Исполнительное производство о взыскании денежных средств. Как приставы взыскивают долги с физических лиц по решению суда

  • Билет № 7. Понятие политической системы общества. Элементы политической системы. Роль государства в политической системе.
  • Билет № 8. Политическая система Российской Федерации, сложившаяся на основе Конституции России 1993 года.
  • Билет № 9. Понятие и признаки права. Разнообразие подходов к понятию и определению права. Типы правопонимания.
  • Билет № 10. Сущность права. Социальное назначение и функции права
  • Билет № 11. Социальная ценность права
  • Билет № 12. Понятие правовой системы, ее основные элементы.
  • Билет №13. Основные правовые системы современности.
  • Билет № 14. Социальное регулирование и его виды.
  • Билет № 15. Правовое регулирование и правовое воздействие. Механизм правового регулирования.
  • Механизм правового регулирования
  • Билет №16. Виды социальных норм. (Система социальных норм. Классификация социальных норм).
  • Билет №17. Соотношение права и морали.
  • Билет №18: Соотношение права и обычаев.
  • Билет №19. Соотношение права и корпоративных норм.
  • Билет №20. Соотношение права и технических норм
  • Билет №26. Закон: понятие и виды. Принцип верховенства закона.
  • Билет №27. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.
  • Билет № 28. Действие нпа во времени.
  • Билет №29. Понятие системы права. Частное и публичное право.
  • Билет №30. Отрасль права: понятие и виды. Основания деления права на отрасли.
  • Билет №31. Материальное и процессуальное право, их соотношение и взаимодействие.
  • Билет №33. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • Билет №34. Современные тенденции в развитии системы законодательства.
  • Билет №37. Понятие правоотношения. Классификация правоотношений. Состав правоотношения.
  • Билет №38. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
  • Билет №39. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность.
  • Билет №40. Объекты правоотношений.
  • Билет №41. Юридические факты, их виды. Фактический состав.
  • Билет №42. Понятие реализации права. Формы реализации.
  • Билет №43. Правомерное поведение, виды правомерных действий.
  • Билет №44. Понятие правовой процедуры и юридического процесса.
  • Билет №45. Применение норм права.
  • Билет №46. Пробелы в праве, способы их восполнения.
  • Билет №47. Коллизии в праве и принципы их разрешения.
  • Билет №48. Понятие и значение толкования.
  • Билет №49. Понятие и признаки правонарушения.
  • 1) По степени общественной опасности:
  • 2) По характеру вины:
  • 3) По родовому объекту посягательства:
  • Билет № 50. Причины правонарушений, пути их преодоления
  • Билет №51. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов, пропаганда правовой политики государства.
  • Билет №52. Понятие юридической ответственности.
  • Билет №53. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов
  • Билет №54. Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса
  • 1. Законодательная инициатива
  • Билет №55. Субъекты правотворчества. Участие граждан, общественных организаций и народа в процессе правотворчества. Право законодательной инициативы.
  • Билет №56. Подготовка законопроекта к рассмотрению и порядок принятия решения.
  • Билет №57. Опубликование и вступление в силу законов.
  • Билет №58. Проблемы совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации.
  • Билет №59. Понятие и формы систематизации нормативных правовых актов.
  • Билет №60. Расчистка (ревизия) законодательства и инкорпорация как формы систематизации законодательства.
  • Билет №61. Кодификация как форма систематизации законодательства. Кодифицированный нормативный правовой акт, его структура.
  • Билет №62. Свод законов как высшая форма систематизации
  • Билет №63. Конституция Российской Федерации как основа развития российского законодательства, всей правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 64. Электронные правовые базы данных как средство учета и систематизации законодательства, способ информирования граждан.
  • Билет № 66. Особенности юридической техники нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов.
  • 5. Способы процедурно-процессуального оформления юридической практики. Билет №67. Правовой статус личности: понятие и структура.
  • Билет №68. Возникновение и развитие категории «права и свободы человека и гражданина».
  • Билет №69. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина России, их развитие в текущем законодательстве.
  • Билет №70. Национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав человека.
  • Билет №71. Международно-правовой механизм защиты прав человека.
  • Билет № 72. Правозащитная деятельность в гражданском обществе.
  • Билет № 73. Понятие и признаки правового государства. Возникновение и историческое развитие идеи правового государства.
  • Билет № 74. Понятие и признаки гражданского общества. Государство и право в гражданском обществе.
  • Билет № 75. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в условиях современной России.
  • Билет № 76. Понятие и признаки социального государства. Актуальные проблемы социальной политики в Российской Федерации.
  • Билет № 77. Основные черты взаимодействия экономики, государства и права. Государственно-правовое регулирование и объективные законы экономики.
  • Билет № 78. Формы и методы государственного регулирования экономических отношений.
  • Билет № 79. Место и роль государства и права в современной рыночной экономике. Соотношение государственного регулирования и экономического саморегулирования.
  • Билет № 80. Понятие и отличительные признаки информационного общества.
  • Билет № 81. Проблемы создания информационного общества в России: новые возможности, новые угрозы.
  • Билет № 82. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.
  • Билет № 83. Система органов государства в Российской Федерации.
  • Билет № 84. Особенности реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года
  • Билет № 85. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • Билет № 86. Государственная служба, статус государственного служащего
  • Билет № 87. Критерии эффективности государственного аппарата и пути ее повышения. Проблема борьбы с коррупцией и бюрократизмом.
  • Билет № 88. Проблемы развития и совершенствования федеративной формы государственного устройства в Российской Федерации
  • Билет № 90. Понятие и содержание законности. Законность и справедливость. Законность и целесообразность
  • Билет № 91. Принципы и гарантии законности.
  • Билет № 92. Понятие правопорядка и пути его совершенствования.
  • Билет № 93. Понятие, виды и структура правосознания.
  • Билет № 94. Правовая культура: понятие, формы и элементы. Значение правовой культуры.
  • Билет № 95. Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе. Правовое образование и воспитание.
  • Билет № 97. Взаимодействие международного права и национальной правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 98. Международное сотрудничество государств в сфере экономики, экологии, политики, науки и культуры, борьбе с преступностью и терроризмом.
  • Билет № 99. Понятие и методология сравнительного правового исследования.
  • 2.1 Теория империализма
  • 2.2 Теория зависимости
  • Билет № 82. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.

    В соответствии с ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

    Свободно получать информацию – значит, иметь открытый доступ к сведениям, представляющим значение для реализации прав и свобод человека и гражданина (информация о наличии вакантных рабочих мест, о состоянии окружающей природной среды, о расписании движения маршрутных транспортных средств и т.д.).

    Однако это право не безусловно – оно реализуется «законным способом», то есть в тех пределах, которые очерчены действующим законодательством. Установление таких пределов на основании федерального закона самой Конституцией Российской Федерации прямо связывается с необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц, защиты нравственности, здоровья, безопасности государства (статья 55).

    Поэтому порядок реализации права граждан на информацию раскрывается в специальных федеральных законах, среди которых два нормативно-правовых акта – Федеральный закон 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» – имеют основополагающее значение.

    В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию ее доступности подразделяется на две категории – открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.

    К общедоступной относится общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен (статья 7 Федерального закона «Об информации…»). Такая информация может использоваться ее получателями свободно, по своему усмотрению, если только для ее использования не установлены специальные ограничения.

    По общему правилу, открытой является информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления – если иное не установлено федеральными законами (статья 3 Федерального закона «Об информации…»). Развивая это правило, законодатель говорит о том, что любой гражданин вправе получать от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы (статья 8 Федерального закона «Об информации…»). Отказ в предоставлении такой информации, при условии соблюдения гражданином порядка обращения за получением информации, является неправомерным и может быть оспорен гражданином в суде.

    В отношении нижеперечисленной информации какие-либо ограничения доступа установлены быть не могут:

      нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций, государственных органов и органов местного самоуправления;

      информация о состоянии окружающей среды;

      информация о деятельности государственных и муниципальных органов, об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

      информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

    Закон гарантирует бесплатность предоставления информации в следующих случаях:

      если информация о деятельности государственных и муниципальных органов размещается такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях (Интернет);

      если информация затрагивает права и обязанности заинтересованного лица.

    Установление государственным органом, либо органом местного самоуправления, их должностными лицами платы за предоставление информации возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральным законом.

    Следует отметить, что действующее законодательство об информации предоставляет широкие полномочия обладателю информации – он вправе, в частности, разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа. При этом данное право обладателя информации не может нарушать прямо предусмотренное федеральным законом право гражданина на доступ к той или иной информации. Это означает, что установление произвольных ограничений, запретов на доступ к информации неправомерно (часть 4 статьи 29, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 № 3-П). Так, не может быть признана коммерческой тайной такая социально значимая информация , как:

      о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

      о численности и составе работников предприятия, о системе оплаты и об условиях труда, об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

      о загрязнении предприятием окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;

      сведения, содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности (и т.д. статья 5 Федерального закона «О коммерческой тайне»).

    Важное требование к обладателям информации ограниченного доступа, которым она стала известна в связи с исполнением должностных обязанностей – соблюдение конфиденциальности такой информации (она не может быть передана третьим лицам).

    Особой категорией охраняемой законом информации являются персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации гражданину, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая соответствующая информация (статья 3 Федерального закона «О персональных данных»).

    Такая информация, по общему правилу, должна оставаться конфиденциальной для третьих лиц (ст. 7 Федерального закона «О персональных данных»), за исключением случаев, когда:

    1) сам гражданин – субъект персональных данных – дает согласие на ее разглашение, в том числе для определенных (ограниченных) целей использования (например, включение данных о сотрудниках организации в общедоступные справочники);

    2) законом установлены обязательные требования для предоставления персональных данных (например, обнародование государственными служащими сведений о своих доходах и имуществе);

    3) информация о гражданине обезличивается, то есть не позволяет достоверно установить его и, по существу, теряет характер персональных данных (например, гражданин Б., сотрудник коммерческой фирмы).

    Также, по общему правилу, не допускаются любые действия по обработке персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (статья 10 Федерального закона «О персональных данных»). Часть. 2 ст. 10 устанавливает исключения из этого правила, в частности, для целей отправления правосудия, оказания медицинской помощи, безопасности, оперативно-розыскной деятельности и т.д.

    Наконец, в ряде случаев закон устанавливает запрет на распространение информации – так, статьей 10 Федерального закона «Об информации…» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    "

    1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

    3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

    4. Не может быть ограничен доступ к:

    1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

    2) информации о состоянии окружающей среды;

    3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

    4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

    4.1) информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации);

    5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

    5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

    7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским

    Получив постановление суда, истец ждет его выполнения от ответчика в добровольном порядке. Если все разногласия между сторонами были разрешены еще во время процесса, то исполнение решения о взыскании произойдет быстро.

    Добросовестный ответчик, для того чтобы избежать штрафных санкций, сохранить деловую репутацию просто будучи, честным человеком не заставит себя долго ждать. Однако, так происходит далеко не всегда. Часто приходится ждать исполнения судебных решений продолжительное время.

    Когда все разумные и мирные методы воздействия на должника использованы нужно обращаться к исполнительных органам власти. В этом случае истец, получив положительное решение в свою пользу, направляется к приставам и инициирует исполнительное производство (далее ИП).

    Для обращения в соответствии с законом №59-ФЗ «Порядок рассмотрения заявлений граждан РФ» организовано несколько способов. Самым простым и привычным является письменное послание в региональное отделение ФССП России. Его примут специалисты в соответствии с утвержденным графиком работы без записи в порядке живой очереди.

    Для жителей удаленных районов, граждан, не имеющих возможности лично подать обращение или для инвалидов, существуют онлайн-сервисы ФССП, которые удовлетворят все необходимые потребности заявителя.

    Для удобства пользования гражданами открыта регистрация в личном кабинете на сайте ФССП посредством единой учетной записи портала www.gosuslugi.ru. Обращения, поданные в электронном виде, рассматриваются в течение семи дней и по ним выносится постановление о взыскании по ИП либо они переправляются в другие органы и инстанции, если предмет заявки не относится к компетенции взыскания.

    К рассмотрению не принимаются обращения, содержащие заведомо ложные сведения, информацию оскорбительного характера, сведения, нарушающие законы Российской Федерации и по ним выносится постановления об отказе в возбуждении производства.

    Взыскание средств по исполнительному производству

    Порядок взыскания компенсации с должника определяется ст. 69 ФЗ-229 частью 2 (об обращении на имущество должника взыскания в порядке исполнительного производства). Взыскание средств по ИП накладывается на личное имущество и деньги ответчика либо электронные счета, где бы они ни находились.

    Для начала изъятия денег в счет задолженности у приставов должно появиться основание. Это может быть судебный приказ, обращение о начале исполнительного дела от гражданина на основании судебного решения, постановление о .

    Ответчику по делу вручается исполнительный лист (далее ИЛ), требования которого должны быть удовлетворены в течение 5 дней. При их неудовлетворении начинается процедура принудительного взыскания, в процессе которой ФССП подает запросы ко всем органам, владеющим информацией об имуществе должника, его счетах и доходах.

    По запросу в определяется доход, расчетные счета, размер и характеристики имущества, облагаемого налогом.

    С карты

    На основании Федерального Закона №229 и постановлении о взыскании накладывается на любые доходы должника. Объектом обращения взыскания могут стать даже кредитные карты, оформленные в любом банке.

    Если карта используется для получения социального пособия, которое по закону не может быть изъято либо других выплат с запретом на их изъятие, то об этом необходимо заранее уведомить судебного пристава, выдавшего постановление. Иначе суммы будут списаны, а на их возврат потребуется немалое время.

    Со счета

    Как и в случае с кредитной картой ФССП имеет право провести безакцептное списание наличности со счета любого банка. Так как по новым правилам банки должны моментально исполнять требования на взыскание по производству, то при любом поступлении доходов на арестованный счет с него тут же будет удержана затребованная сумма.

    Если счет используется для социальных выплат, таких как материнский капитал или социального пособия, то необходимо сразу после получения исполнительного листа уведомить пристава о его назначении. Иначе средства будут возвращены только после подачи жалобы в региональное отделение ФССП или в личном кабинете на сайте www.fssprus.ru.

    Через работодателя

    Если должник ведет трудовую деятельность, то его заработная плата также становится объектом притязаний. В соответствии с законом оплата претензий кредиторов удовлетворяется только из 50% официальной заработной платы гражданина.

    Кроме того, если кредитор обладает сведениями о месте трудоустройства ответчика, то он может предъявить ИЛ его работодателю с требованием о погашения долга миную приставов.

    Это позволит сократить время на взыскание по ИП, так как приставы перед требованием об уплате рассчитывают платежеспособность должника, а это занимает длительное время.

    Если имеются сведения о наличии у должника наличных денег в банковских ячейках для хранения, домашних сейфах, доверенных лиц и так далее, то на них накладывается арест с последующим изъятием и перечислением на счет ФССП, так как хранение наличности не входит в компетенцию исполнительных органов.

    При обращении взыскания на суммы по производству к юридическому лицу, ведущему кассовую деятельность, арест накладывается и на всю наличность организации с обязательным перечислением их на счета ССП.

    Так как деятельность приставов должна соответствовать законодательству РФ, то изъятие ценного имущества не мешает ответчику производить положенные выплаты зарплат и обязательных платежей, иначе он должен обжаловать действия службы взыскания.

    Очередность взыскания

    Арест кассы не может препятствовать выплате должником первоочередных платежей.

    К ним относятся:

    • алименты;
    • пособия по увольнению или причинению вреда здоровью;
    • заработная плата сотрудников;
    • уплата взносов в государственные фонды и обязательные сборы.

    В исполнительном деле, если истец обратился к приставам о возмещении или компенсации существует еще один способ обеспечения - это передача прав собственности на движимое или недвижимое имущество.

    Обращение взыскания на земельный участок и недвижимость

    При недостаточности обеспечения требований истца арест может накладываться на недвижимое имущество ответчика с последующей перерегистрацией права собственности на земельный участок или строение. По причине особой важности недвижимого имущества требования кредиторов переносятся на него в последнюю очередь.

    Кроме того, если ответчик располагает лишь одним объектом недвижимости, а его общая площадь не превышает законных норм проживания для него и членов его семьи, то арест на нее не накладывается.

    Производство не подразумевает лишения гражданина средств к существованию, какие бы меры к нему ни применялись.

    Обращение взыскания на движимое имущество

    В случаях невыполнения обязательств по договору с залоговым имуществом по претензии кредитора удовлетворяются путем реализации залога. Пример — это невыполнение кредитных обязательств, в результате которых, банк реализует предмет залога (например, при автокредите залогом является сам автомобиль).

    В этом случае залог не реализовывается ранее десятидневного срока от момента уведомления всех сторон. Это позволит залогодателю дать дополнительное время чтобы принять меры по разрешению конфликта.

    Заключение

    В настоящее время правительством и Государственной думой РФ предприняты серьезные меры по упрощению оборота документов в производстве, защите граждан от произвола исполнительной власти.

    При помощи элементов электронного правительства гражданин, может не обивая пороги инстанций проверить взыскание по номеру дела, обратиться с жалобой или просьбой к руководству ФССП и получить реальную помощь от органов государственной власти.

    Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.

    Итак, свершилось то, чего вы так долго ждали. Наконец-то вы получили исполнительный документ о взыскании с должника весьма приличной денежной суммы и с нетерпением ждёте возврата своих «кровных». Хорошо, если у вашего должника есть деньги, и ещё лучше, если у него есть желание их вам вернуть. Но не секрет, что случаи быстрого и лёгкого возврата просроченного долга довольно редки. Скорее всего, к моменту получения исполнительного документа вы уже многое испробовали: вели переговоры с должником о погашении долга, направляли ему претензии с подробным описанием юридических последствий уклонения от оплаты долга, подали иск в суд, выиграли процесс и получили решение. При этом прошёл значительный период времени: в среднем типовые дела по «дебиторке» длятся от полугода до года. Как показывает практика, в большинстве случаев выиграть суд – это всего лишь половина пути, который предстоит пройти взыскателю. Вторая половина, если ваш должник не является финансово состоятельным, приходится именно на принудительное исполнение решения суда.

    Куда предъявляется исполнительный документ?

    Существует несколько вариантов того, каким образом можно предъявить к взысканию исполнительный документ. Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве», вы имеете право подать исполнительный документ в территориальное отделение Службы судебных приставов. Это может быть отделение, находящееся как по месту жительства (регистрации) должника, так и по месту его пребывания (фактическому местонахождению), а также по месту нахождения его имущества.

    Кроме того, вы можете и миновать обращение к судебным приставам и подать исполнительный документ в банк, в котором открыт расчётный счёт должника. Чтобы узнать, услугами какого банка пользуется должник, обратитесь в любой налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений о счетах должника – и сможете получить эту информацию по истечении 7 дней. А если ваш должник – гражданин из бюджетной сферы, то можно начать со Сбербанка: учитывая долю банковского рынка, которую тот занимает, шансы списать деньги должника «наугад» довольно велики. Банк, получивший исполнительный документ от взыскателя, обязан самостоятельно установить счета и списать денежные средства со всех имеющихся счетов в пределах суммы, указанной в исполнительном листе.

    Наконец, исполнительный документ может быть предъявлен в организацию, которая выплачивает должнику-гражданину периодические платежи (зарплату, пенсию, стипендию). Это могут быть компания-работодатель должника, пенсионный фонд, образовательное учреждение и др. Законодательство допускает такой способ взыскания, если сумма долга не превышает 25 000 рублей либо если по исполнительному документу возмещается вред здоровью, взыскиваются алименты или другие периодические платежи.

    Как правильно оформить заявление в службу судебных приставов?

    В случае если с помощью банков, работодателя и других организаций взыскать долг невозможно, то следует обращаться в Службу судебных приставов.

    Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании заявления взыскателя или его представителя. К заявлению о возбуждении исполнительного производства прикладывается оригинал исполнительного листа и доверенность представителя (если он сам подписывает заявление).

    Перед подачей исполнительного документа важно проверить, не истёк ли трёхлетний срок на предъявление исполнительного листа, все ли необходимые сведения в исполнительном документы указаны (перечень требований смотрите в ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве») и нет ли в исполнительном документе ошибок. Иначе пристав-исполнитель обязан отказать в возбуждении исполнительного производства. Правда, стоит отметить, что, например, в последние годы судебная практика критически относится к отказам в возбуждении исполнительного производства из-за отсутствия в исполнительном листе информации о месте рождения должника, указывая на незначительность этой идентифицирующей информации (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2015 г. по делу №А60-19042/2015).

    Особое внимание стоит уделить доверенности, то есть полномочиям представителя. В тексте доверенности должно быть указано право доверенного лица на предъявление и отзыв исполнительного документа. В противном случае пристав-исполнитель вынесет постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и вернёт исполнительный документ. Также стоит знать и о других правомочиях представителя, которые специально оговариваются в доверенности. Такими правомочиями являются:

    • передача полномочий другому лицу (передоверие),
    • обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава,
    • получение присужденного имущества,
    • отказ от взыскания по исполнительному документу,
    • заключение мирового соглашения.

    Таким образом, при подготовке доверенности нужно проверить, соответствует ли объем правомочий, указанных в доверенности, тем правомочиям, которые реально необходимы при представлении интересов взыскателя.

    Важно тщательно поработать над содержанием заявления. В заявлении необходимо указать ходатайства о наложении ареста на имущество, о котором вам известно:

    • сведения о банковских счетах,
    • недвижимость (можно сделать запросы заранее и приложить к заявлению выписку из ЕГРН),
    • автотранспорт (возможно, вы сняли копию свидетельства о регистрации транспортного средства),
    • сведения о месте работы (указать данные работодателя, адрес, номер телефона),
    • сведения из ЕГРЮЛ о правах на доли должника в организациях,
    • сведения о супруге должника-гражданина (имущество супруга может быть арестовано, а кредитор может потребовать выдела доли должника через суд).

    Порой из-за недостатка в заявлении информации пристав ведёт исполнительное производство несколько месяцев, тогда как это можно было бы сделать гораздо быстрее.

    Рекомендуем при подаче документов в канцелярию отдела судебных приставов сразу поинтересоваться, кому из судебных приставов-исполнителей будет передан исполнительный документ, узнать номер его кабинета и контактный телефон. Заявление взыскателя и исполнительный документ в течение 3-х дней передаются из канцелярии судебному приставу. Важно проконтролировать соблюдение этого срока (можно позвонить или прийти повторно). В исполнительном производстве нерабочие и праздничные дни не учитываются при определении срока. На практике бывают случаи, когда без каких-либо законных оснований исполнительный документ может пролежать в канцелярии более года.

    Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Этот процесс также нельзя оставлять без внимания: если потребуется, нужно напомнить приставу об установленном в законе сроке.

    Примечательно, что у взыскателя появилась возможность получать информацию о ходе исполнительного производства при помощи электронной почты. Для этого необходимо сообщить свой адрес электронной почты в заявлении о возбуждении исполнительного производства или в отдельном уведомлении. Помимо этого, появилась возможность направлять электронные обращения через личный кабинет стороны исполнительного производства на . Электронное взаимодействие на этой ниве пока совершенствуется, но уже даёт свои скромные плоды, позволяющие оперативно получать и передавать информацию, заявления и ходатайства.

    Информацию о возбуждении исполнительного производства и данные пристава, который ведёт производство, также можно получить в Банке данных исполнительных производств на сайте Службы судебных приставов. К тому же можно подписаться на изменения информации по исполнительным производствам вашего должника, что очень полезно.

    В дополнение рекомендуем подписаться на изменение информации о должнике на сайте . В случае если в отношении должника будет возбуждено дело о банкротстве, у вас будет два месяца (с момента публикации) на включение своих требований в реестр требований кредиторов для последующего их удовлетворения из конкурсной массы должника. По окончании процедуры организация-банкрот будет исключена из реестра юридических лиц, а банкрот-гражданин может быть освобожден от уплаты долгов.

    Исполнительное производство возбуждено, что дальше?

    После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет электронные запросы в Росреестр, Федеральную налоговую службу, ГИБДД, Пенсионный фонд РФ, в банки, с которыми организован электронный документооборот, ЗАГС, ГИМС, Ростехнадзор, операторам сотовой связи, в Федеральную миграционную службу. Ответы на запросы, как уже отмечалось, приходят приставу в течение нескольких дней, а некоторые – в течение нескольких недель.

    Если есть срочная необходимость в аресте имущества должника, то с приставом-исполнителем нужно договориться о совместном выезде, по возможности, обеспечив автотранспорт. Выезжать к должнику лучше всего в первые же дни исполнительного производства, то есть пока он ещё не знает о возбуждении процедуры принудительного взыскания. В этом случае должник может не успеть перевезти ликвидное имущество в другое место или «нарисовать» документы, подтверждающие выбытие имущества из его собственности.

    Во время выезда настаивайте (а лучше – договоритесь с приставом заранее) о составлении акта-описи имущества, вынесения постановления о наложении ареста на имущество и передаче арестованного имущества на ответственное хранение вам (за исключением недвижимого, которое взыскателю на хранение передано быть не может). Если имущество при наложении на него ареста передаётся на ответственное хранение должнику или членам его семьи, то должник должен быть письменно предупрежден об уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации».

    Если сумма долга свыше 2 250 000 рублей, напомните приставу о необходимости предупредить должника об уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности». В перспективе это может дать дополнительные возможности для побуждения должника к погашению долга.

    В случае если должник будет препятствовать приставу или откажется выполнять его законные требования, то он может быть привлечён к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ. Кстати, по указанной статье могут быть оштрафованы любые лица и организации, которые не исполняют требования пристава о предоставлении информации, перечислении денег и т.п.

    Как ограничить должнику выезд за границу?

    Пристав вправе на шесть месяцев ограничить должнику выезд за пределы Российской Федерации, если:

    • должник уведомлен о возбуждении исполнительного производства,
    • основанием для взыскания является судебный акт,
    • истёк 5-дневный срок для добровольного исполнения судебного акта,
    • долг превышает 30 000 рублей (а по социально важным взысканиям – алиментам, компенсации морального вреда и т.п. – 10 000 рублей).

    Если сумма взыскания от 10 000 до 30 000 рублей, то такая мера может быть применена по истечении двух месяцев, предусмотренных для добровольного исполнения судебного акта.

    Если спустя шесть месяцев после вынесения судебного акта должник всё ещё не погасил задолженность, пристав может повторно наложить запрет на выезд за пределы России. Взыскателю важно отслеживать завершение указанных сроков и напоминать приставу о необходимости повторного вынесения постановления об ограничении должнику выезда за границу.

    Как судебные приставы продают имущество должника?

    В первую очередь производится обращение взыскания на денежные средства должника. До тех пор, пока не будут проверены все его банковские счета, арестованное имущество на реализацию выставляться не будет. Поэтому важно узнать, проверены ли имеющиеся счета должника, есть ли в деле ответы банков. В случае если денег на банковских счетах должника нет или их недостаточно, пристав начинает оценку и реализацию арестованного имущества.

    Оценку и продажу имущества должника осуществляют специализированные организации. На открытых торгах в форме аукциона продаются:

    • вещи дороже 500 000 рублей,
    • недвижимость,
    • ценные бумаги,
    • имущественные права,
    • заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем,
    • предметы, имеющие историческую или художественную ценность.

    Организацией и проведением торгов занимается Росимущество. Информация о реализации имущества на торгах публикуется в периодических изданиях и на .

    Если имущество не будет продано после первых торгов, то судебный пристав-исполнитель снижает его стоимость на 15% и снова выставляет на торги. В случае если и повторные торги не состоялись, пристав предлагает взыскателю забрать нереализованное имущество с уменьшением стоимости на 25% от начальной цены в счёт погашения долга. Если взыскатель в течение пяти дней после получения предложения не забирает нереализованное имущество, то оно возвращается должнику. По закону, реализация имущества проводится в течение двух месяцев, но на практике эта процедура занимает трех месяцев до двух лет (это зависит от расторопности пристава, оценщика, реализатора, а также от вовлеченности в процесс реализации самого взыскателя).

    Нельзя не упомянуть и об упрощённом порядке реализации имущества стоимостью менее 30000 рублей. В случае наложения ареста на такое имущество должник вправе в течение десяти дней со дня извещения об оценке подать ходатайство о самостоятельной его реализации. Пристав может предоставить должнику возможность продать имущество в течение десяти дней. У взыскателя после получения оценки имущества тоже есть десять дней для подачи ходатайства об оставлении имущества за собой. В случае отсутствия ходатайства о самостоятельной реализации со стороны должника или безуспешной реализации имущества должником судебный пристав-исполнитель предлагает имущество взыскателю в счёт погашения долга. Если взыскатель отказывается его принять, имущество передаётся на принудительную реализацию в обычном порядке.

    Таким образом, должнику первому предоставляется право реализовать имущество стоимостью менее 30000 рублей. Затем право забрать имущество в счёт долга предоставляется взыскателю. Если взыскателей, подавших ходатайство, несколько, то первым будет тот, чьи требования выше в очерёдности, установленной ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве, а если взыскатели относятся к одной очереди – тот, чей лист поступил на принудительное исполнение ранее другого.

    Важно учитывать, что у должника-гражданина имеется исполнительский иммунитет, установленный ст. 446 ГПК РФ. Не подлежит реализации жилое недвижимое имущество, являющееся единственным пригодным для проживания должника и его семьи.

    Споры относительно предоставления иммунитета на многометражные дома и квартиры должника по-прежнему не утихают. Конституционный суд РФ рекомендовал законодателю разработать необходимую законодательную базу для преодоления иммунитета на жилую площадь, превышающую социальные нормы жилья, и появилось несколько законопроектов, потерпевших фиаско. Тем не менее, вопрос обсуждается, и когда-нибудь в нем будет поставлена точка.

    Стоит отметить два важных аспекта. Во-первых, иммунитет предполагает запрет реализации, арест имущества при этом не запрещён. Поэтому при открытии наследства в пределах стоимости наследуемого имущества за долги наследодателя будут отвечать наследники, а если имущество будет выморочным, его унаследует государство в лице Росимущества или муниципальное образование (если наследуется земельные участки или жилая недвижимость). Важно, чтобы арест, наложенный на жилое имущество должника, был сохранен и исполнительное производство не было ошибочно окончено или прекращено.

    Во-вторых, пока законодатель думает, как правильно обратить взыскание на часть многометражных жилых помещений должника, появилась судебная практика, позволяющая выделить часть имущества (одну или несколько комнат) и реализовать её на торгах. Это довольно смело, прогрессивно, но не слишком распространено.

    В принудительном исполнении важным вопросом является наличие у должника общего имущества, приобретённого в браке. Порой всё имущество записано на супруга (супругу), и тут у судебного пристава-исполнителя имеется редко используемая возможность запрашивать сведения о таком имуществе и накладывать на него аресты до разрешения вопроса о выделе доли должника из общего имущества супругов.

    Стоит ли обжаловать действия судебного пристава-исполнителя?

    По закону, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Это не означает, что через два месяца долг будет взыскан. Также это не означает, что судебный пристав-исполнитель вынесет постановление об окончании исполнительного производства.

    Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не влечёт за собой последствий в виде окончания исполнительного производства. Исполнительный документ может лежать у пристава годами. Поэтому обжалование бездействия пристава в связи с просрочкой в два месяца может оказаться бесперспективным. Вышестоящее должностное лицо (старший судебный пристав отдела) или суд откажет в удовлетворении такого заявления.

    На практике обжалование действий пристава приводит к излишнему формализму в его работе по вашему производству. Поэтому лучше иметь доверительные отношения с приставом.

    Жаловаться старшему судебному приставу, в прокуратуру или суд рекомендуем только тогда, когда речь идёт о существенном нарушении ваших прав (например, если пристав совершает незаконные действия или если имеются сведения и факты о том, что пристав в сговоре с должником). Рекомендуем вам известить пристава о намерении подать жалобу: возможно, пристав исправит допущенные ошибки или прекратит бездействие, и жаловаться не придётся.

    Статья написана специально для сайта

    банкротство, исполнение решений, коллекторские услуги

    Получив исполнительный лист и передав его в ФССП, взыскатель вправе рассчитывать на быстрое получение денег, исполнения иных требований. Сроки, связанные с принудительным удержанием, содержатся в Законе № 229-ФЗ, ГПК РФ. Их обязаны соблюдать приставы, сотрудники банка, работодатель должника.

    Срок действия исполнительного листа по взысканию денежных средств составляет 3 года после вступления в силу решения суда. На завершение исполнительных действий и возврат долга Закон № 229-ФЗ дает 2 месяца.

    Нужно разграничивать срок давности предъявления исполнительных документов к взысканию и период, в течение которого приставы обязаны обеспечить возврат долга. Вот какие процессуальные моменты содержит Закон № 229-ФЗ:

    • срок предъявления исполнительного листа для принудительного взыскания составляет 3 года с момента вступления в силу судебного акта;
    • приставы обязаны возбудить исполнительное производство в течение 3-х дней по заявлению взыскателя;
    • на совершение исполнительных действий дается 2 месяца, в течение которых специалист ФССП обязан наложить арест на счета и имущество, приступить к удержанию и реализации.

    На практике все работает намного сложнее. Срок исполнения практически никогда не укладывается в 2 месяца, предусмотренные законом. Однако от пристава требуется обеспечить выплаты по исполнительному листу, если единовременное удержание невозможно. С этой целью документы будут направлены по месту работы или службы должника для регулярных отчислений с заработка, либо будет начата принудительная реализация активов.

    Срок выплаты

    По общим срокам будет осуществляться исполнение по долгам с физическим лицом, юридическими лицами (ООО, АО, КПК и т.д.). Сюда подпадают долга по кредитам, выплата компенсации от страховой компании, погашение задолженности по услугам ЖКХ. Специальный срок получения денег предусмотрен:

    • по спорам с бюджетным учреждением, так как деньги будут перечислять казначейством (на расчет с взыскателем дается 3 месяца);
    • по административным постановлениям, в том числе о погашении штрафа ГИБДД (срок давности составит 2 года, а должнику дается 60 дней для добровольной оплаты санкции);
    • по делам, связанным с банкротством организации (период получения средств будет зависеть от действий управляющего, объема требований кредиторов).

    При вынесении постановления пристав обязан указать срок оплаты в добровольном порядке. Он может составлять до 5-ти дней, в течение которых специалисты ФССП вправе лишь наложить арест на имущество и счета. Как только 5 дней пройдут, могут вводиться обеспечительные меры, осуществляться принудительное списание со счетов в банках.

    Сроки взыскания по исполнительному листу судебными приставами зависят и от действий взыскателя. Если при подаче заявления в ФССП указать максимально подробные данные о должнике, его месте работы, наличии имущества, то процесс ареста и реализации активов пройдет значительно быстрее. Помощь в правильной подготовке документов в ФССП окажут наши юристы.

    Кредитные споры

    Банк может предъявить требование о взыскании просроченной задолженности в течение 3-х лет после нарушения обязательств по кредиту. В ряде случаев взыскание может осуществляться вообще без исполнительного листа. Если расчет задолженности и пени основан на графике платежей по договору, а сумма долга не превышает 500 тыс. руб., через мирового судью. Если задолженность больше, подается иск в суд общей юрисдикции, оформляется исполнительный лист.

    Должник вправе попросить суд о предоставлении отсрочки или рассрочки. Это позволит снизить размер ежемесячных удержаний, получить время для добровольного погашения долга .

    По решению суда банк может обратить взыскание на зарплату заемщика, на его имущественные активы. Если залогом по кредиту была ипотечная квартира, она будет реализована даже при наличии другого имущества. Фактический период выплаты может оказаться значительно больше двух месяцев, так как максимальный размер удержаний с зарплаты не может превышать 50%.

    Долги бюджетных организаций

    Для казенных, бюджетных и автономных учреждений порядок исполнения судебных актов существенно отличается, в том числе по срокам. Получив исполнительный лист, взыскатель должен обратиться не в ФССП, а в казначейство, где у должника открыт и обслуживается лицевой счет. Порядок взыскания в этом случае будет следующим:

    • после получения документов казначейство обязано направить должнику уведомление в 5-тидневный срок;
    • бюджетная организация должна в течение 10 суток подать распоряжение об увеличении лимита ассигнований;
    • общий срок исполнения не должен превышать 3-х месяцев, иначе можно предъявить претензии к субсидиарному ответчику.

    Обычно казначейство переводит деньги по исполнительному листу в течение указанных трех месяцев. Если возникает задержка по исполнению, можно подавать иск и привлекать к субсидиарной ответственности вышестоящего распорядителя средств .

    Если речь идет о взыскании морального вреда за незаконные действия чиновников или о компенсации за нарушение сроков судопроизводства, исполнительный лист подается напрямую в Министерство финансов РФ. На исполнение таких требований дается не более 30 дней.

    Алименты

    По алиментам, взысканным судом, исполнительный лист можно подать в ФССП в любой момент до совершеннолетия ребенка, а также в течение еще 3-х лет после наступления возраста 18 лет. Дополнительные нюансы при исполнении алиментных обязательств заключаются в следующем:

    • так как алименты носят периодический характер, приставам достаточно направить исполнительный лист по месту работы или службы должника;
    • взыскатель вправе сам обратиться с документами к работодателю плательщика;
    • при взыскании неустойки или задолженности по алиментам можно направить исполнительный лист в банк должника, либо использовать стандартный вариант с общением в ФССП.

    При удержании текущих платежей на имущество и счета арест не обращается. Это допускается только в случае, когда возникает задолженность по алиментам. Если долг будет подтвержден исполнительным листом, пристав вправе реализовать активы на торгах, ввести запрет на выезд должника за границу, лишить его права управления транспортом.


    Если пропустить сроки

    Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа, сможет его восстановить только при уважительных обстоятельствах. Только суд вправе оценивать такие причины, поэтому придется подавать заявление в судебном порядке. Для восстановления срока исполнительного листа можно ссылаться:

    • на длительное заболевание, в том числе с помещением в стационар, выездом за границу;
    • на призыв в армию, направление в долгую служебную командировку;
    • на отсутствие сведений о должнике, если исполнительный розыск приставов не дал результата.

    Учтите, что как только документы поданы в ФССП. срок на принудительное исполнение считается соблюденным. Даже если фактическое удержание затянется на несколько лет, восстанавливать срок не придется.

    Можно ли отсрочить еще

    В ГПК РФ и Законе № 229-ФЗ предусмотрен ряд законных оснований для временного прекращения взыскания. Должник вправе:

    • получить через суд отсрочку по листу, когда срок исполнения будет отложен на определенный период времени;
    • добиться рассрочки, при которой вся сумма задолженности будет распределена на длительное время;
    • подать приставу ходатайство об отложении действий на срок до 10 дней.

    Также будет приостановлено взыскание, если подана жалоба по оценке арестованного имущества, либо заявление о разъяснении решения суда или положений исполнительного листа.

    Чтобы добиться взыскания, нужно передать документы в ФССП, в банк или по месту должника в течение 3-х лет после вступления в силу судебного акта. Процесс исполнения должен длиться не более двух месяцев, а при удержании с бюджетного учреждения – до 3-х месяцев. Должник вправе попросить через суд отсрочку или рассрочку по исполнению, либо об отложении специалистами ФССП действий по взысканию.

    Вы можете получить бесплатную консультацию юриста по любым вопросам, связанным с предъявлением исполнительных листов к взысканию. Мы поможем выбрать оптимальный и быстрый вариант взыскания, заставить приставов работать. Звоните, чем раньше приступить к взысканию, тем быстрее вы получите деньги!