Как составить пояснение в налоговую. Пояснительная записка в налоговую

Нередко при рассмотрении отчетности у налоговиков возникают вопросы, связанные с неточностями, ошибками или возможными нарушениями. В таких ситуациях инспекция запрашивает у налогоплательщика письменные пояснения.

Для составления грамотного ответа нужно четко понимать, что именно хотят выяснить инспекторы, проявить внимательность и тщательно подготовить необходимую информацию.

Пояснительная записка в налоговую: когда ее нужно предоставить

Исходя из положений Налогового кодекса можно выявить основные ситуации, когда потребуется представить разъяснения:
  • расхождение сведений, имеющихся у ИФНС, и предоставленной информации в отчетности либо наличие ошибок и расхождений;
  • проведение камеральной проверки;
  • направление уточненной декларации со сниженным размером сумм отчислений.

Как писать пояснения в налоговую

В настоящее время законом не предусмотрена обязательная форма. Тем не менее, стоит помнить о необходимых атрибутах пояснительной записки:
  • фирменный бланк;
  • реквизиты и контактные данные;
  • исходящий номер и дата;
  • реквизиты полученного требования;
  • подпись с расшифровкой и указание должности подписанта.
Кроме того, нужно представить запрашиваемую информацию с указанием на конкретные цифры и факты и при необходимости приложить подтверждающие документы.

Образец составления

Письмо налоговикам стоит начать следующим образом:
«В ответ на ваше требование о предоставлении пояснений касаемо __ № __, сообщаем следующее: …»
Далее необходимо прописать конкретные сведения в зависимости от сути требования. Необходимо детально осветить каждый вопрос.

Нюансы по определенным видам требований необходимо рассмотреть более детально.

Пояснения в налоговую о расхождениях в декларациях

ИФНС вправе запросить данные о причинах расхождений, который может выявить инспектор, сопоставив данные в нескольких документах.

Поскольку причины нередко связаны с разными правилами определения налоговой базы и отличиями в правилах налогового и бухгалтерского учета, они часто являются обоснованными. Например, ряд доходов не облагается НДС, однако учитывается при установлении размера налога на прибыль. Поэтому будет достаточно указать на данное обстоятельство со ссылкой на конкретные нормы закона.

Пояснительная записка по НДС к возмещению

При заявлении НДС к возмещению, как показывает практика, потребуется представить разъяснения.
Необходимость возмещения может быть обусловлена определенными причинами, например, приобретением дорогостоящего оборудования, на что и следует указать в письме.

Вместе с тем, существует вероятность, что сумма приобретений просто превысит сумму реализации без каких-либо дополнительных причин. Тогда нужно указать налоговикам на этот факт.

Пояснения в ходе камеральной проверки

Обязанность дать налоговикам разъяснения по ошибкам и противоречиям, обнаруженным во время камеральной проверки, предусмотрена п. 3 ст. 88 НК РФ. При этом субъекту предоставляется 5 рабочих дней на предоставление ответа.

Помимо основных общих моментов следует учитывать и то, что если организация обязана направлять декларацию по НДС в электронной форме, то и разъяснения должны быть также направлены в электронной форме.

Пояснительная записка по декларации УСН

При рассмотрении отчетности инспекция может выявить расхождения в сведениях, представленных в декларации, и баланса УСН. Это может быть связано как с тем, что отраженные доходы меньше размера поступлений на расчетный счет, так и с различиями сумм в бухгалтерской и налоговой документации.

В первом случае необходимо пояснить, что суммы доходов верны, а прочие поступления не включаются в доход на основании ст. 346.15 НК.
Во втором же при отсутствии ошибок стоит указать на то, что расхождения вызваны применением УСН.

Пояснения в налоговую по убыткам: образец

У ИФНС могут возникнуть вопросы, связанные с обозначенными в расчете по налогу на прибыль убытками. Если размер убытков существенный либо налогоплательщик в течение нескольких отчетных периодов работает в минус, это практически неизбежно.

Образец используется аналогичный приведенному выше. В теле письма подробно описываются конкретные обстоятельства, обосновывающие убытки. В их числе могут быть такие факторы, как:

  • изменение курса валют;
  • существенные затраты на приобретение оборудования;
  • снижение цен из-за снижения спроса на рынке;
  • форс-мажор, повлекший ущерб.
Главное экономически обосновать все расходы, а также приложить документы, подтверждающие описанные обстоятельства.

Пояснительная записка по справкам НДФЛ

Инспекция вправе проверять корректность определения размера НДФЛ и составления соответствующих справок.
Ошибки в расчетах могут быть связаны с разницей между размерами исчисленного, удержанного и уплаченного налога, значительным уменьшением суммы налога по отношению к предшествующему периоду, неправильным использованием вычетов.

Во всех этих случаях необходимо внести в справки соответствующие исправления и указать на это в письме ИФНС.

Пояснительная записка по встречной проверке

При составлении ответа по встречной проверке стоит ограничиться предоставлением только той информации, которая запрашивается. Более того, некоторые сведения предоставлять не рекомендуется вообще. Это штатное расписание контрагента, дополнительные контакты и т.д. Обосновать это можно тем, что предприятие не обязано обладать подобными данными о контрагенте.

Образец ответа в рассматриваемой ситуации по существу будет представлять собой список представляемых копий документов, оформленный на фирменном бланке предприятия.

Ответственность за непредставление пояснительной записки

Положения статьи 126 НК РФ, которые устанавливают ответственность за непредставление сведений налогоплательщиком, не распространяются на случаи непредоставления разъяснений.
Однако на основании пункта 3 ст. 88 и ст. 129.1 НК РФ при осуществлении камеральной проверки предприятие обязано представлять, в том числе, пояснения, иначе ему грозит штраф 5000 рублей, а при повторном в течение года нарушении — 20000 рублей.

Во всех прочих случаях уклоняться от направления разъяснений также нежелательно, поскольку уплата штрафа — не единственное негативное последствие, которое должно удерживать от игнорирования требований. Ведь ИФНС вправе также доначислить налог, который будет трудно оспорить, либо осуществить выездную проверку.

Поэтому стоит всегда внимательно относиться к требованиям инспекции и не игнорировать их. Это поможет избежать сопутствующих осложнений, а во многих случаях и излишних убытков.

Выберите рубрику 1. Предпринимательское право (229) 1.1. Инструкции по открытию бизнеса (26) 1.2. Открытие ИП (26) 1.3. Изменения в ЕГРИП (4) 1.4. Закрытие ИП (5) 1.5. ООО (39) 1.5.1. Открытие ООО (27) 1.5.2. Изменения в ООО (6) 1.5.3. Ликвидация ООО (5) 1.6. ОКВЭД (31) 1.7. Лицензирование предпринимательской деятельности (11) 1.8. Кассовая дисциплина и бухгалтерия (69) 1.8.1. Расчет зарплаты (3) 1.8.2. Декретные выплаты (7) 1.8.3. Пособие по временной нетрудоспособности (11) 1.8.4. Общие вопросы бухгалтерии (8) 1.8.5. Инвентаризация (13) 1.8.6. Кассовая дисциплина (13) 1.9. Проверки бизнеса (14) 10. Онлайн-кассы (9) 2. Предпринимательство и налоги (395) 2.1. Общие вопросы налогообложения (25) 2.10. Налог на профессиональный доход (3) 2.2. УСН (44) 2.3. ЕНВД (46) 2.3.1. Коэффициент К2 (2) 2.4. ОСНО (34) 2.4.1. НДС (17) 2.4.2. НДФЛ (6) 2.5. Патентная система (24) 2.6. Торговые сборы (8) 2.7. Страховые взносы (58) 2.7.1. Внебюджетные фонды (9) 2.8. Отчетность (82) 2.9. Налоговые льготы (71) 3. Полезные программы и сервисы (39) 3.1. Налогоплательщик ЮЛ (9) 3.2. Сервисы Налог Ру (11) 3.3. Сервисы пенсионной отчетности (4) 3.4. Бизнес Пак (1) 3.5. Калькуляторы онлайн (3) 3.6. Онлайнинспекция (1) 4. Государственная поддержка малого бизнеса (6) 5. КАДРЫ (100) 5.1. Отпуск (7) 5.10 Оплата труда (5) 5.2. Декретные пособия (1) 5.3. Больничный лист (7) 5.4. Увольнение (11) 5.5. Общее (21) 5.6. Локальные акты и кадровые документы (8) 5.7. Охрана труда (8) 5.8. Прием на работу (3) 5.9. Иностранные кадры (1) 6. Договорные отношения (34) 6.1. Банк договоров (15) 6.2. Заключение договора (9) 6.3. Дополнительные соглашения к договору (2) 6.4. Расторжение договора (5) 6.5. Претензии (3) 7. Законодательная база (37) 7.1. Разъяснения Минфина России и ФНС России (15) 7.1.1. Виды деятельности на ЕНВД (1) 7.2. Законы и подзаконные акты (12) 7.3. ГОСТы и техрегламенты (10) 8. Формы документов (80) 8.1. Первичные документы (35) 8.2. Декларации (24) 8.3. Доверенности (5) 8.4. Формы заявлений (11) 8.5. Решения и протоколы (2) 8.6. Уставы ООО (3) 9. Разное (24) 9.1. НОВОСТИ (4) 9.2. КРЫМ (5) 9.3. Кредитование (2) 9.4. Правовые споры (4)

Налоговая может потребовать от фирмы и ИП пояснения к бухгалтерской отчетности, к декларации по УСН и другим налогам, пояснения к форме 2-НДФЛ. Примеры пояснений в налоговую вы можете скачать у нас в формате Ворд, подставить свои реквизиты и отправить в свою налоговую.

  • 1. Пояснения в ИФНС России о несоответствии доходов в декларации по единому налогу при УСН с данными по расчетному счету

Когда понадобится: если суммы поступлений на расчетном счете больше, чем указанные доходы в декларации по единому налогу. ...

Когда понадобится: если, например, данные о выручке или сумме расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности различаются. И не обязательно из- за ошибки в расчетах. Пояснения о таких расхождениях вправе запросить налоговая инспекция.

Примеры пояснения в налоговую

Пояснения в налоговую пишутся в свободной форме, их важно грамотно составить. Возьмите за образец наши примеры.

    1.

    Когда понадобится: при получении из ИФНС России требования представить пояснения о причинах низкой налоговой нагрузки по налогу на прибыль....

    2.

    Когда понадобится: если закрыли обособленное подразделение и получили требование из ИФНС России о некорректном отражении авансовых платежей в декларации по налогу на прибыль....

    3.

    Когда понадобится: если в декларации по налогу на прибыль прямые расходы больше, чем выручка от реализации....

    4.

    Когда понадобится: если остаточная стоимость в декларации по налогу на имущество не соответствует остаточной стоимости в бухотчетности....

    5.

    Когда понадобится: если прибыль в декларации по налогу на прибыль меньше, чем в бухотчетности....

    6.

    Когда понадобится: если выручка в декларации по НДС не соответствует выручке, указанной в декларации по налогу на прибыль....

    7.

    Когда понадобится: если база для расчета НДФЛ не совпадает с базой для расчета страховых взносов....

    8.

    Когда понадобится: если суммы поступлений на расчетном счете больше, чем указанные доходы в декларации по единому налогу....

    9.

    Когда понадобится: если в декларации по налогу на прибыль доходы меньше, чем в отчете о финансовых результатах....

    10.

    Когда понадобится: если заполнили строки 042 или 043 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, а стоимость основных средств в бухотчетности по строке 1150 не увеличили....

    11.

    ПОЯСНЕНИЯ по ошибкам и (или) противоречиям, выявленным налоговой инспекцией...

    12.

    Когда понадобится: при требовании инспекции представить подтверждающие документы или пояснения. ...

    13. 14.

    Когда понадобится: при получении из ИФНС России требования о представлении пояснений о причинах низкой зарплаты....

    15.

    Когда понадобится: если КПП контрагента в декларации по НДС указан верно....

    16.

    Когда понадобится: если ликвидировали основные средства и получили требования из налоговой инспекции о причинах снижения остаточной стоимости основных средств....

    17.

    Когда понадобится: если есть объекты, амортизация по которым начисляется, а объектами обложения налогом на имущество они не являются. Такие объекты перечислены в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ. ...

    18.

    Когда понадобится: если в отчетности по налогу на прибыль организация отразила убытки. В этом случаеналоговая инспекция может запросить пояснения о причинах их возникновения....

    19.

    Когда понадобится: если из налоговой инспекции получено требование с замечаниями по представленной декларации....

    20.

    ОКУД 0710005. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах...

    21.

    Когда понадобится: если организация сдает уточненную декларацию по налогу на прибыль, в которой отражено увеличение налоговой базы в связи с корректировкой цен по контролируемой сделке....

    22.

    Когда понадобится: если организация обнаружила, что цены по контролируемым сделкам не соответствуют рыночному уровню. В этом случае необходимо подать уточненную декларацию по НДС, а к ней приложитьпояснительную записку с указанием сведений о сделках, в отношении которых произведена корректировка....

    23.

    Когда понадобится: если выручка в декларации по НДС не соответствует поступлениям по расчетному счету....

    24.

    Когда понадобится: если в декларации по НДС организация заявила сумму налога к возмещению. В этом случаеналоговая инспекция может затребовать пояснения. ...

    25.

    Когда понадобится: если в отчетности по 2-НДФЛ налоговая инспекция обнаружит снижение доходов сотрудников по сравнению с предыдущими периодами и потребует пояснений у организации. Например, если изменились организационные или технологические условия труда и это привело к уменьшению нагрузки сотрудников....

    26.

    Когда понадобится: если, например, данные о выручке или сумме расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности различаются. И необязательно из- за ошибки в расчетах. Пояснения о таких расхождениях вправе запросить налоговая инспекция. ...

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Ситуация.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае - это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.