Курс финансовая грамотность в школе. Финансовая грамотность стала обязательным школьным предметом

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят? Об этом учителям начальных классов и родителям важно говорить с детьми младшего школьного возраста. Рассмотрим основы финансовой грамотности, принципы правильного отношения к деньгам, которые обязаны знать ученики начальной школы.

Что такое деньги, и для чего они нужны?

Деньги - это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. Расскажите краткую историю возникновения денежных единиц ребенку, если это его заинтересовало, или покажите видео.

Галилео. История изобретений. Деньги - видео

Как зарабатываются деньги?

Внеклассные занятия в начальной школе должны включать в себя, в том числе, и темы о профессиях, их особенностях, а так же денежных отношениях в современном мире. Можно рассказать детям о четырех способах заработка денег. Старайтесь честно и достоверно предоставлять всю информацию, не искажая ее и не переделывая. Есть такие способы, они подробно описаны в книге “Квадрант денежного потока’’: наемный труд, собственный малый бизнес, большой системный бизнес и инвестирование. Можно подробнее остановиться на первом способе, так как он самый распространенный. Остальные методы можно показать в презентации для начальной школы.

Уважение

Очень важно прививать у младших школьников уважение к людям, родителям за то, что они зарабатывают тяжелым трудом средства для покупки еды, одежды, подарков и других вещей. Учите детей аккуратно и бережно относится к чужому труду и своим вещам.

Планируйте семейный бюджет вместе

Поговорите с детьми о ежемесячном денежном приходе и расходе. Попробуйте вместе расписать важные пункты в статье расходов. Возможно, вам удастся найти способы сэкономить. Объясните ребенку от чего, в случае нехватки денежных средств семья может отказаться, а от чего нет. Учите ребенка правильно распределять свой бюджет.

Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?

Есть два способа.

  1. Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
  2. Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.

Полезные экономические игры и занятия

Играйте с детьми в разные Монополии, кроме того, есть очень хорошая интернет – игра "CASHFLOW". Изучайте вместе биографии известных успешных предпринимателей. Находите полезные высказывания о деньгах. Читайте бизнес – новости.

День финансовой грамотности в школе

8 сентября - в День финансиста, многие учебные заведения проводят День финансовой грамотности для школьников. Кроме этого, в марте по всей России проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Учителя и приглашенные специалисты проводят самые разные мероприятия в рамках недели финансовой грамотности в школе. Очевидно, что проводимые в таких масштабах уроки о деньгах, обязательно принесут свои плоды, и наши дети вырастут финансово грамотными гражданами Российской Федерации.

Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - видео

С начала учебного года российские школьники изучают новую дисциплину - финансовую грамотность. О том, как обустраивать порядок в личных финансах, как налаживать экономическую стабильность в семье, будут учить, начиная со вторых классов.

Пока проект реализуется как экспериментальный, уроки проводятся в качестве факультативов. В будущем планируется изучение данного предмета на уроках обществознания, ОБЖ, математики. Первыми принимают участие в эксперименте школы Калининградской, Волгоградской, Саратовской, Томской областей, Алтайского, Ставропольского, Краснодарского краев и в Татарстане.

Экспертами из Министерства финансов разработан проект учебного пособия, призванного совершенствовать финансовую грамотность российского населения, развивать массовое экономическое образование. Причем развивать финансовую грамотность будут не только сами школьники, но также их родители, а также воспитанники детских домов и интернатов.

Возглавляет проект внедрения нового предмета Андрей Бокарев, руководитель международного департамента финансов при Минфине. По его мнению, российские граждане занимают примерно среднее место в мире по уровню финансовой грамотности, то есть мы, конечно, не лидеры, но при этом и не аутсайдеры. Однако есть проблема: наши сограждане мало внимания уделяют вопросам планирования семейного и личного бюджета. Как показывают данные социальных исследований, 90 процентов граждан России не составляют планы расходов на период более одного месяца.

Еще одним слабым местом глава международного департамента назвал неосведомленность населения о том, где и как они могут отстаивать свои права в тех ситуациях, когда им не оказали качественных финансовых услуг. Большинство полагает, что по таким поводам следует обращаться в отделения Сбербанка. О том, что можно обратиться в Роспотребнадзор или Центробанк, многие, к сожалению, даже не слышали. Редко кто вспоминает про организации защиты прав потребителей.

При этом, даже те граждане, которые знают о своих правах и том, в какой организации должны принимать их претензии, как правило, никуда не обращаются. Так происходит из-за крайне низкого уровня доверия к таким организациям. Большая часть российского населения не верит в возможность выиграть свое дело в споре с представителями банков. С другой стороны, как отмечает Андрей Бокарев, ситуация отнюдь не безнадежна: если дело все-же слушается в суде, то чаще всего (по данным исследования, около 90%) решения по искам принимаются в пользу пострадавшего потребителя.

Вот о том, где и как защищать свои финансовые права, и будут учить российских школьников в рамках нового проекта. Дети должны понимать ценность денежных средств, их зарабатывают трудом, а не достают из тумбочки. Поэтому школьники должны научиться считать деньги, правильно их хранить, делать накопления.

Также проблемой нашего общества является уверенность в том, что все финансовые потери, возникающие при неудачном инвестировании, непродуманно взятых кредитов, должно как-то компенсировать государство. То есть необдуманные решения сделаны гражданами самостоятельно, а отвечать предлагается государству. Такой несколько инфантильный менталитет россиян сложился в силу исторических причин, традиций и опять-таки недостаточного уровня финансовых компетенций.

Организаторы проекта с введением нового школьного предмета считают своей задачей изменить эту ситуацию, повысить уровень экономических представлений граждан, научить их грамотно планировать свой бюджет, вдумчиво относиться к вопросам кредитования, займов и личной ответственности за свою финансовую активность.

Каким должен быть финансово грамотный человек?

По мнению экспертов из Министерства финансов, это, во-первых, человек, который планирует личный бюджет на год вперед.

Во-вторых, финансово грамотный гражданин анализирует рынок банковских услуг, а не приходит в первый попавшийся банк заключать договор. Ведь вполне возможно, что в соседней финансовой организации можно получить более выгодные условия.

В-третьих, цивилизованный и грамотный человек знает все о своих правах, как и где их можно отстаивать.

В-четвертых, важное условие стабильности в любом бюджете, в том числе личном – наличие подушки безопасности. Должен быть определенный запас средств, чтобы продержаться в черные дни. Обстоятельства могут быть самые разные, можно потерять работу, может разориться банк. У грамотно планирующего свой бюджет человека должен быть запас денежных средств не менее заработка за три или четыре месяца.

Большинство наших людей, к сожалению, привыкли учиться на ошибках. Но ведь это совсем не обязательно. Пусть дети в школе получат знания о том, как правильно обращаться с деньгами. В школе у них много предметов, которые могут не пригодиться в жизни. Если вы не инженер и не математик, вряд ли когда-нибудь вам потребуется знание косинусов и котангенсов. А продукты питания мы покупаем каждый день. Это реальная жизнь, к ней надо тоже готовиться и распоряжаться своими средствами правильно, как цивилизованный финансово грамотный человек.

Раз в три года по всему миру проводится независимое международное исследование качества образования пятнадцатилетних школьников . В этом исследовании участвует четыре десятка развитых стран, в том числе и Россия. До 2012 года организаторы исследования специализировались на читательской, математической, компьютерной и естественнонаучной грамотности, а в 2012 году авторы PISA представили «ноу-хау» - исследование финансовой грамотности, о которой в наших школах говорят крайне редко.

Валерий Литвинчук , методист автономной некоммерческой организации «Центр Развития молодёжи» (г. Екатеринбург), рассказал о том, какие уроки можно вынести из результатов PISA и как превратить мониторинг финансовой грамотности в образовательный инструмент.

Что такое «финансовая грамотность»?

Валерий Литвинчук

методист АНО «Центр Развития Молодёжи»

Финансовая грамотность оценивается PISA с точки зрения трёх составляющих: содержания, познавательных действий и контекста. Выполнение теста требует от учащихся быть компетентными в различных аспектах содержания финансовой тематики, демонстрировать различные умения, а также ориентироваться в разнообразных социальных контекстах применения этих умений.

Во-первых , обнаружены большие различия в финансовой грамотности в странах-участниках. Причём в верхней части шкалы оказались вовсе не те страны, которые имеют развитые финансовые рынки или высокий ВВП. «Богатые страны должны быть обеспокоены тем, что их молодежь не очень хорошо готова иметь дело с финансовыми трудностями своих стран». С другой стороны, исследование показало следующее:

Финансовая грамотность «не впитывается с молоком матери» («financial literacy does not come in the milk bottle…»), даже если мать - жена олигарха.

То есть финансовая грамотность не возникает сама по себе, просто за счёт проживания в стране со сложными финансовыми рынками.

Во-вторых , обнаружена серьёзная зависимость между финансовой грамотностью ребёнка и социально-экономическим статусом семьи. Лусарди отмечает: «Различия в финансовой грамотности начинают появляться уже в начале жизни и зависят от семьи учащихся. Это тревожное открытие и, на мой взгляд, одна из главных причин, почему мы должны заниматься финансовой грамотностью в школе - чтобы попытаться создать равные условия».

Наши результаты: российские школьники учатся финансовой грамотности не в школе

Пока участников исследования финансовой грамотности школьников мало - всего 18 стран (практически все - «развитые»), да и проводилось оно пока всего один раз. Поэтому выводы по конкретным странам делать трудно, но всё равно интересно.

Первое, что бросается в глаза в отчёте Центра оценки качества образования ИСИО РАО «Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA-2012)» - корреляция результатов по финансовой грамотности с результатами по математической и читательской грамотности. Для России она составляет соответственно 0,73 и 0,68, в то время как средние коэффициенты 0,83 и 0,79.

Иными словами, обычно финансовая грамотность школьника в своей основе зависит от элементарных вещей - умений читать и считать. В случае с российскими школьниками эта связь ниже, чем в среднем по ОСЭР (Организации содействия экономическому развитию). При этом результат по финансовой грамотности (10 место из 18, результат ниже среднего международного) оказался выше, чем можно было ожидать на основе результатов по чтению и математике. То есть можно предположить, что российские школьники учатся обращаться с финансами в значительной степени не на основе школьного образования, а на основе внеучебного опыта.

Вывод прост: в среднем российская школа хуже, чем школы других стран исследования, готовит к жизни в плане финансовой грамотности.

Есть над чем работать. Или это можно ещё как-то трактовать?

Дети российских богачей финансово менее грамотны, чем богатые дети в среднем по миру

Второе, что бросается в глаза - зависимость финансовой грамотности от социально-экономического статуса (СЭС) семьи. В общем, тенденция понятная. Чем выше СЭС семьи, тем выше финансовая грамотность ребёнка. В целом, картина по России аналогична международной. За исключением «высокого СЭС семьи».

Российские дети из богатых семей ощутимо менее финансово грамотны, чем аналогичные дети в среднем по миру (или «цивилизованному миру»).

Создается впечатление, что российским детям из богатых семей меньше приходится думать о том, откуда берутся деньги, как ими по уму распоряжаться и т.д. Мне видится из этого такое предположение - тенденция роста разрыва между бедными и богатыми в России ещё печальнее, чем в среднем по миру: в России будет тяжелее сформировать социальную ответственность обеспеченных людей из подрастающего поколения.

Москва и Россия - «разные страны» и с точки зрения финансовой грамотности

Третье, что бросилось в глаза - зависимость финансовой грамотности от расположения образовательного учреждения.
Оба разрыва - и между деревней и городом, и между городом и большим городом - больше, чем в среднем по исследованию. Иными словами, разница между Москвой и Урюпинском значительно выше, чем между Нью-Йорком и Санта-Барбарой или Варшавой и Белостоком.

Карманные деньги лучше платы за хорошие оценки

Если говорить об источниках финансов школьников, следует процитировать очень важный вывод специалистов Центра оценки качества образования Российской академии образования: «Учащиеся, которые зарабатывают деньги, выполняя работу по дому или участвуя в семейном бизнесе, показали более низкий уровень финансовой грамотности по сравнению с теми, кто не получает деньги за свою работу. Эти результаты выявлены с учётом социально-экономического статуса учащихся. <...> В целом результаты всех стран показали, что зарабатывание денег не связано с повышением финансовой грамотности. Эти выводы требуют дополнительного анализа и учёта факторов, например, связанных с затратами на работу или количеством полученных денег».

Итак, важный вывод - не платите детям за работу по дому, хорошие оценки и так далее, от этого они не «научатся иметь дело с деньгами», скорее, будет обратный эффект.

Российские школьники охотнее берут в долг, чем копят деньги

Об отношении к накоплению. Главное, что бросается в глаза - очень много невалидных или вообще отсутствующих ответов. В чём причина - мне лично не понятно. Здесь видятся важными следующие нюансы.

Во-первых, в России больше, чем в странах ОСЭР, школьники больше склонны одалживать деньги у друзей, чтобы что-то купить.

К нам приходит мода жить в долг, а «у них» сходит на нет?

Во-вторых, при этом российские школьники копят деньги, как правило, только в том случае, если им нужно купить что-то конкретное. В остальных случаях они не думают о накоплении. Хорошо это или плохо - не знаю. Знаю только, что, согласно PISA, финансовая грамотность обычно выше у тех детей, которые копят постоянно, а не просто под конкретную покупку (например, в Шанхае).

Куда двигаться и что делать?

В статье приведены мысли лишь по некоторым данным PISA-2012. Пищи для размышлений значительно больше, и каждые три года материал для осмысления будет только прибывать.

Мониторинг финансовой грамотности учащихся - не просто модный тренд. Это насущная потребность школы, если она хочет соответствовать времени.

Не стоит сокрушаться о том, что сегодня чуть ли не поголовно дети хотят быть бизнесменами, а не космонавтами.

Нужно принять вызовы времени как данность и адекватно отражать те реальные запросы, которые поступают школе от общества. В преподавании социально-гуманитарных дисциплин (в частности, такой предметной области, как экономика) школа должна перейти рубикон между традиционным набором знаний об экономических понятиях к формированию финансовой грамотности.

Очевидно, что инструменты формирования не могут применяться эффективно без соответствующих инструментов мониторинга. Именно поэтому «Центр Развития Молодежи» разработал мониторинговый конкурс «Рубикон-2016: Финансовая грамотность». Это общедоступное для всех учеников 5-11 классов исследование, которое пройдёт с 8 февраля по 5 марта 2016 года.

Зачем нужен свой мониторинг финансовой грамотности

Конкурс «Рубикон-2016» имеет несколько принципиальных отличий от тестирования PISA:

  • Это исследование направлено на учащихся с 5 по 11 класс, а не только на 15-летних школьников. Оно будет проводиться ежегодно, а значит, позволит отслеживать индивидуальную динамику учащихся.
  • Если PISA даёт представление о результате работы всей системы образования за трёхлетний период, то «Рубикон» адресован конкретным учащимся, педагогам и управленцам.
  • Помимо финансовой грамотности, задания конкурса позволяют оценивать регулятивные универсальные учебные действия - то, что можно назвать «самоменеджментом». Школьники привыкли, что учитель всегда сам ставит задачу, задаёт цели, формирует план работы и оценивает результат. Зачастую они теряются, если всё те же самые действия им предлагается выполнить самостоятельно. В то же время навыки самоорганизации очень актуальны, в том числе в том, чтобы быть финансово компетентным и успешным. В рамках других проектов ЦРМ удалось разработать методику для ежегодного исследования младших классов на предмет самоорганизации. Теперь же с проектом «Рубикон» с начала учебного 2015 года такой мониторинг станет сквозным - с 1 по 11 класс.
  • Для учащихся «Рубикон-2016: Финансовая грамотность» - не просто очередное тестирование, а увлекательный сюжетный конкурс. Значит, нет лишнего повода для стресса. Учителя и методисты получают данные для аналитики, а ребята - новый увлекательный опыт, который имеет практическое значение за пределами школы.

C 1 сентября в российских школах начались занятия по финансовой грамотности. Пока - факультативно, а в дальнейшем - в рамках предметов обществознание, ма-тематика, ОБЖ, история и география. Первопроходцы - Татарстан, Саратовская, Волгоградская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края.

Корреспондент "РГ" ознакомился с учебниками, по которым будут заниматься не только дети, но и родители и педагоги со 2-го по 11-й классы. Для них выпустили материалы, разработанные в рамках проекта Минфина РФ и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ".

О том, как правильно воспитывать в себе и своем ребенке бережное отношение к деньгам и стоит ли материально поощрять детей, на своем примере рассказал директор проекта Андрей Бокарев.

Андрей Андреевич, дети в последние годы намного чаще стали сами покупать товары, использовать мобильные приложения, пластиковые карты... И все это - подражая взрослым. А насколько сами россияне подкованы в финансовых вопросах?

Андрей Бокарев: Все социсследования показывают, что мы далеко не аутсайдеры в вопросах финграмотности, скорее уверенный "середнячок". Есть очевидные лидеры - Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Их лидерство обусловлено тем, что они к пониманию важности финграмотности пришли 20 лет назад, тогда же у них появились первые программы, которые другие страны используют для тиражирования опыта. Причем Россия соседствует в рейтингах со странами, для которых характерен высокий уровень дохода на душу населения, что еще раз доказывает, что проблемы финграмотности свойственны всем странам, независимо от стадии экономического развития.

Что отличает именно нас?

Андрей Бокарев: Одна из ключевых проблем заключается в том, что в России люди не осознают важность и значимость финансового планирования своего бюджета. К сожалению, последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца. Другая проблема - люди не знают, куда они могут обратиться за защитой своих прав в случае недобросовестного оказания им финансовых услуг. Многие считают, что этими вопросами занимается Сбербанк. К сожалению, редко упоминают Центробанк и Роспотребнадзор, мало кто вспоминает про общества защиты прав потребителей. Но даже если респонденты и знают, куда идти со своими претензиями, то более 60 процентов из них не станут этого делать, будучи уверенными, что у них нет шансов выиграть в споре с банками. Хотя практика показывает, что почти в 90 процентах судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Ситуация небезнадежна.

Люди привыкли учиться финансовой грамоте на своих ошибках. Видимо, лучше, если знания и навыки прививают с детства. Но с какого возраста и нужно ли?

Андрей Бокарев: Однозначно нужно. Дети в школах проходят много предметов, знания по некоторым из них вряд ли им пригодятся в повседневной жизни, если, конечно, конкретная наука не станет их призванием. К примеру, если вы не математик или инженер по профессии, то не думаю, что когда-нибудь вы вспомните про таблицы интегралов или про тангенсы с котангенсами. А вот все, что связано с финансами, - это наша с вами реальность.

В прошлом году 5 регионов попробовали пройти курс финграмотности. Сколько россиян сделали первый шаг?

Андрей Бокарев: В тестировании тогда участвовали более семи тысяч детей, родителей и педагогов. Учебники получили одобрение, и уже с нового учебного года многие школы в пилотных регионах начинают по ним преподавать финансовую грамотность. Сейчас под эгидой минобрнауки идет работа по включению основ финансовой грамотности в курс обществознания. Впоследствии мы планируем включить отдельные аспекты курса в другие школьные предметы, к примеру, в курс математики. Это может быть цикл задач на решение простейших ситуаций семейного бюджета.

Допустим, школа выразила готовность обучать детей финграмотности. Кто будет ее преподавать?

Андрей Бокарев: Сейчас мы занимаемся созданием федеральных и региональных методических центров. До конца 2017 года в этих центрах пройдут обучение свыше 15 тысяч преподавателей, которые в дальнейшем будут в школах вести уроки. Пройти курс и получить сертификат может учитель любой квалификации. Но мы полагаем, что львиная доля участников придется на учителей обществознания.

Родители стараются обеспечить самостоятельность ребенка тем, что выдают ему деньги на карманные расходы. Какой суммой, на ваш взгляд, следует ограничиться, чтобы не избаловать ребенка?

Андрей Бокарев: Сколько давать ребенку на карманные расходы, каждая семья решает самостоятельно в зависимости от достатка. Однозначного ответа нет. С точки зрения того, нужно ли это делать, считаю, что карманные деньги у детей должны быть. Дети должны на личном опыте ощутить ценность денег.

Большая ответственность лежит на родителях, которые должны донести до детей, что деньги берутся не из ящичка комода, что в семье есть ограниченный бюджет. И с определенного возраста, условно с 8-10 лет, уже можно подключать ребенка к обсуждению семейных расходов. Участие в планировании бюджета позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи. Сейчас, к сожалению, 77 процентов российских семей, имеющих детей, вообще не разговаривают с ними о деньгах. Нет такой традиции, нет и практических навыков.

Финансовой грамоте обучат воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов

В свое время британские коллеги столкнулись с тем, что больше 60 процентов молодых людей, заканчивающих школы и колледжи, оказались закредитованными. И неудивительно: подростки снимают жилье, активно пользуются гаджетами, делают покупки в Интернете. Именно эта ситуация заставила британцев прививать основы финграмотности детям еще в школе.

Вот у ребенка есть деньги от мам-пап, бабушек-дедушек. Что делать дальше: навязчиво советовать ребенку, как лучше потратить средства, или позволить ему распоряжаться первыми финансами?

Андрей Бокарев: Чтобы воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам, ему необходимо дать возможность самому решать, на что их тратить. Родители должны помочь лишь советом, например, как на карманные деньги накопить на покупку.

Очень показателен простой арифметический расчет. Предложите ребенку, к примеру, отказаться от вредных лакомств - чипсов или газировки. Таким образом, в день он сможет сэкономить условно 50 рублей - на первый взгляд кажется немного, а в месяц - уже полторы тысячи рублей, за год набегает 18 тысяч. Или предложите поделить деньги на две части: первую пусть он тратит на что угодно, вторую - в копилку. Даже если он не послушает вас и решит "спустить" деньги на мелкие каждодневные радости, не надо его за это "пилить". Просто в следующий раз, когда он заведет разговор о новом телефоне, дайте ему понять, что пустые траты не ведут к осуществлению мечты.

77 процентов семей в России не говорят с детьми о деньгах, так как родители не ведут учет своих расходов и доходов

А как у вас происходит в семье?

Андрей Бокарев: Моему сыну шесть лет. И он достаточно сдержан в своих желаниях. У нас не бывает такого, что, проходя мимо витрины магазина, он тыкал пальцем в игрушки с криками: "Хочу, хочу, хочу!" С ним совершенно спокойно можно гулять по детским магазинам. Если ему что-то понравится, он может аккуратно потянуть за руку и признаться в этом, безо всяких истерик. Сейчас он поехал с бабушкой и дедушкой отдыхать, и я ему, конечно же, с собой выдал денежку. Знаю, что он хотел водяной пистолет, и он там его себе купил. Но заодно он купил и подарок маме с папой. Хотя ему никто не говорил, что он должен что-то привезти. Он сделал это сам.

Действительно, на сегодняшний день, обрисовал ситуацию замминистра финансов Сергей Сторчак, «типичная российская черта - это чрезмерная доверчивость и неспособность планировать семейный бюджет даже на среднесрочную перспективу». А отсюда и масса проблем, которые теперь будут учить решать с детства благодаря новому школьному курсу таким образом, чтобы «молодое поколение впоследствии позитивно влияло на родителей». В этой связи для школьников уже создали примерные образовательные программы по финансовой грамотности, включающие такие важнейшие вопросы, как формирование доходов семьи; семейные финансовые риски; заёмные средства и различные виды займов (например, чем ипотека отличается от автомобильного кредита); важность пенсионных накоплений и многое другое. В ближайшее время она будет включена в федеральный реестра примерных программ и тем самым получит официальный статус, а затем двинется непосредственно в школы. Правда, изучаться новый предмет будет не отдельно, а в рамках обществознания, предположительно заняв до трети общего времени, отпущенного на его изучение, а также и в других дисциплинах. Например, на математике в виде решения задач вроде: сколько работник получит на руки после уплаты налогов при такой-то зарплате.

Пока финансовую грамотность предполагается ввести в старших классах (в 10-11-х), а также в основной школе (7-9-е классы) как на основных уроках, так и внеурочно. Однако некоторые элементы предмета при желании школы можно проходить и раньше - хоть с малышами, если грамотно составить для них те же арифметические задачи. В будущем же, не сомневаются в Минфине с Минобром, финансовая грамотность должна охватить всю школу от мала до велика. А соответствующие разделы войдут составной частью в новые учебники, и прежде всего по обществознанию.

Дополнительной учебной нагрузки для детей с введением в целом нужного нового школьного предмета в Минобрнауке надеются избежать. Однако один вопрос, как минимум на начальном этапе остается открытым. Причем вопрос важнейший.

По последним данным международных исследований финансовой грамотности, лишь 4% 15-летних школьников нашей страны показали хорошие знания в этой области. Уровень же наших взрослых очевидно ещё ниже. Но именно они будут учить детей. Правда, и Минфин, и Минобрнауки, и Банк России уже развернули переподготовку учителей. Но образованцы успели подготовить лишь 85 тьютеров, которые будут учить остальных непосредственно на местах и только-только готовят еще сто, уточнила Третьяк «МК». Банк России, также участвующий в подготовке тьютеров, лишь готовит электронные уроки, дополнил первый зам главы банка Сергей Швецов. А Минфин лишь создаёт методические центры повышения квалификации учителей, на сегодня обучив и запустив в немногочисленные школы, где прошла апробация нового курса всего 200 спецов. В будущем, конечно, там предполагается обучить 500 преподавателей вузов, 2,5 тысячи учителей и 3,4 тысячи тьютеров. Но это дело «прекрасного далека». А кто начнет учить детей ближайшей осенью - остается загадкой.