Классификация институциональных секторов экономики в снс. Состав институциональных единиц государственного сектора в рф


Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица – хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства и являются хозяйствующими субъектами. Относящиеся к каждому сектору хозяйствующие субъекты имеют сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающие их сходное экономическое поведение.

Основными видами институциональных единиц внутренней экономики в соответствии с определениями, принятыми в СНС-93, являются:

Корпорации (нефинансовые и финансовые),

Квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

Некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

Государственные учреждения,

Домашние хозяйства.

Корпорация – институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) – институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т. е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Институциональный сектор экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Выделяются следующие сектора внутренней (национальной) экономики: «Нефинансовые предприятия», «Финансовые учреждения», «Органы государственного управления», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».

В сектор «Нефинансовые предприятия» (НФП) включаются корпорации, которые производят товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по экономически значимым ценам. В этот сектор входят частные и государственные корпорации, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала.

Сектор «Финансовые учреждения» (ФУ) включает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Последнее состоит в том, чтобы находить на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их, перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, и предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор «Органы государственного управления» (ОГУ) включает бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение национального доходов и национального богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и его отдельным членам. Эти функции государственные учреждения осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и пр.), а также с целью недопущения чрезмерных разрывов в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, но также частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор «Домашние хозяйства» (ДХ) включает домашние хозяйства, т. е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владельцами которых выступают домашние хозяйства (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д.). В этот же сектор включаются лица свободных профессий. Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица.

К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга (садовники, шоферы, повара) рассматриваются как члены тех домашних хозяйств, где они работают.

Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, которые входят в этот сектор.

Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКО) включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, фи­нансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности и пожертвований.

В финансово-промышленных группах (ФПГ), представляющих собой группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, при секторной группировке каждый участник ФПГ должен рассматриваться как отдельная институциональная единица и относиться к соответствующему сектору при всех способах формирования группы (путем передачи ее участниками находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы, путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы и т. п.).

В холдингах, представляющих собой группы предприятий, в которых материнская корпорация контролирует несколько дочерних корпораций, каждая отдельная корпорация, за исключением вспомогательных, рассматривается при секторной группировке как самостоятельная институциональная единица.

Материнская (холдинговая) корпорация, основным (часто единственным) источником дохода которой являются дивиденды дочерних корпораций, а основным видом деятельности – владение и управление или осуществление иным способом контроля над группой дочерних корпораций, относится к тому сектору, который соответствует основному направлению деятельности группы компаний, входящих в холдинг, а не основной деятельности самой холдинговой компании. Например, в тех случаях, когда большинство контролируемых корпораций является финансовыми, материнская (холдинговая) корпорация относится к сектору «Финансовые учреждения».

Дочерние корпорации, являющиеся полной собственностью материнской корпорации или группы корпораций, занятые исключительно предоставлением услуг материнской компании, которой они принадлежат (например, транспортных услуг, снабженческо-сбытовых, маркетинговых, информационно-вычислительных услуг, услуг по охране и т. п.), называются вспомогательными корпорациями и рассматриваются как часть материнской корпорации или одной из корпораций группы, которая создала эту корпорацию, и самостоятельными институциональными единицами не являются.

Отдельно выделяется сектор «Остальной мир» , который охватывает нерезидентов в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны. Этот сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или принципиальными ресурсами.

Разделение экономики на институциональные секторы применяется в СНС для отражения поведения и функций отдельных типов экономических суб"єктів12.

Институционный сектор экономики - это совокупность институциональных единиц, имеющих сходные интересы, функции и источники финансирования, что обусловливает сходство их экономической поведінки13.

Согласно международных статистических стандартов институциональные единицы группируются в пять секторов:

Нефинансовые корпорации - это институциональные единицы, основной деятельностью которых является производство рыночных товаров или предоставление нефинансовых услуг;

Финансовые корпорации - все корпорации, специализирующиеся на финансовых услугах или вспомогательной финансовой деятельности;

Сектор общего государственного управления - объединяет юридические лица, для которых основной деятельностью является выполнение функций законодательной, исполнительной или судебной власти в отношении других институциональных единиц в пределах определенной территории;

Сектор домашних хозяйств домохозяйство определяется в "Руководстве по денежно-кредитной и финансовой статистики" как небольшая группа лиц, которые совместно проживают и объединяющих полностью или частично свои доходы и имущество и совместно потребляют определенные виды товаров и услуг (главным образом жилье и продукты питания). Согласно отечественной Классификации институциональных секторов экономики домохозяйства - это совокупность лиц, которые совместно проживают в одном жилом помещении или его части, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяют и расходуют средства.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, определяется как совокупность всех некоммерческих организаций-резидентов за исключением некоммерческих организаций, являющихся рыночными производителями, а также нерыночных некоммерческих организаций, контролируемых и в основном финансируемых органами государственного управления.

Состав и структура институциональных секторов экономики Украины согласно отечественных методологических положений статистики приведены в табл. 2.1.

Согласно отечественной Классификации институциональных секторов экономики некоммерческая хозяйственная деятельность (деятельность некоммерческих организаций (НКО)) - это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли.

Поскольку НКО отличаются значительным разнообразием в отношении учредителей и функций, они могут принадлежать к разным институциональных секторов. При решении этого вопроса необходимо прежде всего провести грань между рыночными и нерыночными НКО.

В рыночных НКО относятся НКО, которые предоставляют товары и услуги по экономически значимым ценам, то есть по цене, которая позволяет повлиять на уровень спроса. С другой стороны, статус НКО позволяет им иметь дополнительные средства в виде добровольных пожертвований частных лиц, корпораций или органов государственного управления.

С другой стороны, статус НКО позволяет им иметь дополнительные средства в виде добровольных пожертвований частных лиц или корпораций, что дает им возможность владения высокодоходными активами.

В составе рыночных НКО преобладают НКО, которые обслуживают предприятия. Большинство из них образуются ассоциациями предпринимателей, в интересах которых ведется их деятельность.

К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные, производственные и торговые ассоциации, организации предпринимателей, научно-исследовательские институты, лаборатории и другие организации.

Эти НКО могут заниматься рекламной деятельностью в интересах какой-либо группы, оказывать консультационные услуги и тому подобное. Такие НКО в основном финансируются за счет членских взносов, уплачиваемые работниками предприятий, которые они обслуживают.

К нерыночным относятся НКО, которые предоставляют основную часть товаров и услуг бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. Главным источником финансирования для них являются средства государственного бюджета, регулярные взносы их членов, пожертвования, другие трансферты, а также доходы от собственности.

Таблица 2.1. Состав институциональных секторов в экономике Украины

Институционный сектор

Институциональной единицы, входящие в институционного сектора

Нефинансовые корпорации

1.1. Государственные нефинансовые корпорации;

1.2. Частные нефинансовые корпорации;

1.3. Нефинансовые корпорации под иностранным контролем

Финансовые корпорации

2.1. Национальный банк Украины;

2.2. Другие депозитные корпорации;

2.3. Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов;

2.4. Вспомогательные финансовые организации;

2.5. Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды

3.1. Центральные органы государственного управления (центральное правительство);

3.2. Региональные и местные органы государственного управления;

3.3. Фонды социального страхования

Домашние хозяйства

4.1. Наемные работники;

4.2. Работодатели;

4.3. Самостоятельно занятые работники;

4.4. Получатели доходов от собственности и трансфертов

Некоммерческие организации

которые обслуживают домохозяйства

5.1. Политические партии и другие общественные организации;

5.2. Благотворительные организации и фонды;

5.3. Социально-культурные подразделения нефинансовых и финансовых корпораций

В составе нерыночных НКО выделяют две основные группы:

НКО, контролируемых и в основном финансируемых органами государственного управления;

НКО, обслуживающих домохозяйства.

Единицы-нерезиденты, осуществляющие операции с резидентными институциональными единицами или имеют с ними другие экономические связи, образуют группу, что может рассматриваться как своеобразный сектор "другого мира", предназначенный для учета внешнеэкономической деятельности страны. В состав "другого мира" входят некоторые нерезиденте институциональные единицы, находящиеся в географических границах страны, например, посольства, консульства, военные базы, международные организации.

До сектора внешнеэкономических связей ("другой мир") входят институциональные единицы-резиденты других стран, деятельность которых связана с операциями с институциональными единицами-резидентами данной страны.

Признаками классификации институциональных единиц по секторам является их главные экономические функции и источники формирования доходов (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Основные функции и источники доходов (ресурсов) секторов

Сектор

Основные функции

Основные источники доходов (ресурсов)

Нефинансовые корпорации

Производство товаров и рыночных нефинансовых услуг

Финансовые корпорации

Финансовые операции на коммерческой основе и операции по страхованию

Поступления от кредитно-депозитных операций, проценты, страховые взносы по контрактам

Органы государственного управления

Предоставление нерыночных услуг для коллективного потребления и перераспределения национального дохода, богатства

Обязательные платежи (налоги) из институциональных единиц других секторов

Домашние хозяйства:

Как потребители;

Как предприниматели

Потребление;

Производство товаров и рыночных услуг

Оплата труда, трансферты из других секторов, доход от собственности;

Выручка от реализации товаров и услуг

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

Предоставление нерыночных услуг домашним хозяйствам

Добровольные и благотворительные взносы населения (домохозяйств), доходы от собственности, а также трансферты

"Другой мир"

Этот сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или доходами (ресурсами); он включает иностранные единицы (нерезиденты), потому что они осуществляют операции с отечественными институциональными единицами (резидентами данной страны)

Характеристика видов институциональных единиц

Система рыночной экономики включает комплекс институциональных единиц: корпорации и квазикорпорации, органы государ-
ственного управления, домашние хозяйства, некоммерческие учреждения. Они соответствуют международному стандарту – системе национального счетоводства (СНС).

Корпорация – это корпоративное предприятие, т. е. предприятие с долевой формой собственности держателей акций.

Корпорация создается в соответствии с законом как предприятие, не зависящее от других институциональных единиц (органов государственного управления, домашних хозяйств и др.). Эти другие институциональные единицы могут быть держателями акций данной корпорации, но непосредственно сама корпорация является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм соб-
ственности (ЕГРПО).

В отличие от корпоративных, некорпоративные предприятия, создаваемые домашними хозяйствами и государственными органами управления, неотделимы от своих учредителей. Поэтому корпоративные и некорпоративные предприятия принадлежат к разным секторам экономики.

В связи с тем, что корпорация находится в коллективной соб-
ственности держателей акций, доход (прибыль), полученный в результате хозяйственной деятельности, распределяется между акционерами пропорционально стоимости приобретенных ими ценных бумаг. В случае ликвидации корпорации акционеры получают свою долю имущества, оставшуюся после погашения долгов и обязательств. Ответственность по непогашенным обязательствам несет руководство корпорации. Участие акционеров в деятельности корпорации ограничивается размером вложенного капитала.

Семейства корпораций нескольких поколений называются конгломератами . Корпорация-конгломерат, которая включает в свой состав корпорации нескольких стран, носит название транснациональной корпорации .

Существует два вида корпораций-конгломератов:

1. Корпорации производственного типа, которые создаются с целью производства продукции и сами являются производителями.

2. Холдинговые корпорации или холдинговые компании, которые не занимаются производством, а осуществляют лишь функции управления.

В системе национального счетоводства наряду с корпорациями рассматриваются квазикорпорации.

Квазикорпорация – некорпоративное предприятие, управление в котором осуществляется по аналогии с корпорацией.

По СНС квазикорпорации приравниваются к корпорациям. Они независимы от тех институциональных единиц, которым принадлежат юридически. Фактически отношения квазикорпораций с учредителями имеют форму отношений между корпорациями и акционерами.

К квазикорпорациям относятся следующие:

· филиалы и представительства зарубежных фирм и компаний, занятых производством продукции в пределах национальной экономики;

· некорпоративные предприятия, находящиеся в ведении органов государственного управления, занятые производством рыночной продукции;

· некорпоративные предприятия домашних хозяйств, обладающие признаками корпораций (составление бухгалтерского баланса и др.). Этот последний вид квазикорпораций встречается редко и не обязательно должен присутствовать в странах в отличие от первых двух.

Органы государственного управления представлены несколькими видами институциональных единиц:

1. Центральное правительство (центральные органы управления).

2. Органы управления областей.

3. Местные органы управления.

Органы государственного управления на всех уровнях отвечают требованиям институциональной единицы. Они являются юридическим лицом и осуществляют формирование доходов за счет налогов, пошлин и других платежей, т. е. контролируемых источников. Они имеют право привлекать заемные средства, распоряжаются фондами и т. д.

Центральное правительство по СНС – уникальное юридическое лицо, которое образовалось в результате политических процессов и обладает законодательной, исполнительной и судебной властью.

Расходы правительства осуществляются в трех направлениях:

1) на услуги коллективного пользования (оборона, здравоохранение, образование и т. д.);

2) обеспечение товарами и услугами домашних хозяйств бесплатно или по сниженным ценам (в Республике Беларусь различные дотации);

3) трансферты (субсидии, льготы, гуманитарная помощь) некоторым категориям граждан и отдельным институциональным единицам (помощь чернобыльцам, бесплатный проезд ветеранам и т. д.).

В состав правительственных органов разного уровня включаются такие некорпоративные предприятия, как государственные типографии, вычислительные центры, правительственная связь и другие, которые обслуживают органы управления. Они не являются самостоятельными институционными единицами и рассматриваются в составе того органа управления, который они обслуживают.

Что касается государственных производителей так называемых бесплатных «общественных благ», предоставляемых по номинальным ценам (государственная безопасность, правопорядок и т. д.), то они являются нерыночными производителями и не рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы. К оказанию других услуг, таких как образование, здравоохранение и т. д. правительство может привлекать и рыночных производителей, в том числе и частные фирмы с оплатой их услуг по рыночной стоимости.

Правительство может выступать организатором производства товаров с исключительной целью извлечения доходов (производство алкогольных и табачных изделий). Но эти производители, являясь государственными корпорациями, рассматриваются в СНС как самостоятельные институциональные единицы и независимы от органов государственного управления.

Домашнее хозяйство как институциональная единица представляет собой группу лиц, объединивших свои доходы и материальные ценности в целях создания общих жилищных условий и совместного потребления некоторых видов товаров и услуг.

Домашние хозяйства создаются и функционируют прежде всего как потребительские единицы, однако могут заниматься и производственной деятельностью для собственного потребления и продажи товаров на рынке.

Наиболее характерным признаком для домашнего хозяйства являются общие ресурсы и потребление этих ресурсов. Вследствие этого семья как носитель этой общности является одновременно и домашним хозяйством. Кроме того, члены нескольких семей могут объединить свои ресурсы для организации их совместного потребления.

Наемные работники не относятся к домашним хозяйствам, даже если они получают не деньги, а натуральную оплату. Исключение составляют родственники домохозяев, входящие в состав их семей, являющиеся домашними работниками.

Члены домашних хозяйств, временно отсутствующие сроком до
одного года (нахождение в тюрьме, на лечении и т. д.), рассматриваются в составе своих домашних хозяйств. Если они отсутствуют более года, то относятся к тем заведениям, в которых они находятся на момент регистрации.

Производственная деятельность домашних хозяйств неотъемлема от самого домашнего хозяйства и не образует самостоятельную институциональную единицу. Производственная деятельность определяется статусом некорпоративного предприятия, которое неотделимо от домашнего хозяйства, которому оно принадлежит. Материальными ценностями владеет не собственно предприятие, а его владелец, который и несет ответственность по долгам и обязательствам. Наемные работники такой ответственности не несут.

Владелец некорпоративного предприятия одновременно является и предпринимателем и работником. В результате его доход носит смешанный характер: вознаграждение за труд плюс предпринимательский доход. В СНС он носит название «смешанный доход».

Некоммерческие учреждения (НКУ ) представлены субъектами экономической деятельности, которые создаются для производства товаров и услуг, не преследующие целей извлечения доходов. Некоммерческие учреждения могут быть созданы корпорациями, органами государственного управления и домашними хозяйствами. Предприятия-учредители контролируют деятельность НКУ, однако не имеют права присваивать себе доходы последних.

Уставные цели создания НКУ самые разные. В основном, это производство товаров и услуг коллективного потребления всего общества (корпораций, органов государственного управления, домашних хозяйств, частных лиц). Кроме того, НКУ могут создаваться в интересах социальной защиты определенных слоев населения, в благотворительных целях, на основании каких-либо политических мотивов и т. д.

В отличие от корпорации, НКУ не имеют держателей акций и в связи с этим их члены не имеют права претендовать на получение каких-либо дивидендов и не могут иметь каких-либо выгод из экономической деятельности НКУ.

Некоммерческие учреждения являются юридическим лицом и самостоятельной институциональной единицей.

Так как НКУ создаются институциональными единицами, принадлежащими к разным секторам экономики, они могут заниматься как рыночным, так и нерыночным производством.

Некоммерческие учреждения, занятые рыночным производством, возмещают при реализации товаров и услуг полностью или частично свои затраты и могут иметь прибыль от своей деятельности (университеты, больницы и другие организации, взимающие плату за услуги). Полученная прибыль остается в распоряжении этих учреждений. Прибыль и изыскиваемые дополнительные средства вкладываются в финансовые активы, что приносит доходы. Это позволяет устанавливать более низкие цены за услуги. Таким образом, целью в данном случае является не получение прибыли как таковой, а повышение качества услуг и снижение платы за них.

К НКУ с рыночным характером производства относятся и некоммерческие учерждения, обслуживающие деловые предприятия, – торговые палаты, рекламные бюро научно-исследовательских институтов и др. Они создаются для успешной деятельности своих учредителей и содержатся за счет их взносов. Эти взносы рассматриваются как плата за услуги.

Нерыночные НКУ ориентируются не столько на возмещение затрат, сколько на другие источники финансирования: взносы, пожертвования, бюджетное финансирование.

Среди нерыночных НКУ выделяют некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства и финансируемые правительством.

К первым относятся нерыночные НКУ, обслуживающие собственных членов товарами и услугами, – союзы, политические партии, научные общества и т. д. Они содержатся за счет членских взносов и услуги предоставляют бесплатно. Ко вторым относятся НКУ, занимающиеся благотворительной деятельностью для обеспечения товарами и услугами граждан, не являющихся членами этих организаций. Содержатся за счет взносов членов, пожертвований со стороны и государственного финансирования.

В основу данного Классификатора положены общие принципы, критерии и понятия СНС-93, адаптированные к условиям организации экономики России с учетом отечественного законодательства.

Институциональная единица - хозяйственная единица, которая от своего имени владеет и распоряжается активами и доходами, вступает в экономические отношения с другими хозяйственными единицами, принимает на себя финансовые обязательства, принимает экономические решения, за которые она несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Институциональные единицы, как правило, ведут полный бухгалтерский учет, включая баланс активов и пассивов.

Экономическая территория страны - находящаяся под управлением правительства географическая территория, в пределах которой люди, товары и капитал перемещаются беспрепятственно. Экономическая территория страны включает в себя воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых страна пользуется исключительными правами, а также территориальные анклавы в странах остального мира (четко очерченные участки земли, которые расположены на территории других стран и используются правительством, которое владеет или арендует их для дипломатических, научных или других целей с официального политического согласия правительства той страны, на территории которой они фактически расположены).

Резидент Российской Федерации - институциональная единица, имеющая центр экономического интереса на экономической территории Российской Федерации. В этом случае, как правило, на территории Российской Федерации находятся жилые помещения, производственные площади или иные объекты, на которых или посредством которых эта единица занимается или намерена заниматься хозяйственной деятельностью и операциями в значительных масштабах в течение года и более. К резидентам страны, помимо юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и с местонахождением в Российской Федерации, относятся ее посольства, военные базы, научные станции, агентства и т.п. единицы за рубежом. Кроме того, студенты, обучающиеся за рубежом, всегда остаются резидентами той страны, откуда они прибыли.

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности, имеющие форму собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей», осуществляющие свою производственную деятельность в Российской Федерации, также являются ее резидентами. В настоящее время применение этого положения на практике затруднено в связи с противоречием Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями). По этой причине временно допускается отнесение филиалов и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих свою производственную деятельность в Российской Федерации, а также субъектов хозяйственной деятельности, имеющих форму собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей» к нерезидентам российской экономики, и, соответственно, рассмотрение филиалов и представительств российских юридических лиц за рубежом в качестве резидентов.

Национальная экономика - совокупность институциональных единиц-резидентов, составляющих российскую экономику в целом.

Остальной мир - совокупность институциональных единиц-нерезидентов, которые вступают в сделки с единицами-резидентами или имеют с ними какие-либо иные экономические и финансовые взаимоотношения.

Институциональный сектор экономики - совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Основными видами резидентных институциональных единиц, согласно определений, принятых в СНС-93, являются:

корпорации (нефинансовые и финансовые),

квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

государственные учреждения,

домашние хозяйства.

Корпорация - институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Собственность корпорации распределена пропорционально долям вкладов учредителей (участников), имеющих ограниченную ответственность по обязательствам корпорации.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия. Квазикорпорации от своего имени распоряжаются собственностью и доходами, вступают в экономические отношения с другими единицами, принимают финансовые обязательства. Квази-корпорации по принятым определениям должны вести полный бухгалтерский учет, включая баланс активов и пассивов.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) - институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования на основе критериев, которые содержатся в разделе 4 настоящего классификатора.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). В качестве домашних хозяйств могут выступать семьи из одного или нескольких лиц. К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т.е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т.д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Рыночные и нерыночные производители товаров и услуг – производители, занимающиеся соответственно рыночным или нерыночным производством. Разграничение рыночных и нерыночных производителей товаров и услуг является ключевым для определения общей структуры секторальной экономики и идентификации принадлежности хозяйствующих субъектов к соответствующим секторам экономики. Рыночные производители относятся в соответствии с характером их деятельности к сектору нефинансовых корпораций или к сектору финансовых корпораций (и частично к сектору домашних хозяйств), тогда как нерыночные производители относятся к сектору государственного управления либо к сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; частично они могут быть отнесены к сектору домашних хозяйств (производители продукции для собственного использования).

К рыночным производителям относятся хозяйствующие субъекты (институциональные единицы), реализующие свои товары и услуги по экономически значимым ценам, то есть по ценам, оказывающим влияние на спрос и предложение товаров и услуг. Однако применение этого общего принципа на практике требует использования более конкретных критериев разграничения.

Критерием разграничения рыночного и нерыночного производства для целей настоящего классификатора является соотношение между выручкой от реализации товаров и услуг и затратами на производство, т.н. «правило 50 процентов».

Суть его состоит в следующем:

А) Если 50 и более процентов затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является рыночным производителем и относится к сектору нефинансовых или финансовых корпораций;

Б) Если менее 50 % затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции, институциональная единица является нерыночным производителем и относится к сектору некоммерческих организаций обслуживающих домашние хозяйства, либо к сектору государственного управления.

Это правило не распространяется на некоторые высокосубсидируемые предприятия (например, угольной промышленности, жилищного хозяйства, сельского хозяйства), которые относятся к рыночным производителям.

В целях использования данного критерия определение выручки от реализации и затрат на производство имеет свои особенности:

Выручка от реализации определяется в размере выпуска продукции без налогов и субсидий на продукты.

Затраты на производство включают сумму промежуточного потребления, оплаты труда, потребления основного капитала и других налогов на производство, а также субсидии на производство.

Затраты на производство не должны включать издержек, понесенных при осуществлении валового накопления из собственного производства, например, при строительстве хозяйственным способом.

«Правило 50 процентов» применяется на основе данных за ряд лет: только если это правило действует в течение нескольких лет или действует в данном году и ожидается, что оно будет действовать в обозримом будущем, его можно строго применять.

ЭКОНОМИКА В ЦЕЛОМ (S.1)

Экономика в целом включает все институциональные единицы – резиденты Российской Федерации.

СЕКТОР НЕФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ (S.11)

Сектор нефинансовых корпораций включает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации.

В данный сектор включаются следующие виды институциональных единиц: нефинансовые корпорации и квазикорпорации, а также некоммерческие организации, являющиеся рыночными производителями товаров и нефинансовых услуг.

Рыночные некоммерческие организации представляют собой организации, имеющие статус некоммерческой организации. При этом они контролируются и в основном финансируются коммерческими организациями либо предоставляют услуги по рыночным ценам, оказывающим значительное воздействие на уровень спроса.

Сектор нефинансовых корпораций состоит из трех подсекторов:

Государственные нефинансовые корпорации (контролируются и финансируются органами государственного управления и органами местного самоуправления) (S111);

Национальные частные нефинансовые корпорации (не подлежат контролю со стороны органов государственного управления или из-за рубежа) (S.112);

Нефинансовые корпорации под иностранным контролем (S.113).

СЕКТОР ФИНАНСОВЫХ КОРПОРАЦИЙ (S.12)

Сектор финансовых корпораций включает все корпорации и квази-корпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества.

К сектору финансовых корпораций относятся собственно финансовые корпорации (включая финансовые квазикорпорации), а также некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые финансовыми корпорациями.

Сектор финансовых корпораций состоит из четырех подсекторов.

Банк России (S.121).

Другие депозитные корпорации (S.122).

В этот подсектор включаются финансовые корпорации и квазикорпорации (кроме Банка России), основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и обязательства которых, в основном, имеют форму депозитов. К данному подсектору относятся коммерческие банки, клиринговые учреждения, ссудосберегательные организации.

Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов (S.123).

К данному подсектору относятся финансовые учреждения, основным видом деятельности которых является финансовое посредничество, но обязательства которых не имеют форму депозитов. Это ипотечные, земляные, инвестиционные, муниципальные банки, кредитные союзы, факторинговые и лизинговые компании, инвестиционные фонды, а также другие финансовые посредники, привлекающие ресурсы в форме, отличной от депозитов, наличных денег или страховых резервов.

Вспомогательные финансовые организации (S.124).

В этот подсектор включаются все корпорации и квазикорпорации, которые занимаются деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством, страхованием и негосударственным пенсионным обеспечением, но сами эти функции непосредственно не выполняют. К ним относятся валютные и фондовые биржи, компании, предоставляющие услуги брокеров по приобретению ценных бумаг, компании, предоставляющие консалтинговые услуги по финансовым вопросам и вопросам инвестирования, корпорации, специализирующиеся на инструментах хеджирования (свопы, опционы и фьючерсы) и др., прочие учреждения, предоставляющие финансовые услуги.

Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды (S.125)

Негосударственные пенсионные фонды, включаемые в данный подсектор, представляют собой самостоятельные институциональные единицы, действующие независимо от своих учредителей. Такие фонды имеют собственные активы и пассивы и осуществляют финансовые операции на рынке за собственный счет.

Страховые корпорации подразделяются на государственные, национальные частные и под иностранным контролем; негосударственные пенсионные фонды – на национальные частные и под иностранным контролем. Критерии распределения те же, что и для нефинансовых корпораций.

СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (S.13)

Сектор государственного управления объединяет институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида деятельности. Функции органов государственного управления состоят в следующем:

Принятие ответственности за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;

Перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий.

Единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финансовых средств бюджета, внебюджетных фондов, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных услуг, заимствования.

Сектор государственного управления разбивается на следующие подсектора:

S131. Федеральные органы государственной власти и управления.

S132. Органы государственной власти и управления субъектов Федерации.

S133. Органы местного самоуправления.

S134. Фонды государственного социального обеспечения.

В сектор государственного управления входят два типа институциональных единиц:

1. Органы государственной власти и управления всех уровней – министерства, ведомства, службы, агентства, а также государственные внебюджетные фонды и т.п.

2. Нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые государством (школы, больницы, организации культуры и т.п.).

В состав подсектора «Фонды государственного социального обеспечения» включаются государственные фонды, созданные в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, основной функцией которых является осуществление государственных программ социального обеспечения. Они контролируются органами государственного управления и финансируются за счет обязательных взносов наемных работников и работодателей. Размер выплачиваемых фондами пособий, как правило, не зависит от суммы уплаченных взносов.

Фонды государственного социального обеспечения функционируют на федеральном и региональном уровнях власти. В связи с тем, что их деятельность регламентируется едиными нормативными актами, они объединены в один подсектор.

СЕКТОР ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ (S.14)

Сектор представляет собой совокупность домашних хозяйств, основными функциями которых являются потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования. Затраты возмещаются за счет выручки от продажи товаров и услуг, оплаты труда, трансфертов и др.

В сектор домашних хозяйств включаются также некорпорированные предприятия домашних хозяйств. Некорпорированные предприятия домашних хозяйств, как правило, представляют собой относительно небольшие предприятия, занятые производством товаров и услуг для продажи на рынке или собственного использования, например, подсобные хозяйства населения, семейные фермы, рестораны, прачечные и т.д.

Некорпорированные предприятия домашних хозяйств не являются самостоятельными институциональными единицами, так как они не обладают независимостью от их собственников (домашних хозяйств) и не обладают другими признаками институциональных единиц.

Домашние хозяйства так же, как и юридические лица, являются центром принятия экономических решений, они обладают и распоряжаются собственностью и доходом, вступают в экономические отношения с другими единицами, несут ответственность за свои решения по закону. Однако в отличие от юридических лиц домашние хозяйства и некорпорированные предприятия домашних хозяйств не ведут бухгалтерского учета в полном объеме.

В состав сектора домашних хозяйств включается также институциональное население – совокупность лиц, живущих постоянно в учреждениях и не обладающие независимостью в экономических вопросах. Например, члены религиозных орденов, живущие в монастырях, долгосрочные пациенты в больницах, заключенные, отбывающие длительные сроки, пациенты домов престарелых. Такие лица рассматриваются как образующие вместе отдельную институциональную единицу, т.е. отдельное домашнее хозяйство.

СЕКТОР НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА (S.15)

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ), объединяет нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые домашними хозяйствами.

Основной функцией сектора НКООДХ является предоставление нерыночных услуг и товаров домашним хозяйствам. При этом затраты возмещаются за счет взносов членов НКООДХ, дарений, спонсорской помощи, доходов от собственности.

Некоммерческие организации могут иметь и другие источники поступлений – доходы от предпринимательской деятельности, поступления из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Если доходы от предпринимательской деятельности являются значительными для этой организации, применение правила «50 %» (см.стр.12) показывает, что она является рыночным производителем, данная институциональная единица рассматривается как рыночная некоммерческая организация в составе секторов S.11 «Нефинансовые корпорации» или S.12 «Финансовые корпорации» в зависимости от основного вида деятельности. Изложенный критерий не применяется для религиозных культовых организаций, т.к. доходы от оказания ими ритуальных, обрядовых услуг не рассматриваются в качестве предпринимательской деятельности. Такие организации всегда относятся к нерыночным и включаются в сектор S.15.

Если некоммерческая организация, оказывающая услуги домашним хозяйствам, имеет поступления из государственного бюджета и внебюджетных фондов, то для ее отнесения в сектор S.15 необходимо, чтобы поступления из бюджета и внебюджетных фондов были меньше половины всех поступлений от текущих операций. В противном случае данная единица относится к сектору S.13 «Государственное управление». Поступления от текущих операций включают все виды поступлений, кроме доходов от продажи активов.

Некоммерческие организации могут быть основаны на членстве домашних хозяйств (например, профсоюзные организации, политические партии, религиозные организации, общества, клубы и т.п.), а также могут быть благотворительными, предоставляющими товары и услуги другим домашним хозяйствам.

В состав сектора НКООДХ включаются также нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций (квазикорпораций).

ОСТАЛЬНОЙ МИР (S.2)

«Остальной мир» представляет собой совокупность институциональных единиц-нерезидентов, вступающих в экономические отношения с единицами-резидентами. В его состав включаются также институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: например, посольства, консульства, а также международные организации.

«Остальной мир» подразделяется на две группировки:

S.21 Содружество независимых государств

S.22 Дальнее зарубежье

Межгосударственные организации, учрежденные странами СНГ, включаются в S.21, а международные организации стран дальнего зарубежья включаются в S.22.

Это хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, и которыми могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).
Секторы национальной экономики:
нефинансовые предприятия;
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства;
домашние хозяйства;
мировая экономика.
Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, т. е. хозяйствующих единиц (хозяйствующих субъектов), которые имеют похожие цели, функции и источники финансирования.
К сектору «Финансовые учреждения» относятся резидентные финансовые корпорации и квази-корпорации, занятые финансовым посредничеством и другими коммерческими услугами.
Ресурсы данных секторов формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий и комиссионных.
Отрасль определяется как совокупность предприятий, расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. Заведение не является институциональной единицей, способной владеть активами самостоятельно, получать или использовать доходы, принимать обязательства и т. д.
Отрасль «Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность.
Банковская деятельность охватывает услуги Банка России и его учреждений, коммерческих банков, сберегательных банков и т. п. (корпорации, фонды, инвестиционные фирмы, включая инновационные и осуществляющие финансовый лизинг). Например, завершившийся 2006 г. неожиданно оказался хорошим для российской экономики, т. е. прирост ВВП за год составил около 7%, а первоначально прогнозировалось, что будет 6%.
Цифры экономического роста в России в 2006 г. показывают, что была переломлена тенденция снижения экономического роста, наблюдавшаяся в последние годы, а точнее в 2003 г. ВВП вырос на 7,3%, а в 2004 г. - на 7,2% и в 2005 г. - на 6,4%, и соответственно 2006 г. - почти 7%.
По итогам 2006 г. можно уверенно говорить, что сильнейший экономический спад, сопровождавший переход к рыночной экономике, оказался полностью преодолен.
Напомним, что объем ВВП к 1998 г. в России сократился по сравнению с 1991 г. (экономические реформы начались в России с января 1992 г.) на 39,7%, в 1998 г. российская экономика была в сильном упадке, и продолжалось это падение семь лет. Только с 1999 г. начался экономический рост, который через восемь лет, включая 2006 г., полностью восстановил российскую экономику по показателю объема ВВП.
Таким образом, пятнадцатилетний период перехода к рыноч-ной экономике в России завершился по итогам 2006 г. Из этого следует, что экономика полностью восстановилась по сравнению с дореформенным уровнем. Учитывая, что объем ВВП - это основной макроэкономический показатель, можно делать такие выводы.
По сравнению со странами Восточной Европы, 15-летний период - это недопустимо много. Для преодоления спада при переходе к рыночной экономике Словакии и Чехии понадобилось всего лишь 2 г., Польше - 8 лет, а Венгрии - 11 лет.
На постсоветском пространстве лидером оказалась Эстония - 9 лет, а вот Латвии понадобилось 14 лет. Армения и Белоруссия уложились в 12 лет. Далеки до восстановления экономии! Молдова, Грузия и Украина.
Инфляция по итогам 2006 г. составила около 9%, что означает самый низкий уровень за последние 15 лет. Основанием для этого является продолжающийся экономический рост, но также срабатывают и усилия правительства по ограничению денежного предложения: работает Стабилизационный фонд. Для дальнейшего снижения инфляции в 2007 г. еще остаются резервы.
Важнейшим индикатором инвестиционной активности в экономике России являются иностранные инвестиции. Накопленный иностранный капитал на конец сентября 2006 г. составил 130 млрд долларов США, а поступило в экономику России в январе-сентябре 2006 г. 35,3 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 31,7% превышает соответствующий показатель 2005 г.
Стоит отметить, что 34,6 млрд долл. США составил объем инвестиций за рубеж. Это на 51,4% больше, чем за соответствующий период 2005 г., вероятнее всего, что эти цифры по итогам 2006 г.
еще вырастут. Следует сделать вывод, что из России инвестируется столько же средств, сколько и в Россию.
Рост инвестиций из России превосходит динамику инвестиций в Россию. То есть в самом ближайшем будущем Россия бу-дет больше инвестировать за рубеж, чем привлекать иностранные инвестиции. Из этого следует, что мы становимся мировым донором.
Россия сама очень нуждается в инвестициях, поэтому необходимо внимательно отслеживать процессы инвестирования, уделять должное внимание задаче повышения инвестиционной привлекательности России.
На общем фоне неплохих макроэкономических показателей качество экономического роста таких показателей не очень хорошее, так как двигателем этого роста выступает потребительский спрос, т. е. ускоренно растет, прежде всего, торговля.
Что касается промышленного производства, то его прирост сохранился примерно на уровне 2005 г. и составляет чуть более 4%. Но обеспечивался этот прирост в первую очередь производством и распределением энергии, воды и газа. Показатели улучшились по добыче полезных ископаемых, а вот показатели роста обрабатывающих производств за 2006 г. немного ухудшились по сравнению с 2005 г. (за январь-октябрь обработка приросла на 4,7%, в то время как за соответствующий период прошлого года - на 5,3%).
Особенно интересно рассмотреть сравнительный анализ прироста по отдельным обрабатывающим производствам. В 2006 г. очень хорошо росло текстильное и швейное производство (на 7,8% за январь-октябрь, а в 2005 г. за те же периоды спало на 2,7%); производство кожи, изделий из кожи, обуви - на 13,2% по сравнению со снижением на 2,4% в 2005 г.; производство резиновых и пластмассовых изделий - на 11,1% по сравнению с приростом за 2005 г. на 3,8%.
В то же время производство машин и оборудования практически не росло: на незаметные 0,5% за январь - октябрь 2006 г. по сравнению с 6,1% прироста за соответствующий период 2005 г. Причем до октября минувшего года динамика и вовсе была отрицательная.
Показатели по другому ключевому производству обрабатывающей промышленности - электрооборудования, электронного и оптического оборудования - оказались и вовсе меньше на 1,5% за январь-октябрь 2006 г. по сравнению с приростом на 17,3% за соответствующий период 2005 г.
Из всего изложенного следует вывод о том, что действительно качество экономического роста пока оставляет желать лучшего. Очень плачевно, когда рост ВВП обеспечивается в первую очередь не развитием производства, а ускоренным развитием торговли, финансовой деятельности, рынка недвижимости - т. е. тех видов экономической деятельности, которые ничего нового не создают, и по своему характеру их можно отнести к обыкновенной спекуляции. Основа валовой добавленной стоимости в этом случае, прежде всего, перепродажа.
Соответственно, понятно, почему хорошо развивается легкая про-мышленность, так как при такой модели экономики толчок к развитию в промышленности получают только те виды производства, которые удовлетворяют растущий потребительский спрос. Только этим и объясняются такие хорошие показатели по текстильному и швейному производству, производству кожи и обуви, резиновых и пластмассовых изделий.
Если довольствоваться малым, то, конечно, можно расти подобным образом и на производстве пластмассовых изделий. Но вряд ли такая экономика станет той самой экономикой нового инно-вационного типа, о которой сейчас многие говорят.
Таким образом, проводя внимательно структурный анализ статистических показателей развития российской экономики, мы увидим, что у нее уже на сегодняшний момент есть достаточно много серьезных проблем. К сожалению, хорошие основные макроэкономические показатели притупляют реакцию вовремя обратить внимание на отмеченные перекосы в развитии. Но эту проблему нужно увидеть сегодня самим, чтобы завтра она не была очевидна всем.
Структурные перекосы в современной экономике имеют свойство накапливаться достаточно длительное время. Особенно это характерно для стадии экономического роста. Так как эти перекосы никуда не пропадают, соответственно, не стоит надеяться на то, что они исчезнут сами собой.
Подводя итоги 2006 г., можно сказать, что в этот период проходило накопление негативного потенциала структурных перекосов. Так что без неприятностей все-таки не обошлось. Но, несмотря на это, общий результат 2006 г. - хорошие показатели.
Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают инерционный характер развития внутренних факторов экономического развития. Существенное воздействие уровень цен на нефть оказывает на платежный баланс, курс рубля, на бюджет, инвестиционную активность, потребительский спрос. Складывающиеся на мировых финансовых рынках процентные ставки оказывают влияние на межрегиональные и глобальные потоки инвестиций. Соответственно, в общем все эти факторы существенно влияют на уровень инвестиций и темпы роста национальной экономики.
Для российской экономики главное значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного баланса показатели. К таким показателям относятся цены на нефть, газ и нефтепродукты, уровень процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения курсов основных мировых валют. Из этого видно, что на стороне внешних факторов рас-сматриваются различные варианты сочетания упомянутых пока-зателей.
Один из вариантов исходит из следующих предположений:
процентные ставки по активам, номинированным в долларах, постепенно вырастут;
падение доллара прекратится, и взаимные курсы основных
мировых валют стабилизируются;
цена российской нефти достигнет необходимого уровня.
Так как мировая экономика влияет на развитие российской
экономики, то рассмотрим ее некоторые особенности. Приток мировых сбережений в США в несколько раз сократился. Этому способствовало относительное снижение процентных ставок по доллару США и падение прибыли американских компаний. Благодаря давлению обстоятельств ЕЦБ, Банк Англии и Банк Японии также существенно могут снизить ставки, в результате чего направленность глобальных мировых потоков инвестиций стабилизируется. Угроза дефляции в Германии и Японии не может позволить повысить базовые ставки по евро и иене. В то же время вполне вероятно повышение ставок по активам, номинированным в долларах, в связи с выходом США из зоны угрозы рецессии и ростом бюджетного дефицита США. Доступ к относительно недорогим займам на международном рынке капитала российским компаниям будет ограничен, и, естественно, можно предпо-ложить, что чистый приток по этой статье платежного баланса России сократится.
Очень важно обратить внимание, что стабилизация курса доллара по отношению к основным мировым валютам и рост ставок будут способствовать росту привлекательности активов, номини-рованных в долларах. В конечном счете, все это будет способствовать сокращению притока капиталов на рынок активов, номинированных в рублях. Естественно, это повлияет и на чистый приток портфельных инвестиций в Россию, т. е. он сократится.