Какие нормы нужно использовать при списании гсм. Какие нормы нужно использовать при списании гсм Постановление нормы расхода топлива на

Какие нормы выбрать на зиму

Переход на зимние нормы расхода ГСМ начните с решения, какие нормы – свои или официальные – будет применять компания. При расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но есть рекомендательные нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р). В рекомендованных нормах предусмотрены проценты, на которые можно увеличить в зимний период стандартные летние нормативы. Нормативы на зиму зависят от региона России. Проценты можно увидеть в наглядной таблице ниже.

Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России

№ пп Регионы России (по федеральным округам) Количество месяцев и срок действия зимних надбавок Предельная величина зимних надбавок не более, %
1 2 3 4
I. Центральный
1 Москва 5.0
01.XI..31.III
10
2 Белгородская обл. 4.0
15.XL..15.III
7
3 Брянская обл. 5.0
01.XI..31.III
10
4 Владимирская обл. 5.0
01.XI..31.III
10
5 Воронежская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
6 Ивановская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
7 Калужская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
8 Костромская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
9 Курская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
10 Липецкая обл. 5.0
01.XI...31.III
10
11 Московская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
12 Орловская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
13 Рязанская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
14 Смоленская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
15 Тамбовская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
16 Тверская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
17 Тульская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
18 Ярославская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
II. Северо-Западный
19 Санкт-Петербург 5.0
01.XI..31.III1
10
20 Республика Карелия 5.5
01.XI...15.IV
12
21 Республика Коми
г.Воркута с прилегающим административным районом
6.0
01.XI...30.IV
6.5
15.X…30.IV
15
22 Архангельская обл.
(без Ненецкого автономного округа)
6.0
01.XI...30.IV
15
23 Вологодская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
24 Калининградская обл. 4.0
15.XL..15.III
7
25 Ленинградская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
26 Мурманская обл. 6.0
01.XI...30.IV
15
27 Новгородская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
28 Псковская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
29 Ненецкий автономный округ 6.0
15.X...15.IV
18
III. Северо-Кавказский
30 Республика Адыгея 3.0
01.XII... 1.III
5
31 Республика Дагестан 3.0
01.XII... 1.III
5
32 Республика Ингушетия 3.0
01.XII... 1.III
5
33 Чеченская Республика 3.0
01.XII... 1.III
5
34 Кабардино-Балкарская Республика 3.0
01.XII... 1.III
5
35 Республика Калмыкия 5.0
15.X...15.III
10
36 Карачаево-Черкесская Республика 3.0
01.XII... 1.III
5
37 Республика Северная Осетия - Алания 3.0
01.XII... 1.III
5
38 Краснодарский край 3.0
01.XII... 1.III
5
39 Ставропольский край 3.5
01.XII..15.III
5
40 Астраханская обл. 5.0
15.X...15.III
10
41 Волгоградская обл. 5.0
15.X...15.III
10
42 Ростовская обл. 4.0
15.XI..15.III
7
IV. Приволжский
43 Республика Башкортостан 5.5
01.XI...15.IV
12
44 Республика Марий Эл 5.0
01.XI..31.III
10
45 Республика Мордовия 5.0
01.XI..31.III
10
46 Республика Татарстан 5.0
01.XI...31.III
10
47 Удмуртская Республика 5.0
01.XI...31.III
10
48 Чувашская Республика 5.0
01.XI...31.III
10
49 Кировская обл. 5.5
15.X...31.III
12
50 Нижегородская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
51 Оренбургская обл. 6.0
15.X...15.IV
15
52 Пензенская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
53 Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) 5.5
01.XI...15.IV
10
54 Самарская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
55 Саратовская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
56 Ульяновская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
57 Коми-Пермяцкий автономный округ 6.0
15.X...15.IV
18
V. Уральский
58 Курганская обл. 5.5
01.XI...15.IV
10
59 Свердловская обл. 5.5
01.XI...15.IV
10
60 Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) 5.5
01.XI...15.IV
12
61 Челябинская обл. 5.5
01.XI...15.IV
10
62 Ханты-Мансийский автономный округ 6.5
15.X...30.IV
18
63 Ямало-Ненецкий автономный округ 6.5
15.X...30.IV
18
VI. Сибирский
64 Республика Алтай 5.5
01.XI...15.IV
15
65 Республика Бурятия 6.0
01.ХI... З0V
18
66 Республика Тува 6.0
01.ХI...30.IV
18
67 Республика Хакасия 6.0
01.ХI...30.IV
18
68 Алтайский край 5.5
01.XI...15.IV
15
69 Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) 5.5
01.XI...15.IV
15
70 Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) 6.0
01.ХI...30.IV
18
71 Кемеровская обл. 6.0
01.ХI...30.IV
15
72 Новосибирская обл. 5.5
01.XI... 15.IV
12
73 Омская обл. 5.5
01.XI... 15.IV
12
74 Томская обл. 5.5
01.XI... 15.IV
12
75 Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) 6.0
01.ХI...30.IV
18
76 Таймырский автономный округ 7.0
15.X...15.V
18
77 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 6.0
01.ХI...30.IV
18
78 Эвенкийский автономный округ 7.0
15.X....15.V
18
79 Агинский Бурятский автономный округ 6.0
01.ХI...30.IV
18
VII. Дальневосточный
80 Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) 7.0
15.X...15.V
20
81 Приморский край 5.5
01.XI...15.IV
12
82 Хабаровский край 5.5
01.XI...15.IV
12
Охотский район 6.5
15.X...30.IV
18
83 Амурская обл. 6.0
01.XI...30.IV
15
84 Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) 6.0
01.XI...30.IV
15
85 Магаданская обл. 6.5
15.X...30.IV
18
86 Сахалинская обл.- южная часть 5.0
15.XI...15.IV
12
Сахалинская обл. - северная часть (выше 50° сев. широты) 6.0
01.XI...30.IV
15
87 Еврейская автономная обл. 5.5
01.XI...15.IV
12
88 Корякский автономный округ 6.0
01.XI...30.IV
15
89 Чукотский автономный округ 6.5
15.X...30.IV
20
90 Острова Северного Ледовитого океана и морей 7.0
01.XI...31.V
20
91 Крымский 4.0
01.ХI..01.III
5

Но применять официальные нормативы не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если компания решила установить свои нормы, то лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Образец приказа о нормах ГСМ смотрите ниже.

Реквизиты приказа о зимних нормах

В приказе о зимних нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет. В приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму. Напишите марку машины, ее модификацию, государственный регистрационный знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.

Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других - свои. Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные.

В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением зимних норм. Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника. Также сообщите работнику бухгалтерии, который отвечает за учет расходов на ГСМ, что компания осуществила переход на зимние нормы расхода ГСМ.

Недавние изменения по нормам ГСМ

В 2015 году Минтранс пересмотрел свои нормативы (распоряжение от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). В частности, увеличились надбавки для крупных городов и повысились коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании. Например, к таким машинам относятся погрузчики, тракторы, краны.

Минтранс повысил коэффициенты для городов-миллионников. Теперь максимальный размер надбавки увеличился с 25 до 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.

По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р). Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д. Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода топлива на 5 процентов. Единственное условие для применения этой надбавки - наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.

Посмотрите нормы расхода топлива на 2017 год Минтранс РФ (последняя редакция) , которые помогут вам безопасно списать расходы на ГСМ.

Разберемся, какие нормы расходов топлива на 2017 год применять компании, где найти эти нормативы, выясним, сколько может тратить на топливо компания, заправляя свой автопарк. Какие на этот счет есть разъяснения из налогового ведомства. Все это вы найдете в нашей статье.

Чтобы быстрее найти ответ на свой вопрос, используйте рубрикатор :

Для чего нужны нормы расхода топлива в 2017 году

Сразу скажем, что, по мнению налоговиков, компания обязана соблюдать нормы расхода топлива на 2017 год, который утвердил Минтранс РФ в последней редакции (Распоряжение Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р в ред. от 14.07.15).

Но в Минфине думают иначе, в одном из последних писем (письмо от 19.08.16 № 03-03-06/1/48789) чиновники из финансового ведомства сделали такое разъяснение. При компенсации сотруднику расходов на ГСМ компания вправе следовать нормативам, но не обязана.

Обращаем внимание, что Налоговый кодекс тоже не требует от компании при налогообложении прибыли нормировать расходы на ГСМ по квотам, которые утвердил Минтранс.

В отдельной статье посмотрите, .

Как без риска компенсировать работнику использование его личного имущества

За использование в работе личного имущества сотрудника компания платит компенсацию. Это выгодно, ведь такую выплату можно учесть в расходах по налогу на прибыль, при этом, она освобождена от страховых взносов и НДФЛ.

Но ревизоры с особым вниманием проверяют компенсации за личное имущество и при любой удобной возможности доначисляют налоги и взносы. Чтобы снизить риски, безопаснее перепроверить, правильно ли компания оформляет такие выплаты.

Использование авто в служебных целях на правах аренды в 2017 году

Еще одним способом компенсировать сотруднику расходы за использование его личного авто — это аренда транспортного средства. Для этого компания заключает договор аренды с работником и берет его транспорт во временное пользование.

При этом, авто можно арендовать «с экипажем» и тогда им будет управлять сам работник, Либо без него, это когда за транспорт будет отвечать лицо, назначенное компанией. Все, что нужно в обоих случаях — это заключить договор аренды, в котором важно согласовать размер арендных платежей (компенсации), и передать авто по акту.

Обращаем внимание на важный момент: арендные платежи работодатель должен включить в доход работника и обложить их НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224, п. 1 ст. 226 НК РФ).

Как оформить свои нормативы по расходам на ГСМ в 2017 году

На практике, большие затраты на ГСМ в компании, для которой перевозки не являются основным видом деятельности, обязательно привлекут внимание контролеров. Налоговики сразу поставят вопрос об экономической целесообразности таких затрат и попросят документально их подтвердить (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Налоговый учет расходов на ГСМ в 2017 году

Напоминаем, что в законе нет положения, которое бы обязывало компанию соблюдать нормы расхода топлива. В нем лишь указано, что эти расходы можно отнести на прочие производственные (реализационные) расходы (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Смотрите, стоимость топлива израсходованного за месяц, компания может включить в расходы на последнее число месяца (письмо Минфина России от 30.01.13 № 03-03-06/2/12). А предъявить НДС к вычету можно только при наличии счета-фактуры от продавца или АЗС (письмо Минфина от 03.08.10 № 03-07-11/335).

Это при использовании общей системы налогообложения Если компания применяет УСН, то в расходы списывается стоимость приобретенных и оплаченных ГСМ (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы на проезд по платным дорогам и плата в системе «Платон»

Любая компания, у которой есть служебные машины или которая использует личный транспорт сотрудников для служебных целей, может столкнуться с расходами на платные дороги.

Не говоря уже об организациях, которые занимаются перевозками, в том числе грузовиками максимальной массой более 12 т, — для них ввели отдельную плату по системе «Платон».

Плата за проезд прямо не предусмотрена в НК РФ. Налоговики могут счесть такие расходы экономически неоправданными. Ведь компания могла воспользоваться бесплатным альтернативным проездом, который обязаны обеспечить власти или собственник (ст. 37Федерального закона от 08.11.07 № 257-ФЗ).

В то же время пункт 12 Временных правил, утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.99 № 973, дает компаниям аргументы в подтверждение обоснованности таких затрат. Ведь проезд по платной дороге снижает расход ГСМ, износ шин, затраты на ремонт и вероятность ДТП.

Какими документами подтвердить расходы на топливо

Расходы на приобретение ГСМ для собственных и арендованных автомобилей учитываются одинаково. Для учета стоимости ГСМ в налоговых расходах нужны документы, которые подтвердят, что вы купили ГСМ и использовали транспорт и топливо в служебных целях.

При покупке топлива

Перечень документов зависит от способа приобретения топлива:

Служебное назначение

Список документов будет зависеть от того, если ли в машине электронная система контроля:

Нормы расхода топлива нужны компаниям и предпринимателям, которые экплуатируют транспортные средства. Их применяют как в статистических целях, так и в экономических. Например, для подсчета себестоимости грузовых перевозок или транспортных услуг. Помимо этого, нормы применяют для расчета налога на прибыль.

Расходы на содержание автотранспорта и приобретение ГСМ относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Соответственно, такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль. Эти расходы не нормированы, предприятие вправе тратить на ГСМ столько, сколько этого требует производственный процесс. При этом в целях списания расходов на ГСМ удобно руководствоваться методическими рекомендациями и нормами Минтранса РФ.

Нормы расхода топлива на 2017 год в последней редакции

Нормы расхода топлива утверждены Минтрансом РФ в 2008 году — распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Последняя редакция — от 14 июля 2015 № НА-80-р.

Нормы расхода топлива на 2017 год: распоряжение Минтранса РФ в последней редакции

Раньше расходы на топливо инспекторы требовали нормировать. Если компания соблюдала нормы Минтранса, претензий не возникало. Но потом Минфин признал, что нормировать расходы не требуется (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Зато появились претензии у налоговиков. Чтобы избежать этого, безопаснее придерживаться утвержденных показателей.

Актуальные нормы расходы топлива на 2017 год для всех видов транспортных средств можно посмотреть в распоряжении Минтранса РФ в последней редакции (ссылка выше).

Еще одна частая причина для претензий налоговиков — компенсация за использование автомобилей сотрудников. Нормы компенсации установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2 тыс. куб. см — 1200 рублей, с объемом двигателя свыше 2 тыс. куб. см — 1500 рублей. Нормы уже включают возмещение всех затрат: амортизацию, ремонт, бензин, масло, мойку.

Иногда компании сверх норм оплачивают бензин. Ведь устаревшие нормы покрывают максимум одну заправку автомобиля. Делать так рискованно. Чиновники запрещают списывать бензин (письмо Минфина России от 04.12.2015 № 03-03-06/70852). Поэтому налоговики наверняка снимут расходы.

Чтобы обезопасить расходы, составляйте максимально подробные путевые листы. В них должен быть подробный маршрут. Если его нет, защитить расходы удается только в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 № Ф08-626/2016).

Кстати, движение автомобилей можно отслеживать с помощью gps-навигаторов или системы ГЛОНАСС. Распечатанная информация о маршрутах подтвердит расходы (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

По личным автомобилям сотрудников тоже можно списать расходы на бензин. Для этого с работником заключают договор аренды автомобиля (письмо Минфина России от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).

Утверждение норм расхода топлива в 2017 году

По НК РФ, расходы в целях расчета налога на прибыль должны быть оправданными. Организация может установить свои нормы расхода топлива, которые могут отличаться от тех, которые были утверждены Минтрансом. Однако, если нормы будут сильно отличаться от рекомендованных, это может привести к спорам с налоговой инспекцией. Инспекторы могут признать расходы экономически необоснованными и доначислить налог на прибыль.

При разработке и утверждении в организации приказа о нормах расхода топлива стоит придерживаться рекомендаций ведомства. Однако при этом можно повышать нормы в зависимости от различных факторов. Например, с учетом сезона эксплуатации автомобиля (летнее и зимнее время), численности населения в городе эксплуатации транспорта и возраста транспортных средств. Минтранс разрешает повышать нормы расхода по автомобилям, которые эксплуатируются более 5 лет.

Приказ можно не переутверждать каждый сезон. Проще сразу же указать в документе летние и зимние нормы расхода ГСМ с переодами их действия. Дополнять приказ нужно в таком случае только при обновлении транспортного парка и приобретении новых автомобилей.

Образцы смотрите ниже.

Образец приказа для служебного автотранспорта

Бланк приказа об утверждении норм расхода ГСМ для служебного автотранспорта

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ в 2017 году

об утверждении норм расхода ГСМ

На период с 1 мая по 31 октября 2017 года приказываю утвердить норму расхода бензина АИ-92 для автомобиля ВАЗ-2109, регистрационный знак К 406 КН 97, в размере 8,2 литра на 100 километров пробега.

Основание – акт о проведении контрольного заезда автомобиля ВАЗ‑2109, согласно которому при фиксированном пробеге в 100 километров фактический расход топлива составил 8,2 литра.

Генеральный директор ________Стеклов____________ В.В. Стеклов

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам

Бланк приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок)

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок)

При разработке приказа предприятие можно применять повышающие коэффициенты. Если предприятие расположено в городе с численностью населения свыше 5 млн человек, норму расхода ГСМ можно увеличить на 35%. В городах с численностью населения от 1 до 5 млн человек, норму можно увеличить на 25% и т.д.

Расход топлива также можно менять в зависимости от сезона эксплуатации. Надбавки к нормам действуют с разных месяцев в зависимости от региона. К примеру, в Москве с 1 ноября можно списывать на 10 % больше топлива, чем летом.

Минфин разрешает не нормировать расходы на бензин (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097). Компания вправе списывать топливо по факту. Кроме того, можно установить в приказе собственные ограничения. Причем повысить свои нормы компания вправе даже с октября, если погода резко испортилась.

Общество с ограниченной ответственностью «Персона»

об утверждении норм расхода ГСМ

г. Москва 27.05.2017

1. Базовую норму расхода топлива на легковые служебные автомобили согласно разделу 2 распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

2. Поправочные коэффициенты (надбавки), учитывающие местные условия эксплуатации легковых служебных автомобилей (на основании раздела 1 распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р):

– надбавку за работу в городе с населением свыше 5 млн человек – 35 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 1 до 5 млн человек – 25 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек – 15 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек – 10 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – 5 процентов;

– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет, с общим пробегом более 100 000 км – 5 процентов;

– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет, с общим пробегом более 150 000 км – 10 процентов;

– надбавку за использование кондиционера в автомобиле – 7 процентов.

Приказ заверяет подписью руководство предприятия и с его текста знакомят всех водителей, которые работают на предприятии.

На 2017 год уже официально приняты нормативы, по которым производится списание ГСМ. В данной статье рассматривается последняя редакция распоряжения Минтранса нашего государства о нормах ГСМ - горюче-смазочных материалов

11.11.2016

Нововведения в нормативы расходования ГСМ

На сегодняшний день нормирование стоимости топливных материалов для налогового учета не является обязательным. Но такое право у налогоплательщика есть, это подтверждает два письма из Минфина:

  • №03-03-06/1/2875 (от 27.01.14 г.);
  • №03-03-06/1/20097 (от 03.06.13 г.).

Это напрямую зависит от того, в НК нашего государства нет прямых требований по установлению определенных норм затрат ГСМ. В связи с этим компании и ИП сами для себя решают, нужно устанавливать нормы на затраты ГСМ.

В том случае, когда выбран вариант установки подобных норм, то для учета ГСМ предусмотрено использование следующих основных документов:

  • нормы, разработанные самостоятельно;
  • данные, предоставляемые заводом, на котором изготовлено транспортное средство;
  • нормы, что утверждает Минтранс (на сегодняшний день это распоряжение №АМ-23-р от 14.03.08 г.).

Последний пункт является обязательным для автотранспортных компаний, другие компании (в том числе и ИП) могут использовать нормы Минтранса на свое усмотрение.

Недавно в эти нормы был внесен ряд изменений - распоряжение №НА-90-р Минтранса (от 14.07.15 г.). Рассмотрим их более подробно:

1. Расширение перечня моделей автомобилей (как отечественного, так и иностранного производства), по которым нормы расходования ГСМ предусмотрены на официальном уровне. Так, добавили следующие модели машин и нормы для них (в %):

  • Lada Granta или ВАЗ-21126 - 9,7%;
  • Lada Priora или ВАЗ-21116 - 8%;
  • Honda Accord IX 2.4 - 9,7%;
  • Toyota RAV4 2.0 2WD - 8,9% и др. (поэтому специалисты рекомендуют внимательно ознакомиться с дополненным перечнем и учесть при самостоятельном установлении норм ГСМ).

2ю Коэффициенты для повышения нормативов затрат ГСМ устанавливаются с учетом эксплуатационного срока или пробега автомобиля (до внесения изменений можно было использовать одновременное применение названных условий - и пробег, и эксплуатационный срок). На сегодняшний момент применяются следующие условия для применения повышающего коэффициента:

  • с пробегом от 100 тысяч км или эксплуатационным периодом от 5 лет - до 5%;
  • с пробегом от 150 тысяч км или эксплуатационным периодом от 8 лет - до 10%.

3. Увеличились надбавки для крупных городов (раннее максимум такой надбавки для увеличения норм по списанию ГСМ был 25% и применялся для городов с численностью населения от 3 миллионов):

  • до 35% для городов с численностью населения от 5 миллионов;
  • до 25% для городов с численностью жителей от 1 до 5 миллионов (раньше лимит для этой категории городов был 20%).

Сравнительная таблица по изменениям надбавок для ГСМ (города крупного типа)

Помимо названных нововведений, другие надбавки остались прежними:

  • для населенных пунктов до 10 тысяч человек - максимум 5%;
  • от 100 тысяч до 250 тысяч жителей - максимум 10%;
  • от 2150 тысяч жителей - максимум 15%.

Но согласно с нововведениями пятипроцентную надбавку применяют для населенных пунктов любого типа (в том числе поселков, деревень и т. д.), но для этого в них должны быть перекрестки уличной регулировки движения со светофорами и прочими знаками дорожного движения. Если численность какого-либо населенного пункта неизвестна, подобную информацию можно взять на сайте Росстата, перейдя по вкладке «Демография».

Еще одно новшество коснулось надбавок для транспорта технологического типа, которому относится техника, что используется в производственных помещениях, промышленных площадках:

  • строительные краны;
  • бетоноукладчики;
  • бульдозеры;
  • экскаваторы и т.д.

Надбавка по ГСМ для подобного транспорта стала выше - лимит до 20%.

То есть при списывании расходов по ГСМ в соответствии с нормативами Минтранса, нужно внести корректировку по последним нововведениям. Для этого в компании предпринимаются следующие действия:

  1. Издается приказ, в котором утверждается нормирование расхода по ГСМ.
  2. В нем должна быть ссылка на новый документ - распоряжение №НА-90-р Минтранса нашего государства (от 14.07.15 г.), чтобы сотрудники налоговой службы не придирались к увеличенным нормам затрат на топливо.
  3. В обязательном порядке отмечается дата, с момента которой начинают действовать нововведения (их можно официально применять только начиная с 14.07.15 г.).

Учет ГСМ и его документальное подтверждение

Учет ГСМ проводится на основании следующей документации:

  1. На приобретение ГСМ - это могут быть чеки, корешки талонов, отчеты (и авансовые, и топливной карты).
  2. На применение автотранспорта в целях производственного типа - путевые листы (они могут быть составлены в соответствии с типовой общепринятой формой, а могут разрабатываться самостоятельно компанией), отчеты из контролирующих систем - по пробегу и по расходованию топлива (обязательно распечатанные в бумажном варианте с подписью руководящего работника).
  3. На расходование ГСМ - справки из бухгалтерии, соответствующие отчеты.

Для списания ГСМ компания может воспользоваться следующими документами:

  • приказ, в котором утверждаются нормативы по расходованию ГСМ, предназначенного для автотранспорта служебного типа;
  • приказ, в котором утверждаются нормативы по расходованию ГСМ, а также поправочные коэффициенты (то есть надбавки) к этим нормам (для автотранспорта служебного типа);
  • справка с информацией по расчетам максимальной величины расходов по ГСМ (для ИП, что работают по «упрощенке»);
  • книга учета талонов на ГСМ;
  • договор на поставку ГСМ;
  • ведомости по учету и движению ГСМ;
  • акты о списании ГСМ (в том числе и при работе газонокосилки);
  • карта пережогов топлива тепловой электростанции;
  • договора по продаже и доставке топлива твердого типа;
  • форма №4-запасы, которая содержит информацию о запасах ГСМ.

Порядок, согласно которому проводится процедура списания ГСМ

Для «упрощенки» стоимость приобретенных ГСМ должна списываться в статью расходов на тот момент, когда производилась оплата поставщику.

Для общей налоговой системы стоимость всего топлива, что было израсходовано за отчетный месячный период, должна включаться в статью расходов на последнее число отчетного месяца.

Нормативы расходования ГСМ в 2017г.

Нормативы расходования ГСМ утверждаются по рекомендациям Минтранса нашего государства.

Согласно с этими рекомендациями, существуют повышающие коэффициенты для применения автотранспорта в зимний период. Величина таких коэффициентов зависит от региональных нормативов (до 20% от установленной государством нормы). Так, для Москвы и Брянской области - 10%, в Кировской области - 12%, а в Республике Саха - 20%.

Но нормы расходования ГСМ учитывают и количественный состав жителей населенного пункта, где было зарегистрировано транспортное средство. Рассмотрим этот критерий подробнее:

  • 5% - население до 100 тысяч человек;
  • 10% - от 100 тысяч до 250 тысяч жителей;
  • 15% - от 250 тысяч до 1 миллиона человек;
  • 25% - от 1 миллиона до 5 миллионов жителей;
  • 35% - от 5 миллионов.

Помимо этого также следует рассматривать эксплуатационный возраст и километраж пробега автотранспортного средства. Повышающий коэффициент будет выше, в зависимости от следующих показателей:

  • 5% - при эксплуатации от 5 лет или при пробеге от 100 тысяч километров;
  • 10% - при эксплуатации от 8 лет или при пробеге от 150 тысяч километров.

Формула расчета нормативов ГСМ

Нормативы расходования ГСМ для автомобилей легкового типа должны рассчитываться по специальной формуле:

QH =0,01 х Hs х S х (1+0,01 х D), где:

  • QH - это норма расхода ГСМ (в литрах);
  • Hs - это базовый норматив расходования ГСМ на пробег машины (в л/100 км);
  • S - пробег машины (в км);
  • D - коэффициент надбавки либо снижения (% от нормы).

Нормативы расходования ГСМ для определенных машин в зависимости от вида топлива (актуально на 2016 год):

  1. Для реагентов:
  • 5% - Евро-4;
  • 6% - Евро-5;
  • 7% - Евро-6.
  1. Для сжиженных газов (пропана):
  • если автомобиль работает на СУГ: 1,22+/-0,10 л СНГ к 1 л бензина;
  • если автомобиль работает на КПГ: 1+/-0,1 куб.м СПГ (КПГ);если автомобиль работает на СУГ (при установке фургонов): до 2,64 л/100 км;
  • если автомобиль работает на КПГ: до 2 куб. м/100 км.
  1. Для бензина: бортовые автомобили грузового типа, в том числе и автопоезда - до 2 л/100 км.
  2. Для дизельного топлива: бортовые автомобили грузового типа, в том числе и автопоезда - до 1,3 л/100 км.

Пример расчета нормативов по ГСМ в 2017 году

Компания «Нева» является ООО, на ее балансе состоит автомобиль легкового типа «Лада Гранта Лифтбек». Он прошел процедуру регистрации в Оренбургской области, а именно в городе с численностью населения в 1 миллион.

Нам известны следующие сведения:

  • пробег автомобиля в зимний период - 200 км;
  • нормы расходования устанавливаются «Невой» самостоятельно (в соответствии с рекомендациями Минтранса нашего государства);
  • норматив для расходования ГСМ именно для такой машины - Нs=8,2л/100 км;
  • надбавочный коэффициент за работу в населенном пункте с численностью жителей в 1 миллион - 15%;
  • надбавочный коэффициент за работу в зимний период: D=15%.

Теперь приступим к расчетам по специальной формуле: 0,01 х 8,2 х 180 х (1+0,01 х (15+15)) = 19,2 л.

Нормы расходования ГСМ

Российский Налоговый кодекс не ставит условий по нормам ГСМ для транспортных средств. Но, все же, любое расходование топлива в обязательном порядке подтверждаются такими документами, как путевые листы. Формы для таких документов компания может разработать самостоятельно, но для этого необходимо использовать те реквизиты, о которых говорится в приказе №152 Минтранса нашего государства (от 18.09.08 г.). Но еще нельзя забывать о таких разделах, как сведения о прохождении медосмотров поездках.

На сегодняшний день компании, работающие по «упрощенке», не обязаны нормировать стоимость ГСМ для налогового учета. Но они имеют на это право в соответствии с письмами Минфина:

1. №03-03-06/1/2875 (от 27.01.14 г.).

2. №03-03-06/1/20097 (от 03.06.13 г.).

Это связано с тем, что в НК нет строгих требований по нормированию расходов на ГСМ. Поэтому компании самостоятельно должны принять решение о нормировании затрат по ГСМ. Если компания, все же, решила самостоятельно утвердить нормы на расходы топлива, то необходимо учитывать два фактора:

  • какая машина используется;
  • основания для списания расходов ГСМ.

В зависимости от того, какой автомобиль использует компания устанавливаются основания для списания затрат по ГСМ.

1. Если автомобиль принадлежит компании - величина стоимости ГСМ должна учитываться для УСН в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 12.

2. Если автомобиль принадлежит ИП - стоимость топлива по «упрощенке» можно отражать в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12. Это должны подтверждать такие документы:

  • накладные;
  • чеки;
  • квитанции;
  • путевые листы.

Эти бумаги будут свидетельством того, автомобиль применялся в производственных целях - НК, статья №252, пункт 1 и статья №346.16, пункт 2. Подобные расходы на техобслуживание автотранспорта относятся к расходам материального типа - НК, статья №254, пункт 1, подпункт 6. В НК особых условий для списания нет. При наличии ремонтных расходов на автомобили подобного типа, они учитываются по НК - статья №346.16, пункт 1, подпункт 3. Этот учет производится сразу после внесения оплаты - НК, статья №346.17, пункт 2.

3. Если автомобиль арендован у сотрудника компании - такие расходы ГСМ списываются по статьям «Расходы в качестве материальных затрат» - НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 5, или «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья№346.16, пункт 1, подпункт 12. Для подобного учета компании, что работают по УСН, должны в договорных документах об аренде прописать следующее: «расходы на содержание арендованной машины насеет арендатор». Но еще обязательно учитывается в расходах и выплачиваемую арендную плату за этот автомобиль - НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 4. ИП не может заключать договора об аренде автотранспорта с собой самим - ГК, статья №413.

4. Если автомобиль является собственностью рабочего компании, но используется для служебных целей - в этой ситуации стоимость топлива не учитывается в отдельную статью расходов. Для подобного учета подходит только общая сумма компенсационной выплаты, которая предназначается самому рабочему компании - владельца автомобиля (НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12). Нормативы установлены в постановлении №92 (пункт 1) Правительства нашего государства от 08.02.02 г.:

  • для автомобилей легкового типа с объемом двигателя до 2 тысяч куб.см. - до 1 тысячи 200 рублей;
  • для автомобилей легкового типа с объемом от 2 тысяч куб.см. - 1 тысяча 500 рублей.

Но в эти цифровые показатели сумм также входят и те затраты, что несет сам рабочий, который использует транспортное средство (в соответствии с письмом №03-03-01-02/140 Минфина от 16.05.05 г.):

  • техобслуживание;
  • ремонт и т.д.

Поэтому руководство компании может утверждать любой размер для компенсационных выплат рабочему, а при «упрощенке» учитывается только строго установленная норма.

Также следует учитывать факт: называемая норма утверждена на официальном уровне в расчете на полный месячный период при эксплуатации машины в служебных целях - письмо №03-03-01-02/140 Минфина (от 16.05.05 г.).

Например, рабочий использовал автомобиль 2 дня из 22 рабочих дней за весь месяц. Значит, компенсация, которую списывают по статье «Расходы», уменьшится в 11 раз.

Учетные документы по ГСМ для компании, работающей по «упрощенке»

Рассмотрим основные документы, которые необходимо использовать для учета стоимости ГСМ для тех компаний, что работают по «упрощенке».

  1. Путевой лист - служит для подтверждения обоснованности эксплуатации автотранспорта. Он оформляется для каждого транспортного средства отдельно. Период его действия - от одного дня до одного месяца. Официальные общепринятые формы бланков путевых листов утверждаются постановлением №78 Госкомстатом (от 28.11.97 г.), которые обязательны для автотранспортных компаний. Если компания к таковому типу не относится, то форма бланка путевого лица может быть разработана руководством компании самостоятельно - письмо № 03-03-06/2/161 Минфина. В этом случае такая форма отражается в учетной политике компании, как дополнительное приложение с образцом, в котором должны отражаться определенные реквизиты - приказ №152 Минтранса. В путевом листе следует еще прописывать точный маршрут поездки, а также расход ГСМ для определенного транспортного средства.
  2. Накладные, чеки об оплате с АЗС, выписки со счетов - перечисленные документы являются первичными платежными подтверждениями на расходы ГСМ, что фактическая оплата была совершена. Этот список зависит от того, как покупают ГСМ. То есть на АЗС покупателю выдадут чек, а по топливной карте при безналичном расчете - выписка со счета + ежемесячная накладная + отчеты продавца.
  3. Авансовый отчет - данный документ нужен в случае, когда ГСМ покупались с помощью подотчетного лица, который служит приложением к отчету. Эти расходы являются оплаченными компанией на момент утверждения авансового отчета.
  4. Приказ директора о порядке учета расходов по ГСМ - нужен для установления способа определения величины расходов по топливу в учете, производимом при УСН - как налоговом, так и бухгалтерском. Этот документ может составляться в произвольной форме, с учетом:
  • нормативов ГСМ;
  • указаний о списании расходов по ГСМ в полном объеме.

Специалисты рекомендуют обращать внимание на следующий нюанс: нормирование расходов по ГСМ производится, как в бухгалтерском, так и налоговом учете. Но это не является обязательным условием. В бухучете такое списание производится в размере понесенных затрат (по факту) без нормирования - ПБУ 5/01, пункт 5. В налоговом учете также это нормирование на является обязательным, а фактические затраты ГСМ подтверждены в путевом листе.

Учет ГСМ при «упрощенке» в вопросах и ответах

1. Можно ли расходы по ГСМ списывать в полном объеме без нормирования?

Да, такой вариант возможен. Это связано с тем, что обязательных требований к нормам стоимости для ГСМ в российском законодательстве нет. Но если подобного нормирования нет, то объем списываемого ГСМ должен быть документально обоснован для налогового учета. Поэтому целесообразным будет создать одну схему учета, как для налогового учета, так и для бухгалтерского.

2. Какие есть способы нормирования ГСМ?

Для УСН есть три варианта нормирования:

  • использовать те нормы, которые разработаны специально Минтрансом;
  • учитывать ГСМ в пределах нормировки, что устанавливается заводом-изготовителем автомобиля;
  • применять нормирование, разработанное компанией самостоятельно (это должно быть прописано в актах контрольного заезда машины в определенных условиях).

3. Может ли пересмотр нормативов ГСМ в середине годового отчетного периода считаться нарушением?

Такой пересмотр установленных нормативов по ГСМ может быть допустим, если такая процедура обоснована документально. Примером этого может служить следующая ситуация: новая машина расходует топливо в большем количестве, чем было запланировано.

В статью расходов при УСН должны списываться те затраты, что являются экономически оправданными и документально обоснованными. Причина таких изменений должна быть отражена в приказном порядке от лица директора компании - приказ о новых нормативах расхода ГСМ.

4. Существует ли возможность разработать два разных норматива - для зимнего и летнего периода отдельно?

Это возможно, так как российское законодательство разрешает такое действие. В приказе по компании от лица директора указывается, какие периоды будут считаться летними, а какие - зимними. Только в таком случае возможно отдельное нормирование.

5. Имеется ли возможность официально удержать с зарплаты водителя произведенный им перерасход ГСМ?

Да, такая возможность работодателю будет предоставлена, если перерасход ГСМ будет произведен по вине данного водителя. Для этого созывается специальная комиссия, в состав которой входят помимо директора и другие компетентные специалисты - ТК, статья №247. Водитель должен объяснить причину возникшего перерасхода топлива. Директор компании имеет право издать соответствующее распоряжение об удержании денежных средств с водителя после расчета ущерба всей компании. Но этот размер не должен быть выше одного размера среднемесячного заработка - ТК, статья №248. Через суд денежные средства взыскиваются с водителя, если месячный срок уже пропущен или размер ущерба выше установленной законодательством суммы.

Бухучет по ГСМ для «упрощенки»

Операция

Документальное подтверждение

Бухгалтерская проводка

Приобретение ГСМ оплачивается с помощью подотчетного лица

Кассовый ордер расходного типа

Дт счета «71» - Кт счета «50» (проводка выданных денежных средств подотчетному лицу для приобретения ГСМ)

Авансовый отчет подотчетного лица

Дт счета «10» субсчет «Топливо» - Кт счета «71» (принятие к учету приобретенных ГСМ)

Путевой лист

Дт счета «20» («25», «26») - Кт счета «10» субсчет «Топливо» (при списании стоимости потраченного ГСМ на расходы)

При покупке ГСМ оплата производилась в форме безналичного расчета с продавцом

Выписка со счета компании, работающей по УСН

Дт счета «60» - Кт счета «51» (при перечислении денежных средств для приобретения ГСМ)

Накладная (другой первичный документ от поставщика)

Дт счета «10» субсчет «Топливо» - Кт счета «60» (при бухучете приобретенных ГСМ)

Путевой лист

Дт счета «20» («25», «26») - Кт счета «10» субсчет «Топливо» (при списании стоимости затраченного топлива на расходы)

АДИМ

сколько ж тут брехни - начиная прямо с заголовка!

Даня

подскажите пожалуйста норма расхода на тайоте калдине с обьемом 1.8 или же 2.0

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 5 млн. человек - до 35%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 1 до 5 млн. человек - до 25%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

(см. текст в предыдущей редакции)

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

(см. текст в предыдущей редакции)

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 - 40 км/ч - до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

При использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:

(см. текст в предыдущей редакции)

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);