением и сферам деятельности);

Международные СП (предприятия, которые объединяют разнонациональных партнеров в инвестировании, управлении предприятием, распределении прибылей и рисков).

6. ТНК.

7. Объединение физических лиц, юридических лиц, физических и юридических лиц.

8. Представители иностранных фирм.

9. Местные органы власти.

10. Другие государства, которые действуют через своих представителей на территории данной страны.

Уровне развития МЭО:

1. По географическому (территориальному) признаку выделяют следующие уровни:

Интернациональный - синтез всех экономических взаимоотношений между странами;

Региональный - экономические отношения регионов и интеграционных объединений;

Национальный - МЭО отдельных стран.

2. По экономическому признаку выделяют:

Экономические контакты - простейшие экономические связи, имеют эпизодический характер, регулируются одноразовыми сделками;

Экономическое взаимодействие - устойчивые экономические связи, основанные на международных договорах и соглашениях на длительный срок (5-10 г.)

Экономическое сотрудничество - прочные экономические связи на основе общих, ранее разработанных и согласованных намерений, закрепленных в долгосрочных экономических договорах (до 25 лет);

Экономическая интеграция - высший уровень развития МЭО, объединение экономик стран, проведения согласованной государственной политики во взаимных отношениях и в отношениях с третьими странами.

3. За субъектами деятельности:

Микроэкономические - предприятия, фирмы, лица;

Макроэкономические - страны;

Наднациональные международные организации и интеграционные объединения.

Объекты и субъекты МЭО не отличаются от тех, которые существуют в рамках национальных хозяйств. Объектами МЭО есть все то, на что направлена ​​хозяйственная деятельность субъектов мирового сообщества. Они являются предметами их хозяйственных отношений.

Объектами МЭО является, прежде всего, товары и услуги, которые обращаются на международном рынке. Примечательным в современных условиях на международном рынке является то, что в совокупности объектов значительная часть приходится на факторы производства (вывоз капитала).

Как особый объект следует выделить многостороннее сотрудничество стран и организаций в области экологии.

Специфическим объектом МЭО является рабочая сила.

Кроме перечисленных, к объектам МЭО следует отнести:

■ научно-технические связи;

■ финансовые операции:

■ аренду машин и оборудования;

■ организацию и участие в выставках, ярмарках, аукционах и т.

Субъектами МЭО являются участники международных экономических явлений и процессов, которые способны самостоятельно и активно действовать с целью реализации своих экономических интересов.

Классифицировать субъектов МЭО можно по-разному. Например, можно их разделить по критерию уровней. Субъекты микроуровня - это частные предприятия, фирмы, фермерские хозяйства, отдельные лица. На метауровне действуют регионы, отрасли экономики, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. Для макроуровня характерные связи между государствами, между группами государств, между государствами и международными организациями.

Кроме того, субъекты делятся на физических и юридических лиц.

Физические лица - это граждане отдельного государства, иностранные граждане, лица без гражданства, которые осуществляют МЭО.

Юридические лица - это предприятия и организации, осуществляющие МЭО и соответствуют признакам, устанавливаются законодательством соответствующей страны:

■ постоянство существования, независимо от отдельных элементов, лиц, входящих в их состав и могут меняться;

■ наличие собственного имущества, обособленного от его участников;

■ право покупать, владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности;

■ право от своего имени быть истцом в суде и арбитраже;

■ самостоятельная имущественная ответственность.

Субъектов определяют еще по критериям способов присвоения и ответственности. Выделяют юридических лиц частного права:

■ общества с неограниченной ответственностью;

■ общества с ограниченной ответственностью;

■ акционерные общества;

■ коммандитные общества;

■ единоличные частные предприятия.

Субъектами МЭО являются различные объединения физических лиц, юридических лиц, физических и юридических лиц.

Активное участие в международных экономических отношениях берут и государства, их соответствующие институты, в том числе государственные предприятия. Варианты государственного участия в МЭО такие:

■ прямое осуществление операций центральными министерствами и ведомствами;

■ участие региональных и муниципальных органов управления, в том числе целевой продажу и закупка товаров на внешнем рынке;

■ предоставление полномочий отдельным фирмам для осуществления операций на внешнем рынке;

■ обеспечение экспортно-импортных операций.

Как субъект МЭО государство выполняет двойную функцию:

■ через уполномоченные органы она может быть непосредственным участником международных операций;

■ через нормативно-законодательное регулирование, развитие инфраструктуры государство может способствовать (или мешать) международной деятельности других субъектов.

Каждое государство имеет институты, которые прямо или косвенно влияют на состояние МЭО. Среди таких институтов;

■ Министерство иностранных дел;

■ Министерство внешней торговли;

■ Центральный банк страны.

Украина как самостоятельный субъект МЭО выступает с 1991 г.., После провозглашения и юридического и политического закрепления государственного суверенитета. Это положение раскрыто в Законе Украины "О внешнеэкономической деятельности", в котором также закреплены другие важные положения относительно субъектности МЭО. В частности, принципиальное значение имеет равное право физических лиц (наряду с другими субъектами) осуществлять внешнеэкономическую деятельность всех видов.

Как субъекты МЭО выступают и международные организации и транснациональные корпорации, а также группы государств (интеграционные объединения стран). Международные организации принимают участие в МЭО в зависимости от их целей, задач и т.д. (табл. 1.1).

Ведущими субъектами МЭО на сегодня международные частные предприятия или корпорации, среди которых выделяют многонациональные и транснациональные корпорации (МНК и ТНК).

Таблица 1.1

Классификация международных организаций