Федеральные премиальные: какие стимулы даст правительство чиновникам. Федеральные госслужащие: место в структуре

Вопрос заработных плат в нашей стране стоит достаточно остро. Связано это со значительным дефицитом бюджетных средств, вызванным кризисом 2014-2015. От бюджета зависят 11 категорий работников, среди которых врачи, военные, учителя, государственные служащие, составляющие около 40% работающего населения. Все это – чрезвычайно важные должности. Но особое место занимают военные и госслужащие. Люди, защищающие интересы государства и управляющие им должны быть социально защищены. Тем более что эта ответственная работа накладывает ряд ограничений на тех людей, которые ее выполняют.

В статье как раз будут рассмотрены последние новости, касающиеся одной из этих категорий: каким будет повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году в России , особенности их работы и пенсионного содержания.

Кто такие федеральные госслужащие?

Вообще, все госслужащие , являются представителями власти, несущими службу в органах управления: федеральных или муниципальных. Получают денежное содержание они также из соответствующего бюджета. Сказать в целом, чем занимаются федеральные госслужащие достаточно сложно. К этой категории относится множество должностей, имеющих свою определенную функцию. Она может быть административной, юридической, организационной.

Особенностью такой работы является то, что нарушения должностных обязанностей подразумевают ответственность против власти и интересов государства. При этом еще и имеется целый ряд ограничений. К примеру, государственный служащий не имеет права заниматься другой деятельностью. Также он не может участвовать в любого вида манифестациях, так как это препятствует деятельности государства, на которое он и работает. И таких ограничений достаточно много.

Однако несомненным плюсом работы в федеральных госорганах являются приличные зарплаты по сравнению с остальным населением и полный соцпакет, включающий медицинскую страховку и различные льготы.

Актуальная ситуация

Каково будет вопрос актуальный. Но чтобы разобраться в нем, имеет смысл ознакомиться с нынешней ситуацией.

Приличные зарплаты это, по данным Росстат, почти 80 тыс. рублей. Многие, прочитавшие эти цифры, посчитают их достаточно большими. Поэтому стоит оговорить сразу несколько моментов. Во-первых, это уровень столичных зарплат, а он несколько выше всей России в среднем. Во-вторых, уровень ответственности подразумевает соответствующие доходы. Ну и в-третьих, у людей, занимающих достаточно высокие должности, велик соблазн иным способом зарабатывать на хлеб. К сожалению, речь идет о коррупции. И цивилизованных способов борьбы с ней не много. Точнее, один. Сделать официальную работу настолько привлекательной и хорошо оплачиваемой, чтобы человек боялся ее потерять и действовал в рамках должностных обязанностей. При этом тщательно следить и соблюдением всех правил. Именно по этой причине денежное довольствие у лиц, стоящих у власти, выше среднего.

Рассматривая период после кризиса, можно заметить, что федеральным госслужащим заработная плата регулярно индексировалась, вплоть до 2016 года. Однако, чтобы изыскать на это средства, была проанализирована эффективность их работы с целью оптимизировать и реорганизовать структуру. То есть деньги брались непосредственно из внутренних резервов. Что же получилось? С 2014 года средняя зарплата увеличилась с 75 000 до 80 000 рублей , а численность штата сократилась с 39 200 до 38 500 человек .

Но дефицит бюджета все же дал о себе знать: Правительство РФ ввело мораторий на индексацию довольствий федеральным госслужащим. Предварительный срок – 1 год.

Планы 2017: зарплаты

Ввиду введения моратория, и ндексация зарплат федеральным бюджетникам в 2017 году очень ожидаема . Изначально предполагалось, что ее замораживают всего на один год. Проект бюджета на 2017 также по предварительной информации имел в планах необходимые суммы для проведения индексации всем бюджетникам.

Однако после одного из совещаний по сведению бюджета было заявлено, что не исключено, что в будущем году потребуется вновь приостановить рост заработных плат, несмотря на то, что это негативно скажется на качестве жизни населения и замедлит рост экономики. Сергей Нарышкин, спикер Госдумы, отметил, что допускает ограничение роста довольствий госслужащим . Так что очередной мораторий на индексацию , к сожалению, оказался вполне возможным вариантом развития событий.

Конечно, пока ведутся дебаты по сведению будущего бюджета, подобные сообщения останутся просто информационными. И шанс, что удастся изыскать средства на индексацию заработных плат бюджетникам в целом и увеличение окладов федеральным госслужащим в 2017 году в частности все же есть. Остается пока лишь подождать пару месяцев до финального подписания бюджета и все неясности будут определены.

Планы 2017: сокращения

Для федеральных госслужащих тема сокращений хорошо знакома. За сравнительно короткий период времени было проведено 2 волны сокращений: в 2013 и в 2016 годах . Благие цели по оптимизации штата и увеличению эффективности привели в ряды безработных множество бывших госслужащих. При этом, во второй этап сокращений Президентом РФ была поставлена цель – 10% за 2 года. Таким образом, в 2017 еще 1 500 госслужащих останутся без работы .

Планы 2017: федеральные пенсионеры

Пенсионеров изменения также не обойдут стороной. Самая известная новость – увеличение пенсионного возраста . Это нововведение коснется тех, кто планирует выйти на пенсию и только госслужащих. Начиная с будущего года, нынешний период работы чиновников, требуемый для выхода на пенсию – 15 лет, будет ежегодно увеличиваться на 0,5 года ежегодно, пока не увеличится до запланированного – 20 лет. Увеличивают по такому же принципу пенсионный возраст – до 60 лет у женщин и до 65 лет для мужчин.

Но есть и хорошие: льготы федеральным пенсионерам ветеранам труда на 2017 год оставят прежними. Это значимо для многих, так как среди прочего в списках льгот и скидки на ЖКХ, и льготный проезд, и медобслуживание. Кроме того, в ряде регионов были и будут осуществляться выплаты ветеранам труда федерального значения в 2017 году в России. Они отличаются по суммам, но эта зависимость объясняется наполнением региональной казны.

Заключение

Последние годы в стране ознаменованы не самыми благоприятными экономическими событиями, и сказываются они на всех, независимо от занимаемых должностей, заработных плат и возраста. Чтобы решить непростые задачи, Правительство ищет все возможные пути, которые не всегда являются желаемыми или приятными. Те, кому не повысили доходы раньше, имеют хотя бы индексацию. Те же, кто раньше получал более высокие заработные платы, остаются с ними же, даже и в условиях высокого роста потребительских цен.

В итоге, всех затронул кризис или его последствия . Несмотря на общее понимание, к чему может привести мораторий повышение зарплаты федеральным госслужащим в России,

Читателям, относящимся к структуре государственной службы, важно знать многое. Свежие новости: повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году в России состоится. Кому интересно, кого данное заявление может интересовать, должен иметь принадлежность к органам:

  • налоговым;
  • представителям миграционной службы;
  • таможни;
  • представителям, служащим в Роспотребнадзоре, Росреестре;
  • пограничных служб.
Всем, кто туда относится, может рассчитывать исключительно на государство, ведь никаких других доходов у них быть не может. В противном случае служба завершится раньше желаемого времени. Тем временем не должно быть разглашения о размере заработной платы. А суммы доходов большинства служащих представляют собой тайну. Этим структуры сильно отличаются от западных стран. Но кое-что про увеличение окладов федеральным госслужащим в 2017 году все же стало известно.

Немного о прошлом, кризисном времени

Когда разгорелся кризис, президенту страны пришлось принять серьезное решение, приведшее к уменьшению сумм окладов лицам, пребывающим на госслужбе. Вычеты произвели даже тем, кто относится к госаппарату и к приближению президента лично. Всему виной резкий спад экономических показателей, на фоне стремления в противоположную сторону инфляционного процесса. Но как следствие всего этого, страдает в большей мере население. Чиновникам, остальным служащим федерального уровня на государственных местах не приходилось думать о прибавке к окладам.
В правительстве не отказываются от проведения индексации на будущий период. Но каковы бы меры ни были предприняты, ощутимого эффекта не стоит ожидать. Лишь в случае, если индексация зарплат федеральным бюджетникам в 2017 году пройдет по уровню 10 или выше процентов изменится финансовое благополучие конкретного специалиста. Однако за всем этим последует колоссальный рост нагрузки на бюджетный карман. Там без того чрезвычайно ослабленное положение в нынешнем времени. Однако нет надобности вдаваться в отчаяние, ведь правительством предусмотрены повышения для отдельных категорий служб. Кто эти счастливчики – далее.

О достойных прибавки к заработной плате и финансировании из бюджета

В числе ожидающих повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году в России есть несколько категорий граждан. Здесь речь идет о депутатах и генеральных прокурорах; сенаторах и представителях министерств; представителях аудиторских организаций и работниках судебных органов. Финансирование плановое, сумма выделена на 47,5 миллиардов в рублях. Здесь указаны еще не все, кому стоит радоваться, или хотя бы надеяться на финансовые изменения к лучшему. В ожидании восстановительного провеса в экономике в будущем году стоит рассчитывать на прибавку заработной платы многим госслужащим.

В рамках Проекта бюджетной политики процедура повышения происходит по двум этапам на протяжении нескольких лет. Как следствие, это должно привести к удвоению окладов. Чтобы полностью прошла индексация зарплат федеральным бюджетникам в 2017 году, необходимо выделить за весь период 450 рублевых миллиардов. А для систематического обновления и оптимизации по оплате труда требуется еще порядка 462 миллиардов рублей. Все это уже предусмотрено бюджетным проектом.
Для дополнительного стимулирования трудовой деятельности служащих предоставлены, пока только на бумаге, 380 млрд. рублей. Причем на 2017 год из этой суммы отводят сразу 193 миллиарда рублей. Согласно Проекту, будут внедрена измененная структура по фонду оплаты труда. Стимулирование должно занять 40-процентную долю, а увеличение самого фонда ожидается вдовое. Таковы планируемые расходы на повышение денежного содержания федеральных бюджетников в 2017 году.

Другие сферы бюджета, планирующие рост оплаты труда

Существенной прибавки стоит ожидать тем, кто имеет отношение к высоким категориям специальности. В числе счастливчиков есть медики, имеющие отметку высшей категории, вместе с представителями культуры и искусства, заслуженными деятелями этих направлений и другими личностями. Отдачей данных нововведений планируют получить рост престижа трудовой деятельности в этих направлениях как в числе государственной службы, так и среди бюджетных направлений.

Все это немаловажно, прежде всего, для тех, кто только планирует направиться на трудовую деятельность или отдать на учебу по данным направлениям своих детей. Ведь сохраниться на должности, работая на государство, пусть даже и в кризисное время, стабильнее, нежели оставаться на вольных хлебах, без стажа и постоянного оклада. Тем более что времена меняются, у кризиса рано или поздно наступит завершение.

Льготы федеральным пенсионерам ветеранам труда на 2017 год

Прежде, чем перечислить перечень ветеранских льгот, стоит упомянуть про критерии, по которым должен соответствовать человек званию ветерана труда. Здесь речь идет про лиц, начавших трудовую деятельность с несовершеннолетнего возраста в период военных лет. Стажа должно насчитывать более четырех десятилетий для мужчин и трех с половиной для женщин. Также необходимо распоряжаться хотя бы одним из трудовых званий времен советского союза, обладать наградами в виде медали, ордена по трудовым заслугам. Не обойтись ветерану и без рабочего стажа согласно категории пенсии за выслугу лет.

Ветераном может себя считать и тот, у кого имеется ведомственный знак за трудовые заслуги. Важно иметь в распоряжении к медали удостоверение. Без подтверждающего документа добиться статуса ветерана просто невозможно. Также сложно добиться положения при наличии медали ударника социалистического/коммунистического труда. Если вы заинтересованны в приобретении свидетельства о заключении брака в Москве, то есть предложение - купить свидетельство о браке в Москве любого столичного загса, покупайте только качественные свидетельства о браке!

Списком льгот определяют для ветеранов такие привилегии:

  • Бесплатную езду общественным транспортом, кроме маршрутных и пассажирских такси, за исключением 1-2 мест в первом виде транспорта;
  • Безвозмездную медицинскую помощь в государственных учреждениях;
  • Услугу бесплатного протезирования зубов, за исключением дорогостоящих металлокерамических конструкций;
  • Работающим ветеранам предоставляется выбор на свое усмотрение времени для отпуска;
  • По оплате услуг ЖКХ, билетов ж/д, водного транспорта предусмотрено 50% скидки;
  • Действие данного перечня льгот актуально и для 2017 года.

О выплатах для ветеранов на предстоящий год

Ежемесячно ветеранам полагается получать на федеральном уровне утвержденную пенсию. Однако рассчитывать на ее получение, пока не будет достигнут пенсионный возраст, не приходится. Ежемесячно регионы начисляют денежные выплаты на сумму 454 рубля тем, кому не выплачивают из федерального бюджета. А для компенсации за телефонию полагается еще по 218 рублей каждому ветерану. Предусматриваются индивидуальные выплаты ветеранам труда федерального значения в 2017 году в России с пенсией, не дотягивающей до прожиточного минимума. При отказе от пакета социальных услуг можно воспользоваться компенсацией.

В числе привилегий ветеранам достаются налоговые скидки в виде:

  • Отмены НДФЛ.
  • Освобождения от имущественного налога.
  • Манипуляции, обусловленные переносом налоговых вычетов по другим отчетным периодам.
У каждого ветерана имеется возможность получения всех привилегии в денежном эквиваленте. Монетизация предоставляется для санаторно-курортных, транспортных, лекарственных льгот.

Зная о всех привилегиях со стороны государства, уже сейчас стоит задуматься о продолжении трудовой деятельности для нового поколения. Ведь на смену ветеранам советских времен приходят новые, молодые, жаждущие великого времени люди.

В правительстве готовятся к очередным сокращениям зарплат. В 2017 году доходы госслужащих могут сократиться на 6%. Зарплата госслужащих была заморожена и начала сокращаться с 2015 года, после кризиса 2014 года, на 10% в год. В ведомствах последнее сокращение в 2016 году обосновывали поручением премьер-министра Дмитрия Медведева от 25 декабря 2015 года №ДМ-П13-8741, рассказали на условиях анонимности «Газете.Ru» несколько чиновников. В министерствах это поручение считается секретным. Но в отчетах Минфина об исполнении бюджета в 2016 году и в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017-2019 годы со ссылкой на этот документ указано, что 10-процентное сокращение зарплат — это средняя величина секвестра бюджетных расходов, который проводился в текущем году.

В материалах к проекту бюджета на следующий год средней величиной сокращения бюджетных расходов на 2017 год указано 6%. На 2018-2019 годы такое сокращение определено на уровне 9 и 11%. В министерствах ждут повторения указания премьер-министра по зарплатам в конце этого года, рассказал один из собеседников «Газеты.Ru».

Надежды чиновников на скорый официальный рост своих доходов во вторник окончательно были опровергнуты в Кремле и Белом доме. «Я вообще не располагаю информацией о том, что такое планировалось увеличение. Вы знаете, что сейчас пауза с увеличением есть, мне неизвестно о каких-то сроках, когда эта пауза будет прервана», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом пресс-секретарь опроверг сообщение о возможном росте зарплат чиновников с 1 января 2019 года.

В Белом доме опровергали информацию о возможном повышении зарплат по-другому. «В бюджетах 2015-го, 2016-го, а теперь и в проекте бюджета на 2017-2019 годы отменена норма об индексации заработных плат госслужащих по инфляции; увеличения заработных плат госслужащих в проекте трехлетнего бюджета также не предусмотрено», — заявили в кабмине.

«Прозвучавшая в ряде источников цифра 38% носила плановый, теоретический характер», — отметили в аппарате.

«В силу сложившейся экономической ситуации этот показатель — даже с учетом того, что речь идет о накопленном итоге — в 2019 году, скорее всего, достигнут не будет», — отметили в правительстве.

Причиной опровержений Кремля и Белого дома стал 13-й пункт плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы (утвержден правительством в сентябре 2016 года). Этот пункт плана предусматривает с четвертого квартала 2018 года «завершение мероприятий по совершенствованию системы материального стимулирования гражданских служащих и структуры денежного содержания». В том числе чиновникам обещано «увеличение гарантированной части их денежного содержания и доли выплат, обусловленных эффективностью их профессиональной служебной деятельности».

Нет реформы, нет и зарплаты

Возможный рост зарплат чиновников предполагался президентом Владимиром Путиным, но только при условии проведения административной реформы государственной службы и реформы заработной службы. Эти реформы были объединены в отдельном майском 2012 года указе президента №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Указом предписывалось правительству еще до 1 декабря 2012 года «представить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы оплаты труда государственных гражданских служащих».

Предполагалось, что новая система позволит «учитывать состояние рынка труда, в том числе по отдельным профессиональным группам, и стимулировать антикоррупционное поведение». Но «зарплатная» часть указа не главная — по тому же указу правительство должно было провести ряд административных реформ. Например, предписывалось «до 1 января 2013 года обеспечить замену в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами». Официальных итогов исполнения пунктов указов не публиковалось. А изменение оплаты труда увязывалось с результатами этих реформ.

В итоге обсуждение и административной реформы, и реформы оплаты труда госслужащих в Белом доме продолжается до настоящего времени.

«Зарплатная» реформа согласовывается теми же темпами, что и административная реформа. Но в отличие от 2012 года теперь реформа зарплаты не увязана с административной реформой в одном документе.

В послании президента Федеральному собранию в декабре прошлого года Владимир Путин вновь потребовал от правительства подготовить предложения «по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов». Срок исполнения был назначен на 1 июля 2016 года. Очередной «зарплатный» указ Владимир Путин издал в августе 2016 года. В этом документе речь шла о необходимости в месячный срок утвердить план мероприятий по реализации «Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы». Ответственным исполнителем был назначен Минтруд.

План, или «дорожная карта», реформирования госслужбы появился в сентябре.

Но реформа заработной платы госслужащих по этому документу теперь отодвинулась на четвертый квартал 2018 года, т.е. после выборов президента.

Как и в 2012 году, по плану предполагается установить оплату чиновнику на «конкурентном на рынке труда уровне».

Основная проблема системы оплаты труда госслужащего — в ее структуре: меньшая ее доля составляет гарантированную часть в виде оклада. Большая часть доходов чиновника по закону приходится на дополнительные выплаты, которых в законе о государственной гражданской службе перечислено более десяти видов.

Наиболее значимыми для чиновника являются ежемесячная и квартальная премии и премия по итогам года. Однако премии можно лишиться по воле начальника, который на свое усмотрение может перераспределить эти средства между другими госслужащими. Оклада сотрудника лишить нельзя. Увеличить гарантированную часть денежного содержания и было обещано после президентских выборов.

Кроме премий к дополнительным выплатам относится ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая составляет 10% от оклада в течение первых пяти лет службы и увеличивается до 30% при стаже свыше 15 лет.

Также чиновники получают премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы в размере до 200% от оклада и ежемесячную процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну.

Реформирование контрольной и надзорной деятельности в октябре 2016 года правительство также отодвинуло до лучших времен. С 19 октября протоколом совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева прежняя работа по подготовке предложений реформирования контрольно-надзорных функций переименована в «реформу» и будет готовиться теперь в рамках «Приоритетной программы». Официально о всей реформе известно только то, что премьер-министр поддержал принцип перехода на риск-ориентированный подход к контролю и надзору. Результаты появятся не раньше 2018 года. Реформа по-прежнему включает тезис об «исключении устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований». Но их перечень по-прежнему согласуется. Программу должен разработать министр «открытого правительства» Михаил Абызов. Текст пока не подготовлен.

Три ведомства, отстоявшие рост зарплат

Пока нет административных реформ, не будет и роста зарплат — следует из пояснительной записки Минфина к федеральному бюджету на 2017-2019 годы.

В реальных цифрах отсутствие реформ Минфин описал так. Расходы на совершенствование системы оплаты труда федеральных госслужащих в соответствии с указом президента №601 предусмотрены в 2017 году в объеме 95,85 млрд руб., а в 2018-2019 годах — по 96,93 млрд руб. ежегодно. Это больше уровня 2016 года — тогда эти расходы были сокращены до 93,24 млрд руб. В 2016 году сокращение этой статьи на 9,01 млрд руб. объяснялось 10-процентным сокращением расходов на содержание госаппарата в 2015 году и «протяжкой» этого решения на 2016 год.

Но рост расходов в реальном выражении на 2017 год означает рост фонда оплаты труда для ограниченного круга ведомств.

По бюджетным документам рост расходов предполагает прежде всего «материальное стимулирование работников ФНС, численность которых увеличивается в связи с наделением службы новыми полномочиями по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС и ФОМС», говорится в бюджетных материалах.

Кроме того, с 2017 года открыты 30 новых штатных единиц в аппарате правительства. На содержание «дополнительной численности федеральных государственных гражданских служащих аппарата правительства РФ» запланировано дополнительно 110,9 млн руб. Новые задачи для этих 30 сотрудников в правительстве не разъяснили.

Увеличился и фонд оплаты труда Минфина — в 2017 году на 162,4 млн руб. Дополнительные штатные единицы Минфину одобрены в связи с объединением в апреле этого года функций контроля над доходами и созданием на его базе фискального суперведомства.

То есть рост фонда оплаты труда в 2017 году произойдет только в тех ведомствах, которые заранее побеспокоились о расширении своих полномочий.

Иными словами, эту прибавку фонда оплаты труда ведомства могут и перераспределить в виде премий действующим сотрудникам, если их руководители сочтут, что они справляются с дополнительными полномочиями, а новые сотрудники не будут набраны. В Минфине не стали обсуждать зарплаты.

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Размер заработных плат у российских чиновников заслуживает отдельного внимания. По сводным данным, предоставленным Росстатом в первом полугодии 2015 года, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 95 000 рублей. Ее размер стал больше на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. Прожиточный минимум, установленный официально на данный момент, составлял 7 161 рубль.

В число людей, работающих в федеральных службах, входят следующие категории:

  • судебные приставы;
  • сотрудники внешней разведки;
  • работники в сфере охраны здоровья;
  • научные работники, сюда же входят деятели образования и культуры;
  • ряд других.

У определённой категории служащих данных ведомств доход в этот период был несколько поменьше, чем у всех остальных чиновников. Средний размер их зарплаты равен 76 100 рублей. Эта цифра не достигает установленного минимума. Работники части федеральных организаций имеют еще меньше. К примеру, в агентстве по техническому регулированию и в органах следственного комитета России усредненный оклад составлял около 47 000 рублей. Самые низкие зарплаты, как на период 2015 года, так и теперь, у служащих в агентствах по делам стран СНГ.

Чиновники, стоящие у исполнительной власти, зарабатывают несколько больше: в 2015 году их зарплата была равна 84 100 рублей. По сравнению с предыдущим годом оплата их труда увеличилась примерно на 1,8 % за месяц.

Работники судебных органов, в том числе генпрокуроры, сотрудники прокуратур располагали месячной зарплатой в размере 106 200 рублей.

Госдума имеет в своем составе депутатов нижней палаты в количестве 450 человек, каждый из которых получал по 113 000 рублей ежемесячно. В сравнении с предыдущим годом их оплата стала больше на 26,5%.

В составе Совета Федерации в верхней палате трудятся чиновники в количестве 170 человек, которые в 2015 году имели ежемесячно по 139 000 рублей каждый.

Эта цифра почти на 20% больше по сравнению с 2014 годом.

В 2015 году существенно возросли зарплаты у служащих Министерства иностранных дел. Процент увеличения составил 84,5%. Месячный доход каждого сотрудника равнялся 139 000 рублей.

Работники Конституционного суда, которые занимаются проверкой законов и договоров, актов и прочих документов на предмет соответствия, получали заработную плату в размере 153 000 рублей.

Работники счетной палаты имеют зарплаты довольно высокие. В их компетенции: контроль фондов, расходной и доходной частью бюджета страны, а также банковскими учреждениями. Они следят за целевой направленностью кредитов, а также состоянием внешнего долга страны в целом. Сотрудники счетной палаты получали 180 000 рублей в месяц. Это на 69,3% больше по сравнению с предыдущим годом.

Правительственному аппарату зарплату в 2015 году снизили на 7,8%. Работники данного ведомства контролируют исполнение правительственных решений. Их заработная плата составляла 194 800 рублей в месяц.

Администрации президента зарплату также снизили на 2,1%. На момент 2015 года она составляла 226 200 рублей в месяц.

Размеры заработных плат в зависимости от ведомств

Само собой разумеется, что по сравнению с другими зарплаты работников федеральных государственных органов несколько больше средних зарплат по России.

В федеральных органах России трудятся чиновники высшего ранга, которые получают довольно внушительные зарплаты. Это ведомства МИД, Министерство обороны, Министерство экономики развития, Следственный комитет, Спецстрой, Верховный суд, Конституционный суд, гидромет, ЦИК.

В регионах чиновников трудится в несколько раз больше. Количество сотрудников, занимающих должности в государственных органах составляет примерно 682 000 человек, в муниципальной службе занято 307 000 сотрудников.

Их доходы существенно ниже, по сравнению с работниками, занятыми в федеральной службе, а заработок варьируется в пределах от 42 000 до 36 900 рублей. Однако стоит заметить, что работа у них довольно ответственная и обязанностей у каждого немало. Что касается вопроса повышения заработных плат, то такая тенденция наблюдается ежегодно.

По определению специалистов российского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы считается одним из самых сложных. Соответственно и заработная плата у них должна быть немаленькая. Разговоры о том, что ее размер в некоторой степени превышает среднюю оплату труда в целом по стране, вполне обоснованы. Но проблема не в том, что чиновничий аппарат зарабатывает много, а в том, что все остальные – мало. По предварительным подсчетам средний заработок госслужащих доходит до положенного минимума. Их доход в среднем должен составлять примерно 9 прожиточных минимумов, что в переводе на рубли равняется 80 000 рублей в месяц.

На каждого трудящегося в России должно выдаваться 55 000 рублей, что равно 5 прожиточным минимумам. Однако государственный бюджет этих денег не выделяет: среднемесячный доход для обычных работников значительно меньше и равен примерно 36 500 рублей в месяц, то есть 3,3 прожиточного минимума. Целью государства на данный момент является доведение зарплаты российских граждан до этой планки. Таким образом, вопросов у населения страны по поводу больших зарплат чиновников не будет возникать.

Стоит заметить, что информация по доходу чиновников не должна считаться тайной. В любой стране обычные граждане всегда находятся в курсе того, как отрабатывается жалование государственными служащими и на какие цели тратятся налоговые отчисления. В развитых странах прозрачность данной информации является нормой. Россия в этом плане не исключение.